)
x

Tip
Hka-
THR.
vty
TERS
LMOT-

TMH

Dy.
таз
эт

Ку 83-

HT B

Вл
рехох

Юра:
an
hes ie

eT
acy
М
aH AE
PHU.
LOA
poni-
(BHO),   _
ива
т в
cath)
рес
ТУВЫ
1 pia
RASH

, Wy
г бд
боль
г На
y “Hee.
), Bee
ТВТ

08.

ETOP
a

oa

—

elle
at
ony?

‚МОИ
враг
УЧИТЬ
ma?
yaa
gg Car
, pel
spor
ry Tass
Tele

8 17
; pull’
те ПУ
ке au
партий
бопьйе:
gant
пред
дите
gna

3 ОКТЯБРЯ 1937 г., № 273 (7239)

СТАХАНОВЦЫ «ДИНАМО»
ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Стахановцы московского завода «Дина-
мо» им. Кирова по-большевистеки борют-
ся за выполнение своих обязательств в
прелоктябрьсвом соревновании.

29 сентября досрочно выполнили месяч-
ную программу рабочие кузнечно-сварочно-
то цеха. Образцы стахановской работы по-
казывают слесаря тт. Жаворонков, Гапо-
ненко и Полубояринов, систематически вы-
полняющие нормы на 200 и выше про-
центов. В первом аппаратном цехе сверлов-
щик тов. Балясников дает 200—300 проп.
нормы.

Стахановский участок мастера тов. Лыч-
кина (цех твердой изоляции) еще 20 сен-
тября выполнил месячную программу на
103 проц. Теперь он борется за досрочное
выполнение октябрьского задания. Прекрас-
но работают стахановец тов. Кущев и pa-
бочий-комсомолец тов. Пылаев. Тов. Вущев
выполняет ежедневно норму на 235 проц.,
a тов. Пылаев — на 184 прон. В крепеж-
вом цехе слесарь-стахановеп тов. Моисеев
систематически дает по.2 нормы. На-лнях
тов. Моисеев установил рекорд на обра-
ботке коллекторных болтов: вместо 41 6б01-
та по норме он обработал 160. (ТАСС).

—OoO--

ЗА 109 ТЫСЯЧ ПАР ОБУВИ В ДЕНЬ

ЛЕНИНГРАД, 2 октября. (ТАСС). Гото-
вясь достойно встретить ХХ годовщину Ве-
ликой социалистической революции, кол-
лектив обувного тиганта «Скороход» до-
бился серьезных успехов. За последние дни
фабрика выпускает ежедневно около. 75
тысяч пар обуви вместо 72.600 по плану.

Рабочие и работницы «Скорохода» по-
ставили перед собой боевую задачу — пе-
ревыполнить план этого года, а в первом
тоду третьей сталинской пятилетки довести
суточный выпуск до 100 тысяч пар обуви.

ое

5 НОРМ

ИВАНОВО, 2 октября. (Корр. «Прав-
ды»). На Ковровском экскаваторном заводе
в каждым днем ширится предоктябрьское
соревнование. На-лнях сверловшик меха-
нического пеха тов. Комаров установил но-
вый рекорд, выполнив дневное задание на
500 проц. Сверловщики тт. Логинов, Ко-
локолов и Кузнецов выполнили свое зада-
ние от 285 до 342 проц.

тЫ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ЮЖНОЙ

ХАРЬКОВ, 2 октября. (Корр. «Правды»).
Обращение знатных работников транспорта
ко всем железнодорожникам Союза © пред-
октябрьском соревновании встречено на
всех станциях и полустанках Южной же-
лезной дороги с большим воодушевлением.

В Харькове, Белгороде, Основе, Еремен-
чуге, Лозовой и Люботине 28 сентября co-
стоялось 24 митинга, в которых приняло
участие несколько тысяч рабочих. Маши-
пист паровозного депо Харьков-Сортиро-

вочная тов. Семенцов взял на себя обяза-  .

тельство производить межиромывочный про-
бег в 15.000 километров, держать паровоз
в чистоте. Машинист того же депо тов.

Борзый обязалея перевыполнать норму тех-

нической скорости: вместо 29,5 километра
давать 33 километра.

—O—

УСПЕХИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
ДОРОГИ им. КАГАНОВИЧА
СВЕРДЛОВСК, 2 октября. (Корр. «Прав-
ды»). На станции Тюмень (дорога имени

Кагановича) созданы единые комплексные
смены. Созлание этих смен уже дало по-

ложительные результаты, в особенности в

отношении строгого выполнения графика.

Старшая стрелочница Горбунцова готовит
маршрут лля поездов за 4 минуты вместо
8 по норме. Стрелочница Тарасова готовит
маршрут за 5 минут. Составитель Шепелев
еще 20 сентября выполнил план Фформиро-
на
130 проп., а 28 сентября он выполнил

вания и расформирования. поездов

план на 183 проц.

Уборка в нашем колхозе «Червоный
степ» подходит к концу. Шолным ходом
идет копка и возка свеклы. Можно уже
взвесить и подсчитать напен богатства.

Крепко выросли мы за этот год. Душа
не нарадуется.

Помнится, как, организовав колхоз, мы
построили первый амбар на 30 тысяч пу-
дов хлеба. Некоторые сомневались: «Зачем
такой большой? Пустовать ему». А вышло
по-колхозному. Уже и амбар битком на-
бит зерном, приспособили нод ссыпку клу-
ню, гараж, и все еще некуда поместить
богатый урожай. Шутка сказать — 66 ты-
сяч пудов хлеба собрал наш «Червоный
степ» в нынешнем году! Мы получили по
17 центн. зерновых с кажлого га, т. е. без
малого в лва раза больше, чем снимал в
свое время помешщик-сахарозаводчик Тере-
щенко, которому принадлежало наше село
Яцки.

Мал не только амбар. Й в конюшне
тесно стало, и свинарник расширить надо,
и коровник строим новый, погреба вырыли
проеторные, а все нехватает помещений.
Уже закупили на 20 тысяч“ рублей мате-
реалов — думаем строить новый амбар, в
тва раза больше старого. Теперь мы стали
предусмотрительней и строимся ‘с запасом.

Никогда крестьянин кашего села Япки,
бившийся на своих единоличных полосках,
и не мечтал даже о таком богатстве. До
Великой сопиалистической революции по-
левина жителей села батрачила и бедетво-
вала на евоих жалких наделах. Теперь. нет
в Яцках бедняков все живут зажиточно.

Вот пример. Колхознику Даниле Дмит-
риевичу Филоненко — за 50 лет. Не было,
пожалуй, беднее его на селе. Месяц рабо-
тал на своей четверти десятинки. Осталь-
ное. время — в панской экономии Tepe-
щенко за 25 копеек в день «на захват».
Это слово хорошо помнят наши старики.
Бывало, вставали задолго до зари и бежа-
ли к панским воротам: кто успеет захва-
тить работу, тот и заработает несколько
грошей. Рабочих рук для пана хватало, и
многие возвращались к голодной семье, не
заработав и этих несчастных 25 копеек.

Теперь Филоненко — стахановец, один
из первых людей в селе. Он уже вырабо-
Тал 490 трудодней, а на один трудодень
приходится в нашей артели 7 кг зерна,
4 кг картофеля и много другого добра.
Только в порядке аванса Филоненко полу-
чил 126 пудов хлеба. А ведь вся семья
Данилы Дмитриевича теперь — он да же-
на: лети раз’ехались. Старший сын Яков—
командир Красной Армии, второй и тре-
тий сыновья — народные учителя.

Этим летом вее три сына с женами в
детьми приехали к отцу в гости на целый
месяц. Ну и прием устроили им старики!
Зарезали кабана в 9 пудов весом. На сто-
ле не переводились куры, масло, ‘яйца, мо-
локо, варенье, наливки, фрукты, виноград-
ное вино. Богатый прием нисколько не отра-
зилея на хозяйстве Филоненко. На дворе
еще два кабанчика ходят, есть корова, пол-
ный двор птицы. ae

Есть в нашем колхозе и много бывпгих
середняков. Среди них были такие, кото-
рые сперва колебались. Кулаки на ухо на-

Пятьдесят лней комбайнеры  Орджони-
кидзевского края работали на полях Свер-
дловской области. Сейчас они возвращают-
ся домой:

Комбайнер Петровской МТС, Орджони-
кидзевекого края, тов. Кучменко, работав-
ший инструктором в Больше-Кустовской
МТС, рассказывает:

«Ko мне прикрепили 8 комбайнов.
Скоро я убедилея, что комбайнеры теряют
много времени. Я добился укрепления тру-
ловой дисциплины, правильно организовал
труд и выгадал на этом три часа рабочего
времени ежедневно. Пришлось оказать
большую техническую помощь местным
комбайнерам. Приедень в комбайнеру, а он
стоит и мучается: либо зерно в полову
идет, либо солома барабан забивает. Ком-

Дорожим честью
своего колхоза

ПИСЬМО КОЛХОЗНИКОВ

шептывали нм: «Серелняку от колхоза вы-
голы не булет». Середняки на своем опыте
убедились в клеветническом характере этих
нашептываний. Сошлемся на Кузьму Ива-
новича Кирпича, бывшего до ветупления р
колхоз середняком. В самый лучший гол
он собирал на своем участке не больш?
200 пудов хлеба. А нынче, но его же сло-
вам, «лучше жить нельзя». Недавно Кузь-
ма Иванович получил 106 пудов хлеба.
Это только третья часть причитающегося
ему в нынешнем голу зерна. А еще картош-
ка, сахар. деньги!

В «Червоном степу»— 256 хозяйств. И мы
можем сказать, что в артели нет ни одной
нуждающейся семьи. Только 12 хозяйств
заработали меньше чем 100 трудодней
на лвор. Это либо олиночки, либо колхоз-
ницы, у которых мужья служат в городе
или на железной дороге. Живет у нас, на-
пример, Марта. Ковтун со своей дочкой. Она
вдова. В старое время Ковтун умирала бы
с голоду. А сейчас она работает в звене ты-
сячницы, имеет 200 трудодней и полностью
обеспечена всем необходимым.

Зайднте в хаты к нашим колхозникам,
и вы увидите. что живут они в ловоль-
стве и счастье. Многие купили себе в
этом году кровати, матрацы, поменяли ряд-
ва на олеяла. Олних венских стульев 00-
перации заказано 150 штук. В `1935 году
сельская кооперативная лавка пролала на
135 тысяч рублей разных товаров, в
1936 г. — на полмиллиона рублей, а в
нынешнем — только за 9 месяцев — на
510 тысяч рублей. А ведь впереди еще са-
мые горячие месяцы, когда колхозники по-
лучат полный расчет и начнут делать свои
закупки.

Нам, колхозникам, дорога честь своей
артели, мы крепко любим ее и хотим за-
воевать первенство в районе. Знаем: лля
этого есть один путь — лоброеовестный
трул. И работаем честно. по-колхозному.
Колхозники и колхозницы мечтают о том,
чтобы добиться рекордной урожайности.
поехать в Москву. увидеть товарища
Сталина.

Высоким урожаем мы хотим отблагода-
рить партию большевиков,  товариша
Сталина за великую заботу о нас, кол-
хозниках. Каждый день чувствуем на се-
бе эту заботу.

Зажиточно живут наши колхозники, п
нет у них беспокойства за завтрашний
день. Мы с нетерпением ждём выборов в
Верховный Совет СССР. Пойдем на выборы
организованно и, отдав свои голоса самым
лучшим большевикам, еще раз докажем
свою любовь и преданность коммуниетиче-
ской партии. f

Колхозники артели «Червоный
степ»: Газрило Моргун, Ефим Сокур,
Меланья Кепыч, Данило Филоненко,
Кузьма Кирпич, Марта Новтун, Агафья
Богатырениова, Михайло Мотрич, На-
талья Распасня, Ксения Кондратенко-
ва, Петро Гаврилёей, Данило Капуста,
Варвара Мотрич, Марта Нондратенно,
Motpa Hytosa.

Село Яцки, Васильковското
района, Киевской области.

Комбайнеры Юга возвращаются домой

(По телефону от свердловского корреспондента «Правды»)}

байнер рад исправить, ла не знает как.
Научишь его регулировать комбайн, смо-
тришь -—— дело наладилось. .

Комбайнер Бабкин ло моего приезда убирал
погектару в день: а затем стал убирать Do
26 гектаров в лень. В будущем тоду, ду-
маю, нам здесь делать нечего. Сами сумеют
водить комбайны по-большевистеки»:

Тов. Кучиенко заработал 2.200 рублей.
Дирекция МТС премировала его велосипедом.

Комбайнеры Юга, нё жалея острых слов,
справелливо отмечают отсутствие массовой
работы среди комбайнеров и колхозников.
Газеты и книги в поле не доставляются.
Это — серьезный упрек Свердловскому 0б-
ластному комитету партии.

Л. ПЕРЕВОЗКИН.

—
Vi
yy

О. М. Броварская — звеньевая, ты-
сячница колхоза им. Буденного (Шпо-
лянский район, Киевской области).
Тов. Броварская в прошлом году со-
брала в среднем 1.164 центнера са-
харной свеклы с гектара В нынеш-
нем году урожай на ее участке со-
ставляет 1.300 — 1.400 центнеров с
гектара
Фото В. Савченко.

МАСТЕРА-КАМНЕРЕЗЫ

ды»). Мастера-камнерезы из села №рас-
ный Есыл, Артинского района, славят-
ся своей работой на весь Урал. Некоторые-
из них занимаются камнерезанием по 40—
50 лет. Из серого и белого антидрита, каль-
пита мастера вырезают статуэтки, шкатул-
ки, пепельницы, чернильные приборы, лам-
пы и даже целые скульптурные группы.
Для Парижской выставки ими были сдела-
ны статуэтки—конная группа и колхоз-

~~

Ниба с теленком.

Этим же ремеслом занимаются жители
соседнего села Павлова.

pe ey
Соленый планктон

У гидробиолога ПИ. ИП. Ширшова на
станции «Северный полюс» возникли
затруднения с консервированием добывае-
мых из глубин Ледовитого океана мелких
животных. В виду отсутствия спирта при-
шлось заняться выгонкой его из коньяка,
входящего в продовольственный запас стан-
ций. Таким путем удалось заспиртовать
все пойманные экземпляры.

Олнако как быть в дальнейшем? Про-
фесеор Всесоюзного института рыбного хо-
зяйства и океанографии Г. Богоров
предложил выход. В лаборатории планктона
в виле опыта было произведено консерви-
рование мелких организмов путем их 3a-
солки. В пробу добытого планктона (мел-
кие животные и растительные организмы)
насыпалась обычная соль для получения
30=процентного водного раствора. Законсер-
вированный таким способом планктон BOT
уже два месяпа прекрасно сохраняет все
свои качества.

0б этих спытах сообщено П. П. Шир-

шову.
ИГ И

САДЫ БАШКИРИИ

УФА. 2 октября. (Корр. «Правды»).
Осенью этого гола колхозами Башкирии бу-
дет заложено 800 гектаров новых садов и
50 гектаров питомников. В третьей пяти-
летке площадь садов намечено увеличить
на 25 тысяч гектаров.

В последнее время колхозы Башкирии с
успехом начали заниматься разведением ви-

нограда. Колхозы им. Ленина, Бирекого
района, «Коминтерн» и Чамаевский —
Кушнаренковского и «Новая деревня»,

Уфимского района, имеют уже большой опыт
пе выращиванию морозоустойчивых сортов
винограда.

Новые комбайны

С кажлым годом увеличивается количе-
ство колхозов, в которых комбайн стал
главной уборочной машиной. Колхозное кре-
стьянство по достоинству оценило эту за-
мечательную машину, облегчающую чело-
веческий труд и позволяющую в наикрат-
чайшиз срокя производить уборку урожая
на миллионах гектаров. Можно смело ска-
зать, что как пахота не мыслится теперь
без тракторов, так и уборка хлебов не мы-
слится без комбайна.

Вполне понятно, что, будучи самой мо-
лодой и наиболее сложной в сельскохозяй-
ственном проязводстве ‹маптиной, комбайн
веегза привлекал к себе внимание кон-
структоров, изобретателей п рационализа-
торов. Как ни хороши комбайны нынешних
нарок-— «Сталинец», «Коммунар», «Сарком-
байн», их дальнейшее усовершенствова-
ние можно лишь приветствовать. Повысить
произродительноть и  эксплоатационную
валежность комбайнов: максимально упро-
стить обслуживание ‘и регулировку ето Me-
ханизмов; брать из-под комбайна идеально
очищенное зерно: уменьшить потери; с0-
злать, наконеп, новые типы комбайна, энер-
тетически увязанные с новыми гусеничны-
ми тракторами,—вот над чем упорно рабо-
тает сеголня конструкторская мысль.

Плоды этих усилий уже налицо. В Ом-
ской области, в Сосновском зерновом совхо-
зе, только-что закончились полевые испы-
тания комбайнов новейших конструкций.
Собранный обтирный материал системати-
зируется. Однако уже сегодня, подводя
предварительные итоги, мы можем сказать,
что нынешний год оказался «урожайным» п
для нашего советского комбайностроения.

Особый интерес представляют новые кон-
струкнии широкозахватных комбайнов, рас-
ечитанные на высокую производительноеть
аггрегатов в целом. В испытаниям в между-
ведомственную комиссию были представле-
ны две новейшие марки: «ЖМИ-12» завода
«Коммунар» (Запорожье) и «Сталинец-5»,
выпущенный Ростовским заводом сельсво-
хозяйственного машиностраения.

Первый из этих двух комбайнов—

«®МП-12»— имеет захват режущего аппа-
рата (хедера) в 12 метров (40 футов), при
чем самый хедер состоит из двух сетей
(олна 7 метров, другая 5 метров), соеди-
ненных шарнирами и опирающихся на два
колеса. Подобная конструкция позволяет
хелеру хорошо приспособляться к неровно-
стям рельефа, обеспечивая доброкачествен-
ный срез стеблей убираемой культуры. Все
механизмы хедера сконструированы таким
образом, что их регулировка легко произво-
длится на ходу.

Новое внесено и в устройство молотильной
части комбайна. Конструкторы стремились
создать молотилку по наиболее упрощенной
схеме. Эта задача решена удовлетворитель-
но: «АМП-12» имеет олну очистку с тремя
решетами, облуваемыми олним мощным вен-
тилятором. Уход за молотильной частью
здесь несравненно легче и проще, чем у
существующих комбайнов.

Упрощено и управление комбайном в це-
лом. Вместо восьми регулировок, длитель-
ных и сложных, требующих остановки
аггрегата, у новой модели только три регу-
лировки, и все они легко осуществляютея
на ходу; это— регулировка работы бараба-
на, вентилятора п наклона одного из сит.
Остальные сита—жалюзийные и в регу-
лировке не нуждаются.

Упрощение механизма привело к значи-
тельному сокращению у «ЖМП-12» шари-
коподтипников, валов, звездочек и пеней.
Приводная часть молотилки сведена к 91-
ной ременной передаче от мотора и трем
пепным: все передачи тщательно защище-
ны, что обеспечивает почти бесшумную ра-
боту этой наиболее «громкой» части ком-
байна.

Бункер нового широкозахватного «Ком-
мунара» имеет емкость до 3,5 тонны и мо-
жет разгружаться на ходу.

Проектная производительность комбайна
—при работе на второй скорости — 5 га в
час. при работе на третьей—7 га. Вспомни-
те, как перекрывались правитёльственные
нормы лучшими мастерами  комбайновой
уборки на полях Украины, Кавказа, Сибири,

и вы получите представление о том, чем бу-
дет такой гигант, как «ЖМИ-12», в новом,
1938 году в руках опытного комбайнера.

Новый «Коммунар»— самый большой
комбайн в мире. Из заграничных марок
широкозахватных комбайнов до сих пор из-
вестен только один-—6 24-футовым хеде-
ром. Попытка американцев (фирма Гаррис)
построить 35-футовый комбайн не дала
реальных результатов. Советскому же кол-
лективу конструкторов Запорожья в итоге
упорной шестилетней работы ‘удалоеь со-
злать вполне работоспособную, оригиналь-
ной конструкции машину, учитывающую
современные требования крупнейшего в
мире социалистического земледелия!

Правда, комбайн «ЖМИ-12» имеет ряд
недостатков, —в частности, в нем недоста-
точно‘ учтены усовершенствования, вводи-
мые стахановцами комбайновой уборки. 0д-
нако это не опорачивает нового комбайна,
а лишь требует. доработки имеющейся мо-
дели. Убрав на испытаниях 400 га, комбайн
«ММП-12» показал, что по сравнению со
сцепом двух «Сталинцев», имеющих 20-фу-
товые хедеры, он облалает большей мане-
вренностью в работе, весит на три тонны
меньше, и требует ровно вдвое меньше 0б-
служивающих.

Вторая молель пирокозахватного комбай-
на—«Сталинеп-5»—так же представляет
большой интерес для нашего сельского хо-
зяйства.

Построенная по типу комбайна
«Сталинец-!»., новая модель имеет 35-футо-
вый хелер (10,5 метра) и сохраняет достоин-
ства, свойственные комбайнам Ростсельма-
ша. Отличительная особенность новой Mo-
дели в том, что захват хедера при тяжелых
условиях работы (засоренность поля, трул-
ный рельеф и т. д.) может быть уменьшея
до 7,3 метра (25 футов). В процессе испы-
таний «Сталинец-5» показал достаточную
для первого образца эксплоатационную на-
дежность и качество работы.

Оригинальное предложение внес в  про-
цессе всесоюзных испытаний научный ра-
ботник тов. Докучаев.

Как известно, при уборке высокоурожай-
ABIX KYABTYP, имеющих длинный стебель,
комбайнеру приходится всякий раз решать
вопрос: косить ли нормально, т. е. беря
почти у самото корня, или же поднимать

хедер повыше, чтобы лучше «прорабаты-
вало». В первом случае комбайнер созна-
тельно идет на тяжелую перегрузку своей
молотилки соломой, но зато чисто «бреет»
поле, облегчая последующую  перенашку
Жжнивья. Во втором случае, срезая чуть ли
не одни колоски, комбайнер теряет на не-
скошенном, усложняет последующую обра-
ботку почвы, хотя работа молотилки и 0б-
легчается.

В поисках выхола из ноложения тов.
Докучаев предложил для комбайна систему
двух хедеров. Первый хедер срезает сте-
бель на такой высоте, какая допускается
состоянием самой культуры (наличие под-
гона, его высота и т. л.). Второй хедер,
следующий за первым, срезает остальную
часть стебля под самый корень и транспор-
тирует солому мимо молотильной части.

Окончательные расчеты покажут, на-
сколько рентабелен такой комбайн, но са-
мая идея двух хедеров безусловно ориги-
нальна и лолжна быть всячески поддержана.

Для испытаний нынешнего года весьма
характерно обилие вариантов очистки зер-
на при комбайновой уборке. Всего было
предложено четырнадцать различных кон-
струкций, однако ни одна из них при всей
своей новизне пе показала явного преиму-
щества перед очистками существующих
станлартных комбайнов.

Общий вывол —= утениительный. Нынеш-
ний год не прошел для комбайностроения
1аром. Многогранность вопросов, настойчи-
во вылвигаемых сельским хозяйством етра-
ны социализма, нашла свое отражение 8
многообразной и плодотворной работе высо-
коквалифицированных советских специали-
стов. Откликаясь на требования лучших
мастеров комбайновой уборки, они весе
большё и больше совершенствуют передо-
вую технику социалистического земледелия,
создают новые комбайны, улучшают старые.

рено комиссии по испытанию ком-

айнов:

Директор. Омской опытной станции
Всесоюзного института механизации
COPOHO.

Главный конструнтор завода
«Коммунар» инженер ИЗАКСОН.
Директор Сосновского зерносовхоза
ТАТЬЯНИН.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
КОМИТЕТА СССР

Действующим уголовным законохатель-
ством COCP ин союзных республик для
борьбы со шпионажем, вредительством, с
понытками организации взрывов, круше-
ний, поджогов с человеческими жертвами
и других диверсионных актов установлены
в качестве мер уголовного наказания —
лишение свободы на срок не свыше 10
лет, а для наиболее тяжких видов госу-
дарственных преступлений — высшая мера
наказания (расстрел).

В целях дальнейшей борьбы с такого 1о-
да преступлениями и предоставления суду
возможности избирать по этим преступле-

ниям не только высшую меру наказания
(расстрел), но и лишение свободы на Go-
лее длительные сроки, Центральный Ис-
полнительный Комитет СОСР постановляет:

1. Во - изменение ст. 18 «Основных
Начал уголовного законодательства СССР
и союзных республик» ‘установить в каче-
стве мёры утоловного наказания лишение
свободы на срок не свыше 25 лет.

2. Предложить Центральным Истюлни-
тельным Комитетам союзных республик
привести свое законодательство в соответ-
ствие се настоящим постановлением.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР

М. КАЛИНИН.

Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР

А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 2 октября 1937 г.

Об установлении переходящих
знамен НКПС передовым
предприятиям ж.-д. транспорта

В ознаменование ХХ годовщины _Ве-
ликой Октябрьской Социалистической Ре-
волюции установить на каждой дороге пе-
реходящие красные знамена Наредного Ко-
миссариата Путей Сообщения CCCP лля
вручения передовому коллективу депо,
станции, листанции, добившимся в социа-
нистическом соревновании высокой произ-
водительности труда и наилучших резуль-
татов в работе.

Для учета результатов соревнования и
присуждения вручения переходящих зна-
мен передовым коллективам — созлать пен-
тральную комиссию в составе: председате-
ля тов. Егорова А. П., начальника Полит-
управления НКПС, секретаря ВЦСПС тов.
Москатова П. Г. и председателей Цен-
тральных Комитетов профсоюза железных
дорог, редактора газеты «Гудок» тов. Спи-

воковсного А. Л. и начальников Централь-
ных Управлений НАПС.

На всех дорогах организовать, по при-
меру Центральной Комиссии, дорожные ко-
миссии для учета соревнования и пред-

‘ставления в Центральную Комиссию пере-

довых коллективов для вручения им пере-
ходящих знамен.

Первые итоги социалистического сорев-
нования коллективов депо, станций и ди-
станций подвести 1 января 1938 года.

Народный Комиссар Путей Сообщения
А. БАКУЛИН.
Секретарь ВЦСПС ШВЕРНИК.
Нач. Политуправления НИПС
} ЕГОРОВ.
`Председатель ЦН ж.-д. центра
ТАРАСОВ.

06 УСТАНОВЛЕНИИ НАГРАДЫ ЛУЧШИМ РАБОТНИКАМ
Ж.-Д. ТРАНСПОРТА В ПАМЯТЬ ХХ ГОДОВЩИНЫ ВЕЛИКОЙ
ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ № 247.
2 октября 1937 года.

В ознаменование. XX годовщины Be-
ликой Октябрьской Социалистической Рево-
люции установить награду именными часа-
ми передовых, лучших работников железно-
дорожного транспорта, показывающих 0б-
разцы отличной стахановско-кривоносовской
работы в зимних условиях.

Часы выдавать именные с надписью: «В
память ХХ годовщины Великой Октябрь-
ской Социалистической Революции, за ста-

хановеко-кривоносовекую работу — от Наз
родного Комиссара Путей Сообщения».

Выдачу именных часов лучшим работни-
кам транспорта произвести по представле-
нию начальников дорог, начальников полит-
отделов дорог и председателей дорпрофсожей
1 января 1938 года.

Для награждения выделить 10.000 часов.

А. БАКУЛИН.

Нужды библиотек

Двадцать лет назад страна наша бы-
ла отсталой, многомиллионное  крестьян-
сексе население жило замкнутой жизнью
елиноличников. Еще тяжелее было положе-
ние национальных меньшинств. .

Изменилось лицо нашей страны — ста-
ла она страной социалистической, страной
великой Сталинской Конституции.

Не только чрезвычайно возросла грамот-
ность миллионов, не только осуществлено
всеобщее обучение, но неслыханно расии-
рилея горизонт широких народных Mace
всех национальностей, иными стали их ин-
тересы, неустанно растут их культурные
запросы.

По библиотечной переписи на 1 октября
1934 гола в одной только РСФСР было
39.544 стационарных библиотек со 193
миллионами книг. За три последних года
цифры эти значительно выроели.

Всесоюзное. социалистическое соревнова-
ние на лучшую сельскую библиотеку, на
район, образцово обслуживающий населе-
ние библиотечной работой, об’явленное
15 июля 1935 года, дало громалный
толчок развитию библиотечной сети на се-
ле. Сельские библиотеки стали вхолить в
быт. Но рост сети массовых библиотек, осо-
бенно сельских, сопровождался и «болез-
нями роста».

Прежде всего, встал вопрос о том, чем
кормить эту растущую сеть. Для дальней-
шего развития сети на селе нужна масса
книг. Откуда их взять? Продвижение книг
из залежавшихея фондов, сборы книг, пе-
рераспределение книг — все было пущене
в ХОД, НО ЭТО была капля в море. С каждым
месяцем этот путь становилея все трудней,
a. кроме того, книги в нашей стране Сове-
тов, шагающей вперед семимильными ша-
тами, особенно быстро устаревают. Нельзя
же снабжать растущую деревню книгами
отживших эпох, книгами, проникнутыми
мелко-собетвеннической, мещанской, инди-
видуалистической моралью.

Нужна нашим библиотекам новая книга,
художественная, популярно-научная, нуж-
на книга современная, насквозь пропитан-
ная коммунистическим мировоззрением,
коммунистической моралью, книга, вооду-
шевляющая, организующая, лающая уменье
работать, отвечающая на вопросы, волную-
игие массы. С громадными запросами при-
ходит в библиотеку современный деревен-
ский читатель: Стоят полки книг, но го-
ворят они в большинстве случаев не о том,
что волнует читателя, говорят языком дру-
той эпохи, другого времени. Мало новых
книг, мало книг, говорящих на языке со-
временности, нехватает необходимых по-
собий лля самообразования.

Нужна популярная, массовая книга. ко-
торой так жаждет современный колхозник,
колхознипа, современный член сельсовета.

Посмотрите на планы наших издательств,
поговорите с руководителями излательств.
Они не решаются ни на шаг отступить от
своих планов. Жизнь летит вперед, а пла-
ны стоят на месте, не приспособлены. к т0-
MY, чтобы итти в ногу с жизнью. Изда-
тельства должны быть гибче, длолжны учи-
тывать в гораздо большей мере запросы
масс, обсуждать планы вместе с массами,
а не только в кабинетах.

Но, кроме тяжеловесности планов, спу-
тывают по рукам и ногам библиотечное
дело ограниченные тиражи, нехватка бу-
маги, неправильно организованное снабже-

ние, не учитывающее специфики деревея-
ской жизни, специфики запросов современ-
ных читателей. Библиотечную книгу при-
равнивают иной раз при планирования
снабжения к мылу и духам. Стригут пох
одну гребенку и народности далекого Се-
вера, и пригороды больших городов, и цы=
танские колхозы. Иногда руководятся прин
ЦиПоМ: «нА тебе, боже, что нам не гоже».

Гражданин нашей родины жаждет полу-
чить нужную ему книгу, он знает: в зна-
нии — снла, знает это не из книг, а из
жизни, виля, как овладевает при помощи
науки и техники наша_страна Советов бо-
татствами природы, как овладевает она
недрами земли, воздухом, пространством.

Библиотечное дело —— дело увлекатель-
ное, библиотекарь заводских и сельских
районных библиотек близко стоит в массе.
На его глазах растут люди. Он видит, как
организует их книга, систематическое чтё-
ние, правильная его направленность.

Библиотекари должны быть окружены
общественным вниманием и заботой. Это
должны быть работники, не боящиеся труд-
ностей, люли, убежденные в необходимости
шире и шире развертывать библиотечное
дело, понимающие, что отставание его будет
тормозом для культурного роста граждан
нашей родной страны Советов. Их надо 6e-
речь, им надо помогать.

Им много приходится учиться, они по-.
нимают, что сейчас больше, чем когда-ли-
бо, надо пропитывать библиотечное дело
духом большевизма, нало его поставить так,
чтобы оно помогало как можно лучше про-
водить в жизнь Сталинскую Конституцию.

Надо растить новые библиотечные каз-
ры. Их и сейчас нехватает. Завтра спрос

‚на них будет еще острее. Послезавтра еще

острее. Ничего не понимают в культурном
строительстве те, кто отнимает у библио-
течных техникумов помещения, загоняя их
в глушь, подальше от общественного и с0-
ветского контроля. С негодованием чита-
опть, как тот или иной отдел народного 0б-
разования «экономит» на библиотечных
техникумах, а потом пишет в Наркомирос:
«дайте нам 5 квалифицированных работ-
НИКОВ».

Библиотечное дело — такое дело, кото-
poe родит инициативу. Иногда люди, стоя-
щие в стороне от библиотечного дела, пре-
зрительно называют эту инициативу «вы-
крутасами». При этом под понятие «вывру-
тасы» подводится обсуждение вопросов, как
лучше обслужить читателя, как скорее про-
двинуть к нему нужную книгу, как притти
на помощь библиотекарю и читателю путем
составления каталогов, как и какую орга-
низовать консультапию, как сблизить aB-
торов с читателями, дать им услышать го-
л0с читателя.

Надо, чтобы громче звучал голос ряло-
вого масеового читателя. Надо, чтобы на-
учились его по-большевистски слушать и
авторы, и издательства, и Огиз, и отделы
народного образования, не говоря уже о
Библиотечном управлении, о наркомпросах.
Какой это наркомпрос, если он по-наетоя-
щему, по-большевистски, не заботится о
библиотечном деле, не воюет за него, не
болеет за него всей лушой. Тут двух точек
зрения быть не может.

Н. КРУПСКАЯ. .