uy
ay

Hy

\ы

yas
tie

ил
zit
melt
  fie
)

sil

y ti
wih
NES
Ч

12. АВГУСТ

А 1943 г., № 209 (3336)

НЕЕ НИНЕ kaa =

Харьковское направление.

Бойцы подра
разведчик-ефрейтор А. Грошев: по своей инициативе обезвредил 36 мин, заложенных немцами на пути наших частей, и тем обеспечил безостановочное движение вперёд

по следам отступающего врага,

ta ng gi Sede en Pe

зделения

Бои за Хотынев

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 азвтуста.  с двух сторон контратаковали подразде-

(Mo телеграфу). В последние лни на Брян-
ском паправлении велись ожесточённые
бок за крупный районный центр и важ-
ную железнодорожную станцию Хетышец.

Используя природные условия этого
района — речки, высоты, леса, — немцы
создали здесь мощный оборонительный ру-
беж. Опи стянули сюла крупные силы пе-
хоты и танков. Правда, оти части были
сильно потрепаны нашими войсками в
июльских боях, но немецкое командование
спешно пополнило их за счёт других раз-
битых частей и «тотальников». В районе
Topa Высокая противник сосредоточил
большое количество всех видов артилле-
pox. Н№о и это не могло сдержать напора
советских войск.

Ломая сопрогивление врата и отражая
неоднократные контратаки немецкой пе-
хоты, поддерживаемой танками (группами
п 40—60 мапкин), наши твардейские
части нз этом участке планомерно про-
двигались вперёд. Немцы прилагали все
усилия, чтобы задержаться на двух вод-
ных рубежах, но были выбиты частями
энского гвардейского соединения.

В рёзультате этих боёв противник по-
ne большие потери. Заняв один Населён-
EH пункт, наши войска обнаружили 06-
пирное кладбище немецких танков. Гит-
горовские дивизии только здесь оставили
подбитыми около 70 танков и самоходных
врудий типа «Фердинанд», Срели сожжбн-
ных и подбитых танков —— 6 тяжёлых,
типа «Тигр».

Немецкое командование всячески пыта-
0. удержать 32 .собой станцию и район-
ный центр Хотынеп. На момощь своей пе-
хоте оно двинуло сюда два бронепоезда и
пушту самоходных пушек. Только за одил
день в этом районе немцы предприняли
пять контратак. Но они оказались безус-
пелеными. Олну контратаку, большими си-
AAMT пехоты при поддержке 14 танков,
нещы повели из леса. Одновременно они

HA TAHRE B

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11
(Спец. корр. ТАСС). Экипаж танка под
командованием капитана Косарева Гомучил
задание произвести вылазку в расположе-
ние врага.

Накануне капитан разведал путь подхода
танка к об’екту нападения. Ночью, ‘когда
уснлила свою активность артиллерия обеих
сторон, танкисты двинулись в путь. Грохот
стрельбы заглушал шум мотора, и танк
незаметно подошёл к одинокому домику на
окраине деревни. Ожидая рассвета, весь
экипаж танка вёл чаблюдение. Ds
Сзетало. садах стали различаться’ кон-
туры немецких танков. Они были метрах в
800. Советские воины, не, спеша, прицели-

КЕНО Е А ИЕ Е ЕЕ ЕВЕ СЕСТРЕ

ЕЕ ЕЕ

ления. которыми командуют тт. Чулков и
Вискин. Наши бропебойшики подпустили
танки на 100—150 метров. и в упор
расстреляли часть вражеских машин. а
автоматчики, отсекли от танков ‘немецкую
пехоту. Эта контратака, так же как и
остальные четыре, была отбита с больши-
ми потерями для противника.

На подступах к Хотынцу немцы укре-
пили другую высоту. Сюда было стянуто
три миномбтных батареи и много авто-
матчиков, Батальон наших гвардейцев,
наступавиих на этом ‘участке, сначала
блокировал высоту, потом обошёл её. Дру-
roe гвардейское подразделение, наступав-
шее велед за первым, покончило с враже-

скими миноубтами и азвтоматчиками.

В то время как разгоралиеь бои за на-
селбённый пункт Хотынеп, одна наша
часть произвела искусный маневр и 06о-

шла станцию Хотынец, овладела нееколь-

кими Часелёнными пунктами с противо-
положной стороны и ударила с тыла. Нем-
пы отчаянно цеплялись за выгодный ру-
беж, но были выбиты и со станции.

В результате последних боёв наши вой-
ска полностью очистили больной участок
железной дороги, Враг понёс большие по-
тери в живой силе и технике. Особенно
сильный урон потерпела немецкая пехот-
ная дивизия. Солдаты, захваченные в

плен, показывают: «Наша дивизия в по-
следних боях была почти полностью раз-

бита. Командование было вынуждено бро-
сить в бой штабную Тоту охраны, авто-
рогу и хлебопёков». ленный сол-
дат 11-го мотополка танковой” дивизии
Фрин Бетхер заявил, что во всей дивизии

осталось только десять танков.
(жесточённые бои на Брянском натрав-
лении продолжаются. Напги части, неот-
ступно преследуя противника, гонят ero

всё дальше и дальше на залад.
Д. ЕЙНОВ. ^

ТЫ. ВРАГА

августа.  лись и ударили бронебойным снарядом в

левофланговый вражеский танк. Второй
снаряд был послан в соседнюю с ним ма-
шину. Обе цели были поражены.

В первые минуты немцы не могли по-
нять, откуда ведётся огонь. Пользуясь их
растерянностью, танкисты сделали ещё два
выстрела и подбили ещё два танка.

Невдалеке стояла вражеская противотан-
ковая пушка. Расчёт её стал наводить ору-
дие в сторону советского танка. Послан-
ный туда снаряд вдребезги разбил пушку.
Затем отважные танкисты уничтожили ещё
одно орудие и, считая свою задачу выпол-
ненной, двинулись в обратный путь.

В оккупированном Донбассе.

(От военных корреспондентов «Нравдь:»)

Донбасс... Как близок, как дорог нам
всем этот край! Мы привыкли его видеть
краьм угля и металла, химии и машино-
строения, краем творческого труда, вырос-
шим и преобразовавшимся за годы совет-
ской власти. Широко раскинулись его шах-
ты и заводы, чистые рабочие посёлки,
благоустроенные и заново выстроенные го-
рода с дворцами культуры ‘и ‘институтами,
школами и больницами. Вольно дышалось,
хорошо работалось на этой богатой, щедрон
земле,

Теперь Донбасс мертв. Не слышно за-
зодских и паровозных гудков, не горят фа-
келы бессемеров и коксовых печей, пусты
и безлюдны шахтные эстакады. Густым
бурьяном заросли дворы заводов и щахт,
разобранные железнодорожные ‚ветки.. Нем-
щы опустошили богатейший край: Тысячи
пдонбассовцев задыхаются в неволе ‘и гиб-
вут от голода» Оттуда через линию фрон-
74 в расположение наших войск перебегают
созетские люли, которым удалось вырвать-
ся из этого ‘ада.
и злодзяниях рассказывают они.

Мы хорошо помним город Сталино —
сёрдие-нового, индустриального Донбасса.
В нём насчитывалось около полумиллиона
жителей, Горожане гордились своими теа-
трами и институтами, новыми красивыми
домами, благоустроенными улицами. Немцы
лишили всех прав жителей города Сталино
и переименовали его в «Юзовку».

На главной улице имени Артёма почти
не видно местных жителей. Лучшие квар-
тиры в городе заняты немцами. Старые
квартиранты выселены на окраины. По ши-
роким тротуарам  разгуливают. немецкие
офицеры со стэками. Здесь немало и штат-
ских немцев — толстомордых” бюргеров и
«чистокровных» породистых. Гретхен. Всё
на ‚этой улице стало немецким. У входа
в кинотеатр имени Шевченко крупными
буквами написано: «Вход только герман-
цам». Кругом — немецкие вывески, На
русском языке только слово «расстрел»
‹ часто повторяется в приказах коменданта.
Студенческий городок загажен , — там не-
мецкие казармы. Во Дворце пионеров раз-
Иестилась городская управа. В просторной
первоклассной гостинице «Донбасс» поме:
щается гестапо. Туда ежедневно привозят
и привозят десятки советских граждан; но
оттуда мало кто возвращается.

В другой гостинице “— «Октябрь» нем-
цы устроили дом терпимости. В’ ресто-

О страшных бедствиях

ране «Москва» — кафе-шантан, там всю
ночь напролёт идут кутежи. Они пи-
руют, а вокруг голодают тысячи советских
людей. Оккупанты закрыли ‘универмаги и
продуктовые магазины, а те, что откры-
ты, — пустуют. Вместо продуктов... порт-
 реты Гитлера, которыми заставлены все
витрины и пустые полки.

В города Донбасса прекращён завоз про-
 дуктов, нет их и на рынках. Крестьяне из
пригородных сёл не рискуют выезжать на
базары, так как немцы всё у них отбирают.
В Сталино, правда, есть несколько частных
лавчонок, но цены в них так взвинченчы,
что ни к чему не подступишься, ничего не
  купить. И народ бежит в далёкие сёла в
 поисках пропитания. Пустеют дома и ули-
цы. Окна и двери ‘многих квартир забиты
досками. -

В центре Сталино; на площади имени
  Дэержинского, немцы устроили биржу тру-
да — ярмарку рабов. Здесь всё увешано
плакатами, рисующими . «германский рай»,
lc обещаниями сытой, привольной жизни
для тех, кто поедет на работу в Герма-
нию, Но охотников на это нет. Народ ве-
рит He гитлеровским плакатам, а живым
свидетелям, хлебнувшим горя в «Третьей
империи» и вернувшимся оттуда калеками.
живыми трупами, стерилизованными или
кастрированными. И немцы продолжают на-
бирать «добровольцев» силой. Донбассовцы
всеми способами стараются спастись от не-
мецкой каторги. Недавно при’ отправке
большой партии в Германию многие бежа-
ли из вагонов. Немцы бросились по бли-
жайшим кварталам и забрали первых по-
павшихся под руку. Им было всё равно,
кого схватить, — лишь бы счёт сошёлся.

На бирже каждый день толпятся люди,
оборванные, измождённые. Неявка туда

грозит смертной. казнью. Немецкие погон».

щики ‘с палками и оружием гоняют мест-
 ных жителей на всевозможные работы. При
посылке не считаются ‘ни с здоровьем, ни
со специальностью. Инженеров и врачей
издевательски используют на чистке убор
ных и помоек, детей и стариков застав-
ляют носить непосильные тяжести.

По тороду Сталино снуют юркие комми-
вояжеры германских предпринимателей и
акционерных обществ. Их привлекли сюда
богатства Донбасса. Гитлеровское ‘командо-
вание  об’явило распродажу донецких
угольных копей H заводов, и падкие на

под командой капитана тов. Назаренко атакуют противника, засевшего в роще. Брянское ‘направление. Находчивый

Фото военных корреспондентов «Правды» Я. Рюмкина и А. Устинова.

Быстрота

(Or военного корреспондента «Правды»)

Больших трудов стоило нам разыскать
командира-танкиста тов. Хлюпина. Мы дол-
то петляли пю стенным дорогам в поисках
наблюдательного пунктаг”В полдень он
был вот на этой выеотке. Но сейчае здесь
уже никого нет. Танки ‘ушли вперёд. На-
блюдательного пункта не оказалось и на
новом месте: он успел передвинуться ещё
дальше на юг. И долго ещё мы блуждали
по полям, изрытым воронками, усеянным
трупами немцев. Неумолчно гремела артил-
дерийская канонада. В воздухе кружили
вражеские самолёты, но наши зенитчики
заставляли их держаться на почтительной
высоте.

С Хлюпиным мы встретились на порос-
шей бурьяном возвышенности. Отсюда про-
стым глазом прекрасно видно поле Gos.
В полутора километрах наши танки ата-
куют населённый пункт. Немцы ‘оказывают
яростное сопротивление. Они подтянули
сюда свежие резервы, и нашим танкиетам
приходится продвигаться вперёд среди моря
огня.

— В. вечеру село всё равно заберём! —
уверенно говорит тов. Хлюлпин.

На пригорке у села высится ветряная
мельница. Там у немцев, повидимому, Ha-
блюдательный пункт, — оттуда они кор-
ректируют огонь своих батарей. Тов. Хлю-
пин отлабт приказание обетрелять. мель-
ницу. Через несколько минут мельница
скутывается густым дымом. Вражеские
орудия лишились корректирювщика. Они
стали бить наугад, а потом и вовсе замол-
чали. Воспользовавитиеь этим, танкисты
прорвались через боевые порядки немцев,
уничтожая на ходу их огневые точки и
пехоту. Сопротивление врага было сломле-
но, и он бросился в бетство. Но от танки-
стов Уйти трудно. Преследуя по пятам от-
ступающего противника, наши танкисты
ворвались в CeO. -

вра
— Молодцы ребята! — воскликнул тов. р

Хлюпин. — Веыпали немцам како пола-
гается. ;

В этот день танкисты освободили от
врага несколько населённых пунктов, уни-
чтожили‘ сотни немецких автомашин, де-

-ГНУСНОЕ ЗЛОДЕЯНИЕ НЕМЦЕВ

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 11! авгу-
ста. (Спец. корр. ТАСС). Когда наши бой-
цы заняли железнодорожную станцию, они
увидели на путях двух раненых красноар-
мейцев. К ним бросились санитары, но
‘были остановлены голосом одного из ране-
HBIX.

— Товарищи, не подходите, немцы нас
заминировали!

легкую наживу немецкие колонизаторы вы-
пустили, как стаю борзых,„. своих предста-
вителей.

Горнопромышленники из Рура, доверен-
ные лица от Круппа и магната Германа
Геринга, от сталелитейной и электрической
компании и более мелкие предприниматели
уже облазали и обнюхали взорванные шах-
ты, опустевшие заводы. Местная фашист-
ская газетёнка «Донецкий вестник», за-
хлебываясь, писала о планах пуска пред-
приятий, о предстоящем расцвете немецкой
промышленности в Донбассе. Уже распро-
дано и поделено почти всё, но дело даль-
ше этого не пошло. Оказывается, нужно
вкладывать большие капиталы, а это нем-
цам не с руки. Они привыкли брать гото-
вое. Вор крадёт, а не строит. К тому же
бои в Донбассе (хотя и местного значе-
ния) — плохая гарантия для получения
дивидендов. Серьёзно повлияло на кон’юн-
ктуру поражение немецких войск в районе
Орла и Белгорода. Но пока `ещё фашист-
ские дельцы сидят в Донбассе, прожектёр-
ствуют и грабят. Они торопятся вывезти
всё, что возможно,— металлический лом,
уголь и даже шлак с углемоек.

Для нужд своего железнодорожного
транспорта и военно-ремонтных мастерских
немцы организовали добычу угля на мел-
ких шахтах. Все работы на них ведутся
допотопным способом. Выдача угля на-гора
производится большей частью ручными во-
ротами, которые крутят военнопленные и
‘подневольные горняки.

Немцы долгое время пытаются пустить
шахту им. Калинина, но каждый раз, как
дело доходит до пуска, происходят ава-
рии, выводится из строя оборудование. Та-
кое же положение на железнодорожном
транспорте. ‹ Рабочие депо приводят в не-
годность станки, путейцы создают аварий-
ные очаги на линии. На Славянском узле
немцы расстреляли дорожного мастера Го-
ловатенко, бригадира Цимбала и путеобход-
чика Кузнецова. Но аварии, диверсии и са-
ботаж там продолжаются попрежнему.

Страшно выглядит Горловка. Это полу-
пустой, вымерший город. Здесь были ло
войны прекрасные скверы, парки, озеленён-
ные кварталы и улицы. Горловчане явля-
лись инициаторами похода за озеленение
Донбасса, Немцы вырубили весь зелёный
массив. Мало того, они поломали на топ-
ливо все заборы, — и это в городе угля!
Теперь ‘у домов, где живут немцы, вместо
изгородей тянется колючая проволока.

Весь город загажен. В торговом пассаже
открыта скотобойня. В центральном Гастро-

танк. Удержать высоту немцам He уда-
  хось. Осколком внаряда ранило Калинина,

Налеты нашей авиации

В ночь на 11 августа наша авнапия
произвела налёты на железнодорожные уз-
лы Мерефа и Полтава. Бомбардирювке бы-
ли подвергнуты воинские этнелоны и во-
енные, склады противника. Экипажи на-

Витюнькин Василий и Голощапов Ан-
дрей — связисты-гвардейцы.

Витюнькину работа связиста нравится.
Он деятелен, смышлён, любопытен и гор-
дится своей профессией.

Голошапову работа связиста не нравит-
ся. Она кажется ему не по его силам,
лёгкой. у

— Люди воюют, а мы тут хвосты у
проволоки крутим. Война кончится. Чего,
спросят, делали? А так, катушки ка-
тали.

Угрюмое, обиженное выражение не схо-
дит с большого скуластого лица Голоща-
пова. Он считает, что его обошли на
войне.

Когда связистам приходится встречаться
с бойцами, вышедшими из боя, Витюнькин
слушает их рассказы с благоговением. Он
восхищенно  ахает, восторженно вертит
стриженой головой, словно в ухо ему по:
пала муха. :

Голощапов, наоборот, становится над-
менным и. оскорбительно недоверчивым
сятки орудий и миномётов, много солдат и Он считает — доведись ему драться, он
офицеров взяли в плен. бы наколотил немцев целую тору.

Мы беседуем с командиром танка гвар-  Действительно, он очень сильный. Од.
jum лейтенантом Захарченко. Ему всего пажлы от ба Panga age orgie
20 лет. Сам on — сталинерадец. Сейчае  Ка телегр : a

os = тал Витюнькин, нак ился и начал па-`

Захарченко стоит около своей боевой ма-  дать. Голощапов м к столбу и, под-
шины, весь чёрный от копоти п пыли. Шо  пирая его руками, не дал столбу с ви:
ero. липу ручьями струится пот. Он жадно сящим на нём Витюнькиным тяжело рух-
пьет воду. `   нуть на землю. f

— Hy) как воевали Сегодня? — спра-  Витюнькин очень привязан к Голощапо-
шиваем его. ву, но грустная уверенность, что рано или

— Как всегда, — бмокойно отвечает  Поздно Голощапов уйдёт на передовую, не
он. — Подбили 25 автомашин с грузом,   ПоКидает его. Е ii
& сколько перестреляли и подавили фри- Витюнькин убеждён, что Голощапов с
Цев, — не считали ВОИНЫ вернется ‚ероем.

Захарченко недоволен тем, что на его О fhombomee® see
пути не а одного немецкого! у  име д
т р . ; от - : :
анка. Он завидует Герою Советского Со Ceres cache Ab das Pdacinihek” Ha
юза Гавриилу Калинину, которому посча- бои

о Го, тарше Витюнькина.
стливилось сегодня подбить два вражеских ОАИН Год стар
танка. Витюнькин и Голошапов работали на

С Калининым нам увидеться не при- нь Rene REO Re
шло. И TOK -
mech Su О о У еек GouGapaeponmea по
ый лись в воздухе. Они построились в Киль-
подвиге. наперебой говорят все танкисты. ватерную колонну и начали разрушать те-
Рете Калинина было приказано перере- леграфную линию, неторопливо и доволь-
зать дорогу, по которой отступали нем- но точно сбрасывая возле столбов фугас»
цы. Калинин на своей головной мапине ные бомбы.
вырвался вперёд и обедлал эту дорогу. Связисты легли в придорожную канаву.
Вскоре сюда подошли остальные танки. Почва под ними вздымалась и дышала,
Видя, что путь к отступлению отрезан.  словно живот загнанной лошади. Комья
немцы заметались в разные стороны. На! глины засыпали их. А сердца их и голо-
дороге скопилось свыше 200 автомашин.  вы заливало чёрным ядом звука разрывов,
Танкисоты открыли по ним Ураганный! ог которого. казалось, головы и сердца
огонь. 120 машин они разбили в щепки,   должны были лопнуть.
остальные захватили в качестве трофеев.  Хотелось вползти в землю, как мышь в
Отсюда Калинин повёл своп танки на  нору. Потому что одна, она здесь — зем.
высоту «240,5». Навстречу им показа- ля-мать могла спасти.
ловь несколько немецких танков. Завя-  и вдруг Витюнькин вскочил. Теснимый
зался бой. Меткими выстрелами Балинин   тяжёлыми, как скалы, кусками раздирае-
подбил один, затем другой вражеский   мого воздуха, он на корточках подполз к
валяющемуся на земле оборванному про-
О воду, дрожащими руками заголил конец
но и раненый он продолжал преследовать   его и, присоединив к концу немецкого ка-
га. беля, намотанного на катушку, побежал
...Вечереет. Тункиеты располатаются Ha за немецкими бомбардировщиками, висящие:
отдых. А завтра с утра они сноза будут   ми в кильватерной колонне над телеграф-
громить врага, отвобвывая пядь за ПЯДЬЮ  ной линией и роняющими на неё бомбы.
родную землю. я Несколько раз Витюнькина отбрасывало
; ЖУКОВИН. назад, засыпало землёй. но он руками раз-
Харьковское направление. рывал землю и снова бежал — полз вслед

и натиск

Санитары позвали сапёров. Раненые были
разминированы. Один из них С. Хайтус,
уроженец Узбекистана, рассказал, что не-
мецкие палачи захватили их ранеными в
плен, мучили, а при отступлении вытащили

на рельсы, связали, подложили Мины И  телей о днях немецкой оккупации, не ста-
ушли; рассчитывая, что советские лЮди рая, но совершенно седая женщина шаг:
кинутся на помощь раненым и взорвутся.  нула вперёд. По тому, как расступилась
_Раненые спасены и направлены в гОСпи-  перед ней толиа, я понял, что её здесь:
Пе, на Курской улице, хорошо знают и что
‹ она расскажет нечто’ значительное.
— Я Матвеева, Мария. Петровна. У меня
номе — гараж. В центре города, у Дворца на глазах немцы повесили сына Алексея...
культуры, у дома Донэнерго и у новой  Алексей Матвеев учился в средней
больницы немцы устроили свои кладбища.   школе, увлекался лыжами, радио. Мечтал
В гостинице разместилась жандармерия.   стать командиром-танкистом. Немцы поло-
Жилой дом угольного треста превращён  жили конец и учебе и мечтам. Алексея
в тюрьму. Школы и старая больница раз-  мобилизовали на очистку дорог. С утрен-
рушены и сожжены. ней зарёй он с другими мобилизованными
Немны не только разоряют и опустошают  Жителями уходил за город с лопатой и
доненкие города, — они методически, изо  КИркой. На работу их водили старые нем-
дня в день истребляют“ местное население. Цы © винтовками и плетьми. Однажды
В Донбассе создана разветвлённая сеть  Алеша пришёл домой, зажимая рукой
карательных учреждений: гестапо, жандар- Шёку. Ее пересекал багровый рубец: не-
‘мерия, полиция, тайная полевая полиция.  Мец ударил Алёшу. «Пусть меня расстре-
комендатуры. Все эти ведомства имеют  ЛИвают, HO больше я на очистку не
большой аппарат тайных агентов. Сыщиков  Пойду», — сказал Алёша.
и агентоз также имеют городские управ] Утром он ‘действительно не пошёл. А в
и бургомистры. В переписке бургомистрол полдень полицейский арестовал его и
< жандармерией часто употребляется фор“ увёл. Матери в этот момент дома .не было.
мула: «Как доносит моя агентура», «Мой Она пришла минутой позже и узнала от
aren? сообщает». соседей, что произошло. Вспомнив, что
В Донбассе немцы полностью уничтожи-  Алёша с утра ничего не ел, завязала в
ли еврейское ‹ население. В Краматорске  Узелок краюшку хлеба и побежала дого-
расстреляны и повешены 3 тысячи горожан,   НЯТЬ. Догнала уже на Окском мосту. Ero
егиё больше — в Славянске. Под Горлов-  Вели вместе со стариком и девушкой, тоже
кой в семи глубоких ямах-траншеях пюгре- Н@ вышедшими в этот день на работу.
бены тысячи убитых и замученных горлов- Я хотела передать ему хлеб, но по-
чан. Эти могилы ‘наполнялись с немецкой  лицейский ударил меня по голове при-
варварской  расчётливостью.  Обречённых кладом.. На площади стояли три висе-
людей привозили сюда и заставляли тесно  лицы. На них всегда’ кто-нибудь висел. В
ложиться в ряд, на дно ямы лицом Вмиз.  этот день они пустовали. Я бросилась к
Затем их сверху расстреливали. Ha этих  немецкому офицеру и упала на колени:
расстрелянных, среди которых были ещё  отпустите сына. Офицер сказал по-русски:
живые, заставляли’. ложиться новых смерт- «Встаньте, мадам, и уходите. Ваш сын —
ников, и так до тех ор, пока яма не за-  преступник, он не хочет работать на Гер-
полнялась доверху, манию». Я ети умоляла. Но ничто
не помогало. &ёша уже стоял на ящике:
На  Румянцевском ae „. МЕМЦЫ   «Мама, прощай. Не плачь перед паразитом,
устроили не менее страшную OOHHIO ЛЯ], и: отомстят». А старик-тот сильно бу-
мирных жителей. Целыми днями они св03и- и. расшвырял державших его солдат
ли сюда на автомашинах сотни людей и „ к ean ae дьте вы прокляты! Про-
У края ствола старой шахты расстреливали А У

клят ьте прокляты!» Его застрели-
обречённых. Многих сбрасывали в шахту. лятые, буд рр р

я ли, а потом уже мёртвого повесили. До-
Особенно сейчас свирепствуют гитлеров-  шла очередь до девушки. Она всю дорогу
цы в Донбассе, изошряются гестаповские   плакала, а тут села на ящик — ни слезин-
палачи. Они становятся всё злее и злее, ки. Когла же офицер подошёл к ней и
Hye ie ‘мухи перед своим КОНЦОМ. что-то спросил, она плюнула ему в морду.
Донбасс не спокоен: всё чаще рвётся теле-  6
висели недолго, через день их сня-
фонная связь, взлетают на воздухужелезно-   „„ cone a ры cae eee Maite
дорожные пути и Мосты, во Чаше П9ЯВлЯ- повесили на грудь надщись «За отказ от
ются на стенах домов листовки и надписи: от, Е
{ :

«Смерть фашистам!», «Советские граждане, с Е
готовьтесь к встрече асной Армии!», ‚ детства Ш ,
р me р люди, видеть в труде дело чести, дело,

«Больше. мужества — час освобождения славы, дело доблести и геройства. А нем-
близок!» `А на безжизненных
бах появляются красные флаги. ярмо. Они даже составили целую шкалу
Напрасно пытаются оккупанты сломить! наказаний для тех, кто, по их мнению,

Донбасс, запугать его виселицами и рас- плохо работает.
стрелами. Донбасс живёт, борется, ЖдДЁТ  Старые немцы, которым поручался нал-
своих освободителей. sop за работающими, были вооружены
В. КУПРИН, Д. АКУЛЬШИН.  винтовками и плетьми. Надсмотрщику пре-

Увидев, что я записываю рассказы жи-

``

Роль. ЕЕ ЕЕ ens ee Ga Rea ae es ea

Два связиста

(От воепного корреспондента «Иравды»)

копрах и Tpy- цы вновь превратили тру в проклятое»

на железнодорожные

узлы Мерефа и `Полтава

их самолётов наблюдали прямые попа-

дания бомб в железнодорожные составы.

Возникли о пожары,
сильными взрывами.
Олин налг самолёт не вернулся © б96-

сопровождавииеся

вого задания.

за немецкими бомбардировщиками. Но вот
что-то огромное, мчащееся, как поезд,
больно толкнуло его в грудь, и он упал.

Очнулся Витюнькин от мерного покачи-
вания. Сначала он подумал, что его везут
на машине, но когда открыл глаза, уви-
дел запрокинутый подбородок Голошапо-
ва, широкий, плохо выбритый.

Голощапов нёс Витюнькина на руках.
Витюнькин попросил опустить его на зем-
лю и спросил:

— Как связь?

Голощапов прохрипел, что ‘он успел ’до-
тащить кабель до тех пор; пока немцы все
бембы не покидали, и связь теперь через
немецкий кабель работает нормально.

Облегчённо вздохнув, Витюнькин попро-
сил снять с него гимнастёрку.

На груди Витюнькина не оказалось ран,
только один огромный в две ладони кро-
воподтёк.

Голощапов тревожно спросил:

— Может, тебе ‘лёгкие отшибло?

Витюнькин открыл рот, подышал, потом
сказал:

— Нет, Вичего, дышится.

— Тогда порядок,—сказал Голошапов..

Потом связисты снова шли по дороге
и сматывали трофейный кабель на ка-.
тушки.

Витюнькин, довольный тем, что смерть
миновала его, весь во власти этого вол-
шебного ощущения себя живого, оборачи-
ваясь к Голощапову, снова рассказывал
ему, хотя Голощапову это не было инте-
ресно, как ловко они прошлый раз, когда
на месте разрыва нехватило провода, при-
соединили к линии шомпола со своих вин-
TOBOK,— 4 связь работала. Или вот тоже
пришлось линию через лес прокладывать,
а шесты сгорели, потому что в связную
повозку попала мина. Так они вместо ше-
стов использовали стволы деревьев. Но,
чтобы сквозь сырое живое дерево ток не
заземлялся, они в стволы деревьев вби-

вали колышки из сухих сучьев, и связь
тоже хорошо работала.
Голощапов, успокоенный тем, что Ви-

тюнькин жив, снова принял вид человека,
обойдённого судьбой. Слушать же про
провода ему было вовсе неинтересно.

В то время, когда немцы бомбили на-
шу связь, а Витюнькин и Голощапов в ог-
не разрывов протягивали аварийную ли-
нию, я был в блиндаже генерала, и он
передавал в часть очень важное приказа-
ние, от которого зависел во многом успех
боя.

И вдруг связь прервалась. Но потом
снова аппарат стал работать, и генерал. ус-
пел сказать то, что было нужно #ему, и
то. что было очень важно для всего на-
шего дела. Правда. потом генерал выру-
гал дежурного телефониста за плохую ра-
боту. Телефонист виноват не был, а ви-
новаты были немцы. Но генерал этого не
знал, как не знали Витюнькин и Голоща-
пов.

Может быть, теперь гвардии красноар-
мейцы Витюнькин и Голощапов прочтут
`эти мои строки и узнают в общих чертах,
как проходило дело. А то Голощапов до
сих пор убеждён, что если он нынче сно-
ва шагает по очищенной от немцев земле,
так он тут не при чём. ^

В. КОЖЕВНИКОВ.

Брянское направление.

Фашистское ярмо

(От военного корреспондента «Правдь»)

доставлялось право по своему усмотре-
нию пользоваться и тем и другим. На ме-
сте работ были застрелезы надсмотрщиком
Зоя Ильина, бухгалтер швейной фабрики:
она свихнула ногу и, несмотря на крики
надсмотрщика, не могла подняться, и Га-
лина Ничепуренко, работница железной
дороги, у которой во время работы нача-
лись родовые схватки.

Я видел плеть, найденную во дворе зда-
ния бывшего гестапо. Это короткая руко-
ять из пластмассы с приделанной к ней
резиной, в которую вплетена стальная про-
волока. Ударом такой плети сильный че-
ловек может ‘убить наповал. Изготовлена.
плеть на фабрике «Гном» в Дрездене, как
явствует штамп на рукоятке. Очевидно,
предусмотрительные немецкие рабовладель-
цы организовали уже массовое произвол-
ство таких плетей для управления окку-
пированными территориями.

Плетьми расправлялись с теми, кто ра-
ботал в окопах и на дорогах. Для тех же,
кто работал в самом городе, на предприя-
тиях, в учреждениях, существовало нака-
зание розгами по особой шкале — от 10
до 45 ударов. Максимум был установлен
предусмотрительными немцами, ‘вероятно,
ввиду того, что «живая сила», как назы-
вали немцы рабочих и служащих, больше
не выдерживала. В городе были четыре
пункта, где производились экзекуции. Из
них самым странным считался TOT, KOTO-
рый был расположен в подвале бывшего
здания горсовета.

— Они заставили меня работать в авто-
мастерских, которые помещались в злании
ликолы (ФЗО, — рассказывает 58-летний
рабочий завода № 5 Михаил Хлебников.—
В этот день у меня был грипп, я еле
стоял на ногах. Ихнему «арбейтфюреру»
показалось, что я плохо работаю. Он ска-
зал мне: «Пан Хлебников, вы сегодня
очень ленивы. После работы зайдете в ко-
мендатуру». Я знал, что многих из наших
били. Но мне и в голову не могло притти,
чтобы били меня, старого человека. После
работы меня отвели в районную коменда-
туру. Велели раздеться и дали 25 розог.

Вот посмотрите — до сих пор память
осталась.

Он завернул рубашку и показал свою
спину, исполосованную ‘коричневыми руб-

цами ран. Били ореховыми прутьями, ко-
торые предварительно вымачивались в’ со-
лёной воде. Многие‘ не выдерживали на-
казания и тут же умирали... Я говорил со
многими людьми, которых били розгами.
Они не могут без слёз, без содрогания
рассказывать о пережитом унижении.

Рассказав историю своего сына, Мария
Петровна Матвеева воскликнула:

— Отомстите за сына, ради бога ото-
мстите за моего Алёшу!

Алёша будет отомщён. Мы сурово рас-
квитаемся с немцами за все те ужасы,
которые они принесли в наш Орёл.

Б. ПОЛЕВОЙ.

г. Орёл.