Современная обстановка такова, Что
Нобеда свободолюбивых народов над гитле-
ровекой Германией возможна в самом
близком будущем. В ходе войны достигнут
перелом. Достаточно напомнить такие фак-
TH: блестящие итоги зимнего наступления
Краоной Армии, поражения немцев под
Сталинградом, на Дону и на Вавказе. раз-
гром армий гитлеровеких «союзников» Ha
советоко-германском фронте, поражение не-
мецко-итальянових войск в. Тунисе, успехи
наших союзников в Сицилий, падение Мус-
солини, знаменующее банхротетво италь-
янского фаниизма, и перспектива вывода
Италии из войны, провал летнего насту-
пления Гитлера против Советекого Союза
и успехи наступления Красной Армии на
Орловском направлении.

Латерь врага переживает глубокий. кри-

зие; Созданы предпосылки для окончатель-

ного разгрома Гитлера, поставиватего евоей
целью осуществление господства в Европе,
а затем и осуществление мирового гостод-
ства гитлеровской тирании. Никогда ещё ©
начала войны услювия не были столь бла-
топриятны для победы над гитлеровской
Германией, как теперь. Ho возможность
победы не есть ещё сама победа. В обобен-

ности надо 0б этом помнить, когда борьба:

идёт против такого. вероломного и всё ещё
СИЛЬНОГО врата, каким являетея гитлеров-
ская Германия. История войн знает, что
такое упущенные возможности. В таких ‹лу-
чаях победа уплывала, война затятивалась,
народы „обрекались на бесчисленные лиз-
ние жертвы. И сейчае миллионы людей во
всём мире © тлубокой озабоченностью ста-
вят вопрос: всё ли делается дая того, что-
бы своевременно тезлизовать возможность
победы над фашистекой Германией? При

этом во весь pocT BeTaér проблема второго

фронта в Европе.

По вопросу 0 втором фронте memmcano
много бумаги. А между тем он, по суще-
ству. весьма ясен.

Разбойничье нападение Гитлера на co-
седние европейские страны, а затем — на
Советский Союз вызвало к жизни аигло-
советеко-американскую коалицию. Смысл

ЕТК ИЕ ЕЕ ЕЕ ЕЕ ВЕЛО Е ЕЕ Ее №

ТОРОМ ФРОНТЕ

ского правительств в Дондоне и Вашинг-
тоне. Тем не менее в 1942 году второй
фронт не был созлан.

Но уже тогда было выяснено, что, во
всяком случае, весной 1943 года второй
фронт в Западной Европе будет открыт и
что наши англо-американские союзники
берутся за это дело, И всё же весна про-
ила, а открытие второго фронта в Евро-
пе не состоялось, Англо-американекие вой-
ска ограничились известными операциями
по очищению от германо-итальянских сил
Северной Африки,

В январе 1943 года состоялась ветреча
Черчилля и Рузвельта в Касабланке. В
официальном коммюнике 0б этой встрече
 сообщалоеь 0 лостигнутом между руково-
дителями Англии и США и их военными
шитабами полном соглашении по поводу
военных планов и ‘мероприятий, которые
должны быть предприняты во время кам-
пании 1943 года; Локладывая в феврале
1943 года о результатах встречи с Руз-
вельтом и о принятых в Васабланке ре-
шениях, Черчилль в речи, произнееённой
в палате общин, заявил: «Теперь у нас
имеется исчерпывающий план действий,
определяющий назначение вооружённых
сил. & также направленяе их действий, и мы
намерены осуществлять этот план соглас-
‘но нашей политике в. течение ближайших
‘девяти месяцев». .

Таким образом, на совещании об общем
плано военных действий союзников в Васа-
‘бланке в январе 1943 года было решено,
что в течение первых 9 месяцев текущего
года наши англо-американекие ` союзники
намерены осуществить «исчерпывающий
план действий», в который, естественно,

пе. Между тем девятимесячный срок бли-
30K к концу, а второго фронта в Европе
веб ешё нет. :

Недавно в Москве состоялась третья
сессия Англо-советского профеоюзного ‘ ко-
митета, на которой, как известно, обеуж-
далея и вопрос 00 открытии второго фрон-
та в Европе в этом году. Но при указан-
ных обстоятельствах, что мог сказать сам
 Англо-советский профсоюзный комитет по

всякой военной коалиции — в совместной этому вопросу?..

вооружённой борьбе за победу над общим

врагом. Антигитлеровская коалиция сложи- тив всей чудовищной
лась для вооружённой борьбы против фа-! Гитлера и его сообщников по

шистехой Германии и её сообщников, для
их разгрома и для обеспечения ллительного
и справедливого мира. Участники антигит-
леровской коалиции — Советекий (Союз,
Англия п Соединённые Штаты — взяли на
себя по отношению друг к друту ‘отреде-
лённое обязательство — вести общую вой-
ну против общего врага. С самого начала
было ясно, что враг силен и опасен. Было
ясно, что борьба против такого врата тре-
бует мобилизации и напряжения Beex сил
учаетниюов коалиции. Следовало ожидать,
что участники коалиции общими силами
назалятея на врага.

`Каковы пути общей борьбы участников
антигитлеровской коалиции? Эти пути не
приходился искать: юни предопределены
всем географическим и военно-стратегиче-
ских положением Германии, веем шесториче-
оким опытом борьбы против германской
агрессии. Задача состоит в TOM, чтобы
взять гитлеровекую Германию в железные
клещи^е двух сторон — © Запада и с Во-
стова, чтобы заставить её вести войну на
два фронта. распыляя между ними свои
силы, свои резервы.

Германские захватчики издавна стреми-
лись избежать войны на два фронта.
Бисмарк всю жизнь боялея «кошмара коа-
лиций». Нобеда союзников над кайзеров-
ской’ Германией была одержана именно
благодаря тому, что Германия была вы-
нуждена вести войну на двух фронтах.

Уже третий тодх Советекий Союз один
выносит на своих плечах всю тяжесть
борьбы тлавными силами гитлеровской
военной мапины. Именно отсутствие вто-
pero фронта в Европе позволило немцам
добиться временных успехов на первых
этанах советеко-германской войны. Летом
и. осенью 1941 года Гитлер имел возмож-
ность двинуть весе ювои войска и войска
своих союзников против СССР, обложить
Лениптрад голодной, блокадой, о поставить
под угрозу Москву; дойти до Ростова, так
как никакие неприятельские войска не
угрожали его тылу на Западе. Отсутствие
второго фронта в Европе спасло фантиет-
скую Германию от поражения в 1942 1-
лу. Более. того. Отсутетвие второго фронта
дало Гитлеру возможность летом 1942 года
бросшть все тезервы Ha воветеко-герман-
ский фронт, создать болыной перевее сил
на юго-западном направлении и дойти ло
Сталинграда, ло полетуюв ко Грозному.
Наконец, в нынешнем году немцы могли
рениеться начать новое летнее настулление
только потому, что отсутствие второго

a
v

фронта в Европе вновь дало им ae

ность сосредоточить все силы на Востоке.

Между тем в июне 1942 года было за-
явлено, что «достигнута полная договорён-
ность. в отношении неотложных задач со-
здания второго фронта в Европе в 1942
году», как это было опубликовано в двух
официальных коммюнике о переговорах.
которые вёл народный комиссар иностран-
ных дел СОСР товарищ В. М. Молотов в
руководителями английского и американ-

Сражалеь фактически один на один про-
военной машины
разбою в
Европе, советский народ принёе . тяжкие
жертвы на алтарь борьбы за общее дело
сотозников. Советский Союз выдержал и
продолжает выдерживать отчаянный  на-
тиск немецко-фапистеких банд. На 00-
ветско-германском фронте уничтожено и
выведено из строя BO много раз больше
немецких солдат и офицеров, чем на всех
остальных фронтах, где велась или ве-
дбтея борьба против Гитлера. На советеко:
терманском фронте истреблены отборные
дивизии немецко-фашистской армии, цвет
гитлеровских войск. Советекие войска 0е-
новательно. потрепали гитлеровекую воен-
ную машину, не знавшую поражений в
Западной Европе. Ударами Красной Армии
навсегда похоронена легенда о непобеди-
мости гитлеровской армил, о превосход-
стве хвалёной немецкой стратегии и так-
тики, немецкой военной техники.

Мы считаем неправильным умалять зна-
чение военных операций, проводимых на-
шими союзниками, большую важность
‘многочисленных бомбёжек Германии. ан-
гло-американской авиацией, а также зна-
чение. той помощи, которую союзники ока-
зывают нам военными материалами и
снабжением. Но ведь на ливийском фронте
союзникам противостояло всего 4 немеп-
ких дивизии и десяток итальянеких, а в
Сицилии —— только 2 немецких и несколь-
ко итальянских. Достаточно этих цифр,
чтобы определить. Теальный масштаб
этих операций по сравнению с советеко-
германским фронтом, на котором летом
194% тода Гитлер имел 180 немецких ди-
визий и около 60 дивизий своих «союзни-
Ков», а в этом тоду сосредоточено. свыше
200 немецких дивизий и около 30 диви-
зий «союзников» Гитлера:

Эти цифры говорят о том, что. войска
наших англо-американских союзников ещё
не имели настоящих встреч с войсками
гитлеровской Германии, что организация
второго фронта ещё не осуществлена.

Но что такое второй фронт? — Нет ну-
Жжды заниматься рассуждениями людей,
которые прикидываются непонимающими,
о чём идёт речь, и разглатольетвуют 0
том, что будто бы уже существует не
только второй фронт, но и «третий» и да-
‘ke чуть ли ие «пятый» и «шестой» (в
том числе подводный, воздушный и т. д.).
В англо-&мериканекой печати были вы-
емеяны также рассуждения, что  воздуш-
ные налёты союзной авиации на герман-
ские города будто бы чуть ли не заме-
няют второй фронт. Если всерьёз говорить
о втором фронте в Европе, то это. такой
фронт, который, ках сказал товарищ
Сталин еще осенью 1942 тода, отвлекал
бы на себя, скажем, 60 немецких дивизий
и пару десятков дивизий союзников Гер-
мании. Говоря о втором фронте, мы лолж-
ны помнить. что дело идет о таких воен-
ных операциях наших союзников на Eppo-
пейеком континенте, которые вынудили бы
гитлеровскую Германию разделить свои на-
личные силы и бросить на западный.
фронт треть или, по крайней мере, чет-

‘входило открытие второго фронта в Евро-.

ПРА

верть своих сухопутных войск. Отсюда
видно, что создание второго фронта в Ев-
ропе коренным образом изменило бы поло-
жение и cpasy обеспечило бы большой пе-
ревес наших сил над гитлеровской армией
на советско-германском фронте, 3 это озна-
чает также, что открытие второго фронта
решительно сократило бы сроки воины,
что второй фронт в Европе стал бы клю-
чом к победе над Гитлером уже в

году. После этого что еледует сказать о
тех, кто называет требование второго
фронта, ветречающее глубокое сочувствие
в народных массах союзных стран, не
больше как «дешевым эффектом»?

Известно, что ‘существует немало отго-
ворок, чтобы оправдать  откладывание и
оттягивание второго фронта в Западной
Европе. Таковы рассуждения © мифиче-
сном ‹«атлантическом вале», 0 якобы «не-
разрешимой» проблеме тоннажа, о «риске
вторжения». ‘Между тех известно, что
«насокрупимый» ‘’«атлантический вал»
существует лишь в воображении того; кто:
хочет этим выдумкам верить, но не боль-
ше. Излюбленный некоторыми аргумент о
тоннаже давно уже потерял даже  види-
мость своей убедительноети и многократно
разбит фактами и онублякованными циф-
рами о громадном росте судостроения в
странах союзников, особенно во Америке.
После успешного ‘осуществления крупней-
шего десанта союзных войск и Boopyxh-
ния в Северной Африке в прошлом году
и после блестящих уснехов десантных
операций в Сидилин ссылки на трудности
с тоннажем для осуществления десанта
в Западной Европе должны были бы от-
пасть. Все ссылки на тоннаж давно уже
носят характер явной отговорки. Что ка-
сается ссылки на «риск вторжения», по-
вторяющейся уже не первый год, 10 в
1943 тоду с такими аргументами нельзя
притти в армию, которая третий год вы-
носит на себе вею тяжесть борьбы с гит-
леровекой военной машиной и которая не
останавливаетея ни перед какими жертва-
ми в борьбе за общее дело союзников.

Слов нет, есть и такие общественные
круги — правда, весьма  немногочислен-
ные, — которые вовсе не заинтересованы

в скором окончания войны. Но, тазумеет-
ея. пельзя даваль слетиком много воли в
таких больших государственных делах Ha-
брикантам оружия, военным поставщикам
и другим, у кого на первом месте свои
частные, корыстные интересы, & не ин-
тересы широких народных масс и не инте-
ресы стонущих под гитлеровеким итом
оккупированных стран. Известна также
история с Мур-Брабазоном. Два года тому
назад на конгрессе антлийских тред-юнио-
нов было заявлено, что один из тогдашних
министров, Мур-Брабазон,
том смыеле, что пусть пока русские и
терманекие армии истощают друг друга,
что его страна от этого отнюдь не проиг-
рает. Но векоре после этого британское
правительство освободилось от такого ми-
нистра. Следовательно, его’ заявление
пропгло незамеченным и, видимо, не оста-
лось без должной оценки.

Банкротство = итальянского фашизма,
ставшее в центре событий последнего
времени, свидетельствует He только 0
крахе самого крупного союзника Гит-
aepa в Европе, Хотя процессе ещё не
закончен и Ha итальянекой сцене про-
исходят ещё различные переодевания, но
события в Италии дают новый и притом
сильнейший толчок к военно-нолитиче-
скому разложению в титлеровеком лагере,
в тому, чтобы покончить, наконец, с
гитлеровеким стремлением к господству в
Европе, покончить с ето стремлением к
мировому господству. Для гитлеровской
Германии созлалиеь в этом году ещё неви-
данные трудности на боветеко-терманском
фронте, гле: Врасная Армия наносит врагу
сильные удары один за другим. Сицилия
накануне полной оккупации союзниками.
Перед Италией нет другого выхода, как
полная канитуляция, причём нельзя забы-
вать того. что замечатежьные успехи нае
ших союзников в районе Средиземного мотя
стали возможными прежие всего благодаря
двухлетней теронческой борьбе Красной
Армии © главными силами Hamero общего
врага и благодаря развернувшемуся в ио-
следнее время самоствержениому и силь-
пейшему нажиму нашей армии на всём
советеко-германевом фропте.

Вопрос о втором фронте в`Европе потому
имеет такоэ большое значение, что от ре-
шения этого ропроса завиеит,. будет или
не будет допущена затяжка войны. будут
или не будут допущены новые колоесаль-
ные жертвы. Открытие’ второго фронта в
Европе в 1943 году будет означать, что в
тенерешних  благонриятных для этого
условиях антигитлеровская коалиция полна
решимости покончить с гитлеровской. тира-
нией и с навязанной Гитлером войной, что
англо-советеко-американская коалиция не
допустит. затяжки войны, не допустит но-
вых колоссальных жертв. В этом она най-
дёт подлержку всесокрушающей силы на-
родов, проникнутых непреклонным хтре-
млением покончить, наконец, © ненавист-
ным Гитлером и вырваться из навязанной
войны,

(Журнал «Война и рабочий класс» Ni 5).

Совешани в отделе пропаганды и сгитащии Московского городекого комитета ВКП(б)

Десятки тысяч трудящихся столицы
изучают книгу товарища Сталина «0 вели-
кой отечественной войне Советского
Союза». Эта книга стала неоценимым на-
стольным пособием партийных активистов
и руководящих хозяйственных работников,
рядовых коммунистов и непартийных совет-
CRUX патриотов, Люди самых различных
возрастов и профессий стремятся до кон-
ца понять и усвоить запечатленные на, ее
страницах великие илеи и свои задачи в
борьбе с гитлеровокими захватчиками.

Партийные организации Москвы оказы-
вают больниию помощь изучающим книгу
товарища Сталина. Почти повсеместно ор-
танизованы консультации, регулярно чита-
ются лекции и доклады. Партийный кабинет
Московского тородского комитета ВЫ) в
прошедшем месяце обслужил консульта-
циями и лекциями до 10 тысяч человек.

—- Интерес к изучению книги товарища
Сталина среди всех слоев трудящихся
исключительно велик. Чтобы удовлетво-
рить его, райкомы партии, первичные пар-
тийные организации ‚провели большую ра-
боту,— делает вывод докладчик, — замеети-
тель заведующего отделом пронаганды и
агитации МГК ВКП(б) тов. Мещеряков. —
По, подводя первые итоги, говорит он—

мы обнаружили и довольно серьезные не-
достатки. Не везде еще по-настоящему орга-
низована самостоятельная ‘работа наших
кадров над повышением своего идейно-
политического уровня. Наблюдается чрез-
мерное увлечение кружками, В некото-
рых местах на занятиях кружков вме-
сто живого собеседования устраивают
громкую читку. Парторганизации забыва-
ют, что успех деятельности кружка зави-
сит от ‹амостоятельной работы, полротов-
ки слушателей на дому. В данном елучае
можно рекомендовать опыт Таганского и
некоторых других тайонов, Здесь секрета-
ри райкома, отдельных первичных TapT-
организаций регулярно проводят ивтивиду-
альные беседы © активом, интересуясь, как
товарищи изучают книгу «0 зеликой оте-
  чествениой войне Советского Союза», в
чем испытывают затруднения. Такие бе-
веды руководящих работников с услехом
можно проводить и <0 слушателями круж-
  ков. в
Заведующая партийным кабинетом МГК
ВЕЦ(б) тов. Хвалебнова обралила внимание
на возросшую роль партийных кабинетов.
— Партийные кабинеты, — говорит
онз-— должны обсуждать тезисы лекций

и докладов, разбирать стенограммы, высту-
пления, повышать качество лекций, докла-
дов, консультаций. В партийном ‘кабинете.
лектор и докладчик веегла должны найти
всевозможную литературу по политическим
и экономическим вопросам, свежую справ-
ку о лучших стахановцах своего района,
их производственных успехах, достижениях
отдельных предприятий. _

Завелующая отделом пропаганды и аги-
тации Таганекого. райкома ВЖП(б) тов.
Кремнева ‘ поделилась опытом работы по
организации изучения книги товарища
Сталина. Руководящие работники района,
качиная с первого секретаря райкома пар-
тии, лично руководят семинарами, регу-
лярно проводят собеседования с активом,

На совещании также выступили секре-
тарь партийного комитета Первого rocy-
даретвенного подиинникового завода имени
Л. М. Кагановича тов. Шклюков, лектор
Краснопресненского райкома ВКП(б) тов.
Саморуков, заместитель секретаря партий-
ного комитета энского завода тов. Люби-
мова, заместитель начальника Управления
пропаганды и агитацин ЦВ ВЕП(б) тов.
Федосеев, секретарь по пропаганде и аги-
тации МГА ВЕП(б) тов. Леонтьева и др,

ОО ССВ  ЕЕ АЯ +. ЕТ АЕ ИО ЧИТЫ ЗЕЕ ОНИ

высказалея в]

He [-

ВДА

SS с ВОС

осква салютует

ИЕ ЛЕВИ

ЕТО

1)

G ABIYCTA 1943 r.; J& 195 (933

В НОЧЬ НА ШЕСТОЕ АВГУСТА...

Столица нашей родины — Москва приветствует Красную Армию и ее великого вождя

Едва смолкли звуки, «Интернационала»,
завершающего передачу вечерних известай
по радио, как громкоговорители возвеетили:

— Говорит Москва... Между одиннадца-
тью и одиннадцать тридцать будет переда-
ваться важное сообщение. Слушайте натру
передачу!

Москва прильшула к репродукторам. На
заводах, фабриках, в учреждениях, в до-
‘мах приготовились к слушанию. Когда раз-
дались энакомые позывные московских ра-
лиостанщий, на многих предприятиях был
перерыв. Тысячи рабочих и служащих ©о-
брались у громкотоворителей.

С исключительным ониманием” слушали’
‘жители столицы приказ Верховного Главно-
командующего Маршала Советокого Союза
товариша Сталина. Цоеледние слова прика-
за покрывались аплодисментами. Многие
товарищи слушали приказ трижды, чтобы
лучше запомнить замечательные слова
товарища, Сталина.

Знакомые звонили друг другу по теле-
фону, чтобы поделиться радостной вестыо
с занятии нашими войсками Орла и Белго-
рода. В момент салюта доблестным войскам
многие москвичи вышли на улишу, на бал-
коны, раскрыли окна, чтобы усльшшать му-
зыку налцей артиллерии. Московокое небо
озарялоеь вепьшиками двенадцати залпов
ста двадцати орудий.

После оглашения приказа товарища
Сталина на десятках московских  заволов
и фабрик состоялись многолюдные митин-
ги и беседы в цехах. Выступавшие рабо-
чие, работницы, мастера, инженеры, слу-
жащие < огромным под’вмом говорили 0)
новой победе Красной Армии и посылали
слова горячего привета нашим доблеетным
войскам и их мудрому полководцу— Вер-
ховному Главнокомандующему Маршалу Со-
ветского Союза товарищу Сталину.

Радостное оживление царило в цехах
Московского автомобильного завода имени
Сталина. Рабочие прессового цеха с напря-
жённым вниманием слушали передачу,
приказа товарища Сталина по радио. Как,
только закончилась передача, прессовщи-

ца Полякова взволнованно сказала: «Доро-  день. Наша родная армия вновь крепко !трудящихся столицы.

гие товарищи, как обрадовала, меня сего-

дня Враеная Армия! Ведь сегодня освобож» Opa

дён мой родной город Орёл, где я роди-
лась и выросла. Спасибо Красной Армии,
спасибо великому Сталину 3a освобождение
моей родины!»

В момент передачи приказа товарища
Сталина кузница автомобильного завода
работала. Но радостная весть молнией 06-
летела весь цех. Она передавалась от ра-
бочего к рабочему. Как только наступил
перерыв, в цехе состоялся митинг. Штам-
повщик тов. Ушкалов поздравил всех Pa-
бочих с новой крупной победой, одержан-
ной нашей. Красной Армией над” немецкими
фашистами. ,

— Эта победа обязывает нас работать
еще лучше, товарищи, —заявил Ушкалов-—
Я лично хочу ответить на наступление
Красной Армии выполнением задания на
130—150 процентов и призываю весь кол-
лектив цеха поздравить Красную Армию
новыми стахановскими делами,

Другой штамповщик — тов. Федоров за-
явил с большой радостью: ‘

— Товарищи, Красная Армия наступает,
она приносит нам счастье. Хочется ещё
лучше помогать нашим войскам. И, я ду-
маю, что лучшей помощью будет перевы-
полнение производственного плана, к чему
и призываю всех вас, товарищи.

На М№-ском заводе рабочие сопровождали
артиллерийский салют торячими аплодис-
ментами. Когда отзвучали выстрелы, на-
чалея митинг. Работница тов, Соколова
сказала:

— От всего сердца благодарю славную
Красную Армию и нашего отца товарища
Сталина 38 освобождение Орла и Белгоро-
да! Надеюсь, что скоро мы услышим но-

вые добрые вести с фронтов и будем Ра-  воинов, освободивиих

доваться освобождению новых городов и
<6л от немецких разбойников.

На заводе, где директором тов. Комаров,
в момент жалюта происходил митинг в це-
xe, гле начальником тов. Захаров. Мастер
тов. Володин! сказал:

— Сегодня у нас большой, радостный

ударила по немцам. Слава, освободитену
а си Белгорода!. Товарищи, 6yxen ay
сшё лучше работать, чтобы дать нашей
Красной Армии ещё больше боевой технр ‹
ки! Поможем нашей армий освободить!
Брянск, Харьков и все наши родные Top.
да и сёла, измученные немецкими изв.
гами! ! ‘
В цехах завода, гле директором тов. [а.
заков, шла напряженная работа по выпу.
ку очередной партии боевых машин ди
фронта, когда радио передало приказ Вер.
ховного  Главнокомандующего товарищ
Сталина. Весть © взятии Орла и Bearoy,
да вызвала ликование всего коллектива 3.
вода. В цехах сразу же собрались warm.
ги. В цехе, где начальником тов. Бельский,
мастер тов’ Бондаренко сказал:

— Враг получил новый крепкий уда}.
Наша доблеетная армия продолжает тру
мить гитлеровские банды. Фронту нуль
ешё больше боевой техники, дадим же в
нашим воинам!

В цехе, где начальником Tor, Герасл.
мов, группа рабочих стала на Стаханов»
скую вахту в честь дивизий, получивии
звание Орловских и Белгородских.

С большим под’ёмом прошёл  митин
швейниц на фабрике «Ерасная шыр.
№ 16. Выступившая на митинге работни.
ца тов. Федотова, сказала:

— Салют Москвы — это салют вм
нашего народа славной Брасной Арии,
родному товарищу Сталину. Огромная ри
лоеть наполняет моё сердце. Я хочу п
благодарить Красную Армию своим труду,
и беру на себя обязательство выполнять
задание на 270 процентов.

-Бригада мастера тов; Караниной решил
сверх плана выпустить 300 изделий дл
Орёл и Bearopoy,
Бригада тов. Савокиной решила в очере.
ную смену выпустить сверх плана 40 п.
делий. Бригада тов. “Тандиной pemm
сделать сверх плана 40 изделий.

Вею ночь в редакцию «Правды» пост}.
пали многочисленные сообщения с завоз
и фабрик Москвы о радостных митинга

Как Гитлер яростно визжал:.
Его дэла — не надо краше!

Мы вырвали из рук врага орловский

> TT.

А4осква, восторженно немая,

Прильнула к радио, словам вождя внимая.

Слез радостных двойной алмаз
Исторг из благодарных глаз,
Стопице в сердце проникая,

Вождя торжественно-волнующий приказ.

Звучат слова. Они — бессмертны и крыпаты,

«Орловсний клин» в его руках — кинжал,
‚ И он направлен — в сердце наше!

_Демьян БЕДНЫЙ

IL ВИНЖАЛл

Не будем ждать, пока всем время растолкует,
\ Куда вонзит кинжал советский исполин.

Но признак, ро

САЛЮТ о

Кремлевские ча

ковой для немцев, есть один:

ОРЕЛ И БЕЛГОРОД —У НАС, МОСКВА — ЛИКУЕТ,
М СОДРОГАЕТСЯ — БЕРЛИН!

МОСЕВЫ

сы бьют полночь. Блеск огней.

Москва приветствует бойцов: гремят над ней

Орудий пушечных громовые раскаты.

На улицах

— московский люд.

Всех охватил восторг великий
И раздаются всюду клики
В честь победителей: САЛЮТ!

И. ЭРЕНБУРГ

“Та *
асы и

Сейчас Москва салютует пашей добле-
стной аруни. Взволнованно быюотея мил-
дионы сердец -— от Тихого океана xo Орла
к Белгорода: сердца салютуют защитникам
Родины, ‹ Це пути к победе пройден еще
этап. Врасная Армия нанесла тяжелую ра-
ву гитлеровской Германии. Ока напомни-
ль немцам, что, развязка приближается.

$ октября 1941 года гитлеровцы заня-
ли Орел, Тогда бесноватый фюрер произ-
нее по ралио речь. Хвастливо он заявил,
что Красная Армия уничтожена, С того
дня прошло почти два, года, й вот «унич-
тоженная» Красная Армия гонит с орлов-
ской земли захватчиков. По замыслу фю-
pepa с Орль должен был начаться поход
на Москву. Сейчас Москва орудийными
залпами говорит о нашей победе. Отзвук
этих залюв дойдет до бесноватого. Он
вспомнит свои кичливые слова. В двена-
дцати залпах он услышит грозный бой: это
быют часы истории. Германия слишком
долго грешила, Ириходит возмездие. Оно в
трупах гитлеровцев, в разбитых танках,
грузовиках, машинах, в поспешном бегстве
потрепанных немецких дивизий. Конечно,
немцы скажут, что они «сами ушли из
Орла»; `Позавчера они ‘уверяли, что «отби-
ди все атаки русеких». Пусть лгут. Крас-
ную Армию не остановили ни укрепления
рокруг Орла, ни сводки Гитаера.

Немцы свято верили в календарь. Ту-
пые педанты, они считали, что лето пря-
надлежит им. Отступая зимой, они вали-
ли все на мороз. Они кричали, что отету-

стории

Конет. ФЕДИН-

Музыка победы

Москва слышала стрельбу не дважды 1

пают потому. что им холодно. Может быть,   не трижды. Она помнит далёкую име
им холодно сейчас в этот неистово зной- рию — победы над Наполеоном, она пох
ный день? Может быть, их танки вязнут нат бзррикады Красной Пресни wan sar
в снегу? Может быть, их самолёты не мо- тие Кремля народом четверть века назад,

гут работать при этаком морозе? Глупцы,/она принимала парады Красной Армии
что у них монополия на  рокотом

они верили,

торжествениых салютов.

лето. Битые зимой, они попытались в тре-  ушах москвича еще гудит бесстраптная ка-

тий раз ринуться на Восток, Они недолго! нонада обороны. столицы от

шли. Они только-только вышли ИЗ Bearo-
рода, из-под Орла, как им пришлось вер-
нуться, Теперь они не идут, ‘теперь их
TOHAT,

Брасная Армия стала великой силой.
3a ней оныт, за ней мастерство, за ней
душевное горение, за ней Москва и вся
наша Родина.

воздушных
  набегов врага в начале нынешней отече-
ственной. воины.

Все это — разная стрельба, разная wy:
зыка орудийного хозяйства.

Пушки говорили иной раз: опасность
опасность! Говорили: месть, месть! Том
рили: бой на смерть!

Сегодня они прогудели: победа!

Победа\на невиданном бранном molt,

Москва салютует не только за себя, где собранная воедино мощь нашей сте

она салютует за всю Россию, она салю- ны
тует за трижды нам дорогие многостра- прочь железный звал германской

пересилила, переломила,  отвали

армии,

дальные Орёл и Белгород, Она’ салютует Месяц странного боя, решавшего важней
лётчикам, танкистам, артиллеристам, са- ший вопрос войны: чья сила будет отян:

перам, она салютует нашей

она салютует нашему Маршалу.

В этот торжественный чае, прислуши-
ваясь к орудийным зализм, мы думаем о
павших героях. Они покинули жизнь в
сверкающие дни нз пороге. победы. Они
отдали Родине всё, что может отдать че-
ловек. Если есть бессмертие, они его до-
стигли. Они слились с великой стихией
народа, и бессильна перед ними смерть:

умирая, они принесли близким и миру Pe

живую WRU3Hb, cBodory.

Железнодорожники приветствуют отличные наступательные

=

Pad

КАЗАНЬ, 5 августа. (Корр. «Правды»).
Приказ. Верховного ` Главнокомандующего
товарища Сталина 0б успешном наступле-
нии доблестных частей Красной Армии,
овладевших Орлом и Белгородоз, вызвал
большой под’ём у наровозников Юдинеко-
то депо. Прослушав. приказ _ товарища
Сталина, машинисты Фролов, Рожков, Нан-
филов и Токарев высказали глубокое удо-

влетворение отличными нзетунательными   10

действия наших войск

действиями частей Красной Армии, геро- З8ЛИкий город, наполняя его праздничных

ически громящей немецких захватчиков.

любимице-   не брать
пехоте, она салютует каждому бойцу и   Враеной Армии или

верх в любой битве — и
сила
полчищ? Важнейнтий вопрос решен cer-
дня тем, что этот ‘бой ‘проигран” Германией,
и тем, что исконные фусекие города —
Орел и Белгород возвращены Советском
Созозу.

В двенадцать. ночи Москва салютовам
победе, Орудия во всех’ концах торода пре
рокотали славу доблестным воинам Kpat-
ной Армии, освободившим Орёл п Bear
вечную память ‘павшим 38а наше oT
во и вечную им непреходящую славу,
: Улицы Москвы. нерелолнились народо,
С первых залпов салюта в темноте с т
туаров, из открытых окон и с балкон
начали раздаваться рукоплескания, и оли
росли, росли с каждым залпом, перекаты:
ваясь из квартала во квартал, охватымя

шумом, таким необычайным и торжество

Машиняеты взяли на себя новые обя- Н0 веселым для строгой, насторожентой
зательства в соревновании, ‘Тов. Фролов,   НОЧИ Войны.

выезжающий. сегодня в   час 35 минут

Это была музыка победы — наградаз

в очередной рейс, заключил социалиетиче-  МУжЖеетво, стойкость, за труд и вынос:
ский договор с диспетчером тов. Федоро-   В0СТЬ нашего народа. Это был счастливый

вым и обязался перевыподнить техниче- Р0ЗдыЫХ в огненную

боевую

скую скорость, провести состав по всему было спасибо родной Москвы победителях

участку без набора дров
процентов топлива,

И

Стахановская вахта

в честь Орловских

‚и Белгородских дивизий

ГОРЬКИЙ, 5 августа. (ТАСС). Передача
по радио приказа товарища Сталина была
встречена в ночных сменах завода «Крас-
ное Сормово» с непередаваемым воодушев-
лением. С затаённым дыханием слушали
рабочие, инженерно-технические фаботни-
ки и служащие каждое . слово приказа
любимого вождя, возвещавшего радостную
весть 00 освобождении Красной‘ Армией
етаринных русских городов.

— Боевые успехи. советских бойцов и
командиров впрах развеяли легенду о
неспособности Красной Армии наступать
летом, — заявил заместитель начальника
цеха № 5 тов. Сидоренко. — Мы, зормо-

вичи, поддержим наши наступающие
i части я
большим выпуском продукт дл ae okie подходила к концу, когда 10 Dr

ещё
фронта.

Колаективы участков стэнда. ис жон-
венера, воодушеваённые приказом товарища
Сталина, после митинга все,
один, встали на стахановекую
в честь доблестных Орловских и Белгород-
ских дивизий и обязались нерекрыть св08

сменное задание. В цехе № 4 ночные   ТОоИтельства тов. Тюльтин,

смены мастеров Ястребова, Колтуна и дру-

сэкономить Под Орлом и  Белгородом.

Досрочно выполнить
обязательства в соревновании

КАЛИНИН, 5 августа. (Корр. «Пр»
ды»). Сегодня вечером  партийно-хозяй
ственный актив Взлининекого ватоноетр-
ительного завода собралея, чтобы обсудив
итоги июля и задачи августа. Работа ct

Ho об’явили о передаче важного сообщ
ния. Рее насторожились, когда прозвучат
нервые слова приказа Верховного Главно
командующего товарища Сталина о saat

как тии нашими войсками Орла и Белгорож,
вахту [Всех охватила глубокая радость.

лавный инженер завода тов. Агапов
тлавный инженер отдела капитально
начальний

цеха тов, Островцев и другие в кратких

гих взяли на себя дополнительные обяза-  бозах ВЫражали благодарность Красной

тельства и тотчас же приступили к их. 0

выполнению,

Армии, обещали досрочно выполнить 0800

бязательств
“ьства в предоктябрьеком соревно“
АИ редоктябрьском со}

гичлеровеки

страду. 910

>

м

—

tg ee

a

le re