и_

НЫХ
bHO
ра-
ей;
Hi

ской

де
ЛЬа

spent

CM

Вторник, 18 декабря 1945 г., № 33

(534).

МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

НОЗЫЕ УСПЕХИ
СОВЕТСКИХ ФУТБОЛИСТОВ

«Динамо» (Тбилиси) — .
«Чеферс» (Бухарест) —2:1
16 декабря в Бухаресте футболисты

тбилисского «Динамо» провели ‹вой пер-
вый матч против команды румынских же-
лезнодорожников «Чеферс».

Вся первая половина игры проходила в
быстром темпе, но не дала результатов
Вторая половина игры начинается стреми-
тельной атакой футболистов «Динамо», в
результате которой открыт счет 1:0. По-
сле ряда красивых комбинаций, проведен-
ных Пайчадзе, Бережным и Джеджела-
вой, счет увеличивается до 2:0. Лишь
к концу игры румынским футболистам
удалось отквитать один гол. Эта  инте-
ресная встреча закончилась co счетом
2:1 в пользу тбилисского «Динамо»,

ЦДКА (Москва) — «Хайдун»
(Югославия) 2:0

В югославском городе Сплит coctos-
лась встреча футболистов ЦДКА с коман-
дой «Хайдук» — одной из лучших в Юго-
славин. Почти каждый третий взрос-
лый житель присутствовал на этом мат-
че.

Обе команды играли остро и напори:
сто. На 20-й минуте москвич Демин бьет
]!-метровый штрафной удар по воротам
«Хайлук». Мяч в ‹етке, счет 1:0. За не-
сколько минут до конца первого тайма
Гринин вбил второй гол. Вторая половина
игры не изменила результата.

Со счетом 9:0 в пользу ЦДКА закон-
чился этот матч.

«Торпедо» (Москва) —
«Сборная Варны» (Болгария) —

‚ В воскресенье московская команда
«Торпедо» играла со сборной командой
г. Варна. Матч прошел очень оживленно
и привлек большюе число зрителей. Пре-
восходство торпедовцев было очевидно.
Они вбили 4 мяча, не пропустив в свой
ворота ни одного.

«Динамо» —«Кардиф-Сити»
Матч на кинопленке

Во Всесоюзном комитете по делам ки-
нематографии состоялся просмотр специ-
ального киновыпуска о матче `«Кардиф-
Сити» — «Динамо».

Фильм удачно смонтирован и сопровож-
дается хорошо подобранной по темпу и
содержанию джазовой музыкой.

В отличие от фильма «Динамо» — «Чел-
си», операторам удалось значительно со-
держательнее и полнее заснять ход игры.

На первенство ВЦСПС

Позавчера начались шахматно-шашечные
соревнования на первенство ВЦСИС. В со-
ставе команд — 7 шахматистов и 3 шаши-
ста, в том числе гроссмейстеры и мастера.

В первом туре выиграли: «Крылья Сове-
тов» у «Строителя Востока», «Большевик 1»
— у «Науки», «Энергия». — у «Цветмета»,
«Зенит» —_ у «Строителя центра», «Боль-
шевик И» — у «Металлурга Востока» и
«Локомотив» — У «Молнии».

oc

Хор Свешникова

возвратился в Москву

После 30-дневного пребывания за грани-
цей в Москву вернулся Государствен-
ный хор русской песни под руководством
А. В. Свешникова. За это время хоровой
коллектив выступил с концертами в зоне
советских оккупационных войск в Герма-
нии. побывал в городах Чехословакии, Вен-
грии, Австрии. Было дано свыше 50 кон-
цертов. Все они прошли с большим успе-
хом.

В Сокольниках в воскресенье. Старт

команд вузов столицы,
Фото И. Абакумова.

Лыжный сезон открыт!

Большие соревнования в Сокольниках

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16 декабря, лыжники
столицы открыли свой спортивный се-

В

зон. Сокольники, излюбленное место отдыха

москвичей, с зимы 1940 года не видели
такого количества лыжников, как на этот
раз. Десятки фабрик, заводов, вузов и тех-
никумов столицы выставили свои команды.

Стрелка часов приближается к 11. Лыж-
ницы крупнейших вузов участницы эста-
феты встали на старт. Отрывистая коман-
да, взмах флажка, и десятки гонщиц дви“
нулись в путь. Зеленые, синие, красные,
голубые майки замелькали между деревья-
ми. Мгновение, и новые группы лыжниц —
студентки техникумов и производственных
коллективов берут старт и устремляются
вперед.

++
=

Погода благоприятствует соревнованию.
Легкий мороз сделал лыжню твердой. Лы-
жи хорошо скользят.

Проходит несколько минут томительного
ожидания, и первая из гонщиц появляется
на финише. На ее груди номер 188. Под
этим номером идет команда института им.
Баумана. Невдалеке от нее лыжнины Мос-
ковского авиационного института (МАИ),
Московского авиационного технологнческо-
го института (МАТИ) и других вузов, вы-
ступающих по ‘первой группе. На втором
этапе на первое место выходит команда
МАИ, института им. Баумана идет следом,
за ней — МАТИ.

Такая же острая и напряженная борьба
разыгрывается во второй групле и в груп-
пе производственных коллективов, где за
лидерство борются сразу по 3—4 команды.

Лыжницы идут хорошо, чувствуется, что
они отлично тренированы.

Первой линию финиша пересекает пред-
ставительница МАИ. Эстафету 33
команда-победительница прошла за 46 ми-
нут 36 секунд. Среди производственных
коллективов побеждает команда завода
№ 23, на втором месте—фабрика «Утиль-
сырье». Е

--..Судьи” вызывают на старт ‚ мужские
команды. Первыми берут старт команды

ifs * < и

вузовских спортсменов, составляющих пер-
вую группу.

С первого же этапа борьба за лидерство
разгорается между этими командами, ‘и хо-
тя лыжникам МАТИ удалось вырваться
вперед, их противник идет следом. На. по-
слелнем этапе первым эстафету принял
представитель . МАТИ Дмитриев, за ним
Борисов (МАИ). Это сильнейшие лыжни-
ки, и им предстоит на последних пяти ки-
лометрах решить исход борьбы. Первым к
зинии финиша подходит Дмитриев, показа-
вший лучшее время дня и закрепивший
успех своей команды. Пять километров
Дмитриев прошел за 21 минуту 19 секунд. .
Время команды-победительницы в`эстафе-
те 4Х 5—1 час 30 мин. 1 сек., а на вто=
ром месте команда МАИ.

Среди производственных коллективов у
мужчин победили команды Мясокомбината
и завода «Серп и молот».

Более трех с половиной часов длилось
это интересное соревнование московских
лыжников, открывших свой спортивный се-
зон первой послевоенной зимы. :

=e ;
*

В прошедшее воскресенье начался розы-
грыш первенства Москвы по хоккею по
первой группе. Больших успехов добились
хоккеисты «Локомотива», «Динамо», <«Кры-
льев Советов» и «Спартака». :

«Локомотив» победил всеми командами
«Торпедо». «Спартак» и «Динамо» также
обыграли своих противников — «Строите-‘
ля» и «Трудовые резервы». «Буревестни-
ку» удалось выиграть у «Крыльев Сове-
тов» лишь первой женской командой. :

Первая команда «Динамо» выиграла у
«Трудовых резервов» с большим счетом

те
В соревнованиях горнолыжников, начав-
ших свой спортивный сезон розыгрышем
первенства по слалому, участвовало 38
человек.
Первые места заняли: у
ображенский (ЦДКА),
миразумова («Динамо»).

мужчин—В. Пре--
у женщин—М. Се-

‘ГКурт, Генчке Фриц, Мюллер Эрих, Краузе

tt, Казначеев, Белов, Луговской и Сило-

ато система истребления немцами мирных

Заслуженная награда

Решением Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК
СССР почетное звание «Заслуженный мастер спорта СССР» присвоено футбо-
листам Московского «Динамо» М. Семичастному, Л. и С. Соловьевым, В. Тро-
фимову, В. Блинкову, а также Орешкину и тренеру второй команды «Динамо», в
прошлом одному из лучших футболистов этого прославленного клуба, Е. Фо-
кину.

Звание «Мастер спорта» присвоено А. Хомичу и Е.  Архангельскому.

Весь состав команды «Динамо»

paqaaeunasnaeaauacaanannenmnneeye nna

Месяц в Англии*

(Заметки спортивного радиообозревателя)

В Глазго шютландцы нас встретили цве-
тами. Я подчеркиваю это потому, что цве-
ты там очень дороги. Например, букетик
из шести хризантем стоит столько же,
сколько стоят ботинки. «Болельщики» всо-
вывали динамовцам в руки цветы и сразу
же убегали, остерегаякь полисменов, окру-
жающих нас. Все требовали автографов.
Особенно охотно мы давали их мальчи-
кам-лифтерам, которые потом продавали
эти автографы и зарабатывали на этом.

Мы совершили прогулку на катере по
реке Клайк. Рабочие на набережной бро-
сали работу, приветствовали динамовцев.
Часто появлялись красные флаги. Когда
мы проходилн мимо авианосца, матросы
стали кричать: «Да здравствует дядя
Лжэри!» Так OHH чазывают товарища
Сталина.

Почти все‘ пютландцы надеялись на
победу команды «Глазго-Рейнджерс». На
многих кораблях были надписи: «Динамо»
—<Главго-Рейнджерс» — 2:0 в пользу
Глазго». Одна из надписей предсказывала
нам проигрыш со счетом 0:10. Динамов-
цы читали все это и говорили между ‹о-
бой, что нужно обязательно выиграть.

Здесь я хочу сказать несколько слов о
том. что мы все время чувствовали под-
держку родины. Каждый день нам при-
носили телеграммы из СССР. Нам жела-

ли успехов наши друзья—полярники,  ра-
бочие, колхозники, студенты, школьники.
Телеграмма Хомичу гласила: «Оставайся

тигром, защишай наши ворота». Другая
телеграмма содержала всего одно ‹<лово:
«Великолепно!».

Мы каждый день старались слушать
Москву по радио. Если во время переда-
чи побледних известий все уходили, обя-
зательно оставался один дежурный.

Игра нам предстояла трудная не только
потому, что шотландцы — первоклассные
футболисты, но и потому, что многие ди-
намовцы выбыли из строя (Трофимов, Ле-
онид Соловьев, Орешкин). Малявкин ле-
жал < желтухой в Лондоне. У Сергея Со-
ловьева на ноге был фурункул. Следова-
тельно, на левый край некого было ста-
вить. Мы острили, что сюда придется по-
ставить нашу переводчищу, пусть сыграет,
как сумеет. Но шутки шутками, а играть
некому.

Собрался «тайный совет» из трех Ффут-
болистов. Темой обсуждения был... фурун-
кул Сергея Соловьева, который упорно не
‚вскрывался. Резать его,. как сказал  док-
тор, было нельзя. Но Соловьев согласил-
ся, чтобы фурункул «вокрылся» с по-
И re Ne а не

* Окончание. Начало ‘см; в № 32 от
15 декабря 1945 г.

мощью рук друзей, а потом будь что Oy-
дет. Самое главное сыграть матч с «Глаз-
го-Рейнджерс».

Шотландцы очень тщательно готовились
к матчу. Они показали очень напористую,
дружную игру. Динамовцы тоже провели
матч мастерски. Особенно отличилась за-
щита. Но судейство этой игры было явно
ве на высоте. В частности, очень мало
было оснований для второго одиннадцати-
метрового штрафного удара в ворота «Ди-
намо». Даже английский спортивный обо-
зреватель Раймонд Кламдеринг сказал:
«Я не знаю, за что судья дал его». Матч
закончился вничью со счетом 2:2.

Теперь мы могли спокойно вернуться в
Лондон ‘и подробно осмотреть город.

В столице Англии прежде всего бро-
сается в глаза колоссальное движение го-
родского транспорта. На ‘улицах через
каждые 50 метров — светофор. Движение
происходит по левой стороне, и поэтому
мы всегда переходили улицу <о страхом.
Сказывалась москозская привычка: пере-
ходя улицу, смотреть сначала налево, а
потом направо. Здесь же надо было по-
ступать наоборот.

Большинство домов в Лондоше старые,
закопченные. Много разрушений от че-
менцких бомбардировок; фанера  повсеме-
стно заменила стекло. Витрины магазинов
до сих пор заложены мешками с песком,
оставлены только маленькие окошки, че-
рез них можно видеть, чем здесь тофгу-
ют.

Небезынтересно отметить, что почтини-
где у под’ездов мы не видели машин. В
Лондоне существует закон: ни один ав-
томобиль не должен простаивать.

Очень много зелени. Буквально каждый
свободный клочок усеян травой, здесь же
посажены деревья. В субботу после рабо-
ты огромное число жителей столицы уез-
жает за город, где они проводят свой OT-
дых.

Побывали мы в знаменитом Гайд-Парке.
Здесь в субботние и воскресные дни обыч-
но проводятся митинги. Ораторы приходят
со своими табуретками, влезают на них и
начинают «держать речь». Вокруг  <оби-
рается по 10—15 человек. Ораторы нахо-
дятся недалеко друг от друга и поэтому
часто переругиваются.

В Гайд-Парке проходят и болышие ми-
тинги. Мы, например, попали на митинг
работников. газового завода. Вскоре при-
ехала полиция, и нам посоветовали поки-
нуть парк. Вечером мы ощутили резуль-
таты этого митинга. Работники газового
завола’ об’явили забастовку, наши плиты
не действовали.

награжден почетными
союзного комитета и ценными подарками.

Сотни тысяч советских спортсменов и любителей
приветствовать динамовцев с заслуженной наградой.

Чаи База имет ау ночи чеха точке

грамотами Все-

спорта будут горячо

nudavecsaucdequcdevenecasnenensceguonaaraueecaoune

В Лондоне очень популярны собачьи бе-
га. На специальных стадионах собираются
десятки тысяч зрителей. Зрелище это дей-
ствительно интересное.

Лондонские театры мало привлекатель-
ны. Мы побывали в одном полуоперном-
полуопереточном театре, напоминающем
небольшой сарайчик. Особенно убогое впе-
чатление производил оркестр. Видели мы
и чеховскую пьесу «Дядя Ваня». Публи-
ки было мало, едва 50 человек.

Видели мы и несколько фильмов. В
лондонские кинотеатры можно входить и
выходить в любое время, даже в среди-
не сеанса, Тогда сначала смотришь ко-
нец фильма, а потом—начало. В зале мож-
но курить. Вместо  нумерованных мест
обозначаются только сектора. Мне . из
всех фильмов понравился только один, ©
участием Сони Хэни, которую советские
зрители знают по кинокартине «Серенада
солнечной долины». Американские филь-
мы, идущие в Лондоне, как всегда шаб-
лонны, но с технической стороны сдела-
ны безукоризненио. После всего этого мы
< удовольствием смотрели наш советский
фильм «Физкультурный парад».

Теперь — немного о лондонском метро,
старейшем в мире. нашим московским
метрополитеном его даже и сравнивать
нельзя. Там подземка поражает своей
грязью, неблагоустроенностью. Причем
администрации есть такая «теория»: пас-
сажиры приносят столько грязи, сколько
и уносят. Поэтому пол можно и не мыть,
В метро разрешено курить. Все это нас
очень удивило. Немного спасают этот пе:
чальный вид лондонского метро многочи-
сленные рекламы.

об английских журналистах. Работают они
очень быстро, оперативно. У «портивных
репортеров, приезжающих на стадион, есть
с «собой телеграфные аппаратики, с по-
мощью которых они передают свои отчеты
в редакцию. Когда мы возвращались CO
стадиона, к нам в автобус принесли га-
зеты, в которых был уже помещен отчет
о только что состоявшемся матче.

Репортеры очень энергичны. Силу их
натиска и настойчивости невозможно перё-
дать словами. Одна из журналисток нам
рассказывала, как ее выбросил швейцар из
министерства иностранных дел. Причем
это ее не удивило, она к подобным вещам
привыкла. :

О динамовцах некоторые английские га-
зеты часто писали вздор, ‘явную чепуху.
Так, например, один бульварный листок,
стараясь об’яснить успех «Динамо», на-
писал черным по белому: «Их спасает ик-
ра». Журналисты нас все время атаковали,
и, как мы убедились, лучше их информи-
ровать, чем молчать. Ибо в последнем
случае они пишут все; что им приходит
в голову. Например, когда у Семичастно-
го был подбит глаз в игре с ‘английской
сборной, явился корреспондент из «Дейли
мэйл». Он интересовался, почему у Семи-
частного—«Динамо» № 1», как его здесь

у

Считаю необходимым рассказать кое-чтв.

СМОЛЕНСК, 15 декабря. (ТАСС). 15
декабря в г. Смоленске в Военном Трибу-
нале округа началось слушанием дело
группы бывших военнослужащих герман-
ской армии, обвиняемых в массовых: убий-
ствах и истязаниях гражданского населе-
ния и пленных красноармейцев в период
временной оккупации Смоленска и Смо-
ленской области в 1941—1943 гг.

К отвётственности привлечены 10 чело-
век: военнослужащие охранных батальонов
германской армии Вайс Вилли, Гаудиян

Вилли, Винклер Гейнц, Эвертсе Эрих, ле-
карский помощник германского военного
лазарета Модиш Рудольф, переводчик
смоленской германской военной коменда-
туры Киршфельд Роберт и военнослужа-
щий 350 пехотного полка германской ap-
мии Райшман Иозеф.

Дело рассматривается Военным Трибу-
налом в открытом судебном заседании под
прелседательством генерал-майора юстинии
т. Горячева. Государственное обвинение
поддерживает старший советник юстиции
т. Смирнов. Защитниками подсудимых по
назначению от суда выступают адеокаты

ренко.
*2 $
На утреннем заседании было оглашено
обвинительное заключение, в котором ука-
зывается; что, совершив вероломное на-
падение на Советский Союз и оккупиро-
вав город Смоленск в Смоленскую 06-
ласть, немецко-фашистские войска  при-
 ступили к планомерному истреблению со-
ветских граждан: расстреливали, вешали
и умерщвляли газами мирных жителей, в
‘TOM числе женщин, стариков и детей,
‚зверски уничтожали советских  военно-
пленных, сжигали и разрушали горола 4
деревни, грабили и уничтожали промыш-
ленные предприятия, колхозы и культур-
ные учреждения, а также угоняли в не-
мецкое рабство советских людей.

Следствием установлено, что зверства,
насилия и грабежи чинились в городе
Смоленске и Смоленской области офипе-
рами и солдатами немецкой армии по при-
казам командующего войсками по охране
‘тыла армейской группы «центр» генерала
фон-Шенкендорф (не разыскан), лейство-
вавшего по общим планам и указаниям
верховного командования германской ap-
мии.

Специальная комиссия под руководст-
‚вом академика Н. Бурденко, выезжавшая
‚в Смоленск и  производившая раскопки
‚ям-могил и изучавшая участки территории
‚массовых погребений, установила, что В
периол временной оккупации немцами гор.
„Смоленска и Смоленской области немецко-
‘фашистскими злодеями умерщвлено свы-
‘ше 135.000 советских граждан.

`` `Следствием установлено, что непосрел-
 ственное участие в организованном унич-
тожении мирного советского населения ий
‘военнопленных принимали различные во-
инские ‘части германской армии, дислоци-
‚ровавшиеся в Смоленске. в ‘том числе 335
и 490 охранные батальоны и привлечен
‘ные по делу в качестве обвиняемых:
м Киршфельд Роберт, Модиш Рудольф.
„Вайс. Вилли, Гаудиян Курт, Генчке Фриц,
Мюллер. Эрих, „Краузе. Вилла.. Винклер
ейни, Эвертс Эрих и Райшман Иозеф.  .
Материалами следствия устанавливается»

неоветских граждан в гор. Смоленске 4
 Смоленской области была такой же, как
си. на всей другой оккупировавшейся тер-
ритории. Советского Союза.

‚ Показания обвиняемых свидетельствуют
© том, что истребление советских людей
проводилось по прямым указаниям гитле-
‘ровского ‘правительства и команлования
германской армии.

” Мирные `жятели, независимо от их пола
и возраста, немецкими военнослужащими
без причины хватались прямо на улицах
города Смоленска и доставлялись в комен-
датуру или другие германские каратель-

называли, — черный глаз. Семичастный не
захотел в таком, виде выходить к коррес-
понденту. Последний уехал, а на следу-
ющий день мы прочли в газете: «Семи-
частного ударили свои за товарищеским
столом, поэтому у него подбит глаз».
Другая газета писала, что на стадионе
русские закупили шестьсот мест для со-
ветской колонии; эти люди, мол, будут
все время кричать «ура», и это поможет
динамовцам победить. Все эти заметки
‘реакционных и бульварных газет произве-
‹ли на нас очень неприятное впечатление.

В заключение скажу несколько слов об
английском футболе. Индивидуальная тех-
ника английских футболистов выше всяких
похвал. Они великолепно останавливают
мяч, безупречно играют головой, нападаю-
шие очень точно бьют по воротам. Осо-
бенно запомнились мче Лаутон и Мэтьюз.
{Вообще мне кажется, что линия нападе-
ния у англичан сильнее линии защиты.

Вся беда их заключается в том, что иг-
фают они индивидуально. Коллектива у
них нет. Здесь сказывается и то, что анг-
лийским игрокам. платят за каждый заби-
тый гол. Многие футболисты прилагают
усилия к тому, чтобы вызвать одобрение
публики во что бы то ни стало. В так-
тике они консерваторы, всегда строго
‚придерживаются системы «дубль вз». Вра-
тари их хуже наших, они часто не 6е-
рут мяч, а только отбивают.

В Англии игроки покупаются и прода-
ются, причем зарабатывают на этом толь-
ко клубы. Например, за Лаутона заплати-
ли 14 тысяч фунтов стерлингов, сам же
он получил очень незначительную сумму.
Профессиональные английские футболисты
борются за свои интересы. Перед нашим
приездом они готовились провести даже
забастовку, но потом отложили. ее.

‘Некоторых динамовцев англичане тоже
попытались купить. Особенно много денег
предлагали за Боброва и Бескова. Это
было постоянным поводом для шуток.
Нам были смешны и непонятны эти пред-
ложения. Англичан же удивил отказ ди-
намовцев. Клубным менеджерам трудно
было понять, как это может быть — есть
хороший игрок, и его нельзя купить? Мы
старались им об’яснить, что в Советском
Союзе подобные купли-продажи невозмож-
НЫ.

Перед от’ездом из Лондона, на приеме
‘У лорд-мэра динамовцев приветствовал
от имени английского правительства госу-
дарственный министр. На аэродроме нас
провожали работники посольства. репорте-
ры, кинохроникеры. Посол СССР в Англии
т. Гусев тепло попрощался с нами. Мы
` перевели стрелки часов на 3 часа вперед,
сели в самолет и улетели. Сделали все
это мы с болыним удовольствием, пото-
му что очень сильно соскучились по род-
ной Москве.

Динамовцы возврашались домой’ побе-
дителями, пронеся с честью на родине
футбола знамя советского спорта.

В. СИНЯВСКИЙ.

ные органы, где в процессе допросов оня

ствам и пыткам,

сжигали свои жертвы.

Смоленске немцы для истребления

подвергались нечеловеческим издеватель-
а затем уничтожались.

Установлены и такие факты, когда уча-
стники немецких. карательных отрядов не
ограничивались расстрелами, а заживо

Наряду с массовыми расстрелами в. гор.
мир-
ных советских граждан широко применя-
ли специально оборудованную автомашину,
так называемую «душегубку»,

В июне 1942 года немецкие фашисты
истребили все население, в том числе де-
тей; стариков и женшин городского райо-
на Верхние Садки, и разграбили принадле-
жащее им имущество. .

Наряду с истреблением мирных совет“
ских граждан немецко-фашистские войска
чинили массовые расправы над советски-
ми военнопленными в смоленском  пере-
сыльном лагере военнопленных № 126,
именуемом немцами «Дулаг-126», и в
Смоленском лагере № 21, атакже при кон-
воировании в октябре 1941 г. колонны

военнопленных ‘через г. Смоленск и при.

перевозках их по железным дорогам.

В германские лагери военнопленных, как
установлено показаниями арестованных и
свидетелей, заключалось также и мирное
гражданское население, в том числе ста-
рики, женшины и дети.

Обвиняемые Вайс, Мюллер, Гаудиян и
другие показали, что на батальоны по ох-
ране тыла германской армейской группи-
ровки «центр», в которых они служили, бы-
ло возложено, наряду < проведением кара-
тельных мероприятий против мирного граж-
данского населения, также охрана лаге-
рей и конвоирование военнопленных.

Выполняя эти функции, арестованные по
приказам своих начальников, а также по
собственной инициативе, проявление  ко-
торой всемерно поощрялось германским
командованием, металично расстреливали и
вешали советских военнопленных и граж-
данских лиц, содержащихся в этих лаге-
рях.

В конце октября 1941 года, при конвои-
ровании большой груиппы советских военно-
пленных из г. Вязьмы в Смоленск, военно-
служащие 335 и 490 охранных батальонов
германской армии учинили над военноплен-
ными расправу, в результате которой на
трассе и в самом городе Смоленске было
убито до 10.000 человек.

Следствием вскрыты и установлены так-
же факты зверств над русскими военно-
пленными, находившимися в   германском
военном лазарете № 551, дислоцировав-
щемся в период с сентября 1941 года по
апрель 1943 года в г. Смоленске.

Следствием установлено, что на COBET-
ских военнопленных производилось пер-
вичное испытание не опробованных ранее
биологических и химических препаратов,
причем, как правило, подвергшиеся этим
экспериментам уничтожались.

Как установлено следствием, немецко-
фашистские войска за время пребывания
в Смоленске и Смоленской области угнали
на каторжные работы в Германию несколь-
ко тысяч советских мужчин ои ‘женщич, в
том числе. много подростков...

Угон мирных; ‘советских--граждан: в Гер-
‘манию. сопровождался ‘массовыми: расстре-
Лами. советских людей. a о

„В период. временной“ оккупации Смолен::

ска и Смоленской области неменкофаши-
стские войска, варварски разрушали горо-
да, деревни и грабили имущество ..госу-
дарственных учреждений и мирных жите-
лей.

Установлено, что немцы разрушили на
территории города Смоленска 96. промыш-
ленных предприятий, 7.300 домов, а в райо-
нах области свыше 125.000 жилых ломов.

Так, в Сафоновском районе из 9.119 до-
мов разрушили 8.314, в Кордымовском из
5.655—5.123, в Ярцевском из 6.000—5.065.

Наряду < этим немцы уничтожили Смо-
ленскую городскую электростанцию, 326
магазинов и баз, телеграф и телефонную
станцию, железнодорожный узел ст. Смо-
ленск, железнодорожное депо, 18 больниц
и амбулаторий; 3 кинотеатра, 21 школу,
-6 институтов, 3 музея и т. д. При этом
оборудование и имущество этих учрежде-
ний полностью разграбили.

Разрушения и грабежи, совершенные
немцами на территории города Смоленска
и Смоленской области, подтверждены ак-
тами Государственной Чрезвычайной Ко-
миссии.

Далее в обвинительном заключении при-
водятся конкретные преступления, в кото-
рых изобличены материалами следствия
привлеченные по настоящему делу в каче-
стве обвиняемых военнослужащие герман-
ской армии Модиш Рудольф, Киршфельд
Роберт, Вайс Вилли, Гаудиян Курт, Генч-
ке Фриц, Эвертс Эрих, Мюллер Эрих,
Краузе Вилли, Винклер Гейнц и Райшман
Иозеф.

eR
EA

На вечернем заседании начинается до-
прое подсудимых. Первым попрашивает-
ся подсудимый Модиш Рудольф. Являясь
лекаоским помошником в 55! германском
военном лазарете в городе Смоленске с
сентября 1941 года по апрель 1943 г.,
он принимал участие в истреблении
пленных раненых бойцов и офицеров
Красной Армии. Он лично умертвил не
менее 23 советских военнопленных. Мо-
диш признает себя виновным в преступ-
ных экспериментах. производившихся над
советскими военнопленными. а также в
том, что после произведенных экспери-
ментов умершвлял советских граждан,
участвовал в ограблении медицинских
учреждений, государственных и частных
владений в Смоленске.

Он признал себя также ‘виновным в
том, что брал кровь У советских детей
для лечения германских военнослужащих.
Модиш признал себя виновным И В том,
что с целью так называемых  медицин-
ских экспериментов участвовал в искус-
ственном заражении крови Y раненых
советских воинов.

Ежедневно таким способом убивали по
180—200 человек, а всего за время
службы Модиша в лазарете было умерщ-
влено 3.500.—4.000 советских военнослу-
жащих.

После небольшого перерыва суд присту-
пает к допросу обвиняемого Киршфельда
Роберта.

Переводчик германской военной комен-
датуры в Смоленске Роберт Киршфельд,
неоднокоатный участник карательных эк-
следиций, лично расстреливал советских
граждан, сжигал советские села и дерев-
ни.

Допрашиваемый затем подсудимый
Эвертс Эрих показывает суду о чуловищ-
ных злодеяниях карательных экспедиций,
участником которых он был.

Эвертс показывает, что он был ‚свидете-
лем расстрела группы малолетних  де-
тей, подозреваемых в связи с партизанами.
Дети были убиты выстрелами из пулеме-
тов в затылок.

И дает показание подсудимый
Вайс.

Судебный процесс по делу о ноглещио-ташистсиих зверствах
в городе Сглоленсне и. Слолененой области

Е еее

русских

*
*

Утреннее заседание 16 декабря начия
нается допросом подсудимого Краузе —
военнослужащего 335-го охранного батальз
она. Краузе признает себя виновным в том,
что избивал советских военнопленных, при-
нимал участие в расстрелах, в ограблении
деревень, изнасиловании и изби-
ении ‘русских женщин и девушек.

Государственный обвинитель рядом во
росов устанавливает многочисленные факты
злодеяний Краузе.

Подсудимый показывает, что с октября
1941 года по май 1942 года в небольшом
лагере на Восточном вокзале Смоленска
было уничтожено больше  ! тысячи военно-
пленных. Вместе с военнопленными унич-
тожались женщины и дети, уклонившиеся
от отправки в Германию.

В 1941. году в Смоленске стояла cypo-
вая зима, морозы доходили до 40 граду-
сов. Советские военнопленные содержались
в товарных вагонах без печей. Им выда-
вали раз в день тарелку бурды и кусочек
эрзац-хлеба < опилками. Тех, кто не мог
подняться от истощения, немцы на глазах
У всех расстреливали.

Суд допрашивает далее подсудимого
Курта Гаудияна, военнослужащего охран“
ного батальона. Гаудиян признает ‹ебя
виновным В пред’явленных ему обвинени-
ях. Гаудиян показывает, что он принимал
участие в расстрелах и повешении <овет-
ских людей, в том числе 60 человек убил
лично, участвовал в конвоировании колон-
ны военнопленных из Смоленска в лагерь,
при этом лично расстрелял 6 человек. В
ряде деревень Смоленской области Гауди*
ян грабил мирное население, насиловал и
убивал советских девушек.

Подсудимый Генчке начинает свои показ
зания с пространного перечисления соверч
шенных им злодеяний. Он участвовал В
расстреле советских военнопленных при
транспортировке их из Вязьмы в Смоленск,
из Смоленска в Минск и в лагере № 126-
юг. Он занимался ограблением советских
деревень, участвовал в диких насилиях над,
мирными гражданами, сжег заживо кре“
стьян одного села. В лагере, где содер=
жались советские военнопленные, Генчке
застрелил за 8 дней 15—18 человек.

Показания Вайса и Краузе изобличают
подсудимого Генчке, который пытался от-
рицать свое участие в расстреле мирных
жителей.

Допросом Генчке утреннее заседание за-
канчивается.

*
*

На вечернем заседании 16 декабря пер-
вым допрашивается Эрих Мюллер.

В ходе допроса выясняется, что Мюллер
так же, как и Генчке, участвовал в рас-
стреле мирных жителей деревни Каспля.

Суд переходит к допросу подсудимого
Гейниа. Винклера. Винклер признает, что
он принимал участие в расстрелах воен-
нопленных и гражданского населения, В
насильственной отправке мирных жителей
на работу в Германию.

Отвечая на вопрос государственного об-
винителя, подсудимый дал показания о
Ярцевском лагере для советских военно-
пленных. Зимой, при 40-градусном морозе,
помещение не отапливалось. «Выстрелы о0-
легчения», так издевательски называ-
лись Убийства заболевших от истошечия,
‚лишенных медицинской помощи советских
военнослужащих!“ Винклер лично убил 4
заболевших красноармейцев. Подсудимый
подтверждает, что ежедневно из герман-
ской комендатуры в гор. Смоленске от-

правлялось на казнь 35 советских военно-

пленных.
ел

17 декабря утреннее заседание  начи-
нается допросом подсудимого Иозефа Рай-
шмана из 350-го пехотного полка, 14-й

пехотной дивизии германской армии.
Райшман активный участник многих
злодеяний, совершенных немцами в Смо-
ленске и окружающих деревнях. В одну из
октябрьских ночей 1941 года по улицам
Смоленска двигалась колонна советских
военнопленных. Райшман вместе с други-
ми гитлеровскими бандитами открыл стре-
льбу по‘колонне. Утром на Рославльском
шоссе, по которому двигались военноплен-
ные, лишь на протяжении 500 метров бы-
ло обнаружено более 50 трупов. Вся доро-
га была усеяна убитыми. Райшман вынуж-
ден признать, что в эту, по его выраже-
нию, «кровавую ночь» были уничтожены
тысячи советских воинов.

Райиман ‘участвовал в массовом рас-
стреле мирного гражданского населения в
поселке Монастыощича и в нескольких
деревнях под Смоленском, в городе Бори-
cope, rae было истреблено свыше 12 ты-
сяч советских граждан. В ходе судебного
следствия устанавливается, что Райшман
насиловал советских женщин и девушек.

В результате дополнительных вопросов.
подсулимому устанавливается новый чу-
довишный факт факт  натравливания
армейских служебных собак на женщин,
стариков и детей.

Затем суд переходит к допросу свидете-
лей.

Показания свидетелей рисуют чудовищ-
ную картину массового истребления со-
ветских военнопленных и гражданского
населения Смоленска и Смоленской обла-
сти.

Свидетельница А. И. Петрова сообщает
суду, что немцы, ворвавшись в Смоленск,
начали жестоко расправляться с советски- о
ми людьми. Целыми семьями люди выго-
нялись из родчых домов. Лишенные пита-
ния и тепла, люди болели и ежедаевно
умирали сотнями. В ночь с 14 на 15 ию-
ля 1942 года немцы’ окружили район Верх-
них Садков. Наутро всех жителей  это-
го района выгнали из домов. Через
некоторое время подошли две темносерые
машины ‘без окон с задней дверью. Жители
поняли, что это «‹душегубки», что попав-
ших туда ожидает страшная смерть. И вот
несчастных стали загонять в машины. У-
матерей отнимали детей и бросали в ма-,
шины, как дрова. Свидетельнице удалось
спрятаться. Мимо нее несколько раз про-
шли немецкие машины, слышались при-
глушенные стоны. К 2 часам дня 15 июля
все жившие в Верхних Садках были выве-
зены немпами. Позже стало известно, что
их привезли в деревню Магелянщина и
там уже мертвыми закопали в ямы. Чтобы
скрыть. свои преступления, немцы сравня-
ли могилы с землей и утрамбовали тракто-
рами.

Допросом свидетелей утреннее заседание
заканчивается.

#
*

На вечернем заседании 17 декабря про-
должался допрос свидетелей. Свидетель-)
ница М. А. Ляхова заявляет, что находив- }
тнийся в Смоленске немецкий госпиталь
для советских военнопленных был настоя-
ЩИМ «домом смерти», где от голода, исто-
щения, отсутствия лечения ежедневно по-
гибали десятки людей. Немецкие врачи

‘делали все для того, чтобы больные ско-

рее умирали.
Допросом свидетелей. вечернее засела-
ние заканчивается. i