СЕНТЯБРЯ 1943 г., 12 224 (9360)

is освобождённом Донбассе. 1. На

улице имени Артема в Сталино.
‘немецких захватчиков города,

Освобожде

же склады с медикаментами госпиталей.
Одну деревню наши бойцы захватили в тот
момент, когда немецкие поджитатели гото-
вилиеь предать огню крестьянские жилища.
Хаты были уже политы бензином. Но под-
жигатели были схвачены. «

Успешно пло и воздушное наступление
в Донбассе. Наши бомбардировщики и штур-
мовики не только прикрывали продвижение
наземных частей. но и атаковали © воздуха
главные силы противника, его колонны по
дороге и эшелоны на железнодорожных пу-
тях. За два дня наши штурмовики и бом-
бардировщики повредили и уничтожили 19
танков, 520 автомашин с живой силой. во-
енным имуществом и награбленным добром.

Бои продолжались. Началось сражение за
столлцу Донбасса — город Сталино.

На` подступах

0308 крупное поражение, понесенное
прианской армией на этот раз в Донбас-
it, шеет овою краткую, но знаменатель-
тю историю. Как и тагантрогокая опера-
и, замечательная  донецкая операция
иших войск берет свое начало © того
м, как Красная Армия прорвала Миус-
шй оборонительный рубеж немцев. Ми-
 о5ий прорыв ие только открыл опера-
таый простор нашим подвижным  чаю-
1, HO привёл к истреблению огромного
зичества живой силы врага, к подрыву
ий южной системы вражеской обороны.
и таганрогекую операцию можню счи-
‚1 первым эталом победоноснотю похода
MUX Bolick Ha юге, то операция донец-
и— ем второй эташ,

Мы писали о боях за» Дебальцево, за
шитовку. Эти пункты взяты были в упор-
ых боях. Наши войска оказались способны
втолько преследовать противника, но и пе-
зать ему пут ‘отетупления. Иначе го-
ум, советские вомны пролемонетиировали
и маневренные преимущества.

Чибы взять Ясиноватую, нашим бой-
у пришлось отбить  многочаеленные
итратаки, В некоторых местах нем-
Ы пытались остановить наши наступаю-

Как был взят город

6 сентября противник много раз ата-
ковал наши рубежи в районе запалнее и
юго-западнее Мажеевки. Немцы бросили
против Н-ской части 30 «Тигров» и до 15
самоходных пушек «Ферлинани». Полк во
взаимодействии с резервом комдива успеш-
ко отразил контратаки, уничтожив” 9 «Ти-
тров», 3 «Фердинанда» и вынулив  осталь-
ных к отходу.

После быстрой перегруппировки части

ЕВ

ние города Сталино

Но как ни страшны разрушения в
Сталино, не это самое горькое ‘и самое тя-
желое. „Горох Сталино пережил 7 сентября
величайшую трагедию: немцы истребили
тысячи мирных его граждан. Множество лю-
дей заживо сгорело в положженных домах.
Фашистекие дикари сознательно скрывали
свои намерения, успокаивали жителей. а
потом в темноте обливали здания керосином,
поджигали и любовались чудоглщным зре-
лищем. Гестаповны пристреливали или 3а-
гоняли обратно тех, кто пытался спастись
из огня. Несчастные женщины метались в
этом диком аду, прижимая к себе младенцев.

i В страшный день 7 сентября мужчин нс
было почти в Сталино. Они скрывались от
облав, от насильственной эвакуации. Всю
свою сатанинскую злобу гитлеровцы выме-
стили на детях, женщинах и стариках.

На Первой линин, позади трамвайного
депо, горевшего вчера целый день, нам
показали большой многоквартирный камен-
ный дом. Это дом профессурь. Здесь жили
преподаватели и научные работники. №
дворе этого дома 7 сентября свершилось
одно из самых вопиющих преступлений
немцев. В каменный подвал убежища
скрылись от палачей семьи, жившие в
этом доме. Люди спасалиеь от огня. Они
были уверены, что немцы положгут лом,

ПРАВ

eet Rahn tee tk

Це части СИЛЬНЫМИ воздушными атаками.
№ пехота, привыкшая отражать воздуш-
ше нападения, продолжала упорно выпол-
ить свою задачу, пока не достигла ио-
цивленной цели,

Чрезвычайно ценной была операция, ма-
ивеки проведенная твардейцами в районе
‘ Шаииево и Горловки. Иропеходило дело так:
тещы, прикрывая с северо-востока город
(пашно, сильно укрепили позиции, под-
им все имевшиеся в их сраспоря-
зинии резервы и готовились отразить удар

301-й Сталинской стрелковой дивизии
{ сентября. в 14 часов, * пред-
призяли велед за афтиодротовкой атаку на
Сталино. Боевой порыв напших воинов был
необычайно велик. Они знали, ‘что идет
битва за центр Донбаеса, что им выпала
честь освободить горох Сталино. Пехота
дружно педнялаев на’ пггурх номепких по-
зиций. С возгласами: «За Родину!» —
она устремилась вперех. Артиллерия вылви-
нула орудия и била прямой наводкой.
Командир дивизиона капитан Федоров, сам

Мших войск. Части Красной Армии нахо-
Плеь к тому моменту в 22—25 километ-
№ восточнее и северо-восточнее Горловки
1 накиево. Команлир нашего соединения

в прошлом житель Сталино, прелварительно
  тровел У себя красноармейекий митинг, на
котором бойцы дали клятву взять город.
И они действовали отлично.

HO не тронут бомбоубежище, расположен-
ное отдельно во дворе. Но гитлеровцы
CHEPBA подожгли лом, а затем, обнаружив
людей в убежище. закрыли все выходы,
залили помещение бензином и подожгли.
Там было более ста человек.

Соголня я вилел это страшное пене-
лище. Срели тлеюптих грул золы лежат
повсюлу сбуглившиеся человеческие черо-
па. конечности, робра. Нах ужаеней моги-
xo мечутея убитые торем ролетвенники.
Они опознают своих близких.

Горох Сталино булет возвращен к жиз-
ни. Уже сеготня он деятельно начал жить
по-советоки, В коменданту города являются
сотни людей с предложением  помони в
восстановлении хозяйства. Уже прибыля

№ часу ночи город был очищен от про-

‘I чение одной ночи создал три мотори-

ванных отряда из своих гвартейцев-пехо-  Т

иицев, снабтил их богатым артиллерийским
1етким миномётным вооружением и поста-
ил отрялам задачу концентрическим ударом
зать Горловку и Енакиево. Гвардейцы вне-
Ушю атаковали противника, вырвались на
иисейные дороги, смяли его аръергарды и
Цямо на машинах, етреляя с колес, влетели
ерва в Енакиево, а потом в Горловку. На-
ление было так внезапно, что гитлеровцы
№ только не успели взорвать мосты, заво-
ы и здания, но не успеля утащить свою
amy. Baste были артиллерийские бата-
№и, в том числе и тяжелые. Орудия тут же
ювертывались в обратную сторону, и 13 них
били по фынистам наши артиллеристы.

Труппы немецких солдат пол’езжали к

хелезноторожному полотну, чтобы взры-
зать дорогу. Но они не успели ничего
челать: попали в плен.

Насколько внезапны были наши атаки,
хожно сулить по следующему перечню тро-
(ев: танки. пушки, миномёты, сотни тонн
\рна, консервированных овощей, мяеа, да-

Донбасс свободен!

В боях за Сталино многие наши ‘бойцы
и офицеры проявили беззаветный героизм,
Можно назвать команлира, батальона кати-
тана Голоеного, дважды орленоносца. Он
отлично управлял боем и отважно вёл
своих воинов вперёд, продолжая команло-
вать даже после ранения. Этот славный
офицер умер от ран. Вечная ему слава!

Зверства “фашистов

Как выглямит город Сталино?

Мы увидели его в огне и в дыму. Нре-
ступная рука врага сделала вое педлое
дело. Город сожжен, разрушен, взорван.

7 сентября немцы по приказу своего
командования весь день жгли и разрушали
городские здания. заводы. всё, что есть в
городе пенного. Танки и самоходные пупеки
специально были выброшены к окрестно-
стям, чтобы обеспечить поджитателям и
подрывникам хостаточное время. Гитлеровпы
упивались своей дикой опустопгительной ра-
ботой. (

работники обкома и горкома ЕП(б)У, ис-

полкома областного совета, угольного ком-

бтната. Сегодня был первый митинг, на

котором жители города поклялись  неред

Врасной Армией сделать все для быстрого

возрождения доненкой столицы,
в ж *

Бои з& донецкую столицу Сталино войдут
в историю у не только как зна-
менательные бби по освобождению Всесоюз-
ной кочегарки. но и как образцы высокой
маневренной тактики и великого, грозного
наступательного порыва.

Донбасс освобожаен. Навеки емыта нс-
мецкая нечисть. Пока еше в горотах мель-
кают немецкие надписи. но воздух уже чист,
народ, многострадальный донецкий народ
уже свободен. Как, только ни провоцировали,
ни запугивали его оккупанты, он не. гнул
спину перед немцем. . Он осталея верен
своей любимой Ролине и сейчас ликует,
встречая доблестные войска Красной
Армии.

М. ШУР.

Сталино, 8 сентября. (По телеграфу).

Донбассе свободен! Какая изумительная   ветского Союза товарища Статина. который   ровец покорить челевека Донбасса. Я вепо-

\сть, какая потрясающая радость! Далеко
№жит Донбасс от Ленинграла, но он всегда
быт его братом любимым и родным. И когда
ный немец захватил его, забрал от нае
го обширные богатетва, долгое время пытахл
MOM муками донбассовцев, сердца ленин-
фицев обливались кровью.

Ш сетолня мы ликуем, Ленинград ликует!
fwomra воины Ленинтрадекого фронта па’
‘пех батареях, во всех окопах, на аэродро-

WX, на кораблях и люли города-фронта на
бриках и заволах, в клубах и домах, —

Ююду присоединяют свой горячий привет

ободному Донбассу ко всем голосам, летя-
lM ©0 всех ппосторов нашеи родины.
`Аенбасс свободен!

‚х Войска Южного п Юго-Западного фронтов
Матромилля гитлеровцев и выгнали их из
Донбасса. Последний немец упал здесь с
{роетрелениюй головой на мусор последнего
та, разбитого нашими енарялами.

(Слышно, как гудит народное сердпе. И
т гул идет по всей стране, разнося славу
ивзий. получивших благодарность Bep-
‘ного Главнокомандующего Маршала Co-

приказал присвоить имена этим храбрым,
неутомимым .соллатам и офицерам насту-
пающей Красной Армии.

Ham вчерашний Донбасс был шумных,
рабочим, великим муравейником, который
мы любовно называли Всесоюзной кочетар-
кой. Наш сегодняшний Лонбасс — груды
развалин, мертвых, молчащих шахт, сож-
женных городов и взорванных дорог: Наш
вчерашний Донбасс был полон веселых, 3д9-
ровых людей, живущих счастливой трудо-
вой жизнью. Паш сегодняшний Донбасс
видит людей, со слезами радости приходя-
щих из молчаливых дыр, где они скрыва-
лись, женщин и детей, прятавштихся от сол-
нечного света, измученных и оголодавших.

По время и труд иецелят бедствая этой
люблмой нашей земли. Вновь встанет, вы-
прямится во весь рост труженик Донбас-
са, потому что немец ‘ушел навсегда! Не
будет больше палач осквернять жизнь, Н
будет больше убийца бродить между‘ шахт,
не будет больше вор красть народное до-
бро. м.

Не мог свирепый и кровожадный гитле-

минаю кадр из фильма талантлавого украин-
ского мастера Довженко, из ето «Арсенала».

Навстречу палачам. вратам народа вета-
\ет украннекий рабочий. Он стонт с рас-
крытой грудью, могучий народный бога-
  nap, И сежившийея злобный палач стре-
ляет в него в упор. Но рабочий молча и
презрятельно смотрит на него. Цалач стре-
ляет еще раз. Но рабочий стоит, как статуя.
Палач выпускает вее пули, но не может
свалить гиганта. Растерявиеись, он выпус-
кает оружие.

— Uro такое? — кричит
тебя нельзя убить?

—= Меня нельзя убить! — говорит вели-
кан.

— Меня нельзя убить! — сказал про-
клятым немцам человек Донбасса.

И сегодня Красная Армия разбила оковы

он.— Разве

5 великана, и Донбасс воскрес для новой, пре-

кравной жизни. :

Слава Донбассу, слава ето освободите-
лям!
Н. ТИХОНОВ.

Дельн БЕДНЫЙ Привет вождя и всей страны!

Известья ждёт в вечерний час.

Советским снова стал Донбасс!

Он сновь забьёт ключом могучим,

Источник сказочный энергии живой.
Искать к нему опять дороги боевой
Мы навсегда врага отучим!

Народ, предчувствием победы возбуждённый,

И вот — гремит вождя торжественный приказ:
От немца-изверга навек освобождённый,

В честь

дивной доблести родных.

Дивизий Сталинских — отважных м стальных

Москва, отдавшись вся торжественным минутам,
Гремит востерженным салютом!
Богатыри-шахтёры, вас, j

Боровшихся за свой родной `Понбасе

С порывом творческим, безудержно-стихийным,

Москва приветствует салютом орудийным!
ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ ОТВАЖНЫЕ СЫНЫ,
ПРИВЕТ ВАМ БОЕВОЙ ВОЖДЯ И ВСЕЙ СТРАНЫ!

ДА.

ТИРЕ. ВК

2. Разрушенный металлургический завод в Сталино. 3. Зам. председателя Макеевского городского Совета депутатов трудящихся тов. А. И. Фаустов беседует с жителями освобождённого от

Фото майора ©. Лоскутова («Красная Звезда»). Доставлено на самолёте лётчиком лейтенантом А. Захаровым.

ть
В .Лисичанске
и Артемовске

(От военных корреспондентов «Прав хьл2)

Со взгорья открывается родной  донен-
юий пейзаж. Бесконечные пифазбиды WaxT-
ных терриконов, пвифокие масенвы  мото-
ABIX сапов, ухолящих в степь... Машины

Идут по извилистой дороге, мимо бызвииих   Даже не высказано, а уже тик
утмо   Жденный город. Все, кто выжлл в нем, вто,
прю-  Кого не успели замучить немцы, —вее <ей-

артиллерийских позиций  шемцев,
курганов, превралценных в дзоты,

скакивают в коридоры среди маогорядных   Час н& ухипах.
проволочных заграждений и пропивотанко-   Дети.

вых надолб, подпрыгивают на ухабах от
наскоро засыпанных траншей.

Мы в’езжаем в освобожденный горняц-  плачут от счастья, целуют бойцов

Здравствуй,

онбасс!

(От специального корреспондента «Правды»)

строки пишутея в Сталино, обуглен-
ном, дымящемся, ликующем Сталино. Еще
ползёт над городом горький дым пожарищ,
черное пламя лижет бетон и железо завод-
ских корпусов, ещё корчится в огне pacTep-
занная улица Артема, его горе не выплакано
ует освюбо-

Мужчины и женщины,

Они еще ничего не рассказывают, они не
могут сейчас рассказывать, они только
и их

кий город Лисичанок. Улицы  оплетены   пыльные щеки, их солдатские руки, их ору-
колточей проволокой. В этом гороле немцы  жие и повторяют:

разрептали жантелям ходить только по трем
улицам: Московской, Октябрьской и Вете-
рянарной. Старый шахтер Михаил  Федо-
рович Арефьев рассказывает:

— Не жизнь была нам здесь, a насто-
amas каторга. Дикий шюизвол  овиреп-
етвозал в городе при немпах. Сотни ни в
чем не повинных людей эти бандаты ape-
стовывали и увозили неизвеетню куда. Го-
ворят, что расстреляли... Матазины и ба-
зар были пусты. На рытьё окопов и под-
земных убежии немцы сгоняли Jase

— Как мы вас ждали! Как мы вас ждали!

Первые часы освобождения.
вольное утро после двух страшных лет.
Первая встреч» освобожденных Co своими
освоболителямт. Нельзя описать и, вероят-
по, и пытаться не пало, Не расскажешь
сейчас того, что чувствуешь, слов не под-
берешь, но волнение сжало твое. горло, и
ты шепчелнь слова, кажие есть, может
быть, и не те. р

Здравствуй, земля’  родная!.. Черная...

60-лелних стариков и старух и 12-летних   Горькая... Единетвенная... Здравствуй. Дон-

подростков.

Or местных жителей. возвратявиихся
из лесов и балок в освобожденный город,
мы узнали, что принтлюсь пережить Лиеи-
чанску под влаетью немцев. Более 2.00
юноттей и девушек угнамо отеюта в Гер-
матию Ha каторжные работы. Это

0 ные,

басе!

А через горел вее плут и идут вперёд
бойцы — освоболитеки Донбасса, затьклтен-

Рыжая донецкая пыль лежит на их коетю-

дела-  Мах, пламя донбасских боев горит на их

лось подлым, обханньгу emocodon, Собира- лицах, за их плечами слава, как крылья,

ли, ‘например, большую группу  мололе-
жи якобы Ha дорожные илл оконные
работы за городом. Там  мобилизоватных
уже поджидали автомалиины и охранники.
Ничего ие подозревавшую молодежь гру-
зили в матины. везли на железнодорож-
ную сталнио. Затем под сильным  кон-
воем заготяли., как скот, в товарные ва-
гены и увозили в неволю.

Самый город стал неузнаваем. Там,
были прежде ровные, озелененные улицы,
где радовати глаз ряды чистых, уютных
домов. сейчас дымятся безобразные pyu-
ны. Всё пусто, разрушено, сожжено.

При отступлении немцы  утоняют в
рабство тысячи советеких граждан, увозят
отнятые у колхозников хлеб и скот, Me-
талличесний  лом/— всё, что попадает
пол руку. Е счастью, им не везде улаетея
сейчас дорюхить до конца свое черное дело.
Так, нашим наступающим войскам  уда-
лось спасти десятки тысяч жителей Лиси-
чанека и Артемовека. которых оккупанты
угоняли к себе в тыл.

Мы в’ехали в Артемовск вечером, при
зареве пожалюв. Город торел. Уляцы были
завалены обрункявтюидиися стелталги. За по-
слелние тря дня своего пребыватия в то-
роде немпы постарались не оставить здесь
цамня на камие. Вее большгие здания взо-
рваны и сожжены. Уничтожен стафейнтий
в Донбассе драматический театр имени
Артема. Все тиколы,  матавины,  лучнгие
жилью лома и даже трансформаторные ки-
оски взорваны с немецкой недантичноетью
во всех концах города.

Но, несмотря на огромные разрушения.
город начинает оживать. Возвращалютея
жители. Приступили к работе местные
власти. Они вошли в город с передовыми
воинскими частями Ha улицах патрули-
руют отряды самообороны, появились ми-
лицейские посты.

Нод ударами налроих гвардейских  час-
тей враг отступает всё, дальне на запад.
Пью дорогам идут свежие советекче войска.

Д. АКУЛЬШИН, В. КУПРИН.

—©—

Героям штурма Харькова
вручаются ордена

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 сентября.
(По телеграфу). В энском госпитале ссстоя-
лось вручение орденов ин медалей героям
штурма Харькова, раненным в этих боях.

Прелставитель
вручил высокую награду—офден Красного
Знамени командиру стрелкового батальона
капитану Бунину. Ещё совсем недавно он
награждён орденом Александра Невского за
умеое руководство боевыми действиями и
достигнутые успехи. Батальон под коман-
дованием капитана Бунина олин из перзых
ворвался на улицы Харькова и водрузил
над городом красное знамя.

Награду получает гвардии красноармеец
Игнатьев. В любых условиях боя, под р?з-
рывами снарядов и мин, под свист пуль,
этот храбрый связист обеспечивал беспе-
ребойную связь своего подразделения ©
командяым пунктом.

Одиннадцать вражеских танков, уничто-
женных в боях за Харьков, сотни истреб-
ланных фашистских солдат. числятся на
боевом счету командира танка лейтенанта
Каталкина. Это ‘он неоднократно на своём
танке совершал дерзкие рейлы в тыл врага,
громя ‘огневые точки, сея панику и смерть
срёди гитлеровских солдат. Боевой орден—
достойная награда храброму танкисту.

Капитан М, ВЛАСОВ,

Они е боем прошли через весь Донбаее и
освободили его.

— Как мы вае жлажи-—ликующе кри-
чат им © тротуаров.

А бойцы могли бы рассказать, как они
сюда рвались. .

Этот горд не был чужим для них.
Он поет имя Сталина, Нежцы oxpecmuur

Первое

законченные, усталые, счастливые.   1°

служу Родине». Тогда мы убежились, что
ТЫ <РоЙ, русекий человек.

Взяв Макеевку, Енакиево, Ясановалую,
войска безбстановочно продолжали дви-
гаться на Сталино. К этому тороду рва-
лись все сердца. С трёх сторон шли на
штур\ города бойцы генералов Рослого,
Белова.

В городе население нетерпеливо ждало
прихода наших войск. эти чувства уже
нельзя было скрыть, да люди их и не
скрывали. Немецкая газетенка «Донепкий
вестник» первого сештября была вынуж-
дена обратиться ео специальным ображе-
нием в населению.

«С некоторых пор по горолу стали хо-
дить тревожные, очень волнуютщие насёла-
ние слухи о безнадежном положении не-
мецктх войек на фрепте и о том, что при-
х61 большевиков в Юзовку—это лело ие-
скольких дней. Усиливтееся движение ма-
шин по улицам города рассматриваетея
как явное отступление немецких частей».

Тазетенка заклинала население не ве-
рить слухам. Но люли верили своей душе.
Душа народа не обманула:

Церел уходом гз Сталино немцы хотели
угнать © собой веё население. Они об’яви-
ли. что тех, кто не уйдет © ними, pac-
стреляют. И они стали расстреливать, сжи-
тать живьем в домах.

Мужчины, девушки, юнопги прятались в

ребах, на чердаках, в сараях. Они веря-
ли: напги скоро притут, напти спасут. Они
прислупгивалиеь к грохоту боя — бой прл-
ближалея, а с ним и освобождение. Вот уж
на окраине застучали пулемёты. Так трудно
было скрывать радость. Сердце рвалось на-
встречу. Какая-то женщина на Второй линии
выреспла над еронм балконом алое платье—
оно затрепетало на ветру, как флаг. В городе
её быля немцы.

Сейчае первые флаги вольно взмыли над
Сталяно. Тюди вышли из полвалов. Ири-

гвордейского соединения

будто это можно забыть. Волны
фронта вернули городу дорогое имя. Они
дрались за то, чтобы Юзовка снова стала
городом Сталина. Они дралиеь за Сталино
еще на Миусоких рубежах. Уже в пюль-
CKAX, августовских жестоких боях на Ми-
усе было заложено начало освобождения
Лонбасса. Мы видели Миусекий рубеж.
Немцы называли его крепостью на Миусе.
Скалистые берега реки, холмы, курганы,
выеоты были одеты в железо и камень и
окутаны проволокой. Подетупы к ним за-
минированы, горы дышали огнем.

Войска генерал-поткозлика Толбухина
перемололи на Миусе немецкие дивизии.
На поля этих сражений нельзя спокойно
смотреть. Это поля славы. Тражтор войны
словно перепахал их. Hama  агиллерия
превратило немепииме блиндаки в труду
щеток и камня. Прорыв на Таганрог ре-
пил судьбу Миусокой крепости. Прорвав-
шись через Миус, войска Южного фронта
вторглись в самое  сердие Донбасса. Их
удар совтал © удафом войск генерала ар-
мии Малиновского.

Мы прошли по дорогам боёв. Rorza-
то по этих же дорогам мы отступали. Мы
говорили тотла шахтерам Донбасса: «Мы
еще вернемся!» Вот мы и вернуликь.

Мы вернулись не теми, что ушли, —
война многому научила воичов и прежде
всего мастерству победы. Только это об’-
яенлет успех стремительного победоноено-
го марша войск по Донбассу. Это была му-

зыка, чистая музыка, сказал мне один
боец. Да, музыка, симфония победы. Стре-

миятельно, без устали шли вперёл пехотин-
цы. Штурмом брали города, ломали coupo-
тивление врага, их педлерживала артил-
леря. Тапикт пили пол прикрытием авиа-
ta, Безостеновочнт двиргалиеь тылы: Ире-
красное взамиюлействие всех родов оружия
BO имя победы.

_ Бойцы рвались. вперед,
резлось сердце.

Вдруг радист принял странные позыв-
ные:

— Товарищ! Говорит Макеевка. говорит
\ Макеевка.

„Радиет даже растерялся от неожидан-
  HOCTH.

— ИАакая Мажеевка?

— Говорит команлир партизанского от-
ряла. Сообщаю сведения о немцах, 00 их
огневых точках.

Й действительно сообщих всё.

Мы встретили потом в Макеевке коман-
дира этого падугизанского отряда товарища,
Алексинцева. Мы видели и его подноль-
ную радиостанцию.

_ Товарищи из дивизии ‘встретились с
 Алексинцевым впервые, только взяв Ма-
кеевку,

— Знаешь, кода мы тебе окончательно
поверили? — сказали они Алексинцеву.—
Когда наш радист поблагодарил тебя, а ты
ответил; «Меня блалодарить не за что, я

навстречу им

его Юзовкой. Они хотели, чтобы люди в, шли с пепелищ. Опи ешё не верят своему
Те   городе забыли свою славу, свое счастье,  счастью. Они хотят забыть горе. Тротуары
Южного  осыпаны

обугливиеямея камнем, битым
стеклом, обрывками проводов. Немцы ото-
метили камням города, как метили людям.
Пять дней поджитатели бегали по городу и
жгли его зло, исступленно. как умеют толь-
во они, дикари. Лучиая улица горола, кра-
са, его и горлость-—Первая линия превра-
пена в руины. Мертвый завод немцами в30-
рван. Разрушены почти все здания культур-
ных учреждений. Многие aa них были
использованы немцами как помещения для
тюрем, лагерей, застенков. Разорванная ко-
лючая проволока болтается на заборах. Сей-
ac, B эти первые часы освобождения гого-
да, ещё трудно подсчитать все раны. Ещё
не были мы на кладбищах, ещё не видели
протиРоТанковых рвов и шахтных шурфов,
забитых трупами. Но мы в66 сочтём —
каждую каплю крози, каждую слезу, проли=
тую нашими люльми. Мы ничего пе забудем.

В городе, освобожленном всего несколько
часов назад, уже начинается новая жизнь.
Самое замечательное во воем, что видишь
сейчас в освобожденных  горолах, —это
страстная жажда  восстановленая. Люди
истосковались по своему труду. Напг пофер
удивляется молниеносности, с которой воз-
никают мосты. Люди сами прихолят в гор-
повет, в торкем партии. Связисты хотят
немедленно восстановить почту, телеграф.
Через цесколько часов после освобожленяя
Сталино на елинственном уцелевшем в
центре горола большом зданий уж висел
плакат: «Комбинат Сталинуголь об‘являет
прием рабочих».

Тут уже толпятея сотни людей.

Велед за войсками, а ‘часто и вместе в
THM возвралщалютеся в города партийные и
соверокие работиикюи. Я вотретял в Макс-
emke сеоето статюго комсомольского това-
pina Ивоча Лиленко: Он сейчге секретарь
Макеевского обкома пафтли. Ему nexorza
толком потоворить CO мной — хлиют по-
HOU por.

— Хотим поскорее xars nopory хлеб ни
воту, крикнул om мне на бету.

В Сталино прибьымт секретари  оброма
партии и председатель облисполкома. Тут
пх уже на улице обступила*толиа людей.
Их узналот.

— Наши, натвя, стафые! — ликует на-
pox. И.в том. что в город вернулись era-
рые, давно знакомые руководители, лля
них, наших людей, освобожденных несколь-
KO часов назад. заключен драгоценный
символ возвращения всего привычного,
любимого, родного советского етроя.

Уже полдень. Вее глуше п глуше ло-
носятея сюда артиллерийские раскаты;
Фронт лвижетея вперед, на запах. Движет-
ся стремительно, неотвратимо. Бойцы, вер-
нувшие стране Донбасс, продолжают свой
солдатекий ‘трудный победный mapur,

Их зовёт сейчас к победе ветер с Дне-

пра...
Борис ГОРБАТОВ.