2 ОКТЯБРЯ 1937 г., № 272 (7238)

НОВЫЕ ШКОЛЫ,
БОЛЬНИЦЫ, БАНИ

СОВЕЩАНИЕ В МОСКОВСКОМ, СОВЕТЕ

- В нынешнем году в столице развернуто
громадное строительство культурно-бытовых
учреждений, Строятся: 71 школа, 101 дет-
ский сад, 66 яелей, 4 новые больницы,
8 новых больничных корпусов при суще-
ствующих больницах, 8 родильных домов,
6 бань, 2 механизированные прачечные,
50 подземных общественных  уборных,
4 молочные кухни и т. д.

Некоторые из этих учреждений уже сда-
ны в эксплоатацию. Значительная часть из
них заканчивается постройкой и должна
быть готова в ХХ годовщине Великой со-
циалистической революции. Некоторые же
будут достроены к началу будущего года.

Насколько хорошо ведетея строительство
культурно-бытовых учреждений в столице?
Этот вопросе обсуждался на совещании, ко-
торое состоялось вчера в Московском сове-
те. В совещании принимал участие секре-
тарь МЕ и МГК ВКП(б) тов. Н. С. Хрущев.

Начальник управления культурно-бъето-
вого строительства Моссовета, тов. Полканов
сообщил о’ ходе строительных работ. Из
его доклада выявилась довольно непригляд-
вая картина. Большинство трестов не вы-
держивает установленных сроков. К началу
учебного года должны были быть’ готовы

школа. Однако даже сейчас готовы
только` 47. Не сданы в срок и многие дет-
ские сады, ясли, родильные дома и боль-

НИЦЫ. .

После доклада обсуждалась работа ка-
Ждого треста, занимающегося строительст-
вом культурно-бытовых учреждений Мос-
квы. Практические указания по строитель-
ству дал тов. Н. С. Хрущев. Он подверг
критике работу строительных организаций
и поставил перед ними задачи: упорядочить
и удешевить постройку культурно-бытовых
учреждений и уделить самое серьезное вни-
мание ликвилации последетвий вредитель-
ства в городском хозяйстве.

Следующий вопрос был посвящен <трои-
тельству московской водопроводной сети.

— В нынешнем году в связи со строи-
тельством канала Москва— Волга, — ска-
зал докладчик — начальник управления
водопроводно-канализационного — хозяйства
Моссовета тов. Штернберг, — столица по-
лучила такое богатейшее техническое co-
оружение, как Сталинская водопроводная
станция, которая уже подает городу 8 млн
велер чистой волжекой волы в сутки.

Программа строительства водопроводной
сети в этом году, рассчитанная на 58,5
млн рублей, на 70 проц. уже. реализована.
Построено, например, 25,5 километра во-
допроводной городской сети. Помимо того,
сейчас прокладывается еще 13,5 километ-
ра крупных водопроводных магистралей
(из них 9,2 километра уже проложено).

Совещание закончило свою работу позд-
но вечером.

Музыкальная школа

в ЯЛрославле

На центральной улице Ярославля в
небольшом домике ютятся одновременно
три музыкально-воспитательных учрежде-
ния: училище имени Собинова, музыкаль-
ная школа и курсы общего музыкального
образования для взрослых. Здесь учитея
700. человек.

Неподметенная, шаткая лестница ведет
во второй этаж. Первый этаж занят мастер-
скими детской комиссии. Между ‚классами,
явно мешая занятиям, расположились ком-
наты частных жильцов, никакого отноше-
ния к музыкальному воспитанию не имею-
щих. В то же время студенты вынуждены
жить по углам, которые снимаются по спе-
кулятивным ценам у частных лиц.

Плохие условия, в которых приходится
работать и жить учащимся, тем более вы-
зывают досаду, что. и в училище, и в дет-
ской школе немало способных и талант-
ливых людей.

Нреподавательница Шупшанова зани-
мается с юной Шурой Веденеевой. Недавняя
работница крупного ярославского завода,
затем лаборантка, Шура облалает красивым,
сильном голосом. Из нее может выйти
незаурядная певица. Она музыкальна, та-
лантлива. Но, странное дело, перейти в спе-
циально-вокальный класс ей никак не
удается. Она учится в хоровом классе и
лишь раз в шестидневку занимается с пе-
дагогом постановкой голоса. В таком поло-
жении, впрочем, находится не одна Шура.
Но учебная часть почему-то медлит с раз-
бором законных требований учащихся.

Молодые пианистки Пионтковская и На-
rama Соколова успешно занимаются у пре-
подавательницы Львовой. Однако им, как
и всем учащимся-пианистам, туго прихо-
литея е приготовлением . уроков: классы
приходится брать с боя, инструменты —
в скверном состоянии.

Среди учащихся детской школы есть
несколько замечательных, творчески ‘ода-
ренных ребят. Шестилетний Денчук, уче-
Ник молодого способного педагога Перло-

’

вой,— композитор. За рояль Денчук садит-
ся охотно и по-детски заботливо пробует
педаль. Увы, нога еще не достает до нее.
‚Но можно обойтись и без педали. Мальчик
играет пьесы своего сочинения: менуэт,
вальс, колыбельную и, наконец, свой «ко-
нек»—пьесу под страшным названием
«Таракан»:

— Вот так он шевелит своими усища-

ми, — рассказывает Денчук, играя до-
вольно’ сложную гармонию. — Вот так он
бегает.

Маленькие пальцы успешно преодоле-
вают трудности пассажей, изобретенных
юным композитором.

Вся труппа, в которой он занимается,
творчески одарена. Сочиняют маленькие
пьесы и Эмма. Эпштейн и другие ребята.
Творчество их не выставляется, однако,
Ha показ, как нечто из ряда вон выдаю-
щееся. Педагог требует от юных учеников
самостоятельности, живости, работы фан-
тазии. Перловой удается достигнуть того,
что в буржуазных условиях считалось бы
чудом и сделалось об’ектом безжалостной
эксплоатации. Маленькие 5——6б-летние му-
зыканты играют Баха и Моцарта, сочи-
‚няют пьесы для хора, сами их поют и да-
же дирижируют. ; р

Работники Наркомпроса, в ведении ко-
торого до последнего времени находились
и школа и училище, палец о палец не
уларили, чтобы помочь делу музыкального
воспитания в крупном рабочем центре, где
K музыке тянутся сотни и тысячи людей.
В 1935 тоду нарком просвещения Tos.
Бубнов излал приказ, который обязывал
вланово-финансовый отдел Наркомпроса
выделить средства на строительство музы-
кального училища. Приказ остался на бу-
маге. Он так и не был выполнен. Ника-
ких перемен к лучшему не произошло и с
переходом школы в ведение Всесоюзного
комитета по делам искусств.

Г. ПОЛЯНОВСКИЙ.

г. Ярославль.

ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС СКРИПАЧЕЙ И ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ

10 октября в Москве начинается Вее-
союзный конкурсе скрипачей и виолонче-
листов. В Тбилиси, Баку, Минске и Виеве
проводятся отборочные соревнования. Зав-
тра они начинаются в Москве, в помеще-
нии Малого зала Консерватории.

Ё участию в московских отборочных со-
ревнованиях допущено 29 скрипачей и 14

виолончелистов — большинство из них
окончило Московскую — государственную
консерваторию. Соревнования продлятся
пять дней.

ЗВЕЗДА

Припомни, товарищ,
Былые года —
Сквозь бурю пожарищ
Вела нас звезда.

Как светлое знамя
Во мраке ночей,
Сияли над нами
Пять ясных лучей.

В разлуке, в печали,
В суровом бою
Звезду узнавали
Мы всюду свою.

Она ослепляла,
Сжигала врага.

И крепче сжимала.
Винтовку рука.

Лишь в песне расскажешь
Про эти года,

Но светит все та же

Над нами звезда.

Над родиной нашей,
Лобому видна,

Все ярче и краше
Сверкает она.

Лучи простирая
В моря и поля,
Горит, не сгорая,
На башне Кремля.
А. КОВАЛЕНКОВ.

ЗАКОНЧИЛИСЬ ОСЕННИЕ

POCTOB-na-JJOHY, 1 октября. (ТАСС).
Закончились осенние тактические учения в
Н-ских частях Северо-Кавказского военного
округа. Ночь и весь последний день уче-
ний шли упорные «бои» на берегу реки Н.
«Южная» сторона, преследуя отходящую
«северную» сторону, с боем форсировала ре-
ку. Решительными действиями «северная»
‘сторона затруднила «противнику» перепра-
ву, расстроила его планы.

_ Бойцы и командиры обеих сторон про-
явили образцы героизма, упорства, боевой
смекалки. Отлично работали разведчики,
Казаки-разведчики подразделения Устинова
(«северная» сторона) — командир отделе-
ния комсомолец Кофлер и боец Перепеля-
цын, искусно замаскировавшиеь над обры-

УЧЕНИЯ В ЧАСТЯХ СКВО

вом реки, ночью установили группировку
сил «противника» на противоположном бе-
регу и разгадали все их замыслы. Хитрость
разведчиков «противника»,! применявших в
целях маскировки условные еигналы —
крик лягушек, пение петуха, — не могла
обмануть бдительность разведчиков Кофлера
и Перепелицына. Глубокой ночью подразде-
ления «северных» под командой лейтенан-
тов Алибекова и Топилина переправились
скрыто через реку и вышли на правом
фланге в тыл «противнику». Удар был не-
ожиданный. Искусным действием подраз-
деления Алибекова и Топилина фактически
сорвали план «противника», задержав пе-
реправу на два с лишним часа.
Сигнал отбоя’ прекратил учения.

HA WV MOCKOBGKOM Городской КОНФЕРЕНЦИИ ВЛКСМ

1 октября продолжались прения по от-
четному докладу МГЬ М и по отчету
ревизионной комиссии. Делегаты серьезно,
по-деловому критикуют черты прошлого,
негодного руководства, оставшиеся в CTH-
ле работы обновленного состава МГК.

Выступавшие потребовали. чтобы тов.
Богачев в заключительном слове воспол-
нил` недостаток своего доклада и сказал о
том, что сделал обновленный состав МГК

за 3 месяца своей работы по ликвидации
остатков вредительства в воспитательной
работе комсомола.

Необходимо отметить, однако, недостаточ-
но острую критику выступавших по во-
просам быта молодежи и комсомольской мо-
рали, на что совершенно правильно ука-
зал в своем выступлении заведующий oT-
делом рабочей молодежи МГЬ тов. Карма-
Зин.

SC
SS

С

S
SSG

Репетиция постановки «Ромео и Джульетта» В. Шекспира самодеятельным
кружком клуба завода «Авиахим» (Москва). Роль Ромео исполняет диспет-
чер тов. Дрозденко, Джульетты — учетчица тов. Крючкова. Фото М. Петухова.

ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ _
В СЕЛЕ ПАРФЕНТЬЕВО

(От специального корреспондента «Правды»)

Первыми ‘на праздник примчались вело-
сипедисты из Коломны. Десятки машин,
сверкая на солнце спицами, лихо неслись
по большаку к еелу Парфентьево. После по-
лудня пришли с поля колхозники. Несмот-
ря на выходной день, они целое утро кона-
ли картофель. Необходимо было во что бы
то ни стало закончить копку в намеченно-

му сроку.
Умывшись, затем  позавтракав, они
принарядились и  степенно _ заполнили

скамьи, огромным кольцом опоясавшие зе-
леное поле сельского стадиона. В ожида-
нии «самого главного» на поле вышли ре-
бятишки и с азартом начали гонять фут-
больный мяч. Самым главным был приезд
из Москвы футболистов и городошников
«Спартака» и женской волейбольной
команды физкультурного общества «Мол-
НИЯ».

Хозяева стадиона, недавно завоевавшие
всесоюзное первенство среди колхозных
футбольных команл, должны были в това-
рищеском состязании померяться силами с
московскими гостями. Это входило в про-
грамму сегодняшнего колхозного физкуль-
турного праздника, начала которого с не-
терпением ждало свыше тысячи человек.

Сидевшие рядом с нами сельские «бо-
лельщики» — старики-колхозники Максим
Михайлович Флягин, Иван Павлович Клим-
нов и Иван Михайлович Гуськов раесказали
нам всю историю физкультурного движения
в колхозе «Коллективист».

Лет двенадцать назад молодые парфенть-
евские ребята организовали футбольную
команду. Тренировались на лугу. Обыгрыва-
ли всех ребят из окрестных сел.

Застрельщиком всех спортивных Ha-
чинаний и капитаном футбольной команды
«Коллективиста» на первых порах был од-
носельчанин Иван Сидоров, нынешний
председатель Московского совета. Будучи
в то время секретарем сельской комсомоль-
ской ячейки, он об`единил молодежь, при-
вил ребятам любовь к физической культуре,
сумел вызвать у них здоровое чувство спор-
тивного соревнования.

Велед за ребятами потянулись и девуш-
ки. Была создана женская волейбольная
команда. Потом сорганизовались городопт-
ники, любители баскетбола, за ними —
велосипедисты. Первая крупная победа бы-
ла одержана в прошлом году. Футболисты
«Коллективиста» взяли первенство по Мос-
KOBCKOH области, обыграв в финальной
встрече подольских колхозников.

И, наконец, совсем недавно на, столичном
стадионе «Динамо» капитану команды Вла-
димиру Горячеву был вручен кубок за
победу в розыгрыше первенства среди кол-

футболистов, — гордо замечает
Я, например, ни одной игры не пропускаю.

за ними покатил.

стали и девушки: им было присуждено

первое место по волейболу.

— Мы всей душой болеем за наших
ИмМНоВ. —

Когда ребята в Москву поехали, я тоже
Боялся, —& вдруг
сорвутся. Но ничего, не подвели парфен-

тьевекие.

— Да, у нас все кругом футболисты, —
неожиданно произнес до сих пор молчав-
ший Гуськов. — Вот известный Футболист
Ильин, он из деревни Митяево, что за ре-
кой, полторы версты отсюда. Пчеликова
знаете? Он из Боброва, рядом с нами эта
деревня. Елисеев тоже из Боброва. Ваку-
лов — работает на «Серпе и молоте» и
играет в команде «Металлург» — из Бачма-
нова, версты не будет до нее. Как ни гово-
рите, а футболистов для страны мы поста-
вили немало.

..Вдали показалея автобусе. Приехали
гости. Праздник начался.

Футболистам колхоза припелось встре-
титься с крепким соперником.

«Коллективист» представляли на поле:
Макаров П., Волков, Горячев В., Горя-
чев М.. Макаров М., Заикин. Флягин, Пе-,
ров, Васильев, Синицын и Казаков.

Колхозники играли дружно и уверенно.

Гостям немало пришлось потрудиться,
чтобы вбивать мяч в ворота «Воллективи-
ста». Все же, естественно, выиграл

«Спартак». Товарищеский матч показал,
какие отличные спортивные кадры растут
в наших селах. Колхозники играли краси-
во, корректно и выдержанно. Они умело
пасовали, ловко обходили противников.
Вратарь Макаров снимал мячи буквально с
ног нападавших. Матч показал, насколько
возрое интерес к спорту в колхозной де-
ревне.

Интересную игру провели городошники.
Гляля на них, невольно приходилось удив-
ляться, до какого виртуозного мастерства
можно довести эту на первый взгляд нехит-
рую и простую игру. Почти каждый игрок
ударом одной палки выбивал сразу всю
«фигуру». Все эти «пушки», «звезды»,
«колодцы», «гнезда» разлетались во все
стороны от одной биты. Городки-— любимая
русская игра. Смотреть соревнования при-
шел чуть ли не весь колхоз. Особенных по-
читателей и ценителей игры нашли среди
старшего поколения деревни.

Физкультурные соревнования сменились

музыкой, танцами, лением народных пе-
сен. До поздней ночи  веселился колхоз.

С. БОГОРАД.
с. Парфентьево,

Коломенского района,

хозных футбольных команд страны. Не от-  Московской области, 30 сентября.

ПОГРАНИЧНЫЕ ЭПИЗОДЫ

ЗАПАДНАЯ ГРАНИЦА БССР, 1 октября.
(Корр. «Правды»). Темная ночь. Погранич-
ники Василий Никишин и Николай Оскин
находились в «ночном секрете». На фоне
леса они заметили человека, который про-
бирался от границы на советскую террито-
puto. Подпустив его на расстояние десяти
метров, Никишин крикнул: «Стой!». Нару-
шитель границы отскочил в сторону леса и
упал на землю. Никишин и Оскин началя
ползком продвигаться вперед. Раздалея вы-
стрел. Неизвестный стрелял в погранични-
ков, но промахнулся. В момент вспышки
от выстрела Никишин увидел лежащего на
боку человека с револьвером в руке и вы-
стрелил в него.

Нарушитель границы был убит. При
обыске у него найден наган, заряженный
5 патронами. Кроме того, у него оказалось
300 рублей советскими деньгами, деревян-
ная коробка с ядовитым порошком и бутыл-
ка с жидкостью. Убитый являлся агентом
разведки одного из соседних государств.

Никишин и скин представлены Е
награде.
хх * +

Пограничники Чабанов и Агеев co cropo-
жевой собакой «Пират» вышли в дозор.
В 600 метрах от линии границы собака
насторожилась и стала тянуть поводок вле-
во. Пограничники осторожно двинулись 3%
собакой. Впереди, в 10 метрах, какой-то че-
ловек, сидя на корточках, маскировалея под
большой ветвью ели. Агеев бесшумно при-
двинулся почти вплотную к нему и крик-
нул: «Отой, руки вверх!»

Нарушителя задержали. При обыске у
него найдено 500 рублей советскими день-
гами, подложный советский паспорт, фаль-
шивая пограничная виза и две справки ©
месте работы. Недалеко от этого места co-
бака обнаружила брошенный браунинг ©
10 боевыми патронами.

Задержанный разоблачен как важный
атент разведки одного из соседних rocy-
дарств.

Проф. В. БОГОРОВ

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ ВА ПОЛЮСЕ _

Когда знаменитый полярный исследова-
тель Р. Пири опустил на полюсе трос, тот,
пройдя 2.742 метра, не достал дна океана.
Ледовитый океан оказался значительно глуб-
же. Этим фактом, по сути лела, и ограни-
чивались знания мировой науки о глубинах
Ледовитого океана в районе полюса.

Вее попытки заняться изучением океа-
нографии в центре Полярного бассейна
оказались неудачными. Вмерзшему в лед
«Фраму» (1893—1896 гг.), подводной лодке
«Наутилуе» (1931 г.), ледоколу «Садко»
(1935 г.) хотя и удалось достигнуть боль-
ших глубин, но район работы этих и дру-
гих экспедиций слишком далеко отетоял
от полюса, и что делается там, попрежне-
му оставалось загадкой. ‘

И только сейчас раскрываются тайны
Центральной Арктики. Героическая четвер-
ка зимовщиков мощным прожектором нау-
ки освещает недоступные заповедные  ме-
ста. Их наблюдения имеют величайшее
значение. Первое же измерение глубины
океана на полюсе определило, что дно
находится в 4.290 метрах от поверх-
ности. Ледовитый океан оказался очень
тлубоким. Этим нанесен окончательный
удар всяким предположениям © нахожде-
нии в районе полюса земли. Транеполяр-
ные полеты Чкалова, Байдукова и Беля-
кова, а также Громова, Юмашева и Дани-
лина подтвердили, что никаких земель в
районе полюса нет.

После экспедиции Нансена на’ «Фраме»
многие считали, что главная масса атлан-
тических вол, пройдя Гренландекое море,
обходит с севера Шпицберген и далее идет
на восток, прижимаяеь к архипелагам и
островам. Первые же пробы воды, взятые
Ширшовым, разбили эти предположения.
Оказывается, теплые атлантические воды
проходят через район полюса, притом на
значительной глубине, являясь своеобраз-
ной прослойкой между холодными поверх-
ностными и глубинными слоями.

Внешне углубление теплых атлантиче-

ских вод кажется парадоксальным. В ca-
мом деле, почему более теплая вода уходит
вглубь, а наверху находится слой холод-
ной воды? Это как бы противоречит зако-
нам физики. Дело  об’яеняетея  проето:
атлантические воды имеют значительно
ббльшую соленость, чем полярные; они тя-
желее и поэтому опускаются вниз.

Слой атлантической воды в районе по-
люса оказался очень мощным. Папанин,
Кренкель, Ширшов и Федоров пишут. в
своей обширной радиограмме: «Общая каз-
тина такова: на глубинах от 250 до 600
метров проходит теплое течение атлантиче-
ского происхождения с положительными
температурами. На глубине 750 метров
температура близка к нулю, дальше она
постепенно. понижается...» *). Таким обра-
зом, в Центральном бассейне течет огром-
ный слой теплой воды толщиной в не-
сколько сот метров. Для характеристики
мощности течения можно указать, что
если бы оно шло по поверхности моря, то
количества тепла, таящегося в этих водах,
было бы достаточно, чтобы растопить все
льды Ледовитого океана. Последующие
многократные наблюдения подтвердили
мощность и характер этого течения.

0с0бо нужно отметить измерение темпе-
ратуры воды на глубине в 4.385 метров,
сделанное во время третьего промера глу-
бины (она оказалась равной минус 0,67
град.). Измерить температуру на такой
глубине очень трудно из-за гигантекого
давления. На этой глубине давление co-
ставляет почти 440 атмосфер.

0 жизни в толще вод Центрального по-
лярного бассейна было известно только по
работам экспедиций, проникших в «юж-
ные» части Ледовитого океана. Практиче-
еки никто не знал, что делается в райове
полюса. Hancen, например, считал, что
жизнь в толще воды у полюса очень бед-
на. Живых же существ на льду и над

1) См. «Правду» от 6 августа 1937 г.

‘льдом севернее 84-й параллели никто не
встречал.

В своих трудах Нансен писал: «Постоян-
но покрытая льдом центральная часть Се-
верного Ледовитого океана может рассма-
триваться как пустыня среди океана, и
никакие млекопитающие или человек не
могут найти здесь никакой пищи». Сей-
час мы видим, что этот великий полярник
глубоко ошибся: не только в глубине моря
в районе полюса имеется разнообразная и
богатая жизнь, но и на льдах, на полыньях
живут звери и птицы.

Еще в 1934 году, после экспедиции на
«Литке», автор этих строк выступил с 00’-
яснением связи между характером ледови-
тости того или иного района и количе-
ством планктона (мелкие растительные и
животные организмы, свободно живущие
в воде). Была построена теория биологиче-
ской сезонности этих явлений и, как след-
ствие этой теории, указана возможность
предсказания близкого нахождения льдов
методом изучения биологического сезона
моря в определенном районе 2). Эту теорию
сразу же разделил П. П. Ширшов, прове-
рив ее в 1935 г. во время экспедиции на
«Ёрасине».

Мы предполагали, что Нансен ошибает-
ся, говоря’о бедности планктона в Поляр-
ном бассейне. По нашему мнению, и в
этих суровых условиях должно наступать
весеннее состояние, когда мириады размно-
жающихея водорослей,‘ используя солнеч-
ную энергию, проникшую в образовавшие-
ся полыньи, создадут пышный подводный
«луг», гле начнут «пастись» многочиелен-
ные рачки, черви и личинки. А в по-
лыньях, используя обилие корма, в это
время ‘года могут появиться и крупная
рыба и подводные представители полярного

] животного мира.

Эти предположения полностью оправ-
дались. Ширшов обнаружил в образовав-

=) См. «Правду» от 6 ноября 1934 г.

шейся полынье начало весеннего цвете-
ния. Зимовщики сообщали, что «в послед-
ней декаде июля началось заметное раз-
Битие растительного планктона в верхних
слоях моря: повидимому, наступила гидро-
биологическая весна». Жизнь на глубине
в 3.000 метров оказалась, понятно, зна-
чительно беднее, но и там Ширшов поймал
много разнообразных рачков, личинок, чер-
вей и других животных. Таким образом,
подтверждено здесь значительное разнооб-
разие живых существ и обилие их в опре-
деленный биологический сезон. Дальней-
шие исследования зимовщиков установят
длительность различных стадий биологиче-
ской смены сезонов и выяснят, как живут
различные организмы в суровых условиях
Центрального полярного бассейна. В част-
ности августовские наблюдения подтвер-
дили обильное развитие растительного
планктона в поверхностных слоях моря
(см. «Правду» от 10 сентября с. г.).

Зимовщикам удалось впервые провестл
полное послойное изучение распределения
планктона по всей толще Ледовитого океа-
на от поверхности до дна. Наличие атлан-
тических рачков в слое тлубже 300 ме-
тров является прекрасным доказательством
атлантического происхождения теплого те-
чения на этих глубинах. Живя на боль-
Imo глубине, многие грачки приобрели
ярко-красную окраску. Этот яркий цвет в
глубинах моря является своеобразной за-
щитной окраской, ибо проникновение раз-
личных лучей на разную глубину неодина-
ково, и красные лучи поглоптаются в пер-
вых же десятках метров: поэтому красный
цвет на глубине нескольких сот метров
делает животное малозаметным.

Но жизнь в районе нолюса оказалась не
только в толще воды, под льдами. Cam
лед «зацвел» — своеобразным проявлением
жизни явилась желтовато-красная окраска
енега одного поля, вызванная развитием
микроскоНических водорослей. Это инте-
ресное явление широко распространено BO
всех северных морях. Красноватую окрз-
еку придают льдам поселяющиеся на них
одноклеточные микроскопические водоросли.

В полынье у станции «Северный по-
люс» появился морской заяц. Это показы-
вает, что в польнье нашлось немало круп-
ных рачков (особенно бокоплавов) и; воз-
можно, даже рыбешки. Морские зайцы (060-

бый вид тюленя) питаются обычно при-
донными организмами, но нырять на глу-
бину в сотни, а тем более тысячи метров,
тюленю невозможно: в районе полюса он,
видимо, перешел целиком на питание
планктоном. Во время экспедиции «Садко»
в 1935 году наблюдалось в пище тюленя
преобладание крупных планктонных раз-
вов-бокоплавов. Пожелаем, чтобы хозяй-
ственные и охотничьи побуждения Папа-
нина увенчались успехом и для науки был
предоставлен не только интересный факт
присутствия тюленя в районе полюса, но
и свидетельство жизнедеятельности его
желудка.

Большой неожиданностью является оби-
лие надледной жизни на полюсе. К зямов-
ке залетали не только различные птицы,
но месяц назад в «гости» пожаловала даже
медведица с медвежатами. Повидимому, не-
которые полярные птицы имеют свои пути
миграции — перелетов, проходящие в По-
лярном бассейне; отдельные птицы силь-
ным ветром могли быть отнесены в район
полюса. Здесь по полыньям они находят
обильный корм (калянусы, бокоплавы), ко-
торый дает им возможность существовать
вдали от обычных мест обитания.

Более загадочен путь медвежьей семьи
во льдах Полярного бассейна. Но самый
факт ее появления указывает, что в по-
лыньях живет не только планктон, но и ры-
бы и тюлени, являющиеся основным кор-
мом белых медведей.

Огромный научный интересе  предета-
вляет дрейф льдины, на которой распело-
жена станция «Северный полюс». Предпо-
лагалось, что в районе полюса имеется
некоторое круговое движение льдов. Ока-
залось же, что генеральное направление
дрейфа, а следовательно, и поверхностного
течения, идет почти прямо на юг, по нуле-
вому меридиану, отклоняясь на запад или
восток под влиянием ветров. Сама скорость
дрейфа на юг довольно значительна. В сред-
нем за все время существования станции
она составляет 3,8 километра в сутки. По
мере приближения к южным широтам эта
скорость увеличивается. Так, за первый
месяц дрейфа льдина прошла 135 километ-
ров, за второй—76, за третий—107 и за
четвертый —152 километра.

Но и сами льды в районе полюса oRa-

зались не такими, как их себе предета-
вляли. Считалось, что поверхность их то-
росиста и не допустит посадки самолета.
Когда Пири сообщил, что 6—7 апреля
1909 т. он достиг полюса, пройдя в по-
следние пять переходов 255 километров,
некоторые пытались доказать, что Пири не
мог добраться до полюса за столь короткое
время, так как скорость его передвижения
по предполагаемому — торосистому лы
должна быть меньше. Завистливые опро-
вергатели даже высчитали, что Пири нё
дошел до полюса 160 километров. Блестя-
щие посадки самолетов Героев Советского
Союза тт. Водопьянова, Молокова, Алексе-
ева и Мазурука на полюсе, а также их на-
блюдения показывают, что ледяные поля в
районе полюса имеют большие простран-
ства ровной поверхности.

Немало волнений у читателей газет вы-
звали лужи талой воды, появивниеся из
льдине Папанина. Это явление широко
распространено в Арктике. На больших
многолетних льдах лужи талой воды обра-
зуют иногда целые озера глубиной до ме-
тра. Такое озеро может утолить «жажду»
питьевых и котельных цистерн большого
ледокола. Вода этих луж пресная, так как
при образовании льдов соль вымораживает-
ся и лед становится пресным. Интересна
судьба некоторых таких луж. Часто их
пресная вода просачивается вниз, пд
льдину, здесь встречается с морской водой,
имеющей температуру ниже нуля (морская
вода,замерзает при минус 2. град.), замерзает
н образует под льдиной слой молодого льда.
Сейчас, как известно, в районе станции
наступили морозы, и всё лужи замерзли.

Спекулятивные, «умозрительные» теории
0 жизни и характере Полярного бассейна
в раионе полюса были уделом науки 10
организации дрейфующей зимовки Главсев-
морпути, названной «Станция Северный
полюс». Теперь героизм и труд советских
полярников открывают перед всем миром
тайны Центральной Арктики и стирают 6e-
лые пятна в самом сердце Ледовитого
океана. Открытия, которые делают тт. Па-
панин, Бренкель, Ширшов и Федоров, ках-
дый наблюдаемый ими факт из жизни при-
роды, да и сама их жизнь на льдине лв-
ляются очень большим завоеванием совет
ской науки.

я.