В освобождённом городе Сталино.
\ 3. Митинг в связи с освобождением г

й (юветские войска продолжают успешно
уазвивать наступление на Сезерной Укран-
не, В последние дни противник, делал отча-
знные попытки удержать наши ‘части,
натупавшие сю стороны станции Ворождба,

квоспрепятствовать их выходу к северу от
[онотопа. Для выполнения этой задачи из-
уотанные в последних боях немецкие пе-
отные части быля наепех пополнены раз-
зичными строительными батальонами, ©ох-
уанными отрядами. инженерными войска-
и: д тем временем германокое команхева-
дю тороиялось перебростть сюда свежие

силы.

{ самого начала стало очевидным, что
heper германским командованием поставле-
Ha задача удержать весь район Жонотопа
   goto ценой. Конотоп прежде всего —
‘  крушвая железнодорожная станция на ли-
`  риях Киев Брянск, Киев-—ЖКурек и многих
ругих железных дорогах, подходящих из
мубины Украины и Белоруссии. Когла на-
‚’ пи войска, овладев Ямпюлем. Вролевиом,,
A Туторох Михайловским, перерезали. желез-
  ую хорогу Брянск-—Киев на севере м ли-

“пили противника возможности своболно ма-

новрировать вхоль фронта, — под ударом

изались важная для немцев магистраль,
пихолящая из глубины, и все опирающие-

я па неё рокадные дороги. i

Вроме того, Конотоп; являвшийся долгое
время безопасным тылом. для немцев. был
превращен ими в важный распределитель-

BM центр следовавших на фронт людеких

юполнений: он же служил местом соередо-

почения прибывавшей из Германии военной
лехники. Котда Красная Армия стала ненос-

.   утвенно угрожать Конотопу, немцам при-

лось организовывать оборону наспех. веб

‚  время увертываясь от ударов наших частей.

‚  10 тут, то там затыкая образовавитиеся

Г   бреши, ь

3 centabpa Красная Армия ~ ocpoto-
  дила Путивль, и ночью части энокого соеди-
нения, скрытно  переправивииеь через

Сейм, коротким ударом сломили сопротив-

ление врата и заняли стантию’ Ворожба ‘и

горм Белополье. Немцы собрали в кулак

всё наличные силы и яростными контрата-
ками на некоторое время замехлили пролви-
  жение наших частей вдоль хороги Ворож-

ba—Konoron. р
  Здесь завязались маневренные и скоро-
 чные бои. Более десяти pas противник
бхал в контратаки мелкие подразделения,
пытаясь осталювить наше продвижение на

)

A

Советские воины идут вперед

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 сентября.
(Воен. корр. «Правды»). Войска Южного
Фронта продолжают успешное наступление
у неутомимо продвигаются на запад.
Наши бойцы вчера прорвали еще один
оборонительный рубеж противнака. Подвиж-
ные части Красной Армии истребляют и
отбрасывают неприятельские заслоны и ре-
шительно продвигаются вперед.
_.В районах, лежащих по ту сторону
фронта. прололжаются бесчинства  гитле-
ровских мерзавцев. Немцы не только уто-

ie ee

1. Встреча частей Красной Армии.
орода.

Konomon—Baxmau

<

Варвары

дорогах, у переправ и населенных пунктов. лялись другие советские подраэделения.  В течение 15 дней специальная комиссия

Но наши войска на южном берегу Сейма,   Выйдя из района Хижки п заняв Духановку,   Расслеловала
ение немцев. продви-

несмотря на сот
гались вперел. Одновременно другие части
успешно очищали от противника северный
берег Сейма.
Укретивиеиеь на Сейме, наши войска
нависали на фланге противника с севера,
Правда, заболоченный берег и широкая ло-
лина реки. являлись здесь достаточно ©ерь-
ёзным препятствием. Немцы принимали это
в расчет. Они всё с ббльшим ожесточением

наших подразделений и одновременно на-

носили сильные удары авиацией и ати. =f

терией по налим переправам. }
Немпы, судорожно цепляясь за каждый
клочок земли, чтобы выиграть время для

подтягивания новых резервов, бросили в бой!

все наличные силы. Но река Сейм не смогла
прикрыть противника с севера. В двух ме-
стах она уже была форсирована. Наши. ча-
сти, несмотря на вражеские контралаюн,
продвигались вперёл, связав большие силы
немцев и уничтожая их. В то же время co-
ветокме войска продолжали упорно, обходить
Конотоп © севера. Одна колонна прошла по
берегу и заняла село Заболотово, другая

‚спустилась влоль железной хороги Брянск—

Конотоп к деревне Атюша.
Долина Сейма здесь представляет ©0бой
широкое болото, раскинувшееся по обоим

берегам километров на 6—8. Первое время

противник рассчитывал отбиться в этом;
р   чине дня сопротивление немцев выдохлобь.

Это были уже

месте сравнительно малыми силами. Но, ко-
гла в середине лня 5 сентября напги части
подошли © севера всего на 4—6 километ-
ров к Конотопу и опрокинули обороняющие-
вя неприятельские подразделения в болото,
немпы вынуждены были принять срочные
меры. Резервы были уже на исходе, и гит-
леровцы бросили последнее, что. оставалось
у них, — несколько тысяч солдат, скопив-
шихея на станции Конотоп. Тут были и
отпускники, и сожаты из маршевых рот,
но дотедигие до своих частей, и просто от-
бивикиеся от части, которые ‘прибежали в
Конотоп раньше своих отступавших под-
равделений. В течение жаркого боя всё это
было перемолото и рассеяно нашими вой-
сками. Части энокото соединения перетра-
вились через болотисотую долину Сейма и
заняли полустанок Лизогубовокий — по-
следний полустанок в 4 километрах от Во-
нотопа. И,

В это время сзади через реку переправ-

няют под угрозой расстрела советских лю-
дей, но опустошают деревни, вывозят
хлеб, скот и птицу.

Наша авиацяя бомбит и штурмует пути
отхода немцев, уничтожая железнодорож-
ные эшелены и транспорты врата.
> Наше наступление создало в войсках
неприятеля чувство растерянности, _ тре-
воги и уныния. Пленный Гергерт Юрке
заявляет: «Hac утешали обещаниями тан-
ковых и пехотных подкреплений. Их не
было и нет, и мы уже в подкрепления

Sore ek ne eo ee ee oe Ee eee RARE Oe he eee Rae gee te en a eae ee eee МЕТРЕ

Партийно-политическая работа’
в наступлении:

‘Каждый наступательный бой— это от-
ветственный экзамен для партлйных “и
толитичёских работников Красной Армии.
Общеизвестно, что вести партийно-полити-
ческую работу ‘в наступлении гораздо с лож-
Нее, чем в обороне, когда части находятся
на месте. В настоящей статье мы хотлм
поделиться опыхом партийно-политической
работы, проводившейся в нашем соединении.
Трудно и, мы бы сказали, невозможно
ответить на вопрос, когда у нас началась
подготовка  к наступательному бою. Вернее
всего сказать, что воспитание наступатель-
ного порыва происходило все время. В 060-
Done мы говорили нашему бойцу: «Совер-
тенотвуй свой окоп, будь бдительным,
стойким и помни: ‘впереди тебя — её не
ивобожденная советская земля. Там наши
‹естры и братья, временно попавшие под
немецкое иго; Они взывают о помощи, ждут
тебя. Впереди твой враг. враг твоих детей
я близких. Тебе предстоит выбить оккупан-
тв из нор. преследовать и истреблять их,
ли они не сдаются». A :
Беселы и лекции о правоте нашего дела,
® конечных целях освободительной борьбы
сыграли огромную положительную роль.Но
ного этого ешё мало. Наступательный
бой сложен, он требует от бойца и команди-
28 большого воинского мастерства, которое
может быть достигнуто лишь в результате
напряженной повседневной учебы. Ешё за-
долю ло наступления политработники, помо-
тали бойцам учиться вести бои в траншеях,
блокировать дзоты. Агитаторы рассказыва-
ли личному составу о значении и толи
русского штыка и гранаты в ближнем бою.
«Место штыку в бою». «Пуля —— не лура
и штык — молодец», «Идешь в Oo Ha
лень, бери гранат на неделю» — эти и по-
хобные ‘им поговорки и пословицы получи-
ли широкое распространение в войсках.
Наступили дни, котда бойцы по многим
признакам почувствовали, что приолижает-
ся период горячих боев. Политическая Da-
бота незамедлительно приняла ешё более
конкретные формы. В порядке. пропаганды

боевого опыта в подразделениях, кроме лек-
ций и бесед по специальным военным вопро-
сам, были проведены совещания младших
командиров, командиров взводов и также
совещания боевого актива кажлого рода
оружия —— миномётчиков,  пулемётчиков,
связистов и т. п. С участниками этих сове-
щаний говорили 06 их роли в настунлении,
давали им праклические советы, изучали
опыт прошльх боев. Жизнь подсказала нам
необходимость ещё отдельно поработать ©
людьми, обеспечивающими взаимолействие
подразделений на поле боя.—с ракетчика-
ми-наблюдателями, бойцами, которым было
поручено обозначать передний край.

Некоторые наши политработники в про-
цессе подготовки к наступлению увлеклись
созывом совещаний. Этих товарищей при-
шлось поправить. Им было указано, что на
первом плане лолжна быть живая работа ©
людьми. Парторг Петушков перед наступле-
нием провёл рял бесед < бывалыми бойца-
ми, © коммунистами. комсомольцами. pac-
сказал им, в чем должна выражаться их пе-
редовая роль в бою, кому и как они холж-
ны помогать. что лолжны делать при вра-
жеских контратаках. И это было‘куда п-
лезнее. чем созыв ещё одного совешания
или собрания. В лень, когла началось на-
ступление. политработники помогали коман-
pam ловолить боевую задачу ло каждого
бойца. В потразделениях первой линии бы-
ли проведены групповые беселы, с бойцами
резерва — митинги.

Впервые отдельные подразделения. перел
боем давали гвардейскую клятву на вер-
ность воинскому долгу. Олин из бойцов про-
износил: «Так клянемся же, воины,
товатишу Сталину, нашей родине, памяти
погибших братьев, что не посрамим в пред-
стоящем бою гварлейское знамя и русское
оружие». В ответ бойпы поднимали вверх
оружие, целовали его и отвечали: «Клянем-
ся». *

Большим успехом пользовались выступ-
ления на митингах командиров частей, стар-

; DO подбросил сюха силы и восемь фаз контр-

‚ дороги силой не менее полка пехоты и ле-
‘сятка танков. Сломив его сопротивление,

‚ стока,
оборонялись против наступавигих © востока!

Конотопа, в том числе город Батурин. Враг

они окедлали грунтовую дороту и с боями
подошли ‘в самому Ковотопу. Растерявитихь
в первый момент, противник, однако, быст-

атаковал наши части из района железной

наши части к вечеру полукольцом охва-
тили Конотоп © северо-востока и юм-во-

Осуществляя свой смелый маневр и 06-
ходя Конотоп с юго-востока, энокая часть
оставляла У себя на фланге хотя и потре-
панные, но всё же MPOCTHO опрызавшиеся
подразделения немцев. Чтобы сорвать вся-
кую возможность удафа в наш открывитийся
флант, другая наша часть сама осуществила
весьма интенсивный нажим во фланг прое
тивнику из района деревни Гвинтовое на
юго-восток. Это обеспечивало развитие
Успеха на подходах к Конотопу с востока
и юго-востока. Это также решало успех
боев за Бурынь.

Выход наших частей западнее Бурыни
заставил противника в беспорядке отхо-
дить, ускользая от охвата с обоих флан-
тов. Бойцы знокого соединения начали
штурм Конотопа и. олновременно всей ли-
нии обороны в востоку и западу от него.
Угроза обхода всё время висела над про-
THBHHKOM, засевшим в Кюнотопе. cepe-

oe & слабые
попьггки мелких прикрыть поспеш-

ный отход. Выбив противника из Конотопа,
напи части успешно продвинулись вперед
я. заняли ряд IVHRTOBR северо-западнее

понес здесь большие потери. Только за
один день на поле боя осталось более
1.200 убитых немецких солдат и офине-
ров.

Овладев Конотопом, наши войска про-
должали: успешно продвигаться вдоль .же-
лезной хороги на Бахмач и по обоим бере-
там реки Сейм. 9 сентября г. Бахмач был
освобожден нашими войсками.

Ерасная Армия идет в глубь родной Ук-
раины, наращивая свои удары по гитле-
ровоким войскам.

Капитан Г. ПОНОМАРЕВ.

Действующая армия, 9 сентября.

’ (По телеграфу).

не верим». Особенно поражает солдат кру-
шение всей Миусской оборонительной си-
стемы, которая считалась неприступной.
Тот же соллат лает следующие сведения
потерях гитлеровских войск:

«Нашего третьего батальона теперь уже
пет. Он весь в плену», — говорит Юрке.

Нленный ефрейтор Эрнест Буртарлт за-
являет: «Офицеры в течение реего отсту-
пления не говорили солдатам ни слова 0
дальнейшем: куда пойдут, где остановят-
ся. Потери колоссальные». М. ШУР.

a a se RR Sag ee ES Se Seat este a eek Toe cre Би va nT ir
i

ших офицеров, высококвалифицированных
пропагандистов. На некоторых митингах
выстипал ветеран Арасной Армии генерал-
майор Хижняк. Его страстные речи, бесе-
ды с бойцами запали в сердца бойцов, а
советы, как вести себя в бою, врезалясь в
память каждого красноармейпа, и теперь
ещё о них вспоминают в ротах и батальонах.

Что можно сказать о формах и методах
политической работы. ‘проводимой во время.
наступления? Практика показала, что если
заместитель командира или парторг сидит
все время на команлном или на наблюда-
тельном пункте рядом © командиром, OF HO
видит своих люлей, не способен влиять на
нх действия. Немногим лучше, если полит-
работник. парторг находится все время в
оэлном подразделении и не знает, что проис-
ходит`в других ротах. -

Политработник должен быть там, где ре-
шаетея исход боя. Время нахождения на
командном пункте ему нужно использовать
для того, чтобы ознакомиться © обетанов-
кой и. посоветовавшихь с командиром. ре-
шить, куда ятти и что делать. 0 преимуще-
ствахо именно такого метода говорит
опыт работы парторга стрелкового ба-
тальона гвардии старшего лейтенанта
Отера. В ходе боя он увидел, что первая
рота замеллила лвижение. а потом и COB-
сем остановилась. Парторг сразу же появил-
ся в боевых порядках роты. Он сообщил
бойцам; что четвертая рота уже ворвалась
на высоту. «Поллержим четвертую роту!
Вперёд на высоту!» — е таким возгласом
Ошер шёл в атаку вместе с бойцами роты.
Его ранило, и он вынужден был выйти из
строя. но бойцы, увлеченные призывом
парторга, выполнили захачу.

Правильно поступили и политработники
Штанев и Исаев. Днем они побывали в под-
разделениях, а к вечеру, когда затих бой,
занялись проверкой, как идёт эвакуация
раненых. организовали похороны погибиих
воинов, занялись устройством отлыха для
бойцов и командиров. Все эти вопросы очень
важны, и, как бы ни была напряжена об-
становка, полятработник не имеет права ©
них забывать.

Чрезвычайно важно также, чтобы поли-
тическая работа в наступлении была опе-

ь

фреступления — немецко-фа-
щистских захватчиков в городе Дмитриев-
Льговском и Дмитриевском районе, Курской
области.

Установлено, что массовые расстрелы в
Дмитриеве гестаповцы и полицейские про-
изводили в районе кладбищенской церкви,
около бывшей немецкой тюрьмы и на окраи-
не города в «Кобыльем логу»; повешение
‘производилось на базарной площади. Комис-
сией в разных местах обнаружены и раз-
рыты 16 ям и траншея длиной в 9 метров,
заваленные трупами.

В овраге, за кладбищем, извлечены из ямы
трупы пяти подросткоз. У одного из вих
на шее веревка, у трех — разбиты черепа.
Из числа этих убитых удалось опознать
подростков Лущенко, Хохлова и Воронтова.
Среди выявленных жертв немецких злодея-
ний ‘имеются и раненые красноармейцы.
В частности, 19 трупов замученных раненых
красноармейцев обнаружены в яме, на месте
ae разработок фосфоритных удобре-
ний. \

Всего, как установлено комиссией, от
рук гитлеровских палачей в Дмитриевском
районе погибло свыше 2.000 человек В чи-
сле замученных и убитых — 18-летняя ком-
сомолка Вера Терещенко, технорук су-
пильного завода Полищук, председатель
Поповкинского сельсовета Татаренков, за-
ведующая Растригинской начальной шко-
лой Булавинцева, старый Учитель-ордено-
носец Гуров и другие.

Расследованием установлены также чу-
ловищные факты немецких зверств в Ми-
хайловском районе.

В сентябре 1942 года немецкий кара-.
тельный отряд вместе с полицейскими нри-
ехал в поселок Холстинка и пристумил
к массовому грабежу имущества мирных
жителей. Погрузив всё награбленное на
подводы и забрав весь скот, каратели
уехали.

На. другой день этот же карательный
отряд вторично приехал в поселок и со-
гнал в колхозную конюшню всех жителей
(около 100 женщин, стариков и детей).
Затем их разделили на две ‘группы. 16-
летняя Нина  Маричева — единственная
оставшаяся в живых из всех жителей Хол-
стинки, рассказывает, как была произведе-
на эта зверская расправа над беззащитны-
ми людьми.   -

Немны приказали всем построиться в
ряд. Женщины и дети, поняв, что их ожи-
дает, подняли крик и плач. По знаку офи-
цера солдаты выкатили вперед четыре
станковых пулемета и открыли огонь. Че-
рез несколько минут всё было кончено.
Тяжело. раненых немцы добили из автома-
тов. Но и этого им показалюсь мало: они
обложили расстрелянных соломой и подо-
жгли. :

Нина Маричева была ранена B pyKy u
ногу, прикинулась убитой и, несмотря на
ранения и тяжелые ожоги, продолжала
терпеливо лежать среди горящих трупов.
Она видела, как два подростка, пытавши-
еся подняться: из огня, были тут же доби-
ты выстрелами. И только дождавшись ухо-
да палачей, девушка отползла в сторону,
сбросила с себя тлевшее платье ‘и побрела
в соседнюю деревню. Поселка Холстинки
больше не существовало. Он был весь со-
жжен. Во второй груде трупов Нина Мари-
чева нашла обез енные тела своей

Ф. БОРИСОВ,

матери и двух сестер.

ративной. Мы всячески добиваемся того,
чтобы к ‹еми часам утра в боевых порад-
ках наступающих войск уже знали содер-
жание оперативной сводки Информбюро,
чтобы быстро передавались сведения 06
успехах соседей, об отважных поступках
бойцов и командиров.

Всем известно, какое большое значение
имеет поошрение в бою. Одно лело—награ-
дить человека ‘после боя, другое дело—ис-
пользовать каждый такой факт для воолу-
шевления и мобилизации личного состава
перед атакой, в ходе наступления. У нас
немало было случаев, когда командиру’ со-
единения звонили с поля боя и просили на-
градить того или другого бойца или коман-
дира и через полчаса подписывалея при-
каз. Раненым ордена и медали вручались
в санбатах, 0 награждениях и поошрениях
личный ‹остав оповещалея через посыль-
ных, записками. Агитатор стрелковой роты
Дурков, узнав 0 полвиге млалшего сержан-
та Носова, передал по цепи бойпам запис-
ку следующего содержания: «Бойцы! Вом-
сомолец Носов автоматом, гранатой и кин-
жалом уничтожил 30 немцев. заменив вы-
бывшего из строя командира роты. Его po-
та ворвалась в третью линию вражеских
траншей. Так поеледуем же его примеру!»
0 славном поступке Носова в другой роте
сообщил бойцам член комсомольского бюро
Туминов; 2

Раненые бойцы одной роты из самбата
написали своим товарищам письмо: «Вы
находитесь сейчасо на рубежах, только что
захваченных у противника. В боях за эти
рубежи мы пролили свою кровь. Защи-
щайте их крепко, идите ‘’вперёл. Залечим
раны — придем в вам на помощь». Это
письмо’ передавалось из рук в руки. Рота
ответила: «Бульте спокойны, не подведем.
Булем бить врага крепко».

Своевременная замена выбывших из
строя партийных работников в энской части
обеспечивалась тем, что лочти у всех парт-
оргов рот и батальонов здесь были заме-
стители. Гораздо больше нелочетов выяви-
лось в работе по приему в партию. Если в
ротном и батальонном звене заявления 0
приеме в партию расемалривались быютро,
без всякой затяжки. то партийные комис-
сии работали довольно медленно. В энской

Е ЗЫ

-8

2. Жители рассказывают командирам Красной Армин о зверствах немецких оккупантов. Сзади видна шахта № 3—4, в ствол которой бросались трупы убитых советских граждан.

Фото капитана 9. Евзерихина (ТАОС).

В Донбассе

(От военных корреспондентов «Празды»)

Немцы с наглой самоуверенностью pac-
писывали, как они начинают восстанавли-

вать Донбасс и какие магнаты берутся за

это дело. «Второй Рур! Восточный Рур!>—
истопгно вопили геббельсовокие горлодеры.
Но действительность никак не соответотво-
вала этой шумной фекламе. Добычу угля
немцам удалось наладить лищь на несколь-
 ких мелких шахтах. Было открыто также
мизерное количество полукустарных чает-
ных предприятий, зырабатывавиих метал-
лические изделия. На стекольном заводе в
Артемовоке немпы начали изготовлять гру-
бые граненые стаканы, а кожевенный за-
вод приспособили под выпуск обуви на
деревянной подошве. .

Так и не удалось гитлеровцам поживить-
ся огромными природными богатствами Дон-
басса. И отступая, они стафались хоть как-
нибудь «наверстать упущенное». Это был
организованный, повальный грабеж. Всё,
что можно было вывезти, — начиная от остат-
ков некомплектного оборудования, трам-
вайных рельсов, проводов и кончая домаш-
ними вещами мирных жителей, —веё уво-
зили с собой бандиты.

В донецких городах и рабочих поселках
происходят волнующие встречи шахтеров
с нашими бойцами и командирами. Впервые
за долгое время свободно, полной трудью
вздохнул истерзанный немцами Донбасс.
Это — счастье победы, это — возвращение
К ЖИЗНИ.

..Вотла Москва салютовала в честь
освобождения Донбасса, наши войска

продолжали движение к западу от Врасно-
армейское. р

^ Заключительные бой на этом участке
носили упорный характер. Отступая пох
ударами ныпих частей, врат репгил закре- .
питься на реке. Здесь он сосредоточил
значительные средства противотанковой
обороны и полевой артиллерии.

Тотда наи танки стремительным бр-
ском форсировали реку, прорвали и пода-
вили на одном участке оборону против-
ника и двинулись в глубь ее. Вражеская
оборона оказалась расчлененной. В прорыв
вошла наша пехота и начала теснить нем-
цев с флантов, заходить им в тыл.

Большим ожесточением отличались бои
в северной части Донбасса, граничалшей е
Харьковской областью. Противник вынуж-
ден был бросать в контратакл большие груп-
пы своих войск. Дело в том, что у нем-
цев осталась здесь еще одна железноло-
рожная коммуникация — Барвенково —
Лозовая. по которой усиленно проходят
эшелоны. Наши лётчики громят составы,
разрушают железнодорожные пути. Недавно
на одном перегоне был разрушен мост, и
все немецкие эшелоны оказались в тупи-
ке. Немпы всеми силами стараются вос-
становить движение по этой магистрали
и потому бросают значительные силы на
ее прикрытие.

Наши части продолжают успешно mpo-
двигаться вперед, нанося противнику боль-
шие потери.

В. КУПРИН, Д. АКУЛЬШИН.

Донбасс. 9 сентября. (По телеграфу).

Летчики «Нормандии» в боях

`Двенадцать французских летчиков 43
авиаэскадрильи «Нормандия», ведомые лей-
тенантом Альбертом, прикрывали с воздуха
наступающие части Красной Армии. Барра-
  жируя над полем боя на «Яковлевых», они
‘встретили 17 «Юнкерсов-87» в сопровожде-
‘нии 8 «Фокке-Вульфов-190».

Французские летчики стремительно ата-
ковали немцев. Беспорядочно сбросив бом-
бы, «Юнкерсы» стали поспешно уходить на
 свою территорию. Следом за ними потяну-
  лись «Фокке-Вульфы». Только часть немец-
 ких истребителей попыталась оказать сопро-
тивление. Но вскоре и они были обращены
 в бегство. В этом ‘бою франнузские летчи-
ки сожгли Б «Юнкерсов» и двух подбили.

Вскоре после этого в воздухе разыгралось
новое сражение. Девятка самолетов «Нор-
мандии» встретилась с большой группой
«Хейнкелей-111», которые шли под прикры-
тием «Фокке-Вульфов-190». На подступах к
цели вражеские бомбардировшики и истре-

части во время боев было принято кандида-
течи в члены ВЁП(б) 50 человек, а пар-
тийная комиссия появилась злесь лишь че-
рез несколько дней. Опыт говорит, что парт-
комиссии должны работать более оперативнее
и выезжать в подразделения немедленно по
нолучении оведений о принятых там в пат-
тию бойцах и командирах.

0 донесениях с поля боя. В них обычно
говорится о подвигах, перечисляются темы
проведенных бесед. Все это нужно, но го-
раздо важнее, чтобы из политдонесения
можно было понять, что происходит в под-
разделении, какую помошь нужно ему ока-
заль. В политдонесении из энского подраз-
деления, например, ничего не было сказано
о том, что бойцы в ходе боя плохо соблюла-
ли элементарнейшие уставные правила на-
блюдения. Немцы открыла огонь, и, если бы
не поддержка соседей. подразлеление попла-
тилось бы очень лорого, А ведь, своевремен-
но узнав об этом из донесения, команлир и
политаппарат части могли бы принять <роч-
ные меры, не допустить подобных явлений
в других подразделениях. Политическая та-
бота в этом случае приняла бы более хей-
ственные формы.

Сейчас мы <тавим перех собой задачу —
извлечь уроки из прошедших наступатель-
ных боёв. обобщить опыт боевых действий
и партийно-политической работы в уелови-
ях наступления. Весьма успешно это про-
водится в ЭНской части. В наглядной аги-
тации, боевых листках пропагандируются
луипие приемы рукопашной борьбы в не-
мецких траншеях. Агитаторы подробно pac-
сказывают молодым красноармейпам © по-
следнем наступательном бое, особенностях
немецкой обороны. полвигах. героев.

В пекоторых подразделениях у нас прак-
тикуютея разборы боевых лействий. Их
проводят дифференцированно.— с миномёт-
чиками вснайперами, разведчиками, сержан-
тами и рязовым составом. Мы добиваемся
того, чтобы разбор был поучительным. Ска-
жем, командир разбирает действия своих
подчиненных в бою за высоту Н. Он дол-
жен напомнить люлям обстановку. мест-
ность, поведение противника, & потом pac-
сказать уже о неправильных прибмах борь-
бы отделения, расчёта, отдельных бойцов. !

Е И ee

бители были неожиданно атакованы фран
цузскими летчиками.

Ошеломленные внезапной атакой, «Фок-
ке-Вульфы» попытались отсечь нападаю-
щих от своих бомбардировщиков. Летчик
Дюран, атакуя одного «Хейнкеля», во-вре-
мя заметил, что ему самому заходит в
хвост немецкий истребитель. Это заметили
и два товарища Дюрана. Они отогнали нем-
ца, и Дюран, продолжая преследование,
сбил вражеский бомбардировщик.

Старший лейтенант Леон и младший лей-
тенант Фуко завязали бой на виражах с
четырьмя «Фокке-Вульфами-190». В этом
бою они уничтожили по одному немецкому
самолёту. Одновременно их товарищи Рис-
со и Маттис тоже атаковали «Фокке-Вуль-
фа». Немец попытался никированием ЕН
ти из боя, но был настигнут Маттисом
и рухнул на землю.

A. ПОЗДНЕЕВ.

Действующая армия.

i Интересно был построен разбор. прове-
дённый ¢ сержантским составом лейтенан-
том Кравчуком. Он подготовил схемки, ил-
люстрировавшие 05000 важные моменты
боя в траншеях. После анализа событий он
дал слово отличившимся сержантам. Они
рассказали 0 своих наблюдениях. о том.
как они действовали в бою. Беседы быва-
лых воинов часто векрывают опибки от-
дельных бойцов и на этом учат остальных.
Так, ‘например, в беседе ® гранате бывалый
воин гвардии старпгина Котелевец сказал:

— У красноармейца Талыбова была
очень удобная позиция, когда немцы по-
шли в контратаку. Но вот смотрю — за два
часа он не бросил ни одной гранаты. Под-
полз я к нему поближе и вижу, что PATON
© Талыбовым лежат четыре гранаты. Спра-
шиваю: «Почему не бросаешь?» Говорит:
«Испортились запалы. не лезут». Я осмот-
рел гранаты. Оказалось, что отверстля для
запалов забиты землей.

На‘этом факте Котелевец показал бойцам,
как нахо тотовить гранаты к бою и беречь
это мощное оружие.

Бесспорно, что пропаганлировать опьм
наступательного боя можно, если знаешь
его в деталях. Иначе все дело может све-
стись к пустозвонству. На отном совещания
комсорг артиллерийской части перечиелял, `
сколько у него комсомольцев награжлено
в прошлом бою, сколько подвигов они совер-
шили, я всякие другие цифры. Вогда же его
спросили, как действовали  комсомольны-
наблюдатели, как они помогали пехотин-
цам, он не знал. Ясно, что такой комсо-
МОЛЬСкиЙ руководитель не может ‘сказать
людям ничего толкового и полезного.

Опыт наступательных боев’ у нас изу-
чается и офицерским составом. Кроме раз-
боров, для офицеров организуются спепиаль-
ные лекции на темы: «Характер траншей-
ных боев», «Тактика противника в бою» и
другие.

Наступательные бои являются большой

ан школой для каждого командира, по-

лалтработника и бойца.

Полковник П; БАЗИЛЕВСКИЙ.
Действующаяармия.