———

3 : ь А yf ее АН о #
РУХ ЛЕХ ЕЕ ВТБ РЕЕСТРЕ 8

на ХУШ-ом сезде парт

т

ТИ ДО

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Товарищи! Со времени ХУП с’езда партии: прошло пять лет.
Период, как видите, не малый. За это время мир успел пережить
значительные изменения. Государства и страны, их отношения
между собой стали во многом совершенно иными.

Какие именно изменения произошли за этот период в между-
народной обетановке? Что именно изменилось во внешнем и вну-
треннем положении нашей страны? ее

-Для капиталистических стран’ этот. период был периодом
серъезнейших потрясений как в области экономики, так ив 00-
ласти политики. В области экономической эти годы были годами
депрессии, а потом, начиная со второй половины 1937 года, —
годами нового экономического кризиса, годами нового упадка
промышленноети в США, Англии, Франции, — следовательно,
годами новых экономических осложнений. В области политиче-
ской эти годы были годами серьезных политических. конфликтов
и потрясений. Уже второй год идет новая империалистическая
война, разыгравшаяся на громадной территории от Шанхая до
Гибралтара и захватившая более 500 миллионов населения. На-
сильственно перекраивается карта Европы, Африки, Азии. По-
трясена в корне вся система послевоенного так называемого
мирного режима.

Для Советского Союза, наоборот, эти годы были годами его
роета и процветания, годами. дальнейшего его экономического и
культурного. под’ема, годами дальнейшего роста его политической
и военной мощи, годами его борьбы за сохранение мира во всем
мире.

Такова общая картина.

Рассмотрим конкретные данные 0б изменениях в международ-
ной обстановке.

, НОВЫЙ ЭКОНОГЛИЧЕСКИЙ КРИЗИС В КАПИТА-

ЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ. ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ

ЗА РЫНКИ СБЫТА, ЗА ИСТОЧНИКИ СЫРЬЯ,
ЗА НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ Г4ИРА.

Экономический кризис, начавшийся в капиталистических’
странах во второй половине 1929 года, продолжался до конца
1933. года. После этого кризис перешел в депрессию, а потом
началось некоторое оживление промышленности, некоторый ее
под’ем. Но это оживление промышленности не перешло в про-
цветание, как это бывает обычно в период оживления. На-
оборот, начиная со второй половины 1937 года началея новый
экономический кризис, захвативший прежде всего США, а вслед
за ними — Англию, Францию и ряд других стран. и

Таким образом, не успев еще оправиться от ударов недавнего
экономического кризиса, капиталистические страны очутились
перед лицом нового экономического кризиса.

Это обстоятельство естественно привело к усилению безрабо-
тицы. Упавшее было число безработных в капиталистических
странах с 30 миллионов человек в 1933 году до 14 миллионов
›в 1937 году, теперь вновь поднялось в результате нового кри-
зиса до 18 миллионов человек.

Характерная особенность нового кризиса состоит в том, что
он во многом отличается от предыдущего кризиса, при чем отли-
чается не в лучшую сторону, & в худшую. с 9

Во-первых, новый кризис начался не после процветания про-
мышленности, как это имело место в 1929 году, а после депрес-
сии и некоторого оживления, которое, однако, не перешло в про-
цветание. Это означает, fro нынешний кризис будет более тяже-
лым и © ним будет труднее бороться, чем е предыдущим кри-
3HCOM.

Далее, нынешний кризис разыгралея не в мирное время,
а в период уже начавшейся второй империалистической войны,
когда Япония, воюя уже второй год с Китаем, дезорганизует
необ’ятный китайский рынок и ‘делает его почти недоступным
для товаров других стран, когда Италия и Германия уже пере-
вели свое народное хозяйство на рельсы военной экономики,
ухлопав на это дело свои запасы сырья и валюты, когда все
остальные крупные капиталистические державы начинают пере-
страиваться на военный лад. Это означает, что у капитализма
ресурсов для нормального выхода из нынешнего кризиса будет
гораздо меньше, чем в период предыдущего кризиса.

Наконец, в отличие от предылущего кризиса, нынешний кри-
зис является не всеобщим, а захватывает, пока-что, главным
образом экономически мощные страны, не перешедшие еще на
рельсы военной экономики. Что касается стран агрессивных,
вроде Японии, Германии и Италии, уже перестроивших свою
экономику на военный лад, то они, усиленно развивая свою во-
енную промышленность, не переживают еще состояния кризиса
перепроизводства, хотя и приближаются к нему. Это означает,
что в то время как экономически мощные, не агрессивные страны
начнут вылезать из полосы кризиса, агрессивные страны, исто-
щив свои золотые и сырьевые запасы в ходе военной горячки,
должны будут вступить в полосу жесточайшего кризиса.

Это натлядно иллюстрируется хотя бы данными о наличии
видимых золотых запасов в капиталистических странах.

ВИДИМЫЕ ЗОЛОТЫЕ ЗАПАСЫ
В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ,
(в млин. старых золотых долларов)

Конец Сентябр.

1936 re 1938 г. .
Всего м а © 12.980 14.301
CUA as Na чо 6.649 8.126
Англия. es ST ee. RL те 2,029. 2,396
Франция еек 1.769 1.435
ТОлЛЕНЛИЯ: чо ча 289 595
Больлия Гота ое 373 318
Швейцария . зе, 387 407
Германия о ча ик, 16 17
PEAR а аа ив 123 124
ВОНИ: ея 273 97

Из этой таблицы видно, что золотые запасы Германии, Ита-
лии и Японии, вместе взятых, представляют меньшую сумму,
чем запасы одной лишь Швейцарии.

Вот некоторые цифровые ‘данные, иллюстрирующие кризис-
ное положение ‹ промыпыменности капиталистических стран за
последние пять лет и движение промышленного под’ема в
CEEP:

ОБЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В ПРОЦЕНТАХ К 1929 ГОДУ.

(1929 = 100)

1934   1935 1936   1937

СИА 66,4 75,6 72,0
Англия 98,8   105,8 112,0
Франция 71,0   67,4 70,0
Италия 80,0 93,8 96,0
Германия 79,8 94,0 125,0
Япония 128,7   141,8 165,0
СССР 238,3   293,4 417,0

Из этой таблицы видно, что Советский Союз является един-
ственной страной в мире, которая не ‚знает кризисов и про-
мышленноеть которой все время идет вверх. . К

Из этой таблицы видно далее, что в’ США, Англии и Фран-
пии уже начался и развивается серьезный экономический
кризие,

Из этой таблицы видно, дальше, что в Италии и Японии,
которые раныше Германии перевели свое народное хозяйство’
на рельсы военной экономики, уже начался в 1938 году me-

`риод движения промышаленноети вниз.

Из этой таблицы видно, наконец, что в Германии, которая
позже Италии и Японии перестроила. свою экономику на воен-
ный лад, промышленность пока еще переживает состояние неко-

торого, правда, небольшого, но все же движения вверх, — соот-

ветственно с тем, как это. имело место до последнего времени

в Японии и Италии.

Не может быть сомнения, что, если не случится чего-либо
непредвиденного, промышленность Германии должна будет встать
Ha TOT же путь движения вниз, на который уже встали Япония
и Италия. Ибо что значит перевести хозяйство страны на рель-
сы военной экономики? Это значит дать промышленности‘ одно-
бокое, военное направление, всемерно расширить’ производство
необходимых для войны предметов, не связанное с потребленнем
населения, всемерно сузить производство и особенно выпуск
на рынок предметов потребления населения, — следовательно,
сократить потребление населения и’ поставить страну перед
экономическим кризисом.

Такова конкретная картина движения нового экономического
кризиса в капиталистических странах.

Понятно, что такой неблагоприятный оборот хозяйственных

дел не мог не привести к обострению отношений между держа-.

вами. Уже предыдущий кризие перепутал все карты и привел
к обострению борьбы из-за рынков сбыта, из-за источников
сырья. Захват Японией Манчжурии и Северного Витая, захват
Италией Абиссинии,— все это отразило остроту борьбы между
державами. Новый экономический кризие должен привести и
действительно приводит к дальнейшему обострению империали-
стической борьбы. Речь идет уже не о конкуренции на рынках,
не о торговой войне, не о демпинге. Эти средства борьбы давно
уже признаны недостаточными. Речь идет теперь о новом пере-
деле мира, сфер влияний, колоний путем военных действий.
Япония стала оправдывать свои агрессивные действия тем,
что при заключении договора 9-ти держав ее обделили и не да-
ли расширить свою территорию за счет Китая, тогда как Англия
и Франция владеют громадными колониями. Италия вспомнила,
что ее обделили при дележе добычи после первой империалисти-
ческой войны и что она должна возместить себя за ечёт сфер
влияния Англии и Франции. Германия, серьезно пострадавшая
в результате первой империалистической войны и. версальекого
мира, присоединилась к Японии и Италии и потребовала раеши-
рения своей территории в Европе, возвращения колоний, отня-
тых у нее победителями в первой империалистической. войне.
Так стал складываться блок трех агрессивных государств.
На очереди ветал вопрос о новом переделе мира посредством

войны.
2. ОБОСТРЕНИЕ ГЛЕЖДУНАРОДНОГО
ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, КРУШЕНИИ
ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЫ ГАИРНЫХ
ДОГОВОРОВ, НАЧАЛО НОВОЙ
ИРЛПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОГНЫ.

Вот перечень важнейших событий за отчетный период, поло-
живших начало’ новой империалистической войне. В 1935 году

Италия напала на Абиссинию и захватила ec. Летом 1936 го-.

да Германия и Италия организовали военную интервенцию в
Испании, при чем Германия утвердилась на севере Испании и
в испанском Марокко, а Италия—на юге Испании и на Балеар-
ских островах. В 1937 году Япония, после захвата Маняжурии,
вторглась в Северный и Центральный Китай, заняла Пекин,

КОМСОМОЛЬСКАЯ

ye, Wes Se ae у и у т
SOUS CRE ba. Skee oe oe ee ЕЕ fet wee, oe Se

Te TT

ии о работе Ц

Пт

Таньцзин, Шанхай и стала вытеснять из зоны оккупации своих
иностранных конкурентов. В начале 1938 года Германия 3a-
хватила Аветрию, а осенью 1938 года — Судетскую область Че-
хословакии. В коице 1938 года Япония захватила Кантон, а в
начале 1939г. — остров Хайнань. ыыы

Таким образом, война, так незаметно подкравшаяея к наро-
дам, втянула в свою орбиту. свыше пятисот миллионов населе-
ния, распространив сферу своего ‘действия на громадную тер-

риторию, от Тяньизина, Шанхая и Бантона’ через Абиссинию

до Гибралтара. г и
После первой империалистической ‘войны тосударства-по0в-
дители, ‘главным образом Англия, Франция и США, создали, но-

‘вый режим отношений между странами, послевоенный режим

мира. Главными основами этого режима были на Дальнем Восто-

4 4

ке — договор девяти держав, а в Европе — версальский и це-
лый ‘ряд других договоров. Лига наций призвана была регули-

ровать отношения между странами в рамках Этого режима на

основе единого фронта государств, на основе коллективной за-
щиты безопасности государств. Однако три агрессивных госу-
дарства и начатая ими новая империзлистическая война опро-
кинули вверх дном всю эту систему послевоенного мирного
режима. Япония разорвала договор девяти держав, Германия и
Италия — версальский договор. Чтобы освободить себе руки,
веб эти три государства вышли из Лиги наций. .

Новая империалистическая война стала фактом.
` В наше время не так-то легко сорваться сразу с цепи и
ринуться прямо в войну, не считаясь с разного рода догово-
рами, не считаясь с общественным мнением. Буржуазным
политикам известно это достаточно хорошо, Известно это также
‘фашистским заправилам. Поэтому фашистские заправилы, рань-
ше чем ринутьея в войну, решили известным образом обра-
‘ботать общественное мнение, т. е. ввеети его в заблуждение,
обмануть его. .

Военный блок Германии и Италии против интересов
‘Англии и `Франции. в Европе? Помилуйте; какой же это блок!
«У нас» нет никакого военного блока. «У нас» веего-навсего
безобидная «ось Берлин-—Рим», т. е. некоторая геометрическая
‘формула насчет оси. (Смех).

Военный блок Германии, Италии и Японии против интере-
сов США, Англии и Франции на Дальнем Востоке? Ничего
подобного! «У нас» нет никакого военного блока. «У нас»
всего-навсего безобидный «треугольник Берлин—Рим— Токио»,
т, е. маленькое увлечение геометрией. (Общий смех).

Война против интересов Англии, Франции, США? Пустяки!
«Мы» ведем войну против Коминтерна, а не против этих госу-
дарств. Если не верите, читайте «антикоминтерновский пакт»,
заключенный между Италией, Германией и Японней.

Так думали обработать общественное мнение господа arpec-
соры, хотя не трудно было понять, что вся эта неуклюжая
игра в маскировку шита белыми. нитками, ибо смешно искать
«очаги» Коминтерна в пустынях Монголии, в горах Абиссинии,
в дебрях испанекого Марокко. (Смех),

Но война неумолима, Ее нельзя скрыть никакими покро-
вами. Ибо никакими «осями», «треугольниками» и «антиком-
интерновскими пактами» невозможно скрыть тот факт, что
Япония захватила за это время громадную территорию Китая,
Италия — Абиссинию, Германия — Австрию и Судетекую об-
ласть, Германия и Италия вместе — Испанию, — все это
вопреки интересам неагрессивных государств. Война таки
осталась войной, военный блок агрессоров — военным блоком,
а агрессоры — агрессорами.

Характерная черта новой империалистической войны состоит
в том, что она не стала еще всеобщей, мировой войной.
Войну ведут государства-агрессоры, всячески ущемляя инте-
ресы неагрессивных государств, прежде всего Англии, Фран-
ции, США, а последние пятятся назад и отступают, давая
агрессорам уступку за уступкой.

Таким образом, на наших ‘ттлазах происходит Открытый
передел мира и сфер влияния за счет интересов незтресеивных
государств без каких-либо попыток отпора и даже при некото-
ром попустительстве со стороны последних.

`’ экономическом и в’ военном отношений,

‚ные государства вступят B войну,

11 марта 1939 г., № 57 (4240)

то ee ЕВТЕ
—

ee

+ We

К ВКП). _

Невероятно, но Факт, у
Чем аи такой однобокий и странный характер новой

империалистической войны?

Как могло случиться, что неагрессивные страны, растола.
тающие громадными возможностями, так легко и без отпора
отказались от своих позиций и своих обязательств в Угу

?
Е ое ли это слабостью неагрессивных государств?
Конечно, ‘нет!  Неагрессивные, демократические  государеть,
взятые вместе, бесспорно сильнее фашистских государств ив

‘

Чем же об’яснить в таком случае систематические уступки

`этих государств агрессорам? 1

Это можно было-бы об’яснить, например, чувством боязни
перед революцией, которая может разыграться, если неагрессив-
и война примет мировой
характер. Буржуазные политики, конечно, знают, что первая
мировая имлеризлистическая война дала победу революции в
олной из самых больших стран. Они боятся, что. вторая миро-
вая империалистическая война может повести также к пободе
революции в одной или в. нескольких странах.

Но это сейчае не единственная и даже не главная причина,
Главная причина состоит в отказе большинства неагрессивных

` стран и, прежде всего, Англии и Франции от политики коллег-

тивной безопасности, от политики коллективного отпора агрес-
сорам, в переходе их на позицию невмешательства, на позицию
«нейтралитета».

Формально политику невмешательства можно было бы 0ха-
рактеризовать таким образом: «пусть каждая страна защищается
от агрессоров, как хочет и как может, наше дело сторона, хм
будем торговать и с агрессорами и с их жертвами», На ходе,
однако, политика невмешательства означает  попустительство
агрессии, развязывание войны,—следовательно, превращение в
в мировую войну. В политике невмешательства сквозит стремле-
ние, желание — не мешать агрессорам творить свое черное
дело, не мешать, скажем, Японии впутаться в войну с Китаем,
а еще лучше с Советским Союзом, не мешать, скажем, Германии
увязнуть в европейских делах, впутаться в войну с Советскли
Союзом, дать всем участникам войны увязнуть глубоко в тину
войны, поошрять их в этом втихомолку, дать им ослабить и
истощить друг друга, а потом, когда они достаточно ослабнут,—
выступить на сцену со свежими силами, выступить, конечно,
«в интересах мира», и продиктовать ослабевшим участниках
войны свои условия.

И дешево и мило!

Взять, например, Японию. Характерно, что перед началом
вторжения Японии в Северный Китай все влиятельные фран-
цузские и английские газеты громогласно кричали о слабости
Китая, об его неспособности сопротивляться, о том, что Япония
с ее армией могла бы в два-три месяца покорить Китай, Потом
европейско-американские политики стали выжидать и наблюдать,
А потом. когда Япония развернула военные действия, уступили
ей Шанхай, сердце иностранного капитала в Витае, уступили
Кантон, очаг монопольного английского влияния в Южном Ви-
Tae, уступили Хайнань, дали окружить Гонконг, Не ‘правда ли,
все это очень похоже на пооптрение агрессора: дескать, влезай
дальше в войну, а там посмотрим,

Или, например, взять Германию. Уступили ей’ Австрию,
несмотря на наличие обязательства защищать вв самостоялтель-
ность, уступили Судетскую область, бросили на произвол
судьбы Чехословакию, нарушив ‘все и всякие обязательства;

‘8 ‘потом стали ‘крикливо лгать в’ печати ©’ «елабости“ русской

армии», о «разложении русской авиации», о’«беспорядках» в

Советском Союзе, толкая немцев дальше на восток, обещая им

легкую добычу, и приговаривая: вы только начните войну
с большевиками, а дальше все пойдет хорошо. Нужно’ признать,
что это тоже очень похоже на подталкивание, на поотрение
агрессора,

Характерен шум, который подняла англо-французекая и Ce
веро-американская пресса по поводу Советской Украины, ` Дея-
тели этой прессы до хрипоты кричзли, что немцы идут на
Советскую Украину, что они имеют теперь в руках так назы-
ваемую Барпатскую Украину, насчитывающую около 700 тысяч
населения, что немцы не далее, как весной этого года присосди:
nat Советскую Украину, имеющую более 30 миллионов пасе-
ления, к так называемой Карпатской Украине. Похоже на т,
„Что этот подозрительный шум ‘имел’ своей целью поднять
ярость Советского Союза против Германии, отравить атмосферу
и спровоцировать конфликт с Германией без видимых на 10
оснований.

Конечно, вполне возможно, что в Германии имеются сум-
сшедшие, мечтающие присоединить слона, т. е. Советскую Украл.
ну, к козявке, т. е. к так называемой Карпатской Украине,
И если действительно имеются там такие сумаеброды, можно
не сомневаться, что в нашей стране найдется необходимое воли-
чество смирительных рубах для таких сумасшедших. (Взрыв
аплодисментов). Но если отбросить прочь сумасшедших и 0ба-
титься к нормальным людям, то разве не ясно, что смешно п
глупо говорить серьезно о присоединении Советской Украины
к так называемой Карпатекой Украине? Подумайте тольк.
Пришла козявка к слону и говорит ему, подбоченясь: «9х ты,
братец ты мой, до чего мне тебя жалко... Живешь ты без поме-
щиков, без капиталистов, без национального гнета, без фашист-
ских заправил,— какая ж это жизнь... Гляжу я на тебя т
не могу не заметить,— нет тебе спасения, кроме как присоз-
диниться ко мне... (Общий смех). Ну что ж, так и быть, 0+
решаю тебе присоединить свою неболышую территорию к Model
необ’ятной территории...» (Общий смех и аплодисменты),

Еще более характерно, что некоторые политики и деятеля
прессы. Европы и США, потеряв терпение в ожидании «похода
на Советскую Украину», сами начинают разоблачать действи-
тельную подоплеку политики невмешательства. Они прямо го-
ворят и пишут черным по белому, что немцы жестоко их
«разочаровали», так как, вместо того, чтобы двинуться дальше
на восток, против. Советского Союза, они, видите ли, повернул
на запад и требуют себе колоний. Можно подумать, что нехиах
отдали районы Чехословакии, как цену за обязательство начать
войну с Советским Союзом, a немцы отказываются теперь
платить по векселю, посылая их куда-то подальше,

Я далек от того, чтобы морализировать по поводу Политии
невмешательства, говорить 0б измене, о предательстве и т, 1
Наивно читать мораль людям, не признающим человеческой
морали. Политика есть политика, как говорят старые, прожжен”
ные буржуазные дипломаты. Необходимо, однако, заметить, чт
большая”и опасная политическая игра, начатая. сторонниками
политики невмешательства, может окончиться для них серьез-
ным провалом.

Таково действительное лицо господствующей ныне политики
невмешательства.

Такова политическая
странах,

обстановка в  капиталистических

3. СОВЕТСКИЙ С003
И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ.

Война создала новую обстановку’ в отношениях между ст
нами. Опа внесла в эти отношения атмосферу тревоги и неув-
ренности. Подорвав основы послевоенного мирпого режима Е
опрокинув элементарные понятия международного права, война
поставила под вопрос ценность международных договоров я 08-
зательств. Папифизи и проекты разоружения оказались п0хо-
роненными в гроб, Их место заняла лихорадка вооружения. (18
вооружаться все, от малых до больших государств, во том 9107
и прежде всего государетва, проводящие политику невмешатель-
ИА tL

(Продолжение см. на 3-й стр.)