ЛП 1943 г, № 105 (850)

Я

Воздушные

На погонах лётчика-разведчика Ариана
Коивошапко, каки’ у‘ большинства. его
\ варищей, только одна звёздочка `млад-
шего лейтенанта. Но его воздушный путь
измеряется уже сотнями тысяч налётан-
ных километров. В прошлом пилот даль-
них линий гражданской. авиации, он во-
семь лет летал над  необозримыми
просторами нашей страны. Его глаза“ при-
выкли улавливать едва заметные земные
ориентиры, он научился твёрдо ин уверен-
но водить самолёт в любых метеорологи-
ческих условиях.

Ложным ломаным курсом разведчик пе-
ресекает линию фронта, пилотирует свою
машину на высоте, не досягаемой ‘для зе-
нитного огня, и, прячась в облаках, вне-
запно и скрытно выходит из-за. солнца к
нужному об’екту.

Так было и в тот день, когда экипажу
Кривошапко было дано особое вадание.
Противник готовился к’ контрнаступлению,
и надо было выяснить, где и в каких
масштабах он накапливает свои силы,

Два «Мессершмитта-110» барражаровали
над вражеским аЭродромом, когда над
ним из-за солнца внезапно появился со-
ветский самолёт ‹ «Петляков-2». Пока
«Мессершмитты» вабирали высоту, фотб-
с’ёмка была уже пройзведена. Дважды
немцы переходили в атаку и каждый раз,
встречаемые пулемётным огнём, вынужде-
ны были менять боевой курс. Тем време-
vem Кривошапко увёл свой самолёт в об-
» ка, круто изменил направление и сумел
сбить со следа истребителей, которые
гнались за ним на протяжении 60 кило-
метров. Вынырнув ‚из-за облаков, Криво-
шанко спокойно и методично продолжал
свою работу. Он обнаружил и заснял ‘на
железнодорожной станции М 67 вагонов,
груженных танками и автомашинами, на
другой станции заметил эшелон из 40 ва-
гонов, засек новую железнодорожную BeT-
ку, проложенную немцами. Стрёлок-радист
непрерывно передавал командованию по
радио данные воздушной‘ разведки.

„Эти раднодонесения немедленно учиты-
вались. И когда, выполнив задание, Кри-
вошапко, вновь  маневрируя, уходил на
свой аэродром, наши бомбардировшики и
штурмовики уже ложились на боевой
курс.

то боевых вылетов на разведку во вра-
жеские тылы совершил уже [Кривошалко.
Много раз гонялизь за ‘ним фашистские
истребители, тысячи снарядов выпустили
по его машине немецкие зенитки, но не
было еще случая, чтобы они помешали
ему выполнить задание командования.

Однако плох тот разведчик, который свою
работу ограничивает рамками задания. На-
мётанный глаз разведчика должен всякий
раз фиксировать малейшие изменения в
районе разведки. И не зря Кривошапко
и его штурман гвардии старший лейтенант
Илья Коробов пользуются ‘славой воздуш-
ных следопытов. .

Бдительность Кривошапко и его экипа-
жа не раз оказывала ценные услуги

ЕЖЕ

(От военного корреспондента «Правдыз)

разведчики

командованию. По своему почину они взя-
ли под. наблюдение один из давно бездей-
ствовавших немецких ‘аэродромов... Нюх
опытных разведчиков их не обманул: фо-
тоснимок зафиксировал на аэродроме . 24
фашистских бомбардировщика; Внезапный
налёт нашей авиации превратил их в го-
рящие обломки.

Лётчик-разведчик не должен поддавать-
ся соблазну’ воздушного боя. Но, защи-
щая свой самолёт. он нередко вынужден
вступать в ожесточённые боевые схватки.

+ + *

Густая облачность стояла над террито-
рией противника, когда гвардии лейтенант
Александр Минеев вылетел на разведку
отдалённых неприятельских аэродромов.
Над этими базами патрулировали немец-
кне истребители. Зайдя с тыла и прячась
за облаками на высоте 6—7 тысяч. мет-
ров, отважный разведчик. сумел’ подо-
браться’ к аэродромам. Разведка подходи-
ла к концу. Радист Малаух передал по
радио  вё результаты, и самолёт лег на
обратный курс; Но вражеские ‘истребителя
уже обнаружили и преследовали его. Уме-
ло н яростно дрался героический экрпаж:
Неравный ‘бой кончился его побел““ =. Че-
тыре  «Мессершыитта» были сбиты %>дин
за другим. В этой жаркой схватке был

убит радист-стрелок, а самолёт подожжён .

вражескими пулями и снарядами. Одна-
ко лётчик Минеев упрямо вёл свою пы-
лающую машину на восток, к линин
фронта. И только ‘когда, потеряв управ-
ление, она вошла в глубокий штопор, он
и штурман Петров выбросились на пара-
цпотах, приземлились на своей террито-
рии и, явившись в ‘штаб, доложили о. ре-
зультатах” разведки;

Скупо и неохотно рассказывают раз-
ведчики о себе, о том, как они, преодо-
левая непогоду, вражеские‘ воздушные: ‘до-
зоры и зенитный огонь, изо дня в день
ведут наблюдение за противником, вскры-
вают его оперативные замыслы. И только
из рассказов их товарищей вы узнаете о
150 боевых разведывательных ‘вылетах
гвардии младшего ‹ лейтенанта Георгия
Юзефовича, много раз с опасностью для
жизни достазлявшего командованию из
глубокого тыла врага пенные сведения; о
легендарных похождениях ночного развед-
чика гвардии младшего лейтенанта Ива-
на Ермакова, который сделал 180 вылетов
и после вынужденной посадки 25 дней
пробирался сквозь леса и болота’ в свою
часть; о его друге — ночном разведчике-

бомбардировшике, гвардии младшем лейте-

нанте Николае Курбанове, о котором в
полку говорят, что у него «натуральное
хозяйство», — сам разведает и сам бом-
бит, и 0 многих других молодых лётчи-
ках-гвардейцах — мастерах воздушной
разведки, чьй подвиги и заблуги перед
родиной отмечены боевыми орденами.

Л. ГАНИЧЕВ.
Действующая армия,

Шестой брат-—Семен Шумов

По фотоснимку и заметке, напечатанным
в «Правде» 12 и 17 июня, читатель уже
знаком с боевыми делами пяти братьев
Шумовых, составляющих миномётный рас-
чет.

сто Spat, Семен Шумов, находится
сейчас в одной из частей на Севере. В
сентябре 1941 года все шесть братьев Шу
мовых поехали на фронт добровольцами,
Стояла холодная сибирская осень;— млад:
ший брат Семен Шумов по ‘дороге про-
стыл в заболел. Братья уехалй на фронт
без него.

исправный немецкий пулемёт, из которого
и открыл огонь по вражеской пехоте. Атака
немцев захлебнулась.

В другом; ешё более ожесточённой
бою Шумов был ранен. Однако он скоро
вылечился и снова пошел на фронт. Уча-
ствуя в прорыве блокады Ленинграда, Се-
мен Шумов вновь показал себя бесстраш-
вым воином.

Иногла перед атакой Семен вспоминал
братьев и грустил;

— В бою — ничего, а вот когда лежал

А Е ИИ ge РИТЕЧ

Поправивтись, выехал на фронт и Се:
мен Шумов, но найти братьев было уже
невозможно, Его зачислили пулемётчиком
в одну из частей, с которой он’ прибыл
на pont.

«.B жарком бою Семен Шумов- унич-
тожил немало фашистов. Искусно замас
кировавшись в кустах, он метко бил
немецкой пехоте; пока осколок вражеского
снаряда не разбил пулемёта.

Воспользовавшись этим, немецкие авто-
‘матчики зашлн с фланга и обстреляли пу-
лемётный расчёт. Бросив’ разбитый пулё+
мёт, Шумов вооружился’ автоматом и по-
полз в укрытие, чтобы снова продолжать
бой. В. этой схватке отважный сибиряк нее
заметно подполз к вражескому окопу #8
забросал его гранатами. Здесь он нашел

В госпитале, скучал сильно, думал, живы
ли,— рассказывает Семен ИТумов.-— А Ko-

весть.

И в тот же день командиру части при-
несли рапорт. В нем Шумов пишет:

«Пять моих братьев, представляющих
елиный миномётный расчёт, дерутся на
фронте. Разрешите мне выехать на фронт,
чтобы вместе с ними бить проклятую нем-
чуруз. 4

Эти слова ярко характеризуют патриота
родины Семена Шумова, такого же му-
жественного воина, как и его пять ‘братьев,

П. ТОРМОСОВ.

ойна и режим эконом

Война настоятельно диктует свои требо- [млрд. рублей. «Установить строжайший
вания хозяйству. Она требует максииаль- режим экономии и иакоплять средства.
ного развития производства для удовлетво-   необходимые хля финансирования индуст-
рения нужл фронта. Она требует жесточай-   риализации нашей страны. — вот ва. ка-
шей экономии для увеличения 06’ёма про- кой путь надо было стать. чтобы зобитьея
иЗводСтва. восстановления тяжелой индустрии и осу-

Неустанная борьба за экономию, за мо- ществления пятилетнего плана» (Сталин).
билизацию внутренних рёсурбэв является  За ечет экономии и бережливости в ‘на-
одним из основных условий преодоления  родном хозяйстве были построены сотни
трудностей военного времени; воспол-   крупнейших промышленных предприятий.
нения дефицита отдельных вяДов материа- существенно способствовавших усилению,
тов, топлива и электроэнергия, устра- военной  мощи нашей страны. С ростом и
нения нехватки рабочей силы. Нельзя  развятием производительных сил расширя-
серьезно говорить, особенно в вобнное вре- лись возможности экономии: партия. не-
мя, 06 успешном ‹выполнений плана,  нё устанно требовала, чтобы хозайственники
осуществляя на деле требований партни п не упускали этих возможностей и чтобы
правительства о режиме эконамии, не ослабевала забота ‘о снижений себесто-

Когда наша страна переживала в 1921  Имоёти, о дополнительном увеличении на-
году серьезные проловольственные и тон- Родного богатства за счет бережливости н
явные трудности, В. И. Ленин указывал:   искоренения бесхозяйственности.
«Следить неослабно, это значит 0тве-  С первых дней Великой отечественной
чать головой за рапиональное употрёбле- войны одной из важнейших  хозяйствен-
ние топлива и хлёба, за максимум  заго- ных задач стала необходимость  макси-
товки того и другого, максимум подвоза,   мального ‘сокращения Уровня затрат. безо-
экономию топлива (ий в промытшленнос®и и товорочного устранения  непройзволитель-

гла я увилел в газете снимок, гле стояли
все пять моих родных братьев, зуть Ae
заплакал от радости. Уж очень приятная

железных дорог и т. 4.), экономию вых расходов, жесточайщей экопомян во

продовольствия (кормить только ‘хороших  всем. Режим экономия стал законом воен-

работников), повьипение ппоизводительно- ного времени.

стя труда ит. п.» (09. т. ХХУ1, стр. 461).  Даля правильной опенки масштабов во-
В годы восстановления хозяйства, и еннохозяйственной деятельности — Совет-

особенно в период сопиалистической инду- ского Союза 34 два года войны нужно

стризлизации, стрбжайшая = эвопомия учесть, что ‘увеличение продукции. необ-
средств и борьба с расточительетвом стала  ходимой фронту и стране, происходило в
важнейшим источником воциалистяческого   условиях очень ‘сложных: Во-первых; пе.
накопления. «Максимально сократить рас- ребазироваяйе нашей промышленности в
уходы на все то, что не абсолютно › необ-   восточные районы требовало извветного
xolmMo m Gea чего можно обойтись при времени для эвакуации, ‘восстановления п
наших скудных резервах, сберегать каж-   пуска предприятий на новом месте о про

дую копейку...— вот ва чем должно быть   изводства. Во-вторых, мы временно лиши-
сосредоточено внимание всей Партии и вее- лись донецких углей й южной. металлур-
го рабочего класва» (Обращение ЦЕ  гии. В-третьих, серъезно-изменилея состав

рабочей” ‘силы, на пройзводефно пришла
миллионы новых, необученных рабочих.
Ясно, 910 наши хозяйственные успехи

могли быть обеспечены лишь благодаря
серьезному улучшению качественных  по-

ВКП(б) — «0 борьбе за режим экономии»,
апрель 1926 года).

Экономия н народном хозяйстве дала
немало средств для бсуществления про-
граммы индустриализации страны. Если

накануяе первой пятилётки в 1928 году
было вложено в социалистическое  хозяй-
ство 4 миллиарда рублей, то через 13
лат — по’плану на 1941 год, одобренно-
му ХУШ партийной конференцией, 06’6м

казателей работы в промышаениостис и в
первую очередь в Военной и машино-
строении. Передовые предприятия  социа-
листической индустрии © первых дней
войны стали на путь решительного изме-

.

Черноморский флот. Мастера воздушной

Под таким девизом в 1897 году вышла
книга ‚ замечательного русского. флотоводца
С. О. Макарова «Рассуждения по! вопробам
морской тактики». Отдельные статьи этой
книги впервые ‘были напечатаны в журнале
«Морской сборник». В дореволюционные
годы «Рассуждения» ‘трижды ‘издавались
отдельной книгой, В наше. время сочинения
Макарова стали. библиографической  ред-
костью. ‘Получить их можно было. только
в фундаментальных библиотеках. Между
тем интерес’ командного ‘состава. флота ‘к
научным трудам по’ морюким вопросам
возрос. }

Вот почему правильно поступило’ изда-
тельство, переиздавшее в прошлом году
книгу С. О. Макарова и  выпустившее! в
этом году второе издание. Во второе из-
дание включены замечательные по конкрет-
ности приказы и инструкции адмирала, по-
мещенные в дореволюционных изданиях и
незаслуженно опушенные в издании прош-
лого года.

Вице-адмирал С. О. Макаров. был_не толь-
ко опытным моряком, но и выдающимся
ученым, гавшим вперед морскую науку
и oy первым применил. в бою mpa-
нятые на вооружение торпеды. Широко
известны его работы по сартиллерии,
опыты по определению непотопляемости
корабля. Даже самые термины. «непотопля-
емость» и «живучесть» были предложены.
Макаровым. р

Академик А. Н. Крылов, сорок лет
назад выступая с лекцией о непотопляемо-
сти корабля, говорил слушателям, что пер-
вые исследования в этой области в течение
тридцати лет вёл «мичман Степан Макз-
ров, лейтенант Степан Макаров, флигель-
ад’ютант Степан Макаров, контр-адмирал
Макаров... вице-адмирал Макаров...—вот кто
истинный основатель учения о непотопляе-
мости судов».

Многолетний практический опыт и пыт-
ливый исследовательский подход. к разви-
тию_ морской техники — кораблестроению,
оружию, к морской практике позволили ад-
миралу сделать ценные обобщения.

Главная задача личного состава флота,
учит Макаров, ‘заключается в том; что-
бы «приготовить корабли к войне, и при pe-
шении вопросов иметь в виду, что мир не
вечен, что HE для мирного плавания лела-
ются все расходы, сопряженные с содержа-
нием флота, и что если на корабле забыза-
ют о войне и плавают исключительно при
условиях мирных, то этим самым ‘нё испол-

ляются в море.. Каждый военный или приз
частный ‘к военному ‘делу человек, чтобы

*) С. О. Макаров «Рассуждения по во-
просам морской тактики». Военмориздат,
1943 г., стр. 516, ц. 10 р.

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 4 июля. (Спец. «корр. ТАСС). Бал-
тийский летчик Герой „Советского Союза
гвардии капитан Александр Батурин одер-
жал новую блестяшую побелу. Немецкие
самолеты пытались нанести бомбовый удав
по одному нашему об’ёкту, Гвардии капитан
Батурин атаковал «Юнкерс-87» в момент

ства в соответетвий с требованием  воен-
ного времени, отрешившиеь от довоенных
технических норм. Внедрение безобработозч-
ного метода в производство боепринасов.
широкое применение штамповки в пр0из-
водетве многих видов вооружения, исполь-
зование заменителей, применекие более
передовых методов в литейном дёле, усо-
вершенствование конструкций мвогих ви-
дов вооружения, реализация множества ра-
ционализаторских предложений — всё это
позволило сократить вормы затрат метал-
ла по основным вилам военной пролукпия
на 15—25 процентов, трулоёмкость — на
30 — 40 и более процентов, На многих
предприятиях цикл производства сокра-
тился вдвое, а в. ряде случаев в три —.
четыре раза.

За время войны серьезно изменилась
система производственных связей между
отдельными предприятиями; многие пред-
приятия стали собственными средствами
Производить полуфабрикаты, детали. инст-
румеёнт и приспособления, пряобретавшие-
ся ранее на стороне. Они добились благо-
даря Этому существенной экономии, вы:
свабодили мяого вагонов, зачятых ранее
перевозкой этих. полуфабрикатов, и сокра-
тили длительнов процесса изготовления
продукдии.

Экономия от снижения себестоимости
военной продукции исчисляется многими
миллиардами рублей. По многим видам
продукции себестоимость сейчас ниже. до-
восниой в полтора—два раза.

Но было бы неправильно ‘и даже врел-
но переоценивать тобтигнутые результа-
ты экономии й мобилизацдий внутрипройз-
волственных ресурсов. Резкое снижение
уровня издержек производства’ является в)
ряле случаев результатом перехола к масе
совому выпуску пролукции. Произволив-
шейся ло войны в сравнительно небольших
количествах. мелкими сериями,

Несмотря на серьёзное снижение себе-
стоимости в отраслях, производящих воен
ную продукцию, здесь, ещё имеются боль»
шие неиспользованные резервы экономии:
По сравнению © довоенным периотом” уро
вень потерь от брака и отходов; & тажжё
других непройзводительных затрат енизил-
ся.’ во Bté до эти потери ‘ещё велики.
Олин и тот же вил продукции ‚обходится!

БИБЛИОГРАФИЯ « Я О МН И

няется та цель, лля коей корабли отправ-

ПРАВДА

ЕЕ И ИЕ Ee eS Ee oo

ъ

разведки. на море: пилот Ф. Я. Бойченко,

штурман. В. А. Корниенколи стрелок-радист ‘К;  К. Панасенко,
1 Фото’ военного корреспондента «Правды» С. Короткова,

: w Pa
войну»)

нё забывать, для чего он существует, по-
ступил бы правильно, если бы держал на
видном месте надпись Помни войну, при-
нятую нами’ в девиз настоящего труда»,
Эта мысль -является. главной в рецензируе-
мой книге.

В рекомендуемой книге Макаров разби-
рает. что такое морская тактика и её место
среди других наук. Ряд положений, сформу-
Лированных адмиралом, нашли отражение в
современном корабельном уставе в виде от-
дельных статей. Достаточно сравнить пара-
граф 1-й его статьи «Разбор элементов, со-
ставляющих боевую силу судов», с 2-Й
статьей корабельного устава, чтобы увидеть
полное сходство в определении задач бое-
вого корабля. Макаровское определение‘ о
взаимной поддержке во флоте, сформули-
рованное в словах, что в морском бою
«лучшая помощь своим есть дружнов напа-
дение на чужих», нашло отражение в ко-
рабельном уставе, гле говорится: «Лучшая
помощь своим терпящим кораблям—усиле-
ние атаки противника...» Макаров много-
кратно напоминает, что командир должен
непрерывно учиться на практике. «С вы-
ходом из школы учение не оканчивается
и... всю свою службу офицер, не желающий
итти назад; должен учиться и работать».
‚После  того; как «Рассуждения» впервые
появились в печатя, прошло 46: лет. Флот
сильно изменился. Техника, а за иею и так-
тика ведения войны на! море сделали ги-
гантский шаг вперёд Поэтому отдельные
положения автора устарели и имеют чисто
исторический ‹ интерес. Но ‚мысли Мака-
рова о подготовке флота к боям, о вос-
питании волевого, инициативного командно-
го состава, о воспитании смелого, выносли-
вого и умелого моряка звучат злободневно
и сейчас.

Много внимания уделяет автор военному
воспитанию. Воспитание чести, воспитание
смелости; храбрости, инициативы, находчи-
вости должно быть предметом забот стар-
шего начальника. Брать из жизни, из опы-
та всё. что полезно. Для того, чтобы чему-
нибудь научиться, пишет Макаров, недо-
статочно присутствовать при событии. Надо
‘извлечь из этого выводы. Макаров приво-
дит любопытное изречение адмирала Лаза-
рева, которому доложили об одном малоспо-
собном ‘офипере, который много плавал,
Лазарев сравнил его со. своим сундуком, ва-
явмв: «Вот этот сундук слелал. три круго-
светных плавания, но так сундуком и
остался». :

Труд моряка-ученого глубоко и всесто-
ронне трактует о морской культуре, мор-
ской выучке, морском воспитании. Он, He-

сомненно. явится ценным пособнем в под-,

готовке кадров флота.
Капитан 2-го ранга И. ЗОЛИН.

22-я ЗВЕЗДА НА САМОЛЕТЕ

пвкирования, Немецкий бомбарлировшик по-
сле трех очередей. выпушенных Батуриным,
был сбит и упал в. залив.

Это—22-я побела ‘Александра Батурина
нал немецкими летчиками. Техник самолета
нарисовал на фюзеляже боевой машивы ге
роя новую, 22-ю, Звезду. ‹

процентов хороже, чем на других предприя-
ТИЯХ,

За время войны промышленность доби-
Hach значительного улучшения использо-
вания топлива, однако отдельные предпри:
Ятия и электростаниии безнаказанно до;
пускают пережог топлива. Так. за   квар-
тал 1943 гола зравнительно много топлива
сэкономили районные электростанции Че-
лябинской. Изаповекой u ocobenno Куй-
бышевской областей. На многих электро-
станциях этих и других областей топлив-
ные нормы ‹ейчас ниже довоенного уровня.
В то же время значительная часть сэко-
номленного топлива пошла на покрытие
пережога топлива, допущенного электро-
станциями Молотовской и Горьковской 0б-
ластей.. Значительны пережоги топлива в
цементной промышленности, & па ряде пе-
ментных заводов — «Комсомолен», «Ком-
нунар» ий некоторых других — расход
топлива был йиже плановых норм. Явно
йвудовлетворительно используется топливо
в некоторых отраслях пащевой промыш-
ленности.

Многие отрасли получают сейчас из
каждой тонны сырья больше готовой про-
дукпий. чем 10 войны; олнако использо-
вание сырья на прелприятиях некоторых
отраслей легкой. текстильной. пищевой,
лесной и бумажной промыптленности не со-
ответствует требованиям военного времени.
Обувные прелириятия — особенно’ «Буре-
вестник» и «Парижевая Коммуна», «Урал-
обувь», Кузнецкая обувная фабрика — ло-
бились за последнее время серьёзных ре-
зультатов в деле улучшения использова-
ния сырья. Заметно улучшили использова-
ние тканей многие швейные фабрики (№ 3,
имени Воровского и др.). Много тысяч
пар обуви; много тысяч шинелей. гимна-
стерок и брюк потили обувные и швейные
фабрики 34 ‘послелние полтора гола за
счёт сокращения отхолов сырья. В то же
время предприятия кожевенной и особенно
трикотажной промышленности лопустили
бельшой перерасхол сырья и увеличение
отхолов. Далеко не исчерпав свойх в03-
можностей. предприятия мясной и молоч-
ной промышленности увеличили за послел-
ний тол выпуск готовой продуклий на
кажаую тонну расхолуемого” сырья. Этого
нельзя. к сожалению. сказать 0 заводах
сахарной ‘и спиртовой промвипленности, ко-
торые  из-за ^ Нераливого’ использования
сырья нелохали ‘значительное количество

вапитальных -вложений определялся в 57  нения технологии и организации производ-  на некоторых предприятиях из 20—30 продукции,

tees ah ea ee 6

en
ws

НЫЕ 7 pans ke a eee ae

Труд и пот солдата

(От военного корреспондента «Правды»)

До полуночи осталось не больше часа,  нин полежал, ворочаясь ‘© боку на’ бок,

ий далёкие кусты, и лощина, и темнеющге
небо осветились луной, и веё ярче станови-
лись звёзды. Константин Доронин лёг на
траву; но заснуть не, мог, — лишь задремав
на мгновение, он вскакивал в тревоге: ему
казалось, что он спит давно и ночь бли-
зится к конпу, а то; к чему готовился весь
вечер, провалилось. Но, увидев вдали У
блиндажа сторбившуюся и, Как казалось
Доронину, понурую фигуру часового с авто-
матом, он успокаивалея. Доронин ощупывал
лежавшие. рядом с ним миноискатель. сумку
© плоскогубцами, проволокой, кусачками,
нехитрым и нужным набором вещей, с кото-
рыми он не расстаётся уже хва года. Всё на
месте — и можно. еще ‘отдыхать. Вонечно,
лучше будет, если зайдёт луна или повие-
нут тучи, или всю ночь не ‘булет стихать
хождь.— тогда бы он со спокойной уверен-
ностью сделал своё дело. Но лёгкий вете-
рок и отдалённый шелест листвы в кустах,
холодный лунный диск не предвешали До-
POHHHY ни туч, ни дождя.

В сущности, ему предстояла привычная
операция: пробраться в проволочным за-
граждениям немпев; проделать проход, раз-
минировать лощину, по которой потом прой-
дбт Hama разведка. Но все-таки Доронин
с какой-то тревогой в сердце ждёт полуно-
чи, когла назначен выход разведчиков.

Вак всегда в такие иинуты, Доронин
обратился к своей памяти. Всё прожитое и
пережитое на войне представлялось ему
лёгким и  незначимым, а предстоящее —
пелью. к которой нало еще итти и итти...

В весенние дни, когла наша армия дви-
галась к Украине, Доронин < Кавказ-
ских гор попал на широкие, еще за-
сенеженкые степи. Ему запомнился мост.
Узкая, но глубокая речка отделяла наш
полк от лемцев. В одну ночь надо было
восстановить мост, взорванный’ врагом.
Гончаренко нашел сохранившийся сарай
и засыпанные толщей снега бревна. Весь
вечер сапёры  подтаскивали всё это к реч-
ке; Их плечи и спины уже, казалось, вос-
палились от усталости. но без отлыха л-
дям пришлось лезть в ледяную воду п
скреплять остов моста. Тонкий лелок трас-
нул 101 ногами у Доронина, оп ощутил хо-
лол и острую боль. Верёвка. которой были
привязаны сапёры друг к другу, натяну-
лась. Немцы обнаружили их и начали об-
стрел реки. Огонь вырывал из пепи тру-
дившихся в воле людей — то олного, то
двух, — они погружались в воду; синева-
TH лёл багровел от крови. Но река смы-
вала и уносила кровь. а тела павитих всё
ещё улерживались теми, кто был жив и
продолжал своё трулное дело.

В ту ночь Константин Доронин обманул
смерть. Ноги леденели, но он заставил себя
не лумать о них. «Теперь надо беречь ру-
ки»,— убеждал себя Доронин. Правла. су-
ставы: пальцев отказывались сгибаться, но
он сотревал их во рту: Вазалось. всё было
против них — и огонь врага, и ‘ракеты,
освещавшие лёл, и холодная вола. и го-
речь, возникавшая при виле павших дру-
зей. Но тем настойчивее они продолжали
собирать мост. Вся сила человеческой ту-
ши согревала их. иростых русских солдат.
в ту тяжкую ночь. Они уже не могли вы-
ползти к берегу — их вытащили тула той
же верёвкой. Доронин упал на снег, и
хоть холод пронизывал его тело. он глот-
нул талый снег. К нему подбежал врач с
флягой спирта. Доронин жадно прижался
губами к горльнику, потом откинулся и
затих. Он почувствовал усталость и 6ез-
различие. — он уже не помнит, как его от-
несли в тыл, как разрезали ботинки, коти-
рыми он’ так дорожил, как спасли ero.

Да, теперь всё пережитое и оставшевея
позали воспринимается Дорониным ¢ ye-
мешкой опытного человека, стоявшего на
краю жизни. Особенно в этот тихий и без-
мятежный июньский вечер, о когда’ лишь
редкий артиллерийский выстрел или при-
вычный посвист снаряда напоминают о
TOM, что вблизи. в полукилометре отсюда,
лежит окопавшийся враг.

-...Лоронин. сам того не замечая, озна-  п сразу же заснул.

ружил то высокое душевное напряжение,
которое бывает у людей на фронте. Доро-

В условиях войны, когда каждый хо-
зяйственник обязан заботиться о лучшем
использовании вагонов и судов, штрафы
за простой вагонов исчисляются десятка-
ми миллионов рублей. На многих шахтах
Караганды, Кузбасса и  Подмосковного
бассейна в себестоимости угля скрываюхся
большие расходы из-за ‘простеев _ваго-
нов, поданных для погрузки угля. То же
имеет место и на отдельных предприятиях
черной металлургии. В ожилании ‘погруз-
ки лесных ‘материалов и других грузов
много суток простаивают некоторые суда,
расходуя при этом топливо.

В иных случаях отдельные дороги и
особенно парохолства и сами He заботят-
бя 0 лучшем использовании подвижного
состава; Они ограничиваются взысканием
штрафов с клиентуры, покрывая за этот
счет свою собственную бесхозяйственность.

Изучение отчетных материалов отдель-
ных предприятий показывает, что не все
хозяйственники усвоили значение режима
экономии в военное время. Нередко дела-
ются попытки  об’яснить отсутствие  дол-
жной заботы о снижении себестоимости
продукпяи отвлечением всего внимания
на выполнение об’ема производства. По-
добное невежественное противопоставление
количественных показателей качественным
имеет, к сожалению. хождение срели не-
которых хозяйстзенаиков. среди работни-
ков аппарата отдельных наркоматов и
главков  Отеюда — примиренческое отно-
шение к нерапиональному использованию
материалов: пережогу топлива; к браку,
рабточительству. и даже к хищениям. Это
факт, что вопросы себестоимости в неко-
торых наркоматах отданы на откуп олно-
му-—вум работникам. заполняющим соот-
ветствующие графы, предусмотренные в
планах и в отчетах по себестоимости.

При наличий излишне раздутых шта-
тов ‘административно хозайственного ‘уп“
равления отдельные предприятия 06’яс-
пяют: ослабление контроля за ‘расходова-
нием средств отсутствием” работников‘ по
иланировапию и учету себестоимости.

Сейчас, как никогла прежде, дальней-
шее увеличение об’ема производства зави-
сит от мобилизапия внутрипроизводствен-
ных возможностей и резервов, имеющихся
на каждом предприятии, в каждом цехе.
Условия же для’ этого—налипо. :

Много сот тысяч новых рабочих, пришед-
ших на производство во втором полуго-

PS ee ee ee ee ee

потом ветал. Мне показалось, что он взвол-
нован воспоминаниями. Он прислонилея к
дереву и сказал:

Не о себе я тревожусь — я © смерти
и думать забыл. Мальчонка у нас тут
есть... Tome canép и мой ученик. Ушёл
с вечера и нету его... А дело нехитрое —
минировать проволоку. Нету ero... A?

Он подошёл в часовому, заглялуя в 5ем-
лянку лейтенанта, постоял там. Часовой ©
автоматом его окликнул.

Доронин вернулся к кустам, гле лежала
его шинель.

—щ Нету ето... Он мне дороже всето. этот
мальчонка. Он пришел к нам зимой в де-
ревушке—отпа и мать пемцпы  порезали.
Я ему и за отца, и за мать, и за учителя...

Доронин был старше своего ученика —
Николая Орешина — чуть ли не на пятназ-
цать лет, но привязанность, сперва под-
сказанная жалостью и состразанием в
«мальчонке», выросла в острую и нежную
дружбу. Доронин и Орешин были нераз-
лучными и в труде — Орешин уже научил-
ся сапёрному делу. и в ®беде, и в корот-
ком соллатском сне; —еловом, во всем, что
составляет быт и жизнь воина. Орешин
оказалея смелым и восприимчивым парнем,
и вскоре он мог уже сам минировать «на
носу у немпа». как выразился Доронин,
или находить мины-ловушки, даже самые
коварные. {

Но всё это делалось под присмотром До-
ронина, ‘А теперь Орешин ушёл один. Лей-
тенант сказал: «Пора ему «выхохить в
люли»... ,

Но вернётся ли он оттуда. где «BEXOIST
в люди»? Доронин не мог успокоиться, за-
снуть, _

Вскоре послышались шаги. Доронин
встал. Пришел Василий Болотов, который
во всем батальоне прославился дерзкими
вылазкамя в тыл врага.

Доронин ушёл какой-то вялой и нетороп-
Ливой походкой. И вслел за ним пошли Бо-
лотов и его автоматчики, они должны были
развелать новые огневые гнезда врага.

Ночью вернулся Николай Орептин. Он три
часа лежал пол пулемётным огнём — нем-
пы его обнаружили и нё давали подняться.
Потом он полз кружным путём. лощинами,
но всё же лополз. Он сбросил шинель, снял
и гимнастёрку. тёплую и влажную. Он си-
дел так на предутреннем хололке, вытирая
краем шинели пот ¢ липа.

Вышел старшина из землянки и увидел
Орешина:

— Ими отлыхать, чего силишь?

— Ладно, я Костю обожду.— ответил,
не поворачиваясь, Орептин.

Он просилел без шинели и гимнастёрви
ло рассвета, когла вернулись Ролотов и
Доронин. :

Болотов проник к немпам — он обнару-
жил новые орудия и пулемёты, хорошо за-
маскированные. Вот они,— он показал
шесть кружков и шесть крестиков на кар-
те. Лейтенант пожал руку Болотова и на-
значил на пять ноль ноль Под’6м.— нало
рыть окопы и гнезла лля противотанковых
ружей и орулий.

Они разошлись по хотам сообщений. Ло
пол’ема осталось сорок минут. Доронин лёг
в землянке, довольный тем, что можно за-
быться коротким, но всё же спокойным
сном. Ему лали каши, но она показалаль
ему холодной, и он её оставил. В землянке
стали люди. которые уже привыкли к т0-
му, что они должны совершать пешком
длительные и тяжёлые марши. зарываться
в землю или бежать в атаку, ползти, пе-
реходить вброд реки, преодолевать в сол-
датским упорством и неутомимостью все
прегралы. Они знали, что побела им до-
стаётея трудом, потом и кровью.

И уже без былой горечи и усмешки, а ©
горлеливой верой человека. знающего себе
пену и свою силу, Константин Доронин за-
метил:

— Ишь. пехота — царица полей... Pas-
леглась... В пять ноль ноль пот’ём.— на-
помнил он скорее себе, чем окружающим,

О. КУРГАНОВ.
Действующая армия, июль.

`

дии 1941 года и в 1942 году, приобрели
необходимую квалификацию. На производ-
ство пришло много рабочих, окончивших
ремеслённые училяша и школы фабрично-
заводского обучения. За последний год
значительно улучшились бытовые и
жилищные условия рабочих, инженеров и
служащих, переселившихся вместе со
своими предприятиями в восточные райо-
ны. Заметно расширена сеть обществен-
ного питания. При всех почти предрия-
THAX созданы собственные подсобные хо-
зяйства, обеспечивающие улучшение снаб-
жения трудящихся. В ряде отраслей зна-
чительно повышена заработная плата. Все
это создает необходимые материальные
предпосылки для дальнейшего значитель-
ного роста произволительности трула во
всех отраслях хозяйства.

За время войны накоплен большой поло-
жительный опыт улучшенного использова-
ния сырья, металла и топлива. От нарко-
матов и тлавков зависит. чтобы новзя
перёдовал технология произволства стала
достоянием всех предприятий. Это обеспе
чит экономию десятков тысяч тонн метал-
ла, топлива и сырья.

Нарушенная в результате эвакуации си-
стема производственных связей  сейзае
установилась и улучшается. Правильная
система кооперапии при массовом выпуске
продукции слособетвует переходу на по-
точный метод производства, обеспечивитий
на многих заводах военной промышленно-
сти радикальное улучшение всех качествен-
ных показателей, значительное увеличение
0б’ема производства при наличном обору-
ловании и рабочей силе.

За время войны расширена система пре-
мий за экономию топлива. металла, за
внедрение заменятелей. Однако  нерелко
приходится встречаться с фактами, когда
премии выплачиваются хозяйственникам
вне зависимости от выполнения заданий
по снижению себестоимости. Необходимо
на деле, а не на словах установить 0т-
ветственность за экономию так же, как
за выполнение программы,

Решения ХУ Всесоюзной конференция
ВКП(б), потребовавшей — радикального
улучшения качества хозяйствования, ени-
жения себестоимости продукции и устра-
нения потерь, приобрели в военное время
особеяно ваАЖноё значение, и они должны
выполняться неуклонно.

Ш. ТУРЕЦКИЙ.