ий

a,

Ут.
Uke

abs

i

[Ч
№

МЕ
Rit,
nil
О
Mir

to i

11 СЕНТЯБРЯ 1941 г., № 252 (8660)

Женщины всею мира-—
на борьбу против фашизма!

Ивановские текстильцицы

Влохновленные призывом женского ан-
moamuerckoro  митинта, мы, работницы
Пой’ Ивамовской мануфактуры, еще
(олыше будем кретить оборону родины, ко-
аль в тылу победу пад зратом. *

Перестроивиеиеь на военный wax, кол-
тив ткацкой фабрики значительно пе-
ивыполних августовский производствен-
ый план. Все ткачихи, работающие на
риоком уплотнении — на десяти  стан-
ках, порбвыполнили норму. у

В ответ на обращение женщин мы вы-
пиних квартальный план досрочно-—к
20 соптября. Добъемея тажой работы, что-
(ы наша пролуюция бъыла безупречной по
хачеству. Наш коллектив, состоящий

крепят оборону родины

главным образом из женщин, оделает все,

чтобы дать стране сверх плана сотни ты-
сяч метров ткани,

Ивалювские- текотил ышицьы, воспитанные

на боевых революционных трздициях, не
пожалеют сил, чтобы помочь нашей герои-
ческой Красной Армии разбить ненавиет-
ного врага —- германский фолцизм.

По поручению работниц тканкой фабри-
ки Новой Ивановской а ты
чихи Занкина, Почкина,   Григорьева,
Прогунова, Бурлакова, Карташева, Боро-
дулина, секретарь цехового партбюро
ткацкой ‘фабрики Козлова.

Иваново. (По телефону).

Антифашистский митинг женщин Еревана

ЕРЕВАН, 19 сентября. (ТАСб). Состоял-
я антифашистекий митинг женщин Ере-
зана. На пем присутствовало свыше 1.000
махановок, представителей советекой ин-
теллигенции столицы’ Армении; Открывая
уитинт, народная артистка’ ССОР тов. Да-
диелян заявила:

— В эти грозные дни родина требует
т нае мобилизации вех сил. Мы, совет-
(кие женщины, рядом © нашими братья-
MU, сымовьями, мужьями ‘до, последней
капли крови будем боротьея 3a наше сча-
(тье, з& счастье налтих детей.

горячими патриотичеескими речами
выступили депутат Верховного Совета
(ССР заведующая городским отделом Ha-
родного образования тов. Хачикян, воен-
зрач тов. Варчазарян, начальник группы
самозащиты домохозяйка тов. Дуринян,
JOKTOD медицинских наук профессор тов.

Чахмахчян,
Ананян и другие.

стахановка-колхозница тов.

Единодущно было принято обралцение к

женщинам Советской Армении, в котором
говорится:

— Мы, женщины Советской  Арме-

нии, вместе 60 всеми женщинами Совет-
ского Союза ‘неустанно будем ковать побе-
ду над врагом. Все для фронта! Вее для
pasrpoma фалеистоких орд! Теснее ряды в
борьбе за любимую ролину! Недалек тот
час, когда титлеровокая чума будет стер-
та с лица земли. Залог этому — наша во-
ля к победе, наша жтучая ненависть к

фапгистским бандитам. С нами женщины

зоего мира. Ширитея и крепнет единый

фронт народов проти» кровавого фапгизиа.
Близится победа! Враг человечества будет
уничтожен!

ВЫПУСКАТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ БОМБАРДИРОВЩИКОВ,
ИСТРЕБИТЕЛЕЙ, ШТУРМОВИКОВ!

Вчера состоялся митинг работников
Наркомата авиационной промышленности,

Собравшиеся тепло приветотвовали T e-
ря Социалистического Труда народного
кмиссара авиационной промышленности
тов. Шахурина, Героя Социалистического
Труда заместителя наркома тов. Воронина,
Героя Социалистического Труда замести-
теля наркома тов. Яковлева, конструктора-
орхеноносца, тов. Микояна и других.

На митинге выступили награжденные
орденами и медалями. Они торжественно
поклялись работать еще самоотверженнее, с
мждым днем давать родной Красной Аг-
wa Bee больше и больше еамолетов и мо-

торов, непрерывно повышая их качество.
С яркой речью выступил Герой Социа-
листического Труда ‘народный комиссар
тов. Шахурин. Он блатодарил партию,
правительство и лично товарища Сталина
за высокую натраду и вывокую оценку
работы всего коллектива работников авиа-
ционной промышленности. Тов. Шахурин
призвал самолетостроителей отдать все
силы и знания для дальнейшего уве-
личения производетва бомбарлировшиков,
истребителей, штурмовиков, для оконча-
тельного разгрома германского фашизма.
В конце митинга былю принято привет-
ственное письмо товарищу Сталину.

В кадрах нет недостатка

Когда Тагильскому  металлуртическому
заводу им. Куйбышева потребовались до-
полнительные рабочие руки, чтобы обесте-
чить расптирение производства, за это дело
взялись хозяйственные руководители и за-
водокая партийная организажия.

— Мы. ни на олин день. не оптущали-

недостатка в кадрах, — говорит секретарь
партийного бюро тов. Зубрицкий.

Партийная организащия завода давно
уделяет внимание подготовке кадров.
рабочем поселке выявлено столько свобод-
ных рук, что завод полностью удовлетво-
рил свои потребности в рабочей силе.

Внутри предприятия происходила пере-
отановка людей по заранее продуманному
плану. Третий подручный  сталевара тов.
Желуницым теперь подменяет сталевара, &
на его Место пришел молодой рабочий,
окончивииий пиколу ФЗО.

& заводскому  диспетчерокому пульту
зотала начальник смены прокатного цеха
T. A. Калалоникюва. Смену у нее приняла
притедиая на завод техник Мельникова.

Жители торода вспоминают свои старые
производотвенные профессии. Семь лет
назад А. Ф. Назаров окончил металлурги-
ческий техникум, получив специальность
прокатчика. Оначала он преподавал m0
своей специальности в школе ФЗУ, а за-
тех ушел на педагогическую работу. По-
слелнее время Анатолий Федорович был
директором пеколы. Узнав, что завод нуж-
мается в калрах, он атредложил ему свои
услуги. )

Вернулась на завод, техник тов. Наумо-
ва, в свое время оставившая работу после
рождения ребенка. Вернулись также тех-
них тов. Замотаева, очетовох тов. Сухова
H №.

Товарищ Сталин в своем историческом
выступлении 3 июля по радио призвал
весь советский народ «организовать беспо-
Mayo борьбу со всякими дезоргализато-

ами тыла, дезергирами,  паникерами,
распространителями слухов, уничтожать
пимонов, диверсантов, вражеских паза-

шютистов, оказывая во всем этом быстрое
солойствие нашим истребительным баталь-
олам». Товартяц Сталин со всей фешитель-
ностью потребовал ‘покончить © благоду-
шем и беспечностью.

Веспечность, благодущие всегда были
треваты серьезными последствиями для
чаего дела. А сейчас, когда нах родиной
нависла смертельная опасность, когда фа-
Шистекие орды истребляют советских лю-
Юй в занятых районах и помышхяют
превратить весь советский народ в своих
рабов, беспечность и благодущие втроине
вредны и равносильны о сдаче позиций
врагу.

Германские фаптисты забрасывают в
лат тыл своих параанютистов-ливерсантов,
бы взрывать мосты и железные хоро-
тт, портить телеграфную и телефонную
связь, выводить из строя наши прелирия-
тия. Красноармейские части и истреби-
тельные батальоны уничтожают и вВыла-
вливают фапгистских диверсантов. Населе-
вне прифронтовых районов оказывает ак-
тивную помощь истребительным батальонам.

Советские люли оказывают нашим го-
суларственным органам активную помощь
в вылавливании питионов и диверсантов.
06 этом рассказывает изданная недавно
Тоенолитизлатом брошюра комиссара госу-
дарственной безопасности 3-го ранга тов.
П. Кубаткина «Уничтожим пииовов и хи-
версантов». Автор на обнове богатото фак-
тического материала показывает коварные
методы фашистских  извергов, приводит
примеры бдительности советских людей.

Уничтожим шпионов и диверсантов!

Начальник отдела’ найма тов. Самарин тю
поручению партийной организации бесело-
вал с женщинами поселка. Среди них на-
пылюсь немало квалифицированных кадров.
Пришли на завод шофер тов, Нежурина,
тазовщица мартеновекого цеха тов. Лу-
хоянова, мотористка доменного цеха тов.
Лисицына. сортиювщица прокатного ‘цеха
тов. Феофилактова. Многие из них уже
перевышолняют нормы.

Первых пришли на помошь заводу
коммунисты, На завод поступили жены
членов партийного бюро. Один из. старых
производетвенников коммунист тов. Саме-
тов обратилея < просьбой принять Ha завод
ето дочь. :

Из школы $30 пришли фориовщики,
ханавшики, кузнецы, котельшики, элек-
тросварщики, подручные сталеваров и гор-
новых. Мнотие из них уже освоились ©
новой работой. é

Некоторые из недавних командиров про-
изволства ушли на фронт. Но пооизвод-
ственные участки, которыми они руково-
дили, были быстро укреплены кадрами
инженеров и техников.

Десятки и сотни комоомольлев Нижнего
Тагила переменили конторский труд на ра-
боту у станка. Бывлиие бухиалтера комсо-
молки тт. Минина, Бастрикова и Гаврило-
ва. например, работают сейчас на токар-
ном станке.

Люди меняют свои профессии. Счетово-
ды, атенты, продавцы етановятся токаря-
ми, слесарями, полручными  сталеватов.
Братья, мужья и сыновья ‘уходят на фронт.
Их место на заводе занимают сестры,

жены, OTM.
р К. СМИРНОВ.
Гор. Нижний Тагил, Свердловской обл.

Вог некоторые из этих примеров.

Влиз села Д. колхозница встретила ч®-
тырех немецких летчиков. Услышав не-
русскую речь, она смело подошла, к фа-
тистским молодчикам, вооруженным до
зубов.

— Вы куда?’ — спросила кояхознипа.

— Изм нужно на железную дорогу, —
коверкая русские слова, сказал один из
налетчиков. — Где тут у вас железная
дорога?

Колхозница указала ливерсантам напфа-
вление, противоположное тому, куда им
было нужно. Фашисты пошли по указан-
ной дороге и вскоре вотретили колхозни-
ков села Д., которые обезоружили wx, a
потом передали военному командованию.

Немалую инициативу проявляют ©0-
ветские люди в вылавливании и уничто-
жении фашистских шпионов. Не в меру
любопытные люди, проявляющие интерес
к вопросам оборонного характера, естест-
венно, возбуждают подозрение у советского
патриота. Через несколько лней после на-
падения фашистской Германии на нашу
страну на одном оборонном предприятии
пропал важный секретный документ. Веко-
ре после этого в органы HEB поступило
заявление от одного рабочего, указавшего
на подозрительное поведение некоего
Характерно, что на другой день после
пропажи секретного документа этот ТИП
явился в цех без противогаза, межлу тем
он пакануне унес его с собой. Это 06-
стоятельство дало основание рабочему за-
похозрить, что в противогазе Н. вынес се-
кретный документ. Подозрения подтверди-
ЛИСЬ. i
ПШлтионам легче всего действовать там,
rie они встречают болтунов и poTosees.
{то склонен к болтливости, в первую 0че-
редь попадает в сети вражеских разведок,

1 августе постушито

ФОНД ОБОРОНЫ

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ЛЕНИНГРАДЦЕВ

ЛЕНИНТРАД, 10 сентября. (ТАСС). В сухма

тородскую контору Госбанка и 6. район-

ные отделения продолжают поступать   та,

взносы № фонд обороны родины,

взносов  ленинтрадцев достигла
14.460 тысяя рублей. Кроме того, внесено
43: грамма платины, 9.932 грамма золо-
422 килограмма «серебра и много раз-

Общая   личных пенностей.

ВЗНОС ТРУДЯЩИХСЯ ВЯЗЬМЫ

ВЯЗЬМА (Смоленекая область). 10 вен-
тября. (Спец. корр. ТАСС). Трудящинося
г. Вязьмы и района внесли в фонд оборо-
ны страны околе 2 миллионов рублей на-
личными. В большюм количестве  посту-
пают в’ фонд. обороны сельскохозяйствен-

ные продукты. Вее колхозы Верховье-Ма-
лышкинского сельсовета,  Батуринского
района, сдали ю лве тонны зерна каж-
дый, Члены сельхозартели «16 лет Врас-
ной Армии», Износковекого района, внес-
ли по килограмму шерсти.

# + *

# От трудящихся Приморского края в
7.600 тыс. руб. налич-
ными, на 40.650 тыс. руб. облигаций,
1.700 граммов золота, 52 кило серебра.
Колхозы Чуйского района,  Киргиз-

ской CCP, отчислили в фонт обороны
2.865 центнеров зерна, 74 центнера, мяса,
около 100 пентнеров овощей, 300 кило

сливочного масла, 8.000 рублей налич-

HEME и др.

Советский Таджикистан в

Мощным трудовым под’емом ответили
трудящиеся  Талжикиестана на Призыв
зождя ‘народов товарища Сталина пере-
строить всю свою работу на военный лад.

«Всё для Красной Армии, всё для побе-
ды над врагом!» — этой мыслью живет
таджикский народ. Промышленность Та-
джикистана © успехом выполнила восьми-
месячный план. Из месяца в месяц растет
производительность труда Ha нефтенромы-
селах, рудниках, шахтах и других работалю-
ших wa оборону предприятиях. На кол-
хозных ‘и совхозных полях заканчиваетея
уборка богатого урожая. Не только отдель-
ные колхозы, но и целые районы завер-
шили уборку®зерновых культур значитель-
но раныше прошлогодних сроков и досрочно
выполнили свои обязательства Teper Tocy-
дарством. ® первому сентября полиостью
выполнили план  хлебопоставок десять
районов, B Toy числе Ура-Тюбинекий,
Исфаринский,  Кантуртекий,  Кулябский
и др. В остальных районах хлебопоставкя
заканчиваются на-днях.

Сотни колхозов успешно борются за
высокий урожай хлопка. Своевременный
посев и высококачественная обработка
обеспечили раннее созревание этой ценной
культуры. В дин отечественной войны
колхозники взяли на себя обязательство
собрать весь урожай хлопка и выполнить
государственный план хлопкосдачи на м-
сяц раньше пропитого года, притом тлав-
ным образом отборными и первыми сор-
тами. Уже на Б сентября колхозы Та-
хжикистана выполнили голевой план хлом-
коелачи на 10 прон. (в прошлом голу на
это же число — 1 проц.). Обеобение ус-
пешно идет работа в Регарском районе,
тле нлан выполнен на 20 проп., ив Ашт-
exom — на 28 проц.

Большинство колхозников замечательно
работает на еборе хлопка. В Кулябеком
районе, в колхозе «Учкун», головой план
хлопкослами въыиюлнен на 72 пюц., в кол-
хозе «Совет» — на 42, при чем весь хло-
пок слан первыми и отборными сортами.
В Кюлхозабалекох районе, в колхозе имени
Димитрова, передовики, работающие Ha
сборе хлопка, перевыолняют нормы в тои
раза и больше. Стахановец Лазлятов Ша-
риф ежелневно собирает по 140—150 ки-
лограммов при норме в 35, Шайматланова
Оиптила -—— по 125; школьник Адбулхатов
Шимун — по 115. i

Эти примеры .(& их множество!) пока-
зывают, что выращенный упорным трулом
богатый урожай хлопка будет собран 10
единой коробочки. Трудящиеся Талжики-
стана знают роль хлопка в деле обороны,
и они заботятся о каждом килотрамме
хлопка.

Наряду ¢ выполнением сельскохозяй-
ственных работ десятки тысяч колхозни-
ков активно участвуют в натолных строй-
ках, прокладывая сотни километров новых
культурных дорог.

Досрочно выполняются обязательства
перех государством. В отличие от проплых

“AWM отечественной войны

лет план заготовки коконов перевыполнен.
Досрочно выполнили план мясосдачи Ва-
нибаламекий, Клрган-Тюбинский, Киров-
абадский, Джиргатальский, Калаи-Лябиоб-
ский, Шульмакский и многие пругие
районы, Впереди всех илет по затотовкам
Горно-Бадахшанская автономная ‘область:
еще на 1 сентября годовой план сдачи
был выполнен здесь на 98,2 проп., шер-
сти— на 99,9 проп., масла-— на 83,2
проп. Если сюда включить и госзакупку,
то план мясозатотовок по крупному рота-
лому скоту выполнен на 459,7 проп., по
мелкому — на 107 проп.

Тысячи молодых жевцие Таджикистана
успешно обучаются новым  поофессиям,
чтобы заменить ушелших на Фронт’ му-
жей; сыновей и братьев. Ha ортанизован-
ных при машинно-тракторных станциях
курсах обучается около 2.000 женщин;
большая часть из них уже хорошю yupa-
вляет трактором.

Могучий советекий патриотизм трояв-
ляется повседневно в тыкячах трудовых
полвигов, в высокой организованности тру-
лящихея, в их готовности, не щаля сил
и средств, помочь быетрейшему разгрому
фашизма. Подписавшись на новый заем на
сумму в 31,2 миллиона рублей, колхозники
Талжикистана досрочно внесли около
30,2 миллиона рублей наличными. Член
колхоза имени  Сталина, Железнодорожного
района. Малатов Ахматака внес в фонд
обороны СССР тысячу рублей и быка стои-
маетью свыше 2 тыс. рублей, врач тов.
Иванова — 2 тыс. рублей, члены колхоза
имени Молотова, Кулябского района, —
3 тыс. рублей, члены: колхоза имени Ди-
митрова — 2 тыс. рублей ит. 7. HT. Хх.
Олного мяса нат колхозы и колхозники
слали в фонд обороны свыше 300 цент-
неров. В поларок бойцам Действующей ар-
мии колхозники отнразили много @руктов.

Жтучая ненависть пылает в сердцах
рабочих, колхозников и интеллитенции к
фапгистским извергам. Тысячи советских
патриотов ветупили добровольцами в Дей-
ствующую армию, чтобы с оружием в ру-
ках уничтожать гитлеровских бантитов. В
торолах и кизилаках трудяптиеся система-
тичееки овлалевают военным телом, coBep-
пвететвуют свой военные знания, изучают
бозвой опыт героической Красной Армии.

‚ В лни великой отечественной войны
таджикский нарол самоотверженным тру-
10M, He Wali сил, всемерно помогает
Красной Армии. На фронтах войны еще
еильнеь скрепляется сталинская дружба
наролов. Плечом к плечу, в единой ше-
ренге героически сражаются против обще-
то врага русские, украинцы, белорусы,
таджики, узбеки, грузины и все другие
свободные народы необ’ятного Советското
(Сютоза. Грозный в своем гневе, могучий
нарот пот руководетвом великого Сталина
беспощадно уничтожит фашистских людо-

едов.
Д. ПРОТОПОПОВ.
Секретарь ЦК КП(б) Таджикистана.

НЕФТЯНИКИ ЭМБЫ ПОВЫШАЮТ ДОБЫЧУ

ТУРЬЕВ, 10 сентября. (ТАСС). Нефтя-
ники Эмбы систематически повышают до-
бычу. За первую неделю сентября по
сравнению с первой неделей августа добы-
ча нефти пю Казнефтекомбннату поднялась
на 9 процентов.

Xopomo работает коллектив передового
промыкла Байчунае. Мастер добычи Дуне-
нев неиельное задание выполнил на 121
пролент. 109 процентов плана дал мастер
добычи Джубаниязов. Замечательно рабо-

Такой болтун, указывает тов. Кубаткин,—
нахолка Jaa шпиона № инженеру
одного оборонном завода обратился
незнакомый человек с просьбой дать
консультацию ‘по некоторым чехническим
вопросам, связанным якобы © работой ма-
шиностроительного ‘института. Давая кон-
сультацию, инженер незаметно для себя
выболтал питиону ряд секретных данных
® работе завода... Во время одной из
ветреч шпион, располатая уже достаточ-
ными материалами, потребовал от инжене-
ра более полной и систематической инфор-
мации. Инженер категорически отказался
обслуживать ‘вражескую разведку, Ho
шпион хладнокровно заявил:

— Вы уже сообщили мне данные 0 60-
евых свойствах продукции, выпускаемой
вашим заводом. Отказываясь давать нам
дальнейшие сведения, вы навлечете Ha
себя большие неприятности.

Инженер ‘почувствовал, что попал в
ловушку врага, но все же нашел в Ce-
бе мужество притти в НАВД и помог pa-
зоблачить крупного питиона.

Автор на ряде фактов показывает, как
важно хранить государственную, военную
и производственную тайну и Kak много
вреда приносят нам болтуны, беспечные
слюнтяи. В военное время секретные доку-
менты нужно хранить с 060б0й тщатель-
ностью. Иногда даже в мусорных свалках
оборонных заводов шпион находит источ-
ник для своей разведывательной работы.

Одним из излюбленных приемов фа-
шистских бандитов’ является распростране-
ние ложных слухов, возбуждающих тревогу
среди населения, Любители всяких слуш-
ков, обыватели подхватывают их и
невольно становятся помощниками Ффа-
шистеких шпионов в их провокационной
работе, В обстановке войны раепростране-
ние провокационных и ложных слухов —
тяжкое государетвенное преступление. Эти
слухи ослабляют волю к борьбе. Они Ha-

‘

тают буровики. Одна за друтой вступают
в эксплоатацию новые скважины. Увели-
ченный план бурения выполняется пол-
ностью. ь

Or эксплоатационников-буровиков не от-
стают выштостроители. Вдвое перевыпол-
няет свой наряд бригада коммуниста Джу-
магалиева на промысле Байчунае. Бригаль
по монтажу бурового оборудования мастера
Талиева выполкила недельное заданию на
230 процентов.

правлены на лезортанизацию советского
тыла. Надо беспощадно разоблачать и вы-
водить на чистую воду всех шептунов и
паникеров,

Указом Презилиума Верховного Совета
СССР от б июля 1941 гола установле-
но, что «за распространение в военное
время ложных слухов, возбуждающих тре-
вогу среди населения, виновные караются
по приговору военного трибунала тюрем-
ным заключением на срок от 2 до 5 лет,
если это действие по своему характеру
не влечет за собой по закону более тяж-
кого наказания».

С каждым днем множатся факты, гово-
ряцие о настороженности, зоркости совет-
ских людей, об их нетерлимости к пани-
керам и шептунам. Настоящей патриоткой
проявила себя комоомолка-стулентка 1-го
Московского мелицинекого института Еле-
на Блюдова. Ей показалось полозритель-
ным поведение ‘немца Г., который 1о-сво-
вму «комментировал» хол военных дейет-
вий messy CCCP и Германией. Благодаря
блительности комсомолки фашистский про-
вокатор был арестован. Или вот еще лру-
той пример. В деревне Грибнево, Шелков-
ского района, с самого начала военных
действий среди собиравшихся колхозников
неизменно появлялея некий C., который
пол видом новостей с фронта распростра-
нял всякие небылицы и провокации. Бла-
тохаря бдительности колхозников враг наг
рода был разоблачен и арестован.

Все советские патриоты обязаны пом-
нить каждую минуту о грозной опасности,
веотда, в любой обстановке быть зоркими
и блительными, оказывать помощь налим
государственным органам в вылавливании
вражеских игпионов и диверсантов.

Книжка тов. Вубаткина помогает под-
нять бдительность у советских людей. Она
заслуживает самого широкого распростра-

нения.
А. АЗИЗЯН.

БУДЬ ГОТОВ К ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ!

Разведка зараженного участка

Если фазиистекие изуверы начнут хими-
ческую войну, то они не остановятся, ко-
нечно, и перед химическими нанадениями
на мирное население Hallux городов. Нали
долг — сорвать гнусные планы кровожад-
ного врага. Для этого мы должны органи-
зовать в тылу четкую противохимическую
стужбу с участием всего населения.

Чтобы во-время принять необходимыю
меры для защиты от фаптистских разбойня-
ков, надо организовать в каждом доме хи-
‘мическое ‘наблюдение. Противохимичеекие
звенья групи самозащиты обязаны уметь
быстро’ и точно определить химическое Ha-
падение и вести разведку зараженных
участков.

Коварный враг может применить стой-
кие отравляющие вещества, пользуясь вы-
ливными приборами, прикрепленными к
самолету, может сбрасывать также бомбы
со стойкими и нестойкими отравляющими
веществами.

Как же распознать химическое наладе-
ние авиации противника?

Поливку местности отравляющими зеще-
ствами могут производить группы в три и
более самолетов. В это время. под самоле-
тами можно наблюдать появление темных,
не всегда хоропю заметных и быстро иече-
зающих полосок. Упавшие на землю калти
отравляющего вещества, Kak правило,
темные или маслянистыюе, распространя-
ют специфический залах. :

Дистанционные авиахимические бомбы
разрываются над землей и фазбрызгивают
отравляющие вещества. Авиахимичеекие
бомбы ударного действия могут онаряжать-
ся как стойкими, так и нестойкими отрав-
ляющими веществали.

Пацение авиахимической бомбы легко
определить по таким признакам: слабый
звук разрыва, по сравнению с футасной или
осколочной бомбой; осколков мало и разле-
таются они недалеко; воронка от разрыва
невелика, & инотда ее может и вовсе не
быть. При разрыве бомбы с неестойкими
отравляющими веществами образуетея гу-
стое облако, лвигающееся по ветру и через
несколько времени рассеивающееся. При
разрыве бомбы со стойкими отравляющими
веществами образуется небольшое облако;
местность вокруг точки разрыва забрызги-
ваетея темными маеляниетыми каплями и
в воздухе чувствуется их запах.

Фантисты могут применить и осколочно-
химические . бомбы. Разрыв такой бомбы
обычно происходит. немедленно при ударе
в препятствие. Тогда слышен сильный звук
разрыва и вой разлетающихся, осколков.
Появляется небольшюе облако, чувствуется
запах отравляющего вещества. Воронки та-
кая бомба не образует.

В темноте химическое нападение можно
определить при помоши специальных при-
боров или по запаху и по звуку, характер-
ному для разрыва авиахимических бомб.

Как же правильно организовать наблю-
дение за началом химического нападения и
разведку зараженного участка?

Кажлая труппа самозащиты должна
иметь в своем составе олно, а в больших
домах даже несколько противохимических
звеньев, снабженных необхолимыми сред-
ствами защиты, простейтими детазацион-
ными приборами и дегазатором..

Котда начинается воздушная тревога,
командир звена выставляет наблюдателя,
который должен определить начало хими-
ческого нападения и подать сигнал хими-
ческой тревоги. Наблюдатель обязан ука-
зать команлиру звена место падения хими-
ческих бомб или район, где пролиты жид-
кие стойкие отравляющие вещества.

Броме наблюдателя, командир звена, с на-
чалом воздушной тревоги высылает еще
одното человека. Ето’ залача — определить
налравление зетра в районе залщищаемого

0б’екта. Наблюдение за направлением ветра
производится с помощью вымпела, сделан-
ного из тонкой ленты, прикрепленной к
деревянному шесту.

Сигнал химической тревоги подается
лить в районе, который подвергся химиче-
кому нападению. Обычно для подачи это-
то сигнала истюльзуют ручную сирену, ву-
сок рельеа, пустой баллон и тому подобные
предметы, которые издают звук, етышаимый
лишь в небольшом районе.

Командир звена немедленно докладывает
© химическом нападении, используя взе
средства связи, в районный или участковый
пигаб местной противовоздушной обороны ¢
тем, чтобы оттуда можно было тотчас же
выслать специальную команду для тща-
тельной развехки и дегазации зараженного
участка.

Если на зараженном участке имеются
убежища, не приспособленные для пфотиво-
химической защиты, надо немедленно вы-
вести население из этих убезоилт в безопас-
ный район. :

Не дожидаясь прибытия дегазационной
команлы, командир звена, ортанизует тем
временем своими силами разведку. :

` Вести химическую разведку надо е на-
ветренной стороны. Разведка и определение
траниц зараженното участка производятся
пе запаху, по расположению воронок, п
осколках 60мб, по каплям и брызгам
отравляющего вещества, видимым на мест-
ных предметах.

Cueryer помнить, что пары стойких
отравляющих веществ распространяются в
подветренную сторону на значительное рае-
стояние. Граница распространения паров
определяетея по запаху. Для этого реко-
мендуется, набрав воздух, оттянуть у уха
лем или маску противогаза, сделать еще
дополнительный полувдох через нос и затем,
отпустив шлем или маску, сделать резкий
выдох. Определяя отравляющие вещества, по
запаху, нужно соблюдать осторожность и
иметь в виду, что обоняние довольно быетро
притупляется, и если чаето нюхать зара-
женный воздух, может случиться, что запах
совершенно перестанет оптущаться.

Траницы участка заражения обознача-
ются заранее изготовленными указками или
флажками. На границе распространения
паров етойких отравляющих веществ ста-
BUTCH знак или маяк, воспрещающеий про-
хот к участку заражения. ;

В темноте разведка сильно осложняется,
HO BCe же можно вчерне разведать заражен-
ный участок, пользуясь карманными элек-
трическими фонариками, которые должны
быть у каждого члена звена противохими-
ческой заптиты. Поднося фонарики к сте-
пам дома, мостовой, тротуару, можно будет
заметить свежие брызги и капли стойкого
огравляющего вещества и трубо обозна-
чить границу зараженного участка.

Ночью границы разведанного заражен-
ного участка можно отрадить фонарями,
специально присповобляенными, чтобы не
нарушать светомаскировку. Следует также
по возможности использовать дощечки ©
нанесенной на них светящейся краской.

Вне района действия паров отравляющего
вещества на’ ночь обязательно выставляет-
ся опепление.

Развелав район заражения, звено дегази-
рует наиболее опасные очаги — засыпает
воронки и лужицы стойких отравляющих
веществ дегазатором.

Четко налаженная работа звена противо-
химической защиты — овоевременная pas-
велка зараженного участка и отраждение
ето границ — позволит быстрей ликвихиро-
вать послелствия вражеского нападения и
предотвратить возможные поражения лю-

дей.
Капитан Д. ЛАЗУРИН.

БРОНЕПОЕЗД «ЗА СТАЛИНАЪ

Подарок рабочих Красной Армии

Вчера после окончания трудового дня
рабочие. инженеры, техники и служащие
одного из заволов Наркомата тяжелого ма-
шиностроения собрались на заводской
хвор. Они пришли на митинг, посвящен-
ный передаче Красной Армии потарка, за-
BOICKOTO коллектива — мощного новейше-
Ts éponenoesia «За Сталина!».

Злесь же, на заводском дворе, стоит пох
парами бронепоезл. Его паровоз и площад-
хи закованы в мощную броню. Грозно емо-
трят дула орудий. Во всю ширину mapo-
воза ча броне огненные слова — «За
Сталина!».

Тысячи люлей окружили летище заво-
да. Весь коллектив принимал участие 8
его создании. Заводские организаяии обра-
тились з правительство с просьбой разре-
пить постройку бронепоезда. Правитель-
ство одобрило эту инициативу.

Й вот бронепоезт создан. Он построен
в рекорлно короткий срок. Главный кон-
структор-орденоносеен Шукин и другие
конструкторы разработали бронепоезд ори-
тинальной конструкции. С энтузиазмом и
величайшей любовью работали на его по-
стройке токари, сборщики, электросвар-
шики и другие рабочие. В процессе работы
отличились, дали рекордную производитель-
ность труда сотни людей. Теперь они ©
торлостью смотрят на создание своих рук.

Возле бронепоезда выстроилась его
команда. Почти вея она укомплектована
из добровольцев — работников — завода.

Желающих состоять в команде бронепоезха
были сотни.

Начинается общезаводокой митинг. Го-

ворит директор:
Сегодня мы провожаем на Фронт
бронепоезд и его команду. Каждый рабочий
старался сделать все, чтобы поезд был
наилучшим. Передавая этот подарок Врас-
ной Армии, мы заявляем о своей готов-
ности выполнить любое залание партии и
правительства. Мы не успокоимея до тех
пор, пока враг не будет разбит!

На трибуне —— старый кадровию завода
стахановепц тов. Кузнецов.

— Неонлохой подарок приготовили мы
Действующей армии. Ночей не спали, все
строили бронепоезх. Далыше обещаем ра-
боталть еще лучше!

От комавлы бронепоезда слово прело-
ставляется старшему мамтиниету паровоза,
тов. Буренкову. Его хорошо знают на за-
воде. OH бым мастером сборки, & теперь
едет на фронт. Он товорит:

— Ну, вот и закончили бронетюеэт. Ра-
бота слелана отлично. Знали ведь, для чего
строили, —для разгрома фашистов. Всякий
старался вложить в работу все ‘умение, все
силы. Теперь мы отправляемся на фронт.
Не сомневайтесь, товарищи, мы © честью
выполним ваш наказ— вернемся с победой!

Команде бронепоезда заволокой коллектив
торжественно вручил красное знамя.

Митинг обратилея с приветствием
к товарищу Сталину.

Многолюдный митинг

ОДЕССА, 10 сентября. (Спец... корр.
ТАСС). Состоялся мнотолюдный общегород-
ской митинг трудящихся, посвященный
героической обороне города. Первым высту-
пил представитель командования, диви-
зионный комиссар тов. Воронин:

— Доблестью и славой покрывалот себя
всины Красной Армии и моряки Черно-
морского флота, беспощадно гремящие на
подступах в Одессе полчища вратов. Мы

победим, потому чтю нас ведет к победе
гениальный стратег великий Сталин.
Одесса была, есть и бужет советской!
Пламенную речь произносит стахановец
завода имени Январокого восстания тов.
Петрупеинекий.
Ломатиняя хозяйка тов. Озерова передает

привет бойцам от женщин и детей.

— Никакие лишения, никакие бомбар-
дировки не CHOMAT воли трудящихся
нашего торода! Мы будем бороться до пол-
ного разтрома, врага.

На трибуне — представитель советской
технической интеллигенции города, главный
инженер энского завода тов. Ватан:

трудящихся Одессы

—= Мы дали слово великому Сталину—
отстоять родной город от фашистских
полчин и клянемся,
сдержим. Не топтать улин нашего горола
фатистекой тгадине!..

Комсомолка тов. Путилина посвятила
свое выступление славным делам одесского
комсомола, пославшего лучших своих вы-
новей и дочерей защищать родной тород.

— Мы гомвы биться до последней
капли крови за свободу, за независлмоеть.
Наши, силы растут и коеннут. Враг будет
разгромлен. `

Долго не смолуают оващии и возпласы

«ура» великому Сталину, когда вносится
предложение послать привететвенную теле-
трамиу Народному  Комиссару Обороны
Иосифу Виссарионовичу Сталину.

В этом письме трудящиеся Одессы еще
раз подтверждают свою клятву вождю —
залцищать родной город.

Митинг обратился © приветствием
к тероическим защитникам Ленинграда
и Киева. ;

что мы свое слово’