НА ФРОНТАХ

ШТУРМ

(Or специального военного

Это важный тактический пункт. Немцы
его заняли после упорных боев и укрепи-
лин. Высота, окруженная холмиками, ло-
щинками,  перелесками, возвышаясь нах
равниной, приобретает большое  значе-
ние. С вершины ее можно наблюлать
за дорогами, полями, селами. Перед чело-
веком, притаивитимся в окопе на этой гос-
полетрующей высоте, широко раздвигается
горизонт.

Налтим войскам бым дан боевой при-
каз: атаковать высоту вблизи реки Д.,
`сбросить немцев и укрепиться там.

В части, которой командует Николай
Гагин, начали готовиться к атаке. Оперз-
ция требовала стремительноети, решитель-
ных, смелых действий. Николай Гагин
высокий, уже немолодой человек, опыт-
ный команлир, разработал план овладения
высотой, продумав все детали.

_ Ночью в блиндаже собрались  команди-
ры. Громко кашляя, кутаясь в шинель,
Гагин излагал cao план. Прощаясь,
командир части еше раз напомнил, что
успех операции зависит от тесного взаи-
молействия артиллерии и пехоты. Эта, фра-
за относилась главным образом к коман-
лиру одного из стрелковых подразделений
Тавриилу Соколову, который должен на-
носить удар на главном направлении, и
артилаеристу Дмитрию Воробьеву. В упор-
ных, ожесточенных сражениях возникла, их
необычная дружба, основанная на взаим-
ной поддержке и выручке в бою. Вот и
сейчах. готовясь к атаке высоты, Соколов
и Воробьев уславливались о всех деталях
наступления. Они остановились у BAJA
в блинтаж, но их увидел Галин.

— gute отдыхать, не стойте под `дож-
дем.

В течение лня наши части готовились
Е бою. В блинлажи и окопы приползал
полковой комиссар Михаил Хлывов. Он

об’яснил бойцам, какое значение ИМееТ   колов захотел полочитать хоть издали,
господотвующая высота для дальнейших сколько мертвецов дивизия оставила на

операций наших частей. «Вот она, com-
ка» -— говорил ен, употребляя  дальнево-
сточный термин. части, где Михаил
Хлывов был комиссаром, много уральцев,
ja и сам он вырос на Урале. Ераеноар-
мейпы отвечали ему:

— Уральцы не полкачают!

Комиссар знал своих бойцов и был уве-
рен, что в атаке они не дрогнут.

Уже наступил вечер. Вомиссар пошел к
артиллеристам, встретил лейтенанта Нота-
пова.

’. — Ужинали? — спросил Хлывов.

Потапов кивнул головой, но в темноте
‘комиссар не заметил, переспросил. Тейте-
нант сказал:

° — Вее сыты, ждем вот... Скоро?

По полянам пробирались уже наши
пехотинцы, которых в части зовут «соко-
ловцами». Сам Соколов, командир стрел-
кового подразделения, тоже продвинулся
с0 своим командным пунктом к екату вы-

соты. В темноте краснозфмейцы подошли   Врупину:
к полнюжью высоты, окопались, притихли.  —— Ты ранен?
Немцы обстреливали из минометов лес, —щ Ничего, это царапины, — ответил он.

дальнюю проселочную дорогу. Юраесноар-.
мейцы видели во мраке огоньки взрывов и
ухивлялись тишине, ‘которая царила у на-
ших артиллеристов: они не отвечали.

Наступил рассвет. И тогда раздался
артиллерийский залп. Он казался особенно
отлушительным после затишья, которое
установилось на передовой линии за по-
следние два часа. Началась артиллерий-
ская подготовка атаки.

Нажи орудия грохотали не умолкая в
течение получаса. Немцы пыталиеь огве-

БАТАРЕИ НИКОГДА НЕ МОЛЧАТ

- Дорога была испорчена. Ни лошади, ни
трузовиви не могли пробраться к позициям
под непрерывным минометным обстрелом
противника. На батареях и у бойцов пере-
довой линии иссякали снаряды и патроны.
Нужно было, несмотря ни на что, подвезти
боеприпасы.

Красноармейны Шатохин и Афанасьев
сели на тракторы и повели прицепы co
снарядами и патронами на передовые пози-
ции. Они делали по нескольку pelicos
в лень пол обстрелом противника.

Но случается, что и трактор не может

ВЫСОТЫ

корреспондента «Правль»)

тить опнем своей артиллерии, Ho она быма
скоро подавлена. Наблюдатели донесли, что
наши снаряды разрушают блиндажи и
огневые точки.

Капитан Михаил ОЛушников стоял у
орудий. Пехота поднялась во весь рост.
Впереди рвались снаряды, они сжигали,
уничтожали, взрывали все на своем пу-
ти. В этом и еостояла задача артиллери-
стов — вести обстрел © абсолютной точ-
ностью, создать такой пввал огня, кото-
рый очистил бы дорогу наступающим
бойцам. Михаил ЛДушников продемонстри-
ровал свое великолетное мастерство. На-
ши пехотинцы поднимались к вершине
высоты без единого выстрела. Впереди них
стояла сплошная, страанная по своей си-
ле, стена огня. Немцы начали покидать
BbICOTY.

Как Torpko Coxer0n TORBEN cBOMK Kpac-
ноармейцев & вершине, Лушников пере-
нее огневой вал на триста метров впе-
ред. Это уже было на скатах выюотьь. Там
окопались немцы, пытаясь задержаться,
HO неожиданный мощный артиллерийский
шквал уничтожал лежавиих в околах.

Немецкая пехотная дивизия «СС» оста-
вила и вершину, и скаты. Немцы от-
ступали © огромныюки потерями. Фанистов.

Действующая армия. На снимках (слева напразо): 1. Отважный танкист старший

tes

НЕЗАМЕТНЫЕ ГЕРОИ

просмалривались прилегающие участки.

..Мосле длительного марша и кратко-
Нужно было лишить противника тажти-

временного отдыха полк пошел в наступ-

2. Противотанковая артиллерия занимает огневую позицию (Западное направление). 3. Герман

лейтенант С. И. Веденеев. В одном из боев его экипа
ские орудия, захваченные нашими
Фото А. Грибовского, М. Альперта и Г. Нетрусова (TACO).

МОРЯКИ

В десятке километров от морского бере-
га, в узких лощинах, стиснутых выюокими
транитными горами, рвались артиллерий-

ление на фалистекую часть, засевшую в
населенном пункте М

Командование приказало телефонистам
из взвода тов. Филиппова срочно’ провести
линию от командного пункта соединения
до командного пункта полка. Телефони-
сты — помкомвзвода Леонченко, командир

выбил с этой высты отневой вал артил-
`лерии, который капитан Михаил Лушников
отодвигал все дальше и дальше, не давая
покоя врату.

Тем временем подразделение, которым
комантует Соколов, полнялось на верннену,
заняло окопь». Бой закончилея в полдень.
Соколов пошел по склонам. Земля, порос-

шая травой и пветами, была исковерка- ренков, Корочкин и Казаков — выполнили
й »

приказ к началу наступления. Но тут же

отделения Сухарев; красноармейцы Мунх-

1 сокрушительный огонь, и они снова отка-

на, покрыта воронками, окопами. .
 — Живого места нет,-— подумал Co-
колов,— это все Лупеников.
У воронок лежали трупы  немедкях
солдат. Вот здесь была дивизия «Об». 09-

высоте: В это время его начали обетрели-
вать из пулемета. Он лег и присмотрелся:
«Очевилно. тде-то здесь оставлены немен-
кие наблюдатели, нало взять их живьем».
Соколов пополз к своим разведчикам, при-
казал старшине Сергееву ночью выследить
немцев, захватить их и привести на
командный пункт.

Теперь господствующая высота завоева-
на советскими войсками. Соколов еще в
возбуждении от только что закончивше-
Гося боя пошел к артиллеристам. Он
встретил младшего лейтенанта Николая
Жрупина, который прямой наводкой нанес
поражение моторизованной колонне немцев.
Фашисты пытались приостановить атаку,
HO наши артиллеристы перенесли Ha них

тились назад.

Николай Крупин ранен в ногу, руку и
лицо. Он сам вытащил осколок и перевя-
зал себя. Капитан Душников подбежал К

++

сказалось, что командный пункт полка

ческих преимуществ. Нолк получил зада-
ние занять возвьипенноеть и деревню №.   ские снаряды и мины. Стремясь форсиро-
Подетун к возвышенности  преграждало вать реку Л., фашисты прикрылись огневой
труднопроходимое болото, заросшее мелким   завесой и уже копошились у переправы.
кустарником. Саперы построили переправу,
и наши войска рано утром форсировали   женном из камней блиндаже, следил за
болото и заняли исходные позиции. врагами-—бить еще рано, но пусть подой-
Командиру взвода Филипиову было при-   лут, пусть только полезут. }
казано установить связь команлного пунк- Пусть только полезут! № встрече приго-
та © батальонами полка через болото. Фи-

липнов, Сухарев, Мунхренков и Наволовин ряков, расположимиийся для обороны вдоль

Пулеметчик Фокин, лежа в своем с10-

товилиеь вое—весь десантный отрял м0-

приетупили к делу. `

еще не был сбединен с батальонами, & ба-
На середине переправы группа, связистов

лальоны уже деннулись вперед.

Обеспечить связь с батальонами было
поручено этой же труппе Леонченко.

Тянуть линию за уходящими батальона-
ми силами лишь пяти связистов — дело
трудное. Сухарев и Мунлренков, натрузив-
шись катушками, пошли к одному баталь-
omy, Леонченко, Корочкин и Казаков — К
другому. Где позволяла местность, они шли
быетрым шагом, двигались ползком там,
THe свистели пули и рвались снаряды.

Батальон ветупил в бой, когда солнце
вклонилось к западу. Ноднялея жестокий
шквал огня ео стороны противника. Горя-
чими брывгами разлетались осколки CHa-
рядов совсем недалеко от связистов. До
батальона им осталось лишь 150—200
метров. Eme немного — и связь будет ‘ :
установлена. Нротивник был разгромлен

Но... кончился провод. с командной высоты.

Корочкин сбросил последнюю пустую +e ®
катушку. Батальон остался без связи ¢
командиром полка.

Леонченко включил аппарат в протяну-

Ty линию и тотчас усльшал голое
командира полка:
Товариш  ОЛеонченко! — Передайте
командиру батальона: противник струппи-
ровалея на левом фланге, усилить фланг
минометами. ; :

Что делать? Связи нет. Kak передать

Связисты залегли в болоте.

мне продвигаться вперед.

— Хорошо. Действуйте, товарищи!

кин поползли по грязи и воде. Фалисты
засыпали связистов пулями. Но они все
же установили связь В назначенный срок.

и вытеснен

Командир взвода послал связиста Каба-
нова за кабелем. От переправы путь Je-
жал по открытому месту. Фалтисты вели
неистовый огонь. soe

Кабанов шел, не обращая внимания на
огонь. Влруг он увидел автомашину, ето-
явшую на дороге под артиллерийским 0б-
стрелом. Возле машины суетилея шофер.
` —_ Почему остановилея? — спросил Ка-

попала под сильный пулеметный огонь про- ижелый
тивника. Показалась вражеская авиация. сзади над головами бойцов,

Но связисты не имели права отлежи-  Короткая пауза. Громыхнул где-то другой
ваться. В полку и батальонах ждали связь. снаряд и третий. Враснофлотец Соловьев

— Товарищ командир взвода, — обра-   обернулся к Широкову, прилетшему за со
тилея Сухарев к Филиппову, — разрешите   седнимх камнем, и крикнул:

— И мне, — оказал xpacnoapmeen HaBo-  poner реки опустел.

Взвалив на себя катушку © кабелем И  только что вели обстрел десантного отряда
телефонный аппарат, Сухарев и Наволо- фашистские минометы.

приказ?’ И Леонченко находит выход:

В течение трех ночей фашисты  пыта- — Товарищ. Корочкин! Немелленно co-

лись вернуть себе высоту у реки Д. Это

общите командир’ батальона приказ
были ночи упорных, ожесточенных атак и aes cae aa р
контратак. Но высота осталась за нами. Й эти 150—200 метров, на. которые

Ее крепко держат советские войска.
06 этих ночных боях, которые окончились
полным поражением фашистской пехотной
дивизии «СС», мы расскажем в следующей
корреспонденции.

О. КУРГАНОВ.

нехватало провода, телефонистьг Ворочкин
и Казаков преодолевали под уратаном огня
5 металла, и передавали в батальон приказы,
принятые Леонченко от командира полка.

Около трех часов просидел под жесто-
ким минометным огнем помкомвзвола Леон-

банов шофера. :
—- Подача горючего попортилась.
— С чем машина?
— С минами.
— Давай вместе исправим мапину, —

берега горной реки.

Однако встречать не пришлось. Вдруг
снаряд просвистел откуда-то
пролетел за
реку и глухо ударил на дальних скалах.

—- Наши! Корабль бьет © моря!

Немцы  Укры-
лись за камнями, и снаряды © корабля
ложились точно на ту высоту, с которой

— Хорошо!-— передает лейтенант Пе-
сков, высадившийся на берег для коррек-
тировки.

— Хорошо! подхватывалот на ходовом
мостике корабля.

— Ene!

И снова на батарее звучит одновременно
ревун и короткая команда:

— Залп!

Старшина Клековкин управляет огнем
своего орудия, принимает снаряды из эле-
ватора кок Рулковекий. Клековкин уете-
вает бросить ему между двумя залпами:

— Готовишь угощение?

— Горячий завтрак! — отзывается Руд-
КоВСКИЙ.

Минометная точка превращена в кроше-
во из металла и камня. Нужно переносить
огонь. Лейтенант Песков передает на ко-

сказал Вабанов. рабль данные о другой минометной  бата-

Под градом осколков бойцы принялись   26. :
проверять мотор. Пятнадцать двадцать Враг пытается отомстить за свои поте-
минут пох огнем врага у мантины с взрыв- ри. Он вызвал самолеты. Нал кораблем по-
чатым грузом — это целая вечность. Каж-  являются полтора десятка бомбарлировши-
дая секунда сопряжена с риском смерти.  ков и штурмовиков. Они идут на большой

Западное направление.

помочь делу. Отвесные склоны и камени-
стые лощины непроходимы ни для какого
транопорта. Тогла люди берут снаряды и
мины на руки и ижут с ними через горы.

`Тускло поблескивают мины и снаряды.
Медленно продвигаетея молчаливый Kapa-
ван белой ночью по нелюдимым, диким вы-
сотам. И не было случая, чтобы батареи
наши молчали из-за недостатков снарядов,
на какой бы недоступной позиции они ни

стояли!
И. БРАЖНИН.

Действующая армия.

6 мотоциклов, захватили охну автомаши-

ченко. Дважды силою разрыва мин отбра-
сывало храбреца от аппарата и засыпало
землей. Кажлый раз Леонченко, отряхнув
землю, вновь садился у телефона и держал
связь © батальоном, ведущим жаркий бой.
* * *

Противник занял возвышенность, © ко-

торой на несколько километров хорошо

НОЧНОЙ НАЛЕТ ПАРТИЗАН

В районе деревни М. группа партизан из
отряда тов. А. совершила внезанный ночной
налет на автоколонну противника. Немцы
в панике разбежались. побросав машины,
мотоциклы и часть оружия. Партизаны
уничтожили 3 грузовых автомашины и

ep дал газ, и машина, вынырнув из-под
огня, скрылась в кустах.
Кабанов отправился дальше по своему
маршруту.
Старший политрук А. ЗАМОРИН.

Действующая армия.

окументы, которые отрял передал коман-
дованию ближайшей части Врасной Армни.

Действующая армия.

СОКОЛЫ

(От снециального военного

Bast жестокий воздушный бой, вепоми-
ная который и повидавшие виды летчики
покачивают головами: «Каша в воздухе
была...». Гитлеровекие «ассы» устроили
звездный налет, бешеную попытку про-
рваться к об’екту, охраняемому балтий-
скимн яетребками. В возлухе дралось одно-
временно более сотни самолетов.

— Бо быз — как рей пчел, — pac-
сказывает старший лейтенант Шерстоби-
тов.-—— Все  спуталось: гляжу, какой-то
дурной «Хейнкель» пристроеилея к нашим
ястребкам — за своих принял — и по-
шел было вместе с ними в атаку на «Мес-
сершмитта»... Видно, у ‘него в балке вое
шарики в обратную заработали... Я толь-
ко хотел ero благословить, очухался,
чорт, и давай ухолить штопором.. Я уж
и сам не помню, сколько раз и кого ата-
ковал; Миронов заметил, как я одного
сбил. а мне некогда бы... р

В этой трулнейшей обстановке массово-
то боя спокойно и отважно действовал
млалигий лейтенант Татаренко, самый мо-
толой летчик на аэродроме. Он олин из тех,
кому путевку в возлух дают родина и KOM-
сомол: летчиком он стал в осоавиахимов-
ском клубе, службу начал перед самой
войной. Этот бой был одним из первых
воздушных боев Татаренко, — ло этого он
отлично показал cela на штурмовках,
ухитряясь из самого пекла выводить мапти-
ну без единой пробоины.

В непрестанных встречах со своими и
чужихи, помогая свонм, огрызаясь от чу-
mux, Татаренко нацелилея на гитлеров-
ский бомбарлировщик и погнался
ним -—— неотстуцно и стралино. Так моло-
Лой кречет, ворвавшиеь в стаю ворон, го-
HUT и клюет жертву. исполненный ярости
и восторга. чувствуя подиывающую силу

в своих, вчера лишь окрепших крыльях —
тонит, не видя других, весь охваченный   боя нашего воздушного патруля с врагом.

БАЛТИКИ

корреспондента «Правды»)

страстным желанием — догнать и заког-
ТИтЬ. »
Черный сильный ворон — темный гро-
мадный «Мессершмитт» заметил опаеного
птенца. Он стал бить по нему из всех
своих пулеметов и пушек, он падал вниз
в пике, стремясь отклеиться от насевшего
ястребка. Рыча, он полз вверх. отыеки-
вая своих, чтобы навести нод их огонь
яростного преследователя. Но тот, жужжа,
неотвязно крутился возле, скупо и точно
поражая его короткими очередями пуль,
пока они не нашли опасных щелей в 6бро-
нированном теле и не сбросили огромную
машину в последний безналежный о што-
пор...

В кипящей в небе каше стремительно

что говорит только т0, о чем знает на-

Возле озера он заметил наш истребитель—
верняка. Прилетел с передового аэродрома,

весь в цветных лентах трассирующих
пуль. Но того, кто стрелял, не было BHI-
но. Капитан взмыл повыше, на две тыся-
чи, и тогда в сиянье еолнца близко OF €e-
бя увидел черные крееты на крыльях.
После первой очереди нового противника
«Мессершмитт» немедленно вошел. в кру-
те пике, уходя от атаки. Капитан повто-
рил его маневр, заложив пике еще более
круто, чтобы выиграть расстояние. Фа-
шист, стремясь увеличить скорость, дал
газ. Капитан сделал то же. Свистящий но-
лет почти отвесно в землю... Капитан еще
прибавил газа... Медленно (ели это слово
применимо в данном случае) и с трудом
сократил расстояние ло фашиста, чтобы
бить наверняка, и дал длинную  оче-
рель...

Тут пора было выходить из пике. Ва-
питан и вышел из него в ста метрах от

сел военком, привез дополнения: оказы-
вается, Багрянцев сбил сразу двоих, ви-
дели такие-то и такие-то части...

Может быть, и двоих, говорит Ба-
гряннев.— Второго нв прослелил. А если
он не упал, а ушел? Чего к звя гово-
рить...

Впрочем, емху некогла было прослелить:
этот бой он вел один одновременно ¢
пятью «Мессерпьмиттами». Пришлось
очень туго: он сорвался в Штопор, едва
выхватилея у самой земли, — и вновь под-
нялся в бой. Тут-то и расечиталея ¢ дву-
мя еразу.

Олнажлы на одном из аэродромов он
проходил по краю поля, далеко от своего
самолета. Внезапно из облаков выскочили
четыре немецких штурмовика. Они нале-

Но Кабанов и Шофер работали, презирая   высоте, и вот уже
опасность. Наконец, машина заведена. Шо-   пике.

доложил, что ебил один самолет. Слелом   ускользает от удара.

нервый срывается в

Воет сброшенная бомба. Boer  пронзи-
тельно. Вой, по замыслу врага, должен на-
волить страх на людей, ослаблять их Be-
лю, но Влековкив, не обращая внимания на
падающую бомбу, командует зенитному ра-
счету: 7

— Огонь! 3

А на мостике — старшина Божаткин.
Вомандир отделения рулевых  вралщает

ну. 3 ручных пулемета, несколько лесят-  штурвал, выполняя приказания командира
ков гранат, винтовки. В одном автомоби-  Кераюля тах стремительно,
Ле были обнаружены важные оперативные будто он повторяет не слово приказа, а са-

что кажется,

мую мыель, едва зародившуюся у команхн-
ра. Корабль лавирует между рвушимися
бомбами. По пять штук сбрасывает каждый
бомбардировщик, и за каждой сброшенной
бомбой следит сигнальщик, Сорокин, опове-
щая о новой угрозе:

—- Обросил.

И вновь ловким  маневрои корабль

— Шрапнель!— командует Клековкин и
заряжает орудие главного калибра шрап-
нельным снарядом.

Гулкий удар. Облачко разрыва возника-
ет у самого мотора одного из бомбархиров-
щиков. Он загорелся в воздухе и, тщетно
стараясь выравняться, палает в воду.

Вражеские самолеты разлетаются.  Ко-
рабли вновь переходят на малые хода. Ре-
вун. Зали. Обстрел берега продолжаетея с
прежней силой, и враг отходит от перепра-
вы. Пользуясь его замешательством, моря-

ж уничтожил 7 фашистских танков,
частями в бою под Н.

СЕВЕРА

ки десантного отряда занимают новые уу-
бежи. Они идут вперед.

Поднявшись на вершину каменной торы,

моряки леловито оплядывают ее: вот мест.

для пулеметной течки, здесь будет вторая,
& тут за крупными валунами омогут
укрыться автоматчики. Люди из отряа

располагаются на облюбованных . местах
среди  выветренного древнего  кашня.
* * £ м

Священная ненависть горит сейчас в
сердие каждого из моряков самого молодо-
то нашего флота — Северного флота.

На кораблях, на самолетах, в десантных
отрядах, у офудий беретов:лх батарей люди
полны одним желанием; драться до полно-
то уничтожения врага, до победы! Кого
на олин из «морских охотников»
волнами налетело несколько фалииетоких
бомбардировщиков. калер и не пытался из-
бежать боя. Артиллеристы Свистунов и Ру-
лев, пулеметчик, Сафронов под градом оехол-
ков открыли тажюй сильный огонь, что вся
стая хинников ринулась кто куда, не х-
ечнтав лвух «Юнкерсов».

Бои на море показали, каким универ
сальным и грозным для врага оружием м9-
жет стать зв руках искусного экипажа 43-
Же маленький катер, предназначенный для
охоты за подводными лодками.

Корабль №. нахолилея в ночном дозор,
Появились силуэты трех вражеских
миноносцев. Они открыли огонь №
всех орудий. Крупный осколок снаряд
пробил борт корабля. На палубу хлынуз
вода. Комсомюлен Годунов закрыл пробоин
своим телом, стараясь всеми силами уме-
рить течь. Он сдерживал напор ледяной
волы ло тех пор, пока на пробоину не бы
завелен пластырь.

Фашистекая пуля сразила командира ке
рабля. На его место встал лейтенант Рыь
баков. Раненый комиссар корабля Стрель
Ник продолжал оставаться на ногах, пу:

держивая рукой окровавленную перевязку.

Он подходил к артиллериетам, слрускался в

тремя’

pang
% 4
СЯ
pa
в,
He
ит
po
ane

IVT
у8ре
ваще
Саи
ВИТ
ВЫХ
Про
Wika
wae
Ha
ge?
HOCK
(B0HY
Ha

pect

Ва

машинное отделение, заглядывал в ради:

рубку.
— Препитесь, товарищи, говорил он—
бейте их, гадов, так, как они заслужил
Й североморцы продолжали бить.

нохорцев и балтийцев.
В’последних Указах Президиума Верхов

мечено немало североморцев, показавши
образцы героизма на море, под водой, в
воздухе и на суше.

За два месяца войны фашисты нехоче
тались здесь нескольких крупных транс
портов и тральщиков, подводной лодки!
более сотни самолетов. Недавно mopenmt
бомбардировщики нанесли серьезные повр-
ждения двум германским миноносца.

0 лотчиках морской авиации стоит pat
сказать подробнее. За время войны часть
Которой командует Герой Советского Сок
полковник Губанов, сбила в воздухе и
сколько десятков самолетов. В одном из 1
следних воздушных боев летчики этой част
уничтожили тринадцать  «Юнкересв» 1
«Мессершмиттов» и потеряли при эти
тольке один самолет.

Как только закончилось о воздушное
сражение, к комиссару соединения пот
киноонераторы. Они просили комиссар
назвать имена летчиков, отличившихся 8
бою, чтобы заснять их на кинопаенку.

Комиссар залумалея, потом он чи
называть фамилии. Операторы записывали.

— Снимите Туманова, его подразле
ние сбило 14 самолетов, у капитана (2$
нова на текущем счету 8 вражеских сам
летов.— Список все расширялся.

Все они герои, все североморцы.

А. МАРЬЯМОВ. А. ДУНАЕВСКИЙ.

ПОСЛЕДНИМ ПАТРОНОМ

(От специального военного
Недавно звёно истребителей поз коман-

за;

земли, но фашист не вышел.

— Он не горел. Вернее всего, я у него
управление перебил, — раздумчиво конета-
тирует капитан  Азевич. — Разобраться
трудно. Roria его через два дня ‘нашли, —
Hal травой торчал руль ла Кусок киля.
Остальное он вбил в землю вместе с со-
бой. Там торф был, а он вель мягкий.

* Ok *

Мирный простор зеленого поля — и
черные.  обугленные воронки недавно
упавших бомб. Нежные краски вечерней
зари — и военный гул возвращаюлеихся.
из боя самолетов. Суровая тишина землян-
ви с картами и телефонами — и! 0е3-
удержный молодой хохот. И еще — ева
заживший ожог щеки на самом краю ши-
рокой улыбки летчика... Уливительно сме-
шивались в восприятии эти разные вещи,

Но это был военный свечер, вечер

взмывающих и пикирующих самолетов
Татаренко увидел проносившийся  вилот-
ную мимо него ураган из трех малгин:
наш ястребок гналея за «Мессеригииттом»,
86 виля в горячке боя, что за ним самим
тонится второй гитлеровекий истребитель.
Еще секунда—и эта, бешено мчащаяся ne-
почка малин скрылась бы из юля 05-
стрела. Решать нужно было мгновенно.
Татаренко изловчилея и Из всех своих
пулеметов дал ев пятидесяти метров губи-
тельный огонь по проносящемуся вах ним
концевому самолету. Пули врезались В
черное пузо. Что былю дальше, Татаренко
не успел заметить, ибо сам уже висел
вниз головой, гоня своего ястребка назад,
вдогонку за промчавшимея врагом. Но,
когда он выравнял самолет и ринулся в
атаку, «Мессершмитт», уже пылая, па-
дал вниз, туда, где ждала его твердая,
жестокая к таким пришельцам земля...
Впрочем, иногда советская земля рас-
ступается, чтобы навеки похоронить a-
шистский самолет, присланный ей сверху
балтийскими летчиками. Так было © тех
самолетом, который сбил капитан Азевич.
Капитан выметел пю тревоге к месту

серьезноеть воина и веселость юнопЕи,
молчаливо мужество и  заразительный
смех. смертельная опасность и беззаботный
отдых  перемешиваютея  неразличимо н
прекрасно.

..Малоразговорчивый, спокойный стар-
ший лейтенант Багрянцев отличается тем,

боевого дня на балтийском аэродроме, где.

тели так стремительно, что налии самоле-  дованием млалшего лейтенанта тов. Фиги-
ты не успели подняться в воздух. Пули чева летало на разведку в глубокий тыд
ливнем хлынули на поле, на людей, на  противника. На обратном пути летчики
самолеты. Багрянцев мгновенно вепрыгнул обнаружили на шосее колонны немецких
в кабину того ястребка, мимо которого войск. Фашисты полтягивали к фронту
проходил, взлетел -—— и ринулея в б0й:   крупное соединение, обильно снабженное
олин прогив четырех, полымаясь пол их танками, автомаинами, артиллерией и
аи огнем... Взмыл, открыл   боеприпасами.

яростн огонь, заставил налетчиков 91-  __ ; a ag

казаться от атаки и спасать самих себя. ee АЕ ae ee

Потом посадил самолет на прежнее ме-  чал крыльями своей машины.

ето и пошел п своям делам дальйе. ска- :.
зав по дороге оружейникам: 9 Ob условный знак. Сделав разво-
— Зарятите-ка там заново, я тут у ко-  РОТ, Краснозвездные машины вытянулись
го-то все вчистую израсхоховал... в цепочку, перешли в пике и атаковали
Крепок я удивительно дружен этот кол-  Колонну с хвоста. На протяжении несколь-
лектив равно отважных людей. як Ких километров Фигичев © товарищамн
ето — испытанные воздушные вочны с  Шел бреющим полетом пал дорогой, поли-
орденами за прошлые подвиги. Молодые   82Я из всех пулеметов Фалшистекие войска.
летчики, видя рядом с собой в ежедневных Завершив операцию, летчики повернули
боях примеры лоблести и искусетва, живя   ломой. Вскоре они долетели до аэродрома,
в этой чулесной атмосфере дружбы, хуже-  Выждав, пока сели товарищи, Фигичев со-
ства и боевого задора, за короткий срок бнрался последовать их примеру, но в это
проходят огромный путь и сами становят-   ЗЪемя рядом начались разрывы  снарятов
ва Бохикаченнкиие бобиамя. наших зениток. Опытному воздушному
Л6оних СОБОЛЕВ. бойцу не требовалось никаких раз’яене-

ний. Дав полный газ, Фигичев стал наби-
Действующий флот. рать высоту. т a

корреспондента «Нравды»)

Недалеко от себя летчик увидел нем
кий бомбардировщик «Ю-88». Зам
Фигичева, противник перевел свою маи
ву в отвесное пике. Истребитель камне
ринулся за ней. У самой земли млад
лейтенант «еел на хвост» фашисту и
жал гашетку пулеметов.

Вместо ожилаемюй привычной очере
разлалось 5—6 выстрелов. Пулеметы 34
молчали, в них He оказалось патрон

инувшиеь в бой, смелый летчик 32055
что все свои заряды он израсходовал пр
атаке вражеской колонны.

От злости и обиды летчик даже прив’
сил губы. В этот момент «Юнкерс» ве
запно вспыхнул и горящим факелом cba
лился на землю.

— Неужели кто-нибудь помог? — 1
думал Фигичев, но. осмотревитись 1 Ci
ронам, никого не увидел. у

Фашистский бомбардировщик был СИ
самим Фигичевым, притом  буквалью
одним из последних патронов. 9м— 807
мая воздушная победа младшего лейтенае
та Фигичева. Из восьми самолетов, сбить
им в воздушных боях, — шесть бомбарт
ровщиков «Ю-88». 7

В. ОВЧАРОВ.

Действующая афмия.

Моряки Севера продолжают и умное.
ют боевые традиции революционных чер

ного Совета ОССР высокими наградами 01-

и
ВЫ
у не
Ст
ской
ар
3aMel
JeHb
а
‘0
ЗЫ
dan
Тин
Те
AG
Der
ita
ина
та
We
wa,
Jay
Tag
OT
bam

т
ми
(а

pes

in
Roy

ti