A

ПР

У Александра Яковлева

Ежедневно сводка сообщает © сбитых в
воздушных боях немецких самолетах. Эт0—

повседневная работа нашей авиации. Наи-

более значительная часть этой работы при-
ходитея на наших истребителей, — в их
числе на «Яковлевых», на «Яков».
Ежедневно в разных местах фронта Wier
оживленное обсуждение поведения в б5ю
Яковлева в кавычках. Летчик не успеет

‘знать врага. Опгибка такого pola жестоко
 MeTuT 3a ceis. Немецкие конструкторы рас-
плачиваются теперь за т0, что гитлеров-
цы не хотели и не могли узнать по-на-
стоящему своего противника. Дефективная
немецкая. стратегия привела в крупным
дефектам в немецком самолетостроении.
  Фашистекая философия блицкрига mpa-
никла во Bee поры жизни Германии.

остыть после очередной схватки, как тут! Немцы уперлиеь глазами и всеми мыеля-
же Y самолета начинается — то ли в ми в 1939 год, самое дальнее — в 1940

товарищеской беседе то ли в офациаль-
ном докладе — как будто и 0быч-
ный, но каждый раз новый раееказ о
боевом эпизоде, в котором высокие каче-
ства советского летчика неразрывно свя-
заны с высокими качествами советекой
машины. Это — творческий рассказ. Ма-

тод. В 1941 тоду победой Гитлера за-
гериалась их история. Начиналаеь некая
фащшиетекая сказка,

В 1936—1937 году немецкая авиация
‚но новизне конструкций претендовала на
‘первое место ‘в мире. Дело было только 3a
количеством машин, изготовляемых по уета-

шина испытывается все время, пока живет, новленному и неизменному образцу. Немцы
eMactep открывает в ней новые возможно- были так уверены в молпненосной победе,
сти. Хитрость и изобретательноеть врага что мало задумывалиеь о дальнейшем.
пред’являют к ней новые требования: Так- Они пренебрежительно относилиеь к рус-
тическая обстановка непрерывно меняется. ской авиации, к английской и американ-
Беседа о Яковаевых в кавычках ведется ской. Покуда, мол, другие раскачаются,
всюду на фронте — на командных пунк- немцы всех разобьют! =~
тах и в штабах частей и соедичений, в Блицкриг провалился. А в затяжной
офицерских блиадажах. Это но веегла Л0- войне все приняло иной характер. Немец-
бзюдения. Это иногда брошенное векользь

замечание, дружеская шутка, сердечный
комплимент. Иногда-—придирчивый отзыв.
Как ручейки, все эти замечания, отзывы,
доклады пробираются © разных сторон к
одному руслу. Они приходят в официальных
отчетах © подробным техническим 1азбо-
ром, в письмах с фронта от летчиков, они
приходят живым рассказом вместе с сами-
ми летчиками. — они еливаютея вместе в
светлом, просторном кабинете, где за ето-
лом, лишенным каких-либо украшений, си-
дит Яковлев без кавычек, Александр Cep-
теевич Яковлев. Герой Социалистического
Труда. главный конструктор М№-екого за-
зола, заместитель народного комиссара.
Конструктор — прежде всего тактик.
Так товорито себе Яковлев. Картина боя от-
крывает сильные и слабые стороны в ма-
шинах противника. Немцы меняют приемы
в полете. Они стараются усилить боевую
мощь своих самолётов и нащупать уязви-
м4е место в паших. Надо не только узнать
это, надо проникнуть в замысел врага-
конструктора, предупредить его, опередить.

В кабинете Яковлева нет шичего, что
товорило бы 0 войне. Миниатюрный
«Иковлев» Ha камине, картина бомбар-
дировщиков над какими-то’ «об`ектами»—
вот и все. Светлые легкие занавеси на
широких окнах, уютная мягкая мебель,
сверкающая чистота... А по сути—это не-
кая батарея, ведущая непрерывную и оже-
сточенную перестрелку < батареями Mec-
сершмитта, Хейнкеля, Фокке-Вульфа. Не
обычные снаряды скрещиваются в воздухе,
а новые технические идеп. Борьба конст-
руктореких бюро — это борьба культур.

Наша культура сильнее.

Она сильна прежде всего своей молодо-
стью. От молодости и дальнозоркость..

Немецкие конструкторы —— это несом-
ненная сила. Относиться к ней пренебре-
жительно могут только те, кто не хочет

1937-го встретились с русскими машинами
rola рождения 1940-го. Конечно, в 16 и
в другие машины непрерывно вносятся по-
правки, улучшения. Но основной тип
остается тот же. Р%еская машина моложе
на 3—4 года, а год В жизни самолета —
это куда больше, чем год в жизни чело-
‚века.

Ошибка немецких конструкторов показа-
тельна. Они упустили какой-то момент,
положивлгиеь на свое превосходетво, — ин
сейчас же отстали. У них уже нет превос-
  ходетва в нашем воздухе. Они делают ли-
  хорадочные усилия, чтобы наверстать упу-
щенное. Им это удается в некоторых отно-
шениях. Но ведь и наши конструкторы
не дремлют. Чувство самоуепокоенности им
чуждо. В наших конструкторских бюро
идет напряженная работа.

В молодой русской школе конетрукто-
фов авиации Яковлев чувствует широ-
ту русского народа, ето талантаивость,
взлет его мысли. Советские конструкция
вамолетов обладают особой красотой, изя-
шеством, легкостью. Это дело не только
эстетики. Это и аэродинамика. Одно с дру-
гим связано.

На заводе, тде главным конструктором
Яковлев, свет и воздух царят, как на па-
лубе океанского корабля. Конструктор-
ский зал залит светом. Через > боль-
шие окна видишь зелень сада. Над лег-
кими, красивыми столами работает много
людей, но тишина полная, санаторная.
Шаги тонут в мягком ковре, Мысль о са-
натории не оставляет ни в просторных це-
хах, ни в столовой с ослепительно белыми
столами. Грязи некуда присталь в этих
просторных белых помещениях. Бумажки
не могут елететь на сверкающий пол. Не-
брежность здесь-—9то неприличие.

В боевых достоинствах советского само-
лета выразились и широта, м талантли-

васть, и ум русского конструктора. Но это-
го было бы недостаточно для победы со-
ветской авиации над немецкой. Яковлев
‘внушает своим сотрудникам, что качество
должно быть помножено на количество. А
это требует организаторского таланта и еа-
моотБерженного труда. Немцы могли бы
еще допустить возможность оригинальной
еоветекой конструкции. Чего они не допу-
скали в своем надменном ослеплении —
это возможности в короткий срок масео-
вого воепроизводетва этой конструкции на
советских авиационных заводах. Качество,
помноженное па количество, дало мате-
риальную основу для воздушных еил Врас-
ной Армии. Бесстрашие летчиков, их ге-
ройстве превратили эту материальную 0с-
нову в грозную силу.

Помножение качества на количество
означает, и соединение в одном человеке

лителя и хозяйственника. Илох тот кон-
структор, который не обуреваем  етра-
сетью вносить новые и’ новые усовершен-
ствования в свою машину. Мысль He
териит застоя. Но серийное производетво

ходит в конфликт < количеством. Конет
руктор готов ворваться со своей беепо-
койной мыслью в производственный план.
Но хозяйственник должен стоять на етра-
же плана. Фронт требует его выполнения.
Яковлев говорит, что конструктор должен
обладать чувством меры, а это дается
непосредственной связью научно-техниче-
ской мысли с производетвом. Из  конет-
рукторского бюро А. С. Яковлева, где мо-
лодые люди в белых халатах священноч
действуют за чертежными доеками,  вхо-
дишь непосредетвенно в механический
цех, где рабочие в еиних халатах  свя-
щеннодействуют 38 станками. Яковлев с
глубоким уважением говорит о своих е0-
трудниках. Это не просто коллектив, а
большая семья, спаянная любовью к
истребителю «Яковлев».

Конструкторское дело окружено лю-
бовью в нашей стране. Это идет от
товарища Сталина. Наши талантливые

конструкторы, творцы наших замечатель-
ных машин — воспитанники Сталина.
У них есть заветные рассказы о памят-
ных встречах, ставших вехой в их жиз-
ни. Они постоянно чуветвуют на себе
внимательный взгляд прищуренных глаз,
Они знают, чего требует этот взгляд. (0-
ветская авиация должна быть первой
авиацией в мире. Она ни в чем не мо-
жет устунать вражеской авиации. Уда-
ром мыели, она должна отвечать на ка-
ждый удар вражеской изобретательности.

Родственные нити связывают А. С.
Яковлева с тысячами «Яковлевых», взае-
тающих стремительно в воздух, бросаю-
щихея на противника сверху, заставляю-
щих бежать его грузные машины.
«Хороши!» — говорят о них с любовью на
фронте, следя за их смелым полетом, Хо-
реши нынешние. Еще лучше те, которые

будут...
Д. ЗАСЛАВСКИЙ.

Гитлеровцы бессильны в борь

СТАМБУЛ,   августа. (ТАСС). Публи-  приходится приспособляться к условиям

куемые в гитлеровской печати сообщения   местности

о боях с югославскими партизанами за-
полнены жалобами на «особые трудно-
сти» этой борьбы и сетованиями на «не-
правильную тактику» партизан; эти сооб-
щения имеют ‘целью оправдать бессилие
оккупантов в борьбе против югославского
народа. -
Немецко-фашистская газета  «Донау
цейтунг» опубликовала статью своего во-
енного корреспондента, некоего Отмара
Mepu, который сообщает, что германские
войска поставлены в Югославии «перед
чрезвычайно трудной задачей». Автор пи-
шет, что борьба против партизан в Юго-

и тактике противника». По
словам автора, условия местности «явно
не выгодны для немцев». Что касается
тактики партизан, то автор признает, что
она создает для оккупантов огромные за-
труднения.

Автор вынужден притти к выводу, что,
несмотря на использование резервов в
борьбе с партизанами, немцы не добились
никаких серьезных успехов. «В районе,
считавшемся несколько часов тому назад
очищенным от’ партизан, — пишет Мерц,—
они появляются вновь и, скрываясь в чаще
лесов, продолжают нападать на немецкие

славии «не соответствует обычным пред-   отряды, разрушать дороги, мосты и обстре-
ставлениям о войне, ибо здесь постоянно   ливать из засад немецких солдат».

бе C партизанами Югославии

Изменение состава
германской армии

В ходе войны соотношение сил измени-
‘лось в нашу пользу против гитлеровской

половине всех немецких дивизий первой ли-
нии поляков, чехов, австрийцев и других

Германии. Одним из ярких выражений это-  солдат не-немцев от 5 до 15—20 проц. все-
го изменения соотношения сил является тот го состава. В 25 проц. дивизий‘ эта прослой-
факт, что Красная Армия, встунившая в ка еще больше и достигает от трети до

Четверть миллиона французов
укрывается от гитлеровских
«вербовщиков»

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Таймс», комиссар внутренних
дел Французского Комитета Национально-
го Освобождения Андрэ Филип заявил на-
заседании Комитета, что в лесах и горах

Франции укрывается с целью избежать

насильственной отправки на принудитель-
ные работы в Германию примерно четверть

миллиона французов и француженок, из

них 160 тысяч юношей и девушек.

шатся этого», Пленный солдат 15-й немец-
кой пехотной дивизии пзробежчик-австриец
С. рассказывает: «Настроение среди авет-
рийцев моей роты было-таково, что в февра-
ле 1943 г. по дороге на фронт почти откры-
то можно было говорить о перебежке к рус-
ским. В Волобуеве, когда по вечерам с
разных сторон вспыхивали ракеты, многие,
австрийцы говорили: «Может быть, мы ок-

ружены? Вот было бы хорошю!».

Пленный солдат-поляк 680-го полка 333-й
пехотной дивизии Франц Кублециус показал:

конструктора и производственника, мыс-

не терпит рывков. Качество иногда upH-

ВДА

Положение в Италии

Железнодорожное движение в Северной Италии парализовано. —
Продолжаются стачки на предприятиях. — Пулемёты и броневики
на улицах Рима. — Чрезвычайное положение в Милане.

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). [to co-
общению корреспондента газеты «Тайме»,

находящегося на германской границе, все’

усилия итальянских властей, направленные
к тому, чтобы заставить бастующих рабо-
чих, особенно робочих заводов, пронзводя-
щих боеприпасы, возобновить работу, оста-
лись бесплодными. В Милане положение
остается попрежнему напряженным. Банки
закрыты, трамвайное движение прекраще-

о. Несмотря на замену генерала Канале,

ва посту командующего войсками Милан-

ского округа генералом Руджери, итальян-

ские войска попрежнему отказываются
стрелять в демонстрантов.
„Лоиндонское радио сообщает, что вслед-

ствие забастовки персонала железных до-

рог в северной части Италии железнодо-

рожное движение в этой части
почти полностью’ парализовано.
НЬЮ-ЙОРК, 1 августа. (ТАСС). Берн-
ский корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресе сообщает, что, по имеющимся све-

страны

ини. Пустынные улицы сразу заполнились,
толпами народа. К рассвету огромные ne-
монстрации шествовали по улицам © Tab;
янским трехиветным флагом. ° Женщины
  разгоняли солдат, охранявших здания фа-
\шистской партии. Работа на предприятиях
была прекращена.
разгромила дом бывшего

чцистокой партии Фариначчи.

секретаря фа-

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕРХОВНОГО
КОМАНДОВАНИЯ ФРАНЦУЗСКИМИ

ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает из Алжира, что на’ засе-
дании Французского. Комитета Националь-
ного Освобождения 31 июля было принято
решение об организации верховного коман-
дования французскими вооруженными сн-
лами. Генерал Жиро назначен главнокоман-

лощим всеми французскими вооружен-
ными силами. Создан комитет националь-

Толпа демонстрантов „од обороны, председателем которого иа-

значен генерал де Голль. В состав коми-
тета входят также генерал Жиро, заме-

НЬЮ-ЙОРК, 1 августа. (ТАСС). Беря- ститель комиссара национальной обороны
ский корреспондент газеты «Нью-Йорк! и начальники генштабов армии, флота и
  таймс» сообщает; что тысячная толпа moe авиация. Комитет национальной обороны
ла штурмом центральную тюрьму в Милане определяет основные положения в отно-
  и освободила 200 политических заключён” цении распределения французских воору-
ных. Солдаты отказались повиноваться   кенных сил на различных театрах воен-
приказам офицеров и не стреляли в демон- ных операций, обсуждает общие планы

странтов. i
Бернский корреспондент агентства Юнай-

ля в Милане толпа обезглавила статую

Муссолини и протащила её по улицам.
По имеющимся сведениям, на многих

крупных миланских предприятиях уже чет-

лед Пресс сообщает, что вечером 29 ию-,
‚ ка
  Освобождения.
‚что генерал Жиро руководит обсуждения-

организации армии и ее вооружения.

Ha том же заседании было принято ре-
шение о порядке председательствования
заседаниях Комитета Национального
В решении указывается,

ми и следит за исполнением решений Ко-

дениям, военный комендант Милана издал вёртый день продолжается забастовка. По митета в отношении дел, касающихся на-

приказ о запрещении населению появляться
на улицах города после 21 часа 20 мийут
вечера.

Рейтер передаёт, что, по полученным све-
дениям, положение в Милане остаётся на-
пряжённым. Население часто нападает на
военные патрули. В пригородах Милана
имели место. случаи обстрела военного
транспорта ‘из пулемётов: Имеются убитые
и раненые.

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). Газета
«Дейли мейл» поместила рассказ одного
итальянца, недавно бежавшего из Милана
в Женеву. Он рассказывает, что сообще-
ние об. отставке. Муссолини было получе-
но в Милане ночью. Несмотря на это, но-
вость распространилась © быстротой мол-

` Обращение штаба союзников к населению Италии

Рейтер сообщает, что алжирское радио ве-
чером 31 июля передало обращение штаба
вооружённых сил союзников к итальянско-
му народу, в котором говорится, что, хотя
со времени отставки Муссолини прошло

б дней, немцы всё ещё остаются в Италии.

«После ухода Муссолини в отставку, — го-
ворится в обращении,— мы ослабили наши
воздушные налёты на Италию. Если бы
правительство Бадольо начало действовать
немедленно, то немцы отступали бы теперь
из Италии, Вместо этого правительство Ба-

Военные действия. союзников
на острове Сицилия

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, алжирское радио
сегодня сообщило: «С часу на час увели-
чивается давление на войска противника
в районе Катании. Канадские войска в на-
стоящее время’ сражаются на холме, гос-
подствующем над равниной „Катании».

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке в сегод-
няшнем коммюнике передаёт, что на фрон-
те 8-й английской армии вновь было рас-
ширено предмостное укрепление и созданы
новые позиции. 7-я американская армия за-
хватила 3 города, расположенные примерно
в 5 километрах от позиций, которые она
занимала вчера. :

Штаб союзных войск в Северной Африке
сообщает, что захваченный союзниками го-
род Сперлинга расположен в 6% километ-
рах к северо-западу от Никозии, а город
Мауро Кастельверде—в 11 километрах к
востоку от Кастельбуоно.

ЛОНДОН, 1 августа. {ТАСС). Штаб со-

юзных сил в Северной Африке сообщает,   что в ночь на 31 июля английские тяжелые

что на фронте английской 8-й армии про-
тивнику был нанесён серьезный урон. Ка-
надские войска продолжали продвигаться

> Массовые ар

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). Агентст-
зо Рейтер цередаёт, что, по сведениям, по-
лученным греческими кругами в Лондоне,
оккупационные власти в Афинах после не-
давней всеобщей забастовки арестовали в
качестве заложников 500 человек. Все ма-
газины в- городе закрыты ва 8 дней. На-

дат и больше устали от войны. -Военно-
пленный солдат 680-го пехотного полка
333-й немецкой пехотной дивизии Эрвин
Гайер на допросе показал: «Многие пожи-
able солдаты моей роты не раз высказы-
вали своё недовольство войной, породив-
шей огромные бедствия. А некоторые пря-

приказу военных властей арестовано   He-
сколько сот рабочих заводов автомобиль-
ных шин фирмы «Пирелли».

По сообщению бернского корреспонден-
та- агентства Юнайтед Пресс, итальянские

циональной обороны. Генерал- де Голль ру-

ководит обсуждениями и следит за испол-
нением решений Комитета в отношении
других дел и в отношении общей полити-
ки Комитета.

На заседании Комитета решено, что в
то время, когда генерал Жиро осущест-
вляет активное командование военными
операциями, он не будет выполнять функ-
‘ций председателя Французского Комитета
Национального Освобождения. Е

—о—
РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КИТАЕМ

И «ПРАВИТЕЛЬСТВОМ» ВИШИ

ЧУНИИН, 1 августа. (ТАСС). В) Чунцине

официально об’явлено о разрыве дипломати-

крестьяне в Северной Итални отказывают-
ся сдавать урожай. Военные власти раи-
она Турина приказали крестьянам выпол-
‘нить обязательства под страхом суровых,
наказаний.

Рейтер сообщает, что в Генуе большая
часть портовых рабочих прекратила ра-
 боту. На улицах были стычки между на-
селением и военными патрулями. В Риме
происходят антифашистские демонстрации.
В разных частях города расставлены пу-
лемёты. По, улицам патрулируют броневики.

тельством» Виши.
—o-—

Прибытие канадских
и американских войск
в Англию

ЛОНАОН, 1 августа. (ТАСС). Как сооб-
щает агентство Рейтер, в Лондоне офн-
циально об’явлено о том, что в один из ан-
глийских портов прибыл контингент. канад-
ских войск, самый крупный из всех ранее
прибывших в.Англию. В составе канад-
ских войск имеется значительное число па-
раннотистов, а также артиллерийские, пе-
хотные. части и мотомеханизированный кор-
пус. В Лондоне. об’явлено также о прибы-
тии нового контингента американских войск.

—_—O—
Бомбардировка

дольо старалось выиграть время и упусти-
ло благоприятные возможности, позволив
немцам, таким образом, оправиться. Мы He
можем дальше терпеть подобное положение
вошей. и поэтому мы обращаемся к вам с
 предостережением. Затишье кончилось.
Вскоре вновь возобновятся ожесточенное
воздушное наступление. Когда будут раз-
рываться бомбы, помните, что кровь, проли-
тая итальянцами, падёт на головы правящих
кругов Рима, которые в решающие для
Италии часы выжидали, вместо того, чтобы
действовать».

вперёд. В районе действий 7-Й американ-
ской армии был захвачен в плен 941 че. немецких аэродромов
ловек. Обе армии союзников значительно во Франции
продвинулись вперёд. pany
\ ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). По сооб-

щению штаба американских вооружённых
сил на европейском театре военных . опе-
раций, 31 июля американские и английские
средние бомбардировщики и истребители
бомбардировщики совершили налёт на не-
мецкие аэродромы в Северной Франции.
Американские средние бомбардировщики
атаковали аэродромы в Пуа, Мервиле и
Абзиле. Отмечены хорошие результаты.
никаций на острове Сицилия. Легкие бом-  Английские средние бомбардировщики и
бардировщики в течение ‘дня совершали   истребители-бомбардировщики совершили
налеты на вражеские позиции на острове.   налёт на аэродромы в Сент-Омере, Амьене

В ночь на 30 июля самолеты ‘союзни- и Лилле,
ков. совершали ‘налеты на суда и гидро-
самолеты противника у побережья Греции.

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). В ком-
мюнике штаба военно-воздушных сил со-
юзников на Ближнем Востоке сообщается,

Действия авиации союзников
в бассейне Средиземного моря

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке со-
общает, что 31 июля средние бомбарди-
ровщики в сопровождении истребителей
атаковали Адрано — важный узел комму-

а

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 1 августа. (ТАСС). Штаб об’-
единённого командования вооружёнными си-
лами союзников-в юго-западной части Тихого
океана сообщает, что самолёты-торпедонос-
цы и пикирующие бомбардировщики  союз-
ников в сопровождении истребителей co-
вершили налёт-на японские артиллерийские
позиции в районе Мунда (Новая Георгия).
Тяжёлые, средние и пикирующие бомбар-
дировщики в сопровождении истребителей
совершили ряд атак на японские позиции
на острове Коломбангара.

На Новой Гвинее авиация союзников про-
извела налёт на японские баржи у полу-
острова Хуонои в гавани Финша.

бомбардировщики подвергли бомбардировке
железнодорожные сооружения в Реджо-
ди-Калабрия.

есты в Греции /

то всей страны запрещено пользова-
ние электроэнергией по ночам.

Во время забастовки происходили демон-
страции и столкновения с войсками, По-
гибло много греков, участвовавших в де-
монстрациях. ›, }

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «НАСРЕДДИН

Армии перешел немецкий солдат, инженер,
заявивший на допросе: «Я всегда думал,
что меня это` дело не коснётся. Воевать я
вообще не’ могу. Это занятие че для меня».

В БУХАРЕ» — Москва, Колизей, Шторм,
Все эти люди,,. ранее забронированные и oe Художественный, Динамо, Таган-
ский. и

‘пользовавшиеся всякими привилегиями, да-

леко не `имеют того военного духа и Новый художественный американский фильм

ческих отношений между Китаем и «правн-

мо говорили, что национал-социалистскому  устойчивости, которыми отличалась немец-

режиму должен, наступить скоро конец, кие войска в первый период советско-гер-

ибо дальше так продолжаться не может». ! и

анской войны. Они и обучены хуже, и ме-

Военнопленный солдат из 106-й немецкой   нее приспособлены к боевым условиям.

пехотной дивизии Шафарчик показал, что!

«МИССИЯ В МОСКВУ» — Первый, Ударник,
Метрополь, Родина, Форум, Центральный,
Специальный выпуск кинохроники «ПРИГОВОР
НАРОДА» — «О судебном процессе по делу
о зверствах немецко-фалиистских захватчи-
ков и их пособников на территории

войну как армия не вполне кадровая, ста-
ла армией кадровой, а германская армия,
начавшая войну как кадровая, в резуль-
тате военных действий всё более разбав-
ляется некадровыми элементами.

Красная Армия в ходе отечественной
войны развернула и пополнила свои силы,
освоила опыт современных военных дейст-
вий, обучила по-новому свои кадры, зака-
лилась в горниле испытаний и стала теперь
гораздо более сильной, чем два года назад.
Германская армия в ходе войны потеряла’
свои лучшие, отборные кадры, в бесплод-
ных авантюрах надорвала свои. силы, pac-
строила свои боёвые качества, дискреди-
тировала свою военную стратегию и стала
за два года войны слабее, хотя и предста-
вляет еще большую силу.

Ослабление германской армии находит
своё выражение в изменении ее состава. Ха-
рактерным в этом отношении является со-
став немецких войск на нашем фронте.

Из немецких дивизий первой линии, дей-
ствующих. против частей нашего фронта,
только 25 проц. дивизий HOdnOCTEN
укомплектованы немцами. Среди дивизий!
второго эшелона, в частности среди. тан-
ковых, «чисто арийских» дивизий значитель-
но больше. Больше них и среди дивизий ре-
зерва терманского главного командования,
Тот факт, что три четверти немецких диви-
зий первой линии в той или илой мере
разбавлены солдатами  не-немцами,—чрез-
вычайно важный показатель нового со-
стояния германской армии, вызванного ог-
ромными людсками потерями германской

половины всего их состава. В 38-й и 15-й
немецких, пехотных дивизиях поляков н
других солдат не-немнев почти треть (до
30 проц.), а в 39-й пехотной дивизии сол-
дат не-немцев—половина (ло 30 проц. ав-
стрийцев и до 20 проц. поляков). Большин-
ство дивизий с высокой прослойкой не-нем-
цев прибыло на советско-германский фронт
весной 1943 г. и находилось во Франции.
Очевидно, немцы сперва учили солдат не-
немцев нести полицейскую службу в За-
падной Европе, а теперь хотят заставить
своих рабов проливать свою кровь за Гит-
лера. Но вопреки всем усилиям немемкого
командования солдаты не-немцы в значя-
тельной своей массе не хотят воевать за
чуждые. и враждебные им интересы. }
В течение последних 2—3 месяцев; не-
смотря на все трудности, прохода через
немецкие пикеты, перебежали на сторону
Красной Армии десятки насильно загнан-
ных Гитлером в его армию поляков, ав-
стрийцев, лотарингцев. Недавно на нашу
сторону перешла целая группа солдат-авст-
рийцев из 2-й роты 106-го гренадерского
полка 15-й немецкой пехотной дивизии, со-
общившая, что и остальные солдаты-авст-
рийцы из их роты готовы при первом удоб-
ном случае перебежать в плен. Несколько
солдат не-немцев из 38-й немецкой пехот-
ной дивизии в первый же день прибытия
этой дивизии на передовые позиции пере-
шли на нашу сторону и сдались в плен.
Немцы рассовывают поляков, чехов, авет-
рийцев по 2—3 человека в немецкие отде-

армии за два года войны на  советско-
германском фронте.

Немецкие дивизии на нашем фронте
разбавлены поляками, чехами, австрийцами,
лотарингцами, т. е. солдатами из областей
и стран, оккупированных немцами, с терри-
торий, где население люто ненавидит гит-
леровнев.

Число солдат не-немцев в. разных   немец-
ких дивизиях различно. Но в целом это
уже заметкая, значительная прослойка в

составе большинства немецких дивизий. В’что Германия проиграет войну, я ‘не стра- ‘настроены значительно хуже молодых сол- не в районе Донца на сторону

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА; Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Еправочное бюро — Л 3-15-68; Партийной жизнн — Д 1-52-48;
Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-32-85; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-36-82; Секретариат — Д 3-15-64; Отделоб’явлений — Л 3-30.

Б 1925,

ления, устанавливают за ними круглосу-
точный надзор, выставляют впереди н поза-
ди своих частей чисто немецкие пикеты,
но всё это ие приводит к гитлеризации
солдат не-немцев. Сдавшийся в плен сол-
дат 113-го пехотного полка 39-й немецкой
дивизин австриец Раухсбергер в свонх по-
казаниях сообщил, что в то время Kak
  многие немцы его роты ещё верят в победу
Германии, «австрийцы и поляки считают,

в его роте многие пожилые солдаты через
  которые в своей массе воевать за немцев Ческолько дней после прибытия на фронт
не хотят и при возможности сдаются в Говорили тайком друг другу: «Чем воевать,
плен». В 3-м батальоне этого полка анта-! Лучше поднять руки вверх и перенти к
гонизм между немцами и поляками вызвал РУССКИМ»,
открытое столкновение, во время которого Гитлеровская молодежь настроена более
был убит немец — командир  батальона.  вокнственно. В своей массе она и сейчас
  Настроение мяогих лотарингцев также рез- ещз верит Гитлеру. Но’ характерно. что ни
ко антинемецкое, эта гитлеровская молодежь уже не в та-
При помощи репрессий, силой дисципли=  КОЙ степени рвётся в бой; как два гда
  ны немцам удается пока, держать массу назад. . Она потеряла немалую долю при-
  солдат не-немцев в повиновенни и застав- сущей раньше, гитлеровским юнцам само-
лять их выполнять приказы гитлеровского Уверенности и наглосги. Многие из этих
‚командования, но боевой дух этих солдат, ЮЕцов после первых же неудач скизают.
их устойчивость значительно ниже, ‘чем (Состав немецких дивизий изменился и в
солдат-немцев. Германская армия, ранее! другом отношении. В ряды гитлеровских
fee ee по своему национальному со- войск вернулись многие раненые и обмо-
ставу, начинает становиться теперь армией, розкенные, в составе немецких дивизий
  разнородной в национальном отношений. большое количество солдат, уже битых ра-
 Но ‘многонациональная армия может быть нее на советско-германском фронте Битые
  крепкой только на основе дружбы наций, фрицы являются ‘ нанменее устойчивой
в нее входящих, ‘как это имеет место в частью немецкой армии. Характерным для
  СССР. Грубое господство одной нации над битых фрицев является стремление улиз-
  другими, как это имеет место в герман- нуть с фронта н не переживать больше
 свой армии, превращает её растущую на-  ужасов войны с русскими. Эти битые фри-
циональную гразнородность в крупнейший! цы своими рассказами о пережитом ещё
военный минус. больше подрывают дух иемецких солдат.
«Лучше умереть, чем снова поехать в
Россию,—рассказывал взятому в плен не-
106-го пехотного полка

«Немцы в моей роте не доверяли полякам,

*х**

Изменился’ и возрастной состав немец-

ких дивизий на нашем фронте. Our eur ne м Н = :
новные. отборные ‘кадры германской ap-  +? Е И зулю Клаузёну
мии в возрасте ог 20 до 30 лет в значи-  Немецкий солдат Нишкерман. —Я, слава

‚тельной степени истреблены. Сейчас в не- бОГУ, один раз вырвался живым из этого
[мецких дивизиях по двавчению ‘егпрошлым  22а; `2’_в, ДРУГОЙ, раз. Вряд. ЯН 910. MHE
гораздо больше юнцов в возрасте ог 17 УДастся». От таких разговоров боевой- дух
до 20 лет и солдат пожилых возрастов--от   немцев-—новичков на советско-германском
34—35 лет и старше. В 333-й немецкой! фронте едва ли может подняться.

пехотной дивизии 680-й полк почти полно-  В ряды германекой армии широкой вол-
стью укомплектован солдатами старше цой влились «тотальцики» — солдаты, при-

32 лет. В 12-й 79- J 7 *
: 2-й роте 679-го полка 70 проц, званные в порядке тотальной мобилизации.

солдат старше 35 лет, в 161-й пехотной ди- С 6
визни, почти целиком состоящей из нем-  “Реди этих резервистов много слабых. здо-

ues, 70, проц. солдат в возрасте от 17 до 21   РЭВЬем, много ранее забронированных на

года, в 39-й пехотной дивизии солдат в предприятиях рабочих, так называемых
‘возрасте от 22 до 30 лет очень немного.  «УК», много таких, которые считали, что
  Пожилые немецкие солдаты, почти все им лично на фронте бывать не придётся,

имеющие семьи на родине, как правило,   что воевать будут другие, а не они. В ию-
Красной

`к Типография газеты «Правда» имени Сталина,

1 Гитлеровское коман г. Краснодара и Краснодарского края в пе-
: р 0 мандование вынуждено — рйод их временной oxxynanuis — Xponuxe,

было пойти на все эти изменения в Ha- Новости дня, Москва,
пнональном и возрастном составе герман-  *ВО ИМЯ РОДИНЫ» — Метрополь, им. ИГ Ин-
ской ‘армии, на пополнение e рядов’ за  зуры ‘понала, Кинотеатр ЗИС, Дворец куль-
{счет резервистов, призванных в порядке ка аи
  тотальной мобилизании, чтобы хоть как-
нибудь восполнить огромные потери, поне-
‘сенные немцами за ‘два года войны против ГОСУл

т УДАРСТВЕ! ДЕН:
СССР, чтобы поддержать численный со- АКАДЕМИЧЕСКИЙ мы ПА ПЕНИИ
став германской армии на уровне, доста-`В степях Украины. Начало в 6 ч, вечера.
точном для того, чтобы продолжать войну. ее К ae — NOI
Ho все эти из\ . ; ИЕ де. зачало в час. вечера.

6 зменения- означают разжиже ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ--
 ние п ослабление германской армни. Эти! ПАРК ЦДКА (илош. Коммуны) — 2/УШ —
  изменения в составе немецкой армии сил-

Олеко Дундич. Начало в 6 час. вече
С ея 10 Wn , a oD
жают ее боевой дух, и без того подорван- МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР имени ЛЕНИН-
‚ный катастрофой германской армин у про-

ФИЛИАЛ ГАБТ — эму — оп, Иван Суса-

nun. . 3/VIIL ой. Севильский цырюльник,
Начало в 6 час. са и
ЛЕНИНА

СКОГО КОМСОМОЛА — 21УТИ —. Васса Желез-
нова. Начало в 6 час.. вечера.
ивтанных кровью стен Сталинграда, на До-  ТОС. ОПЕРНО - ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
ну. на Кавказе, поражением в Африке, 05-  ыы О АИСЛАВОКОГО (в пометн, театра
: 3 a » Tonk. Маяк VK — м
ицим ухудшением. военного положения Гер-  Хозяйка yobrmmunta Начал © ve Shout ae
 мани, что ясно даже слепому, и, наконец, ФИЛИАЛ МОСКОВСК. ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ
  Полный провал немецкого плана летнего  (бад «Эрмитаж», Зеркальный тбатр) — 2/1 —
наступления в 1943. год ао В 9 nan
5 т ; a ь a al ас. веч р
i у- московский гос. ТЕАТР МИНИАТЮР =
Германская армня сегодня ещё сильна и 9 cat премвара — Без АО. В
дерется упорно. Она ещё способна на вся- НИ
кие авантюры, и потребуется немало жертв,
чтобы окончательно сокрушить еб. Немец-
кую армию цементируют боязнь расилаты
за совершённые ею преступления, стремле-

кие подольше удержать награбленное, Пух
пая, врожденная- у немцев веками,

Vj he === === oases
ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
№ 13 журнала ЦК, МК и МГК ВКП(б)

«ПРОПАГАНДИСТ»

при-

вычка к повиновению, сила прусской дис-    СОДЕРЖАНИЕ: Приказ Верховного. Главио-
 циплины и наличие целого слоя немцев be нь ho ng te о В eg
  Ре   Хх докладах партийн теких ра-
 развращенных вконец гитлеризмом.и под-    ботников в деревце. И. Поза раба

держивающих гитлеровскую клику. Но про-
цесс разжижения состава германской армии
и снажения её боевой устойчивости начал-
ся и развивается.

атитаторов и пропагандистов в колхозах
Московской области. М, Тюрми,— Комсомол
в боях за родину. В СОВНАРКОМЕ СОЮЗА
СС и ЦК ВКП (6). 0б уборке урожая и 3а*
готовках сельскохозяйственных. протуктов
в 1943 тоду. НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ TE

Германская армия в 1943 году уже со-!   МЫ: Ф. Николаев. —_ Лва гола’ войны на
всем не та, чем была в 1941 году. Можно рено Фронте в освешений
: С печати. ОБМЕ d к

Me ee ae в том, что этот процесс   ПАТАНДИСТСКОЙ и А ГИТАЦИОННОЙ. PA.
лабления германской армии под ударами   ; 1: М. Водолагин. — Агитационно-про-

пагаздистекая

Сталинграда; И работа в Дни «юбороны

Гурьев Из опы a
  1 ; `В. И: та прона
  ганды экономических = Top

все растущих сил держав `антигитлеров-
ской коалиции будет ускоряться и закон-

для сельекого населения. ВИБЛИО-
ГРАФИЯ. С; Лапин. — Голос народной Местя
(газета
ecetipe OU te

танды — д 3-11-07;
19. 0 недоставке a зсельскохозяйственного — 7 3-

А. ПИТЕРСКИИ.

«Красный

5   ской об знаний в Горьков-
 Чится полным крахом и крушением гитле- ! ТЕТЕ ас В ЦЕНТРАЛЬНОМ KOMH-
 ревской Германии, Но aan ees — 0б организации  политиче-

ботников ; адов партийных и совелских та-
  ь

Действующая армия. Крым»).

Проп

10-85; =
<рок сообщать по телефону я ыы Г

Изд. № 519.