5 СЫТЯБРЯ 1957 г., № 275 (7241)
Lar es AQ

К 25-ЛЕТИЮ ПЕРВОИ БАЛКАНСКОЙ ВОИНЫ
Фашистская агрессия   ИСТОРИЧЕСКИЕ Государства Балканского

чила все свой военные приготовления про-

полуострова

an , КУМЕНТЫ
в Юго-Восточной Европе me

Посол в Лондоне министру

Германский фашизм, осуществляя подго-
TOBRY в «большой войне», возродил старые
планы германского империализма о созда-
нии так называемой «Срединной Европы»
(Миттельзуропа). Под этим понимается
об’единение всех стран Центральной и Во-
сточной Европы в блок, возглавляемый Гер-
манией. Создание «Срелинной Европы» —
это прежде всего создание военного и эко-
номического плапдарма Германии для но-
вой войны за передел мира. Германский
фашизм рассматривает аграрные дунайские
ий балканские страны как сырьевую и’про-
довольственную базу «Третьей империи».
Вместе се тем эти страны должны также
поставлять людские резервы, необходимые.
Германии для «большой войны».

Журнал «Геополитик», «теоретически»
обосновывающий фашистские экспанеио-
нистекие планы, подсчитал, что прирост
населения в дунайских странах и на Бал-
канах идет более быстрыми темпами, чем
в Германии.

«К 1960 году,— пишет «Геополитик»,—
население Юго-Восточной Европы ‘увели-
чится на 15—16 млн человек; в Герма-
нии же оно возрастет в этому времени
лить на 31 млн человек».

Журнал добавляет, что существующая
ныне в странах Юго-Восточной Ёвропы
«либералистская» форма правления не в
состоянии обеспечить заработок и пропи-
тание этим новым человеческим массам.
Единственный выход для этих стран — их
«политическая и экономическая организа-
ция в елиное целое», иначе говоря — под-
чинение их фашистской Германии.

После войны Италия всячески стара-

лась закрепить свое влияние в Дунайском

бассейне и на Балканах. В противовес си-
етеме Малой Антанты (Чехословакия, Ру-
мыния, Югославия) Италия стремилась с0-
здать блок государств, при помоши кото-
рого она могла бы усилить свой позиции
как на берегах Адриатического моря, так и
в Средиземноморском бассейне для борьбы
с Англией. В первую очередь Италия обра-
тила свои взоры на Болгарию, Австрию и
Венгрию. Путем соглашения с этими стра-
нами она рассчитывала если не ослабить
Малую Антанту, то, во всяком случае, на
равных основаниях договариваться с Фран-
цией о разделе сфер влияния в Дунайском
бассейне и на. Балканах.

Картина резко изменяется с приходом к
власти германского фашизма. Гитлер ока-
зывается серьезным соперником Муссолини
в его притязаниях на Балканах.

Пользуясь абиссинской авантюрой
итальянского фашизма и обострением борь-
бы межлу Англией и Италией в бассейне
Средиземного моря, германский фашизу
всячески вытесняет Италию из дунайских
й балканских стран. В 1934 году, когда
Гитлер пытался осуществить присоединение
Австрии к Германии посредством путча,
Муссолини двинул на австро-итальянскую

границу несколько корпусов. Это тогда от-.

срочило политическое поглощение Австрии
Германией, но не предотвратило германской
экономической экспансии на Юго-Восток.

Несмотря на существующие «римские
протоколы», подписанные в 1934 году, в
силу которых Италия обязуется оказывать
экономическую ‘помощь Австрии и Венгрии,
обе эти страны в настоящее время целиком
ваходятся в полной хозяйственной зависи-
мости от Германии.

Германский сталелитейный  конперн,
приобревший большинство акций австрий-
ской металлургической компании «Альпина
монтана», подгоняет австрийскую промыш-
ленность в потребностям германских во-
оружений. Германские пушечные короли
экеплоатируют «братский» австрийский
народ так же, как и собственный. Руко-
волимый Герингом штаб по осуществлению
фашистской «четырехлетки» «планирует»
отдельные отрасли хозяйства Австрии тах,
как будто в Вене уже сидит наместник
«Третьей империи»!

В Венгрии, Болгарии, Греции, Югоела-
вии, Румынии германский фашизм орудует
с подобной же бесперемонностью.  Поль-
зуясь тем, что в Германии «замерзли»
значительные экспортные кредиты юго-во-
сточных стран, германские ‘фашисты на-
звязывают им кабальные торговые согла-
шения.

Доля Германия в югославеком импорте
возросла с 16,2 процента в 1935 голу до
26,7 проц. в 1936 г., в болгарском им-
порте соответетвенно — 53,5 проц. до
61 прон., в румынском —с 23,8 проп. ло
39 проп., в греческом —с 18,7 проц. до
22.5 проп.

Итальянский ввоз в Югославию упал со
‘186 миллионов лир в 1935 г. до 68 млн
в 1936 г., в Болгарию соответственно —
с 33 млн лир до 29 млн, в Румынию —
с 241 млн лир ло 221 млн, в Грепию — с
31 млн до 7 млн лир.

` Образование пресловутой «оси Рим —
Берлин» позволило Германии еще более
свободно маневрировать в Юго-Восточной
Евроне. Торжественно возвещенное фаши-
стами во время недавней поезлки Муссо-
лини в Берлин расширение сотрудничества
межлу Римом и Берлином на практике ве-
дет к дальнейшему ослаблению позиций
Италии в Дунайском бассейнели в укрепле-
нию там германского влияния.

Заключенный фашистекими агрессорами
итало-германский блок не снимает проти-
воречий, существующих между Италией и
Германией на Балканах и в Дунайском бас-
сейне. Стремясь шантажировать другие
страны, фаплистекие агрессоры шантажи-
руют также друг друга. Германия исполь-
зует в своих интересах экономические за-
труднения Италин, испытываемые ею
велелетвие абиссинской авантюры и интер-
венции в Испании. Германия нажимает на
Италию, добиваясь от нее соглашения по
аветрийскому вопросу.

Если сегодня, по требованию Берлина,
Италия ставит вопрос о включении Австрии
в «ось Рим-— Берлин», ‘то это лишь сви-
летельствует о потере Италией тех пози-
ций в части Дунайского бассейна, которые
она занимала еще в 1934 году. :

Итало-германский блок покоится на шат-
кой основе. Фашистские агрессоры, об’еди-
нившись лля захвата и грабежа чужих
территорий, могут сотрудничать лишь ло
тех пор, пока другие страны попуститель-
ствуют их агрессии. В тот момент, когла
они натолкнутся на решительное сопроти-
вление всех держав, готовых защищать
дело мира, основные противоречия между
ними выступят наружу. И тогла «ось

в свое время был взорван «Тройственный

воюз».
К. ВЕЛИКАНОВ.

ПОСОЛ В ПАРИЖЕ МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

ТЕЛЕГРАММА № 419
8 декабря/25 ноября 1912 г.

Копия в Лондон оказией.

Пуанкаре сказал мне’ весьма доверитель-
по, что по поводу речи германского ‘канп-
лера, которая произвела в Лондоне весьма
неблагоприятное впечатление, Грей неза-
висимо от того, что он высказал германеко-

му послу, заявил в Берлине, что на слу-
чай [войн ]ы Англия сохраняет за собой
полную своболу действий и примет ренге-
ние сообразно со своими интересами. За-
явление это имеет особенное значение в свя-
зи с тем, что я писал вам о попытке Гер-
мании заручиться нейтралитетом Англии.

Извольский.

Рим— Берлин» будет так же взорвана, как

иностранных дел.
ТЕЛЕГРАММА № 316
11 ноября/29 октября 1912 г.

[Сербский] поверенный в делах епро-
сил, будет ли Германия рассматривать вой-
ну межлу Pocenefi п Австрией из-за ва-
стоящего аветро-сербекого конфликта как
сазиз Гоефет!з и, получив утвердительный
ответ, спросил, будет ли это так даже в
том случае, если Франция не вмешается.
Министр ответил, что даже в этом случае
Германия возьмется за оружие.

Бенкендерй.

Военный агент в Австро-Венгрии
в отдел генерал-квартирмейстера
` генерального штаба,

ТЕЛЕГРАММА № 661
‘6 января 1913 г./24 декабря 1912 г.

Итальянский агент конфиденциально с0-
общил мне следующее. Вчера одно при-
ближенное к Конраду липо сказало италь-
янскому агенту. что Вонрад прилагает все
усилия, чтобы склонить правительство на
войну с Сербией; эту войну он считает
необходимой и неизбежной и рассчитывает
на невмешательство России. Это же липо
сказало итальянскому атенту, что в Ha-
стоящее время мобилизовано восемь кор-

ов.

п [Занкевич].

Посол в Париже министру
иностранных дел.
ТЕЛЕГРАММА № 383
23/10 ноября 1912 г.

..По сведениям венского кабинета, у
нас будто бы принимаются  деятель-
ные военные меры на австрийской
границе. Со своей стороны Австрия моби-
лизует 3 корпуса в Галиции и уже овон-

отношения в эпоху империализма».

t™~
\

Dy

ь 7
О

is

Босния
ЮГОСЛАВИЯ
®CAPAEBO
ТЕРЦОГОВИН А

—\
=

тив Сербии... Германский посол громко 3a-
являет, что Германия полдержит Австрию,
что в случае войны Германия выставит
против Роесий лишь малое число ворпусов,
направив главные свои силы против Фран-
ЦИИ...

Извольский.

Посол в Берлине министру
иностранных дел.
Письмо. 6 июня/24 мая 1913 г.
Доверительно.

Милый друг,

‚.Коснувшиеь в совершенно частной! и
доверительной беседе болгаро-сербекото спо-
ра и непримиримости во взглядах той и
другой стороны, Ягов сказал мне, что так
как рано или поздно столкновение между
болгарами и сербами немлнуемо, то пожа-
луй лучше было бы, чтобы противники по-
решили теперь же свой спор оружием. Тав
как в настоящую минуту они уже сильно
истощены, то война была бы непродолжи-
тельна, а мир установился бы прочный вви-
ду того, что одна сторона была бы окон-
чательно разбита...

Свербеев.

Посол в Париже министру
; иностранных дел.

ТЕЛЕГРАММА № 425
9 декабря/26 ноября 1912 г.

Французский военный министр сообщил
Пуанкаре, что. по его сведениям, военные
приготовления Австрии на русской грани-
це значительно превосходят такие же при-
готовления Россий и что, в случае войны.
это может отразиться невыгодным образом
на военном положении Франции, ибо это
поззолит Германии выставить против Фран-
ции большее количество войск...

Извольский.

a x

Публикуемые дипломатические документы из архивов царского прави-
тельства предоставлены Комиссией при Президиуме ЦИК Союза ССР по
изданию документов эпохи империализма. Они входят в состав подготов-
ляемых к печати томов большой советской публикации «Международные

® a
©. £3,008
ми ЛРИАНОПОЛЬ =
~= ee СТАМБУЛЕ

KOHCTAH-
тинополь
+

° wth

SSTEMCKOE

= p s
=

(В ПОМОЩЬ ЧИТАТЕЛЮ)

Балканский полуостров расположен на
перекрестке великих морских путей, веду-
ших из Черного моря в Средиземное, а 0т-
тула — в Суэцкий канал и в Гибралтар-
ский пролив, на перекрестке трех конти-
нентов — Европы, Азии и Африки. При-
родные богатства Балканского полуостро-
ва и его географическое положение опреде-
ляют роль и значение балканских страя
в международной политике как об’екта в
борьбе империалистов за экспорт капитала,
за рынки сырья и сбыта, за военно-стра-
тегические позиции.

В числу балканских стран относятся:
Албания, Болгария, Греция, Румыния и
Югославия. Кроме того, незначительную
чаеть Балканского полуострова занимает
Турция, 97 проп. территории которой на-
ходится в Азии.

0 территории и населении балканских
стран дает представление следующая таб-
лица;

5 ;

cs д а а

a = a Я > 5

а. г.” Е

5 S S ci BS.

2 eos rena
Албания 27,5 1.003
Болгария 103,0 6.090
Грепия 1271,0 6.750
Румыния 249,8 16.237
Югославия 248,9 14.513

Границы балканских государств были
в основном определены послевоенными 10-
говорами. В результате мировой войны
Румыния получила Трансильванию, Буко-
вину и Банат (бывшие территории Австро-
Венгрии). Болгария потеряла часть Маке-
лонии, которая отошла к Югославии, и
побережье Эгейского моря © портом Деле-
агач, отошелшее к Греции. Югославия `сло-
жилась в нынешних гранипах лишь после
войны. В ее состав вошли старые терри-
тории Сербии и Черногории; от Аветро-
Венгрии она получила Боснию a Герпого-
вину, Далмапию, Хорватию, Словению и
часть Баната. В Грепии отошла часть
Фракии и часть Македонии.

Послевоенные логоворы не разрешили ни
территориальных споров, ни национально-
го вопроса на Балканах. :

Переходя к характеристике отдельных
стран, нужно прежде всего отметить
вассальный характер Албании, формально
являющейся независимым королевством.
Албания — страна буржуазно-помещичьей
диктатуры. возглавляемая королем Ахмел
Зогу и ориентирующаяся на Италию. Все
важнейшие отрасли народного — хозяй-
ства этой отсталой страны. ‘равно как и
пути сообщения. порты и армия. находят-
ся в руках Италии. Албания имеет круп-
ные месторождения нефти. большие зале-
жи медной руды и алюминиевых бокситов.
а также асфальта. Албания. занимающая
значительную часть восточного побережья.
Адриатического моря. является для италь-
янского фашизма олновременно важной по-
зицией в борьбе за господство на Срели-
земном море и базой для лальнейшего pac-
пространения влияния Италии на Балканах
ий на всем Юго-Востоке Европы. Croauna
Албании — Тирана.

Болгария — в основном землелельческая
страна, с средним уровнем развятия кана-
тализма. Землелелием завимаются три чет-
верти населения. Многие отрасли народно-
го хозяйства в большой мере. а некоторые
полностью (сахарная промышленность. ло-
быча олова и мели), монополизированы
иностранным капиталом. Во внешней тор-

говле Болгарии первое место занимает
Германия.
В Болгарии — монархический строй.

19 мая 1934 года в стране произошел

военно-фалпистский переворот, ликвидиро-
вавший парламент и отменивигий все кок-
ститупионные гарантии. Во главе прави-
тельства стоит Георгий Киоссеиванов. По-
литические партии в Болгарии формально
после переворота 1934 г. распущены, Фя-
шистекая партия организована Цанковых
по германскому образцу.

В своей внешней политике Болгарвя
проводит линию ревизионизма (пересмотра)
послевоенных договоров, включаясь в 0}-
биту влияния германских и отчасти италь-
янских фашистских агрессоров. Столина
Болгарии — София.

Греция — аграрно-промышленная  с1ра-
на. Лве трети ев населения занимают
сельским хозяйством. Народное хозяйств
находится в сильнейшей зависимости и
иностранного, главным образом англий-
ского, капитала.

В 1935 голу в Грении восстановлен мо.
нархический строй, а в авгуете 1936 г.
установлена открытая фашистская ликта-
тура во главе с генералом Метаксасом, Bee
политические партии Грепии распущены,
В своей внешней политике правящие gpy-
ro. Грепии ориентировались на Англию.
После фашистского переворота усилилось
германское влияние. Столипа Греции—
Афины.

Румыния, как и Греция, превратилась
после мировой войны из аграрной в аграр-
но-промышленную страну. Сельское насе-
ление составляет около 80 проп. общего
числа жителей. В народном _ хозяйстве
крупную роль играет франнузекий капн-
тал. В нефтепромышленности 40 прод,
участия падает на англо-голландекий ва-
питал.

По своему государственному устройству
Румыния является конституционной монар-
хией. Бо’ главе празительства стоит [eop-
гай Татареску, один из лидеров национал-
либеральной (консервативной) партии, на-
холящейся сейчас у власти. Крупнейшей
политической партией Румынии, стоящей
в настоящее время в оппозиции и претея-
дующей на прихол к власти, является пз-
пионально-крестьянская партия. Кроме этих
двух партий, есть ряд других политических
партий и группировок, некоторые из них
носят явно фашистский характер («Желез-
ная гвардия»).

Румыния на протяжении всето послеви-
енного периода в своей внешней политике

ориентировалась на Франпию, с которй, \

как и Югославия, имеет «логовор о друя-
бе». Олнако, за последнее время в Румынии
заметно усилились прогерманские настрое-
ния, что создает благоприятную почву для
происков Берлина. Вместе е Югославией
и Чехословакией Румыния образует №-
лую Антанту. Столипа Румынии— Бухарест.

Югославия также является ‘аграрно-
промышленной страной. 80 upon. населе-
ния живет в леревнях. В добывающей п-
мышленности видную роль играет уголь.
Франпузский капитал занимает первое м-
сто по размерам вложений в югославеко
народное хозяйство, на втором месте стом
ЭЗНГЛИИСКИИ.

Югославия — королевство, в комм
установлена военно-фамистская диктатура.
Премьером и министром иностранных дел
является Стоядинович. Правительственная
партия — югославский радикальный 6003,

Коммунистическая партия во всех бал-
канских странах запрещена.

Греция, Турпия, Румыния и Югославия
образуют так называемую Балкансвую Ан
танту, основанную на пакте о взаимной
дружбе, подписанном 9 февраля 1934 го-
да. Остальные два балканских rocyla)-
ства — Албания и Болгария, первая как
вассал итальянского фашизма, & вторая

вследствие своих ревизиониетеких уставо- ›

вок, — воздержались от вхождения в Бал:
канскую Антанту. :

Е

Арк. САМСОНОВ

БАЛКАНСКИЕ ВОЙНЫ

Поездка Муссолини к Гитлеру превозно-
сится итальянской и германской прессой
почти как невая мистерия на подмостках
всемирной истории. Кое-кто, полдавшись
ажинотажу фашистской пропаганды, пре-
лается глубокомысленным размышлениям
0 тайном смысле политических диалогов,
имевших место межлу итальянским «луче»
и гермавеким «фюрером» Межлу тем, вее
гораздо проше и не так таинственно! Раз-
говор шел о дальнейшем укреплении блокз
военных агрессоров. He довольствуясь уже
совершенвыми преступлениями в Испании,
фашистские Геростраты стремятся полжечь
злание мира в Центральной и Юго-Восточ-
ной Европе.

Есть основание предполагать, что 3a по-
мощь, предоставленную итальянскому фа-
шизму в войне против Испании, фашиет-
ская Германия готовится компенсировать
себя в Центральной Европе. Несомненно,
если Германии yaactcs овладеть  Ав-
стрией, — путем прямого захвата или «хо-
лозной» гитлеризапав изнутри, — это бу-
лет иметь пагубные послелствия для вее-
общего мира. И без того в Центральной
Европе я в ряде балканских стран поляти-
ческяе происки фашистской Германии. за-
шли елишвом далеко.

Захват Австрии будет означать окруже-
ние Чехословакии. Это повлечет 88 собою
ослабление Малой Антанты (Чехословакия,
Румыния, Югославия) и Балканской Ан-
танты (Турпия, Румыния, Греция, Югосла-
вия), как звеньев системы коллективной
безопасности в Европе. Это приведет
в усилению реваншизма в Венгрии и в Бол-
гарий, 5 расширению блока военных агрес-
соров. Это повлечет за с0бою усиление
старых тенленпий проникновения германв-
ского империализма на Восток: Drang nach
Osten!

Исторически Балканы по справедливости
именуются пороховым погребом Европы:
Германекий фашизм ставит своей пелью
снова взорвать его.

Маркс и Энгельс считали, что через Бал-
каны лежит золотой мост, соединяющий

Европу с Востоком, В эпоху господства фи-
нансового капитала на этом мосту столкну-
лись интересы европейских империалисти-
ческих лержав; каждая держава стреми-
лась столкнуть с этого моста своего сопер-
ника и таким образом утвердить свое с0б-
ственное преимущественное, экономическое
или политическое, влияние. В этих целях
умело и непрерывно разжигалась между
многочисленными народами и племенами
Балканского полуострова та национальная
и религиозная рознь, которая прелоставля-
ла возможность империалистическим Jepma-
вам проводить свою политику по старому
принципу: разлеляй и властвуй.

Еще в начале пятидесятых годов ХХ сто-
летия Николай  , говоря 0б Оттоманской
империи, владения которой в то время рас-
пространялись почти на весь Балканский
полуостров, сказал: «У нас на рувах
больной человек, очень больной человек».
В этих словах русского самодержца нашла
свое выражение вся премудрость европей-
ской дипломатии всего последующего пе-
риода в так называемом восточном вопро-
се. В течение многих десятилетий у изго-
ловья «больного человека» стояли «вели-
кие державы» в выжидали того момента, ко-
гла они смогут, наконеп, приступить в раз-
делу имущества покойника. Время от вре-
мени особенно нетерпеливые, — прежде вее-
го царекая Россия и Австрия,—пытались
прикончить «больного человека», чтобы
ускорить получение ожидаемого наследетвз.
Но вмешательство ревнивых соперников. 33-
мелляло кончину: «больной человек» про-
должал свое существование, а грызня со-
перничающих «наследников» продолжала
усиливаться.

Национальные интересы подлинных ва-
следников— балканских народов принима-
лись во внимание лишь в той мере, в ка-
кой это соответствовало политическим рас-
четам великих держав. Конгресс, созван-
вый в Берлине в 1878 году— после рус-
ско-турепкой войны-— для урегулирования
«восточного вопроса», до крайности запутал
в усложнил балканские отношения, Терря-

тория Болгарии, оказалась разорванной wa

несколько частей. Территория Сербии; так-
же оказалась расчлененной. В частности,
две сербские облаети— Босния и Герцого-
вина — были оккупированы Аветро-Венг-

рией. «Разрешение» вопроса о Маке-
нии, Ha которую  претепдовалю и
сербы, и болгары, и греки,  созда-

ло невообразимую путанипу в балканских
национальных взаимоотношениях, которая
неолнократно была затем использована им-
периалистической липломатией в ее бесконеч-
ных интригах на Балканах. Все это в кон-
пе концов и создало обстановку, в которой.
после ряда опаснейших международных по-
литических кризисов, вепыхнули балкан-
ские войны, оказавшиеся преддверием ми-
ровой империалистической войны. Ситуация
особенно осложнилась в связи с активиза-
пией германского империализма в этой ча-
сти Европы.

Когда-то Бисмарк бросил крылатую фра-
зу, что весь балканский вопрое не стоит
костей даже одного померанского гренаде-
ра. В то время Германия еще довольство-
валась тем, что разжигала на Балканах
противоречия. межлу парской Россией и
Австро-Венгрией, дабы держать обе у себя
на привязи и тем самым обеспечить изо-
ляпяю Франция и утверждение своей ге-
гемонии в Европе. Балканеким  «наслед-
ством» Германия могла в ту пору’ раепо-
ряжаться тем более легко, что оно ей не
принадлежало: «Возьмите себе Албз-
нию!» — предлагал Бисмарк итальянцам
еще накануне берлинского конгресса.

Однако с конна ХХ века, в связи е осу-
ществлением проекта Багдадекой железной
дороги, положение существенно изменялось.
Германия начала оттирать своих соперни-
ков от изголовья «больного человева», пре-
следуя при этом определенные пели: по
возможности не делить «наследетво» со
своими империалистическима противниками,
а захватить его полностью себе, в отдельных
случаях содействуя захватничееким притя-
заниям своих союзников. Таким образом.
германсвай империализм сталкивался с

Англией и царской Россией. Балканский
полуостров становился плапдармом, на ко-
тором развертывались основные империали-
стические антагонизмы прелвоенной эпохи.

Когда в 1908 голу русский царизм, пре-
дав интересы Сербии, пытался осуществить
секретную сделку с Австро-Венгрией о раз-
деле сфер влияния на Балканах, герман-
ская дипломатия, не останавливаясь перел
угрозой войны, заставила царскую Poecuw
отступить OT CBOHX ломогательств. Между
тем, Австро-Венгрия была предоставлена
возможность аннексировать Боснию и Гер-
цоговину, и тем самым был брошен откры-
тый вызов делу напионального восеоелине-
ния Сербии. Напаление тогдашнего герман-
ского союзника— имперналистической Ита-
лин на Турпию с пелью захвата Триполи-
тании послужило послёдним толчком для
выступления балканских народов против
Турпии.

Переговоры между балканскими государ-
ствами; начавшиеся осенью 1911 года по
вопросу о дележе турецкого наследетва, едва
ве закончились столкновением: участни-
ки переговоров не могли логоворитьея ме-
ЖДУ с0б0й по конкретным территориальным
вопросам, особенно о Македонии, Фракии и
о портах Эгейского моря. Этим воспользо-
вался русский царизм, который взял в свои
руки дело организапии балканского блока с
пелью использовать его в своих захватни-
ческих пелях на Ближнем Востоке. Пере-
говоры, которые велись в глубочайшей тай-
He, завершились подписанием 13 марта
1912 года сербо-болгарского договора, до-
полненного вскоре военной конвенцией.
В мае был подписан и греко-болгарский до-
говор, также дополненный в октябре воен-
ной конвенцией. «Это — инструмент вой-
НЫ», — заметил Пуанкаре, ознакомившись
с солержанием секретных договоров.

Инструмент войны начал действовать
немедленно. Он был пущен в ход маленькой
Черногорией, не привлеченной даже к под-
писанию договоров. 9 октября 1912 гола
началась первая балканскал война, и уже
через две недели армии балканских госу-
дарств нанесли сокрушительный удар Typ-
ции. С точки зрения закулисных империа-
листических организаторов войны удар при-
шелея слишком сильным. Болгарские вой-
ска открыли путь на Константинополь, гер-
манская пресса стала пугать Россию пла-
нами Фердянанда Кобургского венчаться па
византийский престол. В таких условиях

парская- дипломатия, чтобы избежать худ-
шего, стала добиваться перемирия. Тайно
пнтригуя в Софии против парекой Pocenn,
австро-германская дипломатия олновремен-
но угрожала войной Сербии, стремившейся
выйти к Адриатическому морю. В виду ot-
каза Турпии уступить Алрианополь пере-
говоры 0 мире, протекавшие под непосрелд-
ственной опекой «великих держав», были
сорваны. Они возобновились только” после
окончательного разгрома Турции и завер-
шились лондонским договором 30 мая 1913
года.

Усилиями имперналистических дипломатов
некоторые балканские вопросы (например,
албанский, 06 Эгейских островах и др.) уда-
20сь из`ять из компетенпии балканских го-
суларств и передать их на разрешение ca-
мих «великих держав». Остальные вопро-
сы, особенно македонский, оказались тем
рычагом, который был использован для
дальнейшего разжигания балканской розни.
По наущению австро-германского империа-
лизма, стремившегося взорвать балканский
блок, Болгария в кояце июня 1913 гола
напала на Сербию, к которой присоединя-
лись не только Греция и Черногория, но а
Турция и Румыния. Тав назалась вторая
балканская война, которая закончилась ре-
шительным поражением Болгарии и лик-
эиданией ее недавних побед. В результате
10 бухарестскому миру ~(10 августа
1913 г.) Сербяя расширила свои влаления
в Македонии, Румыния—зз счет болгарской
территории — в Добрудже, Грепия -—— за
счет части Фракии, Турпия вернула се-
бе часть Фракии и Алрианополь. По на-
стоянию Германии, Австрии я Италии в
ущерб интересам Сербии и Черногория было
создано Албанское государство во главе с
марионеточным германским принцем Вилом.

Балканские войны, в возникновении ко-
торых большую роль сыграло развитие ан-
тагонизмов межлу империалистическими дер-
жавами, в свою очередь усилили опасность
всеобщей войны. Уже в самом начале пер-
вой балканской войны отношения межлу
Россией и Австрией обострились до край-
ней степени. При этом Германия угрожала,
выступить против Россий даже в том слу-
чае, если Франция сохранит нейтралитет.
Более того, Германия. расечитывала восполь-
зоваться балканеким кризисом и назреваю-
щим австро-русеким конфликтом, чтобы по-
вончить с Францией.

«Никто не может сказать, что Балкан-

ская война являетея концом, & не нач
лом осложнений» ‘), — эти слова товарища
Сталина. написанные в начале 1913 гол,
оказались пророческими. Балканские вой
ны, как опенил Ленин, открыли нов\ю
главу веемирной истории. Эти войны пи
результаты в крайней степени обоетрили
противоречия как между балканскими стр:
нами, так и межлу основными империалие
стическими державами, боровшимися тоги
на мировой арене. И когда обстановка 0058-
залась благоприятной, «немепкая буржуазия
предприняла грабительский поход против
Сербии. желая покорить ее и задушить Bi
циональную революцию южного славянства,
вместе с тем направляя главную Macey
свсих военных сил против более свобод:
ных стран, Бельгии и Франпий, чтобы р8з-
грабить более богатого конкурента» °). Ин-
периалистические противники  Гермавив
приняли вызов. Так вспыхнула мировая
война...

Первый выстрел, — тот, который послу
жил поводом к мировой войне 1914 гола—
разлался в Сараеве: политический терро-
ризм и политический авантюризм издавна
свили свое осиное гнездо на Балканах. ТА
в течение десятилетий темные силы peak
ции систематически насаждали преступные
методы политической борьбы-—— подкуп, шо
винистическую пропаганду, тайное снаб
жение оружием, организацию межнацио-
нальной розни и междоусобной резни, орга-
низацию тайных боевых дружин и 1008
пение индивилуального террора.

наши дни румынская фашистская
«Железная Гвардия», македонская «Имро»,
хорватская «Усташи» и тому подобные 7
ганизации заговорщиков служат орудие
германского агрессора, орудием его темных
происков в Юго-Восточной Европе. В кров
вом похпольи фашистского терроризма 00
ветствующее место занимает п Троцкий,
который еще со’ времени войн 1912—1913
годов завязал тесные отношения с 601
низаторами тайных убийств на Балканах.

Ныне Балканы являются ареной 1
исков фашистских агрессорол, которые п #3
этом участке—в Юго-Восточной Export—
стремятся создать новый очаг войны.

*) И. Сталин. Марксизм и национально
колониальный вопрос, стр. 42.

2) В. М. Ленин. vill
ome: BL: H, Сочинения, т, Х

OH

Ы \