\

J

ae
0B
0-

ЛЯ

зы
ju
Чу

ЯК

3°
3»

ait
зы
те
ль

(19°
КУК

ли
тан”

cord
[ИТР
ii
on
{I

2 ИЮЛЯ 1943 г., № 165 (9301)

2 aa

Моряки-артиллеристы

(Or военного корреспондента «Правды»)

В звгусте прошлого тода, когда лили
ожесточбяные бои 3a Новороссийск, из-за
Цемесской бухты раздались мощные  зал-
пы. Они зилелись в общую канонаду, тре-
мевшую вокруг торола. «Это бъет мор-
ская дальнобойная, — © горлостью гово-
рили бойцы и командиры.— Там севасто-
польцы»,

Залы морской артиллерии очень скоро,
заметили и немцы. В первый же день сво-,
ей босбвой работы береговые батареи pas-)
тромили две крупных автоколонны врага,
уничтожили несколько танков и более ро-
ты пехоты, Вмеете с частями Краеной Ар-
мии, морокими пехотинцами  артиллери-
еты-моряки остановили немцев у Новорос-
сийска. в районе цементных завотов.

— Нет нам пути назад, — погибнем, но
не отступим,— сказали моряки, ,

закрыли вход в Цемесекую бухту. Ново-
российский порт замер. ‘Для mopaKos-ap-
тиллеристов наступили дви жарких боёв.
Канонада не смолкала ни днём, ни ночью,
Немцы не могли примириться с этим.
- Вз городе и на окраинах они сосредоточили
умного артиллерии, задача которой захлю-
‘бчалась прежде всего в обстреле наших
береговых батарей. Дни и ночи шла оже-
сточённая. артиллерийская дуэль. По’ ба-
тарее, которой командует гвардии капитан
Антрей Эммануилович Зубков, противник
выпускал до четырехсот снарядов в день.
Моряки отвечали тем же, Батарея вела
огонь по артиллерийским позициям немцев,
по автоколоннам, скопленилм пехоты и
складам. От непрерывной стрельбы нака-
лялись стволы пущек, начинала гореть
краска. Люди сутками работали без она и
отдыха.

Батарея открывала огонь. более лвадцати
раз во сутки.  Олворременно ‘но ней
целыми часами вели огонь сразу
три — четыре вражеских батареи. С утра
до позднего вечера над моряками-артилле-
ристами кружил’ «Фокке-Вульф-189»,—
корректировал отонь немецких орудий,
стрелявших с открытых и закрытых пози-

[зз другим грянули еще несколько’ взры-

тружавшими его немцами и вместе с ма-

И они не отетупили. Здесь, в районе шинами, стоявшими возле вагонов.
цементных заводов, немцы 6 тех пор He!
продвинулись ни на шаг. Моряки наглухо,

КР РР ВИНЕ СК ee ee ee et ee i ee Me en een

штабы, стоянки автомаптин, эшелоны. Но
это HM мзло помогает. Ма путях, в райо-
не вокзала, находилось несколько разбитых
эшелонов. Однажды ночью немцы убрали
один из них и Ha его мбето поставили
прибывитий эшелон © боеприпасами. Когда
расевело, лейтенант Пелых заметил, что
около составов промелькнуло несколько
автомашин. Это было подозрительно. Он
стал воматриваться в составы и обнару-
жил, что в одном из них не было разби-
тых вагонов.

Батарея по команде т. Зубкова‘ открыла
отонь. После третьего залпа в немецком
эшелоне произошёл сильный взрыв. Пламя
охватило несколько вагонов. Затем один

вов. Эшелон был уничтожен вместе с раз-
За одним из городских зданий. лейтенант

Пелых наблюдал больше месяца. = MY
зданию часто подкатывали машиёы. Вузле

него сновали солдаты и офицеры? 49 хор- `

ректировщика смущала мыель — Hp race
питаль ли это? Вместе с тем было
го оснований думать, что здесь помение\ .
ся какой-то штаб. Вскоре Пелых onomtta-
тельно убедилея в этом. Как-то утром из
здания вышла группа немцев, выстроилась
и принялась маригировать. Через несколь-
ко минут сюда под’ехало несколько” ма-
шин. Солдаты ‘и офиперы, прибывшие на
машинах, расположились в садике. He-
сколькими залпами наши артиллеристы
разгромили вражеское гнездо.

Береговые батареи в районе  Новорос-
сийска — бельмо на глазу у немиев. По-
теряв всякую надежду уничтожить их
контрбатарейной стрельбой, противник
время от времени обрушивает на них ты-
сячи авиабомб, ведя одновременно шкваль-
ный артиллерийский огонь, Недавно в т6-
чение одной недели немцы сбросили около
четырёх тысяч бомб, выпустили свыше
двух тысяч снарядов и многив сотни BO3-
душных мин-хлопушек только по бата-
рее, где командиром т, Зубков.

У противника были все основания счи-
тать батарею уничтоженной. Нои ла этот

ций. `Так продолжалось несколько недель. р8з она не выходила из строя ни на один
Холуне, на котором расположена бата-  день. Во время одной из таких ожесточён-

рея, етал неузнаваем. Он весь был пере-
‚пахан, выжжен, разворочен. Но батарея
продолжал» жить и стрелять WO самым
разнообразным целям -— по движущимея и
неподвижным; по открытым и невидимым.

Немцы били фугасно-осколочными, брю-
небойными, зажигательными,  дымовы-
ми, = осветительными снарядами, HO
батарея продолжала наносить врагу’ всё
более чувствительные удары.  Моря-
ки-артиллеристы успешно  ‘контролиро-
вали дороги в город, «регулировали»
H продолжают <«фегулировать» движе-
ние в городе и порту. Однажды ночью В
порт проскочили ‘два неприятельских Ka-
тера. С рассветом командир корректиро-
вочного поста гвардия лейтенант Владимир
Константинович — ПЛелых внимательно
осмотрел порт. Катеров не было видно.
«Неужели ушли?» — в тревоге подумал
он и принялся вновь’ отыскивать их. Ока»
залось, что они спрятались у нефтеналив-
ного причала. Лейтенант Пелых отыскал
их по торчавшим из-за причала мачтам
и флагам. Орухия дали несколько залпов,
Олин катер развалился от прямого по-
палания. Второй был сильно поврежден,
Torla открыли отонь пе орулаям моряков

немцы. Завязахась интенсивная перестрел-
ra. Гвардии капитан Михаил Петрович Че-

лак и гвардии капатан Василий Митрофа-
нович Давиденко быстро засекли располо-
жение неменюнх батарей, и после несколь-
ких метких залцов обе они были подавлены.

Наряду со стационарными на участке
появилось несколько кочующих немецких
батарей. Одна из них сильно беспокоила
наши части. Когда её засекали и OTKpEI-
вали по ней огонь, она немедленное же
замолкала и меняла позицию. Но однажды,
пока она вела очередной обстрел, коррек-
тировщики быстро засекли её позиции, и
наи орудия обрушитнеь на неё шиваль-
ным огнём. Грянули три огромных взрыва,
Это взорвались боеприпасы. Затем  кор-
ректировщики отметили’ несколько
мых попаданий в орудия.

ных бомбардировок корректировочный пост
сообщил, что на немецком аэродроме при-
землилось несколько самолётов. Ещё не
успели рассеяться дым и пыль от разор-
вавшихся б60м6, как батарея открыла огонь
по аэродрому. Несколько метких залпов, и
немцы недосчиталиеь одного «Хейнкеля-
126» и одного «Мессершиятта-109».

Моряки-артиллеристы самоотверженно
боролись за жизнь своих орудий. Во вре-
мя одной из недавних бомбардировок на
батарее под командованием гвардии ка-
питана Давиденко небольшая бомба
попала в штабеля боеприпасов. Один
ящик  взорвалея, несколько  ближай-
ших загорелись. Гвафдии  краснофло-
re, Калалиников подбежал к штабелям’
и начал вытаскивать горящие ящики, за-
ливать их водой. Взрыв боеприпасов был
предотвратен. Через несколько дней, в5
время обетрела батареи противником. один!
снарях разорвалея на бруствере орудия,
Осколками пробило гильзы двух снарядов.
Они загорелись. Стоявитий у орулия ча-
совой гвардии › краснофлотец Дмитрий
Калганов бросился к бочке © водой. Но
бочка, пробитая осколком, была пуста.
Тогда находчивый моряк охватил тольк
что принесённый сюда бачок с торячим
супом и затушил им горящие гяльзы,

Десять месяцев сражаются под Новорос-
сийском моряки гвардейского отдельного
артиллерийского дивизиона, которым ко-
мандует смелый, инициативный севаето-
польский артиллерист гвардии майор
‘лважды орденоносен Михаил Владимирович
Матушенко. Большой урон нанесли вуату
за этот период моряки-артиллеристы. Они
уничтожили три железнодорожных соста-
ва. более десяти артиллерийских батарей,
12 танков, два пгтаба, девять миномётных
батарей, более двухсот автомашин с вой-
свами и грузом, 14 цистерн и платформ,
истребили свыше десяти батальонов пехо-
ты противника.

И здесь, на фронте, об артиллериетах

прЯ-   этого дивизиона с полным оенованием го-

ворят, что у них настоящая севастополь-

Немцы всячески стараются обмануть! ская хватка.

наших корректировщиков и наблюдателей,
Они тщательно `малокируют свои склады,

АЕ Т.Я

И. ЕРОХИН.

Раненный в обе ноги, Алексей Фашенко как он, — Фащенко ушёл на правый бе-
остался один в камышах. Здееь его наптли  рег Днепра.

немецкие солдаты. Потом он лежал в тём-
HOM углу деревенской церкви среди дру-

В ромом cexe он не нашел  ста-
рых друзей. Одних опознали и расстреля-

гих пленных. Фащенко не был военным,  ли немцы, другие скрывались до поры хо

Районный работник, ов уходил 6 Ераеной времени в лальних сёлах и глухих

ле-

Армией с Украины и ранен был на Л1ев0- едх. Надо было уходить, а раненые ноги
бережье при попытке вырваться из замк- вдва несли его,

нувшегося кольца врагов.
Немцы входили в церковь,

галдя по- щего своего друга и помощника,

Федора мданова, кубанца родом, буду-
Алексей

своему и громко стуча сапогами. Каждый   Фашенко встретил под Борками. Доверие

‚ раз они уводили кого-нибудь на

рас-  возникло между ними,

они были люди

стрел. Алексея Фащенко не опознали пре- одной судьбы, им нельзя было не столко-

датели и не расстреляли немпы, Под ох- ваться, не понять друг друга.
вместе с другими   севастопольской обороны,
пленными носил сено в школу, где раепо-  вич П.,

раной автоматчика он

Участник
Иван Ивано-
раненый, пробиралея к линии

ложились офицеры. Незнакомый колхозник   фровтз. С ним тоже скрестились пути.

помог ему бежать, указав тропинку через
луг в береговой лозняк...

Фащенко обманул

Хитро обманывая бдительность нем-
цев, они ходили по сёлам и собирали лю-

часового и, когда дей, не прошающих. обиды врагу. К ним

смолкли выстрелы немецких солдат, поте-   присоединялиеь старики, партизанивиие в

рявших его следы, впервые

TOM, что предстоит ему теперь изведать,   приходили подростки

подумал о памятном для немцев восемналиатом году,

и восставшие из

Новая судьба вставала перед ним, Он быз   мёртвых красноармейцы, подобранные кол-

на свободе и в т0 же время в

Фронт ушёл далеко. на раненых ногах не шие из немецких лагерей... Отряд,
угнаться за ним. За линией фронта — никший стихийно,

плену,   хозницами на полях сражений или бежав-

BO3-

уже имел связи о

жена и дети, друзья и товарищи по Ла-  другими отрядами.

боте. Никакая весть не дойдет к ним

Немцы узнали о существовании от-

сквозь стену немецких штыков. Для род- ряда, но не могли справиться с партиза-
ных и близких он мертв, для сражающей- нами, словно растворявиимиея в окружа-

ся родины — он выбыл из строя...

Так впервые понял Алексей  Фащенко
страшный смысл слов:

«Пропал без ве-   Под

ющей среде при попытке взять их. Але-
коей Фащенко со своими людьми’ держал
наблюдением большой район. Они

ети». А когда понял эт0; понял также, что   зпали расположение пемецких складов и

существует путь, по которому
нёи могут донестись из царства ибртвых

вести о  Комендатур, имена жандармов и полипей-

ских. (ви вели неписанный счёт обидам

в мир живых, борющихся людей. В род- ( унижениям, издевательствам и злодея-
ных местах остались друзья, он помнит  НИям немцев,

их адреса и
оружие... 950

знает дорогу, у них есть

слышно далеко. Собравшись с силами и тося над ним. Колхозника

Колхозник ударил вилами немецкого

партизанских выстрелов   ставленника из односельчан, издевавше-

повесили Ha

найля случайных спутников, — таких же   сельской арке перед окнами его стариков.

затерянных в водовороте ВОЙНЫ

людей,   Лвенадцать дней должен был висеть каз-

$ Bie os

»

На Кубани. Снайпер Леонид Буткевич,
снайперскому делу 98 бойцов.

Фото военного корреспондента «Правды» ©.

ПРАВД

уничтоживший 318 немцев и обучивщий.

Короткова.

Агитпункт-—пост

политической работы

Болыное количество бойнов и командиров
ежедневно следуют по железным дорогам
страны. Люди направляются на фронт, воз-
вращаются после ранения в родную часть,
едут в командировку по делам службы.
Вокзалы всегда заполнены ожидающими
поезда или пересадки. М здесь, прежде
всего на агитпувкте, лолжна быть рлаз-
вернута постоянная кипучая политическая
работа среди военнослужащих и призывни-
ков.

За два года Великой отечественной вой-
ны агитпункты проделали болыную работу.
Они популяризируют опыт исторических
сражений советского народа с гитлеров-
скими захватчиками, показывают, героев
войны, несут большевиетское слово правды
в гущу бойцов и командиров.

И тем досаднее, что далеко еще не вез-
де апятпункты стали подлинными цент-
рами большевистской агитации и пропа-
ганды, местом культурного отдыха приез-
жего фронтовика.

Лекции и беседы на агитпунктах боль-
шей частью посвящены вопросам междуна-
ролного положения и текущего момента.
Между тем этим ограничиваться нельзя,
Необходимо ‘раз’яснять приказы и выстун-
ления Верховного  Главнокомандующего
Марщала Советского Союза товарища

Сталина, популяризировать итоги двух лет.

борьбы с гитлеровской Германией, расска-
зывать о самоотверженной помощи работни-
ков тыла фронту:

Видное место в работе ‘агитпункта при-
надлежит пропагайде военных знаний и
военного опыта. В агитпункте Белорусско-
го вокзала г. Москвы. хорошо ‘оборудованы
выставки о героическом прошлом: русского
народа, много снимков с полей сражений,
но. нет ни одного наглядного пособия по
военному делу. Здесь только сейчас про-
ектируют создать «военный уголок», где
можно будет ознакомиться с образцами
оружия, приемами борьбы с фашистскими
танками ‘и самолётами, правилами позеде-
ния военнослужащих в строю и вне строя,
в частности при поездках по железной до-
роге.

Агитпункт не сумел привлечь для лек-
ций и бесед военных специалистов столицы,
бывалых воинов, да и сами лекции по воен-
ным вопросам планом почти не предусмат-
риваются. Не проводит этот агитпункт
(как, впрочем, и другие) и экскурсий в
музеи столицы или на недавно открывшую-
ся выставку образцов трофейного вооруже-
ния, захваченного У немцев, хотя польза их
для всех очевидна. 2

Вообще агитпункты мало используют 96-
щественникоз-активистов столицы, Межлу
тем опыт показывает, что они могут ока-
зать огромную помошь. Например, агитатор
М. В. Никифорова в течение двух лет почти
ежедневно проводит массовую работу среди
бойцов. Научный сотрудник Государственной
Третьяковской галлереи В. В. Садовень про-
чел около 300 лекций в стенах агитпункта
Казанского вокзалз. Каждый агитпункт дол-
жен иметь свой многочисленный актив спе-
циалистов различных охраслей знаний,

иённый на устрашение селу, но село не
Устрашилоеь — оно так явственно и бур-
но волновалось, что на третью ночь немцы
тайно убрали тело повешенного. Валал
колхозника жандарм, кулацкий последьии.
Имя и злодеяния ето, Алексей Фащенко
запомнил, как имена и злодеяния многих
других.

— Никто не уйдет ог расплаты! —
говорил он, до поры до времени сдержи-
вая пламенный порыв партизан к мести.

Время пришло. Цод ударами Красной
Армин затретала п прорвалась немецкая
оборона. Борющаяся родина шла на по-
мощь исстрадавшейся во вражеском плену
Украине. Алексей Фащенко, действовав-
щий ло сих пор со своим отрялом скрыт-
но, вышел из подполья и двинулся навстречу
фронту, Фронт был ещё далеко, дороги во-
круг ещё кишели немцами. Но в районном
центре уже заседали райисполком и рай-
KOM партии, шёл сбор посевного материа-
ла в сёлах, и Алекеей Фащенко раз’езжал
с трофейным автоматом ва плече по `кол-
хозам в отбитой у отступающих  немпев
машине и подготовлял весенний сев... Его
партизаны захватывали склады, громили
немецко-венгерекие отряды,  разоружали
полицию и уничтожали жандармов.

Двалцать немцев на трузовиие примча-
лись в район из торода. Г. Ни один из них
не ушёл. Партязаны завладели их ору-
жием и стали ездить на захваченной не-
мецкой машине. Вскоре партизанская з4-
става задержала жандармов, удиравших на
пяти подводах из соседнего района. Взвол-
нованные жандармы приняли партизан 3a
местных полицейских и стали жаловаться
Алексею Фашенко на тействия заставы,

— (Сейчас разберемея,— уснокоительно
сказал он.-— А лока что слайте оружие и
документы... Мы всех! проверяем, теперь
от партизан проходу нет,—время горячее.

Жандармы доверчиво сдали оружие и
полезли в карманы за документами,  Ha-
спех об’яеняя, что они — люди немцам
известные, что за ними числится немало
заслуг — ведь это они сожгли школу 6

Агитпункты призваны всеми средствами

ным комендантам и командирам частей вне-
дрять воинский Порядок, дисциплину и ор-
ганизованность среди военнослужащих. Но
не лежит к этому делу луша у векоторых
начальников пунктов. Больше того, на-днях
комендантский налзор задержал самого на-
чальника одного агитпункта, старшего лей.
тенанта Дормидонтова за нарушение при-
каза о приветствиях. А на Казанском BOK-
зале дежурный по агитпункту тов. Ваесер-
ман носит на плечах вместо погон только
одни шлычки. Разве такой дежурный
командир может сделать замечание бойцу
по повощу его внешнего вида?

Работники агитпунхта должны показы-
вать лачный пример организованности и
дисциплины и требовать этото со всей на-
стойчивостью от своих посетителей, бороть-
ся неослабно за воспитанге бойцов в духе
пунктуального выполнения наших устазов и
наставлений.

Далеко не достаточное внимание уде-

ляется организации справочных бюро и

консультаций при агитпунктах. Многие бой-

цы впервые за время войны попадают из
траншей и окопов в большой город. Здесь,
в агитпункте, он хочет узнать о льготах
для семьи, порядок получения награды ил®
пенсии, правила проезда и т. п. Хороший
почин в органазапии службы справок поло-
‘жил агитпункт Павеленкого вокзала. (на-
чальник майор Льзоз). Но в других местах
эту ‘работу незаслуженно забывают, а
кое-где просто отмахиваются от нее. Так,
например, работник агитлункта Казанскоге
вокзала стаоиий лейтенант Дмитриев об-
разно заявил:

— Начни отвечать на такие вопросы, —
так тут и окошко закрываться не будет...

Значительное место в распорядке дня
‘агитпунктов занимают киносеансы и кон-
церты. К сожалению, часто птограммы
концертов составляются наспех, небрежно,
‘исполнение номеров нередко проходит на
низком художественном уровне: Киносеанеы
также не всегла удовлетворяют / военно-
служащих: демонстрируются старые, изно-
шенные фильмы, которые поминутно рвут-
ся; мало показывается научных и военных
картин.

Агитнункт —- боевой пост кипучей по-
литической работы. Он должен быть окру-
 жен вниманием военных комендантоз, ва-
чальников гарнизонов и местных партий-
ных и комсомольских ооганизаций. Желез-
нодорожный райком ВКП(б) гор.  Москвы
периодически знакомитея с работой агит-
пунктов вокзалов, ‘заслушивает доклалы
начальников на заседаниях бюро, оказыва-
ет им конкретную помощь. Этот опыт за-
служивает всяческого распространения.

Деятельность агитпунктов нужно под-
нять на уровень тех больших задач, кото-
рые поставлены, сейчас перед ними. Надо
повысить требовательность к’ их работе,
окружить их заботой и вниманием, Воины
Красной Армии должны всегда получать на
агитпунктах ответы на все возникающие у
них запросы. В
; Подполковник П, ЯХЛАКОВ.

Е ИИ ee

политического воздействия помогать воен-

ПЕНН

находившимиея в ней пленными красно-
армейнами в городе Л. _

Вечером палачи были расстреляны, а на
другой день такая же участь поститла
другую группу полицейских, бежавшую
через нартизанский район.

Когда в конце марта части Красной
Армии вступили в этот район, здесь уже

полностью были восстановлены органы
воветской власти,
Алексей Фащенко’ передал  командова-

нию две автомашины, 50 лошадей, больше
10 пулемётов и много другого вооруже-
ния. Веб это было отбито у немцев. Пар-
тизанский отряд влился в состав Н-ской

дивизии, сам Фашенко был назначен за-

местителем командира батальона. В пер-
вых же боях вчерашние партизаны пока-
зали образцы отваги и стойкости. _
Матбри, жёны и дети бойцов! Многие
сотни и тысячи из числа тех, кого вы
считаете пропавшими без вести, погибити-
ми в немецком плену, умершими от ран
на полях сражений во время ожходов ар-
мии, уведбнными в рабство или расстре-
лянными, — многие сотни и тысячи из
них с оружием в руках сражаются по ту
сторону фронта. И каждым выстрелом.
паждым пущенным под откос немецким
эителоном, каждым взорванным мостом они
приближают час своей встречи с родиной,
Для каждого из них наступит счлетли-
вый день, как наступил он для Алексея
Фашенко.., Вчера старший лейтенант по-
лучил голубой листок извещения, и ето
огрубевшие, пропитанные пороховым ды-
мом руки задрожали от радости: жена его
Наталья Евдокимовна и дочери Мария п
Лида. о которых он думал и тосковал два
долгих тода борьбы, — нашлись.
Письмо по полевой почте... Скромная,
великая и радостная награда для тех, кто
He утратил веры в родину и всей силой
любящего и страдающего сердца, с ору-
жием в неслабеющих руках стремился в
кей навстречу.
1 a Леонид ПЕРВОМАЙСКИЙ.
Действующая армия.

забыты

Любо посмотреть на леля сельхозартели
«Трудовик». Зелбным ковром раскинулиеь
вокруг буйные хлеба, цветёт рожь, выко-
лалпивается озимая пшеница. Хороши в
KOAX0Ge HM остальные посевы. Иелхозники
любовно ухаживают за каждой культурой.
Здесь чуветвуелея подлинная борьба за вы-
сокий урожай.

Отсеявиииеь, колхоз сразу же стал забо-
титься 06 урожае булущего гола. Букваль-
но на второй день всё тягло было переклю-
чено нд вопаику пара, Несмотря на то,
что плугарями в колхозе работают подроет-
ки, они сумели з& короткий срок вопахать
половину паровой площади. С пяти часов
утра и хо темноты ребята не покидают по-
ле, соревнуясь между собой за перевыпол-
нение норм. Председатель колхоза тов.
Ищевский отзывается о них весьма по-
хвально:

-— Молодцы напи плугари, Ни в. чем
не уступают взрослым. Шочти вее перевы-
полняют норму.

Каждому пахарю здесь отведен опреде-
ленный участок, который он должен вена-
халь. Труд здесь строто индивилуализиро-
ван. Бригадиры и старики-опытники. по
нескольку раз за лень наведываются ста
H оказывают. пахарям необходимую по-
мощь. Блатоларя этому вынужленных про-
стоев у пахарей не бывает. Следует ска-
зать, и о качестве пахоты. Оно безупреч-
но. Нд всём вспаханном поле нельзя OTE
скать ни одного огреха. Был случай, когла
один из пахарей, не вышахав углов, пере-
схал на другой участок. Бригадир тут же

‹ ‚заставил его выпахать углы: Велед за па-

хотой производитея боронование. На’ пар
вывезено более 500 возов местных удобре-
ний. Олровременно с пох’ёмом паров колхоз
готовит к озимому севу сеялки.

№ сожалению, сельхозартель «Трудовик»
составляет в Грачевском районе исключе-
ние. Болыпинетво колхозов. к пол’ёму паров
emé только приступает. По окончании ве-
сеннего сева в районе установилея период
так называемого «междупарья». В течение
нескольких лней табуны лошадей паслись
в поле. Наконец, в райкоме партии епо-
хватились. В колхозы и МТС полетела
грозная директива — переключить живую
тягловую силу и тракторы на вопашку
паров. ВКолхозы медленно, с раскачкой ста-
ли браться з& это дело. Веего по району
из 15 тысяч гектаров вепахано пока лишь
около трёх тысяч гектаров.

Мы побывали в нескольких колхозах и
наблюдали сплошь зароспие бурьяном
поля, отведенные под озимые посевы,
Колхозы под веякими предлогами затяги-
вают под’ём паров. Покажем это на при-
мере сельхозартели «Путь к социализму».
Здесь за десять дней вепахано веето-на-
Beero 19 rexrapos. B чем причина столь
низких темпов пахоты? Оказывается, из
20 ре на вепашке пара занято толь-
ко 8.

— Остальных лошадей впрягать не во

сакковских плугов.-—заявляет  предееда-
тель колхоза тов. Коробкин.

Но ведь в колхозе есть несколько плу-
гов других марок. Их с уснехом можно
было использовать на вопашке пара.

‚— Нет, наши колхозники привыкли па-
хать только сакковеким плугом, — твер-
дит Коробкин.

Пахари норм, как правило, не вышол-
няют, И это не удивительно. В поле они
выезжают не раньше девяти часов утра.
Рабочий день длится не. более семя —
восьми часов. А как пашут! Огрехи на
каждом шагу. Глубина вопатики едва до-
стигает 10 сантиметров. Бурьян как рос,
так и продолжает рабти.

Огрехи — это пустяки. Все. равно

что, У нас веего только шесть Е

е уроки

ведь пар придётся культивировать, — уто-
шают себя бригадиры.

Родниковская МТС прислала в колхоз н&
вопашку mapa два трактора. Но оба они
то и дело простаивают из-за технических
неполадок. За три дня тракторами вопа-
хано... три гектара. В тому же один гек-
тар тракторист Гулидов вепахал настолько
мелко и с огрехами, что правление вынуж-
дено было его работу забраковать. Гулидов
встал на дыбы:

—- Не нравится моя maxora, Ne надо.

Перепахивать все равно не буду.

Такая же примерно картина и. в. кох-
xose «Новый путь». Из 32 лошадей na

1вопапку пара правление выхлелило лишь

десять. Две лошади выведены из строя
emé BO BpeMa сева и ло сих пор болеют.
Остальная тягловая сила используется на
разных внутрихозяйственных работах. 3a
одиннадцать дней пятью нлугами вопахано
вого 25 гектаров. Главные надежды пра-
вление артели возлатает на ту же Родни-
ковскую MTC. Ona действительно могла бы
оказать колхову существенную помощь. А
что получается на деле? Из трёх тракто-
ров, находящихся в этом колхозе, нормаль-
но работает лишь один. В тот же день,
когла мы были в колхозе, все три малнины
стояли. У одного трактора ещё утром по-
рвались соединительные болты. Тражториет
Козлов отправился пешком в мастерскую
МТС, чтобы сделать новые болты. Но был
выходной день, и мастерская оказалась нз
замке. Козлов возвратился в отряд ни с
чем, Второй трактор стоит. уже третий
тень. У него сторвл поплавок. Бригадир
отряда Дедов обещает сегодня пустить ма-
шину. На трактор «У-2» бригадир махнул
рукой:

— Разладился он. Ума не приложу, по-
чему он капризничает. г

Прямо из колхоза мы заехали в кон-
тору МТО. Директора тов. Андреева заста-
ли в кабинете. Со скучающим видом он
перебирал какие-то бумаги. 0 работе трак-
торного парка на вопалике паров раеекз-
зывает неохотно:

— МТС должна поднять 2.300 гекта-
ров, & вепахала около 400 гектаров.
Тракторы простаивают исключительно из-
за несвоевременного подвоза горючето.

Но тут же выяенилось, что из имею-
щихся в МТС 40 тракторов более или ме-
нее нормально работают лишь 25. Осталь-
ные простаивают «по техническим причи-
нам». Андреев во всем винит траклоря-
CTOB: -

— Неопытные они,
щаться с маптиной.

Казалось бы, это обстоятельство должно
было заставить руководителей МТС поза-
ботиться 0б оказании технической помощи
молодым тражтористам, Олнако помощь эта
им не оказывается. В МТС ееть олна по-
ходная мастерская, но и та с начала поле-
вых работ безвыездно стоит Ha усадьбе
только потому, что директор не может най-
ти для неё механика. Стоит ли после этого
удивляться, что МТС выполнила план ве-
сенних полевых работ лишь на 60 про-
центов и теперь проваливает вопаику
пара. i

В Грачевке много говорят о борьбе за
РЫСокИиЙ урожай. Между тем во многих
колхозах района виды на урожай озимых
неважные, 0б’ясняется это тем, что в про-
шлом году в. районе плохо обрабатывали
пары. Уроки эти, вихимо, ничему не научи-
ли грачевских руководителей. Недопустимо
медленные темпы и низкое качество паров
з районе — яркое тому доказательство,

У. ЖУКОВИН, (Корр. «Правды»).
Грачевский район, Воронежской области.

не умеют обра-

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Заклинания о качестве вместо
действенной борьбы.

(Газета «Тагильский рабочий», г. Н. Тагил)

Нельзя сказать, чтобы «Тагильский ра-
бочий» совсем не писал о качестве про-
мышленной продукции. Газета об этом пи-
шщет. Но как? Мимоходом, вскользь, отде-
лываясь одной—двумя стандартными «де-
журными» фразами, а то и просто несколь-
кими словами. Изредка этому вопросу по-
свящаются. и статьи.

Характеризует,. например, газета работу
Ново-Тагильского металлургического заво-
да и мимоходом упоминает:

«Велики потери от брака». ont

Пишет газета об отставании сталепла-
вильщиков завода им. Куйбышева, вскользь
бросает замечание: р =

«Чрезвычайно велики потери металла. За

5 месяцев смена тов. Полунова потеряла

482 тонны стали. Велики потери ив дру-

гих сменах».

Разбирая недостатки в работе-друтого за-
вода Н. Тагила, «Тагильский рабочнй» о
качестве говорит лишь «между прочим»,

«...Ослабление трудовой дисциплины,
бесплановость, плохое использование мощ-
ностей оборудования, большой брак...»
Впрочем, на сей раз в статье «Повышать

качество управления производством» приве-
ден факт бракодельства в цехе тов. Коз-
лова:

«Рабочий Куликов недавно пред’явил
контролеру 400 деталей — 200 из
списали в брак. Рабочий Монгум загнал
350 деталей из 590, Высок процент брака
и по некоторым другим деталям».

Ознакомившись < этими строками, чита-
тель «Тагильского рабочего»  начинзет
вдруг припоминать: «Ба, да ведь это я уже
где-то читал». Сомнения его не напрасны.
Тремя неделями раньше об этом же самом
факте почти буквально’ слово в о слово
писалось в передовой, которая называлась
«Давать продукцию только отличного каче-
ства».

Выходит, что редакция «Тагильского рз-
бочего» «не забывает» о качестве продук-
ция. Надо как-то упомянуть ‘о качестве —
в газете появляется «дежурное» замечание,
заклинание. Надо привести какой-либо при-
мер о браке — на свет божий вытаскивается
старый факт из самой же газеты и встав-
ляется в новую статью,

Известно, что одной из основных причин,

снижающих качество, являются всякие от-
ступления от технологии. Значительная до-
ля брака вызывается именно нарушениями
технологической дисциплины.

Понимает ли это редакция. «Тагильского
рабочего»? Да, видимо, понимает, Это. вид-
но хотя бы из того, что в начале июня га-
зета опубликовала переловую «За жесткую
технологическую дисциплину». Именно к
этому должна была газета постоянно при-
ковывать внимание хозяйственных и партий-
ных работников заводов. Настойчивая. по-
стоянная. борьба с бракодельством, ¢ Ma-
лейшими нарушениями технологии — боевая
задача газеты такого крупного промыш-

них

ленного  центра, каким является Н. Тагил.
Глубокое освещение этих насущных вопро-
сов, казалось бы, не должно сходить со
страниц газеты. _

Но газета поверхностно подходит к осве-
щению вопроса о качестве продукции,
Уже несколько месяцев подряд газета пи-
шет, например, о ‘плохой работе мартенов-
ского цеха Ново-Тагильского завода. Вся
причина — в нарушении технологии. Почти
каждый раз, когла «Тагильский рабочий»
сетует на это, он прибегает к единствен-
ному средетву — заклинаниям.

Еще в начале апреля газета спрангивала:

«В чем же кроются причины плохой ра-
боты мартеновцев? В цехах до сих пор
еще не наведен большевистский пофя-
док».

Вернувшись к этому вопросу 26 мая, га-
зета вновь заклинает хозяйственных и пар-
тийных руководителей:

‹...Навести большевистский порядок на

участках...» 1

По этому же поводу 29 мая «Тагиль-

ский рабочий» жалуется, что руковолители
цеха не принимают мер к ‘тому, чтобы

«навести порядок на участке».

На другой день газета снова повторяет
эту фразу лишь несколько в новой редак-
ции:

«Начальник неха т. Розенков и партий-
ная организация не могут навести боль-
щевистского порядка...»

Конечно, такими заклинаниями нарушения
технологии и брака не ликвидируешь. Та-
кая критика на страницах газеты не возы-
мела своего ‘действия. Иным был бы
результат, если бы «Тагильский рабо-
чий» глубоко вникнул в дело и разобрался
в работе сталеплавильщиков. Оля оказал
бы серьезную помошь заводу, и конкретная
критика бракодельства` стала бы ошути-
мой, действенной. Но этого-то и нет.

Часто газета довольствуется одной коли-
чественной стороной дела, забывая о глав+
ном —о качестве продукции. Так, напри-
мер, «Тагильский пабочий» однажды напе-
чатал заметку «Успехи коксовиков», где
отмечал:

«...Коллектив коксового завода работал
хорошо. Он выполнил государственное за-
дание по всему циклу, дав стране сверх
плана несколько тысяч тонн кокса».

Но качество кокса было совершенно не-
удовлетворительным. Это спустя месяц был
вынужден признать сам же «Тагильский
рабочий»:

«Коксовый завод уже длительное вре-
мя подает в печи кокс недопустимо низ-
кого качества... Тагильские  коксовики
(директор завода тов. Мирян) в погоне
за количеством” нё уделяют должного
внимания качественным показателям».

Правильно сказано! Золотые слова. Толь-
ко не относятся ли они в полной мере и
к редакции «Тагильского рабочего»?