—

-

Пролетарии всех. стван, соединяйтесь!

a A SSNS
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).
a atic не

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).

От Советского Информбюро.
сводка за 4 августа (1 стр.).

фашистских оккупантов в
крае (Ти 2 стр.).

1 194 (9330)

Четверг,

Геройство и мастерство
советских воинов

Гитлеровское командование готовилось
весьма продолжительное время к своему
летнему наступлению в июле 1943 гола,
& провалилось наступление немецкой ар-
мии в самое короткое время. В прелылу-
щих авантюрах неудача гитлеровекой ар-
мии ‘обозначалась не сразу, Немцы имели
на первых порах успех. Им удавалось
продвигаться на сравнительно большое рас-
стояние. Они временно могли тешить себя
надеждами на положительные результаты
своей очерелной авантюры. Лишь посте-
пенно обозначался назревающий провал.

Так было во время вражеского наетун-
ления на Москву зимой 1941—4232 года.
Так было во время наступления немцев па
Сталинград.

Немецко-фашистекие разбойники узнали
силу упорства и стойкости, воинского мас-
терства и ‘умения бойцов и офицеров
Ерасной Армии. Тщательно, долро гит-
лерювцы готовили летнее наступление
1943 года, Они собрали огромные силы.
На узком участке фронта сосредоточили
38 дивизий, в том числе 17 танковых. Они
возлагали особые надежды на свои тяжё-
лые танки. Они думали, что смогут сло-
мить упорство советского бойца брониро-
ванным тараном.

Но враг встретил упорное сопротивление
в первый же день, в первые же часы сво-
его наступления. Первый же вал немецке-
то огня и металла разбился о стену желез-
ного упорства и нашего ответного огня.
Попытка немнев усилением напора проло-
жить путь свопм дивизиям ни к чему не
привела, Ценой огромных жертв немцы
сумели продвинуться линь на незначи-
тельное расстояние. Несравненно скорее, чем
мог предполагать враг, его силы были измо-
паны, истощены, Потом немцы стали под
мощными ударами Красной Армии пода-
ваться назад. Инициатива сражений пере-
шла в руки Красной Армии.

Tak оказалось ликвидированным летнее
немецкое наступление, в котором были
брошены на Красную Армию огромные
массы металла и людей: Изучая ход опера-
ций под Орлом и Белгородом, будущие
иееледователи придут к заключению, что
июльские бои 1943 года не уступают по
своему размаху и по своему значению мно-
томесячным боям 1942. года,

И если понахобилось на этот раз не-
многим более двух недель, чтобы ликви-
дировать мощное немецкое наступление,
то это показывает большой рост ЁКраеной
Арми — рост её военного мастерства,
рост её боевой техники, рост её внутрен-
ней, духовной силы.

«Проведенные бои по ликвидажии немец-
хо наступления показали высокую 6б06-
BY выучку наших войск, непревзойлен-
ные ‘образцы упорства, стойкости и герой-
ства бойцов и командиров всех родов
войск, в том числе артиллеристов и ми-
номбтчиков, танкистов и лётчиков», —го-
ворися в приказе Верховного Главно-
командующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина.

Немецкие танки, орудия, миномёты, са-
молёты встретились с советекими. Техни-
Ea выросла < обеих сторон. Новые вра-
жеские тяжёлые танки и самоходные ору-
лия не могли смутить, a тем более запу-
тать советских воинов. Время, когл& враг
мог действовать количественным  превос-
XOJCTBOM вооружения на земле и в воздухе,
миновало.

Но встретились не только пушки, тан-
RH, самолёты. Встретились лицом к лицу
снова армии. Гитлеровцы погнали вперёх
своих солдат, которые испытали провал
планов германского командования, солдат,
для которых слово «Сталинграл» звучит
роковым напоминанием © гибели, Гитле-
фовские солдаты столкнулись с советеки-

——————

5 августа 1943 г.

ЦЕНА 20 КОП,

ми воинами, для которых «Сталинград» —
символ грядущей 1
RHA, $

Упоретво и героическая стойкость бой-

Сообщение Чрезвычайной Государственной
Комиссии по установлению и расследованию

организациям, государственным предприятиям
и учреждениям СССР. О злодеяниях ‘немецко-
Ставропольском

— Коричневый дурман

Оперативная

(3 стр.).

злодеяний немецко-фашистских ^ захватчиков

и `их сообщников и причиненного ими БП им

ущерба гражданам, колхозам, общественным (3 ; и астерство
3 стр.).

И. Ерохин. — Так
(3 стр.).

Sr

Оперативная сводка 3a 4 aszycma

В течение 4 августа наши войска на ОРЛОВСКОМ направлении продолжали
беды советского ору- успешно развивать наступление и, продвинувшись вперёд от б до 10 километров,
ворвались в СРЕЛ, где ведут уличные бои с противником. Нашими ‘войсками на
Орловском направлении за день боёв занято свыше 80 населённых пунктов, в том

цов и офицеров `Красной Армии поразили! числе железнодорожные станции СТАЛЬНОЙ КОНЬ (6 километров севернее Орла)

мир еще. в первые дни отечественной вой-
ны. Вывокие качества советекого вонна-
гражданина творили то, что миру каза-
лось необ’яеснимым чудом. А
Гупорство и стойкость советеких

и СВЕТЛАЯ ЖИЗНЬ (4 километра южнее

ВОИНОВ,

Орла).

На БЕЛГОРОДСКОМ направлении наши войска завязали бои с противником,
теперь ПРроедвинулись вперёд на 10 километров и серьёзно улучшили свои позиции.
В Донбассе в районе ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ВОРОШИЛОВГРАДА наши войска вели

помноженные нз высокую боевую выуч- бзи местного значения, в результате которых улучшили свои позиции.

ку, обогащённые опытом отечественной
войны, сломили в несколько дней напори-
стую наглость самонадеянного врага. (9-
велекие воины ведут сейчас летнее на-
ступление, освобождая от. врага нашу совет-
скую землю. Е

Июльские и августовские бои © немцами
вписали в героическую ‘летопись отече-
ственной войны новые Флавные  этизольк.
Из них складывается волнующая картина
гигантекой боевой эпопеи. Лишь незначи-
тельная часть героических полвигов про-
никла в печать, стала известной народу. Но
и по нам можно сулить о геройстве я воин-
ском мастерстве нашей доблестной Красной
Армии.

Не забудется имя скромного капитана
Георгия Игишева. Он защишал своими
врудиями высоту «233,1». Немцы oxpy-
жили его. Они бросили на горсть русских
храбрецов 50 танков. Игишев держался
до последней минуты. Вражеские танки
уничтожили его орудия. Ho он сделал
своё дело. Подошедшие на помощь наши

138 самолётов противника,

На Орловском направлении наши вой-
ска продолжали наступление.

Северо-западнее Орла немцы непрерыв-
но бросали в контратаки пехоту, поддер-
жанную танками, самоходными орудиями
и авиацией. Советские войска. отразили
все контратаки противника и нанесли ему
большой урон. Нодбито и сожжено 32. не-
мецких танка и уничтожено до полка
пехоты противника. Пленные сообщают,
что 211 немецкая пехотная дивизия в
последних боях потеряла свыше 70 про-
центов личного состава.

Советские войска, сломив сопротивле-
He немцев, ворвались в Орел, где ведут
уличные бои с противником.

Юго-занаднее Орла наши войска про-

орудия не выпустили целым ни _ один двинулись от 6 до 10 километров и заня-
немецкий  танк,— все были ‘сожжены,   ли более 40 населённых пунктов. (Особен-
уничтожены, но ожесточённые бои произонли за один

населённый пункт, упорно защищавшийся

Не забудется героическая борьба бата- js
противником. Советские бойцы разгромили

реи, которой командовал старигий лейте-
нант Андреев. Немцы выбивали одно ero
орудие за другим. Вражеские танки упря-
мо лезли на холмик, который защищала
уж одна только пушка. Но эта пушка
стреляла до конца. и пылающие немепкие
танки окружали огненным вольном ход-
мик отважных советских людей.

Можно умножить чиело героических при-
меров. Советские воины снова покрыли
бессмертной славой свои знамёна. Красная
Армия стала ещё крепче духом. Её удары
по врагу стали ещё более сильными. Ма-
стерство придало им меткость и сокруши-
тельную энергию. ~~’

Воодушевленные историческим приказом
Верховного Главнокоманиующего Маршала
Советского Союза товарища Сталина, воины
Красной Армии продолжают успешно разви-
вать наступательные операции на Орлов-
ском направлении. Как сообщает оператив-
ная сводка за 4 августа, наши войска во-
рвались в Орел, гле ведут уличные бои
с немецко-фапгистокими захватчиками,

Преступные действия неменких окку-
пантов в Ставрополе, Георгиевеке, Киело-
водске, Ессентуках, Минеральных Водах,
ЗКелезноводеке и в Теберде засвидетель-
ствованы актами комиссий. заявлениями
потерпевших, показаниями свидетелей,
заключениями медицинских экспертов, до-
кументальными материалами, а также

ско-миномётная перестрелка с обеих сторон. /
В течение 3 августа наши войска на всех
236 немецких таннов. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито

На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте в районе севернее и восточнее Мга — артиллерий-

;

нтах подбили и уничтожили

‘зах

немецкий гарнизон,  оборонявший этот
пункт, и заняли его. В этих боях наши
части уничтожили до 1.500 гитлеровцев,
18 танков, 13 артиллерийских и миномёт-
ных батарей и более 120 автомашин с
боеприпасами. Захвачены у противника
15 тавков, 16 орудий, 40 пулемётов и
другие трофеи. На другом учаетке Н-ское
соединение, преследуя отступающего про-
тивника, уничтожило свыше 1.000 немец-
ких солдат и офицеров. Захвачено 10 ору-
quit, 32 миномёта, 110 пулемётов, 11 ты-
сяч снарядов, 2 миллиона патронов, 68
тонн пороха и взрывчатых веществ.

Наша авиация бомбила и штурмовала
колонны войск противника. В воздушных
боях в течение дня сбито 54 немецких
самолёта.

их g

На Белгородеком направлении нанти вой-
ска завязали бои с противником,
лись внерёд на 10. километров

Налеты нашей авиации на железнодорож-
ные узлы Брянск, Никитовка, Ясиноватая, Ило-
вайская, станцию Мга и аэродромы противника

Наши войска идут вперед (3 стр.).
Л. Огнев. — Рядовое задание (3 стр.).

Н. Карасев.—На обновленной земле (3 стр.).
А. Дубровин.—Арифметика потерь (3 crp.).

советских

сего в HoMmMEPE

ОБЗОР ПЕЧАТИ: Газета, воспитывающя

патриотов (4 стр.).

В. Яковлев. — Выставка ‘художников-фрой»

товиков (4 стр.). Aide

наступающих   (4 с1Р.).

(4 стр.).

сражаются черноморцы

улучшили свои позиции. Все попытки нем-
цев восстановить положение провалились.

Нротивник нонёс тяжелые потери в живой

силе и технике.

Советская авиация активно поддержива-
ла боевые действия наземных войек.- В ре-
зультате бомбардировки уничтожено боль-
итое число танков и до 300 автомашин
противника. В ‘возлушных боях сбито 44
немецких самолёта.

хх *

На Ленинградеком фронте происходил
огневой бой. Наши артиллеристы и мино-
мётчики уничтожили 2 немецких танка,
несколько орудий и взорвали склад Goe-
припасов. Разрушено 30 дзотов и 6 на-
блюдательных пунктов. В’ результате ак-
тивных действий наших подразделений
уничтожено до 700 вражеских солдат и
офицеров,

я з =

Южнее Изюма подразделения Н-ской ча-
ети вели бои местного значения. Наши
бойцы очистили от гитлеровцев рощу и
захватили сильно укрепленные позиции.
Противник. стремясь задержать продвиже-
ние советских подразделений, предпринял
несколько контратак. Шри отражении
контратак противника наши бойцы истре-
били несколько сот гитлеровцев, подбили
и уничтожили 4 немецких танка. Захва-
чены пленные. Я,

* ¢ @ 7

Северо-восточнее Новороссийска группа
разведчиков, под командованием капитана
Орлова, ночью ворвалась в немецкие тран-
шеи и уничтожила большую труппу гит-
леровцев. Разведчики захватили трофеи и
благополучно вернулиеь в свою часть.
Снайперы Н-ского подразделения 3a семь
дней истребили 66 вражеских солдат.
Снайпер т. Сысоев уничтожил 12 немцев,

продвину-  т. Вилгурин — 8, тт. Кондратенко и Скоп-
и серьезно! цов убили по 7 гитлеровцев каждый.

COORIRH UE

тельства автокузовов акционерного обще-
ства в Берлине»,

Для расправы над советскими гражда-
нами при гестано существовала спелиаль-
ная команда численностью в 25 человек.
Возглавлял эту команду немец обер-лей-
тенант Кацендорф и его помощник обер-
лейтенант Бенцель, а впоеледетвии эту

“Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-
фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, ^^

Анищик М. И., старшие медицинские сестры:
Баташева М, Е., Киселева А. Н. и Козло-
ва Е. В. 0еобыми зверетвами отличалась
немецкая медсестра Минна, которая изби-
ла старшую’ операционную медицинскую
сестру Буримову Ф. А., сапитарок Коло-
мийцеву Н. Е., Галенину Е. И. и Фицеую
Е. И. Эта Минна в своей. ненависти к со-

о РЕЯ

ще

Ненависть, презрение к навеки прокля-
тым гитлеровцам за содеянные ими на го-
ъетской земле злодеяния зовет воинов
Врасной Армии к отмщению. Метить 34
чудовищное ‘умерщвление мирных совет-
ских людей на Кубани! Метить за кровь

подтверждаются членом Чрезвычайной Го-
сударственной Комиссии академиком `Але-
кееем Толетым, лично посетившим эти го-
рода и районы Ставропольского края и
установивщим факты чудовищных злодея-
ний и массового истребления мирных ¢)-

команду возглавлял начальник «01-12» ветским людям доходила до исступления,
обер-лейтенант Илейбер и его заместитель! она беспощадно избивала, кусала и неипа-
офицер гестапо Внор. Начальником тюрь- ла свои жертвы. За избиениями следовали
мы гестапо был немецкий офицер обер-  порки розгами до потери сознания.

шар-фюрер Вильгельм Шмидт и его заме-  Так, старший фельдфебель Ромакау и
ститель и переводчик венгерец Энгель  фельдфебель Райф, по приказу обер-артна

ветских граждан.

Установлено, что перед отступлением
из города Георгиевека 9 и 10 января с.
по приказу начальника немецких лазаре-
тов шеф-врача барона фон Гайман, с ue-

мирных советских людей на Ставрополь-
шине! За все преступления гитлеровцев
воздать им полной мерой-таков святой
девиз доблестных бойцов и командиров
Красной Армии!

Рьросла и ещё более закалилась Красная

a кие солдаты продали на городском рынке
Армия, могуч её наступательный порыв, спирт и питьевую соду, причём

велик еб боевой дух. _   оказался метиловым, а «сода» — щавеле-
С зеликой радостью приняла Вся совет-  вой кислотой. Произошло массовое отрав-
ская страна благодарность, об`явленную  ление жителей города. Из 714 случаев

лью отравления советских людей, немен- по

спирт  берз, было организовано

Николай»,
В Отавропольском крае в таких автома-

Г.,  шинах немцы умертвяли тысячи ни в чбу

неновинных советских людей.

Установлено, что в декабре 1942 r.,
приказу начальника гестапо города
Мнколн-Нахар обер-лейтенанта Отто. Ве-
‚исключительное.
10 своей жестокости умерщвление  боль-
ных костных туберкулёзом советских де-
тей, находившихся на излечении в сана-

Геллера, зверски избивали советских лю-
дей. Мигаль И. Т. — столяр 58 лет был
засечён резиновыми розгами насмерть:
Мидулин А. Я.—повар 50 лет, получил 35
двойных илетей и был засечён до потери
сознания; Мирошниченко В. Г.— сторож
45 лет, получил 10 нлетей; Федоровский
В. Н.—- истонник 56 лет, получил 15 пле-
тей.

9-го сентября 1942 г из санатория
Наркомнефти, по приказу военного комен-

товарищем Сталиным бойцам, командирам
и политработникам за отличные боевые
действия.

Честь и слава героическим защитникам
Родины!

Вечная слава героям, павшим на поле
боя в борьбе за свободу и честь нашей
Родины!

были отравлены метиловым спиртом 214
человек и 50 человек совершеяно потеря-
ли зрение — ослепли,

Тяжелое отравление многие жители ло-
лучили от так называемой «соды», ко-

торую они примешивали в тесто для вы-
печки хлеба.

Установлено массовое истребление нем- автомашиной семь немецких солдат выта-

теориях курорта Теберда. Очевидцы этого данта города Кисловодска Поль и началь-
злодеяния сотрудники детеких санаторий,   ника тестапо Вельбена, обманным путем,
медипинекая сестра Иванова С. Е. и ‹а-  под предлогом отправки в малонаселенные
нитарка Полупанова М. И. сообщили: районы Украины, были вывезены и рас-

— «22-го декабря 1942 г. к под’езду   Стреляны в противотанковом рву, в райо-
санатория первого отделения под’ехала не- не Минеральных Вод, лучшие  есоветекие
мецкая автомалтина. Прибывшие с этой   врачи, медицинские сестры и обслужи-
вающий переонал санатория, с семьями,

цами мирного советского населения пу- щили из, санатория 54 тяжело больных   Включая грудных и малолетних детей, ин-
тем отравления окисью углерода в сие-  ребенка в возрасте от трех лет, уложили   Валидов и стариков — всего 46 человек.

циально оборудованных автомашинах —— их штабелями в несколько ярусов в ма-

Установлено, что в городе Кисловодске,

Вручение верительных грамот Председателю Президиума
Верховного Совета СССР’ тов. М. И. Капинину
мексиканским. послом г-ном Л. Кинтанийа

4 августа в 12 чае. лня в Кремле Пред-
‹олатель Президиума Верховного Совета
СССР тов. М. И. Калинин принял Чрезвы-
чайного и Полномочного Цосла Мексикан-
ских Соединенных Штатов в СССР г-на
1. Кинтанийа, вручившего свои веритель-
ные грамоты.

Г-на Л. Кинтанийа сопровождали воен-
ный аттаню Посольства подполковник
Р. Калдерон Агиляр. 2-й Секретарь Посоль-
ства г. 9. Эепиноса-Приетто и другие чле-
ны Мексиканского Посольства в СССР,

Вручение орденов художникам В. Н.

. Н. ‚ С. Сварогу и К. Ф. Юону 1ткой,
Е, Е. Лансере, В. Н. Мешкову, И. Н. Павлову, В. С. Сва и ну wpyiinl tusuerigu. по, Та He sie lug bala andl ge oceb nota
Трубы эти\и квалифицированный немецкий медицин-
поперечной ский персонал, & в действительности всех  щении школы № 16, был произведён по
больных умертвили,

Вчера, 4 августа, Председатель Прези-
ума Верховного Совета СССР тов. М. И.
алинин вручил в Кремле ордена группе
старейших русских художников.

За выдающиеся заслуги в развитии изо-
а искусства орден Трудового
расного Знамени вручается художнику

. С. Сварогу, награждённому в день его
шестидесятилетия. Ордена Трудового. Врас-
ного Знамени за многолетнюю творческую
деятельность и выдающиеся заслуги в
развитии русского изобразительного ис-
кусства получают художники В. Н. Бак-
щеев, В. К Бялыницкий-Бируля, Е. Е.
Лансере, В. Н. Мешков, И. Н. Павлов и
В. ©, Won.

Награждение этих крупнейших масте-
ров, воспринятое всеми советскими‘ худож-
никами, как проявление величайшего вни-
мания к ним со стороны Советского пра-
вительства, как бы воскрешает многолет-
нюю историю русского изобразительного
искусства.

которые были ‘представлены Послом тов.
М. И. Калинину.

При вручении верительных грамот при-
сутетвовали Заместитель Народного Комис-
сара Иностранных Дел тов. В. Г. Декано-
зов, Секретарь Президиума Верховного (4%-
вета СССР тов. А. Ф. Горкин, Заведующий
Отделом Американских стран НКИД тов.
Г. Н. Зарубин, Завелующий Протокольным
Отделом НКИД тов. Ф. Ф. Молочков.

Тов. М. И. Калиния имел бесету с г-ном
J. Кинтанийа носле вручения верятельных
грамот. -

Бакшееву, В. К. Бялыницкому-Бируля,

Обрашаясь к художникам-орденоноецам,
тов. М. И. Калинин сердечно поздравил их
с получением наград.

— Я поздравляю вас,—сказал тов. Ка-
линин,—с наградой советского народа за
вашу многолетнюю творческую работу, за
ту культуру, которую вы несли в народ-
ные массы, Конечно, мы — старики, но
советский строй и стариков молодит, а
юношей делает мужами. Я думаю, что
эта награда послужит новым стимулом
для дальнейшего развития вашей творче-
ской деятельности, и от души желаю вам
на Этом, поприще самых наилучших ус-
пехов.

Выступая от имени награждённых ху-
дожников, В. Н. Мешков выразил горячую
благодарность Советскому правительству,

государства время столь большое внима-
ние представителям , изобразительного `#с-
кусства. (ТАСС).

ли Частые полусантиметровые отверетия;
от поперечной трубы вниз, через отверстие
оцинкованного пола выходит резиновый! еледнему слову медицинекой науки и тех-
шланг, на конце которого шестигранная ники, был
тайка © резьбой, соответствующая резьбе! № 31136.
на конечности выхлопной трубы мотора.
Этот шланг навинчиваетея на выхлопную  ное, зверское отношение к советским гра-
жданам началось с первых же дней. По-
тавный газ илёт во внутрь кузова этой  шечины, порки, розги, угрозы, напомина-
терметически закрытой машины. В резуль-
тате скопления газов находящийся в ку-  чным явлением жизни неменкого яазарета.
Советские люди жили в вечном страхе и
угнетении. Немцы использовали
Мотор на этой  советских врачей, медицинских УГ дор
установлен марки «Зауэр».  другой медицинский персонал на черной   Висловодска в Первомайский зул; была 0б-
Бузов изтотовлен в Берлине и имеет на работе-—уборке
левой стороне, вблизи мотора, металличе- грязных патрульных помещений. На такую   10 метров, из которой были видны отдель-
скую дощечку с надписью: «Завод строи- работу быля поставлены: врач-терапевт   ные части человеческих трупов.

трубу, и при работе мотора весь

зове человек через непродлолжитёльное вре-
мя умирал. Кузов машины
стить 70—50 человек.
уделяющему в таков суровое для нашего автоматтине

«лутегубках».
Е. М. сообщил:

— «Работая автомехаником, я имел
возможность детально ознакомиться
устройством автомашин, специально при-
способленных для удушения -— уничто-
жения людей отрабетанным газом,
машин в городе Ставрополе при гестапо
было несколько.

Устройство e& было таково: кузов дли-
ной, примерно, 5 метров,
с половиной метра. выгота
примерно, два с половиной метра. Кузов
имел форму вагона, без окон,
опинкованным железом, Ha полу,
обитох железом, лежали деревянные ре-
шетки; дверь кузова обита резиной, е по-
мощью автоматического замка плотно 3a-
крывалась. На полу автомашины, под ре-
находились

длиной два с половиной метра.
между собой были соединены

такого же дизметра трубой (расположен-
ные в форме буквы «Н»). Эти трубы име-

отрабо-

может BMe-

с Поселок Теберда. Все дети погибли, Н
‘были умерщвлены немцами и сброшены в Нз и Бекёшевки 150 человек ареетован-
Тебердекое ущелье близ Гуначгира».

Таких 19

ли
пгириной два больницы

вузова также, автомашинах 660 человек больных.

внутря обит кровзвых. преступлений от населения го-
Т0Же рода, фашистские. изверги об’явили глав-

Я. С. и медицинскому персоналу, что оня В овраге расстреливали из автоматов. Cpe-
всех больных переводят из города Ставро-
поля в больницы
две металлические тарское, где подготовлено все необходимое   РаСТ8.

торода Кисловодска санаторий Наркомнеф-
ти, оборудованный и оснащенный по по-  ле горы Кольцо, в районе колхоза им. Пи-

был немец обер-артн Геллер. Бесчеловеч-

ния о расстрелах и репрессиях были обы-

Военнопленный Фенихель   шине, затем захлопнули дверь, впустили В Школе № 16, в августе 1942 г., ге-

газ (окись” углерода) и выехали из сана- СТаповцы организовали . застенок, rae
тория. Через час автомашина вернулась в   ЗВерски истязали советеких траждан. В
они Этот застенок они привезли из Бугурста-

ных, эвакуированных из Крыма и со стан-
Установлено, что е 5 Ш 10 августа! бин Кавказской. 6-го сентября 1942 г.
42 г. немецкие солдаты из комендату- Здание школы № 16, где помещались
ры «00» во главе © обер-фельдфебелем арестованные, опепили немецкие солдаты.
Герингом и фельдфебелем Шмитцем вывез-   Затем под’ехали четыре машины, в кото-
из Ставропольской психиатрической  РЫе немцы втали грузить арестованных.
й умертвили окисью углерода в Сназала погрузили в них первую партию

арестованных — одних только мужчин и
своих   УВезли. Через некоторое время этн же
машины вернулись и погрузили оетав-
шихея женщин и детей. Свои жертвы ге-

ному врачу больницы доктору Гамбарову стаповны евозили за реку Подкумок и там

Для того, чтобы скрыть следы

ди расстрелянных погибло 47 человек
сёл Донекое и Проле-   Детей от грудного и до 15-летнего воз-

Расстрел 150 советских граждан, со-
державшихея в застенке гестано в поме-

приказу коменданта города мзйора Лилтке.
Установлено, что с начала оккупации 22-го июня 1943 года, под городом
Кисловодском, после сильного дождя, воз-
рева, жителями были найдены 26 трупов
занят под немедкий  лазарет  расстрелянных советских граждан,
Начальником этого лазарета  При осмотре и судебно-медицинском oc-
видетельствовании трупов было  установле-
но среди них: 2 мужеких, 15 женских и
9 детеких трупов в возрасте от 2 до 12
лет. На всех 26 трупах были обнару-
жены следы насилий, истязаний: перело-
мы конечностей и размозженные черепах
При осмотре другого оврага, располо-
лучигих   Женного недалеко от горы Кольцо, на рас-
сестер и  стояния 250 метров от дороги, идущей из

мусорных ям, уборных и наружена размытая насыпь глубиной в

пытки и истязания
производились в помешении гесталю. Так,
например. гражданина Ковальчук Филивпа
Акимовича 1891 гола‘ рождения.
вающего в гороле Пятигореке, арестовали
27 октября 1943 г. у себя на квартире,
избили до потери сознания. затем отвеля
в гестало и бросили в олну из камер. Через

Ответы Идена на запросы в палате общин

Военные действия на острове Сицилия

Положение в Италии (4 стр.):

Как хорватские гитлеровцы формируют
свои части (4 стр.).

В. Глотов. — Что происходит в Голландии
(4 стр.).

От Советского Информбюро

$ в &

‘Разведчики партизанского отряда. дей-
ствующего в одном из районов Могилев-
ской области, узнали, что немцы готовят
нападение на партизанскую базу. Коман-
дование отряда решило опередить врага.
На рассвете 27 июля партизаны внезап-
но атаковали немецкий карательный oT-
ряд и истребили 68 гитлеровцев. Захва-
чено много повозок с боеприпасами.
Партизаны отряда, действующего в Го-
мельской области, 24 июля пустили под.
откос немецкий воинский эшелон. Разбиты _
паровоз и 30 вагонов.

$аёз

Пленный командир 3 вамокатного э6-
кадрона отдельного батальона 262 немеп-
кой пехотной дивизии  обер-лейтенант
Вальтер Беккер рассказал: «6 бамой
веены Y нас много говорили 0 прел-
стоящем летнем наступлении.  Многив
мечтали о втором походе на Москву. Рус-
ские расстроили все эти планы. Нам
приходитея отступать, отдавать террито-
рию, купленную ценой величайших
жертв. Летние поражения немецкой армии
произвели гнетущее впечатление на сол-
дат и офицеров. С потерей территории, и
особенно инициативы, вее больше и боль-.
ше еолдат и офицеров теряют веру в побе-
ду. Многие офицеры считают Гитлера
главным виновником военных поражений
Германии на Востоке. Офицеры намёками
выражают недовольство Гитлером за то,
что он сам назначил себя главнокоман-
дующим армией. Они говорят, что один
ефрейтор обходится Германии гбразло до-
роже, чем все её покойные и здравствую-
щие генералы и маршалы вместе взятые.
Последние события под Орлом оконча-
тельно убедили меня в том, что Германия
проиграет войну. Трезво рассудив, я сдал-.
ся в плен русским».

общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР
  ,

О злодеяниях немецко-фашистских оккупантов в Ставропольском крае >.

В этом месте с 26 п 29 июля 1943 г.
были произведены раскопки, в результате
которых извлечено 130 трупов. Судебно-
медицинским осмотром было установлено:
труп 4-месячной девочки насильственных
признаков смерти не имел, ребёнок бых
брошен в овраг живым и погиб от улуие-
ния; труп мужчины в одежде краеноармей-
ца с перевязанной правой рукой и` левой.
ногой, рядом е этим трупом обнаружены кб-
стыля. При осмотре трупов младенцев ме-
дицинская экспертиза установила, что веё
они были заживо брошены в овраг вместе
в расстрелянными матерями. Ha звевх
остальных трупах обнаружены’ слеты пы-
TOK H истязаний: оторванные нижние че-
люсти, переломанные конечности, вывихи
и изувеченные лица.

В результате произведённых раскопок в
районе горы Кольце за время е 26 июня
по 7 июля 1943 г. было извлечено 322
трупа советских граждан, расетрелянных и
зверски замученных по приказам военного
коменданта города Кисловодска Поль, вто-
рого коменданта майорз Лидтке, начальни-
ка гестапо Вельбена, помощника началь-
ника гестапо Вебера, при участии испол-
нителей их приказов первого следователя
гестапо Геринга, второго еледователя Ци-
же, заместителя коменданта гестапо Келле-
ра, начальника хозяйственной части гее-
тапо Хаусмана и второго начальника х0-
зяйственной части Хуше,

Среди погибших были опознаны трупы
советских граждан Абрамова П. В., Захар-
ченко Е. И., врача Гольберг Л. А., Кушна-
ренко Н. А., инженера Архиновой 3. И.,
Шипиной Е. М., а также были обнаруже-
ны следующие документы: паспорт серии
П-9Е № 509311. выданный Павлограл-
ской милицией на имя Овоеевич Ф. Х.
1900 года рождения, эвакуированной из
Кпаеноларекого края: паспорт серии УД
№ 550776 на имя Гуральник М. Л. 1886
ода рождения, уроженца Белой Церкви;
паспорт серий П-9Е № 680361, выдан-
ный Днепропетровской милинией на имя
Стискинз Е. М. 1896 года рождения, ypo-
женца Черниговской облаетиу паспорт ce-
рии 19Е № 520536. выданный Павло-
градекой милицией 21.1V—1941 года на
имя Вагнер А, Г. 1901 годё рождения,
уроженца города Павлограда, Днепропет-
ровской области, и другие паспорта н ло-
кументы, удостоверяющие личности рас-
стрелянных. их

Установлено, что за время оккупапия
города Пятигорека немецкими властями
был совершён ряд чуловищных злодеяний
над мирными советскими гражданами.
Главными организаторами и непосредствен-

ными участниками злодеяний нал совет-
окими гражданами
были: капитан Винц — начальник гестапо

в гороле Пятигорска

«СД-12», ‘бывший работник германского

посольства в СССР; обер-лейтенант Фишер,
заместитель начальника гестапо «СД-12»
по
Монц — начальник полевой жандармерии,

следственной работе. — и полковник

Исключительные по своей жестов остя
советеких [paw lan

прежи-

(Окончание на 2-й стр.).