—) КАРТЫ ЩЕРБАКОВСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА —

Начинаясь в центре небольшой уз-

кой полоской,

холит по улицам Кирова, Сретен-
ке и 1-й Мещанской, ° пересекает
Колхозную площадь и простирается

далеко за Крестовской заставой. Стро-

гие городские . магистрали сменяются
большими зелеными массивами, среди
которых теряются многочисленные

пруды и речки.

Таково то первое впечатление, кото-
рое создается у вас. когда вы смотри-
Шербаковского района.
Но вот все четче и четче выступают
названия отдельных улиц и переулков.

--25 декабря группа молодежи при-
шла в избирательную комиссию Шер-
работ-
ник районного Дома пионеров Софья
Савичева, инструктор Московского до-

те Ha карту

баковского округа. Это были:

ма радио Мария Потапова,  старша

пионервожатая 273-й школы Генриэтта

Миловидова и учащиеся 10-х классо
Людмила Носова, Яков

Татьяна Никитина,

избирать
Они хотят
своего района. В окружной избиратель

ной комиссии молодежь встретилась с

членом комиссии заслуженной учитель

ниней, депутатом районного Совета ор-

деноносцем Лилией Алексеевной  По-   только общемосковское, но и союзное   та тов. Коробов — председатель ок-
меранцевой. Завязалась — оживленная   значение. ружной избирательной комиссии.
беседа. В Щербаковском районе насчитывает-  Таковы те колоссальные изменения,
— Скажите, что представлял наш   ся 36 начальных, неполных средних и  которые произошли в Шербаковском
райов раньше и какие произошли В   средних школ, в которых обучается до   районе. Изменился его и внешний об-
нем изменения за годы советской вла-  35 тысяч детей и подростков. Боль-   лик. Мещанская улица сейчас стала

сти? — спросила Мария Потапова.
Лидия Алексеевна начала свой рас-

сказ. Она вспомнила картины тяжело-
историю темных «мещан-

го прошлого,
ских улиц» с грязными, подслеповаты
ми домиками.

— Но в истории нашего района есть
много и хороших страниц. За годы ©о-

Щербаковский район
столицы широко охватывает большую
часть северо-востока Москвы. Он про-

Кантив.
Валентина Жоголе-
ва. Все они в 1946 году будут впервые
в Верховный Совет СССР.

познакомиться с историей

я

в

перешние фабрики и заводы района —
заводы «Калибр», им. Ворошилова, ме-
ховой комбинат, хлебозавод’ им. Ми-
кояна, полиграфический комбинат им.
Молотова и другие! Ведь многие из
этих крупных предприятий имеют не

шинство школ было построено в годы
 \Сталинсках пятилеток. На бывшей ок-

раине, за Крестовской заставой, где — ЕВще более привлекательно недале-
раньше были только начальные шко-   кое будущее нашего района, — сказа-
` лы, теперь 8 неполных средних и 5  Ла тов. Померанцева. — На террито-

средних школ. Там же имеется боль-
шая сеть детских садов. В районе ра-
ботают 7 вузов, в которых обучаются

ветской власти, — говорит Лидия   4200 студентов. Три высших учебных
Алексеевна, — район неузнаваемо иЗ-   заведения — Институт кинематографии,
менился. В коние прошлого столетия   Кредитно-экономический и Финансово-
на его территории насчитывалось  не-   экономический институты расположены
сколько фабрик и заводов, принадле- за Крестовской заставой. Ныне там

жавших иностранцам.
Самым мощным из них было красиль

ное заведение Фермана, которое в неко-
торых справочниках называлось «огром-
ным»; а работало на нем в 1917 г. все-
го лишь 178 рабочих. Как не похожи
заведения те-

ва эти полукустарные

Агитатор—желанный гость

беседы — судебный
о немецко-фашистских
зверствах в г. Смоленске. Агитатор гово-

Тема
процессе

очередной
по делу

рил о муках, перенесенных советскими

людьми, о справедливой за них расплаге.

Beceny вела Валентина Ткач, комсомол-
ка, студентка текстильного техникума.
зыросшая на текстильной фабрике. Стаж
агитационной работы Валентины Ткач не;
велик. Он исчисляется неделями. Но эта
двадиатилетняя девушка уже завоевала
репутацию умелого агитатора, и Люди,
встречая ee. восклипают: «Валя пришла!»,
«Наша Валечка!», «Скорее, агитатор У
нас!»... :

Собрались в комнате Федора Павлови-
ча Добрынина, участника гражданской
войны. прошедшего большой жизненный
путь. из которого 24 года прошли на
рзбрике имени Калинина. Сегодня воскре-
сенье, среди слушателей много молодежи
свобслной от занятий и работы.

Быть может, поэтому беседа, возникшая
на этот раз, шла о молодежи, ее судь-

бах в Советской стране.

На беседе часто упоминалось ‘имя сту-
дентки Института народного хозяйства им.
Плеханова Дины Федюковой. Ее здесь не
было. но о ней хорошо говорила ее мать,
вспоминавшая о тех днях, когда она бы-
ла в возрасте почери. Федосья Ивановна
Федюкова рассказала, как с маленькой
Диной на руках пришла ока в город
искать свое счастье, шла по улицам и
твердила адрес тетки, ибо ее, пятнад-
патую дочь в семье бедного хлебороба,
грамоте не обучали. Она со страха за-
памятовала номер дома й блуждала
по лворам, спрашивая добрых людей, не
покажут ли они, где живет ее тетка. Она

„Молодые

организуется еще один вуз.

Наше Советское правительство про-
авляет большую заботу о нуждах тру-
дящихся. За последние 10 лет введе-
но в эксплоатацию 138 тысяч квадрат-
ных метров новой жилой площади.

В районе расположена Всесоюзная

рассказывала и о том, как, поступив на
фабрику, ей удалось обучиться грамоте,
как в годы советской власти помогала ей
партийная организация расти, как она
стала посещать школу взрослых и полу-
чила среднее образование. Женщина про-
никновенно говорила о счастье советской
молодежи и ссылалась на пример своей
дочери, которая в срок пошла в школу,
‚оттуда в’ институт... :

Ее слушали, и как-то особенно ‘живо
встали перед всеми эти две человеческие
жизни — ‘крестьянской женщины ‚ Федосьи

cPonsbenenscansonssesnscouscnesbesansnsessezeneasaevensuatoaesesrzeausansensseasn:

ЗАВТРА В КОЛОННОМ ЗАЛЕ

Завтра зажгутся огни на красави-
це-елке в Колонном . зале Дома
Союзов. В 18 часов 30 минут пер-
вые посетители . перестуцят порог
сказочного дома. На мраморной ле-
стнице, ярко освещенной разноцвет-
ными фонариками, ‚детвору встретят
клоуны, паяцы, зайцы, музыканты.

А когда Дед-мороз извесгит о на-
чале праздника, все направятся в
зал к возвышающейся до потолка,
увешанной гирляндами елке.

Сегодня десятки художников, сто-
ляров, электриков заканчивают
оформление Колонного зала.

Вокруг елки будет разыграна ве-
селая ‘интермедия, автором которой
является В. П. Воскресенский.

В каждой комнате уже расстав-
лены заманчивые сундучки, из ко-
торых после окончания — праздника
дети получат подарки. Ежедневно
Колонный зал будет посещать око-
ло 6 тысяч детей. Праздники про-
длятся до 25 января 1946 пода.

Я

ов випо чении они уни ве ново я ии мая изн рии зи низ нижальжи ко дьнини в.

дави оно яи ИМИ мн воин нраву иинне руси тия очен ивыонеа

наивно чин зори урну мини мия или они

ООО Е ЧОН НИЗА НЕЕ ИЕ НОНО Ву ор а ЧЕ Заз н оз оз вони но .

итурманы

будущей бури“

(120 лет со дня восстания декабристов)

Чем дальше в глубь истории уходит от
нас знаменательная дата восстания дека-
бристов в Петербурге, тем величествен-
нее встают перед нами светлые образы
дорогих всем нам русских революцион-
ных деятелей первой четверти ХХ века.

А. И. Герцен называл людей 14 декаб-
ря богатырями, кованными из чистой
стали с головы до ног, воинами-подвиж-
никами, вышедшими «сознательно на яв-
ную гибель, чтобы разбудить к новой
жизни молодое поколение и очистить де-
тей, рожденных среди палачества и ра-
болепия».

В мрачные годы аракчеевщины и по-
литической реакции лучшие люди России
мечтали о свободе и посвящали отчизне
«души прекрасные порывы». Они верили,
что «взойдет заря пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна» и сокрушит са-
мовластье царя.

Самодержен России Александр  , ко-
торого Пушкин называл властителем
слабым и лукавым, своим показным либе-
рализмом искусно маскировал  реакцион-
ную крепостническую политику. На де-
ле он  покровительствовал  генералу-
солдафону Аракчееву, создателю  воен-
ной каторги — знаменитых военных по-
селений. И когда военные — поселяне
-тали бунтовать против военной каторги,
Александр   не без негодования заявил:
«Военные поселения будут во что бы то
зи стало, хотя бы пришлось уложить
`рупами всю дорогу от Петербурга до
Чудова».

Лучшие люди России выступили про-
тив деспотического государства крепост-
ников. Это выступление было подготов-
лено всей прелшествующей историей
России. Отечественная война 1812 года,
победа русского народа над «непобеди-
мой» армией Наполеона, поход во Фран-
пию оказали особенно глубокое влияние
на общественное движение России,

Война 1812 года явилась ‘одним из
источников «вольномыслия в России». \Де-
кабрист М. Муравьев-Апостол говорил
впоследствии: «Мы были дети 1812 года.
Принести в жертву все, даже самую
жизнь ради любви к Отечеству, было
сердечным побуждением нашим».

Мрачная крепостническая  цействитель-
ность еще более укрепила эта свободо-
мыслие. Волнения крепостных крестьян

против помещичьего гнета и первые «бун-
ты» крепостных рабочих в первой четвер-
ta XIX столетия, недовольство среди
солдат военных ` поселений и восстание
Семеновского гвардейского полка в 1820

году — также отразились на идеологии
и политической деятельности  декабри-
стов.

Пушкин, ‘современник и друг декабри-
стов, с глубоким уважением отзывается
о Пестеле, Каховском, Тургеневе, Якуш-
кине и других декабристах. Он прекло-
няется перед их умом, образованностью,
идеями и благородством. Из сохранив-
шихея отрывков неопубликованной деся-
той главы «Евгения Онегина» видно, что
Пушкин имел намерение завершить свой
роман изложением общественных и поли-
тических событий эпохи декабристов. В
этой главе Пушкин описывает встречи
петербургских декабристов, на которых
«Лунин дерзко предлагал свои решитель-
ные меры», а «Якушкин, казалось, молча
обнажал цареубийственный кинжал».

Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал,
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе ‘дворян
Освободителей крестьян,

Огромное влияние на передовую дворян-
скую молодежь имел поэт-декабрист Кон-

сельскохозяйственная выставка—подлин-
ского хозяйства. В Шербаковском рай-

оне находится Государственный инсти-
тут по проектированию металлургиче-

рии Останкино в 4-Й пятилетке
мии наук. Для этой пели выделяется
стоящую

домов в нашем

лодые избиратели слова старого педа-

избирательного округа
лы Л. А. Померанцева проводит бесе-
ду с молодыми избирателями.

МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

ный университет для новаторов сель-

ских заводов. Директор этого институ-

одной из самых красивых улиц столи-
цы.

бу-
дет устроен ботанический сад Акаде-

площадь в 280 га: Усилится в пред-
пятилетку и строительство
районе, улучшится
транспорт.

С болыпим вниманием слушали мо-

гога, проработавшего в школах 37 лет.
На фотс: Щербаковского

директор шко-

у карты

Фото А. Гусева.

Ивановны и московской студентки Дины
Федюковой.

Эти судьбы и эти контрасты хорошо
всем знакомы. О них могла бы поведать.
собравшимся старая работница фабрики

Елизавета Васильевна Столярова, бывшая

семнадцатым ребенком в крестьянской
семье, немало узнавшая печали на своем,
веку. Эти рассказы вызвали живейший OT
клик. слушателей. А после них руково»

вила слово ученице школы ФЗУ Люсе
Колесниковой. sHOCE

Люся читает свои стихи о momen
и непобедимости Родины, ‘© дружбе на-
родов, о молодости. И когда она окон-
чила, хозяин квартиры Федор Иванович
воскликнул:

Молодец, Люся! Очень правильно.
Страну нашу победить нельзя!

Нотом собравшиеся говорили о между-
народном положении, о процессе в Нюрн-
берге, о событиях на острове Ява, 06;
избирательной системе за рубежом, о про-
изводственных делах фабрики, о предстоя-:
щих вскоре зачетах в институтах, о но-
вогоднем карнавале. Но о чем бы ни шла.
речь, тема этой непринужденной беседы
была одна — счастливая жизнь советско-
го человека!

Время близилось к семи.

— Простите меня, — несколько сму-’

м

щенно сказала Валя, — у меня билет в
театр... ;

— Вот кстати, — обрадовались две де-’
вушки. — Мы тоже сегодня идем в,
театр. $ i

-Y Вали Ткач оказалось много попут-:
ЧИков.
В. ПРИСПЕШНИКОВА.

ности. Беззаветное служение отчизне, же-
лание высшего блага родине К. Ф.
Рылеев считал благородным гражданским
долгом. Поэт-декабрист
«не тот отчизны верный сын, кто раб пре-.
зренного тщеславья», но тот, кто, забывая.
о себе, «все в жертву родине приносит».

Вдохновителем и наиболее инициатив-
ным организатором декабристского движе-.
ea был Павел Иванович Пестель по вы-,
ражению Пушкина «один из самых ‚ориги--
нальных умов» России. Пестель родился,
в Москве, ряд лет жил за границей, вни-.
мательно знакомился с жизнью Западной:
Европы и изучал политическую литерату-
ру революционной Франции. Уже в юно-
CTH он становится противником монархии.
и поборником республиканского строя. По’
возвращении в Россию Пестель учится в’
Пажеском корпусе, получает звание прапор-
щика, затем в составе Литовского и Мо-.
сковского лейб-гвардейекого полков. участ-
вует в Отечественной войне 1812 года..
Он отличился в Бородинской битве, за
чте и был награжден золотой шпагой с
наднисью «За храбрость».

По окончании войны © наполеоновской
Францией Пестель и его соратники уча-
ствуют в самых ранних организациях де-
кабристов—«Обществе истинных и верных.
сынов Отечества» и «Союзе благоденст-
вия». Пропагандируя свои радикальные,
республиканские идеи, Пестель скоро воз-
главил левое, революционное крыло де-
кабристов.

В последнее время, перед восстанием
1825 года, Пестель в чине полковника
командовал Вятским пехотным полком,
расположенным в местечке МЛинцы на
Украине. Здесь он и организовал в 1891
году «Южное общество» декабристов, для
которого написал программу революцион-
ных преобразований России — «Русскую
правду».

Пестелю принадлежит также разработка
детального плана восстания декабристов.
Он намечал выступление декабристов на,
лето 1826 года. Но непредвиденные об-
стоятельства сорвали этот план Пестеля.
В ноябре 1825 года неожиданно умер
Александр 1, против которого подготов-
лялось восстание декабристов. 13 декаб-

дратий Федорович Рылеев. В его стихах, ря 1825 года, за день до восстания дека-
провозглашались идеи свободы и гуман-)бристов в Петербурге, по доносу  предате-

`колонна

говорил, что!

Молодые железнодорожники
готовятся к выборам

о Вчера состоялось созванное МК и МГК
ВЛКСМ совещание секретарей  комите-
тов комсомола Московского железнодо-
рожного узла для того, чтобы обсудить
вопрос о работе комсомольских органи-
заций в послевоенное время.
Выступившие с докладами Белов
(секретарь. узлового комитета ВЛКСМ
станции Москва-Сортировочная Московскё-
Рязанской железной дороги) и т. Иванов
(секретарь узлового комитета ВЛКСМ
станции Узловая-1! Московско-Донбасской
железной дороги) рассказали о той огром-
ной роли, которую сыграли  железнодо-
‚рожники в годы Великой Отечественной
войны. Е
— В ответ на обращение работников
Томской дороги, — говорит т. Белов, —
молодежные бригады станции Москва-
Сортировочная обязались перевыполнить
нормы технической скорости на два ки-
‚лометра, довести разрыв между техниче-
ской и коммерческой скоростью до пяти
километров, сэкономить 3 процента тоя-

т

‚лива, провести не менее 20 тяжеловесных

поездов. Колонна комсомольских парово-
зов  машиниста-инструктора т. Киреева
сэкономила 70 тысяч рублей и 2 тысячи
тонн топлива, отремонтировала 62 паро-
воза. Включившись в соревнование в честь
выборов, только за одну декаду декабря
увеличила норму технической
скорости на три километра, сэкономила
26,5 тонны топлива и провела три тяже-
ловесных поезда.

— Комсомольско-молодежные коллекти-
вы станции Узловая-Р Московско-Донбас-
ской железной дороги, — говорит т. Ива-
нов, — встав на стахановскую вахту, обя-
зались выпустить с под’емочного ремонта
два паровоза, доведя производственную
норму выработки до 350 процентов, отре-
монтировать две платформы, повысить
среднесуточный пробег на 20 километров
и увеличить техническую скорость на 1.5
километра. Взятые обязательства моло-
дежь перевыполняет.

Докладчики говорили о необходимости
ирокого развертывания  массово-полити-
ческой работы в связи с подготовкой к
выборам в Верховный Совет СССР.

На станции Москва-Сортировочная о?-
ганизовано 12 кружков, в которых со-
стоит 203 человека, есть узловой семинар
комсомольского актива, где занимаются
36 человек.

Участники совещания активно обсужда-

ли доклады. Они рассказывали о положе-
‘нии дел в своих организациях.

В прениях выступили секретари узловых

комитетов комсомола тт. Сергунин, Баб-

кова, Матросова, Бочарова, Рылькова,
секретарь МГК ВЛКСМ т. Гаврилов и др.
o—

В Наркомпросе РСФСР

Наркомпрое РСФСР предложил  заведу-
тим областными и краевыми отделами
народного образования и наркоматам про-

i d   свещения: АССР. организовать: на педаго-
дитель ‚кружка Валентина Ткач педостаг:   гичесвих советах школ. обсуждение недос-

татков, в общеобразовалольной подготовке

‘выпускников по малериалам местных ву-

‘зов и разработать конкретные  мероприя-
тия для предупреждения пробелов в зна-
ниях учащихея, которые оканчивают шко-
лу в текущем учебном году.

Директорам школ предложено  преду-
«мотреть в планах работы на второе по-
лугодие практические меры для подготовки
Е предстоящим экзаменам на аттестат
зрелости. При этом следует учесть опыт
экзаменов прошлого учебного года и тре-
бования выешей птколы.

(TACC).

—_o——_

Большая елка
на Пушкинской площади

На Пушкинской площади начали уста-
навливать большую елку. Ее высота —
26 метров. Верхушка ее достигает уров-
ня верхних этажей здания комбината «Из-
вестий».

Рабочие треста «Мосгоржилстрой»  со-
орудили для новогодней елки деревянный

постамент на кирпичном фундаменте.

ля был арестован Пестель. «Южное об-
щество» декабристов лишилось своего ис-
пытанного руководителя. Тем не менее, в
день присяги войск новому царю Нико-
лаю 1 члены «Северного общества» декаб-
ристов вывели свои войсковые части на
Сенатскую площадь. Построив боевое
карре вокруг памятника Петру I u ue
подпуская близко царскую конницу, вос-
ставшие декабристы выжидали присоеди-
нения других воинских частей столицы.
Выжидательная тактика декабристов об’
ясняется неподготовленностью восстания
и нерешительностью его руководителей.

Напуганный событиями, Николай 1 пу-
ще всего боялся присоединения  петер-
бургской «черни» к военным «мятежни-
кам» и превращения «военной революции»
в народное восстание. Он сам, находясь
на площади, испытал враждебное отноше-
ние народной толпы к себе и сановникам,
окружавшим его. Рабочие, строители Иса-
акиевского собора, крепостные дворовые
люди, мастеровые и городская беднота
выражали, как могли, свои симпатии к
восставшим солдатам и офицерам. Из тол-
пы в царскую свиту бросались поленья.
Смертельный выстрел декабриста Кахов-
ского в петербугского генерал-губернатора
Милорадовича, когда последний появился
На площади, и беглый ружейный огонь вос-
ставших солдат по царской коннице еще
более наэлектризовали петербургскую на-
родную массу.

Воспользовавшись тем, что восставшие
только обороняются и не предпринимают
активных наступательных действий, Ни-
колай   к полудню стянул к Сенатской
площади надежные войска, артиллерию и
приказал открыть огонь. Артиллерийские
залпы картечи несли смерть и панику в
трехтысячное солдатское карре. Солдаты
стали разбегаться в разные стороны, 4H
попытки офицеров организовать контрна-
ступление не увенчались успехом.

Силой оружия восстание было подав-
лено.

Сразу же после разгрома декабристов
‘на Сенатской площади начались массо-
вые аресты. Петропавловская крепость,
самая мрачная и суровая тюрьма царской
России, была наполнена декабристами. В

Четверг, 27 декабря 1945 г., № 37 (538).

Без руководства

Красногвардейский райком комсомола не выполняет решения
ХШ пленума ЦК ВЛКСМ

На отчетно-выборном собрании комсо-
мольской` организации ремесленного учи-
лиша № 38 секретарь комитета комсомо-
ла, член пленума Красногвардейекого ‘РЁ
ВЛКСМ тов. Комиссарова не была избра-
на в состав нового комитета.

В Красногвардейском файкоме . комсомо-
ла тов. Комиссарова считалась хорошим
работником. Внешне все было благо-
получно в ее работе. В райком регулярно
поступали очередные сводки, проводились
заседания комитета, устраивались общие
собрания, работали физкультурные круж-
ки. Но все же комсомольцы училища при-
знали работу своего секретаря неудовлет-
ворительной.

В чем причина того, что тов. Вомие-
сарову не избрали секретарем?

Грубость. окрик. любовь ко всему по-
вазному — вот чем заменила она вос-
питательную работу с молодежью. Ее не
уважали, ее боялись. Комиссарова не лю-
била коллектив, в котором работала.

Решение комсомольской организации
ремесленного училиша № 38 не вызвало
тревоги у секретаюя  Красногвардейского
РК ВЛЕСМ тов. Киселева. Не обсудив это-
го вопроса на бюро райкома, он рекомен-
довал тов. Комиссарову секретарем коми-
тета комсомола другого училища.

Ошибка. допущенная тов. Киселевым,
не случайна. Равнодушное отношение к
вопросам политико-воспитательной рабо-
ты, незнание жизни учащихся. поверх-
ностное знакомство с деятельностью ком-
сомольских организапий училищ — вот
что характеризует работу райкома. Ин-
структоры за весь год побывали в учили-
щах по одному-два раза, а сам тов. Вя-
селев был там полгода назад. За весь
1945 год бюро РЁ не заслушивало отче-
тов комитетов комсомола училищ. Roxco-
мольские организапии вынуждены были
решать все вопросы самостоятельно, 668
помощи районного .комитета.

Немногие попытки райкома руководить
работой комсомольеких организаций учи-
лищ были по меньшей мере неудачны.
Райком отстранил от работы секретаря ко-
митета комсомола ремесленного училища
№ 3 тов. Матвееву только на том осно-
вании, что она не имела ‘законченного
среднего образования. Райком не посчи-
тался с тем. что тов. Матвеева отдавала
все свое время, силы и инициативу ком-
сомольской работе. Она сумела наладить
тесную связь комсомольской организации
с дирекпией, мастерами, преподавателями.
Разнообразные лекции и экскурсии. по-
литкружки, художественная самодеятель-
ность — все это проводилось живо, ин-
тересно. И те недостатки, которые име-
лись в работе комсомольской организации,
легко могли быть устранены, если бы
райком интересовался жизнью училища.

Понадобилось вмешательство городекого

комитета ВЛЕСОМ. чтобы Матвеева оета-
лась на работе.

Комитет комсомола ремесленного учили“
ща № 63 не знал. как планировать ра-
боту. На 9 месяцев вперед был составлен
так называемый «перспективный план»,

без сроков и ответствеяных за его вы-
полнение.
Ребятам е семилетним образованием

трудно изучать литературу по специаль-
ным предметам. Комитет комеомола учел
это и решил провести беседу на тему
«Как работать над книгой по спеппред-
мету?». Но организовать. подготовить ме-
роприятие не ‹мог. Беседа сорвалась
Среди учащихея заметно ухудшилась дис-
циплина. Юноши и девушки ходили не-
опрятно одетые. грубо обращались в то-
варищами и мастерами. на улипе хулига-
нили. Решили в группах побеседовать 0
поведении в общественных местах, 0
внешнем виде учащихся. 0 манерах и 0
многом другом. Но это тоже не было
выполнено. Не состоялись и встреча с ге-
роями Отечественной войны и ветреча в
Героем Сопиалистичеекого Труда и ‘мно-
жество других интересных мероприятий;
указанных в плане,

Работники райкома не помогли мало-
опытному секретарю комитета комсомола
ученипе Лиде Грудиной. Больше того, в
«перспективном плане» комитет комеомо-
ла допустил ошибку. решив все мероприя-
тия проводить только для комсомольнев.
Работники райкома даже не пытались раз -
яенить комитету комсомола. что полити-
ческую и  культурно-массовую работу
надо проводить <реди всей молодежи.

Только непониманием того, это комсо-
мол несет ответственность за воспитание
всей молодежи, об’ясняется такое отно-
шение райкома ВЛЕСМ к своим обязан-
HOCTAM.

Итак, за внешвим, показным благопо-
лучием в руководстве комсомольскими ор-
танизациями кроются серьезные недостат-
ки. Воспитание не достигает пели, не про-
бужлает сознания молодежи. То, что по-
няли рядовые комсомольцы, не поняли их
руководители. . ;

И вот результаты. В ремесленном учи-
лище № 38 за этот год имелось 11 елу-
чаев самовольного ухода из училища.

Райкому комсомола все эти факты дол-
жны быть известны. Но практических вы-
водов для перестройки своей работы ни
секретарь, ни аппарат райкома не сде-
лали.

Вогла же, наконец, ЕКрасногвардейский
райком комсомола начнет заниматьея по-
литико-воспитательной работой среди мо-
лодежн ремесленных училищ, как этого
требуют решения хХШ пленума ЦК

BARCM?
С. БАТШЕВ.

Широко развернула подготовку к выборам в Верховный Совет СССР комсо-
мольская организация Станкостроительного завода (г. Клин). Заводской комсо-
мольский актив уделяет основное внимание агитационно-пропагандистской и ор-

ганизаторской работе на избирательных

участках. На снимке: комсомолка-агита-

тор Полина Костенкова проводит с молодыми избирателями беседу о выборах

в Верховный Совет СССР.

Алексеевском равелине
крепости сидел Пестель.

13 июля 1826 года на Кронверкском ва-
лу Петропавловской крепости свершилась
жестокая расправа над вождями декабри-

Петропавловской

стов: были повешены П. И. Пестель,
К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Анпостол,
Н. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Кахов-
ский. Эта расправа легла самым темным
пятном на николаевское царствование. Пос-
ле этой казни в одной из эпиграмм на
Николая [ говорилось: «Едва царем он
стал и разом начудесил, сто двадцать
человек в Сибирь сослал, да пятерых по-
весил».

Не избежали Петропавловской крепости
и солдаты, участники восстания на Ce-
натской площади. Пять лейб-гренадеров
были подвергнуты зверскому наказанию
шпицрутенами, затем сосланы на каторгу
в Сибирь. Сотни солдат былин отправлены
из Петропавловской крепости прямо на
Кавказский фронт. Декабристы-офицеры
были разжалованы и рядовыми солдатами
также отправлены на фронт. Наиболее
опасные для царизма декабристы были
обречены на долголетние каторжные ра-
боты на Нерчинских рудниках в Сибири.

Жестокая расправа Николая 1 с декаб-
ристами вызвала негодование среди пе-
редовых людей России. Они верили в пра-
воту дела декабристов. Пушкин в своем
«Послании в Сибирь» к декабристам-ка-
торжникам выражал уверенность, что в
глубине сибирских рудников не пропадет
их «скорбный труд и дум высокое стрем-
ленье»; придет желанная пора — «оковы
тяжкие падут, темницы рухнут, и свобо-
да их примет радостно у входа».

Сибирская каторга не сломила вольно-
любивых декабристов. Они гордились сво-
ей судьбой и «sa затворами тюрьмы в
душе смеялись над царями». В ответ на

послание Пушкина поэт-декабрист А.
Одоевский писал:

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя —
И православный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей

И вновь зажжем огонь свободы *
И с нею грянем на царей,

И радостно вздохнут народы,

Фото В. Козлова.

Восстание декабристов было первым рез
волюционным выступлением против ца“
ризма. Декабристы вслед за революцио-
вером ХУШ века А. Н. Радищевым под-
няли знамя борьбы против реакционного
самодержавно-крепостнического режима.
Декабристы, лучшие люди из дворян“
ского сословия, помогли пробуждению
народных масс. Их протест против кре-
постнической самодержавной власти
не мог не вызвать глубокой симпатии в на-
роде. Ленин в своей знаменитой статье
«О национальной гордости великороссов»
писал:

«Мы гордимся тем, что... насилия вы:
зывали отпор из нашей среды, из среды
великоруссов, что эта среда выдвинула
Радищева, декабристов...»

Советские люди гордятся декабристами,
первым поколением русских революционе-
ров. В истории русского революционного
движения они занимают видное место,
Товариш Сталин упоминает восстание Ae
кабристов в числе других выдающихся
революционных событий России — от
восстания Емельяна Пугачева до револю-
ции 1905 года.

Революционные традиции — декабристов
живы; они вошли в идейный фонд после“
дующих поколений русских революционе:
ров.

«Декабристы разбудили Герцена. Гер
цен развернул революционную агитацию,

Ее подхватили, расширили, укрепили,
закалили революционеры-разночиницы, на-
чиная с Чернышевского и кончая героя
ми «Народной воли». Шире стал круг
борцов, ближе их связь с народом. «Mo-
лодые штурманы будущей бури»— звал их
Герцен. Но это не была еще сама бур”
(Ленин, Соч., том ХУ, стр. 468).

Ленинская «Искра» взяласвоим эпигра-
фом слова из ответа декабристов А. С.
Пушкину: «Из искры возгорится пламя».

«И действительно, указывается в
«Кратком курсе истории ВКП(б)», — из
зажженной Лениным «Искры» разгорелось
впоследствии пламя великого революцие
онного пожара, которое сожгло дотла
дворянско-помещичью царскую монархию
и буржуазную власть».

Доцент В. ГАЛКИН.