=

PX,

¢ :
th

м

НЯ i
at
iti

и

yh

i

”данской войны — против гайламаков, про-

стоящую жизнь. Степенность обоел, силы

не ломаю ни перед кем. Рабочему человеку
1 ныне большой почет. Дочь моя— директор
  школы. Радости в нашей жизни столько, зашиты советской страны: от напаления
  Что привычной стала.

if
=

11 СКТЯЕРЯ 1937 r., $2 231 (7247)

Sa eee

Ewe.

За это
боролись
<

ВАСИЛИЙ КУЗНЕЦОВ,

Сварщик листопрокатного цеха завода
«Серп и молоть

*

Мне, Василию Кузнецову, рабочему мо-
сковского завода «Серп и молот», сейчас
47 лет. Прожито почти полвека. Но толь-
ко последние 20 лет я действительно жи-
ву. Годы юности прошли в тяжелой борь-
бе за существование.

Совсем еще ребенком я был отдан на
обучение к кустарю-деревообделочнику. За
три года, что я пробыл у кустаря, он ку-
пил мне сапоги и рубашку и считал это
чуть ли не благодеянием.

Примерно 16 лет я в первый раз Sd
ехал с отцом на заработки. Мои младшие
братья и сестры в это время кормились
тем, что ходили по миру. Е

‚В январе 1912 года я приехал. в Мо-
скву. Вула мог устроиться неграмотный,
забитый деревенский парень? Я был ечаст-
лив, когда меня взял в работники крупный
московский подрядчик Гусев и обещал пла-
тять мне 15 копеек в день. Моей основ-
ной обязанностью было — возить на хо-
зяйсквх лошадях щебень. На’деле же я,
кроме того, мыл полы, чистил лошадей,
убирал конюшню, доил его коров.

Ночевал я долгое время в Ермаковке. Так
назывался ночлежный дом около Каланчев-
ской площади. Он постоянно был перепол-
нен, люди в нем спали на грязных нарах,
кишевших ‘паразитами. С отвращением ло-
жился я спать, но другого выхода не было.

Когда мне исполнилось 22 года, я по-
ехал домой, чтобы явиться в призывную
комиссию. Ня был таким худым и мало-
рослым, что призывная комиссия признала
меня негодным к военной службе. Я вернул-
ся снова.в Москву, и мне с помощью
земляка удалось поступить на завод Гужона
водручным в прессовый цех.

Дваднати трех лет я женился, но снять
отдельную комнату не был в состоянии.
Попрежнему я снимал койку. только Te-
перь она была отделена занавеской.

Уже в 1914 ив 1916 голах на заводе
были забастовки. Шла империалистичеекая
война, и рабочие голодали. Векоре произо-
шла февральская буржуазная революция.
Положение рабочих не изменилось. С пер-
вых же дней Октябрьской социалистической
революции я принял в ней активное уча-
стие и добровольцем записался в красно-
гвардейский отряд. На площадях и улицах
Москвы мне довелось участвовать в первых
боях за власть советов.

Три года сражался я на фронтах граж-

тив Колчака, Деникина и Врангеля.

В апреле 1921 года, по окончании граж-
занской войны, я демобилизовался и при-
ехал в Москву теперь уже не на Гужо-
новский, а на свой завод. В то воемя наш
листопрокатный цех не работал. Время бы-
10 тяжелое. Хлеба в стране нехватало. Но
рабочие тлубоко верили в ленинеко-
сталинскую партию и духом не падали. По-
степенно, по мере того, как с фронтов воз-
вращались люди, мы пускали стан за ста-
ном. Я начал работать сваршщиком.

‚ С тех пор я непрерывно ‘работаю на
своем родном заводе. В 1924 году в
ленинский набор я ветупил в партию. под
руководетвом которой мы зазоевали нашу
светлую. ралостную жизнь.

- Сейчас я работаю натревальшиком. За
смену я должен нагревать и подавать валь-
повщику 250 листов. Но эту норму я по-
стахановски перевыполняю, успеваю нагре-
вать 500—550, а иногда и 570 листов.
Зарабатываю в месян в среднем 800—900
рублей. Жена моя тоже работает. Влвоем
получаем свыше тысячи рублей. Живем хо-
рошо, едим все, что хочется, ни в чем не
нуждаемся. Часто хожу в театр, кино, в
клуб. Учусь в политшколе. Участвую в по-
литической жизни страны.

Одним словом, мы достигли того, за что

БЫЛОЕ

ПЕТР АНТОНОВ.

Мастер Уральского машиностронтельного
завода им. Орджоникидзе

*

Многое могу написать о жизни моей,
очень многое. Когда мне былое одиннадиать
лет, поклонами да подарками устроила ме-
ця мать в доменный нех учеником. Первое,
что потребовали там. было: волку поку-
пать да рыбу мастеру на завтрак ловить.
Притащу в пех уху— меня хвалят.

Пятак в день мое жалованье. Пройдет
месяц, зови мастера домой, угощение
ставь — четверть велра волки, пельмени,
кренделя да сушки к чаю. Пять рублей
угощение стоит, а в кармане рубль лва-
дцать. Мать стиркой подрабатывала.

Днем— на заволе, а вечером берешь гао-
мошку‘ илешь в Поганый угол. Так назы-
валось место, гле гуляла мололежь. Уетраи-
вали там танцы, выпивки. Пол утро зате-
вались драки. Дралиеь зверски. Иван Век-
шин стекольщив, подойдет, бывало, и ска-
жет:

— Эх. ребята, не знаете, как пиво раз-
добыть. Выбейте в домах пять окон, ведро
пива ставлю...

— Идет!

Стекла били нещално, и на завтра сте-
кольщику Векшину работа была.

. Служил я на Кушвинском заволе. Чугун
из ломен выпускали в песчаные борозды.
Иеремочишь песок—кипелка выхолит. чу-
гун сольется в общую массу. Тогла винов-
ному устраивали «зеленую улицу»-лва
приказчика брали пол руки, вели 00 ули-
це и попеременно лрали по спине ремнем.
А если девушка провинится. так ее. бел-
нягу, привязывали к столбу и избивали.

Человеком я стал только при советекой
власти. Нет слов сравнить прошлую и на-

свои проверил, галову высоко держу, шею

Гор. Свердловск.

рошин — помощник мастера.

ЧУВСТВО.
ХОЗЯИНА

ГЕОРГИЙ РОМАНОВ.

Машинист железной дороги
им. Дзержинского

*

Я езжу нз паровозе 20 лет. Последние
6 лет-—п0 маршруту Москва—Скуратово.

И я, и мои напарники из кабины паро-
воза наблюдаем, как меняется облик горо-
дов, расположенных на нашем пути. За
Тулой, на Косой Горе, лымят новые домны
Косогорского  металлургического  завола.
Около завода красиво раскинулся рабочий
поселок. В Горбачеве высится гигантский
элеватор для хлеба. В Скуратове — элек-
тростанция, новое паровозное депо.

Поднимается наша промышленность, ра-
стет и транспорт. На нашей дороге им.
Дзержинского за последние годы сильно из-
менилея профиль пути: срезаны большие
под’емы. Благоларя автоблокировке сильно
увеличилась пропускная способность по-
ездов. Теперь на одном перегоне мож-
но встретить несколько поездов,  иду-
щих один за другим. Да и самый путь стал
другим. Рельсы положены тяжелого типа,
на’ щебенке, на новых шпалах. Водить по-
@зда стало легче. Советская страна создала
мощный железнодорожный транепорт.

А паровозы стали какие, — любо  гля-
деть. Ha нашей дороге ходят красавцы
«Иб» и «ФД» — гордость советского ма-
шиностроения. :

Выросла промышленность, а еще больше
выросли люли. Вот, например, наш маши-
нист Владимир Иванович Батаев. Он ста-
рый машинист, ему 51 год. Ездит он на
машине «ИС-20-45». Паровоз всегда в
образцовом, порядке, как новенький. Неда-
ром молодежь говорит: «Учиться работать
надо у Батаева. Работа у него первосорт-
ная». ь

Вот машинист Арсений Андреев. Семь
лет назад пришел он из деревни, сырой,
невоспитанный. Поступил путевым рабо-
чим. Пришел и говорит: «Волос на голове
не пожалею (за сам лысый), а человеком
всё-таки булу». Ла каким еще человеком
стал! Он водит теперь ‘пассажирские по-
езда. Водит без опозданий. Но-моему, это
булущий Вривонос.

Почему они так хорошо работают?

Потому что чувствуют себя хозяевами
страны, потому что работают на себя.

Смотрю я иной раз на Батаева и Аплрее-
ва,—а таких, как они, у нас на Дзержинке
немало. — и думаю: вот если придется
этим людям итти на войну, геройскими
они булут волителями бронепоезлов. Честь
свою не посрамят и жизни не пожалеют за
свою сопиалястическую родину. Настигнут
врага там, гле этого
командование.

И я. Романов, если потребуется, вместе
се ними и другими пойду на Фронт.
В гражданскую войну я езлил на Spone-
летучке на Баланюво-Камьининекой линии,

охранял дорогу от казачьих  раз’ездов.
Горжусь этим, как горлятся орденом на-
гражленные,

Сам я вышел в люди так же, как Ба-
таев и Андреев, при советекой власти.
() старом лаже страшно теперь вспомнить.
14-летним мальчонкой в 1913 голу поету-
пил в учение в механическую мастерекую
в городе Возлове В мастерской был веего
один токарный станок. Нас. Улолетних
учеников, хозлин заставлял ногами вертеть
этот станок. а жалованья платил всего
5 копеек в день и харчи. Утром. часов в
7. шли мы к хозяину колоть дрова, нячь-
чить ребятишек, А позже — вертеть ста-
HOK.

Й если бы не Великая Октябрьская с9-
пиалистическая революция, то не › знаю,
что бы со мной было, А сейчае я — маши-
ниет первого клаеса. Заработок мой доходит
до 2 тысяч рублей в месян. Из этого мож-
но заключить. что живу я хорошо. Сестра
у меня— враз. За летей ни я ни жена не
беспокоимся. Их будущее обеспечено.

Кажлый рабочий нашей страны облалает
чувством хозяина. Поэтому свой транспорт
и свою промышленность мы будем подни-
мать все выше и выше и готовить их тля

врагов. Поатому мы булем крепить wortts
нашей родины и работать ей на славу.

о

Рабочая молодежь ткацкой фабрики Трехгорной ‘краснознаменной мануфактуры (Москва). Слева направо: Миля Дейбнер — ткачиха, Володя Иванеев — по-
мощник мастера, Нюра Балякина — ткачиха, Сеня Добротворский — помощник ма

‚ Hac ne

tHemem

страх безработины

{ ‚ НИКИФОР

СИДОРОВ.

Мастер стана «350» завода им. Сталина.

+

Из 37 лет работы на металлургическом
заводе, носящем теперь имя нашего вождя
товариша Сталина, 17 лет я был пю-
летарием. Тяжелым сном кажутся сейчаз
эти 17 лет... Но они были в жизни, и их
не забудешь, не выбросишь. о

Помню, на одном кружке в 1905 тоду
я услыхал от агитатора, что у пролетария
Bee богатство — это руки, и терять ему,
кроме цепей, нечего. У пролетариев были
не только руки. Были и серлна! Слова за-

палали в них глубоко. В том же пятом.

году мы многое’ поняли...

В прокатном цехе висела большая ико-
На. Молись и “работай. Пролетария. кото-
рый задумывалея над-евоей судьбой, меч-
тал о настоящей жизни. в пехе не дер-
жали. Его гнали вон. А если выгонят —
начнется мука безработицы. Рабочий и его
семья обрекаются на голод. Сколько х0-
роших люлей, способных рабочих, безра-
ботипа превратила в нищих, в ничто и
даже сделала преступниками!..

Человек на заводе был дешевле двухко-
пеечной гайки. В казармах, сырых и тем-
ных, с каменными полами, всегда стоял
страх: а влруг кормильца уволят е заво-
да. Как часто бывало: ошибетея чело-
век — мастер вырвет у него клещи. ебро-
сит с его головы. промасленный картуз.
даст в шею и крикнет: «Уходи». И, низко
опустив голову. уходил пролетарий...

Но был ли кто несчастнее стариков? 0т-
работал свое, отдал все ‘силы—или на вее
четыре стороны. бери железную кружку и
моли о помощи.

В 1917 году мы е завода ушли на бро-
непоезд. Били врага. били не щаля. В ру-
ках у нас была настоящая жизнь, и х0-
тя мы возврашались к потухшим домнам.
5 застывшим станам. но мы были уже хо-
зяевами^ всему. Заводы-—наши, города—

Подневольный, бесправный вальцовщик,
я стало мастером, заслужил у страны ор-
ден’ Трудового Красного Знамени. 20 лет
настоящей жизнью живем. Заводы растут.
Растут горола. Нас не гнетет страх 6e3-
работицы. Зайлешь в семью к рабо-
техник, либо командир. Вся детвора учит-
ся. У меня нет сына, зато зять-— инженер.
У рабочего‘ Афанасенко сын-— инженер. У
вальповщика Егорькова сын — инженер.
Вальцовшик Степан Шербинский показал
свои способности, и.рабочий класс послал

его в Москву, в Промыттленную акалемию..

Посылали ли юзозские хозяева своих вер-
ных людей на курорты? Пролетарий не знал
даже. что это за слово, но наш рабочий
может со знанием дела поспорить о хосто-
инствах лучших курортов страны. Что ка-
сается меня, то я одинналцатый год акку-
ратно езжу в Сочи. или КВиеловодек, а та-
ких; как я, на заводе немало.

Старики спокойны и не думают о смер-
ти. Абраму Лосеву идет девятый лесяток.
Вместе с ним мы восстанавливали прокат-
ный цех. Теперь Лосев — на отдыхе. При-
едет на завод — ему почетный пропуск.
илет по цеху — все его приветствуют.
слушают советы. Брат мой Митрофан Си-
доров отработал на заволе 40 лет и ушел
на отдых. Завод предоставил ему домик,
пенсию. «Пожил бы еше сто лет», —го-
ворит старик.

Не так давно было время, когла 40
тонн за смену на моем стане считали пре-
делом. Теперь у нас рядовая норма 83
тонны, а я прокатал за смену 124 тонны.
У всех вальповщиков желание прокатать
еше больше. Пролетарий ненавидел свой
труд, а советский рабочий гордитея кажлой
лишней тонной. потому что оя приобрел на-
стоящую жизнь и трудится на себя.

Гор. Сталино.

наши. Я
ДВА ДЕТСТВА о
+
АННА КОСТИНА.
% Ткачиха текстильного комбината им. Молотова

х

0 прошлом и вспоминать неохота, уж

Вогда мне исполнилось 13 лет, отец

больно оно несладким было... Известно, что   сказал: «Вот что, девка, пора тебе и за

& тяжелее всех жилось нам, ткачихам.

Вот мой простой рассказ, не буду рас-
пространяться. а

Изнурительный труд по 15 часов в сут-
ки и нищенская заработная плата — от
50 ло 50 копеек в лень. Жилищные уело-
вия — какой-то кошмар. В одной чеболь-
шой комнатушке ютилось до 20 человек,
сгали на полу виовалку, так, что и пройти
невозможно было. Только редкие семьи
снимали отдельную комнату. Но таких
счастливцев было немного, не всякий мог
позволить себе нанимать самостоятельно
«квартиру». Ведь приходилось за нее пла-
тить 5 рублей в месяц, а заработок ткача
не превышал 15 рублей.

Кажлого вновь родившегося ребенка
считали обузой и лишним ртом. С нетерпе-
нием ждали, когда он подрастет, когда ему
неполнитея 12 лет. чтобы послать его в
люди хлеб себе лобывать.

Самое большое, на что мог расечиты-
вать ребенок ткача, это — научиться чте-
нию и письму. 0 большем не приходилось
думать: ткачи и ткачихи не могли платить
за ученье своих детей, вель в старое время
только в вачальной приходской школе учи-
mz бесплатно. А дальше за ученье брали
плату. Да и принято было у ткачей счи-
тать, что кажлый, достигший возраста
12—13 лет. должен cam лобывать себе
средства к жизни.

Отеп мой—прядильщик. В семье б
семеро детей. Никто ‘из нас больше трёх

классов приходской школы не окончил, а  лево.

нехоторые и того не кончила,

ыло   ЛЫ ни в чем не знаем.

потребует от них) тяжело жилось рабочим в старой России.   работу браться, будет на отцовских хле-

бах силеть». И я пошла на ткацкую фаб-
рику ученицей ткачихи.

Не лучше было летство и у моего мужа.
Уже в 12 лет он работал мальчиком в ти-
пографии, на переплетчика учился. 0бя-
занности же мальчика были самые разно-
образные: убирать типографию, ухаживать
за хозяйскими детьми, бегать за водкой
пая мастеров и так далее. За 15 часов ра-
боты получал 15 копеек.

Как не похоже детство наших детей на
наше собственное детство! У нас пятеро
ребят.  Восемнадцатилетний Александр
учится в школе-фабрике на гравера. Сын
не только бесплатно обучается, но еще и
стипенлию 150 рублей в месяц получает.
Четыре лочери — старшей 15 лет, а млал-
пей 8 — учатся в школе. Единственная
ваша забота о детях — это, чтобы они хо-
решо учились.

И я, и мой муж работаем на текстиль-
ном комбинате им. Молотова. Я работала
ткачихой. а недавно вылвинута инетрук-
тором стахановских методов. Муж работал
машинистом, а месяп назад выхвинут заме-
стителем редактора газеты-многотиражки
комбината. 0ба мы избраны тайным голо-
сованием в члены фабрично-заводекого ко-
митета, а муж, кроме того, — в члены
партийного комитета.

Зарабатываем свыше 700 рублей, нуж-

Живем дружно, радостно. весело, счаст-

Гор. Иваново,

стера, Тоня Матвеева — ткачиха, Зина Даниловская — ткачиха и Володя Во-

Фото М. Озерского.

НА НОВОМ
ПОСТУ

ЕВДОКИЯ НИКАДОРОВА.

Бывшая ткачиха, помощник директора
Е Трехгорной мануфактуры
им. Дзержинского

х-

_ На «Трехгорку» я пришла в 1915 году.
Помню, в нашей казарме жила работница
Горячева Прасковья Ивановна. Это была
единственная женщина, которая иногда чи-
чему, а у него сын либо инженер, либо   тала газетку «Копейка». Горячеву считали

поэтому самой культурной и образованной.
Уливляться здесь нечему.

в голову не приходила.

рех часов утра. Работали ло десяти утра,
затем перерыв, и в 4 часа вечера снова
приходили на фабрику и работали до
10 часов вечера. При  двенадцатича-

ский. Жили в общей казарме, на койках—
теснота, грязь. На фабрику прихотила мо-
лодая левушка, способная расти. Тяжелый
труд изнурял ее. вечная нужда. приковы-
вала к корыту, чугунам. Здесь было не до
учебы, политики.

лет меня вылали замуж. Появились дети,

сельской школе я изучала арифметику.
того, чтобы подсчитывать долги от получ-
ки до получки. Отраптное было время!

После Октябрьской революции нача-

лость. С 1929 тода я беспрерывно учусь.
Начала с кружка политграмоты, с самооб-
разования. Потом поптла на курсы ткацких
мастеров, отсюда -— на курсы правовых
инспекторов.

Недавно меня назначили заместителем
директора комбината  Грехгорной мануфак-

трех тысяч человек. Злесь нужен хозяй-

Без знаний здесь не обойтись.

Работать помощником директора нелегко.
Но ведь каждый нанг активный рабочий.
участвуя в  общественной,

ствуя в работе парткома, завкома, и я при-

лись на новой работе.
Вот. скажем. нало было подыскать  по-

следовало его никому передоверять. Отпра-
вилась сама, осмотрела лом, проверила ку-
батуру и решила ва месте. сколько детей
можно поместить, какие помещения нало

на многим заявлениям рабочих.

тила твердо — ‘окончить его и учебу про-
длолжать. Ведь советекая власть не только
предоставила нам право на образование, но
п создала все условия пля того, чтобы мы
могли этим правом воспользоваться.

знания не были нужны. Сейчае без зна-
была работницей. занималась Физическим
трулом. ‘Теперь мне приходится выполнять
умственную работу.

Знания в соелинении с практическим
опытом позволяют переловым людям из ра-
бочего класса переходить
трула у станка к, уметвенному труду, свя-
залному с выполнением крупной полити-
ческой и хозяйственной работы.

Работницы
жили на фабрике в таких условиях, при
которых дума о книжке, учебе никогда и

Наш рабочий день начиналея с четы-

совом рабочем дне заработок был нищен-

Я не была исключением. В девятнадцать

жить стало еще труднее. Времени нехва-
тало на то, чтобы выспаться. Вотда-то в

Теперь она понадобилась мне только для

лась моя вторая жизнь и настоящая моло-

мещение пля пионеров. Дело большое. не С

Двадпать лет назал мои даже скудные   один десяток больших и малых

Новое
срели рабочих

ИЛЬЯ МАНИДА.
Литейщик завода им. Дзержинского
*”

В газетах, когда сопоставляют mpomroee
и настоящее, пишут; смотрите, больше
зарабатывают, в лучших квартирах ста-
ли жить. Это очень важно! Но товари
Сталин правильно сказал, что самый цен-
ный капитал-—это люди, и я хочу сказать,
0 том, что и люди наши совершенно из-
менились, стали неузнаваемы.

До революции рабочие хедили, как сгор-
бленные, точно принетбленные. На заволе
было трудно, а еще труднее, еще страш-
нее — оказаться безработным. А так как
каждый из нас был кандидатом в безра-
ботные; то от этого и вил у рабочего был
постоянно неуверенный, растерянный. П9-
смотрите теперь на рабочего — у него сво-
бодный взор, в нем ‘чуветвуетея достонн-
ство, уважение к себе и товарищам. Никто
не кланяется, не лебезит, не унижается.

Я начал трудиться пастухом с десяти лет
за гривенник в день. Постоянно терпел уни-
жения, — где было взяться человеческо-
му достоинству?

В меднолитейном отделении, где я сей-
час работаю, кроме меня имеется 12 мо-
лодых ребят. Все грамотные, многие окон-
чили ФЗУ. Смотрю я на эту свободную мо-
лодежь и горжусь своим классом!

Бросаетея в глаза большая  общитель-
ность среди наших рабочих. Помню, когда
я попал подростком в цех, туго мне при-
ходилось. Грубили, избивали меня—и не
только начальство, но и рабочие. Не по-
ставишь магарыч — сломают тебе форму
литья, подставят ногу, будут измываться.
По-иному сейчас встречают новичка на
производстве. Ему все помогают — и не
‘только мастера-руководители, но и собеди-
рабочие.

Вот вам и новые
людьми.

Разительно выросла у наших рабочих
грамотность. В старину, бывало, ищешь
грамотного в цехе, чтобы документ какой-
нибудь подписать, & теперь на весь цех
и одного неграмотного не. найдешь.

Переворот произошел не только в техни-
ке, но и в. культуре труда. Теперь другой
раз не отличишь хоропю квалифицирован-
ного стахановца от среднего техника. Ста-
хановец в доказательство своего предло-
жения и книгу принесет, и на техниче-
ский справочник  сошлется. — Товарищ
Сталин очень метко сказал: стахановцы—
это новые люди.

Интересное дело: с кем из рабочих ни
поговоришь — каждый стремится вперед,
у каждого в уме план своей жизни. По-
этому никто не хочет стоять на месте, все
учатся. Рабочие сейчас у нас не удовле-
творяются одним техминимумом, многие
учатся на курсах стахановского труда и
читают дома. 300 рабочих нашего завала
учатся в металлургическом институте. Это
будущие инженеры. Да еще какие!

отношения между

Мои трое сыновей — люди с высшим
образованием. Говорю как-то сыну Але-
ксандру — инженеру на строительстве

марганцевого рудника:

— Будь ‘поближе к рабочим. Не толь-
ко учи, но и учись у них...

Он отвечает:

— Да разве я могу иначе? Да разве
иначе мыслимо?

Я понимаю: и рабочие повые люди и
ивженеры новые, — это люди новых ус-
ловий жизни.

Днепродзержинск.

ИНЖЕНЕР

А. СОКОЛОВ.

Инженер Ленинградского завода
им. Сталина

<
У отца моего было шестеро детей, и учить

туры. На «Трехгорке» работает около шести   нае не на что было. Четырнадцати лет.я
тысяч человек. Мне нало заботиться о том,   поступил мальчиком в колбаеную мастер-
чтобы сотни: детей работниц были обеспе-\ скую на Обводном канале.
чены хорошим уходом в яелях. детских   Подневольного труда я тянул до 1916 гола,
садах. В фабричных домах живет больше   & ПОТом был призван на военную службу.

Тяжелую лямву

Великий Октябрь повернул всю жизнь

ский глаз. Мне доверен огромный бюджет. Ha новый ПУТЬ. Вместе со многими своиии

товарищами я ветупил в комеомол. В апре-
ле 1919 гола по комсомольской мобилиза-
ции пошел драться против Юденича. Когла
генеральские банды были разгромлены, но-

политической   вая путевка комсомола послала меня впер-
жизни. вырабатывает в себе навыки руко-   вые в Жизни На учебу — в машинную
водителя, государственного человека. Уча-   Школу Балтийского флота.

Несколько лет во флоте, потом снова

обретала эти качества. Они очень пригоди-   Родной Ленинград. Работая слесарем, а за-

тем заведующим авторемонтными MacTep-
скими, я продолжал учиться. у

В. 1930 голу я пришел на завод им.
талина и сразу же поступил на второй
курсе заводского втуза. Несколько лет про-
шли в напряженной учебе без отрыва от
производства.

1932 год. Мы,

первые выпускники

еще достать. Сейчас добиваюсь ремонта завода-втуза, получили звание инженеров.
жилых домов, ежедневно принимаю меры   Незабвенный Сергей Миронович Киров при-

слал нам тогда теплое приветствие. «Ваш

В этом голу я пошла учитьея в пнсти-   ВЫпусв, — писал Сергей Миронович, —
тут повышения квалификапии. План наме-   ЯВляется первым опытом подготовки проле-

тареких специалистов, которые в течение
всей своей учебы вели непосредственную
производственную работу в цехах завола».

Я стал инженером. Несколько лет прак-
тики, и в 1936 году меня назначают на-

чальником сборки паровых турбин. Не
турбин
cipal под моим руководством рабочие

ний не обойтись. Вель только нелавно я   Нашего пеха. Сейчае на сборочном стэнде

в полном разгаре работа нал крупнейшей
в Советском Союзе паровой турбиной мош-
ностью в 100.000 киловатт. Ее мы на-
звали именем Серго Орджоникидзе.
Олновременно с производственной я веду
сейчас и активную политическую ° работу.

or физического   Партийный комитет поручил мне руковод-

ство комсомольским кружком по изучению
петории ВЁП(б). Этой своей общественной
работе я отдаюсь с большим увлечением.