)

fl
у

-

ской литературы выпуётило третье’ изда-

) „Своих выступлениях со всей глубиной на-
‚’ Учного анахиза, с огромной силой предви-

^} Армия в упорных оборонительных боях

ИЮЛЯ 1943 г. № 173 (9309)

ВС ОКУ ea

ae Loar

войне Советского Coro3a

Государственное издательство поднтяче-

ние книги товарища И. В. Сталина «0 ве-
дикой отечественной войне  Советекого
Союза». В это издание вошли все опубли-
кованные в цечати за период Отечествен-

ной войны выступления и приказы
товарища Сталина. Каждое из этих выету-
плений — историческая веха на пути

освободительной войны советского народа
против немецко-фашиетских захватчиков,
документ, влохновляющий созетеких лю-
дей на священную борьбу с врагом, мобя-
лизующий силы  царода,  указызающий
путь победы.

В памятное утро 3 июля 1941 года,
когла механизированные полчища гитле-
ровских разбойников, встречая  геромче-
ское сопротивление Красной Армии, рва-
лись в глубь нашей страны, товарищ
Сталин обрётилея к советекому народу с
волнующим пламенным призывом: спло-
тяться вокруг партий большевиков, во-
круг Советекого правительства для  само-
отверженной поддержки, Красной Армии н
Краеного Флота, для разгрома врага, для
победы. С суровой большевистской прямо-
той товарищ Сталин указал советским лю-
дям на всю глубину опасности, утрожаю-
щей нашей стране. Вероломно нанав на
нашу мирную страну, гитлеровские нупе-
риалисты-разбойники поставили своей
целью разгромить и уничтожить наше го-
сударетво, захватить наши земли, Halll
хлеб, нашу нефть, нашу цветущую индует-
рию, всё, что было создано десятилетиями
самоотверженного труда советекого  наро-
да. Жестокий, подлый враг задумал пре-
вратить свободные народы Советского Co-
038 в жалких рабов немецких помещиков,
князей и баронов.

«Дело идёт, таким образом, о жизни и

Товарищ Сталин © Великой

ветеком тылу — все эти постоянно дейст
вующие факторы войны привели к тому,
что в ходе войны исчезли временные пре-
имущества гитлеровской армии, Силы С0-
ветекого Союза развёртывалиеь и кревли
в ходе войны, х военная мощь и военная
копомика гитлеровской Германин оказа-
лись основательно подорванными, серьёзно
ослабленными.

Товарищ Сталин показал советскому

Отечественной

Фонд восстановления культурных
учреждений Сталинграда

СТАЛИНГРАД, 10 июля. (Корр. «Прав-

ды»). Вся страна принимает участие в вос-

становлении

Сталинграда,
фашистскими

варварами, Комсомольцы

разрушенного
и

Удары нашей авиации по войскам
и аэродромам противника

В ночь на 10 пюля авиация хальнего

против немецких захватчиков принимают молодёжь 28 республик и областей Союза! действия продолжала наносить удары ио

активнейшее участие партизанские отряды,
которые по призыву товарища Сталина.
образовались на всей территории, временко.
захваченной врагом. За два года отечест-
венной войны героические народные мести“!

ти истребили более 300.000 raraepos-

ских мерзавцев, организовали крушения
не менее 3.000 побздов.
По призыву товарища Сталина nama

народу и всему миру липо врага — веро-  страна превратилась в езиный боевой ла-

ломного и подлого, жестокого и нагхого,
самоуверенного и трусливого. Гитлеров-
цы — цепные псы германских плутокра-

тов и помещиков, разрушители культуры, перебазировал промышлевноеть из угрожае7 вая выпуск продукции для

терь, За время войны советский народ в

Невиданеюо короткие сроки перестроил хо-

зяйство на военный дал, организованио

носители средневекового мракобесия. Это-— мых районов на Восток, постройл сотни

павшие до уровня диких зверей.

сти,
наглость

люди © моралью животных
призывать K

имеют

ского, Горького и Чехова, Сеченова
Кутузова!..» (erp. 27).
Немецкие

яетребительную

подхватили боевой призыв
Сталина:
Смерть немецким оккупантам!
# * *

В ходе войны блестяще оправлалось на-
учное предвидение товарища Сталина, › его
оценки положения и перспектив войны.

В самые трудные дни 1941 года; когда
немецко-фангистские разбойники бешено

1941 тода из Москвы на

«Й эти люди, лишённые совести и че- и боопринаеов.

уничтоженню Берженно борется за высокий урожай, енаб-
великой русской нации, нации Нлеханова Жая армию и страну продовольетвием. Со-
и Ленина, Белинского и Чернышевского, Ветокий нарох проявляет величайшую 3a-
Пушкина и Толстого, Глинки и Чайков- боту о своей Красной Армии, 0б усилении сяч звеньев цепей к комбайнам и на вопрос о рыбе. Создать мощную рыбную
п военной мощи нашей родикы. Менее чем 60 тысяч рублей запасных частей к сель-  промышленность в Сибири — таково было
Пъвлова, Репина и Сурикова, Суворова 1/38

захватчики ‚провозгласили
войну против  натодов
СССР. Советские люди, как один человек, давший в бюджет более 20 миллиардов
товарища   Рублей. Веб это показывает, что война про-

рвались к Москве, стремясь любой ценой п
овладеть пашей столицей, 6 и 7 ноября (ся

люди, потерявигие человеческий облик и повых промышленных предприятий, увели-

TEI произволетво всех видов вооружения
Колхозноев крестьянетво
‘расширило площади \тосевов, оно хамоот-

4 месяца трулящиеся Советского Солоза
внесли в фонд Красной Армии более 7 мил-
лиардов рублей. В течение одних суток
‘был перевыполнен Второй Военный Заем,

тив немцев является ‘действительно обще-
народной войной всех нагодов, населяющих
Советский (Союз.

В советском патриотизме чулесным обра-
зом сплазлена папиовальная торлость рус-
‘ского и других народов Советского Союза
с демократической, социалистической созна-
тельноетью членов нового, советского 0б-
щества. Национальная гордость русского
других народов Советского Союза питает-
могучими историческими корнями, мно-

смерти Советского государства, 0 жизни и
смерти народов СССР, о том —- быть из-
родам Советского Союза свободными, или

всю страну, ка говековой историей этих нато
7] К 2 NOB, BIOXHQB-
Bech MHP прозвучал твёрдый, уверенный   ляетея- славными полвигами наших веди-
голое товарища Сталина, вдохнувшего н0- ких предков в борьбе за свободу, честь

виаеть в порабощение» (стр. 11). вую энергию, несокрушимое мужество Bin независимость Релины, Советекий народ.
В свобы историческом выступлении   сердца всех советских людей. Во многих законшо гордился гигантскими успехами

местах были воздушные тревоги, грохотали  своей великой социалистической стройки.
зенитки, но люхи не уходили от рупоров, Советские люди гордятея героическими под-
слушая речь любимого вождя. Сердца их  вигами своей дослестной Красной Армии, в

3 июля 1941 года товарищ Сталин’ нока-
зал, что войну с фмнистской Германией
нельзя считать войной обычной. «Она яв-

ляется не только войной между двумя
армнями, Онз является вместе с тем ве-
ликой войной всего советского народа про-
тив немецко-фашистских войск» (стр. 13).

Товариш Сталин указал, что предстоят
суровая и трудная война. Речь товарища
Сталина воодушевила советских людей
непоколебимой уверенностью в победе на-
шего правого дела, верой в свои силы, дала
каждому советскому патриоту на фронте и
в тылу боевую, конкретную задачу в борьбе
во имя победы над ненавистным звратом,

Товарищ Сталин призвал весь советский
народ немедленно перестроить всю работу
на военный лад, всё подчинив интересам
фронта и задачам организации разгрома
врага. Он призвал Прасную Армию, Крас-
пый Флот и всех граждан Советского Co-
юз& ‹...отбтаивать каждую пядь советской
земли, драться ло последней капли крови
за наши города и` сёла, проявлять cMe-
лость, инициативу и сибтку, свойственные
наему народу» (стр. 12).

В. выетуплении лю. радио. 3 июля
1941 г. товарищ Сталин указал, какие
меры нужно принять, чтобы ликвидировать
опасность, нависшую над нашей Родиной,
чтобы разгромить врага. Товарищ Сталин
раз’яснил основные особенности Великой
Отечественной войны Фоветекого народа
против немецко-фаптиетских поработителей.
Великий вождь и учитель предвидел оенов-
ные закономерлости, ход развития этой вой-
ны, ещё небывалой в метории по своим мас-
штабам и значению. Товарише Оталин УЕз-
зывал, что’ хотя фашистская Германия в
результате внезапного, вероломного нападе-
ния ua CCCP добилась некоторого вы-
игрышного положения для своих войск в
течение короткого срока, но она проиграла
политически, разоблачив себя в глазах вее-
то мира, как кровавого агрессора.

«Не может быть сомнения, — говорил
товарищ Сталин,— что этот непродолжи-
тельный военный выигрыш для Германии
является лишь эпизодом, а троомадный по-
литический выигрыш для СССР является
серьёзным и длительным фактором, на
основе которого должны развернуться реши-
тельные военные успехи Красной Армии в
войне с фашистской Германией» (erp. 10).

Товарищ Сталин указал, что наша вой-
на за свободу нашей родины сольётея 6
борьбой народов Европы и Америки за их
независимость, за демократические свобо-
ды. Историческое предвидение товарища
Сталина о елином фронте свободолюбивых
народов, борющихся против гитлеровской
тирании, оправдалось. В ходе войны сло-
жилась и окренла мощная антигитлеров-
ская. коалиция великих свободолюбивых
держав — СССР, Антлин и США, ведущая
справедливую, освободительную войну про-
тив гитлеровекой Германии и её еообщни-
ков по ра3бою в Европе.

Опираясь на самое передовое научное
мировоззрение, на маркеистоко-лениискую
науку 0б обществе, товарищ Сталин в

дения определил хол Великой Отечествен-
ной войны, её перслективы, Он` раскрыл
причины временных неудач Красной Ар-
мии и показал основные, постоянно дейст-
вующие факторы, которые делают разгром
немецких имперналистов и их армий не-
минуемым.

Уже в первый порподх войны Ерасная

измотала и уничтожила крупные силы
врата, значительно подорвала его настула-
тельную мощь. © каждым месяцем войны
Советекий Союз в6ё больше мог использо-
вать для отшера врагу свои могуществен-
ные силы, На ход войны стали всё боль-
шее влияние оказывать постоянно дейст-
вующие, основные ‘факторы войны. ‘Это,
прежде всего, высокий моральный дух
Красной Армии, самоотверженно борющей-
ся за свою Советскую Родину. Это, далее,
прочноеть советского тыла, по зову това-
рища Сталина ставшего единым боевым
латерем, день и ночь кующим оружие и
боеприпасы, снабжающим родную Врзеную
‘Армию всем необходимым для победы.
на стороне врата постоянно действующим
фактором является непрочность евроцей-
ского и германского тыла гитлеровеких
захватчиков,

Накопление босвого опыта Красной  Ат-
иней, неустанная подготовка резервов, воз-
растающее производетво вооружения в 60

В историческом докладе 6
прозорливостью показал,
события в ближайшем будущем, Товарищ
Сталин раз’яснял, почему провалился не-
мецко-фаптистекий план
войны» против СССР. Он предсказал, что
зима 1941 тода не сулит нашим вратах
ничего хоропего. Он указал,

торые завтра превратятся в грозу для
немецкой армии» (стр. 21—22).

А вскоре, в декабре 1941 тода, Ерас-
ная Армия, действительно превративитиеь
в грозу для немецкой армии, разгромила
немецко-фалгистские войска на подступах
к Москве. Это было первым крунным по-

ражением немцев во второй мировой вой-  указал
Красная Армия  ариля”
является могущественной силой, способной   yo

не, показавигим, что

не только устоять против бешеного на-

тиска немецко-фалнистских войск, но и ут

разбить их в открытом бою.

Летом и осенью 1942 года, воспользо-
вавшись
Европе, немцы создали большой перевес
сил на  юто-западном направлении и,

предгорий Кавказа. Ho Врасная Армия
уже готовила новые сокрушительные уда-
ры по зрагу. В приказе Народного Комие-
сара 0бороны товарища Сталина от
7 ноября 1942 тола говорилось: «Недалёк
тот день, когла враг узнает силу повых
ударов Красной Армии. Будет и на нашей
улице праздник!».

Й праздник этот  векоре’  наетупил:
В ноябре 1942 г. началось великое насту-
пление Красной Армии, послужившее пово-
ротным пунктом во всём ходе войны.

+»

В чем заключается важнейший неточние
великой моральной силы Красной Ариии,
источник, её героизма?

«dodo боец Красной Армии может
с тордостью сказать, что он ведёт
войну справедливую, = освободительную,
войну за свободу и независимость своего
отечества. У Прасной Армии ость своя
благородная и возвышенная цель войны,
вдохновляющая её ‘на подвиги. Этим
собственно и об’ясняется, что отечествен-
ная война рождает у нас тысячи героев
и героинь, готовых MATH на смерть ради
свободы: своей родины» (стр. 42—43). `

Идея защиты Советской Родины, благо-
родный советский патриотизм — эта м-
тучая движущая сила развития советекого
общества в условиях Великой Отечествен-
ной войны проявилась © 060б0й, пламен-
ной силой. Идея защиты Советской Ро-
дины породила такой массовый героизм,
тавую железную стойкость, мужество,
самоотверженность советеких воинов и всех
советских людей, которые навсегда войдут
в историю человечества, как самые слав-
ные её страницы.

Товари Сталин призвал советских
воинов, осенёиных победеносным знаменем
великого Ленина, вдохновляться в войне за
свободу и независимость своего отечества
мужественными образами наших великих
предков, великих изтриотов и полководцев.
И сегодня грудь многих доблестных офи-
перов и тенералов Ерасной Аюмни укра-

Mena славными орденами Александра
Невского, Михаила Кутузова, Александра
Суворова.

Советское правительство, советский ma-
род с любовью награждают своих доблест-
ных, героических сыпов. За два тода оте-
чественной войны орденами и медалями
Советского Союза патраждено 894.753
бойца, командира и подитработниха Крас-
ной Армии и Коаюното Флота за доблость
и мужество, проявленные р боях за Совет-
скую Родину. В этом — ямчайшее сви-
хетельство массовото героизма советского
народа. и его Красной Армии,

В упорных боях за’ нашу Советекую

А Родину осенью 1941 тода родились первые

Они за-
показав

гвардейские дивизии и бригады.
служили это выб0коо звание,
обуазцы мужества, отваги,
организованности, А теперь уже

«молниеносной! Красной Армии ковать победу.
Что, «В ОТНе словно

RUDE, лётчики, артиллеристы, миномёт-  ой Отеч
Чики, танкисты, пехотинцы, моряки, ко- да, мобилизует волю, энергию советелих

отсутствием второго Фронта в леровской Германии стала фактом.

перейдя в наступление, ценой колоссаль-
ных потерь докатилиеь до Сталинграда и

загорались зеликим мужеством, хававшим   ходе неслыханно тяжёлых бобв на протя-
силу переносить самые тяжкие испытания. жении двух лет разбившей авантюристи-
ноября   ческие планы германских империалистов;
1941 тода товарищ Сталин с гениальной! рассъитанные на порабощение натолов Co-
куда двинутея ветского Corsa.

Советский народ может
гордиться прочноетью и организованностью
своего тыла, самоотверженно помогающего

# # *
Каждое выступление товарища Сталина

ественной войны советского наро-

людей на беспощадную борьбу © немецко-
фашистскими захватчиками, вдохновляет
советских. патриотов на боевые и трудовые
подвиги BO Kia победы пад фашистским
зверем.

В приказе Верховного Главнокоманхую-
mero 1 мая 1943 года товарищ Сталин
utd гитлеровокая Термания и еб
потрясены и переживают кризис,
они ещё пе разбяты,

«Нужны emé два-три таких мощных
ара с запада и ростока, какой был на-
несем гитлеровевой армии последние 5-—6
месяцев, для того, чтобы ‘катастрофа гит-

Поэтому народам Советского Союза и их
Врасной Армии, равно как нашим ©о10з-
пикам и их армиям предстоят ещё суровая
и тяжелая борьба за полную победу над
гитлеровскими извергами, Эта борьба по-
требует от них больших жертв, огромной
выдержки, железной стойкости. Они дол-
жны мобилизовать все свои силы и в0з-
можности для того, чтобы разбить врага
и проложить таким образом путь к ми-
ру», — учит товарищ Сталин.

первомайском приказе 1943 года
товарищ Сталин призвал рабочих, колхоз-
ников, советекую интеллигенцию работать
для фронта с удвоенной энергией, потому
что война против немецко-фапгиетских за-
хватчиков требует, чтобы Красная Армяя

получала ещё больше орудий, танков, са-

молётов, пулемётов, автомалов, — мино-
мётов, боеприпасов, снаряжения, иродо-
вольствия.

Брасная Армия за время войны приоб-
рела богатый военный опыт. Сотни тысяч
бойцов в, совершенстве овладели своим
оружием, командиры научились умело уп-
равлять войсками на поле боя. Но нельзя
успокаиваться на этом, нельзя  остано-
виться в военном деле, потому что это
значит отстать.

«...Главное сейчас состонт в том, чтобы
вся Враеная Армия изо дня в день совер-
шенствовала свою боевую выучку, чтобы
все командиры и бойцы Красной Армии
изучали опыт войны, учились воевать
так, как этого требует дело победы», —
говорит в первомайском приказе Верхов-
ный Главнокомандующий Маршал  Совет-
ского Союза товарищ Сталин.

Соотношение сил в ходе войны измени-
лось в нашу пользу и в пользу паших
союзников. Сложилась блатоприятнал 0об-
становка для создания второго фронта на
континенте Евроры. <«...imenno теперь,
Korja фашистский зверь напрягает свои
последние силы, — необхолимо организовать.
общий натиск свобололюбивых стран для
того, чтобы добить этого зверя и избавить
пароды от фапистского гнёта», — указывает
товарищ Сталин в своём ответе на вопрос
тлавного корреспондента английского атент-
ства Рейтер.

хх я *
Внига товарища Сталина «0 великой
отечественной войне Советского Союза»

ндейно вооружает наш народ непоколеби-
мой узеренностью в победе нашего празо-
го дела, указырает. путь к победе. Глубо-
Ko прав тов. М. И. Калинин, говоря, `что
«для более глубокого понимания и оемыс-
ливания развернуашихся событий настоя-
тельно необходимо, чтобы все  советекие
люли ещё и ешё прочитали и основатель-
по продумали всё сказанцое товарищем
Оталиным 00‘ отечественной войне. Reo
хочет с ваибольшей пользой бороться с
пемецеими захватчиками — должен вии-
мательно изучать выступления товарища
Сталина».

Под мудрым

водительством нашего

дисциплины и  любимого вождя, учителя и полководда,
Красная   Верховного Главнокомандующего Маршала

Армия насчитывает около ста гвардейских Советекого Союза товарища Сталина мы

стрелковых дивизий.
Bo всенародной отечественной войне

завоюем победу. j
П, ПОСПЕЛОВ.

собрали в фонд восстановления культур-
ных учреждений города 16 миллионов
рублей.

ско-Куреком и Белгородеком направлениях.

Sabres аэродромы противника. Уничтожено
‘и повреждено больное число находившихся

войскам и технике противника Ha Орлов-  на земле немоцких бомбардировщиков и

истреблтелей. Двз наших самолёта не вер-

Сталингралский облисполком решил на  Наши воздушные силы, бомбардировали   нулись © боевого задания.

поступившие средства построить и восста-
новить пять средних школ, Дворец пионе-
ров, Театр юного зрителя, парк культуры
и отдыха и городской сад.

АНИ

Сельскохозяйственные машины
колхозам

10 июля. (ТАСС). Увеличи-
фронта, заводы
Узбекистана одновременно производят всё
больше сельскохозяйственных машин. Один!
из заводов города Чирчака начал. выпус-,
Kath сеялки, завод им, Фрунзе — сено-
косилки, приспособленные к уборке хле-
бов, зазод им. Вороцшлова зепасные
части к комбайнам. Завод им. Ильича обя-
зался перевыполнить июльский план на
45 проц., изготовить сверх задания 50 ты-!

ТАШКЕНТ,

скохозяйственным машинам.

—<—

Двадцать пять лет на одном заводе

САРАТОВ, 10 июля, (Корр. «Правды»).
 Общественность саратовского завода
«Трактородеталь» отметила 25-летний юби-
лей непрерывной работы на заводе кадро-
вого  рабочего-стахановца  шлифовщика
С. В. Андронова.

Тов, Андронов выполняет ежедневно по
дзе—три нормы при отличном качестве
выпускаемой продукции. Он обучает моло-
дые кадры, передавая им свой богатый
производственный опыт.

Днрекция премировала т. Андронова де-
нежной премией, ценным подарком и гра-
мотой. Юбиляр получил приветствие от
‘Саратовского городского комитета ВКП(б).

о

Областной с’езд участковых прачей
УЛЬЯНОВСК, 10 июля. (Спец, корр.

«Провды>). Состоялся первый с’езд участ-
ковых врачей Ульяновской. области,

Область располагает значительной сетью
лечебно-профилактических учреждений, хо-
рошими медининскими кадрами. Благодаря
их работе снизилась заболеваемость таки-
ми инфекциями, как корь, скарлатина, диф-
терия и дизентерия.

В докладе облздравотдела и в выступле-
ниях делегатов с мест были указаны пути
и средства дальнейшего улучшения меди-
цинского обслуживания населения. В част-
ности с’еэд отметил важность медицинской
помощи инвалидам отечественной войны и
семьям фронтовиков.

Участники с’езда прослушали ряд’ науч-
ных докладов, прочитанных работниками
Воронежского государственного медицин-
B

ского института, Улья-

новске,

находящегося
о

Творчество таласских ковровщиц

ДЖАМБУЛ, 10 июля. (ТАСС). Творче-
ство знаменитых таласских ковровщиц, чьи
произвеления вошли в быт казахского аула,
обогатилось новой тематикой. Таласские
ковровшицы воё чаще обращаются к те-
матике великой отечественной ‘войны. Ков-
ровщица  Маметбетова ‘использовала всё
своё мастерство и яркость красок, чтобы
создать образ джамбулского снайпера Сук-
нименова, ‘истребившего не одну сотню
гитлеровцев. Великолепна работа Джамал

Омаровой, запечатлевшей на ковре стре-
мительную атаку лихих джигитов.
—©о—

Гастролн Ростовского драматического
театра в Иванове

ИВАНОВО, 10 июля. (Корр, «Правды»).
На гастроли в Иваново прибыл Ростовский
драматический театр. 8 июля на сцене об-
ластного драматического театра был дан
первый спектакль «Фельдмаршал Кутузов»
Спектакль прошел с болышим ‘успехом.

—с—-

Выпуск молодых учителей

В педагогических учебных заведениях
РСФСР: заканчиваются сейчас государ-
ственные экзамены. В этом году будет вы-
пущено 16:485 учителей для начальных,
неполных средних и средних школ страны.

Значительное число молодых учителей
русского языка, литературы, математики,
физики, истории, естествознания направ-
ляется в городские и сельские школы ос-
вобождённых районов и в отдаленные края
и области республики, 314 выпускников бу-
дут работать в школах Ленинградской об-

ласти, 271 — в Сталинградской области,
265 — в Ростовской. {ТАСС).
О

СО ВСЕХ КОНЦОВ. СССР

ЕРЕВАН. В детских яслях сельских
районов Армении в период уборки урожая
находится 40 тысяч детей. .

СВЕРДЛОВСК. На сессии Свердловской
консерватории, посвященной Рахманинову,
был прочитан фяд докладов, исполнялись
фортепианные концерты, вокальные и дру-
гие произведения композитора.

ГОРЬКИЙ. Новый`отряд учителей выпу-
скают исторический, литературный и есте-
ственно-географический факультеты Topb-
ковского педагогического института.

АШХАБАД, Колхозники сельхозартели
«Комсомол», Сакарского района (Чарджо-
уская обл.), организовали и содержат за
свой счет детский дом na 50 детей фронто-
BUKOB.

АРХАНГЕЛЬСК. Областной земельный
отдел организовал курсы зоотехников по
птицеводству.

РОСТОВ (Ярославская область). Нача-
лась уборка зеленого горошка. Поречский
консервный завод выпустил из зеленого го-
рошка нового урожая первую партию кон-
сервов.

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Колхозники
Смоленшины собирают богатый Урожай ово-
щей, Первые центнеры их они сдают Крас-
ной Армии и на заготовительные пункты.
Сельхозартели Козельского района уже
сдали 61 центнер свеклы, 5 центнеров лу-
ка, 4 центнера салата.

СТАВРОПОЛЬ. После изгнания немец-
ких оккупантов население края восстано-
вило 40 домов культуры, 400 изб-читален,
5 музеев. Почти во всех районах возобно-
вили работу библиотеки.

МОСКВА. Наркомпрое РСФСР. органи-
зует спортивное общество учащихся не-
полных средних, средних школ и педаго-
гических училии. Новому спортивному 06-
ществу присвоено название «Смена». Чле-
нами общества могут быть учащиеся 5—7
классов неполных средних и 5—1!0 классов
средних школ.

КИРОВ. Областной отдел народного об-
разования организовал выставку учебно-на-
глядных пособий.

т

Путина в Сибири

Байкал, Ангара, мпоговодизя Лена п
сотни других озер и рек Иркутской обла-
CTH изобилуют всевозможной рыбой. Здесь
водятся омуль, хариус, щука, елец, тай-
мель, стерлядь, осетр, замечательные бай-
кальекио бычки и другие ценные погоды
рыб.

До зойвы в области по существу не было
рыбной промышленности. Рыбная ловля
больше была спортом для рыбзков-любите-
лей, чем самостоятельной отраслью народ-
цого хозяйства. Война по-иному поставила

решение партии и правительства.

В Иркутской области по-настоящему до-
бычей рыбы вплотную занялись только в
прошлом тоду. Былое создано несколько
рыбозаволов, два с лишним десятка сель-
хозартелей переведены на рыболовецкий
устав, во многих колхозах созданы епе-
циальные ловецкие бригады. В 1942 г.
иркутекие рыбаки добыли в три раза боль-
ше рыбы, чем в 1941 г, Однако государ-
ственный шлан не был выполнен полностью
13-за недооценки рыбодобычи некоторыми
хозяйственными, партийными и советекими
организациями.

В этом году областная партийная opra-
низация уделяет добыче рыбы гораздо бель-
шее внимание. Вцервые в условиях суровой
сибирекой зимы проводился массовый под-
ледный лоз, Рыбозазоды и колхозы евоевре-
менно начали подготовку к весенне-летней
путине, готовили снасти, лодки, бочкотару,
кадры рыбаков и Т. д.

Весспие-летнюю путину рыбаки области
встретили подготовленными. Rak только
векрылиеь реки и ера, начался интен-
сивный лов рыбы. На промыслы вышаи
4.200 рыбаков, тотда как в прошлом году
на лову было занято всего около 1.500 че-
ловек.

Девять рыбозаводов, 70 рыбоприемных
пунктов и моторно-рыболовецкая станция
созданы на рыбных промыслах. Впервые
в текущем году на Байкале вступили в
эвксплоатанию дрифтеры-сейнеры. Четыре
десятка сельхозартелей стали специальными
рыболовецкими колхозами, в трехетах кол-
хозах созданы рыболовецкие бригады.

Социалистическое соревнование, массово-
политическая работа среди рыбаков и само-
отверженная работа ловцов на промыслах
обеспечили Успех рыбодобычи, Полугодовой
план Иркутский трест выполнял досроч-
но — 15 июня, К 1 июля выловлено на
6 тысяч центнеров больше шестимесячиого
плана. Из 9 рыбозаводов 6 досрочно вы-
полнили полугодовое задание, Досрочно вы-
полнили  потугодовой план 13 рабюнов
области.

Замечательных результатов добилея ряд
рыболовецких колхозов и бригад. Бригада
тов. Вуйпова Бужга из колхоза «Улан-
Хушин» 17 нюня выполнила годовой плал,
выловив 2.250 пудов рыбы. Июньское
фронтовое задание бригада выполнила

—_ дд

из 640 процентов. Бригада Хореева Романа
перевыполнила полугодовой план в три
раза, бригада Ханхабаева Мухтарг из ол
хоза имени Жданова перевыполнила полу-
годовой план в два раза,

Хорошо ловят рыбу рыбаки-колхозники
Лены. 23 июня рыбакн  Яиталовекото
района выполнили годовой план на 133
проц. Успех добычи обеспечили” хорошая
подготовка к путине, широко развернутое
социалистическое соревнование среди зов-
нов, их желание помочь фронту. До конца
года житгаловцы выловят еше сотни цент-
веров рыбы.

Летцяя путина в разгаре. Огюмные ко-
сяки рыб в основном водоеме — Байкале —
подходят к берегам. Бригада тов. Дудеева
за одно притонение выловила 109 центие-
ров прекрасного ‘’байкальского омуля.
Бригада Буйнова из колхоза «Улан-Хушин»
за одно притонение добыла 83 центнера
рыбы.

Первые уснехи по рыболобыче достиг-
нуты в результате тото, что областная пар-
тийная организация и Советы депутатоз
трудящихся. особенно Ольхонского, Слюдян-
ского, Братского, Нижне-Млимского, Жига-
ловского и других районов, серъезнее стали
заниматься рыбодобычей, оказывают боль-
ую помощь рыбозаводам и рыболовецким
колхозам и бригадам.

В бригадах рыболовенких колхозов из.
Байкале читаются доклады о текущем мо-
менте, проведено 50 бесед, организован вы-
пуск стенных газет и боевых лиетков.

Церед началом путины были проведены
вустовыю совещания бригадиров рыболо-
вецких бритад, семинары руковотителей
агитколлективов и секретарей ° партийных
и комсомольских организаций. На рыбные
‘промыслы направлены 200 коммунистов п
вомеомольцев,

Наряду с передовыми ‘предприятиями
рыбной промышленности, рыболовецкями
колхозами и районами есть еще отдельные
районы, не выполняющие план. Усольский
райком партии совершенно устранилея от
руководства рыбодобычей. Поэтому колха-
зы района — «Первомайский», «Врасный
животновод», «По заветам Ленина», «Це-
редовой строитель» -— все еще не уком-
плектовали рыболовецкие бригады, а колхоз
имени Фрунзе до сих пор даже не присту--
пил К лову, :

Плохо руководят добычей рыбы парт
организации Каровекого района и Алар-
ского аймака.

Дело чести рыбаков и работников рыб-
ной промышленности и партийной органи-
зации области органйзовать дело так, чтобы
досрочно, к ХХУГ годовщине Великого
Оклября, выполнять годовой план рыбо-
добычи и ло конца года дать вверх
плана зв особый фонх Главного Командова- -
ния не менее 60 тысяч пудов сибирской

выбы.
В. КОЛЕСНИКОВ.
Секретарь Иркутского обкома партии,

«Испытание»”

У Арк, Первенцева есть замечательная
книга «Кочубей». Это широкая, волнующая
поэма о народном герое Кубани. Она ча-
рует читателя, как былина, как, раздольная
песня, в которую вложена душа народа.
Эта поэма спета с большим раздумьем и
горячим сердцем. Ее романтический пафос
и пленительная напевность долго будут
узлекать нашего читателя,

В романе «Над Кубанью» — тот же мо-
тив, та же народная стихия, но тут уже
больше эпического спокойствия.
`И было как-то неожиданно появление в
печати последнего романа А. Первенцева
«Испытание». Голос писателя зазвучал по-
новому, стиль и строй образов. иные, чем
в прежних его произведениях. Роман по-
священ  животрепещущей теме наших
дней — людям советской индустрии в пер-
вый год отечественной войны.

Сюжет романа несложен. На Украине в
годы сталинских пятилеток был построен
огромный авиационный завод. В Закавказье
и на Урале дублировались цехи этого за-
вода. Началась война. Завод спешио разби-
рают, грузят ва платформы и отправляют
несколькими эшелонами на Восток. Там его
дружно и быстро, с помощью местных ра-
бочих-энтузиастов. монтируют вновь и пу-
скают в ход. ‘Корпуса старого завода
вэрываются; немцам остаются одни руины.

Действующих лиц в романе очень много.
Некоторые из них написаны ярко и коло-
ритно. Наиболее удачные и пластичные —
это главный инженер, потом ставший ди-
ректором Богдан Дубенко, его отец, рабо-
чий, и старый партизан-кубанец Максим
Трунов. Старики-богатыри точно вылиты из
бронзы.

Богдан Дубенко — центральная фигура
романа. Это — характер, созданный совет-
ской действительностью. Знающий и трез-
вый инженер, он живет заводом, он само“
забвенно предан ему, он вкладывает в не-
го всю свою душу. Это—его поэма. Ои не
просто выпускал на своем заводе самолеты:
он создавал их. Самолет--это частица его
самого.

Дубенко—фигура цельная, он и жену сво1о
любит такой же крепкой любовью. И наду-
мавными мне кажутся эпизоды, которые во-
все не соответствуют характеру Дубенко.
Где-то в Закавказье Богдана неожиданно
поражает видение женщины © зелеными` гла-
зами-—какой-то актрисы. А то вдруг у не-
го пробуждается внезапное чувство к ка-
кой-то первой встречной блондинке..,

Жаль, что книга отяжелена техническими
терминами, мало понятными для читателя, и
некоторой риторикой.

Но это частности. Суть всего повествова-
н я—в великом испытании, переживаемом
страной. Это дано А. Перзенцевым горячо
и ярко,

Превосходны картины демонтажа, по-
грузки завода, отправки эшелонов. Враг
бомбит и город, и рабочий поселок. Уже
льется кровь женщин и детей. Рабочие
со слезами, с болью в душе снимают с
площадок станки и грузят их на платфор-
мы под фугасными бомбами немцев, Эти
страницы полны страдания: ведь тут все

‚*) Аркадий Первенцев. «Испытание». Ро”
ман. Гослитиздат. 1943 г,

сооружения — целый город заводских коп-
пусов — созданы ими, теми же самыми
людьми: они выросли здесь, они хотели н
сложить здесь свои кости. А пришлось вот
переселяться в неведомую даль — на суро“
вый Урал.

Их любовь к своей родине безмерна, по-
тому что эта страна полита их кровью, со-
здана их руками. Они — хозяева этой
страны и ее сильные и умные работники.
Они одухотворили ее своими великими це-
лями, своей созидающей энергией, Ози
рождены и воспитаны ею. Их отцы защи-
Waid ее когда-то от интервентов, от тех
же немцев, А они, дети, сделали эту стра-
ну сильнейшей индустриальной державой.

Теперь же многое нужно было уничто-
жить, чтобы не досталось врагу. Перед
полчищами разбойников, как и все, Дубен-
ко «познал горькую правду уничтожения,
и в душе его на время было задавлено
чувство созидания», потому: что нельзя
оставлять баз, на которых враг может пол-
ремонтировать свою машину войны. И ра-
бочие сами взрывали заводы.

Тяжело было разрушать плоды своего тру-
да, и не все способны были приносить эти
жертвы. Так рабочий Хоменко, потеряв
семью, сам погиб, не имея сил оторваться
эт своего завода,

Но на Урале люди обрели такую же ро-
длину, как на Украине. Их встретили там
уральские рабочие, как братьев. Правда,
уральцы — <держанные, замкнутые, <уро-
вые люди, однако «они мало обещают,
но много делают». Десятки тысян этих
уральцев, таких же шахтеров, как и донбас-
совцы, идут на помощь а вмиг разгружают
эшелоны. Они приветили и приютили приез-
жих товарищей. Угрюмов, председатель
облисполкома, хорошо знает своих ураль-
цев, знает и украинцев. Он мудро органи-
зует людей и направляет дело прямо к цели.

С таким же самозабвением и энтузиаз-
мом, как и раньше, рабочие стали возво-
дить корпуса и монтировать цехи на новом
месте, на Урале. Здесь как будто ждали
этсго гиганта: здесь была недсчерпаемая
сырьевая база,

Рабочий класс нашей страны издавна

поражал. мир своей способностью делать
чудеса; он создал целую эпоху чудес -—
сталинские пятилетки. В дни величайших
испытаний, в дни кровавого вторжения вра-
га рабочий класс с невиданным нзиряже-
нием, почти молниеносно перенес за тысячи
километров свои заводы, воскресил их в
несколько недель и стал работать на своих
станках на полную мощь. Все цехи откры-
вались одновременно.
’«В результате всей этой сложной органи-
заторской и строительной работы, — гово-
фил по этому поводу товарищ Сталин, —
преобразились не только наша страна, но
и сами люди в тылу».

Об этой великой эпопее переселения за-
водов с запада на восток и героизме рабо-
чего народа много можно было бы вапи-
сать в связи с хорошей книгой А. Первен-
цева, Но невозможно это сделать в корот-
кой статье,

Жнига эта умна, поучительна, Она нужна
и на фрояте и в тылу.

Федор ГЛАДКОВ.