=

Sas

БЫЛА ЖИЗНЬ ПРИ ПОМЕЩИ

SS

Страшно вспомнить’

РАССКАЗ КРЕСТЬЯНКИ-КОЛХОЗНИЦЫ

Говорят: «Ёто старое вспомянет — тому
тлаз вон». И верно. Такое у нас старое-
то горькое, что и вспоминать о нем не
хочется. Но наперекор пословице — встре-
вожу я в памяти своей прошлые годы, по-
ведаю детям и внукам нашим про жизнь
каторжную, нищую, безрадостную. Пусть

знают они, молодые, счастливые, что ис-

пытали их отцы, матери, какие муки да
унижения несли в своем сердце, какую
яляжесть сбросили с плеч своих.

Жизнь моя прошлая, про которую хочу
рассказать, похожа на многие тысячи та-
ких же, как я, крестьянских женщин,
испивших до дна горькую, проклятую
участь. Ни в детстве, ни в юности не зна-
ла я настоящей радости. Вечная нужда,
постоянные недостатки и лишения шли 3&
мной по пятам. Да и как же могло быть
иначе! Родилась я в большой семье. Отец,
мать, шестеро детей да старший брат —
сам четвертый. А земли всего-то на пол-
торы души (это еще с крепостного права
осталось). Не’ помню, чтобы хлеба своего
на год хватало. ;

Когда бывало весна придет, снег стает
немного, отец нанимался по домам тес пи-
лить. А после сева забирал старшего сы-
на Алексея, и шли они к помещику Бер-
дешкову мочало мочить. Надерут ¢ липы
хоры и кладут ее в пруды, которые сами
делали у речушки. Мочало в прудах ле-
жало до осени. А когда уж енежок по-
явится, мочало выдирают: наверху кора, &
дальше волокно. Выдернут волокно и раз-
вешивают на вешала. Кора и мочало мо-
крые, руки коченеют, ведь снег кругом.

Помещику-то не жалко людей, он кре-
стьян дешевле скотины ценил. Из 4 пудов
мочалы отцу ¢ братом доставался один
пул, а остальные три-—помещику. За пуд
мочалы платили 30 копеек.

Помню, как отец с братом возвраща-
лись домой. Мы, малые дети, заберемея
на полати и слушаем. Изба у нас была
черная, стены, полати, потолок, окна —
все в саже, в дыму да в копоти. Тарака-
нов на потолке, что золотом посыпано,
клопов — видимо-невидимо.

Сядут они — отец с братом — за стол
и рассуждают. Алексей говорит отцу:

— Вот, если бы Бердешков брал только
половину мочалы. Хорошо бы!..

Orem вздохнет:

— Эх, кабы...

Когда пришло время грамоте нам обу-
чатьея, отец сказал мне:

— Куда тебе грамота! Не милостыню
переписывать. — Помолчал немного, потом
добавил:

— Скоро куски будешь собирать.

В семь лет я уже ‘без матери осталась.
Няньчила братишек и сестренок. А через
два года нанялась ходить за чужими. За
целое лето работы купили мне два аршина
кумачу за 22 копейки.

С 12 лет мяла у кулака лен, с 3 часов
утра до позднего вечера. Потом — в при-
слугах. Так рабой до самого замужества
жила. И венчаться пришлось все-таки в
валенках, на ботинки так и не`зарабо-
тала. :

С замужеством мне посчастливилось.
Муж оказался хорошим человеком. Нас ведь,
девушек, не спрашивали тогда, за кого хо-
тим выходить, отдавали за кого выгоднее,
кто больше денег заплатит за невесту:

Когда мужа забрали в царскую войну
на фронт, я осталась одна с тремя малют-
ками. 0х, и досталось мне тогда—солдат-
ке! И в поле работать, и за домашностью
ходить, и детей кормить, и стирать — всё
сама, своими руками. Вот и не доглядела:
ушла сеять, ребят одних в избе заперла.
Сынок Петя — ему три годочка было —
упал с печки и ушибея об лестницу. Стал
у него горб расти, боли сильные, кричит
ребенок.

Соседи мне говорят: «Поезжай, Смер-
тина, в Вятку (я к мужу переехала из
Костромской губернии в Котельнический
уезд, Вятской губернии), — там помо-
гут ребенку».

артия

Колхозная деревня вместе со всей стра-
ной деятельно готовится к радостному и
торжественному событию — двадцатилетию
Великой социалистической — революции
в СССР. Все величие нашей революции, вею
глубину происшедших изменений, всю си-
лу ленинизма можно видеть на примере
того, как изменилась наша деревня и
жизнь крестьянства, на примере того, как
решила большевистская партия одну из
самых трулных и сложных своих истори-
ческих задач.

Если капитализм, по выражению Марк-
са, — вампир, высасывающий кровь серд-
ца и мозг головы крестьянина, то эта
характеристика с особой силой относилась
к российскому капитализму.

Общеизвестны знаменитые подсчеты В. И.
Ленина о характере землепользования В
парской России, сделанные им по данным
статистики землевладения 1905 года. Свы-
ше десяти с половиной миллионов разорен-
ных крестьянских дворов владели 75 мил-
лионами десятин, & всего 30 тысяч помещи-
ков владели почти таким же количеством
земли-——70 миллионами десятин. Буржуазия
торода и деревни (банки, купцы, кулаки,
фабриканты) также владела 70 миллионами
десятин. Таким образом, 50-миллионное
крестьянство имело земли вдвое меньше,
чем ничтожная кучка эксплоататоров. Если
в этому добавить кабальные условия арен-
ды, на которую мелкие крестьяне вынуж-
дены были итти волей-неволей, помещичьи
отработки, высокие подати, произвол и взя-
точничество царских приспешников, TO
картина бесправия и самой хищнической
эксплоатации будет более или менее полной.

Крестьянские восстания, которые то и
дело вспыхивали в разных местах, не име-
ли успеха. Это были акты отчаяния, сти-
хийные взрывы, то была кратковременная
месть за гнет и поругание. До тех пор,
пока на политическую арену не вышли ра-
бочий класс и его партия большевиков, на-

Продала телегу с железным ходом. Под-
рядила няню за детьми смотреть, насби-
рала восемь рублей и поехала с сыном в
Вятку. В первый раз!

Город большой, никого знакомых нет. бт
вокзала до больницы четыре версты итти,
Как я пойду? На самой пальто, мешок с
хлебом и ребенок. Привязала я Петюшу
к спине и пошла оврагами.

Еще не рассвело. Шли мы по росе, я
вся вымокла, на мне репей, трава. Увидел
меня, такую, сторож больницы и гонит:

— Или, иди! Для вас есть уездная
больница, нечего вам в губернской делать.

В уездной доктора посмотрели на маль-
чика и обратно послали в губернскую боль-
ниду.

У меня уж еле ноги волочились. При-
шла, а прием кончился. Сторож гонит. Ни-
кто и говорить со мной не хочет, не по-
советует, не пожалеет. Как на одежду
взглянут на бедную, крестьянскую, так
отворачиваются. Не знаю, куда деваться.
Сидим на улице п плачем с сыном.

Нехорошая мысль запала с торя в го-
лову. Положила ребенка на тротуар и по-
бежала прочь от него. Но далеко не смогла
уйти, вернулась, жалко своего родного ди-
тя, векормленного в тяжелой нужде.

Солдат проходил, указал, тде постоя-

II двор.

На четвертый день сделали Пете опе-
рацию. Потом обвернули его бинтом, обма-
зали гипсом и говорят:

— Beau мальца домой.

Сколько я ни молила докторов оставить
полечить сына, они и слушать не хотят.
Взяла мальчика на руки, а он горячий,
тяжелый от гипса, завернула в. платок, в
одеяло и в жаркий летний день опять по-
брела к вокзалу...

Эту свою первую поездку в Вятку я ни-
когда не забуду.

Я часто думаю 0 своих детях, вы-
ращенных мной в муках, в нищете. Федор
окончил училище, был в Красной Армии, у
самого теперь двое. Петр учится на хими-
ка. Василий — комсомолец, школу окон-
чил. Алексей учится, летчиком будет. Ан-
на тоже на химика. Остальные — млад-
шие — все в школе.

Александра СМЕРТИНА,

звеньевая колхоза «Новый строй»,
Панихинского сельсовета, Шабалин-
ского района, Кировской области.

Tl. МИЛОВИДОВ

и №

правившие крестьянство по правильному
пути, крестьянское движение было неорга-
низованным, лишенным ясной политической
цели,

Ленинизм рассматривает трудящиеся
массы крестьянства как резерв пролетариа-
та в его борьбе с капитализмом. Пролетар-
ская партия, организующая и подготовля-
ющая штурм капиталистического общеет-
ва, держащая курс на вооруженное BOC-
стание против капиталистов и помещиков,
не может не ставить вопрос о резервах про-
летариата, о союзнике пролетариата в гря-
лущих схватках. Правильное разрешение
крестьянского вопроса имеет громадное
значение для судеб рабочего класса, ибо
только в этом случае «пролетарская рево-
люция получит хор, без которого её соло
во всах крестьянских нациях превратится
в лебединую песнь» (Маркс).

Троцкистекая теория перманентной рево-
люции сбрасывала со счетов крестьянство,
игнорировала революционные качества кре-
стьянства, отводила ему место лишь в ла-
гере реакции. Отсюда нетрудно видеть
контрреволюционную роль троцкизма. Это
была ставка на неизбежное поражение ре-
волюции в то время, как большевики де-
лали ставку на победу пролетарской рево-
люции и развитие ее во всем мире.

Партия большевиков, разгромив, отбро-
сив прочь и заклеймив  троцкистские
теории, укрепила свои связи с крестьян-
ством, использовала полностью его ре-
волюционную энергию в борьбе против
паризма. Каждому периоду соответствует
тактический лозунг партии. Три основных
лозунга партии по крестьянскому вопросу
Баиболее ярко показывают, с какой тща-
тельностью учитывала партия настроения
крестьянства, как шаг за шагом разобла-
чала его врагов и приближала крестьянство
к пролетариату, его борьбе и целям борьбы.

ыы 2 ЕЕ ЕРЕСИ ВЕНЫ

ПРА

See ГЕ: МАЕ ee ЕЖЕ

~

...Крупнейших помещиков,

500 десятин земли, было
30.000, земли у
Около

ee 2ОЕЕВБМЬЕЯ

имеющих свыше
(с округлением) около

них — около 70.000.000 десятин.
10.000.000 беднейших крестьянских

дворов имеют столько же земли.

В среднем приходится,

крупнейшего помещика

крестьянских семей, причем

значит, на одного
около 330 беднейших
у каждой крестьян-

ской семьи земли около 7 (семи) десятин, а у каж-

Aoro крупнейшего помещика — около

тысяч трехсот) десятин.

2.300 (двух

В. И. ЛЕНИН (1913 г.), т. ХХХ, стр. 203—204.

КТО ВЛАДЕЛ ЗЕМЛЕЙ

Самые подробные официальные данные
о распределении земель в царской России
относятся к 1905 году. По этим данным,
весь учтенный земельный фонд всех 50 гу-
берний Европейской России составлял
395,2 миллиона десятин. Распределялись
они по трем основным группам:

группа — частные владения — 101,7
млн дес. П группа — надельные земли—
138,8 млн дес. Ш труппа — земли ка-
зенные и пр. — 154,7 млн дес.

Кому принадлежали частновладельческие
земли?

Из 101,7 млн десятин — 15,8 миллио-
на принадлежали «обществам и товари-
ществам». Остальные 85,9 миллиона де-
сятин находились в личной собственности,
в том числе:

дверянам принадлежало 53,2 миллиона
десятин (61,9 проц.);

духовным лицам — 300 тысяч десятин
(0,4 проц.);

купцам и «почетным гражданам» —
12,9 миллиона десятин (15 проц.);

мещанам — 3,8 — миллиона
(4,4 проп.):

крестьянам — 13,2 миллиона десятин
(15,4 проц.);

прочим сословиям — 2,2 миллиона деся-
тин (2,5 прюц.):

иностранным подданным — 300- тысяч
десятин (0,4 проц.).

Первым дворянином и крупнейшим по-
мещиком был сам царь. Все лучшее, что
можно было захватить на берегах Крыма
и черноморского побережья Кавказа, было
захвачено дворцовым и удельным ведом-
ствами.

Церквам и монастырям принадлежало
2.7 миллиона десятин земли.

Вот крупнейшие  помещики-дворяне:

десятин

\

DECTLAACTBO

Период между февралем и октябрем 1917
года также послужил отличной революцион-
ной школой для крестьянства. Особенно
замечательным является поражение эсеров,
которые выдавали себя за представителей
российского крестьянства и за Еоторыми
некоторое время шла часть крестьянетва.
Период керенщины, пю выражению товарища
Сталина, был величайшим предметным
уроком для трудовых маес крестьянства.
Земля и воля, так широко обещанные эсе-
рами, на деле обернулись в плети и ка-
рательные отряды.

Лишь только. свершилось октябрьское
восстание, на друтой день после револю-
ции — 26 октября (8 ноября) советское
правительство издало декрет о земле, по
которому все помещичьи, удельные, мона-
стырские и церковные земли подлежали
немедленной и безвозмездной конфискации,
и право частной собственности на землю
отменялось навеегда. Вековечная мечта
крестьянства о земле была, наконец, удо-
влетворена.

Но этот декрет еще не означал введения
социализма в деревне. Партия лишь под-
готовляла этот переход, впереди еще лежа-
ла целая полоса борьбы за создание всех
условий для победы социализма. Союз с се-
редняком — этой центральной фигурой по-
слереволюционной деревни — явился одним
из решающих условий для еще большего
сплочения крестьянства вокруг партии и
победного окончания тражданской войны.

«Союз рабочих и крестьян в условиях
диктатуры пролетариата, — говорит товарищ
Сталик,—не есть простой союз. Это есть
особая форма классового союза рабочего

‚класса и трудящихся масс крестьянства,

ставящая своей целью: а) усиление пози-
ций рабочего класса, б) обеспечение руко-
водящей роли рабочего класса внутри этого
союза, в) уничтожение классов и классово-

траф Бобринский (около 60 тысяч деся-
тин); С. Шшилевский (105.000 десятин в
Вятской губ.); В. Рукавишников (800.000
дес. в Пермской и 43.788 дес. в Тавриче-
ской губ.); С. М. Голицын (1 миллион де-
сятин в Пермской губ., 40 тысяч десятин
в Вятской, 4.979 леев Московской
губ., 13.590 дее.—в Ярославской, 7.397—
в Тульской, 1.026 дес—в Тверской, 366
дес.—в Рязанской губ.) ит. д.

Крестьянам принадлежало 138,8 мил-
лиона десятин надельной земли. Исключая
отсюда 1,9 миллиона десятин, не распре-
деленных По. размерам землевладения,
остальная масса, т. е. 136,9 миллиона де-
сятин, находилась во владении 124 мил-
лиона крестьянских дворов. Надельная зем-
ля не была распределена равномерно. На-
оборот, статистика показывает, что больше
половины надельных дворов имело до 8 де-
сятин на двор (из них был около 3 мил-
лионов дворов с 3,1 десятины в среднем
на один двор).

Положение крестьянства продолжало
оставаться крайне тяжелым до самой Ве-
ликой социалистической революции. По
данным “сельскохозяйственной переписи
1917 года, произведенной при буржуазном
правительстве Керенского, число крестьян-
ских хозяйств с наемными рабочими по
35 губерниям Европейской России дости-
гало 216 тысяч, число хозяйств без вся-
кого скота—1.594 тые., без рабочего ско-
та—3.343 тыс., без коров-—2.472 тыс.,
безземеленых —- 980 тыс., беспосевных —
1.677 тысяч.

За аренду земли крестьяне уплачивали
до 289 миллионов рублей в год.

Конец всем этим `порядкам положила
Великая Октябрьская социалистическая ре-
ВОлЮЦИЯ.

го общества. Всякое иное понимание сою-
за рабочих и крестьян есть оппортунизм,
меньшевизм, эс-эрство, — все что угодно,
только не марксизм, только не ленинизм».

На очереди, следовательно, стояла под-
готовка ко второму и решающему шагу 60-
циалистической революции в деревне — к
переходу на путь колхозов. Партия знала,
что только коллективизация, т. е. создание
крупного общественного механизированного
земледелия, означает окончательное уничто-
жение корней капитализма и полное осво-
бождение крестьянства от кулацкой каба-
лы. Партия под руководством товарища
Сталина в развитие ленинского кооператив-
ного плана разрабатывает план окончатель-
ной победы социализма в деревне.

Создав тяжелую индустрию, способную
вооружить деревню первоклассной техни-
кой, проводя одновременно кооперирование
юрестьянетва-—сперва простейшее (в сфере
обращения), а затем переходя к коопери-
рованию производства, всемерно поощряя
развитие колхозов, организуя массы бед-
няцко-середняцкого крестьянства на борьбу
с кулачеством, — партия сделала все не-
обходимое для того, чтобы перевести дерев-
ню на рельсы крупного коллективного хо-
зяйства.

Партия вела свою работу ^в деревне в
сложной и ответственной обстановке. Она
учитывала указания товарища Сталина,
что в таком великом деле, как коллективи-
зация, самотек наиболее опасен. В дерев-
не, особенно тогда, когда совершается кру-
той поворот, нужны крепкие организато-
ры-большевики, способные повести 3a
собой крестьянство, способные его спло-
тить на борьбу с врагами колхозов. Именно
поэтому в самый разгар строительства кол-
хозов, в самый разгар борьбы е кулачест-
вом партия направляет в деревню большой
отряд «двадцатипятитысячников» — рабо-
чих фабрик и заводов, имеющих полити-
ческую закалку и обладающих организа-
пионным опытом. Г

Когда нужно было очистить колхозы от
кулаков, вышибить оттуда вредительекие
элементы и организовать хозяйство, партия
выдвигает новую форму партийного руко-
водетва колхозами — политотделы МТС. С
их помощью колхозы очистилиеь от лоды-
рей и вредителей, укрепили трудовую дис-

А ее тие

ЕЕ ЕЕ ЕР

ЕЕ Га pee ВЕН чм Es

1 ОКТЯБРЯ 1937 г., № 271 (7237)

ЕЕ

КАХ ХУЖЕ КАТОРГИ

———

Жить было

невмоготу

ПИСЬМО БЫВШИХ БАТРАКОВ :

Шестьдесят лет живем мы в селе Вячка,
но никогда еще оно не казалось нам та-
ким хорошим, как теперь. Внизу под го-
рой зеленеет кудрявый лес, расстилаются
плодородные поля. Красота эта не радова-
ла раньше крестьянина. Даже дома свои
строили окнами в сторону от леса, чтобы
не видеть его, не раздражать глаза чужим
богатством.

Лес, луга, тучная земля вокруг села
принадлежали раньше не нам, а княгине
Барятинской. Отцы наши рассказывали,
что все это добро — 20 тысяч десятин
пахоты, лугов, леса вместе с 700 дворов
крепостных муж ее выиграл в карты У
князя Долгорукова. После освобождения
крестьян на 700 дворов выделили 1.750
десятин самой неудобной, бросовой земли.
Чем нам было жить? РВею жизнь думали
крестьяне о клочке хорошей земли.

Несколько раз поднимались крестьяне
Вячки против помещицы, но неизменным
исходом борьбы была пролитая кровь, пор-
ка, каторга. Жить было невмоготу. Обездо-
ленные, не имеющие приюта крестьяне
в поисках куска хлеба шли на Волгу, в
Донбасс. Дома оставались стар да млад.

Только советская власть дала нам зе-
млю. Земля и люди стали другими. Ра-
достно сознавать, что все изменилось на
наших глазах. Мы, старики, точно помо-
лодели: хочется жить и работать еще мно-
гие годы. Земля стала давать тройной уро-
жай:

А раньше? 1.750 десятин земли, раз-
битых на 700 «душ», были изрезаны ме-
жами. Соха ковыряла землю. Посевы зара-
стали пыреем. Иногда трудно было найти
колос среди сорняков. Сорок пудов с деся-
тины считалось хорошим урожаем. Во
всем бывшем Кирсановском уезде урожай-
ность из года в год падала. Недородные
годы шли один за. другим, вконец разоряя
и без того нищее крестьянское хозяйство.

Невысокие урожаи собирала и помещи-
ца, но уже по другой причине. В погоне
за высокими прибылями портила зем-
лю; никогда не поднимала паров во-
время, поля  зарастали сорняками и
затем сдавались в аренду пд вы-
пас скота. Лишь в конце июня поля
вепахивали под озимые. Ржаное жнивье,
подготовлявшееся под яровые посевы, не
пахалось до осени. Севооборот в помещи-

: SS

Картина художника К. А. Савицкого (Музей Революции СССР). `

В ЕТ

пиплину, наладили хозяйство. Политотде-
лы МТС имели огромное значение для ак-
тивизации колхозных партийных органи-
заций, для повышения их боеспособности.
Й лишь тогда, когда местные партийные
организации как следует стали на ноги,
политотделы МТС закончили свою работу.

Мудрая ленинско-сталинская политика
партии обеспечила поворот основных масс
крестьянства на путь социализма. Партия
осуществила свой план, преодолев огромные
трудности; выдержав ожесточенную борьбу
с агентами и пособниками классового вра-
га — троцкистами и бухаринцами. Перейдя
от политики ограничения и вытеснения ку-
лачества к политике его ликвидации как
класса на базе сплошной коллективизации,
партия и правительство завершили побед-
ную борьбу за укрепление колхозного строя.

Победа колхозного строя создала все ус-
ловия для могучего, небывалого расцвета
сельскохозяйственного производства. Колхо-
зы имеют все для того, чтобы жить зажи-
точно, брать от земли все, что она может дать.

Земли колхозы имеют Тенерь вволю. Со-
ветская власть передала трудящемуся кре-
стьянству более 150 миллионов гектаров
земли, которые раньше принадлежали по-
мещикам и помещичьему государству. За
колхозами теперь закреплено навечно свы-
ше 400 миллионов гектаров земли, Уже не
мелкие жалкие полоски, а крупные мас-
енвы характерны для полей нынешней де-
ревни.

Не сохи и косули, а сотни тысяч трак-
торов H комбайнов составляют инвентарь
колхозов и совхозов. Создав крупную про-
мышленность, партия и правительство во-
оружили колхозное крестьянство первокласс-
ной техникой. Число машинно-тракторных
станций выросло в 1937 году до 5.612.
Они обслуживают подавляющее большинет-
в0 колхозных посевов. Число комбайнов до-
стигает почти 100 тысяч.

Техника у нас не стоит на месте. Пер-
вые тракторы, которые пришли в деревню
лет назад, были  слабосильные
форлзоны. Их сменяли затем колесные трак-
торы средней мощности. Но уже сейчас
деревня получает мощные гусеничные трак-
торы и тракторы специальных марок для
пропашных культур. Гусеничных тракторов
в МТС было на 1 января 1935 г. 5.035,

ВЕРЕ НЕЕ ЕЕ ee ee eee eee Se ae АЕ

чьем хозяйстве был всё тот. же-— трехполь-
ный. Сеяли рожь да овес. Машин не было,
выезжали на дешевом труде крестьянина.
Не удивительно, что в самые лучшие годы
урожай не превышал 60-——70 пудов с де-
сятины.

Управляющие имением измывались над

нами. как только, могли, грабили до НИТКИ
взятую В

за какую-нибудь десятину,

аренду.

Помещицу княгиню Барятинскую мы В
глаз» не видели, но помнить ee бу-

дем долго: солоно пришлось нам от нее.
CHHOBBAM и внукам закажем помнить
об этом. Были еще у нас «хорошие» по-
печители — эсеры. Эсеры все обещали
дать землю крестьянам, но когда от слов
надо было переходить к делу, то оказы-
валось, что заботились они не 0 nac—el-
ноте и середняках, а о кулаках. Когда co-
ветская власть и наша большевиетская
партия передали землю крестьянам, эсеры
подняли кулацкое восстание. Мы ‚хорошо
помним антоновский мятеж, который помо-
гали ликвидировать.

Все это теперь отошло в далекое прош-
лое, но помнить его надо крепко. Враги
попрятались, пытаются мешать нам рабо-
тать. Ведь сколько их было— помещичьих
сатрапов, управляющих, урядников, страх-
ников, старшин, эсеров. Многие из них
притаились, пакостят и вредят нам.

Партия наша, товарищ Сталин учат нас в
борьбе со всеми врагами строить счастли-
вую, радостную жизнь. Народ твердо верит
большевикам и идет по указажному ими
пути. Земля получила, наконец, настоя-
mero хозяина. Колхозный ‘строй на-
всегда похоронил соху и трехполку. Вот
уже восемь лет работают наши колхозы.
Мы не знаем недорода. Слово «засуха» пе-
рестало быть пугалом.

Урожайность растет из года в год. В
этом году колхоз «Новый мир» собрал в
среднем 17 центнеров колосовых — в три
раза больше, чем снимали до революцин
в единоличном хозяйстве. Артели «Серп и
молот» и «Трудовик» получили по 16
центнеров с га, а колхоз «Мировой слет»—
14 центнеров.

Труд наш хорошо  вознаграждается.
На трудодень во всех четырех колхозах
приходится нынче по шести килограммов.
В артели «Мировой слет» колхозник Фи-
липи Ермонин получил уже 31 центнер
зерна, хотя выдано авансом ‘только три

довик» Тихон Фролкин получил авансом
35 центнеров. Шри окончательном расчете
он должен получить 120 центнеров.

ше одежды и обуви, мебели, велосипедов,
Наши колхозники заказали нынче ко-
операции 22 велосипеда, на 115 тысяч
рублей хлопчатобумажных тканей, на 57
тысяч рублей обуви, на 47 тысяч готового
платья. ¥
До революции село Вячки было темных,
неграмотным. Теперь наши дети ‘учатся,
всюду им открыта дорога.
Другой, совсем другой стала наша земля
и наша жизнь. И’ мы говорим молодежи:
сыновья и внуки, не забывайте нашего
темного прошлого, носите в груди нена-
висть К врагам, любите свою счастливую,
цветущую родину, нашу мудрую партию,
Колхозники села Вячки, Кирсанов-
ского района, Тамбовской области, ра-
ботавшие до Великой социалистической
революции у помещинов:
Арефий Ефимович ОВЧИННИКОВ,
71 год, Даниил Борисович МОРО-

ЗОВ, 62 года, Роман Михайлович

МАСЛОВ, 61 год, Глеб Никитович
ШАДРОВ, 53 года, Илья Борисович
МОРОЗОВ, 51 год,

ак 1 августа 1937 r. — 41.368. 3a 1
же время число пропашных тракторов вы-
роело с 2.641 до 40.000.
С победой колхозного строя не стал
больше бедноты в советской деревне. Бед-
нота в доколхозной деревне составляла He
менее 35 проц. крестьянских дворов, 0
няцкое население исчислялось в 20 MEI
лнонов человек. В колхозах бывшие бедня-
ки стали вполне обеспеченными людьми.
В колхозной деревне нет более популяр-
ного лозунга, чем лозунг товарища Сталина
— сделать все колхозы большевистскими и
всех колхозников зажиточными. Усилиями
партии колхозное крестьянство  вплот-
ную подходит к зажиточной и культурной
жизни, 06 этом говорит хотя бы система-
тический рост урожайности и рост колхоз
ных доходов.
В царской России средний урожай всех
и хлебов на крестьянских надель-
землях составил за десятилетие
(1901—1910 гг.) в среднем 6,5—7 цент-
неров с га. В CCCP средняя урожайность
зерновых за годы 1924—1923, при гос-
подстве мелкого единоличного хозяйства,
составляла 7,5 центнера с га, а за гы
ЕТорой пятилетки, за исключением тольк
засушливого 1936 года, средняя урожай:
ность зерновых все время была выше 8,5
центнера с га. Урожайность ° дореволю-
ционной России и урожайность единолич-

ных хозяйств при советской власти
осталась далеко позади. Рекордный у
жай собран в нынешнем roxy — pir

мерно около 7 миллиардов гудов. Далеко и
редкость колхозы, выдающие на трудодель
20—25 килограммов зерна, не считая де-
Her. Десятками тысяч насчитываются KOT
хозы, выдающие на трудолень свыше 8—
10 килограммов зерна.

В 1929 году, когда партия только пре
ступила к строительству колхозов, Kors
борьба с кулачеством и его защитникам
была, в самом разгаре, товарищ Сталин в
своей статье «Год великого перелома» пе
сал: «Разве не ясно, что наше молодое
крупное социалистическое земледелие (кол-
хозное и совхозное) имеет великую будут
ность, что оно будет проявлять чудеса роста».

Эти пророческие слова осуществились.

Партия большевиков привела крестьяи-
ство к счастливой жизни.

килограмма на трудодень. В колхозе «Тру-

Ежегодно колхозники покупают все боль-

J