С АВГУСТА. 1943 г., №. 195. (9331)

В освобождённом Орле, 1. Разбитые немецкими варварами статуи у Тургеневскоге музея, 2. Разрущенные ‘оккупантами дома на Красноармейской улице. 3. Представитель командования генерал Красной Армии беседует с жителями города. 4. П. В. Сухова

вывешивает советский ‘флаг у ворот своего дома в честь Красной Армии, освободившей город от нем

ецких захватчиков. 5, Население ремонтирует повреждённую мостовую.

С 8
Е Фото вобнного корреслондента «Правды» А. Устинова, (Снимки сделаны 6 августа и доставлены на самолёте лётчиком младшим лейтенантом А. Чистяковым)..

Рите за
Б. ПОЛЕВОЙ, Л. ТОЛКУНОВ

Военные корреспонденты «Правды»

Еще в начале апреля пленный обер-
ефрейтор Георг Обермайер сделал люболыт-
ные признания, показывающие, какое ог- И
ромное значение придавало немецкое
командование Орловокому плацдатму, кото-
рый оно называло в своих приказах «0р-
JOBCKUM клином». nite

— VY nat принято говорить, — расека-
зывал пленный— что Орловокий клин —
это кинжал, направленный в сердие Poe-
Cut, Этим кинжалом мы можем поразить
и Тулу, и Курск, и Воронеж. Нам гово-

ния немецкой обороны оказалась тут очень
глубокой и многослойной. Передовые укре-
пления врага состояли, как правило, из
эвкартированных водных рубежей. несколь-
ких рядов проволочных заграждений и мин-
ных полей такой густоты, что порой на
участке в 200—300 шагов саперы нахо-
1 дили до тысячи мин; затем следовали pas-
PHAM, ITO Орловский КЛИН МЫ ДОЛЖНЫ За-  вотвленные траншеи © дзотами, а иногда
щищать любой ценой и что если Орел па- и с дотами на каждой выюотке. Далее ока-
дет, всему фронту придется туго. А Наш   зались вторые, третьи и четвертые рубежи,
ротныи,— тот прямо заявил, что от Орла цепи взаимодействующих узлов сошрютив-
открывается путь на Брянск, Брест-Ли-  ления.
товек. Варшаву. На некоторых участках своей обороны,
Это заявление Георга Обермайера, пови-  которые немцы ечитали наиболее важными,
дихому, отражает действительную опенку мы видели здесь их новинку — бро-
Орла немецким командованием, так ках по-  нированный колпак, отлитый из бето-
добные показания можно было слышать в на и стали и передвигающийся на
тазных вариантах от многих пленных не  колесах с помощью тягачей Эта
только рядового, но и офицерекого состава.  новинка германской военной промыш-
Й хействительно, Орловский клин занимал   ленности, о которой немало трещали гитяе-
первостепенное значение в авантюрных ровские газеты, называя их «несокруши-
планах гитлеровского генерального пртаба.  мыми крабами», представляла собой солид-
Ведь именно отсюла немцы пытались про-  ное сооружение. Немало таких «крабов»
тянуть одну из клешней в направлении на   попало к нам в качестве трофеев,
Вурок, начиная 5 июля свое полностью  В этих, боях, развернувшихея в глуби-
провалившееся летнее наступление, -  не немецкой обороны, Ha трудном плацдар-
Враг недаром придавал такое большое  Ме, ла еще в условиях почти непрерывных
значение Орловскому клину. Расположен-  дождей, проявились во всем блеске высо-
ный на холмистой, открытой местности, Кое искусство наших офицеров, боевое ма-
густо : изрезанной оврагами, изобилующей  Терство воинов. Эти бои были новым тор-
пелой сетью мелких речушек и ручьев, Op-  #ecTBOM сталинской тактики глубокого и
ловокий`тлин у своего основания прикры-  быстрого. маневра и лтревосходотва этой та-
Raden лесами и болотами и представлял со-  КТИки нал шаблонной тактикой немецкого,
бою естественную крепость, очень труд-  Командования. ее
ную для наступления на нее и удобную  Вражесвая оборона опиралась на не-
для обороны. В то же время от Орла на  сколько крупных населённых пунктов,
бланги и к Орлу из тыла тили хороптие  которые немцы укрепляли с особой тща-
оссейные и железные дороги, обеспечи-  тельностью и превратили в маленькие
вающие бесперебойный полвоз к линии Ерепости, приепособленные к отражению
фронта боеприпасов. техники и люлеких <амых крупных и концентрированных
резервов, которые немцы заранее накапли:   \Итурмов. Наши части, обогащенные двух-
вали здесь, готовя свое наступление. летним опытом воины и хорошо подго-
На базе естественных укреплений немеп- товленные к ведению подвижного манев-
кие инженеры и саперы возлвигли мош- Ренного боя, в трудных условиях жест-
ные инженерные сооружения. густо осна-  Кой и сильной обороны не применяли, как
щенные всеми вилами огневых средетв. Си-  правило, лобовых штурмов. Ови проры-
дя за этими. действительно очень ‘солид-  Вали немецкую оборону в наиболее сла-
ными укреплениями, немцы считали, что бых еб местах и, перерезая нервы вра-
они смогут спокойно и незаметно сосредо-  Жеских коммуникаций, заставляли  иро-
точить кулак лля нанесения улата по на-  ТИВника бросать свой мощные укрепле-
ших зойокам на. Вубовом тие. ния. Затем они навязывали. отступающих
Немецкое летнее наступление с треском немцам бой в открытом поле. Это было ха-
провалилось. В ожесточенных боях. сдер-  Рактерно, и для ees ae MSAD
живая бошеный натиск вражеених танко- СРажений в борьбе за Орёл. i
вых дивизий, напти войска обескровили п Одной из таких немецких  цитаделей
измотали наступающие немецкие части, на- был Мценск. Мы видели укрепления
несли им огромный урон в живой силе и Мпенска: пять километров земли, сплошь
технике, вырвали из рук немцев инипиати- ЯСточенной окопами полного. профиля, с
ву и <оздали таким образом благоприятные   ДЗотами для орудии и пулеметов, с блин-
условия для пашего , наступления, дированными погребками для ern бое-
Битва 3а Орел — одно из крупнейших! Фипасов, с крытыми траншеями. етыре
сражений в лстории войн, битва, за исклю-  П0Яса противотанковых сооружений дву-
чением стелинградекой, но знающая себе \Я  Конпентрическими дугами б огибали
равных по одновременной концентрации ва  Мщенск. Вроме раны: а ео Е
узких участках огромных Mace Bolick п cae TEER $ а и
г ‹амой современной боевой тех представляли собой мощные доты.
Прорыв линии немецкой обороны был на-  Bee эти сооружения достались нам в
чат отновременно на нескольких участках Полной неприкосновенноети, Немцы вы-
транлиозным артиллерийским наступлени- НУЖдены были бежать из них, так как
ем. Неожиданно тля немцев тишина утра Наши части, смелым  мазенром обошед-
разорзалась страшяым грохотом, и тысячи Шие эти уврепления, отрезали Мценск от
орудий всех калибров обрушили тысячи Орла, а ae TapHUsOH —— OT cre
снарядов на немцев. Огневые валы з0- КОИ армии. пемпы ны а =
тиллерии: катились вперели” пехотинцев yo SPeHOCTH, во наши части пере:

по дороге, и после нескольких жарких
зорвых, уже. разумения = АРА боёв немногим из гитлеровцев удалось
зарывами немецких траншей.

] и свою шкуру.
Кода же ‘пероловые батальоны. преохо- hat ae а ком показываю-
лев вражеское продполье, запепились 3 щий высокий класс воинского мастерства
немецкие укрепления, артиллерийская поЛ-  наших офицеров, характерен и для мел-
лержка перенесла свой огонь в глубину, а ких 608 из которых сдаталась общая
легкая, подвижная артиллерия стала <910- зеличественная битва за Орбл. Одна наша
пождать колесами наступающие. части.   чаеть. натолкнувшаяся па сильно укреп-
Велед за артиллерией вступила В 16И- лённый оборонительный узел немцев, не
ствие наша авиация. Сотни самолетов бУЕ-  стала брать его в 106: командир части
вально висели над немецкой обороной, рас-  приказал гвардии лейтенанту Петру Яни-
сеивая колонны противника, спешизшие на ну с ротой гвардейцев просочитьея сквозь
помощь <воим обороняющимея частям. OC) немецкую оборону и атаковать укрепле-
первых же часов прорыва неприятельской  ния с тыла.
обороны воздух над полем боя стал ареной Янин блестяще провёл эту операцию
крупных воздушных сражений. Особенно и ночью выезанно всей своей ротой 0б-
ожесточенными были воздушные 6б0и На’ рушился на немцев оттуда, откуда они
второй. третий и четвертый дни наступле-‘никак не ожидали удара. В начале боя
ния. Немпы. чувствуя. что линии их 060- Янин был тяжело ранен, но приказал бой-
роны трещат, и не ‘имея па земле сил удер-  цам положить себя. на плащ-палатку и
жать нашу героическую, рвущуюся вперед   нести с собой. Лежа на руках товари-
пехоту, начали срочно перебрасывать с0  щей, раненый офицер до конца руководил
всех фронтов и из глубокого тыла— даже из   ббем. Смелый маневр Янина пробил Bo-
Польши и Франции--новые бомбардировоч- рота для всей части, которая без особых
ные эскалры и истребительные группы:   лотерь хлынула в образовавшийся кори-
В эти лни блестяще работали наши ист-  дор дальше, в глубь немецкой обороны.
ребители. Воюя не числом, а уменьем, ona Bursa за Орёл на Beem ев протяжении
подчас пападали на превосходящие их влЕ0е  носила крайне ожесточённый характер.
и втрое группы немцев и выходили побе- Немцы терпели в ней большой урон, их
литслями. Энская авиачасть сбила за че-  дивизии, по выражению одного пленного,
тыре лия боев 63 немелких самолета. поте-  таяли, как сахар в кипятке, Ежедневно
ряв лишь пять своих. Госполотво 8 воддухе  наши части выводили из строя и захва-
было завоевано в бою советекими летчика-  тывали огромное количество боевой тех-
ип, и этих самым обеспечивалась помощь ники врага. Мы видели живые картияы
‹ воздуха наступающим наземным войскам. этих немецких потерь. ae и сотни
Как и утверадали наши разведчики, ли-  трупов лежали в укреплениях, блиндажах,

.

на опущках лесов, у обочин дорог. Мы
видели разбитые орудия, брошенные впо-
пыхах склады с боеприпасами, увязшие
в грязи и брошенные: прислугой самоход-
ные. пушки, танки, сгоревшие или разне-
евнные нашей артиллерией. Видели хва-
лёных «Тигров» и «Фердинандов», кото-
рые подчас попадали в руки наших войск
совершенно целыми. В суматохе отетуп-
ления экипажи бросали их в грязи, .по-
забыв даже вывести из строя механизмы.
Путь нашего наступления на Орёл —
это сплошные кладбища немцев и немец-
кой техники.

Вражеские дивизии захлебывалиеь в с0б-
ственной крови, но немецкое командова-
ние требовало от своих войск держать
Орёл любой ценой. Оно бросало в bol
новые и новые пехотные, танковые, мо-
торизованные дивизии, спешно стянутые
с других участков. Вонтратака следовала
за контратакой, но ничего, кроме потерь,
эти контратаки немцам не приносили. Од-
на наша гвардейская часть за день fobs
отбила 13 контратак й} перемолов боль-
ше полка немецкой пехоты, подбив 40
танков, продолжала двигаться вперёд.

_. Несмотря на категорические приказы

своего’ командования, немцы были вы-
нуждены отступать. :

_В середине июля взбешенный Гитлер
снял ряд генералов, которые командова-
ли частями, действовавшими на. плацдар-
ме Орловского” клина, ‘в том числе и

широко известного своими кровавыми под-

вигами командующего 2-й танковой ар-
мией генерал-полковника  фон-Шмидта.
Чтобы поднять упавший дух немецких
войск, «фюрер» бросает на стол свой ко-
зырь, назначая По совместительству
командующим 2-й танковой. армией
командующего 9-й армией генерал-полвов-
ника Модль, того самого Модля, которо-
го он веегда направлял на укрепление са-
мых ответственных участков Восточного
фронта. —

Принимая танковую армию, Модль 06-
ратился к войскам с воззванием, B KOTO-
ром ещё раз подчеркнул огромное значе-
ние Орловекого клина и важность раз-
вёртывающейея битвы за Орёл: «Мы сто-
им перед сражениями, которые могут ре-
шить вов, —писал  Модль, обращаяеь к
солдатам и офицерам. —Я надеюсь, что
каждый из вас сознает значение этого
огромного сражения, которое является ре-
шающим Jaa обеспечения жизненного
пространства Германии».

Но ни смена руководства, ни воззва-
ния, ни непрерывное подтягивание и
ввод в бой новых соединений Ие могли
остановить всё нараставший наступатель-
ный порыв наших частей С. падением
Мценека фронт нашего наступления pac-
цгирилея. Немцы начали получать могу-
‘чие последовательные удары: и с севе-
р0-запада, где одно наше соединение, со-
вершая труднейшие марши по лесам п
болотам, угрожало важнейшей немецкой
коммуникации; и с севера, где развёрты-
валась ожесточённая борьба за Болховский
укреплённый район; и с востока, где на-
ши части приближались к Орлу; и ¢
юга, где закалённые в недавних 0боро-
нительных боях героические соединения,
сорвавшие летнее немецкое наступление,
теперь наступали сами,  устремляясь Е
Орлу,

Эти удары, наносимые последователъ-
но с разных сторон, заставляли немпев
распылять свои силы, не давали им воз-
можности создать сплошную живую пло-
тину перед фронтом наших наступающих
частей. Вражеские резервы перебрасыва-
лись е участка на участок, Но им не да-
вали времени закрепиться и хотя бы не-
надолго приостановить наше наступление.

Десятками, сотнями подвигов изобило-
вал каждый день сражения за Орёл, каж-
дый новый бой, развёртывающийся на Ор-
ловском плацдарме. ^

Командир пулемётной роты Иван Собко
в трудную минуту боя заменил выбывший
из строя расчёт и, отражая немецкие
контратаки, скосил 200 вражеских пехо-
тинцев.

Бронебойщик сержант Янковский за
один день сделал из своего противотанко-
вого ружья 24 выстрела и подбил 4 не-
мецких танка, в том числе один «Тигр».
` Танковый экипаж под командой Дмит-
рия Бибикова сжёг 4 вражеских маши-
ны, из них два «Тигра»,

Расчёт самоходной пушки лейтенанта
Гребия уничтожил целиком немецкую про-
тивотанковую батарею, сжёг склад 6boe-
припасов, & потом подбил  самоходную
пушку «Фердинанд»,

Гвардеец Тадочкия, вооружившись гра-
натами, лололз навстречу четырём немец-
ким танкам. Он поджёг один из них, &
потом расстредял автоматными очередя-
ии выпрыгнувший из горящего танка
экипаж, }

pen

Русская пехота искони славилась сво-
ими боевыми качествами. В этой битве,
взаимодействуя с войсками всех родов ору-
жия, онаь удвоила эти качества. Немцы
рассчитывали, что их подвижные соедине-
ния под прикрытием танковых чаетей cy-
меют расчленить наши наступающие ча-
сти, как только те выйдут из’ своих укре-
плений и вкдинятея в глубину немецкой
обороны, Но тут на помощь нашим стрел-
кам неизменно приходили артиллеристы,
сопровождающие пехоту колесами, танки-
вты, прикрывающие ее фланги, летчики-
штурмовики, обрушивающие свои ударье на
боевые порядки противника.

Именно в тесном взаимодействии всех
родов оружия и рождалась эта новая побе-
да под Орлом. Немцы юобескровливались и
теряли силы не только от наших наступа-
тельных ударов, но и от стойкости налей
обороны во время немецких контратак.
Обескровленному в контратаках прогив-
нику наносились новые мощные удары, ко-
торые он не мог уже вынести. Так в на-
пряженных боях, пядь з& пядью отвоевы-
валась орловская земля.

Полководческое искусство наших коман-
диров, зрелое боевое мастерство наших вои-
нов, помноженное на высокие качества
русского солдата — стойкость, храбрость,
боевую смекалку, и, наконеп, огромные
массы первокласеной боевой техники, со-
средоточенной на участке нашего наету-
пления, произвели значительный надлом
в пеихологии немецких солдат. В первые
же дни нашего наступления был в прах
развеян миф © превосходетве нового не-
мецкого оружия, которое гитлеровцы еще ©
зимы назойливо и хвастливо рекламировали
и всячески раздували. Пленные говорят,
что и газеты, и листовки, и офицеры вся-
чески вдалбливали им в головы, что в этом
году немецкая армия получает на воору-
жение огромные массы технических нови-
нок: танки «Тигр», броню которых якобы
не пробивает ни один ‹оветский снаряд,
мощные пушки «Фердинанд», пробивающие
любую броню, скорострельные пулеметы и
подвижные стале-бетонные доты.

`В битве за Орел захвачены тысячи
иленных. Нленные поражаются силе и мо-
щи советского оружия, искусству, с кото-
PHM нашн воины владеют этим оружием.
Унтер-офицер Бенеман, старый солдат,

участвовавший в боях во Франции, Бель-.

гии, Польше и Греции, поражен: ri
— Я noe говорю уже © русской артил-
лерии — это сплошной ад на земле, и с

пим мы уже давно знакомы. Но мы ни-

когда не видели, чтобы против нас на
поле боя выходило одновременно такое ко-
дичество танков. И каких танков, — от
которых горели наши «Тигры» и «Ферли-
панды»!

Уптер-офицер Цинн
прямей:

— Мы оказались на этот’ раз Monee
стойкими, чем обычно, потому что ваши
части всб время заходили нам в тыл и
мы боялись очутиться в котле. Поневоле
побежишь, когда у тебя за спиной холят
советские танки. В эти бои мы в течение
двух недель но смыкали глаз. Танки и
скружение — вот что нам мерещилось
день и ночь. В нашем полку все заболели
этой проклятой танкобоязнью.

«Панцерфурхт» — танкобоязнь — это
слово прочно вошло теперь в немецкий
лексикон.

«..Разоблачена легенда немцев 0 том,

выражается еще

что будто бы советские войска не в 00-
стоянии вести летом успешное наетупле-
ние». Немпы под ударами наших войск
бежали зимой, будут отступать и летом.
с танково-гренадер-
ского полка лейтенант фон-Ведель так и

Командир 7-й роты

товорит:
— Кажлый из нае, отступая, невольно
тумает: если летом мы пятимся назад, что
же будет зимой? И против воли напраши-
вается мысль: зимой нам будет конец.
Эта психическая травма, нанесенная пе-
мецкой армии, уже сказывается на стой-
кости фашистских солдат и офицеров. По
мере тото, как в боях под Орлом слабела
воля немцев, непрерывно нарастает насту-

‚пательный порыв наших частей, движу-
щихся вперед по  истерзанной  врА-
том земле. Удар следовал за’ уда-
ром, борьба перенесена в городские пред-
местья, в торот.

«Сетолня. 5 августа войска Брянског
фоонта при содействии © флангов вой
Западного и Центрального фронтов в/де-
зультате ожесточенных боев овладели гот
родом Орел»; —товоритея в историческом

приказе Верховного  Главнокоманлующех

Маршала Советского Союза товарища

Сталина. /
Битва ва Орел — новая блестящая

победа советского оружия, новое торжество
сталинской стратегии, новая демонстрация
сялы и мастерства Красной Армии,

Битва за Орел ‘выиграна нами,

Брянский фронт.

В небе над Белгоролом

(От военного корреспондента «Правдьр»)

‚ После ликвидации немецкого наступле-  а через мгновение оголь охватил всю Ma-
нил вражеские самолёты некоторое время шину, и она рухнула на землю,
не появлялиеь под Белгородом. Следить за мной! — услышали лёт-
Истребители, не привыкиие сидеть без a ae ena капитана В i.
дела, уже поговаривали о том, что на, о Be ea bee eG >
Белгородскох направлении становится оса a a nee oon oroy о
СКУЧНОВАТО, KAR ВТ О О о и Във
посыпались к пим вызов за вызовом. Над СТОРОНУ, под прикрытие зенито»
; ;   дали ухода наших истребителей с поля боя.
передним краем вновь появилиеь «Юнкер- “у я Е
вы». Они стаями» по 20—30 штук, ста- ae и. и
рались прижать к земле наши войска п “® Немепвие дировит

.  уйти от них. Но истребители догнали и
тем самым снизить их давление на Немет- зтезались в строй «Юнкерсов». Сбросив

кие части. бомбы над расположением ©воих войск,
Утрои над полем аэродрома взвились «Юнкереы» начали спасаться, кто как мог.
две ракеты — сигнал о приближении Неожиданно со стороны солнца напере-

вражеских бомбардировщиков к нашему рез нашим истребителям брызнули отни
переднему краю. -   трассирующих енарядов,

Эскадрилья поднялась в воздух и взя- Новые  «Мессеры»! — предупредит
ла Куре на Белгород. В радиорубке своих летчиков Басулин.
командного пункта авначасти, в которую!  «Лавочкины» все сразу развернулись в

‘рода. На Привокзальной улице совертенно
ТО ма, где жили железнодорожники. От цело-
остались только трубы. Безобразные груды
встречаются почти повеюду.

Зание Госбанка:

дость освобождения сильнее чувства боли

входит эскадрилья капитана Басулина, сторону еолица и пошли на сближение 6.
радист вокоре услышал переговоры уле-  противником. Но немцы, не приняв bos,
тевших истребителей. уже уходили в облака.  Преследовать их
= Над нашей пехотой «лапотники»,—   Там было бесцельно и опасно, —это гро-
оповестил евоих лётчиков Васулин, зило столкновением машин. Басулин пере-
«Лапотниками» истребители называют! Дал своим «орёликам», что захача эскад-
немецкие ‘пикирующие бомбардировщики р выполнена, и ‘начал выводить их
Эскадрилья Басулина приблизилась к на- 8 00’ nae
шему переднему краю, находившемуся под Эскадрилья летела над Белгородом, По
самым Велтородом, Was раз в это время   УТИЩам еще тянулиь отступавитие немец-.
яка ee а кие войска. Дальше, на север, расстила-
30 «Юнкерсов» намеревались атаковать
нашу пехоту. Истребители бросились к ним,  10СЬ Поле, п0 которому немцы недавно на-:
п те ‘увидя опасность, повернули назад.   СТУпали к Курску. Оно всё было. изрыто
ломая свой строй. Неожиданно снизу к ВОРоНКами от спарядов и мин. _ a
эекадрилье Басудина стали подпиматься   Капитан Басулив предупредил своих,
«Мессершмитты». Их во-время заметили ЧТОбы они  поглядывали по сторонам ——
сам Басулин и молодой лётчик Резник, °Собенно вверх и назад. Это иредупрежде-
впервые ‘участвующий в воздушном бою.   18 было сделано как раз во-время. Свер-
Командир предупредил своих датчиков по ХУ на «Лавочниных» стремительно. 6pocn-

+ лась новая стая «Мессерногитяов». Басу-
ралио 06 опасности и повёл их в атаку.  ин снова вздыбил навстречу врагу свои

Вся эскадрилья стремительно атаковала машины, и трассы их снарядов скрестиз
поднимавшиеся кверху «Мессершмитты». лись с немецкими. «Мессершмитты» по-
Огненные нити снарядов протянулись К вернули назад.
тонким фюзеляжам номецких машин. и  Повидимому, немцы решили отомстить
вскоре в воздухе над линией фронта вепых- за срыв масеированного бомбового удара и
нуло четыре пожара. _ [ввели в бой новую группу истребителей.

Немцев было двенадцать. Их ведущий Из пеё нашей эскадрильей был сбит ещё
нырнул в облако. В то же мгновение 3а один самолёт. Вскоре капитан  Басулин
ним бросился молодой мётчик Гинзбург, увидел, что горючее в баках его машины,
недавно принтедлтий в эскадрилью из шко-  а следовательно, и у всех остальных, бы-
лы. Ведущий немецкой группы и Гинзбург ло иа исходе. Он вызвал по радио свою
выскочили из облака одновременно, с той   Чаеть: $
лишь разницей, что последний был в`хво-  - Шлите другую эскадрилью, ухожу
жте у немца. Молодой истребитель, имея  На аэродром. Над передним краем опять
это преимущество, пошёл в атаку и услы-  Много «Мессериииттов».
шал ободряющий голос своего комапдира: По дороге на свой аэродром капитан

ИХ увидел внизу пятёрки наших штурмови-

’ Е ков, мчавшихбя к линии фронта. Прикры-

Снаряхы дробили крылья немла, и Гинз- вая их сверху, лотели истребители, а от-
бурга снова поошрил голос командира: дельно к месту недавнего воздушного бо

—- Добавь ешё! неслись 30 «Лавочкиных», :
Он добавил и не выпускал немца до тех

Господство в воздухе попрежнему оста-
тор, пока тот не загорелся. Наши пехотин- ВА10Сь за советскими лётчиками. Бопытки
цы на переднем крае увили, как этот,

немецкой авиации задержать наступление
уже пятый по счёту вражеский самолёт

наптих войск на Белгород терпели ‘одну
: неудачу за той.

потерял полкрыла, как из его мотора брыз- т а. з

нули етруйки дыма, затеи дым стал гуще,

Л. КОРОБОВ;
Действующая армия.

В освобождённом Орле

ОРЕЛ, 5 августа. (Воен. корр. «Правды»).
Старинный русский город Орёл почти два
тода находилея под властью немецких ок-
купантов. Сегодня он возвращён: к жизни.

С глубоким волнением мы приблибаемся
к родному, освобождённому городу. Лереез-
жаем через пуш етанции Орёл-вторая.
Большинство из них взорвано. На остав-
шихся путях стоят разбитые и споревитие
вагоны. Вдали вилнеются какие-то’ голые
остовы из железобетонных перекрытий —
это всё, что осталось от железнодорожных
пактаузов, £ ?

Вот, нашонеп, и самый город. По Мо-
сковской улице бесконечным потоком илут
наши войка. С грохотом проносятея тан-
ки. Жиили Орла радостно приветствуют
своих обвоболителей. Г
лицах происходят трогательные
Женщины и лети подносят бой-
еты, поят волой. Со слезами на гла-

и горечи. Орловцы <егодня спастливы. На
многих ломах жители вывесили самолель-
ные флаги. Каждый старается, чем только
может, помочь своим освободителям. На
Московской улице была взорвана чаеть
мостовой, — это задерживало движение на-
ших войок. Несколько десятков местных
жителей взялись за работу и в течение
трёх часов исправили мостовую. Вот це-
лая толпа дружно помогает красноатмей-
цам вытащить машины на гору. Возле
уцелевитих домов женщины старательно
подметают тротуары,
— Haxo поскорее выместл грязь после
бантлитов,— говорит одна из них,— пожи-
лая. с бледным, изможденным лином.
На окраине города, в бывшей тюльме.
помещался Орловский пункт для советских
военнопленных. Наши раненые бойцы ле-
жали в переполненных камерах и в кори-
дорах, на тряэных тюфяках. Лежали
без всякой помоши л голодали. Были хи,
котла здесь умирало от толода в лень по
нескольку десятков человек.
3a тюрьмой — огромный пустырь, окру-
жеённый изгородью. Здесь немецкие палачи
расстреливали наших людей и трупы ева-
ливали в яму. За время своего хозяйни-
чанья в городе гитлеровцы только в этом
месте убили и закопали около 15.000
человек. 4
Сколько горя
дальный город...

нефиким игом,

Вот, поемотрите.— говорит какая-то
°прушка, обращаясь к молодому, итироко-
ечему автоматчику, — Поемотрите, что
делали эти злолеи < нашим городом!

И действительно, горько и печально ста-
HOBUTCH, когда вилить, что осталоеь на’
месте красивых. многоэтажных ломов.
Отступая из Орла, немцы взорвали вее

пепытал та-
лучшие общественные и жилые здания го- ыы

Сколько простых и стра-
шных рассказов можно здесь услышать на
каждом шагу: о толоде, о массовых каз-
нях и грабежах, о зверских насилиях над
девушками и женщинами...

Конец кошмару! Орёл — наш, вазеегда.
Й глубокой любовью, сердечными папут-
ствиями провожают жители наших бойцов
и командиров, проходящих ло улицам го-
рода, Войска идут дальше — навстречу
новым боям и победам. `

разрушены больница, пткола № 28 и л0-
по квартала на Красноармейской улице
кирпичей и Тазвороченных перекрытий

Взорваны все мосты через `Оку, горит

Тяжёлые раны напесены городу. Но ра-
А. УСТИНОВ.