De
BN
Mi,
И.
Ив
yr

ty
 }
On
mu

ep
(9

18-

—

HHH

ИЕ
Te):
ЗЫ
ЛЬ
го

КА
$...
КИ,
pO
Ka-
са
СТВ
ar
Bar

cul
ATH)

ull?
Kt?
fit

rf
spit!

Sint eto
ee

\,

‘. пушек был нейтрализован нашими даль-

„ные. инженерные ‚ сооружения, подбрасы-

~ Наши войска

i

oo Meee
©

у

_ Идут вперёд

:. ОРЛОВСЕОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 4 августа.
(Воен. Kopp. «Правды»), Огнем и кровью
опален  хаждый метр этой земли, по
которой наши войска идут сейчас впе-
pet. Битва здесь развернулась  ярост-
Hat и упорная. Противник не жалезт
сил для того, чтобы задержать движение
напгих частей. Он цепляется буквально 3a
каждую складку местности, поспептно воз-
водит новые сооружения. На хмену рас-
трепанным. в боях полкам си давизиям с
других участков в лихорадочном темпе до-
ставлены свежне части, в частности тан-
вовые и авиационные.

’ Но под неудержимым натиском Красной
Армни немцы вынуждены отходить на
„всех участках, оставляя тысячи трупов
своих солдат и офицеров, торы обгоревшето
железного лома— остатки «Тигров», «Фер-
динандов», сухопутных торпед и прочей
уничтоженной нами техники.

Немцы обрушили на наступающих ‹о-
средоточенный огонь, бросили на стадьные
батальоны сотни своих самолётов, но’ не-
мепкие бомбардировщики быдя встречены
советскими истребителями н зенитчиками.
В горячих воздушных боях наши летчикя
сбили больше двух десятков фашистских
‚самолётов. Немало коршунов подстрелили
и советские зенитчики, з огонь немецких

_ нобойными и самоходными орудиями.

Немцы We только  воздвигают на

пути наступающих стену металла и огня,

г но и предпринимают частые контратаки,

; стремясь вынграть площадь и время. Иной
‘раз. против нашего небольшого подразделе-
. ния бросаются труппы з 30—40 танков.
Но наши части и подразделения стойко
отражают броски неприятеля и продолжа-
ют наступление.

° Попрежнему отважно дерутся артилле-
ристы. Во время боя за одну высоту нгм-
цы предпряняли сильную контратаку.
Вперели шла группа танков, в том числе
несколько «Тигров». Путь врагу прегра-
дила батарея капитана Агапова. Орудий-
‚ный pacuer старшего сержанта Краснова
‘первым же выстрелом подбил ведущий
«Тигр». Затем артиллеристы приковали к
земле второй танк. Понеся потери и не
хобившись никакого успеха, противник
отступил.

Успешно сражаются © неменкими тан-
вами и бронебойщики. Отражая контратаку
немцев, бронебойщики Головня и Васильев
подбили два танка, подпустив их на две-
сти метров.

Истребление вражеского
гарнизона

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 августа.
(Спец: корр. ТАСС). Не утихавшне п
ночью, бои на подетупах к Орлу с рассве-
том разгорелись с новой силой.

Наступление продолжается. Враг пы-
`тается задержаться на заранее подготав-
` яиваемых оборонительных рубежах. С этой

целью он в глубине своей обороны роет
° новые цепи окопов, возводит дополнятель-

“

BaeT сюда людские резервы е другах
‚ участков фронта и из глубокого тыла.
Однако все эти попытки немцев неизменно
тернят неудачу. —

Закалившиеся в наступательных боях,
наши войска смело и рептительно атакуют
увреняенные пункты гитлеровцев, совер-
изют некусные обхолные маневры, экру-
яают и уничтожают фашистские гарни-
зоны. В этом отношении характерен бой,
проведённый гвардейским подразделением
под командованием гвардии капитана Бог-
_дановича,

Немпы, укрепившись в деревне па бе-
регу реки, встретили наступающих  гвар-

дейцев сильным  ружейно-пулемётным
огнём.

Группа пехотинцев и расчёт станкового
пулемёта, которым командует гвардии

сержант Казанцев, действуя с фронта, от-
влекали нз себя огонь противника. Тем
временем другая группа бойцов под коман-
дованием гвардии лейтенанта Oropoxau-
кова берегом реки стала пробираться на
левый фланг деревни. А третья‘ трупиа
под командованием гвардии лейтенанта
Гаврина одновременло двинулась. огорода-
мн в обход справа. Когда обе группы, вы-
полнив ‘первую часть задачи, достигли
исходных для атаки позиций, был дан сиг-
нал начала штурма. Справа, слева и с тыла
немцы услышали могучее русское «ура».

Всхоре сопротивлявшийся гарнизон был
полностью истреблен.

Se es eee

i ATOBOe salanhe

(Or военного коррес

Низкое мутное небо мокрым одеялом
окутало землю. Холодный дожль лил, не
переставая, с самого утра. Дороги превра-
тились в сплошное месиво грязи. Грузови-
ки с боеприпасами беззалёжно застряли за
холмом, и командир батареи приказал под-
носить снаряды на руках. Ругаясь на
чем свет стоит, артиллеристы шлёпали два
километра по лужам и кашеобразному чер-
нозёму, забирали из машин смертоносный
груз и брели обратно.

— Веселей, ребята! — ободрял их коман-
дир батареи.— По сравнению с пехотинцами
вы прямо на курорте. Ведь мы в тылу, а
они на переднем крае.

Командир батарен явно перерасходовал
радужные краски. Орудия стояли всего в
семистах метрах от переднего &рая. Небо
над артиллеристами было таким же дыря-
вым, как у пехотинцев, а грязи хватало и
тут и там. Разница положения заключалась
лишь в том, что немцы. непрерывно полива-
ли передний край из пушек, миномётов, пу-
лемётов и автоматов, а на долю артиллери-
стов приходился лишь орудийный обстрел
противника.

Бойцы давно уже промокля. Они лежали
в полузалитых водой окопах, последними
словами кляня немцев и погоду. С утра на-
шей части удалось продвинуться вперёд
почти на два километра, но. на подходе к
деревушке, расположеннбй ло  поло-
гому скату высоты, наступающих встретил
такой сосредоточенный огонь, что пришлось
залечь. Все попытки продвинуться дальше
или обойти противника с флангов закавчи-
валусь неудачей. Ливень свинца, более ча-
стый, чем ливень с неба, заставлял атакую-
щих снова клониться к земле.

Тогда командир полка вызвал на помощь
авиацию. Овна должна была выполнить про-
стую будничную задачу: подавить огневые
точки противника. Через пять минут приказ
о вылете был получен командиром авиаци-
онной части, а ещё через несколько минут

tenia whe

; 5 АВГУСТА 1943 г., № 194 (9356)

OE mR IE REM TE, A! РА

#

ука

Мастерство
\

в русском плену. Он рассказывает:

— После Сталинграда и Великолукского
котла все мы нервничаем, и нё хочешь, да
думаешь, как бы не попасть в окруженне.
Сейчас мы лишились наших старых укре-
плений и каждый день отхолим на новые,
и я позабыл, когда в последний раз разу-

вался.

В нашей роте были настоящие солдаты,
и все же это случилось. Ночь была. сравни-
тихая, я задремал. Проснулся —

тельно
стреляют, и почему-то справа, где должна
стоять соседняя с нами рота. Не успел я
ВЫЯСНИТЬ,
строчили слева. Солдаты сбились в кучу и
стали стрелять как попало. Бежит наш

ротный обер-лейтенант Раэ с пистолетом в
руке, набросился-на нас, ругается. А сам
растерянный. Вдруг откуда-то

бледный,
сзади на‘нас стали лететь мелкокалиберные
мины. Кто-то крикнул: «Котел!$ Все побе-
жали. Ротный пробовал удержать, кого-то
застрелил, но его оттолкнуля. Я побежал к
пулемёту, но как будешь стрелять-— русские
кругом. Когда ко мне подбежал русский <сол-
дат с автоматом, я поднял руки и отошёл
от пулемёта. А остальные люди из нашей
роты, за исключением вас пяти, сдавших-
ся, погибли. Туман рассеялся, рассвело, и
мы’ увидели, что ваших было втрое мень-
ше, чем нас, силевших за ‘укреплениями.
Я старый солдат, ещё в ту войну знал, что
русский ‘дерзок и храбр, но тут нас было

трое против одного, а мы не устояли...

Я привёл это свидетельство пленного
врага не только для того, чтобы показать,
как ‘мастерски действовал в бою за лерев-
вю Цаплино взвод гварлейцев под коман-
дованием гвардии старшего сержанта [pa-
горьева. Я рассказал о нём для того, что-
бы на этом маленьком примере показать
дух и стиль нашего наступления, развивза-
ющегося под знаком высокого воинского
мастерства. ;

Мастерствоми наступающих отмечен каж-
дый новый бой, какие бы рола оружия в
нём ни участвовали.

Зубами и ногтями цепляются отступаю-
щие немцы за каждый новый рубеж, и ес-
ли удается хоть на час задержаться, они
зарываются в землю и тотчас же старают-
ся создать за собой минное поле,

Ефрейтор Голимбовский и красноармеец
Холкин получили приказ разведать минное
поле и сделать в нем проход для наших
танков. Время не ждало. Работать нужно
было днем в лощине под вражескими пу-
леметами, которые били с высот. Маски-
руясь в густом бурьяне, они по очереди
вызывали на себя огонь немцев. В то время
как один, найдя подходящую ямку и спря-
тавшись в ней, редкими выстрелами трево-
жил немцев, другой в это время ‘отыскивал

и разряжал мины. Действовали они унрямо,

хладнокровно, искусно, и именно поэтому,

ПИТТ ДЕД РЕ ТЕНЕВЫХ

пэндента «Иравды»)

с аэродрома в воздух поднялась шестёрка
пикирующих бомбардировщиков  «Петля-
ков-2» и почти сразу исчезла в серой
лождливой пелене. Однако самолёты. вско-
ре вернулись. Ведущий вошел в блиндаж
командара и виновато доложил, что’ про-
биться к цели. ему не удалось: облака при-
жимали почти до земли, видимости — ни-
какой.

В первую минуту подполковник Соколов
хотел было наложить на ведущего строгое
взыскание. Но потом он вспомнил дождь и
низкое хмурое небо, закрытое на замок, и
фонтаны воды, вырывавшиеся из-под колес
взлетавших самолётов, и свою тревогу за
судьбу улетевших экипажей и, махнув
рукой, отпустил -смущенного лётчика. Но
пехота ждала поддержки. И тогда коман-
дир приказал позвать капитана Константина
Клейменовз.

— Вас ждут на переднем крае, — просто.
сказал командир.— Понимаете, ждут... Надо
во что бы. то ни стало пробиться к дерев-
ве Н. и подавить немецкие орудия, распо-
ложенные на её восточной окраине. Зада-
ние рядовое, но погода адская. Облачность—
10 баллов, высота облаков — 300 метров,
здесь дожль, а на пути — грозы, видимость
меньше полукилометра” Пробьётесь?

_ —- Пробьюсь, товариш подполковник!

— Ну, ни-Пуха, ни пера!

Клейменов вышел. Гул моторов сооб-
щил командиру, что шестёрка поднялась в
воздух. С жапитаном лётели боевые друзья:
лейтенант Калугин, младшие лейтенанты
Гусарин, Кузнецов, Гагарин и старшина Ля-
пин. Не раз они уже вместе ходили на вы-
полнение сложных заданий, искусно выкру-
чиваясь из самых тяжелых переделок. Поз-
тому и сейчас они спокойно шли, за своим
командиром.

Погода ухудшилась. Порой облака при-
жимали самолёты  почти к самой земле.
Впереди ничего не было видно. Но штур-
ман капитан Георгий. Тураев уверенно в

Де Ma eS ea

«От воениого корреспондеята «Правды»)

‚ Военнопленный обер-ефрейтор Курт Дал-
ле смущен и обескуражен. Старый солдат,
воевавший с русскими еще в империали-
стическую зойну и награжденный тогда
прусской медалью Кайзера, он не понимает,
как все это могло произойти, почему так
бесславно и нелепо погибла его рота и по-
чему он сам, командир пулеметного расче-
та, не сделав ни одного выстрела, очутился

что происходит, автоматы за-

Л

$ я
Орловское направление. Бронепоезд прикрывает проходящий воинский эшелон.
ь $ > _ » Фото воеаного корреспондента «Правды» А, Устинова.

наступающих

не получив даже царапины, очистили про-
ходы танкам почти до самых немецких окоа-
пов. <

Наша пехота наступала. под танковым
прикрытием. 15 немецких машин, вырвав-
шись из засады, двинулись на. наступаю-
щих. 5 наших танков, вырвавшись вперед,
преградили им дорогу и, стреляя на ходу,
пошли на сближение с немецкой колонной.
Искусно маневрируя, танк гвардии лейте-
нанта Сушенко зашел во фланг немецким
машинам и двумя выстрелами ‘зажег немец-
кую стальную гоомаду. Немцы, развернув
свои танки, открыли по нему огонь. Bpo-
небойный снаряд зажег машину. Черный
дым окутал и ослепил ее. Но танк жил,
танк дрался. Сквозь пламя пушка. его
посылала снаряд за снарядом. И еше-одия
вражеский танк замер подбитый. Боясь,
что взорвутся бензин и снаряды, Сушенко
вывел свой танк из боя, полным ходом
бросил его в лес, в густые заросли моло-
дого ракитника, ветвями сбил пламя, зага-
сил машину и снова ринулся в бой. Но
вражеские танки уже удирали, лавя соб-
ственную свою пехоту. Сушенко бросился
влогонку и из ходу зажег еше одну -ма-
шину.

Расчет артиллеряста Арефьева, сопро-
вождая колесами пехоту, подавил 10’ вра-
жеских огневых точек. Хорошо потруди-
лись артиллеристы. А пол вечер их ждало
еще одно испытание. Группа немцев, при-
крываясь танками, пошла в контратаку.
Расчет Арефьева развернул. пушку и пря-
мой наводкой, то осколочными по пехоте,
то бронебойными по танкам, стал бить по!
наступающим. Разрыз немецкого снаряда
скосил расчет, Самого Арефьева отбросило
в сторону и оглушило. Но он вскочил ва
ноги, бросился к пушке и, сам поднося
снаряды, ‘заряжая, наводя, продолжал стре-
лять. Его пушка подбила в этом бою
танка и стреляла хо тех пор, пока немец-
кая контратака не захлебнулась.

©

Летчик-истребитель гвардии

лейтенант Трушин, барражируя над районом маневраруя,
двух   лемётчик,

наступления, встретил в воздухе

младший   Группа, «Юнкереов».

Так сражаются
черноморцы _

(oY военного корреспондента «Правды»)

Двадцать пять месяцев сражается муже-
ственный экипаж «СК-044», которым
командует старлгий лейтенант Сергей Ни-
колаевич Попов. Катер этот ‘известен ‘не
только. нашим морякам и морским пехо-
тинцам. С ним неоднократно прихохилось
познакомиться и немецким самолётам, и
катерам, и береговым гарнизонам. Й ка-
HAL раз это вынужденное знакомство
вончалось мало приятно лля немцев.

...Олнажды «<СЕ-044» — конвоировал
транспорт с важным грузом. Экипаж ка-
тера неотрывно следил за морем и возду-
хом. Каждый знал, © чем и куда идёт
транопорт, и готов был в любую
отдать свою собственную жизнь, только
бы обеспечить выполнение ответетвенной
боевой задачи.

ЗВекоре нал морем на большой высоте]
появился вражеский разведчих. Он заме-
тил транспорт и, слелав над ним круг,
поспешно направился к берегу. Всем было
ясно, что теперь < минуты на минуту
следует ожилать налёта немецких бомбар-
дировщиков. Так оно и случилось. Неза-
долго до сумерек вынырнули две больших
группы «Юнкереов». .

Олновременно ударили пушки и пуле-
мёты сторожевого катера. Два «Юнкерса»
не выдержали и отверйули в сторону, три
других стали пикировать на пель. Пушки
и пулемёты катера били, не переставая.
Главстаршина Василий Донченко схватил
ручной пулемёт и тоже начал <трочить
по пикировавшам самолётам. Между ка-
тером и транспортом разорвались первые
бомбы. Осколки со свистом пролетели пад
палубой.

Тем временем в атаку пошла другая
Катер и трапепопт,

увлонились от 6б0мб. Пу-
старшина с второй

«Мессершыиттов-169». Он ринулся на них в! Вузьменко поймал в прицел пикировавший
лобовую атаку и с дистанции в 50. метров «Юпкерс» и дал по нему длинную очередь.

всадил длинную очерель в мотор одного из
«Мессеров». Гот бессильно полетел вниз.
Расправившись с одним, Трушин ринулся в!
погоню за другим. Он зашел немцу в лоб
и заставил его повернуть назад. Потом
вцепившись в хвост, направляя и подгоняя
его короткими очередями, он погнал вра-
жеский самолет на нашу территорию,
дупреждая каждую попытку немца вы-
вернуться. Немец выскочил. с парачнотом.
думая спастись в ближайшем лесу. Нэ

Вражеский самолёт залымил, отвернул в
сторону и упал в море. Вой продолжался.
Всё повые и новые серии бомб рвались
вокруг транспорта. От непрерывной стрель-

бы в компрессорах пушек перегрелось маб-

ло. Артиллеристы на несколько секунд
прекращали стрельбу, но когла «Юнкерсы»

пРе-  ложились на боевой курс. их снова встре-

чала завеса огня с катера и транепорта.
Ещё два немецких самолёта упали в

Трушин и тут не оставил его в покое. Он   море, остальные повернули назал и скры-
мастерски посадил на неровной поляне свой   лись. Транепорт и катер без малейших
ястребок, выскочил из него и с пистолетом повреждений продолжали ятти евойм кур-

в руке`ринулся в лес за н6мецким летчи- COM, Важный груз был лоставлен Е месту
КОМ. Через несколько минут он настиг его, назначения в полной сохранности.

обезоружил, сдал под конвой попоспевшим
пехотинцам и полетел Ba свой аэродром.
Маршал авяацчи тов. Новиков лично вру-
ЗИЛ емугза это орден Красного. Знамени.

Мы наступаем, и в наступлении этом все
ярче сказывается несомненное превосход-
ство наших воинов над немцами.

Б. ПОЛЕВОЙ.

< ~
_шестёрку по. курсу. Он знал здесь очерта-
ния каждого села, изгибы всех речек, каж-
дую ветряную мельниву. Точно в назначен-
ный срок самолёты вышли к аэродрому ис-
требителей, и Клейменов по радио сообщил
свои позывные. y

— Куда вас черти несут в такую пого-
ду?— послышался в ответ весёлый голос с
земли, и через мгновение в воздух с рёвом
взмыли четыре истребителя «Яковлев-9».
Обменявшись условными сигналами, они за-
няли свои места, и весь отдяд помчался на
север. f

Подступы к переднему краю были при-
крыты плотным грозовым фронтом. Само-
лёты ринулись напрямик. В темной куче
облаков сверкали молнии. Разряды обвалом
отдавались в наушниках. Барабанные пере-
понки гудели, как натянутая струна. Само-
лёты шли вперед.

Над’ линией фронта прошли в, указанном
месте. Вверх взметнулись ракеты — земля
обозначала передний край. В тот жеё мо-
мент справа и, слева блеснули многочислен-
ные фейерверки разрывов: начали бить не-
мецхие зенитки, Самолёты легли на боевой
куре. :

_Bnepeau ‘показалась деревушка. Тураев
знал, что в ней не осталось Ни одного жи-
теля. Немцы угнали всех колхозников в
тыл и превратили селение в опорный пункт
обороны. Сверху отчётливо были видны ка-
пониры орудий, змеи траншей, извулистые
ходы сообщений. Крыши некоторых хат
снесены, и там”Стояли замаскированные зе-
нитные орудия. Там и сям вспыхивали
язычки огня — пушки палили и по самолё-
там, и по нашему переднему краю. Затем
вся земля покрылась бесчисленными огонь-
ками: увидез самолёты, немды открыли 71%
ним огонь из пулемётов, миномётов, вин-
товок.

Сопоставив донесения земли со своими
собственными наблюдениями, Тураев решил
что основные артиллерийские позиции про
тивника сосредоточены на восточной окра-
ине деревушки. Весьма кстати там  находи-
лось. и несколько десятков автомашин; оче-
видно, немцы только что’ подвезли бозпри*
пасы. Цель была ясна, и штурман склонил-

В боях и ноходах вырос, закалился
славный экипаж, 75 процентов его — ком-
мунисты, две трети награждены орденами
й мелалями Союза. Значительная часть ка-
терников имеет по две. правительственных

награды.
И. ЕРОХИН.
Чераоморский флот.
== : co р =

ЕЕ vi

Зенитный огонь достиг предельного на-
пряжения В поле зрения одновременно
вспыхивали десятки разрывов. Велед за пу-
стяковыми пробоинами появились более
серьёзные повреждения; на одном самолёте
пробило бензобак, на другом было повреж-
дено хвостовое оперение, на третьем — эле-
роны. Но все бомбардировщики, сохраняя
ровный строй, неуклонно неслись к цели,

Описав. необходимую траекторию, рухнули
вниз бомбы ведущего самолёта. В ту же
минуту освободились от своего груза и
пругне машины. На окраине раздались ча-
стые взрывы, запылали автомобили, Бомбы
рвались в расноложении артиллерийских
позиций, в окопах, У дзотов. Орудийные
вспышки становились все более редкими и,
наконец, почти прекратились.

— Досытао напоил. немца!— услышал
штурман в наушниках спокойный голос
командира отряда. Е

Как только первые бомбы достигли зем-
ли, Тураев включил и Через не-
сколько секунд заработал аппарат и на са-
молёте лейтенанта Калугина. В полку лю-
били точность. Беспристрастная плёнка
неопровержимо рассказывала о результатах
бомбёжки. И на этот раз, после полёта,
фотографии подтвердили точность удара.
Прямыми попаданиями были накрыты пуш-
кн, машины, позиции пехоты,

Сделав левый разворот, самолёты взяли
курс к дому. Дождь лил, не переставая,
облака попрежнему давили к земле, но
всем казалось, что погода стала значитель-
но лучше. Бомбардировщики снова прошли
над контрольным пунктом. Хриповатый го-
л0с с земли дважды повторил:

— Спасибо за чистую работу. Пехота по-
шла в атаку. Счастливого пути!

Через полчаса деревушка была занята
нашими войсками. Когда бойцы заняли во-
сточную окраину, они увидели изрытое
бомбами поле воздушной атаки. Свалившись
набок, стояли’ подбитые орудия, догорали
машины с боеприпасами, повсюду валялись
трупы гитлеровцев.
Бойцы шли вперед,

HEB,

x

я Л. ог
д Cube
Se Pree

CTaTbHa}

«0 великой
ского
Тульского горкома ВАЛ(б). Он провёл на водящий партийный актив и преподава”
теди высших учебных заведений.

г =   “a
Налёты нашей авиации на железнодорожные узлы
Брянск, Никитовка, Ясиноватая, Иловайская,
станцию Мга ‘и аэродромы противника

В ночь на 4 августа наша авиация
тальнего действия произвела налёты на
железнодорожные узлы Брянск, Никитовка,
Ясиноватая, Иловайская и станцию Мга.
Бембардировко были подвергнуты эшел-
ны, военные склады, скопления войск и
техники противника. Прямыми попадания-
ми бомб разбито несколько железнохорож-
ных состазов. Отмечены многочисленные
пожары и сильные взрывы.

Наша авиация бомбардировала также 232
родромы, на которых было установлено
скопление немецких самолётов. В. резуль-
тате бомбардировки уничтожено и повреж-
дено значительное число самолётов против-
ника,

Вее наши самолёты вернулись на свои
базы. : a 5 3

х

‘ - :

Уборку. урожая провести по-военному!.

На обновлённой земле

Ещё совсем недавно эта земля счита-
лась бесплодной. Здесь была безводная пу-
стыня, голодная степь. Многие думали,
что в этих местах никогда ничего не бу-
дет расти. Однако предположения. оказа-
лись ошибочными.

Три года назад на месте безводной пу-
стыни был создан новый район — Киров-
ский. Сюда приехали люди, чтобы заста-
вить голодную степь родить хлеб, хлопок,
рис... Не жалея сил, колхозники @ кол
хозницы сооружали оросительную сиете-
му. На 60 километров был расширен пол-
новодный канал им. 0. М. Raposa.
тланого канала прорыты ешё две ветки
протяжением в 35 километров. Но кана-
лам и арыкам хлынули воды Сыр-Дарьи.

Й ожила степь. Появились буйные тра-
вы. Веюду. куда ни посмотришь, растут
леса.

Из года в год кировцы расширяют по-
севные площади зерновых и хлонка.
прошлом году было посеяно, около 9.000
гектаров пшеницы; в текущем голу — на
5.000 тектаров больше. Около 7.000 гек-
таров занимают хлопковые плантации.
Хлеб и хлонок на обновлённой земле ра-
eTy? xopomo. Богатая, плодородная степь
щедро наградила колхозников и колхознил
за их самоотверженный труд.

Страдная пора на полях колхозов Ки-
повского района в разгаре. Комбайны, ло-

МИНУТУ богрейки, сенокосилки, косы, серпы — веб
  приведено в движение. На уборку урожая мят лобогрейки, звенят косы. Из

вышли молодёжь, старики, женщины, то-
рожане.

Ширятея соревнование — комбайнеров.
Первенство держит мастер  комбайновой
уборки Николай Олищевец, рабтающий в
колхозе «ХУПГ партконференния». Kow-
байном «Коммунар» тов. Олишевец еже
дневно  убирает по 20 и болыне гектаров,
а всего им уже убрано около 400. гектаров.
Аггрегат тов. Олишевца работает слажен-
но, от зари до зари, не зная простоев.

—*В первые дпи уборки в нашем аг-
грегате заболел тракторист, — рассказы-
вает тов. Олишевец.— Что делать, как ие
допустить простоя комбайна? Выход был
найден: я сел за руль трактора, а на ком
байне меня заменила моя помощнина. Аг-
грегат ‘работало безотказно.

За высокую производительность машин
борются и другие комбайнеры. Молодая ком-
байнёрка тов. Калмакова (колхоз «Ста-
линабад») убрала одним комбайном 250
гектаров.

Выборочная уборка хлебов в Столб
щенском районе началась” ещё неделю на-
зад. Теперь хлеба созрели на больших
массивах. Убирать их можно лобогрей-
ками, жатками, а на некоторых массивах
п комбайнами. Нь из имеющихся в районе
150 жаток и лобогреек работает не более
прядпати, a из 36 комбайнов в полную
тотовность не приведён пока ни один.

Запоздание с подготовкей машин при-
вело к тому, Что уборка развёртывается
недопустимо медленно. Одно это можег
вызвать большие потери, так как хлеб
местами уже перестаивают и начинают
осыпаться. Ho ‘беззаботное отношение к
сохранению урожая сказывается не только
В этом, но и в скверной организации py4d-
ной уборки. Подсчитано, что на каждом
гектаре, сжатом серпами, столбищенекие
колхозы теряют в одних лишь неподоб-
ранных колосьях в среднем по 120—150
килограммов зерна.

В колхозе «Волга» на каждом квадрат“
зом метре сжатого поля остаётся в cpel-
нем 35—40 колосьев. Здесь жнипы даже
не берут с собой граблей в поле.

— Разве у вас ручных граблей нет?

— Грабли-то мы сделали, —— отвечает
бригадир тов. Сизова— но правление
решило, что надо поскорее свалить хлеб
с корня, а уже затем по возможности пу-
стить кочные грабли,

Or

В этом году на полях колхозов широхо
используются простые уборочные машины
и косы, серпы. ‘

Хорошо идёт уборка хлебов в колхозе
«Интернационал». Около 50 женщин и
стариков косят хлеб вручную. Большинет-
во из них даёт полторы — две нормы в
день. Жюлхозник тов. Садыков ежехневно
скашивает по одному тектару и больше
при норме в 0,5 тектара. Почти две: нор-
мы на жнитвё серпом выполняет тов. Ме-
детбаева. Старик Бахтиаров даёт в день
по две с лишним нормы.

— Я старик, — говорит тов. Бахтиа-
ров,— но сплы у меня ешё есть. Хочется
без устали трудиться на благо нашей ро-
дины, на благо нашего народа, для победы
над врагом.

Колхоз приступил к молотьбе. На току
большое оживление. Хлеб обмолачивается
не только машинами, но и простейшимя

В! средствами. Тут же идёт погрузка зерна

на подводы для отправки на элеватор.
Волхоз одним из первых в районе вынол-
нил план госпоставок и сдал натуроплату
за работу МТС.

Высокий урожай вырашен на полях
колхоза «Социализм». Председатель кол-
хоза тов. Касымов говорит:

— У всех одно стремление — в срок
и без потерь провести уборку, дать стра-
не и фронту ещё больше хлеба.

Веюду кипит напряжённая работа. ene
гектаров в колхозе убрано уже 550. Ка-
чество уборки отличное. В поле не ветре-
тишь колхозника, который бы не выпол-
нял нормы.

— Теперь такое время— говорит 60-
летний колхозник тов. Акжанов,— когда
на уборке каждый лолжен трудиться за
двоих и за троих. Я выполняю больше
двух норм.

Честно трудятся и другие колхозники.
Полхознипа тов. `Ашербекова ежедневно
выжинает серпом по 0,30 гектара пря
норме в 0,14 гектара. По три нормы Ha
косовипе выполняет тов. Жувубова:

Влохновляемые тероическими подвигами
воинов” Красной Армии, колхозники и кол-
хозницы Кировского района работают, не
покладая рук. Они хорошо знают, что от
их самоотверженного труда на колхозных
полях зависят успехи Красной Армии нз
поле боя.

Н. КАРАСЕВ. (Корр. «Правды»).

Кировский район, Казахской ССР.

Арифметика потерь

Мы побывали на полях шести колхозов
п нигде не видели ручных граблей, хотя
в каждом из них теряется колосьев не
меньше, чем в колхозе «Волга».

Теряют здесь, однако, не только при
жнитве и вязке в снопы, Серьёзные по?
тери допускаются также и на других убо-
рочных работах. в частности при пере-
BO3Ke CHOHOB на молотильные тока. Так.
во второй › бригаде колхоза — имени

Ворошилова накладка снопов на телеги
  производится.
8   уклалывают

крайне небрежно: снопы
колосьями наружу. Ши
тряске телеги в. пути зерно осыпается.
Болхозники, скирлующие хлеб, граблей
также не имеют. Места, где стояли коп-
ны, усыпаны  колосьями, упавшими co
снопов. На поле побывали председатель
колхоза, председатель сельсовета, уполно-
моченный райкома ВВП(5) т. Макарова, но
никто не принял мер к устранению поз
терь хлеба.

0 допускаемых. в колхозах потерях зна-
ет Столбищенский райком BRII(6), но
относятся к HOM равнодушно. Вместо
того, чтобы оперативно руководить убор:
кой, райком занимается  заседательской
суетнёй.

А. ДУБРОВИН. (Корр. «Правды»).

Столбиши, Татарская АССР.

Азовский район закончил уборку урожая

РОСТОВ-на-ДОНУ, 4 августа. (По теле-
графу). Колхозы Азовского района первы-
ми в Ростовской области закончили убор-
ку урожая на площади в 31.732 гектара.
На уборке широко было использовано жи-
вое Tarao. Жатками, лобогрейками и вруч-
ную скошено 18.407 гектаров, остальная
площаль убрана комбайнами.

Уже заскирдован хлеб более чем с 10
тысяч гектаров, с 14.863 гектаров 0бм0-
лочен. Колхозы района сдают хлеб в счет
поставок государству,

Волхозы усиленно готовятся к озимому
севу.

Колхозы Смоленской области выполнили план сдачи сена государству

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 4 августа. (По
телеграфу). Установленный план сдачи ce-

Ha госуларству колхозами Смоленской 062
ласти к 1 августа выполнен на 100,6 проц,

Трудящиеся изучают книгу товарища Сталина

«0 великой отечественной
ТУЛА, 4 августа. (ТАСС). Партийный,

хозяйственный, комеомольский и советский

автив области с огромным интересом изу-
чает книгу товарища Сталина «0 великой

отечественной войне Советского Союза».

В Туле работают 160 семинаров по изу

чению этой книги, где занимается около
четырех тысяч человек. Для докладчиков
и руководителей агитколлективов прочи-
тано более 3 тысяч лекций, на которых
присутствовало свыше 120 тысяч человек:
Внига товарища Сталина изучается также
в районных колхозных школах, на курсах
по подготовке колхозных
кадров,

H Горняцких

Большую помощь изучающим книгу
отечественной войне Совет-
Союза» _ оказывает _ парткабинет
900 консультаций,

ее,

войне Советского союза»

КАЗАНЬ, 4 августа. (ТАС). Партий-
ный, советский и хозяйственный зктив
Татарин с огромным интересом изучает
книгу ‘товарища Сталина <0 великой
отечественной войне Советекого (Сбюза».
В большинстве сельских и городеких рай-
онов республики организованы семинары
актива, на многих предириятиях присту“
пили к работе кружки. Городской парт-
кабинет регулярно проводит лекции для
агитаторов и пропагандистов. Большую
аудиторию привлекли‘ лекции на темы:
«Провал гитлеровских” авантюристических
планов порабощения СССР», «Упрочение
военного, политического и международ-
ного положения Советского Союза», «Гер-
манский разбойничий империализм» и друз
гие. В качестве лекторов выступают рукоз