рее de =

в

_ .. (Черная оставле
“‘транитный обелиск высотою в: 9. мет-

СТРАНА ГОТОВИТСЯ
К ПУШКИНСКИМ

ДН

29 января в Кремле, под председа-
тельством т. А. С. Бубнова, состоя-
Лось заседание Всесоюзного пушкин-
ского комитета. Заседание было по-
священо п выполнения поста-
новления Совнаркома СССР’ от! 30 де-
кабря 1936 rota 06 ознаменовании
столетия со дня смерти А. С. Пуш-
кина.

Выступивший с докладом замести-
тель председателя Пушкинского ко-
митета народный комиссар по про-
овещению РСФСР т. Бубнов расска-.
зал о подготовке к юбилею. Сообще-
ния сделали также тт. Каспаров”
(Ленинград); Хвыля (Украина), Фи-
латов (Москва), акад. Горбунов (Ака-
‘демия наук СССР).

План издания сочинений Пушкина,

как сообщил т. Бубнов, выполнен
почти целиком, а по ЕТ
OC-

несколько даже перевышолнен.
литиздат дал стране около 8 млн.
книг. За последние три месяца вы-
пущено шеститомное собрание сочи-,
нений 100-тысячным тиражом, одно-
томное собрание сочинений 350-ты-
‘сячным тиражом, а отдельные про-
изведения 100—200—400 — u 750+
тысячными тиражами. В частности
изданы произведения Пушкина На
таких языках, на которые он нико-
тда ранее не переводился: ассирий-
ском, кара-калпакском. мансийском,
нанайском, ненецком, эвенском
и др; Пушкин издается на Украи-
не, в Белоруссии, Грузии,  Азарбайд-
жане и в других республиках.

На Украине к юбилею издаются
на украинском языке два тома OC-
новных произведений Пушкина. На-

‚ чата подготовка к выпуску шести»

томника. Выходит книга «Пушкин н&
Укрзине». Издаются отдельные про-
изведения поэта на еврейском, бол-
гарском, польском, немецком п мол-
давском языках. В киевской опере
ставится «Борис Годунов».

А. С. Бубнов привел весьма инте:

рёсные цифры: с 1898 года по. 1917 г.
произведения поэта были изданы Е
количестве 9.1 млн. экземпляров, & ©
1917 no 1935 г. включительно, —
9,3 млн. За один 1936 год выпуще-
но уже 10,8 млн. экземпляров.
о Крупнейшим событием юбилейных
дней явится Всесоюзная пушкинская
выставка, ортанизуемая в Историче-
ском музее столицы. Для выставки
отведено 17 зал. Получено около 4.000
экспонатов и 3.610 томов книг.

Весь Союз готовится к юбилею. На
заводах и в колхозах проволятся чи-
тательские конференции. Юбилей 6y-
дет ознаменован повсюду торжествен-
ными заседаниями. Пушкинские -Be-
чера устраиваются во. всех шко-
лах СОСР. Торжественное заседание
Всесоюзного пушкинского комитета, с
участием общественных организаций,
состоится в Большом театре. Созыра-
ется сессия Акалемии наук CCCP,
посвященная Пушкину. Созызается
также пленум правления союза совет-
оких писателей. Массовые . праздне-
ства устраиваются в селе Михайлов-
ском

В Ленинграле, на Мойке, в квар-
тире, гле жил Пушкин, будет открыт
музей. Заканчиваются работы по уста-
новке памятника На месте дуэли
pt Речка). Здесь  поставлев

ров. Обелиск будет украшен бронзэ-
вым барельефом— портретом. Пушки-
на работы скульптора М. Г, Манизе-
ра. Заклалку монументального Ta-
мятника поэту предполагается произ-
вести на Университетской  набереж-
ной в Румянцевском сквере. Театры
Ленинграла  тотовят  пушкинокие
спектакли.

Пушкинский комитет принял ряд
решений по докладу т. Бубнова. В
частности поставлен вопрос © том,
чтобы пушкинские спектакли и KOH-
церты были проведены в юбилейные
дни во всех театрах

*

26 января в кабинете председателя
Мособлисполкома т. Н. А. Филатова
состоялось заселание Московской 06-
ластной и городокой пушкинской ко-
миссии, заслушавшей сообщения 0
подготовке к пушкинскому юбилею
в Москве и в области.

Выступавший от имени Союза co-
зетских писателей и издательской ко-
миссии Всесоюзного пушкинского ко-
митета Н. Н. Накоряков `сообщтил. что,
веледствие огромных тиражей  юби-
лейных изланий Пушкина, книжные
магазины достаточно насыщены кни-
тами великого поэта.

И тем не менее ощущается нехват-
ха в однотомнике Пушкина, несмот-
ря на т0, что выпущено уже 350 ты-
сяч экземпляров,

ЯМ

Детиэдат ЦК ВЛКСМ дал ребятам
несколько изданий Пушкина: еборни-
ки сказок, серийные издания, трех-
томное собрание сочинений,

В ближайшее время появится одно-
томник произведений великого поэта.

Музыкальное издательство выпу-

стило оперы, романсы и сборники му-
зыкальных произведений на слова
Пушкина.
‚ Изогиз, усиливший в
время темпы работы, выпускает ху-
дожественные портреты поэта, цвет-
ные картины. плакаты Для школ,
клубов, открытки и т. п.

Союз советских писателей примет

участие в торжественном заседания
10 февраля в Большом театре СССР.

Юбилейное заседание будет. тран-
слироваться по всей стране. Сверл-
ловская площаль и эдание Большо-
то театра будут специально оформле-
НЫ.

10. февраля днем у памятника
Пушкина состоится торжественный
митинг по поволу восстановления ня
постаменте памятника подлинных
строк из бессмертного стихотворения
поэта.

Начертанные на памятнике
женные строки —

И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой про-

буждал —

иска-

будут заменены подлинным  тек-’

стом поэта: :
И лолго буду тем любезен я народу,
: буждал,
Что в мой жестокий век восславил
я свободу

И милость к падшим призывал.
12 февраля откроется Всесоюзная
пушкинская выставка. В этот же день
состоится открытие мемориальных
досок в Москве— на, Арбате, 53, где
жил Пушкин, и на Бауманской ули-
це, на месте, тде был дом, в котором
родился великий поэт. Мемориаль-

ные доски ont открыты 12 февра-.
ля и в селе Захарово, и в Яро-
польце.

Ралиокомитет, по сообщению т. Ко-
корина, даст два международных
концерта, посвященных Пушкину.
Первый концерт—8  февраля— будет.
передаваться в Афганистан, в
ив Турцию, второй—44 февраля —

прелназначается для Западной Евро-_

пы и Америки. В программе Глинка,
Балакирев, Римский-Корсаков, Чай-
ковский, Рубинштейн, Мусоргский
и др. у ;

Всесоюзный пушкинский радиокон-
перт состоится 3 февраля при уча-
стии лучших артистических сил Мо-
сквы, Ленинграла, Киева, Тбилиси,

На конкурс среди радиослушате-
лей на лучшую программу пушкин-
ской передачи прислано четыре ты-
сячи протрамм.

Областная пушкинская комиссия
утвердила. план юбилейных  гадио-
передач по области. Вместе с тем
т. Филатов указал т. Кокорину на рял
фактов, свидетельствующих о недо-
статочной тщательности. и. некоторой
небрежности языкового и стилистиче-
ского. порядка, допускаемых  дикто-
рами и чтецами в пушкинских паре-
дачах. fry anit

Заместитель начальника Mockos-
ском управления по делам искусств
т. Зубцов информировал комиссию 10
подготовке театров Моссовета: 34 ян-
варя театр п/р Симонова_ покажет
премьеру инсценировки «Дубровско-
го»; в двадцатых числах февраля
пушкинский спектакль дает еатр
им. МОСИС, который ставит малень-
кие трагедии Пушкина; эти же Ma-
ленькие трагедии готовят Москов-
ский драматический театр и Цен-
тральный Трам, Трагедию А. П. Гло-
бы «Пушкин» включил в свой репер-
Туар Театр Революции. .

Котла состоятся пушкинские спек-
таклн в. Театре Революции, в Мо-
сковском драматическом театре и в
Центральном Траме, т. Зубцов не со-
общил; по нашим  овелениям, эти
спектакли будут готовы не тяк скоро.
Совсем не упомянул т, 5убцов о под-
тотовке к юбилею в других театрах
Моссовета. Вообще из ето предельно
сжатой информации было ясно, что
подготовка в Московском управлении
по делам искусств оставляет желать
лучшего.

Н. А. Филатов предложил управле-
нию срочно созвать совещание пред-
ставителей всех театров Моссовета
совместно с представителями  цент-
ральных театров для выяснения, что
они покажут зрителям в пушкинские
Дни.

последнее.

Иран

` Рэмэн Роллан

Привет

29 января Ромэн Роллану испол-
нилея семьдесят один тод. В этот
день все передовое и ое
человечество обращается к великому
французскому писателю CO словами
любви и сердечного привета. Совет-
ской стране создатель «Жана Кристо-
фаз», «Кола Брюньона» и «Очарован-
ной души» особенно близок. Произ-
ведения Роллана знают и любят ши-
рочайшие массы нашей ‘страны. Его
влохновенное слово близко и дорого
народам Советского Союза. После
Горьком это самый популярный у
нас писатель. ;

С замечательной настойчивостью с
первых шатов своего творчества Рол-
лан иокал образов, в которых было
бы воплощено «человеческое вели-
чие». В героях Французской револю-
ции (серия драм, составляющих, по
мысли автора, «Илиалу французского
народа»), в образах великих хулдож-
ников прошлого — Бетховен, Микель
Анджело, Толстой; в Кристофе, ко-
торый был уже современником Pod:
лана, наконец, в Аннете и Марке
Ривьерах («Очарованная душа») оди-
наково заключен призыв к тому «че-
ловеческому доетоинетву», которое без-
жалостно попрал капитализм. В 0с-
нове  роллановекотго «героического
реализма» всегда лежало стремление
к счастью человечества. И когда зл0-
вещая тень фалцизма поднялась над
Европой, великий писатель всю силу
слов своих обратил. против. «корич-
невой ‚чумы, которая „превзошла B
своих деяниях черную чуму». «Сол-
дат действия», он связал свой вы-
ступления против войны и фашизма
с огромной практической работой по
организации антифелпистского фрон-

та. Вся передовая западная ‚интелли-

тенция видит в Роллане ‘своето учи-
теля и вождя;

В последней книге своего замеча-
тельного романа «Очарованная душа»
Ромэн Роллан показал в ярких худо-
жественных образах, какие глубокие
перемены произошли в сознании луч-
ших людей западной интеллигенции,
как вовлекаются они в активную
борьбу против фашизма, как крепнет
их связь с народными массами, как
возникает новый тип мастера культу-
pH Ha Западе. Этот новый мастер
культуры отбрасывает гнилые пред»
рассудки буржуазного гуманизма и
становится в ряды борцов против фа-
шистокого варварства.

Известно, как широко развернулось
сейчас во всех странах капитализма
антифаигистское движение среди ин-
теллигенции, Как пример, достаточно
назвать Парижский конгресс в за-
щиту культуры (июнь 1935 года), об’-
единивший лучших писателей Евро-
пы и Америки под лозунгом борьбы
против фашизма, под лозунюм сою-
за мастеров культуры с рабочим клас-
сом. Инициаторами, вдохновителями,
идейными вождями этого историче-
ского с’езда были Анри Барбюс и Ро-
мэн Роллан. Этот с’езд был практи-

Ромэн Роллану!

ческим фезультатом литературной и
общественной работы Ромэн Роллана.

Советокий Союз стал воплощением
всех надежд Ромэн Роллана, стал
для не новой родиной. В словах,
тлубоких и взволнованных, выразил
великий писатель свое отношение к
стране победившего социализма.
статье «На защиту мира», опублико-
ванной ‘в феврале 1936 года, он го-
ворит:

«Я знаю, что Советский Союз: яв-
ляется самой мощной гарантией с0-
циального, прогресса и что человече-
ское счастье находится под ето за-
щитой. Я знаю, что это наша живая
крепость и что если бы эта Kpe-

`пость пала, погибла бы надежда все-

го мира, и наш Запад не нашел бы
в своих венах достаточно крови, что*
бы дать отпор сапотам беспощадной
реакции и собственному отчаянию,
Я знаю, что мир оказался бы вновь—
неизвестно на околько столетий — под
гнетом порабощения и был бы залит
волной. грязи и крови.

Вот почему я говорю: «Защита Co-
ветского Союза — или смерть»,

Летом 1935 года Роллан посетил
Советский Союз. Он был. гостем Горь-
кого, с которым его связывала мно-
голетняя дружба и тлубочайшая бли-
зость двух геликих художников, пу-
ти которых сошлись.

Ромен Роллан с восхищением гово-
рит о том, что в нашей стране он уви-
дел осуществленным и завоеванным
все, о чем он мечтал всю свою жизнь,
Б чему он веогда страстно стремился,
KR чему он пытался вести своих геро-
ев. Оч товорит о нашей родине: «В
ней напити свое осуществление мечты
моего ‘искусства, належды всей моей
жизни, дух Жана Кристофа и Кола
Брюньона».

Он нашел незабываемые,  пофази-
тельные слова для того, чтобы пере-
дать это переполнившее его ощуще-
ние близости, кровного ролетва ©’ на-
шей жизнью. В  писыме товарищу
Сталину накануне своего от’езда из
Москвы Роллан писал:

«Я уезжаю ‹ подлинным убежле-
нием в том, что я и предчувствовал,
приезжая сюда: что единственно на-
стоящий мировой п ecco неотдели-
мо связан с судьбами ‚ что СОСР
является пламенным очагом пролетар-
©кого Интернационала, которым, долж-
но стать, и окоторым будет все чело-
вечество, что обязательным долгом во
всех странах является защита его
против всех врагов, угрожающих ero
пол’ему. От этого долга, — вы это
знаете, дорогой товарилц, — я никог-
да не отступал, не отступлю никогда
до тех пор, пока булу жить».

В. этих словах — весь Роллан © ‘его
‚отненным энтузиазмом, с ето кри-
сталльной чистотой, с ето непоколе-
бимой верой в торжество лучших
идеалов человечества.

Да здравствует еще много лет наш
великий друг!

‘ная пушкиноким местам?

. Пентральным

ПУШКИНСКИЕ
МЕСТА

домом Красной ap-
иии открыта выставка, посвящен“

На выставке — в живописи, гра”
вюре и рисунке представлены а
харово, село
ское, селю Болдино,
лотняный завод, Остафьево, & также
пушкинские места в Крыму.

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово; оно

С заборами — в реке волнистой

Зерцалом вод отражено.

Эти строки невольно приходят На
память, когда смотришь картину ху*
дожника А. С. Рыбакова «Вид Заха-
рова».

Серия офортов и акварелей, посвя-
щенных Михайловскому и` Тригор-
скому, выставлена художником П.Ф.
Осиповым.

«Михайловские рощи» в первый
раз увидели поэта еще «веселым юно-
шей». Сюда же явился он «усталым
пришельцем» в, последние годы своей
жизни. Олна ‘из акварелей Осипова
изображает «опальный домик», тде
жил поэт. a

Ряд картин и рисунков, сделанных
в Михайловском и Тригорском, при-
надлежит художнику К. Н. Карыги-
ну. Он зарисовал Святогорский м0т
настырь, тде похоронен А. С. Пуш-
кин, Градище Воронич, куда, часто
заезжал поэт; пруд, на берегу кото-
рого стоял дом друзей Пушкина —
Осиповых.

*

На выставке больше всего работ,
посвященных селу Болдину.

«Болдинская осень» — это один из
наиболее плодотворных периодов В
жизни поэта. 9 декабря 1830 года
Пушкин пишет П. А, Плетневу: «Ска-
my тебе (за тайну), что я в Бол-
дине писал, как давно уже не пи-
сал».

Картина художника Д. А. Колупае-
ва показывает нам Пупкина, под’ез-
жающего на бричке к своему боллин-
скому дому. Хуложником даны так-
me село КБолдино, избушки, сохра-
нившиеся со времен Пушкина, виды,
открывающиеся из окна ботдинокого
дома, и т. д. Интересна его карти-
на, изображающая в избе инва-
лила Ивана Крючкова, бывшего слу-
гу последних Пушкиных, живших в
Боллино. Иван Крючков — февно-
стный хранитель всех преланий ©
семье поэта. ,

Художник Б. Ф. Рыбченков побы-
вал в бывших имениях Гончаровых
—Яропольце и на Полотняном заводе.
Он зарисовал  яропольский парк,
в’езлные ворота в усадьбу, крепост-
ную башню, реку Ламу. В рисунках,
посвященных Полотняному заводу, да-
ны — бывший дом Гончаровых, парк,
река Сухолрев.

Б. Ф. Рыбченкову принадлежат
также картины и рисунки, сделанные
им в Остафьеве — имении поэта
П. А. Вяземского, где Пушкин был
частым и желанным гостем, Рядом
с картиной ВБ. Ф. Рыбченкова «Ос-
тафъевский дворец». помещены ero
рисунки, изображающие пушкинскую
комнату во дворце и памятник ве-
лпкому поэту — в Остафьевском пар-

ке.

Пребыванию . Пушкина в Крыму
посвящены работы художника С. И.
Лобанова, проделавшего недавно весь
тот путь, который более сотни лет на-
зад проделал Пушкин.

Керчь, Феодосия, Гурзуф, Шайтан-
Мерлвень, Георгиевский монастырь
(близ Балаклавы), Бахчисарай — та-
ковы основные пункты этого пути.

Среди представленных на выстав-
ке рисунков С. Лобанова привлека-
ют внимание: развалины Пантикалеи,
э которых говорит Пушкин в своем
письме к А. А. Дельвигу; вид © Пуш-
кинской горы на Аю-Даг; скала, на-
зываемая Ява, с остатками Генуэз-
ской крепости.

В олном из черновых набросков
«Желания» Пушкин посвятил этой
скале слелующие строки:

Как я любил над блещущим зали-

вом

Развалины, венчанные плющом.

Серия рисунков С. Лобанова изо-
бражает знаменитый дворец в Бах-
чисарае,

*

Таково в основном содержание вы-
ставки «Пушкинские места».

На ней представлено свыше 160
картин и рисунков, но она, конечно,
не претендует на исчерпывающую
полноту. На выставке совсем нет за-
рисовок Кавказа; Одессы и многих
других мест, неразрывно связанных
с именем великого поэта, тде он
бывал, жил и творил.

: CTH®

«Спутники»

Ромэн Роллан

Эта книга не есть результат зара-
нее составленного плана. Все эти
очерки писались по разным поводам,
в различные моменты жизни.

И все же они все составляют еди-
ное целое, являются различными фор-
мами выражения одной и той же
личности на протяжении всей ее жи-
эни.

Вся эта жизнь проходила под зна-
ком конфликта, не только личного,
но — характерного для всей эпохи 00-
циальных. сдвигов — конфликта меж-
ду мечтой и действием. межлу ду-
хом и бытием. межлу идеалистиче-
скими стремлениями личности и м0-
тучим об’ективизмом Природы, дик”
тующей свои законы разуму.

С детства я смутно чувствовал, что
трагические противоречия раздирают
интеллигенцию. буржуазии — го©под*
ствующего класса калйталистического
мира. Поток наролов и масс, рожден-
ный эпохой национальных войн и
революций, вышедшая . из берегов ре-
ка политических и социальных дей-
ствий грозила затопить старый’ бур-
жуазный гуманизм; лишенный энер-
тии и гибкости, он не смог принорэ-
вить свой дряхлый шаг к‘ стреми-
тельному лвижению жизни и упрямо
защищал свои позиции, уже осуж-
денные, принадлежащие минувшей
эпохе. И так как вокруг были толь-
‹кб люли, намеренно закрывавитие
тлаза, чтобы не видеть сл «Мана,
текел», начертаннух Ha eHe,
мучимый сомнениями юноша со стра-
стной тоской вопрошал своего поэти-

О_о me
Типография газеты «За индустр

_ Уполном. Главлита В—26106,

о своей книге

ческого спутника Гамлета !, Присло-
нившись к стене кладбища, где дол-
жны были похоронить возлюбленную,
красоту искусства и мечты — 0фе-
лию, Гамлет видит приближение
Фортинбраса. Гамлет и я, мы уже
знали, что Фортинбрас завладеет ко-
роной,— даже больше, — что он име-
ет на нёе право, pas MBI He могли
взять ее, незмогли даже желать об-
ладать ею. У мысли не было сил ©0-
четаться © действием; но было. ©0-
знание, что правда на стороне дейст
BHA.

Надо вопомнить лихорад  ат-
мосферу в годы 1880—1890, Гнетущая
атмосфера ‘французской политики.
внушающая отвращение республика

Греви 2 — республика грязных афер’

и взяточничества, кулак бисмарков-
ской Германии, вое время угрожаю-
щий нашей молодежи (каждый год
зловещие вброны предвещали, что
летом будет война!), тревожное вы-
здоровление израненной Франции,
еще не осознавшей своих‘ сил, — вое

1 Размышлениями о Гамлете я был
поглощен, когда мне было восемнал-
цаль лет, О них я раюскажу в’ ки:
те, которая будет иметь автобиогра-
фический характер. :

2 Жюль Греви, французский и по-
литический ‘деятель, дважды (в 1879
H 1885 тг.) избирался в президенты
Французской республики. Деятель:
ность его в это время сводилась Е
охране буржуазного порядка. Из-за
скандала с орденами, которыми тор-
товал его зять Вильсон, вынужден
был подать в отставку (прим. перев.).

это поддерживало в лучших пред-
ставителях нашей молодежи идеали-
стический пессимизм; в моем случае
этот пессимизм усугублялся’ состоя-.
нием здоровья, бывшего вечно под
утрозой. Мы чувствовали, что мы на
краю пропасти; и, спасаясь от власти
жесткой действительности, которую
мы волокли за собой, как железное
копье, нас пронзившее, мы искали
убежища в одлурманивающей мечте
поэзии и музыки — Шекспира и Ват-
нера — или. их немощного наеледни-
ка, этого тепличного растения: «сим-
волизма».

Но всё время, резкими толчками,
нас будили, призывали к обязатель-
ствам реальной борьбы: мы должны
были завоевывать средства к суще-
ствбованию остервенелой работой, и
это, помимо нас, привязывало нас к
суровой и здравой действительности,
‚Около 1886—1887: г... когда я си-
лой усмирил пессимизм своих двад-
цати лет, произвольно созлав cede

временное сгейо (это нужно было для.

того, чтобы быть в состоянии жить),
я начал. направлять свои мысли в
сторону лействия. Толстой помог мне
в этом своим «Что делать?». Но как
мрачно было его’ представление 06
общественной деятельности! К  сча-
стью, с латинской земли на меня
повеяло весенним ветром. Вечная вес-
на Италии! В Римё, во дворце. Фор-
незе ‘я в течение ‘двух лет лечился
светом. Мои первые драмы, мои пер-
вые детища насыщены культом
«Сверхчеловека» эпохи Возрождения,
прославлением  силы и красоты. Это
неосознанное ницшеанство было у мо-
лодого ‘человека естественной реакци-
ей и самозащитой от толстовокой со-
циальной скорби, лишенной света, но
оно в свою очерель было лишено Te-
ни, ему недоставало жалости: это бы-
ла пустыня, выжженная солнцем.
Инливидуализм героический и оди-
нокий; он рвет связи с коллективом:
он ‘создает пустоту вокруг себя; и,

как Кориолан и Готспур 3, он издает
вопли, мечется и падает в яму, ко-
торую он сам вырыл. Жизнь — в кол-!
лективе, Преобразуем ее!

Мы преобразовали ее в борьбе. Де-
ло Дрейфуса воскресило для меня
Французскую революцию 4. Я был по-
тлощен им. Я ощущал страстную си*
лу масс, бравиеих Бастилию, и неие-
товства Конвента. Гении действия.
которых я мысленно воскресил, заря-
‚зили меня своим тероическим . опти-
мизмом; он спас ‘меня в эти годы,
без их помощи я погиб бы.

Оптимизм ‘и пессимизм — эти два
врага — они оба были во мне; и всю
мою жизнь я работал над тем, чтобы
примирить их. Но, наблюдая людей,
я пришел к ваключению, что эти
противоречия непримиримы. Котда я
еще был учеником школы На» ули-
це Ульм 5, мой учитель Брюнетьер
обнаружил во мне — раньше, чем я
осознал это сам, революционный оп-
тимизм, враждебный его пессимиз-
му, который я, в результате моей
внутренней борьбы, должен был одо-
леть. Брюнетьер относился к этому
отрицательно. Позже, в предисловии
К «Жизни Микель Анджело» я вы-

_ 3 Готспур: — прозвище рыцаря Ген-
ри Перси при дворе английского ко-
роля Генриха Г\. В трагедии Шекопи-
ра «Генрих ГУ»  Готспур — человек,
наделенный огромным честолюбием и
смелостью, — восстает против Ген-
риха, принца’ Уэллскою.’ Во’ время
поединка Генрих ‘убивает ето. (При-
меч. ‘ перев,).

“ Драма «Волки», возникшая под
влиянием дела’ Дрейфуса, положила
начало всем моим драмам о револю-
ции; и в эти голы, 1897—1901, Я за-
думал эпопею революционного наро-
да, которая должна. развернуться на
арене Народного, театра. _

5 Высшая нормальная школа для
полютовки преподавателей лицеев A
ученых, (Примеч. перев.).

разил, не без горечи, мое возмущение
против христианского пессимизма, ко-
торый я слишком .хороню знал, на-
ходя его как-в себе, так и в других,
И, хотя я и чувствовал его величие
в некоторых людях, уважаемых или
любимых мной, я восстал против не-
ro. Ибо он заключает в себе отрица-
ние человеческого прогресса ‘и связан
с реакцией. Кто борется с ней, тот
должен бороться и с ним. Я вел с
ним борьбу в самом себе: это было
нелегко!

Бетховен помог мне в этой борь-
бе; Но-больше всех помог мне Кри-
стоф, мой сын, дух борьбы, человек-
творец. Можно ли быть пессимистом,
рождая, виля, что сын силен, видя,
как он растет? Дитя физическое или
духовное устанавливает связь меж-
ду вами и шатающим вперед коллек-
тивом. Этот под’ем радости и горячей
социальной солидарности. проявился
затем в «Кола Брюньоне».

Война. казалось, пресекла этот по-
рыв.. В эти темные годы вновь воплы-
ли пессимизм и стремление к мечте,
— их можно найти в моих четырех
очерках о Шекопире. Но в то же вре-
мя нас было несколько человек, 60-
рющихся, несмотря ни на что, за не-
зависимость мысли, за освобождение
народов, принесенных в жертву.

Эта борьба с тех пор неё прекра-
щалась. Как пессимизм, так и опти-
мизм принимали в ней участие. Но
уже не противопоставляя себя друг
другу. Они заключили союз. В борь-
бе за победу нового человечества на-
до натрячь все силы; трагическое ви-
дение несправедливости и страданий
настоящего помогает в борьбе не
меныпе, чем светлая уверенность в
лучшем будущем. Тот не готов по-
бедить или умереть, в ком оптими-
стический порыв не опирается на от-
чаянную решимость никогда не воз-
вращаться назад. к ненавистному
миру поражения — прошлому.

Перев. ЖАНТИЕВОЙ,

Михайловское, Тригор“
Ярополец, По. 5 ey

`сали для трудового

‘ Vassvasnviunstasunrustinsisniaiarese

иализацию», Москва, Цветной бульвар,. 30, -

er —
es

1 д. и. Гулия.

Дедушка
абхазской

литературы

30 января абхазский народ

put Иосифович Гулия родился

Будучи народным учителем, он

стихов на абхазском языке,

Характерными чертами творчества
Д. И. Гулия являются простота и на-
им поэзия и
проза блиэки и понятны массам. Не
случайно в последние годы им уде-
ляется большое внимание созданию
политической частушки, метко разя-

родность. Созданные

щей классовых врагов.

В 1929 г. Д. И, Гулия был ватраж-
цен орденом Трудового Красного зна-
мени. Трудящиеся Абхазии ценят и
любят этого неутомимого  писателя-
труженика, — его юбилей явился на-
циональным праздником всего наро-

да,
х
Дорогой Дмитрий Иосифович!

Горячо поздравляем` вас, основопо-

ложника абхазской литературы, с 45-
летием вашей славной литературной
деятельности.

В тяжелые годы царизма вы пи-
народа, ваши
произведения были надтравлены „про-
тив. его утнетателей,

В наши светлые, счастливые дни
ваше творчество, благодаря своей
подлинной народности, близко и по-

нятно возрожденному абхазбкому на-

роду.

более плодотворной работы.

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Сказ о Кирджали

В одном из районов Азово-Черно-
реческом —
есть село Молдаванское. Крестьяне
этого села лет семьдесят назад пере-
селились сюда из Румынии. До ус-
тановления советской власти это бы-
ло самое бедное и темное село, где
чиновные люди беспощадно эксплоа-
тирогали безземельную молдаванскую

мороко края — в

крестьянскую бедноту.

Теперь здесь -— колхоз им. Фрун-
1936 Tony равен

зе. Ето доход в
2.300.000 рублей.

Недавно молодой писатель Н. Мар-
ченко записал со слов колхозника

Александра Александровича Трифо-
нова народный сказ о Кирджали,

Первая часть сказа почти не ‘рас-
ходится © пушкинской повестью
«Кирджали». Вторая часть рассказы-
вает о дальнейшей бунтарской дея-
тельности национального героя, вы-
ступавшего в защиту бедных и уг-
нетенных крестьян-молдаван,

Сказ о Кирджали подтототляется
к печати.

рятурная газета нее

OT-
метил сорокапятилетие литературной
деятельности своего старейшего писа-
теля — Д. И. Гулия, «дедушки аб-
хазокой художественной литературы».
Основоположник абхазской пись“
менности и литералуры, создатель аб-
хазского театра, историк, фольклорист,
и замечательный переводчик, Дмит-
B
1874 г. в бедной крестьянской семье.
Верный сын своего народа, он много.
лет работает в области народного об-
разования, стараясь приобщить К
культуре темные крестьянские массы.
в

1891 т. создал свою аабуку и первый
абхазакий практический словарь; им.
me составлены книги для чтения. В
1907 г. в Тбилиси выходит первый
сборник абхазских пословиц, собран-
ных Д. Гулия. В 1910 г. — первый
томик его стихов, — первая книга

Желаем вам долгой жизни и еще

Невозмутимость
равнодушных

(От нашего корреспондента)

Телеграмма из Москвы о пушити
ском пленуме писателей была гум
мом, грянувшим Ha голову — Азов
{  Черноморского правления COSA Ws
ветоких писателей,

Конечно, о том, что в крае ©
пушкинский комитет, в правлени
ть, Дотадывались и о юбилейных
датах. Но это никого He бесповоядо,

Равнодушие было вастолько №
воамутимо, что даже в повестке 1
давно закончившейся конференция

\ адытейских писателей не было док

лада о Пушкине, Никто ви слова в
  сказал на конференции © велико
‘русском поэте.

Краевой пушкинский комитет су
ществует давно, но он ни разу ещь
не собирался.

Подготовка к пушкинским днях
ведется помимо комитета и Comey
писателей. И ведется довольно fe
плохо. Ебли на конференции писете
лей не было доклада о Пушкино,
то на конференциях работников Ko
операции и работников треста «За»
тотскот» такие докльды были и щи.
влекли огромное числю слушателей,

И вот гром грянул. В правления
затпевелились. Начали тотовить пуш.
кинский альманах. Писатели жив
откликнулись. Ат. Линин дал ит,
тересную статью «Пушкин в Hamey
крае». Ашот Гарнакерьян — поэму
о. Пушкине.

Но альманах еще не собрал, 1
Korma будет сдан в печать, нед
вестно. К пушкинским двям Он, fx
нечно, не выйдет.

В плане правления comea nawere
ны доклады о Пушкине на крутныт
предприятиях Ростовь и семь вече
ров в городах и колхозах края. Но
кло выстутит с докладами, какие
писатели куда поедут—иока wena
вестно.

Вот и Ре о литературном Poctos
ве в предпушкинские дни,

Невозмутимое фавнодушие госнода
ствует здесь’ в организации писатеч

лей. ©
Н. ЧИНАРИН
г. Ростов-на-Дону

—

Произведения Пушкина
на киргизском языке

ФРУНЗЕ. Вышли из печати проч
изведения А. С. Пушкина ив киргиз-
ском языке; «Цыганы», «Каменный
гость», «Кавказский пленник», «Сказ»
ка о рыбаке и рыбке», сборник ли“
рических стихотворений.

Находятся в производстве и скоро
выйдут: «Дубровский», «Капитанская

дочка», ° «Гаврилиада», «Сказка 0
Попе и его работнике Балде»,
МАН

Фильм, искажающий
Пушкина, с экрана снят

Главное управление по контролю 8%
зрелищами и репертуаром (TYP)
предложило Главному управлению ки.
нематографии и Росснабфильму пре
кратить демонстрацию на экранах
фильма «Капитанская дочка», 0 KO
тором «Литературная газета» {20 яв
варя с, г.) писала, как о фильме, ис-
кажающем Пушкина.

С. Я. ГЕССЕН

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр,). 25 яп
заря трагически погиб молодой та»
лантливый ученый, пушкиновед Сер»
тей Яковлевич Гессен.

С. Я.. Гессен родился в 1903 в
Впервые он выступил в печати 17-
летним юношей со статьей «Пушкия
и декабристы», помещенной в «Ве

‚стнике литературы». Эта тема разра-

батывалась С, Я. Гессеном и в даль
нейшем, на всем протяжении eM
паучной и литературной  деятельно-
сти. К числу наиболее интересных
работ С. Я. Гессена относятся «Источч
ники 10-й главы «Ювгения Онегина»
(сборник «Декабристы и их время»,
т. П), «Пушкин в Каменке» и др.

В послелние толы С. Я. Гессен рам
ботатв Институте литературы Акале.
мии наук СССР и ло самых послед-
них часов своей жизни активнейше
трудился над организацией юбилейч
ной Пушкинской выставки. i

Митинг жен
московских писателей

8 февраля состоится общемосков-

ский митинт жен московских пис8*
телей, посвященный процессу нал ан=
тисоветоким троцкистским центром,

Докладчики—тт. Фадеев, Никулин.
Начало в 7 часов,
Митинг состоится в зрительном за»

ле Союза советских писателей,

Е Е анк oe
Ответственный редактор Л. М. СУБОЦКИЙ.

ИЗДАТЕЛЬ: Журнально-газетное об’ единение,
—Ш—Ж—УжШМмшжшждмыы=шышныщяБжынЗЩы—мы—жщжядя=щшвщмммМ—&мн —ы—ы—ы—ы—ы—ыыы——ы.— ED

`РЕДАКЦИЯ: Мосива, Сретенка, Последний пер.,

и 4-34-60.

д. 26, Ten. 69-61

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Москва, Страстной бульвар, 11, теп, 4-68-18 и 5-51-69,

Е ГОБУДАРСТВЕННЫЙ РУССНКИ МУЗЕИ?

: Пенинград, Инженерная, 2
my

ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ &

И. Е. РЕПИНА:

открыта ежедневно с 25 января с, г.
Е И часов утра до 10 °асов вечера

© a
На выставке представле :
oxono 1000 Вы H КОВ

Справки по телефону
№№ 2-00-54, 6-06-10

Плата за вход для одиноч-
ных посетителей @ руб. -
a Плата ва вход для экскур-
сантов 1р Шк
й Одиночки учащиеся пла»
тят ва вход 1р. —
красное
мейцы — 50 x,

о
Красноармейские и школькые вко-

курсии. от входной платы освобож-
дены.

м Школьники и

Toc, Изд-во

‚ХУПОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА“

НА-ДНЯХ ПОСТУПАЕТ В ПРОДА.

mY И БУДЕТ РАССЫЛАТЬСЯ ПОД.

ПИСЧИКАМ  ЛИТЕРАТУРНО-ХУДО-
КЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ

ЗНАМЯ № 1

СОДЕРЖАНИЕ:

Курочкин — «Мои товарищи» (О
советской спортивной молоде-
жи и о будущей войне).

Антокольский — Стихи о Пуш-

Лангоф —Р т

— гассказ ‹Гопливоь»,

Жан-Ришар-Блок — Испания, Ис-
пания! (Пер. с франц. Романо-
вича).

Эльза Триоле -— 10
пании.

Н. Габинский — Антивоенная те-
ма в современной испанской
литературе.

Шкловский — Спор о Пушкине.

Гарасенков — Пушкин и Мая.
ковский,

Цена отдельного номера—3 р. 5% коп.

Продажа и подлиска всюду в мага»

ear > аа отита = Consuee
» е в Главн Kouro,

КОГИЗ’а: Москва, Марон, ® т

дней в Ис-