SS ae ee, a

о Е ae

-клятым. вратам. 20... :

Западное направление. Штыковая атака бойцов М-ской части. Преследование отступающего врага,

Фото специального военного корреспондента «Правды» М. Калашникова.

Разгром немецких дивизий в районе Ельни  Налеты на вражеские

(Or специального военного корреспондента «Правды»

По ofe стороны большака, тут и там в
ложбинах, в кустах, на обратных скатах
бугорков и просто у обочины пути высят-
я штабеля немецких снарядов, горки вин-
товочных патронов в картонной упаковке,
различное военлое имущество. Поодаль, на
отновых позициях немцев, видны орудия.
В нескошенной ржи, в дубовых кустах,
в окопах валяются винтовки, автоматы,
пулеметы, И по тому, как все это 6ро-
шено, оставлено, раюсеяно, нетрудно по-
нять, какая здесь была паника, в каком
Животном страхе, забыв 060 воем, кроме
собственной шкуры, удирали отсюда хва-
леные дивизии Гитлера.

Да и как им было не удирать! Обратите
внимание: позиции противника Boe B BO-
юнках от разрывов налиих метких снаря-
Хов. Все места, тде были немцы, искле-
ваны огнем нашей атиллерии. Балочки,
канавы, долины У деревень — вернее, у
пемедищ населенных пунктов, уничтожен-
вых немцами, -—— сейчас завалены трупами
насильников, топтавших здесь нашу свя-
щенную землю.

Порыв ветра вдруг обдает  тоннотным
трупным sanaxom. Дуй же крепче над род-
Hol землей, ветер, выдувай, уноси этот за-
пах фашистской мертвечины на веки веков!

Деревенька з& деревенькой. У дворов-—
крестьяне-колхозники. Радостные возглаюы
слышны в вечернем воздухе. Й тут же—

сдавленное рыдание женщин, плач Wen
тей над пожарищамия.
Bee это — и сожженные деревни, и

истоптанные, затаженные немецкими ко-
ваными в двадцать шесть гвоздей, сало-
тами поля и перелееки, — все это сви-
детельствует о гнусном облике фалиизма,
все это вопиет о священном возмездии за-

Позади остались высотки. Впереди в
котловине расположен город Ельня. Здесь,
в Ельнинской округе, свирепетвовали гит-
‘леровские банды. Какими словами выра:

‘зить, какими словами поведать о неслы-

ханных преступлениях фашистских з20-
леев?! Горох Ельня выжжен. По улицам,
полным пепла, гари и смрада, ходят 6e3-
домные жители.

Аня Сергачева рассказывает, как ona
вместе с подругами спасалась от пьяных
насильников в сыром и зловонном  под-
Bade...

В это время немецкие варвары устроили
два публичных дома для CBOHX ландс-
кнехтов.

В это время пьяные солдаты и офице-
ры насиловали пятнадцатилетних девочек.
В э0 время фашистские орды грабили
‹оветских людей, разоряли их жилища.

В это время фашистским грабителям и
уародерам помогали назначенный ими ко-
иепдант города Ельни Розалинский, Bep-
нувшийся из Смоленска, где он скрывался
иногие годы под личиной бухгалтера,
помещик Домбровский с женой. Эта пара
уже предвкушала всю радость возвралце-
ния им родового имения под Ельней,

В эт время в деревнях немцам номо-
ли насиловать, грабить русских людей
назначенные захватчиками старосты...

Й вог рсей этой фазпистокой нечисти
Здесь уже нет!

Ерасноармейнье собирают трофеи, зака-
пывают вражеские трупы. Красноармейць
Помогают жителям — они строят взорван-
ныю немцами мосты. Гром артиллерийской
канонады доносится с запала за добрых
два десятка километров. Там доблестные
Части наши тродолжают разгром врага.
Bech, B освобожденной от гитлеровских
бандитов окрупе, началась новая, пол-
ная напряженных трудов и усилий стра-
ника жизни, Более полусотни сел и дере-
зень отбито у врата. А Ельня, вся Ель-

Коммунисты

Действующее на Западном направлении
Энское соединение Красной Армии B ome-
оточенных боях, продолжавшихея свыше
Трех недель, выбило`‘ противника из
‘Pala ранее занятых им деревень. Oco-
‘енто яростные бои велись 34 деревню
Утажово, где противник занимал весьма
выгодные для себя, позиции.

Продолжая наступательные операции,
_Эокое соединение в совместных лействиях
‹ мдом других частей Красной Армии
заняло город Ельню.

Воины Красной Армии проявили в этих
Фтесточенных боях исключительный теро-
зи и отвагу. В передовых рядах, не зная
траха, шли коммунисты, увлекая за CO-
(ой бойцов личным. примером.

Трудно перечислить все подвиги комму-
Нистов и комсомольцев. Подвигов — ты-
еячи, Они множатся каждый день.

В самый разгар боя за деревню Уша-
kono старшина Хорошильцев, коммуниет,
получил приказание передать важное рас-
поряжение команлиру роты. Хорошильцев
быстро исчез. Кругом него рвались мины
й снарялы врага. Фашисты простреливали
местность также пулеметным огнем. Crap-
шина в пазначенный срок перехал прика-
зание и лвинулся обратно.

Bipyr on заметил, что из-за рощи вы-
шли три фапгистских танка и за ними пе-
хота. Хорошильцев не растерялся. Он пол-
полз ближе и огнем своей автоматической

нинская округа вошли накрепко в исто-
рию великой отечественной войны, как мв-
ста, где были ожесточенные бои и где на-
олову разбита целая армейская группи-
ровка немцев.

Ельня... Сюда после Смоленска рину-
лись фашистекие орды. Главное немецкое
командование тянулось к Ельне. Здесь, в
этом старинном ‘русском городке, сходи-
лись пути. Отеюла шли болышаки на <е-
вер, на северо-восток, на восток и юго-
восток. Отсюда, из этого узла дорог, нем-
цы думали развивать наступление © тем,

ы двигаться и на Москву, и на юг.

Немецкое командование учитывало 0с0-
бый рельеф Ельнинского района. Окружен-
ный  командующими над  пролегающей
местностью ‘высотами, покрытый лесными
массивами, изрезанный оврагами и бал-
ками, Ельнинский район казался немцам
особенно удобным для сосредоточения круп-
ных воинских сил, для накапливания фа-

пистеких полчищ перед их прыжком к

столице советской страны. з

Не жалея сил, устлав пути к Ельне
трупами, залив их кровью своих солдат,
фаштистекое командование добилось захва-
та Ельнинекого района. Это было в июле
месяце текущего года. С тех пор немцы
че прошли дальше ни mary. Советское
командование полностью фазгадало все за-
ныслы врага. Советское командовавие в
полной мере оценило все значение Ельни
и 6 района. Советское командование по-
ставило залачу: не только не пустить хотя
бы на олин маг немцев дальше, но и раз-
громить в этом районе фалтистские орды.

Покле вдумчивой подготовки и выработ-
ки плана действий наши войска перешли
в наступление. Улар был рассчитан мето-
дично. и точно. Нанесен он был неотрази-
мо. В первые же дни были разгромлены
части 10-й танковой дивизии немцев.
Наша часть, которой командует энер-
тчный и веселый украинец полковник
тов. Утвенко, ‘растрепала и уничтожила
полки 15-й дивизии немцев, захватив при
этом тяжелые орудия, боеприпасы и плен-
вых. № слову сказать, немецкие орудия
были обращены в сторону врата, и наши
артиллеристы, уничтожали немцев огнем
немепких же орудий:

Умело и доблестно действовали части
полковника тов. Миронова, командиров
тт. Некрасова и Батракова.

Немцы перешли к обороне. В их руках
были командные высоты, где они создали
крепкие узлы сопротивления. Они по-
строили, отличные окопы, ДЗОТ’ы, про-
волочные  Заграждения. В их блин-
дажах были He только бревенчатые
перекрытия, накаты и полутораметровые
настилы земли, но и рельсовые перекры-
rua. Несмотря на все это, немцы несли
огромные потери. Особенно велики были
потери немцев от артиллерийского огня.

Я говорил ¢ пленными немцами. Они
рассказывали, что советский артиллерий-
ский огонь полавляет их морально, уни-
чтожает их в их убежищах и укрытиях.
`0бер-ефрейтор  Миттермайер из полка
«Дейчланл» дивизии «CC» говорил мне.
что из его отделения в девять человек
убито 7 человек, двое ранены и оба по-
пали в плен.

Охнако в эти дни немецкая группиров-
ка полностью не была еще разгромлена.
У отдельных товарищей это вызывало Ho-
хоумение. Они считали, что еилы немцев
в районе Ельни незначительны. Это было
глубоким заблужлетием. Главное коман-
дование немецкой армии. придававтиее
счень большое значение району Ельни, как
выгоднейтей позиции для дальнейшего
наступления в глубь страны, стремилось
любой пеной удержать в своих руках этот

винтовки уложил тринадцать фашистских
солдат и офицеров.

В эту минуту заработала наша артил-
лерия. Немпы заметались и бросились на-
утек, неся большие потери.

Старший сержант Костыря вел свой
взвод в атаку. Влруг замолчал пулемет —
пулеметчик был выелен врагом из строя.
Пот ураганным отнем противника Костыря
бросился к пулемету. Метким огнем заста-
вил замолчать вражеские огневые точки.
Взвот получил возможность  беспрепят-
ственно лвигалься вперед.

В этом бою коммунист Костыря дрался,
как лев. В бою он погиб смертью храбрых.

В одном из горячих боев за деревню
Ушаково подразделение получило бозвую
задачу захватить безымянную высоту. Ce-
кретарь партийного бюро — старший 10-
литруЕ тов. Федоренко, шедший с другими
в атаку, заметил, что неподалеку 3a Opo-
нироваиным тягачом спрятались Tha фа-
шистеких автоматчика и ¢ Фланга уси-
ленно обстреливают налтих бойцов.

«За мной!» — крикнул Федоренко по-
литруку Гришнякову. Они поползли по
певыкокой траве. Немцы открыли по ним
отонь из минометов, пулеметов и автома-
тов.. Но это не остановило коммунистов.
Три метких выстрела — и немецкие ав-
томатчики были уложены из месте.

Тов. Федоренко решил вывести тягач в
расположение своей части, Устранив He-

в передов

район. Немецкое командование не жалело
для этого жизни своих солдат и офицеров.
Оно подтягивало в район Ельни все новые
я новые дивизии, оно не считалось с тем,
что по существу район Ельни оказался
гигантской  мясорубкой для немецких
пояков.

Дивизия за дивизией прошли через рай-
он Ельни. Они появлялись, вводились в
бой. На головы немецких солдат сыпалея
олненный дождь металла. Потрепанные ди-
визии отволились немецким команаованием
в тыл. Й все-таки немецкое командование
продолжало цепляться за район Ельни.

Налии доблестные части после короткой
Передьчики, во время которой они приве-
ли себя в порялок, а немцы успокоились
и считали, что все уже обошлось; — лоб-
лестные наши части © новыми силами
ринулись на врата. Пехота, артиллерия,
танки и авиация действовали согласеваи-
но, соревнуясь в стремлении уничтожать
живую тилу противника.

В первые числа сентября натиск налних
частей особенно усилился. № четвертому
сентября стало совершенно бесспорным, что
разгромлены пехотные дивизии врага:
137-я, 178-s, 292-a; 268-я, 15-я,
17-я мотодивизия, дивизия «СС»,  Но это
еще He все. В результате упорных,
настойчивых_ действий наших частей,
вся группировка немцев, являющаяся
по существу серьезной армейской груп-
пировкой, оказалась в полуокружении.
У этой труппировки связь ¢ тылом
осуществлялась через узкое. не бо-
лее восьми километров шириной, горло. И
Это горло прюстреливалось вль и ноперек
отнем наяцей аотиллерии. Это горло было
устлано трупами немецких солдат, & на-
тиск наших чаетей все возрастал. ;

Части тов. Утвенко прорвались к окра-
ине Ельни. Части тов. Миронова нависли
страшной угрозой нах дорогой немцев в
тыл. Й немецкие дивизии, прошедшие с
трабежами, разбоями и насилиями города
и поля Франции, Бельгии, Югославии и
Третии, дрогнули под могучими  совет-
скими ударами!

В ночь на 5-е сентября пох покро-
вом темноты, оставив обреченных на
смерть автоматчиков и минометчиков хля
прикрытия, открыв яростный артихлерий-
ский и минометный отонь по нашим стя-
тивающим горло частям. немецкие вой-
ска в беспорядке и панике отступили.

Это отступление более правильно ‘на-
звать бегством. В полях и перелесках
Ельнинской округи немцы оставили зажо-
панными и He закопанными несколько
десятков тыкяч трупов. своих соллат и
офицеров. Они успели увезти такое же
количество раненых.

Emme не подечитаны полностью наши
трофеи. На сегодня собраны 102 немецких
орудия различного калибра. 195 пулеме-
тов, & количество снарядов и патронов
Halo считать Ha многие сотни тысяч.
Только Части тов. Утвенко захватили
600 тыквяч винтовочных патронов, тысячу
снарядов, два склада боеприпасов, лва с4-
молета. Много еще предстоит собрать. Это
и лелается. -

А наши доблестные войска продолжают
преследовать отступаютнего врага, не да-
вая ему ни минуты покоя, ни минуты
передышки. ;

В боях под Ельней беззаветную прелан-
ность родине, великому и родному Сталину
проявили бойцы, командиры и политра-
ботники. Воодущевленные высоким  чув-
ством советского патриотизма, священной
ненавистью к фашизму, они нанеели гит-
леровским орхам могучий советский утар.

i Владимир СТАВСКИЙ.

Гор. Ельня, ® сентября. (По телеграфу).

ых рядах

значительные неисправности малины, 8
сел за руль и вывел ее из-под самого носа
фашистов. По пути он подобрал 5 ране-
ных красноармейцев. оказал им первую
помощь и доставил на ближайший мели-
цинекий пункт. В камерах тягача оказа-
лось 67 дисков с патронами и 32 сна-
pala.

В жарком бою под леревней Ушаково
был. тяжело ранен команлир роты. Нолих-
рук Русанов принял комаялование ротой
на себя. Он быстро подготовил к действию
огневые средства и < возгласами «3a
родину, за Сталина!» повел бойцов впе-
pez. B этом бою Русанов был дважлы
ранен, но продолжал командовать ротой 10
тех пор, пока был занят новый рубеж.

Два раза пытались окружить фаписты
полразлеление, гло политруком был тов.
Пох’ячев. Просачиваясь с флангов. немцы
пробирались по кустарникам и трескотней
автоматов пытались посеять панику в ря-
дах ваших бойпов.

Фаптистские замыслы не удались. . По-
литрук Потячев, скромный в обычной
обстановке, волевой и храбрый в 60ю,
воотушевлял бойцов ва отпор врагу. Про-
сочившиеся с флангов фашисты были
уничтожены.

Ф. МАЛИНИН. А. БИТЮКОВ.
Ельня, 8 сентября. (По телефону).

аэродромы

7 сентября летчики старшие лейтенанты
Колоколов и Перминов на своих быетро-

‘ходных истребителях направились в раз-

[уничтожлжля на аэродроме. 10

—— rn ae eee a ee Se Raa

ведку в тыл врага, в район Днепропетров-
ска.’ Перелетев Днепр, самолеты взяли
курс на местечко М. Недалеко от местечка,
наши летчики обнаружили вражеский аэ-
родром, на котором находились «Meccep-
IGMUTTH и тяжелые  бомбарлировщики.

Группа советских истребителей части,
которой команлует тов. забалуев, быстро
поднялась и взяла курс к месточку. Са-
молоты вел стартий лейтенант тов. Воло-
колов. Вот уже и цель. Велущий самолет
молниеносно ликирует и с бреющего по-
лета обстреливает стоящие на аэродроме
фашистские истребители и бомбарлиров-
щики. 3% ним обстреливают аэротром са-
молеты Смирнова, Черного, Любавина и
других.

Меткая стрельба, дала, блестянцие резуль-
талы. Пламя охватывало отин фалинстский
самолет за другии. Загорелся склад с бое-
припасами. ,

Нах аэродромом появилась новая гпруп-
па советских самолетов, которую вел ка-
питан Халутин. Спустивиеиеь до высоты
300—500 метров, советские летчики на-
чали сбрасывать бомбы в самую гущу
фаптистеких самолетов. Еще несколько не-
мецких машин вышли из строя. Кома
группа капитана Халутина закончила бом-.
бежюу, над аэролромом появилось звено
«Meccepmmrros>. Капитан Халутин ри-
нулся в атаку и метким огнем ебил олин
«Мессершиитт». Два других, не приняв
боя, скрылись. Налет на вражеский аэро-
дром закончился. Советекие самолеты воз-
вратились на свой аэродром, не потеряв
HE одной машины. Сталинекие соколы
«Meccep-
шмиттов» и «Юнкерс-88». 8 фашиетеких
самолетов было выведено из строя при по-
пыЕе подняться в воэтух. Олин сбит в
воздушном бою:

:..0 аэродрома поднялись разведчики под
команховаяием лейтенантов Macnena и
Петоова. Они шли к накеленному пунк-
ту М., чтобы уточнить результаты налета
нашей авиации на фапистекий аэродром.
Выполнив свое захание, летчики легли на
обратный курс. Невлалеке от местечка М.
развелчики обнаружили другой фашист-
ский аэродром. Результаты разведки были
сообщены командиру части.

‚Через несколько минут к вновь обнару-
женному азролрому мчались уже птесть со-
BeTCRUX истребителей части тов. Ropodxa-
ва. Самолеты вел лейтенант Гусаров. До-
CTUTHYB аэродрома, звено с пикирования
начало обстреливать фашистские самоле-
ты из пулеметов. Велед за истребятелями
з лело вступили быстрохохные «чайки». С
высоты 300 метров они ©брасывали б9м-
бы. Последовали оплупвилельные взрывы.
В результате налета были уничтожены
ява фаптистежих бомбарлировиика и один
транепортны самолет. ;

Таковы итоги одного боевото лня лет-
HUROR частей, которыми командуют пол-
жовник Заболуев и Герой Советекого Co-
юза майор Коробков.

Политрук В. МИНАЕВ.

ЮГО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 8 сён-
тября, (По телефону).

Находчивость

(От специального военного корресноздента
«Правды»)
Честь полковника Черняховского оборо-
няла город. В одном из секторов обороны
небольшая группа, красноармейцев во главе
« колитаном Котовым, зазев за городским
Балом, успешно отражала злаки врата.
Немцы несколько раз почти волотную при-
ближались к валу, но не выдерживали на-
шего ‘меткого огня и отступали, оставляя
деслтки убитых и раненых. Батальон фа-
мистекой пехотьв не мог сломить муже-
ственного сопротивления небольттой груп-
пы красноармейцев!
После очередной атаки, закончившейся
тля немцев столь же плачевно, как и пре-
дылущие, капитам Котов заметил на, тори-
зонте трутау вражеских бомбардиромни-
ков. Сомнений не могло быть: командир
немепкого батальона вызвал на помошь
амолеты,
Бембаряировщики быстро приближались.
Внезапно нал расположением немцев взвил-
ся белый флаг. 4
— Чо за чорт! — подумал Котов.—
Неужели сдаются?!
Но в-ту же секунду его осенило: белый
флаг был условным сигналом. Немепкая
пехота указывала летчикам свое местона-
хождение. чтобы те по ошибке не сбро-
сили бомбы на свои же войска,
— Выкянуть белый флат!-—скомандловал
Roros.

Флага не оказалось, но кто-то из крас-
ноармейцев молниеносно прикрепил к шты-

TOBKY нал головой.

Дезориентированные самолеты  пронес-
лись над обороняющимися и сбросили боч-
бы лалеко за валом.

И. ПАВЛОВСКИЙ.

Сёверо-Западное направление.

» COBETCKAX

НАЛЕТ НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ НА МОСКВУ

В ночь с 8 на 9 сентября несколько
немецких самолетов пытались совершить
налет на Москву. Огнем зенитной артил-
лерии и ночными истребителями враже-
ские самолеты к Москве не допущены. К
тороду прорвались лишь два самолета, ко-

торые, будучи‘ обстреляны зенитным ог-
нем, беспорядочно сбросили несколько Ффу-
гасных бомб мелкого калибра и небольшое
количество зажигательных бомб. Три жи-
лых здания получили незначительные п9-
вреждения.

Женщины всею мира—
на борьбу против фашизма!

ВСТАВАЙТЕ НА БОРЬБУ, НАШИ ПОДРУГИ
ВО ВСЕМ МИРЕ!

Мы слушали по радио перелававшийся
из Москвы женский антифапгистокий ми-
тинг. Мы слушали выступления паших
женшин —— теройнь тыла и
фронта. Мы были по существу участни-

‚ ками этого митинта. Наше слово, наш клич

Ку носовой платок и высоко поднял вин-

дд

звучал на весь мир!

В эти грозные дни Ленинград. занимает
передовой огневой рубеж борьбы с фангиз-
vow. Пот нашим городом илут многолнев-
ные ожесточенные сражения Красной Ар-
мии © гитлеровскими полчищами. Огнем
сражений опалена сеголня наша земля, и
мы верим, мы знаем, что в этих боях рож-
дается побела не только Ленинграла, не
только нашей родины, но и всего прогрес-
сивного человечества. a

Активными борцами © фашизмом лолж-
ны стать вее женшины. Если мы хотии
знать материнское счастье, если мы хо-
THM растить свободное поколение, поколе-
ние люлей с правом на жизнь и счастье,
если мы хотим, чтобы войны He omyeTe-
шали наши земли, наши ovary, чтобы
дети налии не были сиротами и обезхолен-
выми скитальцами, если мы хотим всего
этого, —— наше место в боевых колоннах.
Фапеизы — злейший враг наш, женщины!

ствовали в нас боевых подруг, чувствовали
нашу руку, wally самюотверженную 3a-
боту, нашу помощь. :

Тысячи женщин Ленинграда заменили
на заводах и фабриках ушедших на фронт
мужчин и без устали работают, производя
танки, пушюи, енарялы, патроны. - Тысячи
наших подруг по примеоу работницы фа-
брики «Красное знамя» Наташи Матвеевой
утли ка фронт дружинницами, савитарка-
ми, ^ мэхицинскими сестрами. ° Тысячи
ленингралок изучают пулемет, винтовку,
учатея метать гранату, чтобы, как герои-
ня-чапаевка Анна. бить по. врагу.

Жженшины Ленинграла -—— дочери сво-
боль — не были и не будут в фашист-
ском рабетве. В наз великий горох —
первый горол револющии — гитлеровские
банлы не войлут! Каких бы ни стоило
жертв, мы но хопуетих в город врага!
Мы уничтожим ero на подступах в
Tenwarpaay.

K мужеству, к бесстрашию, к само-
отверженной борьбе за, нангу честь и сво-
боду, за свободу всех народов призвал
Hac женский антифашистский митинг. Мы
уверены, что этот призыв будет услы-

шая. Обращаем к вам свое ©лово, наи.

Мы, дочери Ленинграда, это давно 10-! потруги во веем мире: вставайте в ко-
пязи. Работница Выборгской стороны тов.   лонны активных борцов с фанизмом!

Кокушкина проводила на фронт двоих сы-
повей. Детей своих она, как всякая, мать,
любит больше самой жизни. Но сыновьям
она дала такой наказ: будьте примером в
бою, деритесь до последнего вздоха за с9-
ветскую отчизну. Такой наказ даем все
мы, ленинградцы, своим детям, мужьям,
братьям и стараемея, чтобы в смертельной
схватке с фаптистокими орлами они чув-

Депутат Верховного Совета СССР
А. Ф. Смирнова,

Народная артистка СССР

В. А. Мичурина-Самойлова.
Член-корреспондент Академии наук
УССР, доктор филологических наук
В. П. Адриянова-Перети.
Писательница Анна Радлова.

Ленинград, 8 сентября. (ТАСО).

СМЕРТЬ ФАШИСТСКО-НЕМЕЦКИМ МЕРЗАВЦАМ!

Я 45 лней была в тылу у немцев и
хочу перех всем миром разоблачить страп!-
ные злодейства фашистских людоедов.

Как я очутилась на территории, заня-
той врагом? В первые же дни войны я
ушла на фронт медицинской сестрой, выно-
сила раненых красноармейцев с поля боя.
Случилось так, что я осталась отрезанной
от своей части. Я переоделась в кресть”
янскую одежду и решила поступать так,
как поступают сотни напиих бесстрашных
партизанок. Я стала разведчицей. Я реши-
ла осторожно выведать силы и раеполо-
жение фашистских вражеских гнезд и во
что бы то ни стало пробраться к свойм.
Мне это удалось, и я счастлива, что по-
могла нашей Красной Армии.

Я видела, как немецкие офицеры и
солдаты издеваются над мирными жите-
лями, как опустошают они деревни и се-
ла, как истребляют маленьких, невинных
детей. т

Сердце леденеет, когда вспоминаетнь все.
эти ужасы!

Фашистеко-немецкие  мерзавпы  ворва-
лись в деревню, где остались только: дети,
старики и несколько женщин. Эти пре-
ступники собрали стариков в одну кучу,
связали их и раздавили гусеницами тан-
ков. Потом они, как звери, набросились
на женщин и девушек. Они схватили одну
женшину... Ее десятилетний сынишка впе-
пилея в руку насильника, зубами. Он xo-
тел защитить свою мать. Негодяи убили
мальчика на глазах у матери, они растер-
залит его.

Гитлеровские разбойники в одной дерев-
‘не схватили пятнадцатилетнюю девочку и
зверски изнасиловали ee.  Шестнадиать
зверей мучили эту девочку. Она сопротив-
лялась. она звала свою мать, ова  кри-
чала. Они выкололи ей глаза и бросили
ее, растерзанную. заплеванную, на улицу...
Эта было в белорусском местечке Чернин.

А в олной леревне фашистские пасиль-   ЖеНЫ.
ники согнали всех девушек на площадь,

приказали им раздеться догола и плясать

их родной танец «Лявониху». Гордые 0-.

ветские девушки, конечно, отказались вы-
полнить приказ подлецов. Их расстреляли.

Влоль одного шоссе шли дети.  Звери-
фалисты отняли у них родителей, отняли
кров, хлеб. Дети быти измучены, они ша-
тались от усталости и голода. Ho этого
изло был фашистским извергам. Немеп-
кий стервятник снизился и начал  поли-
вать маленьких беззащитных сирот пуле-
метным огнем. Он вернулся второй раз,
чтобы добить их.

В первую же секунду, когла я стала
свидетелем кошмарных фаптистских Hacu-
лий, я поклялась метить, метить, метить
двуногим зверям! Фе 2

Сотни наших девушек и женщин, жи-
телей городов и сел, оккупированных нем-
цами, пошли в партизанские отряды. Ан-
на Шубенок, Kara ‘Абрамова, Валентина
Герасимова и многие другие гордые совет-
ские девушки сейчаю делают все, что могут,
чтобы уничтожить ненавистных фангистов,
захвативших их родные земли. Пробираясь
сквозь лесные чащи и болотные топи, они
выполняют боевые задания партизанских
отрядов, они уничтожают гранатами и 6у-
тылками © горючим немецкие штабы; не-
мецкие машины, аэролромы. Ура этих
бесстранкным левушкам и женщинам, пре-
зирающим смерть во имя любви к родине!

Я клянусь, что буду метить фашистам
до последнего своего дыхания. Мне —
хвалнать лет. Я очень люблю жизнь и
очень хочу жить! Но я готова отдать всю
свою юную кровь до последней капли, го-
това погибнуть, лишь бы отомстить зло-
деям-фаптистам за обесчещенных подруг,
за расстрелянных лелей, за растерзанных
матерей всего мира! i

Кровь за, кровь! Смерть за смерть! Гит-
rep и его выродки должны быть уничто-

Медицинская сестра Е. ЕРШОВА.

КРАСНОЙ ЗВЕЗДОЙ СИЯЕТ

СТОЛИЦА

Впервые мне пришлось увидеть и по-
любить Киев в 1939 году. Была осень.
Серой мглой дождь окутал улицы. Ho
нас, приехавших мз Западной Украины,
город, несмотря на осенний дождь, встре-
тил солнечной улыбкой. Тогла я. впервые
увидев советских людей, поняла, что то,
0 чем я мечтала, воплощено в жизнь. Я,
бездомный скиталец, оставившая за собой
разрушенную Варшаву и  опустошенные
города и села Польши, вновь обрела свою
родину. ¢ i

Я вилела потом Киев в весенние дни,
нарялный, смеющийся, видела Киев в 6e-
лем снежном одеянии, Виев, согретый лет-
ним солнцем. И всегда поражала его кра-
Сота.

А потом пришли дни войны. Я полю-
била Внев в тысячу раз сильнее. Я ходи-
ла по улицам, на которых киевлянки
строили баррикалы, и сердце наполнялось
герлостью. Я прислушивалаеь к гулу сэ-
ветеких самолетов и была горда и счаст-
лива.

Я приехала в Киев через об’ятые пла-
менем земли Западной Украины и на сле-
дующий день на фабричном митинге услы-
пала речь старого рабочего. ^ Простыми
словами он говорил. о любимом городе, ко-
торый не раз мужественно отбивал напа-
ление врага. В простых словах киевского
рабочего звучала непоколебимая воля Е

УКРАИНЫ

борьбе, твердая решимость грудью  защи-
Math свою родину, мошь, которую никто
не сломит. Я поняла, что уетамн этого че-
ловека говорит героический город, говорит

с

`в6съ украинский народ.

Красной пламенеющей звезлой сияет сто-
лица Украины. Спокойно смотрят жители
Киева в возлух, где в любую минуту мо-
гут завыть моторы фашистских  самоле-
тов. На лицах нет и тени страха. Cuo-
койно все слушают артиллерийскую калю-
налу. Враг не пройдет сквозь заелон на-
mero onna!

Кажлый  краскоармеен, защищающий
Киев, знает: он защищает столипу Украм-
ны, ее любовь и гордость. Каждый - тру-
дящийся Киева — онолченец с оружием
в руках, девушка с винтовкой, рабучий
У станка, железнодорожник в поезде —
знает: он защищает столицу Украины, её
любовь и гордость. Как волны о скалу,
разбиваются атаки врага о несокрушимое
сопротивление защитников Киева.

В осенние погожие дни сверкает Киев
PCOM своим великолепием, чарующим взор.
В грозные дни войны открывается нам
Киев всей красотой тероизма советских
людей. Киев, наш славный город,  побе-

дит!
ВАНДА ВАСИЛЕВСКАЯ.
Киев; 8 сентября.

ФРОНТОВОЕ ШОССЕ

Гудят малины, тятачи , грохочут.
Земля похрустывают на зубах.

у изрытых бомбами обочин
Бензином, пылью каждый куст пропах.
Йтут цистерны, танки,

Конный, пеший — —
Прошли пюлюи, дивизии прошли.
Не шевельнетбя лист отяжелевший,

Ему, как в шубе, тяжело в пыли.
Еще трудны недели фронтовые.
Шоссе скрежещет, лязгает. Оно
Ведет не просто на передовые —
Оно к победе все устремлено.

Степан ЩИПАЧЕВ.
Действующая армия.