ЕЕ

О ee ee ee ee Е

КиО ЕЛАКЯ

ПРАВДА _

ВВ ЗЫ

ие Ease

Подлотовка к выборам в Верховный Совет CCCP.

Недопустимая беспечность

(От специального корреспондента «Правды»)

Город Золотоноша разбит на избира-
тельные участки. Всего намечено создать
десять участков. В самом большом—2.016
избирателей, в самом маленьком, в доме
для престарелых, — 104. Уже подобраны
помещения. В файкоме партии и городском
совете на карте, исчерченной кружочка-
ми и разноцветными линиями, нам показа-

ти дислокацию этих участков. Мы пропети.

в пятый избирательный участок:
центр — в конторе колхоза имени Нетров-
ского. В артели“мы застали председателя,
парторга и активистов колхоза. Но им ни-
чего не известно! Избирательная комиссия
сюда еще не заглядывала. Никто даже не
сообщил, что колхозная контора отведена
под избирательный участок.

Давно уже пора было в этом избира-
тельном участке развернуть подготовку Е
выборам в Верховный Совет СССР. Но эо-
лотоношекие партийные и х<оветокие орга-
низации не торопятся.

Что знает, натример, райком © людях,
об’единяемых избирательными участками?
В пятом участке числятся 1.907 избира-
телей, из них 377 рабочих. 642 колхоз-
ника. 183 служащих и 705 «прочего на-
селения». Rro эти избиратели? Каковы их
настроения? Что собой, в частности,
представяяют 705 человек «прочего Ha-
селения»? т

В районном комитете партии проходило
совещание секретарей первичных ортави-
заций, парторгов и атитаторов. Товарищи
информировали © количестве кружков, 0
числе занятий, о посещаемости, о конспек-
тах, © литературе. Но никто из них не
смог с полным знанием обстановки рас-
сказать $ настроениях людей. о попытках
враждебных элементов вести подрывную
работу. Партийный организатор промыюело-
вой кооперации тов. Белоус на этом сове-
шании наивно заявил: «открытых прояв-
лений не было», словно враг сейчас дей-
ствует открыто, а не втихомолку, прячась,

маскир уясь.

фт

В Золотоноше, тде раньше жили купцы,
«купщики хлеба, барышники, отставные
чиновники, & на друтом полюсе — украин-
ская и еврейская беднота, извозчики и
грузчики, была одна гимназия, 5 церквей,
женский монастырь, шееть трактиров и
одна чайная «общества трезвости»..

В советокой Золотоноше, re живет
17.000 человек, — 9 школ, две десятилет-
ки, два техникума, семь клубов, два пар-
ка. За годы советской власти здесь вы-
строены механический, мятный, конопле-
обрабатывающий, ватный заводы, новая
железнодорожная ветка, электростанция,
поликлиника, водолечебница, семилетка. Из
украинских тружеников и еврейской бед-
ноты организовано 5 колхозов. Город, где
большинство населения не имело профес-
сий, стал городом слесарей, литейщиков,
трактористов, советских служащих и совет-
ской интеллигенции.

Этот город известен на Украине как круп-
ный районный центр высоких урожаев
зерна, свеклы и технических культур.
Район славится на весь Советский (Союз

КОЛХОЗНЫЕ

СТАНИЦА  ГРУШЕВОКАЯ’ (Ростовская
область), 7 октября. 2.370 избира-
телей станицы Грушевекой-—казаки и ка-
зачки—с огромным под’емом готовятся к
выборам в Верховный Совет СССР. По вече-
рам, когда все возвращаются с работы,
станица превращается в огромную школу
политической учебы.

Создано 40 агитбригад, которыми
водят председатели колхозов,

Поли 2 к ee a ee ee

руко-
колхозные

ит. д. (TACC).

таким культурным селом, как Чапаевка, и
знаменит, ках родина академика Баха.

Но есть в городе и бывшие люди. Здесь
бродят несколько попов, десятки бывших
монашек. Кое-где сохранились осколки
карательного отряда, сформированного . в
Золотоноше во время неменкой оккупации
из сынков попов, помещиков и кулаков.
Враждебные ‘нам люди не спят, они такж
готовятся к новым выборам. .

‚Что же сделал райком для того, чтобы
поднять активность. трудящихся масс на-.
кануне избирательной кампании?.

Bes политическая работа сейчас ведется
только среди определенной группы избира-
телей, в стенах. заводов или учреждений.
Но и здесь онз далеко не на высоте. На
самом крупном в районе предприятии — на
механическом заводе имени Лепсе — круж-
ки по изучению нового избирательного за=
вона развалились. Однажды, в обеденный
перерыв, рабочим зачитали «Положение 0
выборах в Верховный Совет СССР» и этим
опраничилиеь.

Не приведена в движение прежде всего
партийная организация. В городе 209 ком-
муниестов -—— больше половины всей район-
вой партийной организации. Учаютвует в
подготовке к. новым выборам всего 45
человек — преимущественно ‘низовые  ра-
ботники. Районный актив не. привлечен к
политической агитащии. В городе — около
500 комсомольцев. 150 учителей, свыше
200 человек професоионального актива,
120 человек колхозного актива. Депутатов
совета числится 149 человек. Многие из
них горят желанием помочь партийной ор-
ганизации в подготовке в выборам в Вер-
ховный Совет СССР: Но районный, город-
ской совет, райпеполком держат эту силу
под опудом. Я

Райком и его секретарь тов. Отадничен-
KO, райисполком и его’ поедседатель тов.
Юрченко показывают пример бездеятель-
ности и политической елепоты. Стадничен-
ко и Юрченко, как и все бюро рай-
кома, не поняли, что нет сейчас более
важной задачи, чем : по-большевистеки
подготовиться к выборам в Верховный
Совет СССР, Этой работой обязаны они са-
ми руководить. А здесь, в Золотоноше, ру-
ководство, подготовка к выборам, вся по-
литическая работа была передоверена, заве-
дующему культтюпом райкома Савчуку.
Он провалил ее. Скоро Савчука сняли, как
человека, не внушающего политического
доверия. Две недели райком был без заве-
дующего культпропом, и двё недели никто
в райкоме. не занимался подготовкой к вы-
борам. Бюро райкома вынесло ценное ре-
шение: создаль в ‘каждом избирательном
участке атитационно - пропагандистекую
группу. Но. культирюта, не ‘было, & секре-
тарь райкома тов. Стадниченко счел, веро-
ятно, ниже своего достоинства составить
список этих групп, собрать их, проин-
структировать, утвердить на бюро. Он
ждал назначения нового завкультпропом.
Так до сих пор эти группы и не созданы,

Д. ДМИТРИЕВ.

г. Золотоноша, Полтавокой области.

АГИТАТОРЫ

бригадиры, учителя. Эти бригады система-
тически ведут с группами избирателей
беседы, читку газет и литературы к пред-
стоящим выборам, раз’ясняют новый изби-
рательный закон. Сколотился крепкий ак-
тив казаков-агитаторов. Андрей Чеботарев,
Илья Романцов, Степан Зоров, Демьян Бу-
тенков, Марк Раздоров, комсомолец Матвеев
живо и интересно знакомят‘ колхозников
© правами избирателей, порядком выборов

Массовая работа
на избирательных участках

ЛЕНИНГРАД, 7 октября. (Корр. «Прав-
ды»). В’ районе завода «Большевик» наме-
чено создать 7 избирательных участков. 06-
щественные ‘организации завода преводят
здесь большую подготовительную’ работу
выборам в Верховный Совет СССР.

Пропагандисты и. агитаторы знакомят
избирателей со Сталинской. Конституцией и
новым избирательным завоном. Сорок домо-
хозяек села Мурзинка уже закончили уче-
бу в кружке пропагандиста —= инженера,
кандидата в члены ВКП(б) Моисеева. На-
днях он приступил. к проведению занятий
в новом кружке; в котором занимаются до-
машние работницы.

В Доме культуры им. Ленина квалифици-

МАГНИТОГОРСК, 7 октября. (ТАСС).
Магнитогорск разбит на 71 избирательный
участок. Подобраны уже помещения для
участков, составляются предварительные
списки избирателей.

Подготовка к выборам в Верховный (9-
вет СССР. вызвала заметный рост совет-
ского актива. Так, в поселке. Горняк -дену-
татка горсовета, тов. Вавилова, под руковод-
ством которой здесь составляются . списки
избирателей, сколотила вокруг себя. креп-
кий актив. Слесарь рудника тов. Киселев,
жена бурильщика горы Магнитной тов. Пав-
лушкина, тов. Елизарникова и другие при-

рованные пропагандисты проводят. лекции
0б избирательном законе. Каждую лекцию
с вниманием слушают 400—500 чел. В
сентябре проведено 12 лекций.

Для более широкого ознакомления изёл-
рателей со Сталинской Конституцией и но-

`вым избирательным законом партком заво-

да выделил на пятилневные курсы без от-
рыва ст производства 500 агататоров и 200
пропагандистов, которые после учебы бу-
дут направлены в жакты для руководства
кружками и для бесед на квартирах инва-
лидов и пенсионеров.

Общественные организации завола гото-
вят несколько передвижных выставок, по-
священных Сталинской Конституции.

‚ Растет советский актив

нимают энергичное участие в составлении
списков, в ‘пропаганде избирательного за-
Kowa.

В городе создано 1.350 кружков, в ко-
торых занимается более 32 тысяч трудя-
щихся. Депутатекая группа Тукового по-
селка, руководимая тов. Васильевой, орга-
низовала изучение избирательного закона
среди домашних хозяек. В Орджоникидзев-
ском районе состоялось общерайонное с0-.
брание избирателей-—башкир, казахов и
татар. Более 250 человек с большим инте-
ресом прослушали доклад о новом избира-
тельном законе.

Изучают избирательный закон

ковский рейд возвратился из длительного
плавания буксирный пароход «Шверник».
Агитатор тов. Калашников, проведший на
судне по поручению политотдела Верхне-
Волжского пароходства целый месяц, pac-
сказывает:

— Вся команда парохода ознакомлена, с
избирательным законом, который изучался
в трех вахтенных кружках. По вопросам,
интересовавшим матросов в связи с Кон-
ституцией СССР и Положением о выборах,
проведено несколько бесед. На пароходе бы-
ло двое неграмотных матросов. Сейчас они

тов. Макаров проводит. совещание с с

ТОРЬКИЙ, 7 октября. (ТАСС). В Горь-  обучены чтению и письму и смогут само-

стоятельно участвовать в голосовании.

Такую же работу агитаторы политотдела,
ведут на 55 других буксирных  пароходах.
В октябре политотдел посылает на Волгу
еще 100 агитаторов. Часть их будет на ка-
лерах об’езжаль посты береговой. службы и
в частности знакомить с избирательным
законом бакенщиков и их семьи. 25 аги-
таторов политотдела ведут эту работу на
баржах и судах, которые по тем или иным
причинам задерживаются на Горьковском.
рейде.

Заместитель секретаря парткома резиноткацкой фабрики № Т (Москва)

очувствующими. Фото М: Петухова:

И ЕЕ СС Е СА: ЖА

bere rar ee

8 ОНТЯЕРЯ 1937 г. № 278 (7244).

ee a

В ПРЕЗИДИУМЕ ЦИК СССР

, 1 октября на ‘очередном заседании Пре-
зиднум ПИВ СССР обсудил вопрос © под-
тотовительных мероприятиях советов & ВЫ-
борам в Верховный Совет СССР.

() том, как илет эта работа по Винниц-
кой области, сделали сообщения рей
ший обязанности председателя облисполко-
ма тов. Козис и. инструктор. ЦИК СССР
тов. Цыпин;:

Докладчики отмечали огромный рост по-
литической активности трудящихся и при-
водили факты, когда в советы приходят
отдельные домохозяйки и требуют создать
кружки по изучению Сталинской Консти-
туции и избирательного закона. Однако эта
активность населения зачастую не. подхва-
тываетея местными организациями.

Возвратившийся из Белоруссии инструк-
тер ЦИК СССР тов. Дубровский сообщил,
что здесь только-что приступили к состав-
лению списков избирателей.

В Воронежской области, как заявила
инструктор ВЦИК тов. Амосова, не везде
полобраны” помещения дла’ избирательных
участков.

После выступления товарища М. И.
Калинина Президиум ЦИК признал иеобхо-
димым обратиться к исполкомам CO спе-
циальным письмом по вопросам подготовки
к выборам в Верховный Совет СССР.

+ я *
На этом же заседании Президиума по-

лучили ордена награжденные постановле-
ниями ЦИК, СССР. Е

Грамота о ‘присвоении звания Героя баз
ветского Союза ‘и ордена Ленина и Крас-
ной Звезды вручены младшему командиру
В. М Новикову, награжденному за образ-
цовое  выполнение специальных заланий
правительства по укреплению оборонной
мощи Советского Союзё и проявленный в
этом деле героизм.

Затем ордена получили командиры Ра-
боче_Крестьянской Брасной Армии, награж-
денные за выдающиеся успехи в боевой,
политической и технической подготовке. Or
имени командиров выступил майор тов.
Инте. =
— Командиры Красной Армии, — ска-
зат он, — гордятся наградой, полученной
от рабоче-крестьянского правительства. Эта
награда обязывает нас еще больше pato-
тать над укреплением мощи Красной Ар-
мии, усилением боевого и политического
воспитания красноармейцев. По первому
зову партии и правительства каждый из
нас, вместе со всеми трудящимися Совет-
ского Союза, под славным знаменем Крас-
ной Армии готов дать отпор любому врагу,
если он попытается посягнуть на траницы
нашей родины.

Ордена вручены также бывшему комая-
диру авиазвена В. Ф. Калинину, бывше-
му командиру части НЕВД А. П. Хватову,
награжденным за личные боевые подвиги в
периол гражданской войны, красноармейцу
В. С. Павлову и др.

Тов. М. И. Калинин поздравил товари
щей с получением высокой награды и по-
желал им ‘успехов в дальнейшей работе.

Полет тов. Водопьянова
в район Северного полюса

Вчера вечером начальник. Главсевмор-
пути тов. 0. Ю. Шмидт. получил с остро-
ва Рудольфа радиограмму от Героя ‘Совет-
ского Союза тов. Шевелева’ в полете са-
молета «Н-170» Героя Советского Союза
тов. Водольянова.

«Последние три дня погода’ издевалась
над нами. 4 октября в районе полюса по-
rola установилась. Но в тот день и на
следующий день остров Рудольфа был
закрыт сплошной  облачностью,  сне-
топадами, туманами: В ночь на 6 ок-
тября мы снова дежурили до 4 часов
утра на куполе. Купол был закрыт, и на-
дежды на хорошую поголу He было. То-
тда я отпустил спать людей, утомленных
дежурствами в течение трех ночей подряд.

В 6 часов 30 минут утра на куполе ста-
ло проясняться. В 8 часов утра купол был
открыт. На острове стало ясно. Ho мото-
ры уже остыли, и вылетать можно было,
в лучшем случае, только в 10 часов утра
с возвращением в полной темноте. Луны
не было. Я отложил вылет на 7 октября.

Вылетели в темноте. Погода оказалась
хуже, чем мы ожидали. На широте 84 гра-
дуса началась сплошная облачность, снача-
ла высокая, затем снижавшаяся до 100 мет-
ров. Внизу она сливалась с туманом, да-
вая лишь в отдельных местах разрывы.
На широте 88 градусов встретили фронт.
Прошли его низом  бреющим полетом в

тумане и темноте. За фронтом облачность

резко повышалась. В районе полюса была
ясная погода. А й

Подходя к полюсу, летели Ha высоте
500 метров и начали поиски. Шо
напим расчетам (сопоставляя все из-
вестия, полученные в свое время от тор.
Леваневского, и учитывая дрейф) самолет
должен в настоящее время нахолиться в
полосе, ось которой — меридиан: 122, за-
палной долготы, между полюсом и широ-
той 88 традусов 30 минут. Для большей
уверенности предполагали дойти до 87 тра-
дуса северной широты (m0 ту сторону
полюса).

Or полюса шли курсом параллельно
меридиану 122 западной долготы в_.20.ки-
лометрах ‘западнее этого меридиана. До
89 градуса северной широты была яе-
ная погода. Далее встретили редкие поло-
сы просвечивающегося тумана.

`На широте 88 градусов_30 минут на-
чался густой туман (верхней границы 9ко-
ло 300 метров) в пределах видимости. е вы
соты 800 метров до горизонта. Дальнейший
полет к югу становилея бесцельным. По-
вернули и пошли курсом, параллельным
меридиану 122 западной долготы, в 20 ки-
лометрах восточнее его. Так дошли до’ полю-
са и далее до острова Рудольфа. В’ местах
поворота сбросили три осветительные раке-
ТЫ с расчетом, что возможно экипаж, само-
лета тов. Леваневского заметит их и разло=
жит костры. Никаких‘ признаков самолета
тов. Леваневского при тщательнейшем. нз-
‘блюдении в этом районе не обнаружено.

г полюса летели над  облачностью.
Фронт прошли в прослойке на высоте 3.250
метров. Выше была облачность более 4.000
метров. Над облаками получили исключи-
тельной сплы попутный ветер, немного б01-
тало. Зато от Рудольфа до широты 88 гра-
дусов 30 минут по ту сторону полюса шли
при слабом попутном ветре немного мень-
ше 6 часов, а обратно—немного больше
4 часов.

Тов. Водопьянов по обыкновению арти-
стически искусно поднял в воздух в темно-
те нерегруженный 25-тонный корабль na
лыжах. Он замечательно спокойно и уве-
ренно вел его бреющим полетом в темно-
те. Тов. Спирин, лишенный возможности
астрономической ориентировки (солнца уже
не видно, а‘звезд-и луны: еще ‘нет); сумел
использовать ненадежный в этих широтах
магнитный компас, гирополукомпае и. раз
диомаяк. Тов. Спирин абсолютно точно проз
вел самолет по всем курсам. о Е

Для обеспечения нашего возвращения
должны были вылететь и подготовить 3а-
пасные аэродромы тов. Masypys— на
Земле Александры, тов. Алексвев— на, Земле
Греэи-Бель. Тов. Мазурук нашел Землю
Александры закрытой туманом. Он выбрал
аэродром, сел на куполе Земли Георга вы-
сотой 450 метров. Самолет тов. Алексеева,
установленный на колеса, даже с облег-
ченным полетным весом из-за глубокого
снега не мог оторваться. Всей организаци-
ей выпуска и приема машин на острове
Рудольфа. руководили оставшийся там мо-
им заместителем тов. Молоков и парторг
экспедиции тов. Митрошкин.

Шезелев»,

«История старой России, — говорит
товарищ Сталин, состояла, между прочим,
в том, что ее непрерывно били за отета-
лость...»  Отсталость  капиталистической
России усугублялась самой уродливой эко-
номической географией. Огромные природ-
ные богатства, таящиеся в земных недрах,
леса и реки, принадлежавшие эксплоататор-
ским классам, были не только мало ис-

пользованы, но и изучены в совершенно,

ничтожной степени. Хишнически экс-
плоатировались лишь наиболее доступные
богатства земли. Почти вся нефтяная про-
мыпиленноеть была сосредоточена в Баку,
угольная — в Донбассе, черная металлур-
‚ гия — на юге Украины и частично на от-
ставшем Урале, две трети всей обраба-
тывающей промышленности страны — в
немногих губерниях Центра, не имевших
тогда ни топлива, ни сырья. Вся остальная
Россия — Сибирь, Средняя Азия, Закав-
казье, Север — служила сырьевым при-
датком к промышыенной метрополии.

Двадцать лет’ социалистического строи-
тельства и особенно две сталинские пяти-
летки ликвидировали былую промышлен-
ную. сельскохозяйственную, культурную и
военную отсталость страны. Из отсталой
аграрной страньё Советский Союз превра-
тился в мощную индустриальную державу.

А вместе с общим ростом страны сталинские
пятилетки коренным образом  измени-
ли и экономическую карту СССР. Открыты
и разведаны многочибленные богатства зе-
или, изучены ее леса и реки. созданы но-
вые отрасли промышленности, освоены
новые огромные области, построены новые
города, сооружены величайшие в мире ка-
налы, крупнейшие гидроетанции, построе-
ны новые магистрали железных и авто-
мобильных дорог, воздушных путей, освоен
морской путь через льды северных морей.

Продукция промышленности СССР к на-
чалу 1937 года превысила уровень довоен-
ной продукции больше чем в 7 paz. Oco-
бенно вырбели тяжелая промьииленность и
ee ведущие отрасли.— топливная промьии-
ленность, металлургия, машиностроение,
выработка электрознергии.

Особая сила такого роста тяжелой про-

мыпетенноети заключается в том, что она’
по-новому размещена по территории Союза.
А за ней у сырьевых баз и потребитель-
ских центров по-новому расселилась легкая
и пищевая промышленность. Новой стала и
география сельского хозяйства.

Развернутое. по инициативе товарища
Сталина строительство второй угольно-ме-.
таллургической базы на Востоке, широкая
индустриализация богатых сырьем и. энер-
гией отсталых раньше окраин, хозяйствен-
ный под’ем национальных республик и 0б-
ластей, всемерное укрепление обороноспо-
собности страны, — таковы основные. на-
правления, определившие перекройку эко-
номической карты страны.

Стержнем созданной уже второй угольно-
металлургической базы на Востоке являет-‘
ся соединение уральской руды и кузнецко-
го угля. На крупнейшем уральском ‘место-
рождении железной руды, горе Магнитной,
построен самый мощный в Европе метал-
лургический комбинат. питающийся куз-
нецким углем; на другом конце этой ба-
зы — кузнепком угле—ностроен крупный
Сталинский металлургический завол, пи-
тающийся матгнитогорской рудой,

Урал «представляет такую комбинацию
богатств, какой нельзя найти ни в одной
стране» (Сталин). Но одремали богатства
Урала ло революции. Мелки и полукустар-
ны были его металлургические заводы дре-
веено-угольной плавки. А теперь от дале-
кого Севера — Амдермы и Воркуты до
Блявы и река по всему Уралу
проходит цепь  реконструированных и
вновь созданных мощных промышленных
предприятий черной, цветной металлургии,
угольной. нефтяной, химической, машино-
строительной, лесной, бумажной промыш-
ленности. крупных электростанций. Сверд-
ловекая и Челябинская области стали в ряд
наиболее индустриально развитых районов.

Урал выплавляет теперь чугуна более
2,5 миллиона тонн, т. е. около двух тре-
тей выплавки всей дореволюционной Рос-
сии. Реконструированные и вновь по-
строенные медеплавильные заводы дают две.
трети всего производства меди в етране; на
отходах металлургического производства и

на калийных солях Соликамска создана
крупная химическая промышленность; ма-
шиностроение Урала составляет больше
8 проц. союзного производства. -В девять
раз возросла добыча угля на Урале.
Кузнецкий угольный бассейн, превра-
щающийся во второй Донбасс, выдаст в
1937 г. около 20 миллионов тонн угля.
Кузнецкий уголь питает нё только
дефипитные по топливу Урал и Среднюю
Азию, но и ряд европейских районов Сою-.
за. Рядом с угольным Прокопьевеком и мё-
таллургическим Сталинском возникли новые
центры химии и машиностроения — в Ве-
мерово, Новосибирске и др. ‘

Советский Казахстан превращаетея в
важнейшую базу цветной металлургии Сою-
за. В 1937 г. выдает первую медь круп-
нейший в Евоопе медеплавильный комби-
нат в Воунраде, у озера Балхаш, приступ-
лено в освоению мощных месторождений
Джезказгана: реконструирован старый Рид-
дер, раскрыты несметные богатства цвет-
ных руд Алтая; Казахстан лает более двух
третей всей выплавки свинца в СССР и 00-
лее одной десятой меди. Но Казахстан стал
известен и третьей угольной базой Союза—
Варагандой, открытой и освоенной за годы
революции. Караганда дает более 4 мил-
лионов тонн угля и явится крупной топ-
ливной базой Урала. Казахстан’ богат и
нефтью (Эмба) и фосфоритами (Актюбинск),
на базе которых построен крупный азотно-
туковый комбинат. Г

На расширенной местной базе сельско-
хозяйственного сырья (хлопок, кожа, пше-
ница и др.) создана крупная легкая и пи-
щевая промышленность.

Башкирская АССР стала районом круп-
ной нёфтяной промышленности (Ишимбае-
Bo) и машиностроения.

Вместе е созданием второй угольно-ме-
таллургической базы Союза (Урало-Кузнец-
кий комбинат) в остальных районах — на
Востоке, на’ Волге, в отетавших нацио-.
нальных районах — в Средней Азии, За-
кавказье и других, лишенных ранее своей

‘промышленности, . создан ряд индустриаль-

ных центров, имеющих громадное значение
для дальнейшего роста всей страны.

На Дальнем Востоке вырос новый центр
машиностроения и создающейся черной ме-
таллургии: — гор. Комеомольск, ° развита
угольная промышленность Сучана, Артема,
Кивлы, выросли машиностроение Владиво-
стока. цементная промышленность Спабска,
нефтеперерабатывающая промышленность и
машиностроение в Хабаровске и т. д. Цен-
тры мапетностроения созданы в Улан-Удэ—
столице `Бурят-Монгольской АССР, Иркут-
ске, Красноярске; крупной угольной базой
стало Черемхово в Восточной Сибири.

Срелнеазиатские республики были в
прошлом лишь поставщиками. хлопка и ко-
конов шелка для ‘фабрик Центра. За годы
революции они сильно изменили свой облик,
Реконетруировано хлопковое хозяйство;
вновь созданные оросительные системы дали
воду хлопковым полям. Но вместе ec
укреплением хлопкового хозяйства и шел-
ководства здесь. возникла и индуетрия.

Новый Ташкентский завод сельскохозяй-

ственного мапитностроения дает машины

хлопковым ‘полям. ‘Киргизия стала основ-
ной угольной базой Среднёй Азии, добыча
угля в ней возросла со 103 тысяч тонн 2
1913 r. 20.1,2 миллиона тонн в 1936 г.
В Туркмении развилась нефтяная промыш-
ленность. Растет и нефтяная промышлен-
ность Узбекистана. В пустыне Кара-
Кумы, в Гаурдаге организована разработка
серы. Разрабатываются мирабилиты Кара-
Богаз-Гола, открытые за годы революции
месторождения цветных и полимёталличе-
ских руд и редких металлов Узбекистана,
Таджикистана, Киргизии. Приближаясь к
источникам сырья, в республиках Средней
Азии широко развилась крупная легкая и
разнообразная местная промышленность.
Построен один из крупнейших в СССР
Ташкентский текстильный комбинат, текс-
тильные предприятия в Чарджуе, Сталин-
абаде, Фергане и_т. д. :

Ha реке Чирчик, возле Ташкента, строит-
ся Крупный энергохимический комбинат:
электростанции общей мощностью в 270
тые. киловатт и азотно-туковый комбинат,
который даст удобрения хлопковым полям.
` Рост ‘удельного веса восточных районов
в экономике СССР характеризуется следую-
щими данными по основным отраелям тя-
желой промышленности. С 11,9 проц. в
1913 г. до 33,1 проц. в 1937 г. подня-
лась доля Востока в добыче угля, ¢ 2,9
проц..до 12,3 проц. —в добыче нефти, с
21,4 проц. до 27 проц. — в выплавке. чу-
гуна, почти ноля до 10 проц. — в выпу-
ске продукции машиностроения.

По-новому выглядит и Закавказье.

В три раза увеличилась добыча нефти
в Азербайджане. В Баку возникли машино-
строение, химическая промышленность.
Новый центр текстильной промынмен-
ности создан в Вировабаде, строится пер-
вая крупная гидростанция на Тертере.
Азербайджан стал основной базой египет-
ского хлопчатника и становится второй
базой чайных и цитрусовых культур. Сол-
нечная Грузия покрылась сетью  гидро-
станций, реконструирована добыча чиатур-
ских марганцев, на их базе построен завод
ферросплавов в Джугели, развиваются хи-
мическая промышленность, машинострое-
ние, ‘легкая промышленность. Грузня—
основная база’ субтропических, ‘ци®русо-
вых и чайных культур Союза.

На карту Советской Армении’ нанесены
построенная на. Севано-Зангинском  кас-
каде первая Канакирекая ГЭС, первый в
Союзе завод искусственного каучука «Сов-
прен», реконструированные мелные руд-
ники Аллаверды и Кафана, заводы матштино-
строения, легкой и пищевой индустрии.

В основных волжеких городах-——Казани, _

Саратове, Куйбышеве, Сталинграде и др.
созданы новые центры машиностроения,
‚сулостроения, производство тракторов, ва-
гонов, станков. Разрабатывается местное
топливо—сланцы-—в Савельевке и Кашпи-
ре, сера—в Алексеевке, бурятся нефтяные
скважины в новом нефтяном районе— возле
Сызрани. Строятся мощные гидростанции
нз Волге, у Рыбинска, подготовляется строи-
тельство наиболее крупных в мире гидро-
станций на Самарской Луке, у Куйбышева,
мощность которых в 2,5 раза превысит
мощность всех электростанций дореволю-
ционной России. А вместе co строитель-
ством этих станций будет решена и вели-
чайшая задача ирригации Заволжья.

Богатейшая по природным ресурсам и
плодородию своих земель Украинская ССР
стала страной наиболее мощной индустрии.
Реконструированный Донбасс дает ныне
угля в четыре раза больше, чем до вой-
ны, — 54 проц. союзной добычи, рекон-
струпрованные и вновь построенные ги-
ганты черной металлургии дают метал-
ла в четыре раза больше, чем до войны.
Заново созданное мапгиностроение Украины
дает больше одной десятой продукции ма-
шиностроения Союза. На Украине развита
крупная химическая промышленность, соз-
даны мощнейшие в Союзе электростанции
во главе с Днепрогэсом.

.

Крупнейшие изменения произошли в эко-
номической географии европейской частя
CCCP. Старые промыпыенные ‘районы
Центра и первая угольно-металлургическая
база Союза — Украина, обладавшие кал-
рами ‘квалифицированных рабочих и инже-
неров, сыграли огромную роль в освоении
новых районов.

ЗВ: отличие от стран капитализма, 148
развитие новых районов означает захире-
ние старых, старые промышленные районы
СССР бурно развивались и меняли облик.

«Ситцевая» Московская область превра-
тилась в область  машиностроительную,
дающую до одной пятой всей продукция
машиностроения СССР, в область мощной
химической промьншленности (Оталиногорск,
Воскресенск и др.), в крупную 0837
качественной металлургии. Добыча угля в
Подмосковном бассейне увеличилась с 300
тысяч тонн в 1913 г. до 8.300 тысяч тон
‚в 1937 г. (план). Большую роль в топлив-
ном балансе области стал играть торф.

Льняные Ивановская и Ярославская 0б-

ласти стали и химическими, и’ машино- ~

строительными, Ленинградская `область-—
центром наиболее квалифицированного ма-
шиностроения и электротехничеекой про-
мышленности, Горьковская область — райо-
ном крупнейшего маптиностроения с гигант-
ским автозаводом им. Молотова.

В Белорусской ССР реконструированы
старые деревообрабатывающие, бумажные п
спичечные предприятия, созлано машино-
строение, химическая промышленность, на
местной базе в БССР и Ярославской 05-
ласти льняная промышленноеть и т. д.

На Севере—в Архангельской области, Кз-
релии, Коми АССР развилась лееная, лесо-
бумажная промышленность, растет угольная
промышленность в открытом мощном уголь-
ном бассейне на Печоре, нефтяная—на Ухте

и Ижме, крупная химическая и пищевая

промытленность—на Кольском полуострове.

Таковы основные черты новой экономи-
ческой карты СССР. При общем огромном
росте хозяйства и культуры всех районов
Союза ленинско-сталинская национальная
политика привела к расцвету производи-
тельных сил отставших в своем развитии
национальных республик и, областей Co-
ветского Сотза. Навсегда ликвидировавы
в них «патриархальщина, полудикость и
самая. настоящая дикость» (Ленин).

Создание мощной индустрии, размеще-
ние промышленных центров по всей тер
ритории страны-—залог дальнейшего ги
TaHTCKOTO роста страны социализма.

id

a

a