43 ДЕКАБРЯ 1937 г., № 341 (7307)

TOL т
.жжх

‚ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ

СВЕРДЛОВСК, 12 декабря. (Корр. «Праз-
ды»). До 6 час. утра оставалось еще боль-
ше часа, а ярко. освещенные улицы были
уже полны народа, музыки, песен. Граж-
jane Срердловска шли к зданиям учает-
когых избирательных комиссий, чтобы
отдать свои голоса лучшим людям нашеи
страны.

В первый же час избирательную комис-
сию 108-го участка посетило несколько
cor избирателей. Все празднично одеты и
радостно возбуждены.

Вее предусмотрено для культурного 0б-
служивания избиралелей. Девять человех
быстро выдают бюллетени. В огромном за-
ле много кабин для тайного голосования.
Рядом большая нарядная комната. Здесь
стоят три избирательных урны. Оттуда —
отлельный выход на улицу. В помещении
избирательного участка — прекрасная ком-
ната Jaa детей, уютная комната для
отдыха, буфет, читальня.

Мастер  ремонтно-строительного цеха

тов. Кузьминов пришел в помещение
участка вместе с женой и двумя детьми—

é
ДЕМОНСТРАЦИЯ
ЕДИНСТВА

ФРУНЗЕ, 12 декабря. (Спец. керр. «Прав-
лы»). Город ожил ночью. На заснеженных
аллеях, среди тополей, которых так много
Бо Фрунзе, появились пешеходы. Люди шли
семьями, тесно взявшись за руки.

Всюду — у входов в избирательные по-
мещения, на улицах, возле Дома правитель -
ства Киргизской ССР, возле агитмантин со-
бираютея митинги. Остановилась машина,
и сотни людей застыли в ожидании. Аги-
татор читает речь товарища Сталина перед
избирателями Сталинского округа Москвы.
Площаль у здания правительства оглашают
ликующие крики, прославляющие партию,
товарища Сталина.

Фрунзенская радиостанция передавала,
речь товарища Сталина кв избирателям
Сталинского округа.

С большим вниманием слушал народ до-
рогие слова. E

Лень выборов в Верховный Совет в сто-
лице Киргизской ССР прошел под знаком
величайшей сплоченности народа; великой
веры и любви к своей партии, к родному
Сталину.

МОГУЩЕСТВО РОДИНЫ

ХАБАРОВСК, 12 декабря. (Корр. «Прав-
пы»). Москва еще спала, когда на дальне-
восточной окраине необ’ятной социалисти-
ческой родины уже полным ходом шли вы-
боры в Верховный Совет СССР. Избирате-
ли Тихоокеанского флота, пограничных
районов, городов и сел края с огромным
под’емом голосовали за лучших людей
страны, за партию, большевиков, за даль-
нейший расцвет и могущество любимой ро-
ДИНЫ. <
В клубе завода им. Молотова, где поме-
шается участковая избирательная  комие-
вия, нарядно и торжественно. Настроение
избирателей — приподнятое. о

По Ворошиловскому округу баллотирует-
ся в лепутаты Совета Союза командующий
Особой Краснознаменной Дальне-Восточной
Армии маршал ‘Советского Союза тов.
В. В. Блюхер. С радостью  толосуют за
славного полководца рабочие, колхозни-

И

ПЕР

) ШЬесах,

20 лет прошло co времени Великой
Октябрьской революции. Естественно, что
ряд наших советских писателей захвачен
был желанием в живых образах показать
это событие такой громадной исторической
значимости, событие, открывитее двери делу
строительства социализма. За последние
годы создан уже ряд пьес, посвященных
резолюции 1905 года, годам гражданской
войны. Сильное впечатление производят
такие пьесы, громадное агитационное зна-
чение имеют они. é

Отнако опыт показал также, какой вред
приносит тут всякая фальшивая нота, вся-
кбе искажение действительности.

Наши советские писатели, хотя  вол-
нуясь, но все же взялись за отображение
октябрьских дней 1917 года. Они перечи-
тали имеющиеся воспоминания, говорили
с живыми участниками Октября, смотрели
фото, картины. Сейчае показываются на
сцене пьеса Корнейчука «Правда» и пьеса
Погодина «Человек с ружьем». Они имеют
много общего. 0бе написаны молодыми
авторами. В обеих пьесах дан Ленин. Нель-
зя лавать Октябрь без Ленина.

Меня очень интересовало всегда, как
отражен Ильич в народном фольклоре вре-
мен гражданской войны. И вот что харак-
терно: даже в самых глухих, отдаленных
углах нашей родины массы не представляли
себе борьбы и победы без Ленина. И те,
кто не знал грамоты, не знали, чтб такое
телеграф, не представляли себе, как можно
руководить борьбой на расстоянии, сложи-
ли легенды о том, как в разгар борьбы
с белыми появлялся Фенин и обеспечивал
победу. На берегах Байкальского озера
рыбаки рассказывали: шел бой с белыми,
и белые стали. побеждать, вдруг прилетел
на аэроплане Ленин, встал в ряды напеих
бойцов; и белые были разбиты. Среди гор-
пев Кавказа была легенда: белые одолевали
уже, но Ленин конспиративно,  переодев-
пгись, пробрался к нашим, и мы победили.
Нельзя давать пьесу 06 Октябре без
Ленина. И сейчас, в обеих идущих пьесах,

командиры.

BEPXO!

Тамарой и Валентиной. Дома никого нет.
Пока отец с матерью голосовали, детей
осмотрел врач, для них завели патефон,
устроили игры. ,

В 113-м избирательцом участке тов.
Башашина, сильно волнуясь, рассказы-
гает, что ве муж инвалих— без ног. Он
рано проснулея и все нервничает — заедут
за ним или не заедут...

За ним послали машину.

Политическая активность избирателей
бъет ключом не только в городе, но и в
деревне. Вот совхоз № 1. Злесь— избира-
тельный участок № 121 (Съерлловекий
теродской избирательный округ). К шести
часам утра сюда пришло голосовать 100
избирателей. Совхоз разбросан на больной
территории. Было об’явлено, что за изби-
рателями посылаются машины и подводы.
Но десятки людей, не ожидая подвод, пеш-
ком за 3—5 километров спешили к по-
мещению избирательной комиссии.

Люди звонят друг другу по телефону и
поздравляют с лнем выборов, как с самым
большим народным праздником.

ГОРОД

В ЦВЕТАХ

ТБИЛИСИ, 12 декабря. (ТАСС). Задолго
до торжественного часа улицы столипы Су-
ветской Грузии оживают, загораютея огня-
ми иллюминации. Город—в кумаче и гар-
ляндах живых цветов. :

По улицам спешат трудящиеся к участ-
ковым избирательным комиссиям, двери
которых открылись в 6 часов утра.

Без суеты, исполненные гордости за
свою великую родину, за своих кандидатов,
голосуют избиратели.

Зал ожидания участковой избирательной
комиссии в Навтлугском железнодорожном
клубе бурлит радостными голосами. Ожидая
начала голосования, железнодорожники, ра-
бочае мельничного комбината, макаронной
фабрики, домалиние хозяйки играют в шаш-
ки, шахматы. Некоторые собрались группа-
ми и беседуют. Ортанизуются самодеятель-
ные хоры.

В 7 час. 30 мин. с0 станции Тбилиси
отомел поезд на Харьков. В ето составе
выделяется вагон, украшенный гербом (о-
ветекого Союза, зеленью, портретами руко-
водителей партии п правительства. Это-—
поездная участковая избирательная комис-
сия. Еще до отхола поезда первый бюлле-
тень в урну, установленную в вагоне, опу-
стил машинист-кривоносовец тов. Кузьмия.

Голосуя за Блюхера, они голосуют за мощь
п силу непобедимой Рабоче-Крестьянской
Красной Армии.

К 11 часам утра в помещение участко-
вой избирательной комиссии вместе с дру-
гими избирателями пришел и тов. Блюхер.
Его тотчас же узнали и окружили. Не бы-
ло конца восторженным приветствиям.

С раннего утра начали собираться в по-
мещениях участковых избирательных ко-
миссий трудящиеся Алексанлровска-Саха-
линекого. Дорори района ночью занеело
снегом. Были приняты срочные меры, что-
бы расчистить ‘их. Из отдаленных мест Са--
халина избиратели были доставлены на
автомашинах.

Празднично украшен центр Камчатки —
Петропавловск. На домах развеваются алые
полотнища, на пароходах — парадные вым-
пелы. В городе царит небывалое оживле-
ние.

Н. КРУПСКАЯ

когда на сцене появляется Ленин, раз-
дается взрыв аплодисментов, публика вол-
нуется, встает.

Астати, то, как реагирует масса зрите-
лей, очень показательно. В 1910 т., в быт-
ность нашу в эмиграции, в Париже, мы
ходили раз с Ильичем в одно из рабочих
предместий смотреть пьесу, посвященную
событиям в Марокко. События в Марокко,
куда ссылались штрафные солдаты и Tye
они восстали, тогда чрезвычайно волнова-
ли французские рабочие массы; в Париже
была грандиозная демонстрация рабочих.
Пьеса, которую мы пошли смотреть, шла
только в рабочих предместьях. Я уже не
помню ее содержания, помню, что конча-
лась она показом восстания и пением «Ин-
тернационала». Самое интересное было, как
реагировали рабочие. Показывается, напри-
мер, как хозяин дома, где жил солдат, со-
сланный начальством в Матокко,  предла-
тает семье соллата сбавить плату за квар-
тиру, если сестра солдата будет приходить
к нему ночевать. «Скотина!», «Собака!>—
несетея со всех сторон. Зрители горячо
аплодировали во время представления, но
не столько игре того или иного актера,
сколько моментам победы восставших сол-
дат. «Интернационал» пел весь театр.

Мы в Главполитпросвете в свое время
требовали от политнросветчиков, чтобы они,
посещая спектакли, особенно внимательно
изучали, как на ту или иную пьесу реаги-
рует та или иная аудитория, чтб в пьесе
‘больше всего ее волнует, задевает. По-одно-
му будет реагировать аудитория какого-ни-
будь крупного промышленного предприятия,
например, «Трехгорки», на пьесу, поевя-
щенную 1905 году, по-другому— аудитория
села Малиновки, Саратовской области, ко-
торая громила в 1905 г. помещиков ие
которой расправилаеь жестоким образом
царская власть, по-другому будет реагиро-
вать аудитория какого-нибудь глухого го-
родка, который 1905 год знает лишь по
книжкам. Политпросветчику надо хоропю
знать ту массу, которую он обслуживает,
‘чтобы уметь к ней подойти По-настоящему.

избирательной
командиры крейсера. В 9 часов утра на
Берхней палубе корабля выстроился весь
ЛИЧНЫЙ
крейсера
командиров е днем

торжественно поднят шелковый

освященных

x

и

ВН

р:

жхх

У КРАСНОФЛОТЦЕВ
«АВРОРЬЬ

БОРТ КРЕЙСЕРА «АВРОРА», 12 дека-

бря: (ТАСС). В исторический день 12 дека-
бря

жизнь на’ краснознаменном крейсере
«Аврора» началась задолго до обычной по-

будки экипажа.

чередой идут в помещение
комиссии краснофлотцы и

Дружной

состав. Вомандование отряда и
позлравило краснофлотцев и
выборов. Под звуки
«Интернационала» на кормовой мачте был
флаг —
поларок ЦИК СССР. :
Вахтенные, сменяясь с дежурства, спу-
скаютея в кубрики и, надев праздничную
ферму, спешат в помещение комиссии.
Ё часу дня в запечатанной урне лежали
копРерты почти всех избирателей.
Запорешенный снегом гордо высится над
льдом легендарный, корабль. Революцион-
ные традиции крейсера свято хранят его
краснофлотцы и командиры.

ВЫСОКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

СТАЛИНГРАД, 12 декабря (Корр. «Прав-
ды»). Избиралельные участки Сталинград-
ской области стали сегодня свидетелями
мощной демонстрации неразрывной связи
трудящихся с партией большевиков, сви-
детелями радостного торжества народа.

В шестом часу утра улицы Сталинграда
необычно оживились. Нарастал людской го-
вор, слышались песни, неслись веселые ме-
лодии оркестров.

Люди спешили к ярко иллюминованным
помещениям избирательных комиссий, что-
бы отдать свои голоса за кандидатов, вы-
двинутых блоком коммунистов и беспартий-
HBIX.

Много радостных дней было у коллек-
тива орденоноеного тракторного завода. Во-
гда пустили завод, когда освоили его про-
ектную мощность, рабочий коллектив вы-
ходил на площадь демонстрировать свои

опускает конверт в избирательную ур

Для писателей, для артистов знание ре-
акции аудитории еще важнее. Им необхо-
IMO знать, как их пьесу «народ пере-
живает».

Я была на «Анне Карениной», сидела в
публике. Рядом со мной сидела студентка,
которая рассказывала, как целую ночь
она простояла за билетом, а в антракте
та же студентка учила неменкую грамма-
тику. Пожилая работница, 40 лет прожив-
шая в Москве и ни разу не бывшая рань-
ше в театре, рассказывала, что вот ее
внучка также будет скоро выступать в
красном уголке, медицинская сестра спра-
шивала. как ей закрепить за собой квар-
тиру, активист-рабочий рассказывал о CBO-
ем заводе. Никто ни слова не говорил 0
пьесе. Аплодировали чудесной игре акте-
ров, потом подносили цветы, но 0 пьесе
никто не говорил, Анне никто не посо-
чувствовал.

На пьесе Корнейчука в театре Револю-
ции и на пьесе Погодина в театре Вахтан-
гова публика реагирует на манер рабочих
французского предместья на волнующую их
пьесу: зрители аплодируют победам ра-
бочих, успехам братанья, делают вслух
замечания, восклицают,— видно пережива-
ют пьесу вместе с автором и артистами, ее
играющими. Это, по-моему, очень большое
достижение. Когда появляется Ленин, пуб-
лика разражаетея громом аплодисментов.

Но характерно. В пьесе Корнейчука
«Правда» публика в первых двух действи-
ях очень активна, а в третьби действии
ве появлением Ильича затихает и напря-
женно следит за Игрой. Надо сказать, что.
обоим артистам, играющим Ильича, и тов.
Штрауху и тов. Щукину, удалось показать
Ленина на трибуне. У тов. Штрауха даже
в голосе слышатся иногда нотки Ильича, у
тов. Щукина удалась манера Ильича го-
ворить на большом собрании, Удалась же-
стикуляция. Труднее гораздо дать Ильича
«на ходу». Пока это еще не удалось.
Ильич «на ходу» в октябрьские дни еще
не дан по-настоящему, над этим надо еще
много поработать.

ЗАИМНОЕ ДОВЕРИ

В избирательном участке села Дымерка (Киевский сельский избирательный
округ). Получает бюллетени дочь учителя 18-летняя Н. И. Бесядовская;

(Снимок передан бильдаппаратом). Фото Н. Колли.

kK ‘

В СТОЛИЦЕ КАЛМЫЦКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

ЭЛИСТА. 12 декабря. (Корр, «Правды»).
Избиратели столицы Калмыцкой респуо-
лики чуть свет направились в помещения
участкорых избирательных комиссий.
братеком единении шли на выборы кал-
мыки, русские, татары.

Помещение участковой избирательной
комиссии ярко озвещено и нарядно укра-
щено:

Празднично настроенные — избиратели

илут по городу то группами со знаменами
п лозунгами, то семьями. На улицах и Р
залах ожидания собирается все больше и
больше народа. Тех, кто живет далеко,
прирозят и увозят на машинах и под
релах.

Яеный солнечный день На улицах
много нарола. Избирателям не хочется
расходиться по домам. Они стоят на тро-
туарах, на мостовых и с огромным внима-
гнем слушают трансляцию из местного
patioysda, посвященную выборам. Моло-
дые артисты Калмыцкого государственного
национального Театра исполняют песни 0
мулром Сталине, создателе счастливой, ра-
достной жизни.

.

успехи. Это были мощные демонстрации.
Но такого народного праздника, как сегод-
ня, в день выборов в Верховный Совет
СССР, ‘в истории Тракторного завода еще
не было.

Bee избирательные участки отмечают
исключительно высокую политическую ак-
тивность избирателей, даже тех, которые
раньше совсем не принимали участия в по-
литической жизни.

Празднично было не только в избира-
тельных комиссиях. В течение всего дня
работали кино, в клубах устраивались кон-
церты. На площадях выступали артисты

городских театров, музыканты, затейники.
Весь лень улицы были переполнены наро-
лом. На десятках разукрашенных машин
катались дети. Всюду звучали песни о ро-
дине, о счастливой жизни, о ее создателе—
товарище Сталине.

ву колхозник С. М. Хытрый.

Перед артистами стояло много трудно-
стей. Они учились по картинам. Картин
много, и удачных и неудачных, скульптура
есть и удачная и неудачная. Нельзя
учиться, например, по скульптуре Андреева
(ему удалась лишь пара скульштур, oc-
тальные у. него — «иекания»), нельзя
учиться по картине Юона и ряду других.
Мне кажется, что артистам надо учиться
исключительно по фото, при чем надо
знать, к какому моменту фото относится.
Фото в связи с изучением жизни. и борь-
бы Ильича очень много может дать арти-
сту. В сожалению, фото, относящихея к
октябрю 1917 года, очень мало, приходится
брать по аналогии, что, конечно, труднее.

Затем артистов, не видавших никогда
Тенина, мог дезорганизовать фильм, перво-
начально показывавшийся в Музее Ленина.
Дело в том, что вначале, благодаря изве-
стным дефектам старых пленок, Ильич изо-
бражался слишком быстро идущим, вернее,
не идущим, а бегущим, слишком махаю-
им руками и т. д. Теперь удалось этот
дефект фильма устранить. Ильич - показы-
вается таким, каким он был. Надо давать
его по теперентнему фильму. И тов. Штраух
и тов. Щукин дают Ильича ‘чересчур быстро
бегающим, слишком жестикулирующим. Это
неправильно, это искажает образ Ильича.

Другое. Показывая «на ходу», надо дать
не только физический облик Ильича, надо
отобразить, как он воспринимает, как он
переживает. Олин рабочий прислал мне
раз очень горячее ‘стихотворение, описы-
вающее возвращение Ильича из эмигра-
ции. Там есть пара замечательных строк.
Описывая переживания  вотречающих
Ильича рабочих, автор пишет и 9б Ильи-
че: «вождь переживает, шамку сжимает».
Он тоже ведь переживал, и не в одних
словах эти переживания выражались. В
момент сильных переживаний, бывало, по-
лолгу тихо ходит Ильич по комнате, зало-
жив руки за жилет, тихо, тихо, иногда, на
цыпочках. Или сидит подолгу не двитаясь,
не шевелясь, весь уйдет в свои думы. А
вот в «Человеке с ружьем» говорит Ленин
с солдатом Шадриным. Слова Шадрина,
говорящего 9 том, что солдаты, как один,
булут бороться против войны, не могут
не взволновать. На сцене дело изображено
так, что, кончив  товорить с Шадриным,
Ильич бежит в свой кабинет. Ильич жи-
вой пошел бы к себе в кабинет медленно,
‘задумавшись.

Герой Советского Сок ы
открыл собрание избирателей-зимовщиков

тем комиссия осмотрела урну,

В АРКТИКЕ

о (P ла к вскрытию урны. B  ypne
ТОЛЬФА. 12 декабря. (Ра-  приступила К В7\ к :

ae Ce ae «Правды»). В шесть часов оказалось 126 бюллетеней. i it 63

. ‘ избирателя—©то процентов. OHBE}T за

утра председатель избирательной комиссии

Союза М. И. Шевелев   конвертом векрывали председатель и два

члена избирательной комиссии. Шел пол-
счет голосов. Наконец, счетчики 0б’явили:

— Мусинекий Василий Степанович по-
лучил 63 голоса в Совет  Национально-
стей.

Пестов Степан Семенович получил 63
толоса в Совет Союза. :.

Предселательствующий 05’являет:

— Избиратели острова Рудольфа ве
своп голоса отдали кандидатам блока ком-
мунистов и беспартийных.

Несколько часов спустя все зимовщикя
зышли на демонстрацию. В тиши полярной
ночи послышалось долгое «ура», затем
раздался ружейный салют в честь родной
страны, в честь творца самой демократи-
ческой в мире Конституции товарища
Сталина. ;

острова Рудольфа. Он зачитал «Положение
в выборах в Верховный Совет СССР». За-
избиратель-
пые бюллетени, списки избирателеи.

Опечатав урну, избирательная комиссия
приступила к выдаче бюллетеней. Олин
за другим к столу подходили зимовщики —
летчики, механики, радиеты и среди них
единственная избирательница на острове
Рулольфа—Мария Павловна Болдина.

В особой комнате избиратели оформляли
бюллетени, затем полходили к избиратель-
ной урне и опускали запечатанные кон-
верты. В эту торжественную минуту това-
рищи поздравляли друг друга с выполнени-
ex почетного долга гражданина СССР. .

Когда все зимовшики острова опустяли
стои бюллетени, избирательная комиссия

ГОЛОСУЮТ ЖИТЕЛИ

ЧУКОТКИ

АНАДЫРЬ, 12 декабря. (По радио).
Светлое, праздничное, немного морозное
утро. Организованно подходят к избира-
тельным ‘урнам луораветланы, юниты —
охотники, оленеводы. Все — мужчины и
женщины — веселы и бодры. Они с огром-
ной радостью осуществляют свое право
избирать верховный орган страны по
Сталинской Конституции.

В колоннах, со знаменами и портретами
вождей, с песнями подхолят рабочие рыбо-
консервного _ завода. Впереди — лучшие
стахановцы Бетатов, Сергеев, Ядышин и
другие. :

В 12 часов на двух тракторах прибыля
мужчины и женщины поселка имени
Ленина и шахтеры угольных копей. Радосг-
ные и веселые, они поют песни «За власть
Советов», «Жить стало Лучше, жить стало
веселей».

Для детей организованы ясли, для пра-
езжих — общежития.

ПЕРВЫЙ _

`БЮЛЛЕТЕНЬ

САРАТОВ, 12 декабря. (Корр. «Правды»).
Площади и улицы залиты электрическими
огнями. Сотни флагов развеваются ‘над
зланиями. Маленькими флажками украше-
ны домики на окраинах города. Всюду пор-
треты товарища Сталина и его славных
соратников. Много портретов кандидатов В
депутаты Верховного Совета: бесстрашного
летчика Белякова, старого большевика
(тромина и знатного стахановца Дубинина.
Тысячи лозунгов и плакатов призывают из-
бирателей голосовать за кандидатов блока
коммуниетов и беспартийных.

Город проснулся рано. Народ спешил к
избирательным  урнам, чтобы выполнить
свой гражданский долг. На улицах разда-
вались песни, играли оркестры, гармоники.

Клуб завола им. Ленина, Сталинекого
района. Пятый участок Саратовского сель-
ского избирательного округа. Захолго до на-
чала выборов сюда собралось до 200 изби-
рателей. Встретили. их очень приветлизо.
Комната ожидания, детские ясли, выставки,
литература, музыка, радио — все к услу-

ja избирателей. . ae

оржественная минута. Ровно шесть ча-

сов. Председатель участковой комиссии В ПОЕЗЛЕ

тов. Кряхов приглашает избирателей при- ПЕТРОЗАВОДСК, 12 декабря. (Корр.

ступить к подаче голосов. С большим вол-
нением подходит к урне и опускает пер-
РЫЙ бюллетень сменный мастер лесокомби-
ната Алексей Дружинин.

НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

АЛМА-АТЫ

АЛМА-АТА, 12 декабря. (Корр. «Прав-
ды»). Столица Казахстана задолго до рае-
свёта расцвела яркими огнями. Ненесякае-
мым потоком двигались избиратели к празд-
нично украшенным помещениям избиратель-
ных комассий.

комиссии № 42, разместившейся в здании
правления Туркеиба, переполнено. Henpe-
рывной вереницей идут избиратели.

Рядом с казахом получает бюллетени
уйгур, вслед за ними к регистратору под-
холят русская и татарка, дунганин п
украинец.

В утренние часы в помещениях учает-
ковых избирательных комиссий преоблала-
ли пожилые избиратели и домохозяйки.
Активность их поражает. Они явались за
полтора-два часа ло начала голосования.

— Я вчера слушала по радио речь
товарища Сталина, — говорит избиратель-
ница Нуртазина.—_ Мудрые слова его потря-
сли меня.

«Празды»). Экспресс «Полярная стрела»,
Кировской железной дороги, несется среди
дремучего, заснеженного леса. В ватонах—
портреты кандидатов в депутаты Верховно-
тэ Совета Михаила Ивановича Калинина
и Александра Ивановича Угарова. В мяг-
ком празднично украшенном ватоне нахо-
дится участковая избирательная комиссия.
‚ Отин за друтим приходят сюда пассажи-
ры-избиратели. , у

Тов. Тисленко—мюряк-пограничник Кам-
чатки. В вагон избирательной комиссии
OH вместе с женой пришел  опозаранку.
ба” взволнованы. Голосуют торжественно.
Потом долго рассказывают о замечательных
достижениях Камчатки. Тем временем
к избирательной урне подходит воентехник
1-го ранга тов. Дзюба. Его грудь украшена
орленом Красной Звезды. Его сменяет тов.
Хлопов, который работает на Севере уже
3 rota. Восторженно рассказывает 02
о преображенном Вюльском полуострове.

На станции Лижма в ватон избиратель-
ной комисени вошла Татьяна Пранге. Ояз
работает в почтовом вагоне «Полярной.
стрелы».  Воспользовавитись небольшой
стоянкой, она прибежала сюда, чтобы oT
дать свой голос за лучших людей ‹овет-
ской страны.

Ильича часто изображают, как поуча-
ющего, как ментора. И вот выходит у тов.
Штрауха в театре Революции, что, пого-
ворив с рабочим, ‘он издалека как-то,
свысока протягивает ему руку. Не так
злоровалея и прощался Ильич, а пюпро-
сту. Не знавшие Ленина художники зача-
стую изображают его на картинах каким-
то учителем, который подымает руку и
грозит пальцем, приговаривая: «Назло
учиться, учиться и учиться». Такой жест
несвойственен был Ильичу, он подходил
к рабочим, крестьянам, товарищам не мен-
тореки, не свысока, а как равный, к рав-
ному. Поучительный жест сразу искажает
образ Ильича. Он был простой, близкий —
в этом. была его сила.

В № 63 «Литературной газеты» от
20 ноября помещена сталья А. Осиповой
«Н. Погодин о своей пьесе «Человек с
ружьем». Автор пишет:

«Ленин показан «на ходу». Этот ene-
нический прием рассчитан на то, чтобы
зритель понял: вот как умел руковолить,
наставлять (подчеркнуто мной. — Н.
учить этот человек».

Вот в этом-то вся беда. Ленина надо по-
казывать в разговоре с рабочими не как
какую-то «классную барышню», как пре-
зрительно любил выражаться Ильич, не
как «наставника», а как человека, кото-
рому хочется убедить того, с кем он го-
Bopur.

В пьесе «Правда» очень хоропю задума-
нс противопоставление образа Керенского
образу Ленина. Керенский полон самюмне-
ния, поучает, бессмысленные приказы дает,
Тенин убеждает,  растолковывает, что
и как надо делать. Керенский— прежнее
начальство, Ленин— товарищ. Образ Ке-
ренского сыгран очень хоропю, Ильича
надо играть проще. г

«добрейший» уже имеется привкус м-
щанства, «всеепрощающий» — это уж 104-
стовство какое-то. Никто, насколько знаю,
из ближайших сотрудников и друзей
Ленина толетовцем и мешанином его He
изображал. А чуткость и отзывчивость ни
в каком противоречии се суровой непризи-
римостью и ненавистью к врагам револю-
ции не находится. Чуткое, внимательное
отношение к людям должно быть прису-
ще каждому коммуниету. В корнё непра-
вильно считать, что в Ильиче было два
человека — один в домашнем быту: ве
селый, улыбающийся, внимательный &
людям, чуткий, и другой в обществея:
ной жизни — неулыба, не интересующий-
ся. людьми, тем, чем они живут, что 1\-
мают. Двух людей не было в Ильиче. ‘has
в быту, так и в борьбе он был один и
тот же. Нельзя изображать его каким-то
двуликим. Он был замечательно цельных
человеком. Может ‘быть, благодаря такой
неправильной установке автора Ильич на
сцене ни разу не улыбается ни в той, низ
другой пьесе, может поэтому не прищу-
ривается у него насмешливо глаз... Вира
чем, дать улыбку Ильича не так-то легко.
Это я понимаю.

sh.

Я хотела бы сказать еще пару слов ®
пьесах. У обоих авторов лучше всего дана
солдатская масса’ образы солдата Шадие
на и Тараса исключительно хороши, И а]-
тиеты, их играютцие, играют замечатель-
по. Они часто говорят и делают наивные
вызывающие улыбку, даже смех публики,
вещи, но нет у них в игре ни тени 68ла-
ганщины, карикатуры. У артистов в игре
сказывается понимание всей тогдашней

ситуации. Замечательно хорошо играют 063
‚артиста.

Хуже с отображение] й публики,
ы Осипова приводит в своей статье слова   Рабочие, за и beri
ЕЕ «Я прочел ‚Горы материалов. В  Показаны как-то схематично. Женщины
воспоминаниях ближайших соратников и  фигурируют лишь в качестве дочерей, жен,
друзей Ленина Ленин рисуется всегда до-  Невест; работниц с фабрик и заводов #0
ореилтим человеком, чутким, отзывчивым,   Показано, а они сыграли в Октябрьской
у ee ee Но разве только   Революции крупнейшую роль.
ие spat другого Ленина, ‚< бе пьесы хороши, созвучны ¢ пережи-
аа. Я музея ето   ваемым моментом. Игра артистов хором.
it hotest ee оли, суро-  Надо только доработать еще образ Ильича,
ловек, полный огромной iis римости, че-  лучше дать рабочих. Дело это трудное, в
Е ависти к врагам a a и желанием дать подлинный
з Ленина, которое и; тов,
а Насколько точна эта цитата. укина, и у тов. Е а
явом случае, это неверно. В слове   пьес, можно м a. dees
P жно многое еще сделать.

/

rs
=

ит
Я.
fon

iy

h
м.

Oi
alo
Tab
И

ВН
И

1M
тЫ
Thay