ава шу

Изогизом выпущен альбом «Пушкин в изобразительном ‚ НА’

ЧтФ шышуетил Шефгие
  ie reGmmero

EK uymenncrouy юбилею Изогиз вы-
пустил различного рода  художесть
венные издания — плажаты, портре-
ты, картины, художественные альбо-
мы, книги и открытки.

Из многокрасочных плакатов плакат
Кноблока и Клуциса «Слава велико-
му русскому поэту Пушкину» отпе-
чатан на тринадцати языках народов

печати, оценку романа. Белинским и
Горьким и т. д. ee таблицы.
«Проза Пушкина», «Поэмы и драмы
Пушкина» и др. Серия пушкинских
таблиц предназначена для широкого
крута читателей в качестве пособия
по самообразованию, а также для
школ, техникумов и вузов.

Иа художественных альбомов нуж-
но отметить следующие: «Даты жиз-
ни и творчества Пушкина» (130 то-
новых и красочных иллюстраций,
расположенных во хронологическом
порядке), «Пушкинский заповедник»
(собрание многокрасочных акварелей
художника Хижинокого) и многокра-
сочный альбом «Пушкин в изобрази-
тельном искусстве». :

Подготовляется к выпуску в свет
«Пушкинская выставка», состоящая
из 12 стэндов и содержащая биогра-
фические данные о Пушкине, выдер-
жБи из ето произведений, краткую
библиографию его сочинений и иллю-
страций к ним, а также отзывы клас-
сиков марксизма о творчестве вели-
кого ПОТА.

Полуторамиллионным тиражом из-
даны красочные и тоновые портреты
Пушкина — е оригиналов художни-
`ков Тропинина, Кипренском, Пано-
за, Мато. Вышла также из печати
серия многокрасочных картин «Пуш-
кин на экзамене в лицее декламиру-
ет свои стихи» (И. Ретин), «Пушкин
в лицейском саду» (В. Серов), «Бах-
чисарайский фонтан» (К. Брюллов) и
«У лукоморья дуб зеленый» (Н. Крам-
ской).

Под редакцией В. А. Десницкого и
В. Е. Евтеньева издана серия худо-
жественных таблиц большого форма-
та: «Жизнь и творчество Пушкина». (
Таблица, посвященная «Евгению Оне-  «Выставку» редактируют М. `Цяв-
тину», даст характеристику романа,   ловский, Б. Томашевский, В. Лебе-
историю его создания и появления в   дев-Полянский и Б. Малкии.

Московские школы в дни юбилея

Тысячи школьников столицы при*  ют доклад о жизни и творчестве Пуш-
мут активное участие в празднования   кина и содоклады самих школьников
юбилея великого поэта. Во всех шко-   об изучении Пушкина в советской
лах Москвы, a их около 600, состоят:   школе. . ,
ся © 10 0 20 февраля цпушкинокие На следующий день в городском до-
утревяики для младших и вечера для   мо пионеров состоится сбор предсела-
отарших школьников, ‚  телей пионерских отрядов. С 42 по 24

В дни юбилея учащиеся московских февраля в городском доме пионеров
школ посетят около 1000 пушкинских   отоится конкурс на лучшего чтеца
вонцертов, B программах которых   ПУШЕИНОвИХ произведений.
большое место будет отведено художе-  48 февраля в Колонном зале Дома
ственной самодеятельности. союзов будет дан бесплатный пушкии-

40 февраля в Колонном зале Дома   ский концерт Государственной фя-
союзов соберутся учащиеся 7—10  лармонии для учащихся 5—10 клас-
влассов средних школ. Они прослуша-   сов.

+

=e

\ =

! СНИМКЕ: «Кавказский пленник»,
Лубочная литография 1840-х годов, воспроизведенная в альбоме.

WUrmemri@
® Алдаша

Недавно мы побывали у стахановца
золотой промьшиленности Ивана Ва-
сильевича Куликова. Он сидел за
столом, склонившись Над книгой.
Пушкина. Рядом © книгой лежала те-
традь, в которую Куликов, повидимо-
му, что-то записывал,

Поздоровавштись с нами, он скром-
но заметил:

— Пушкиным занимаюсь..,

Завязалась беседа, во время ко-
торой Иван Васильевич открыл нам,
свой «секрет»: он, оказывается, го-
товится к доклалу о жизни и твор-
честве А, С. Пушкина, собирается
рассказать о нем горнякам своей ша-
хты.

Показывая ккити и разложенные
на столе материалы, Куликов гово-
рит нам:

— ит большая работа,
Много надо еще прочесть, продумать.
— Когда доклам?

— Примерно в ar февраля...

На далеком Алдане широко развер-
нулаеь подготовка к столетию с0 дня
смерти Пушкина.

Коллектив горного техникума гото-
вит вечер. с докладом на тему «Пуш-
кин и русская литература». После
доклада 6 прочтены отрывки из
«Бориса Годунова» и «Скупого Ры-
царя». Студенты выступят и @ ка-
честве чтецов пушкинских произведе-
ний.

В полной средней школе создана
юбилейная комиссия, которая готовит
литературно-музыкальный монтаж из
произведений Пушкина. Школьные
литературные кружки изучают мате-
риалы о жизни и деятельности вели-
кого поэта. Во всех классах открыва-
ются пушкинские уголки. Выпуска-
ется специальный номер стенгазеты.

К пушкинским дням на золотом
Алдане деятельно готовятся и биб-
диотека и Селигдарская электростан-
ция, и районный дом партийного &к-
тива, тде развертывается большая вы-
ставка о жизни и творчестве вели-
кого русского поэта.

С. ПЕТРОВИЧ
А. ШАЛЫГИН

Anan Mompeennn
© Ulymmsmme

звителя одного народа R Be-

Сто лет тому назад, по получении
личайшему представителю другого.

известия об убийстве Пушкина, пре-
бызающий в эмиграции в Париже ве-   Между Пушкиным и Мицкевичем
личайший польский поет Адам Миц.   было много общего. В политической
хевич опубликовал 25 мая 1837 1. 80   области — ненависть к самодержа-
анпузском литературном журнале   вию, гонения и преследования со сто-
С\оБе» знаменательн статью   роны царизма, дружба © декабриста-

под. заглавием: «Notice biographique   uu, ивые мечты и деяния.
et littéraire sur Alexandre Puchkin>,  В области литературы — раннее
подписанную: «Оп аш! 4е Рис»   увлечение Байроном, борьба за ро-
(Друг Пушкина). мантиам, затем почти одновременное

Отатья эта. резко направленная   высвобождение от байроновского вли-
против самодержавия, лолтое время   яния, любовь к преданиям и зеген-
оставалась в Росени неизвестной. В   дам, к былинам, пееням и истории
1873 оду — 36 лет после омерти   своей страны, своего народа. Конеч-
Пушкина и 18 — после смерти Мицщ-   но, многое и разделяло их, и каждый
кевича, — Вяземским была написана   имел самобытную систему вэтлядов
статья «Мицкевич © Пушкине». В   на многие явления действительности.
статье этой. помешенной в 7-м томе Но разница в мнениях, наиболее
собрания сочинений Вяземском, из   ярко выраженная в отношении к
данном в 1982 тоду, автор, сообщив   польскому восстанию  1880—81 1.
о статье Мицкевича о Пушкине 1837   (хотя оба одинаково не верили в его
года, привел некоторые извлечения из   успех!), ни в малейшей степени He
Hee, опустив многие, наиболее поли-   повлияла на отношения Мицкевича в
тически заостренные отрывки и и6-   Пушкину.

RASHG) MHOERO DD EER: В своей статье о и не затрагивает

Перевод свой Вяземский делал по   ни единым словом существовавших
французскому оригинальному тексту   разногласий.
отатьи Мицкевича, опубликованному   Наоборот, для Мицкевича Пушкия
з публикации Владислава Мицкевича,   остался навсегда горячим певцом сво-
сына и биотрафа Адама Мицкевича,   болы, верным другом декабристов (о
под заглавием: «Mélanges pe которых так сердечно пишет Мицке-
d Adam Mickiewicz, publiés avec   gy), «главой интеллектувльной оппо-

‘introduction, préface et notes рат  зиции, политиком, опасным для пра-
Ladislaw Mickiewicz. Paris 18729. вительства».

Настоящий перевод отрывков ©т8-   Мицкевич неправильно  предота-
тъи Мицкевича сделан по ТОМУ Же   влял всю русскую литературу TOTO
французскому тексту статьи Мицке-   времени, как сплошь оппозиционную
Barwa. и неподкупную. Достаточно вопом-

Опущенвые в переволе Вяземского   чить Вулгарина и Греча, чтобы orpo-
зыюказывания Мицкевича о декабри.   вергнуть эту точку зрения. Но Миц-
стском движении, $ роли Пушкина в   кевич правильно очитал передовых
общественном и революционном дви-   прогрессивных вольнолюбивых лите-
жении России печатаются нами круп-   раторов — и первого срели них Пуш-
зым шрифтом и впервые воспроизве.   кина — представителями настоящей
дены на русском языке, русской литературы.

Статья Мицкевича в развернутом   Отдавая долаяное   и, не-
% виде печатается в первом номере   подкупности и оппозиционным   Ha-

издания журнала «Интерив.   строениям русских литераторов пуш-
циональная литература». хинокото времени, Мицкевич востор-

Статья Мицкевича о Пушкине, ве-   женно пишет о революционных стихах
омотря Ha её столетнюю давность,   Пушкина и лучше других знает от.

apmaer собой совершенно ио-   что для том, чтобы написать полоб-
хлючительный по своей ценности не»   ные произведения в России, «тре
обпоримый исторический документ, буется большее мужество, чем чтобы

проникнутый тлубокими чувствами   поднять мятеж на улицах Парижа и
одного тения в другому, величайшего   Лондона», at

Qt Wane de

энал лучше

друсих и действительные отношения
Пушкина с декабристами и ямо
заявляет, что лишь пребывание Пуш-
кина в ссылке спасло ему жизнь.
Мицкевич горячо свидетельствует, что
вольнолюбивым мечтам своим Пуш-
кин, как и он, Мицкевич, не изменял
никогда, но что в последующие после
разгрома восстания годы’ Пушкин
должен был лишь «проявлять боль-
шую меру и осторожность в словах,
большую раюсулительность в поступ-

о Для Мицкевича Пушкин някогда но
был жрецом «искусства для искусст-

№

ках».

№

‹.. Прочитав байроновского «Кор-
сара», ae почувствовал себя
поэтом, но за другим появилось
много его произведений, между кото-
рыми наиболее выдающимися были
«Кавказский пленник» и «Бахчисяа-
райский фонтан».

Опубликованные поэмы эти возбу-
дили среди публики неописуемый
восторг. Большая часть читателей
была поражена новизною поэтиче-
ских тем и форм; женщин изумляла
тлубина чувств молодого человека и
ботатство его воображения; литерато-.
ры были поражены силою, точностью
и изяществом стиля.

Пушкин был всеобще признан пер-
вым писателем своей страны... И в
действительности в первых его про-
изведениях все: является байронист-
ским — и тема, и характер, и мысль,
и форма. А между тем Пушкин не
столько был полражателем своем лю-
бимого поэта, сколько, скорее всею,
был лишь покорен ето духом. Он не
был фанатическим байронистом, ско-
рее всего он был — мы назовем ето
— байронизирующим, ибо если бы
произведений английского поэта и
вовсе не существовало, Пушкин бып
бы провозглашен первым поэтом сво-
ей эпохи.

Подобное явление предвещало нА
севере великую революцию в лите-
ратуре; все разговоры в салонах вра-
щались вокруг качеств и недостатков
новой поэтической школы. Борьбы
между классицизмом и романтизмом
‚мотла (была готова) в каждую минуту
вспыхнуть в России, & наиболее зна-

«Ло Пушкина не было в России
истинных поэтов... Пулжкин дал нам
первые художественные произведения
на родном языке, познакомил нас ©
неведомою до него поэзией», — так
писал Чернышевский. Пушкин м в
тлазах Добролюбова был культурным
явлением огромной важности.

В критической литературе до сих
пор неверно решался вопрое о TOM,
Kak гениальный поэт был воспринят
и оценен вождями крестьянской ре-
волюции 60-х годов. Нередко можно
ветретиться о голословным обвинени-
ем Чернышевского и Добролюбова, что
они якобы нев понимали, вв умели
оценить бессмертных творений Пуш-
кина. Некоторые из наших критиков
утверждают, что «в 60-е тоды разре-
шалось писать стихи только Некра-
сову, а Пушкин был осмеян и 0тбро-
шен как пустой набор слов». Все эти
«суждения» решительно опрокидыва-
ются признанием революционными
демократами 60-х тодюв величия ге-
ния Пупкина,

«Художественный тений Пушкина,
—писал Чернышевский в статье 0
нем, — так велик и прекрасен, что
хотя епоха безусловного удовлетворе-
ния чистою формою у нас минова-
лась, мы доселе не можем не увле-
каться дивною художественною кра-
сотою ето аний, истинный
отец нашей поэзии, он воспитатель
эстетического чувства и любви к бла-
тородным эстетическим ‘наслаждени-
ям в русской публике, масса которой
увеличилась блаходаря ему, — вот ето
права на вечную славу в русской ли-
тературе». В этих еловах © неопро-
вержимой ясностью Чернышевский
утверждает положения: Пушкин =
величайший поэт-художник и Olde
ва его творений бессмертна.

Те же мысли находим и у Добро-
любова: «Русская публика привыкла
mR имени Пушкина каБ своего вэли-
того национального поэта. Она до
сих пор перечитывает и наслаждает-
ся живою прелестью ем стихов... у
наб еще долго будут ярко блестеть
лучи поэзии Пушкина».

В тоды борьбы © эстетами, в тоды”

борьбы с защитниками канонов дво-
рянской усадебной литералуры Чер-
нышевекий и Добролюбов вырабаты-
вали эстетику критического реалйзма,
реалиема, ‹разоблачаюиего основы
крепостническото строя; срывавшего
маску © лица гнусното российского
либерализма и показывавшего ужасы
новой, капиталистической экоплоата-
ции наролных масс, ^

Чернышевский и Добролюбов в ©03-
даниях Гоголя видели наиболее вр-
noe и сильное выражение сатириче-
ского. критическом. изображения welt
ствительности. Гоголь в глазах Бе-
линком, Чернышевского и Добролю-
бова был писателем по преимуше-
ству социальным.
обязаны те, которые нуждаются в 34*
щите, — писал Чернышевский, —
он стал во глазе тех, которые отрица-
ют злое и пошлое».

Эстеты-критики 50-х годов, сторон-
ники пушкинского направления в ли-
тературе, то ‘есть  «тармонического»
‘изображения явлений, и противники
обличительного  тоголевокого налграв-
ления утверждали, что Пушкин был
«чистым художником» и не. был «при-
 вязан к грявному хвосту жизни»: .

В противовео этой точке зрения
Чернышевский и Добролюбов покава-.
ли подлинно резэлистическую основу
в творчестве Пушкина, Важнейшее

чцевский видел в tom, что «Пуш-
кин первый стал описывать русские
нравы и жизнь различных <ословий
русского народа © удивительною вер“
ностью и проницалельностью... Преж-
ние писатели редко избирали предме-

ва». Он всетда считал его глубоко по-
литическим пикателем, которого «мож-
но принять аа мужа, постаревшего в
общественных делах и ежедневно чи.
тающего прения‘ всех парламентов»,
который «любил разбирать  выхокие
религиозные и общественные войро-
сы, о которых соотечественникам его
и не снилось даже».

Для Мицкевича нет разрыва между
политическими идеями Пушкина и
между его творчеством. От декабри-
стов — Е Сен-Симону и Фурье, от
Байрона — к поэзии революционной,
к поэзии действительности, к творче.
ству для народа, — таков был путь
Пушкина, — заявляет Мицкевич в
своей статье.

Глубокие и волнующие мысли Миц-
кевича о Пушкине и его времени, о
которых мы здесь лишь вкратце
вспоминаем, заслуживают самого при-
стального внимания советокой обще-
ственности и наших пушкиниотов.

*

менательно то, что в то же самое
время подготовлялась там и полити-
ческая революция (затевался полити-
ческий переворот)... .

Несколько дворян и несколько во-
енных, полные энтузиазма к свободе,
поверили в то, что соотечественники
их искреннейшим образом разделяли
их чувства и что настал момент, ко-
гда стало возможным свергнуть дес-
потизм и установить на его место
конституционную монархию ипи рес-
публику. И в то же самое время, ко-
гда в тайных собраниях основывал-
ся заговор, (вовне) старались рас-
пространять свободолюбивые. поня-
тия при помощи писем и книг. Ли-
‘тераторы в Росоии составляют род
братства, связанного многими узами.
Почти все они либо люди зажиточ-
ные, либо правительственные служа-
щие, и пишут они большею частью
рали славы и почета. Так как та-
лант не стал еще у них предметом
торговли, редко между ними поэтому’
встречается профессиональная  а4-
висть или вражда интересов. По
крайней мере, я не видал ни олного
хотя бы подобного примера. Поэтому
литераторы любили часто собираться
вместе, почти каждый день встреча-
лись друг с друтом и проводили ве-
село время среди трапез, чтений и
дружеских споров. Потому-то заговор-
щикам, многие из которых были зна-
менитыми литераторами, легко было
создать себе среди своих друзей
многочисленных сторонников как в
Петербурге, так и в Москве.

Вскоре же, будто по условному

Пуникин и револ
Ч. шестиде

«Гоголю многим

качество творчества Пушкина Черны

=

Me My UMMM Cis x TO [pase ett

Lt

литературн

H. БЕЛЬЧИКОВ

том своих рассказов русскую жизнь,
а если и делали это, то описывали
ее неточно и bite ab OO Lit

юбов также указыв -
к характер поэзии Пуш-
кина. «Пушкин откликнулся на все,
в чем проявлялась русская жизнь, —
товорил
все ее стороны, прослелил ее во всех
степенях, во всех ее частях, никому
не отлаваясь исключительно»,

Чернышевский и Добролюбов ука-
взывают не мало конкретных сюжетов,
взятых Пушкиным из жизни,
указывают, что Пушкин поотрял To-
толя в разработке «Ревизора» и «Mep-
твых душ», сюжеты которых дат
ему автор «Бориса Годунова» и <
тения Онетина».

Отмечая огромное значение Пушки-
на в области создания стиха и фус-
ской поэвии, революционные демо-
краты, в опровержение заявлений
сторонников «артистической теории»
о чистой художественности Пушкина,

указывали на общественный характер

его поэзии. Добролюбов гово-

прямо
рит, что Пушкин «умел понимать свои,

обязанности к обществу»,

Общественное — аначение
Пушкина они видели в том, что ето
стихи приобщали к культуре огром-
ные слои общества. Эту мысль ярко
высказал Чернышевский: «Его (Пуш-
кина) произведения могущественно
действовали на пробуждение сочув-
‘вия к поэзии в массе русского об-
тиества; они умножили в десять раз
число людей, интересующихся лите-
ратурою и через. то делающихея ©по®
собными к восприятию высшего нрав-
ственного развития».

Гуманизм поэзии Пушкина, яркое
проявление в’ней пробудившейся и
осознавшей свободу и счастье жиз-
ни личности, при уеловии  ечастья
других, «нравственное здоровье» Пуш-
кина — все это привлекало внима-
ние революционных шестадесятников.
Сама личность Пушёина, ее высоко-
человеческие свойства побудили Чер-
нышезвского говорить о поэте, как ©
разительном явлении. Всем атим ре-
волюционные демократы опровергают
ложные утверждения о том, что Чер-
нышевский и Добролюбов нё поняли
Пушкина, разбранили его, не оценили.
его живой натуры,

Вэагляды и оценки Чернышевского
и Добролюбова в основном совпадают.
Однако. каждый из них, в силу р8д-
личия времени, когда тот или другой
из них писал о Пушкине, выдвигая
наряду с общими основными звэгля-
лами и такие стороны в Пушкине, ©
каких другой не говорил, р 7

поэзии

Чернышевский писал раньше Доб-
ролюбова. Чернышевский . выступил
со льями © Пушкине в 1855—
1856 ге. когда только что наметилось
размежевание © либерально-дворян-

ским ‘лагерем ‘литературы И крити-

обролюбов, — он 0608Рел   „и. Чернышевский первый заговорил

ю том, что литературе надо усилить

«критический элемент». В художе-
ственном методе новой литературы,

имеющей своей задачей служить и“
роду, Чернышевский признавал обя:
зательным сатирический элемент и
«правду без всяких прикрас». В Пуш-
кине он находил первое;
воплощения эстетики «критического
элемента» он не видел. - т

Доброл выступил 00 своими

статьями о Пушкине тотда, когда

же появилась и выросла фаланта де-
Хократических писателей — Некрасов,
ПШедриз, Н. Успенский, Помяловокий
и др. ;
Tlepen Добролюбовым, как офганиза-
тором и идеологом строящейся дите-
ратурьы нового класса, вотата пробле-
ма литературного наследства, у080е-
ние которого могло бы помочь росту
и развитию феволюцщионно-демократи“
ческой литературы. Добролюбов не от-
махнулся ‘от поэтического наследия
Пушкина, a завещал своим соратни-
кам взять ценное у Пушкина, «Нам
нужен был бы теперь, — писал До-
„поэт, который бы о красо-
тою Пушкина и силою Лермонтова
умел продолжить и расширить реаль-
‚ влоровую сторону стихотворений

Добролюбов и Чернышевский в03-
тлавляли в 60-е годы литературный
авантард революционной демократии
и требовали от литературы служения
революционным и освободительным
задачам в стране, страстно жаждали
видеть поэта, беззаветно преданного
‘интересам народных масс, и сумели
показать в Пушкине протестующего
вольнодумца, а в его поэзии, в 8а-
прешенных и неизданных эпиграм-
мах — политический радикализм его
‚ ваглядов. Они сумели подметить про-
трессивно-революционизирующее BOs-
действие его стихов. «Пушкин, — за-

‚являет Добролюбов, — долго вовбуж-

дал негодование своей смелостью на-
ходить поэзию не в воображаемом
идезле предмета, а в самом предмете,
как он есть». О таком же прогрессив-
ном воздействии на развитие литера-
туры содержания стихов Пушкина не-
однократно говорил и Чернышевский,

ая г

но полного.

азета № 7 (643)

юционные демократы
сятых годов.

«Смиренным» Пушкина революцим
онные демократы Не признавали,
Связь. ето © декабристами была. ma
них несомненным и важным фактом,
Чернышевский прямо указывал, 19
Пушкин «писал под влиянием дека

истов» свою оду «Вольность». Доб
а Куковокому, Ая

любов, вопреки
Чениову; Дружинину и др. pico
завшим `\ч«иковопиеный»,  Craltapos
примиренческий облик Пушкина, 60a

колебаний говорит о бунтаротве Пуш»
кина, о незаглохших пол ‘улалахи
еакции мятежных настроениях ет,
«В последние тоды жизни.» Пушкин
несмотря на’ желание успокоить B Ce
He все сомнения, проникнуться Kak
можно, полнее заданным напразлени»
ем (Добролюбов, очевидно, имел в ви*
неудавшесся намерение царя я
Бенкендорфа «приручить» Пушкин
сделать ero покорным.—Н. Б,) — в6е-
таки он не мог освободиться OT жа“
вых порывов молодости OF гордых
независимых стремлений  прежнах
лет», $

Делает честь политической прозор+
ливости Добролюбова и то, что 0
решительно усомнился в правдивости
предемертных слов Пушкина © «пре
‘данности царю», каковые Ha самом
деле оказались словами Жуковского,
озабоченного устроением семьи пота
и пытавшегося всячески примирить
поэта 6 царем.

Революционные демократы раэмя-
дели в Пушкине великого человека Я
тениальното художника, Зачинателя
новой реалистической — литературы,
черпавшего пригоршнями 302979 AHO
ни для своих произведений.

Революционные демократы пенили
в Пушкине, наравне о пылкой и дея“
тельной душой тения, наравне 6 со
бололюбивым его характером, eo
мечты о счастье, присущем человеку,
его pECORHH культурный  уровель,
«Каждая страница его кипит, — №
ворит Чернышевский, —  Умом к
оизнью образованной мысли».

В Пушкине. они видели  велитого
писателя! тения мировой литерату“

BI,
ы Добролюбов убежденио говорил ©
непреходящем значении поэзии Tym
кина: «В прошедшем яркой ввездой
ърасуется Пушкин, и заря нового ли»
тературного движения, конечно, Be
потемняет еще его блеска».
Чернышевский зачислял Пушки
в пантеон классиков русской литера»
туры, Чьи творения будут жить века
в них он видел «залог булутщих то
жеств нашего народа на поприще We
кусства, просвещения и туманности»

«Евгений Онегин» — приезд Лариных в Москву, Рисунок В. А. Серова, 1899.

сигналу, BCA русская литература
встала на сторону оппозиции. Те, кто
не осмеливался затрагивать своими
произведениями правительство, замк-
нулся в грозном молчании. Необходи-
мо эдесь к чести русских литерато-
ров признать душевное мужество и

‘незаинтересованность, примеры ко-

торых трудно было бы найти в более
свободных и более цивилизованных
странах. Я глубоно убежден, что те
огромные суммы, которые русский
кабинет тратит на покупку за гра-
ницей стольких успумливых защит-
ников, не хватило бы на покупку од-
ного даже из русских литераторов,
пользующихся известностью, хотя бы
за единую газетную статью, за одну
мельчайшую похвалу, даже за одно
вежливое слово. То, что мы здесь
говорим, является настолько правди-
вым, что во время коронации царя
Никопая нельзя было найти в Мо-
скве ни одного поэта, который захо-
тел бы воспеть это торжество, кото-
рое таким образом в массах могло
бы ‘пройти незамеченным, если бы
не нашелся иностранный бард, при-
бывший из Парижа, который сложил

го царя, дифирамб, полный самого
горячего пегитимизма.

Пушкин, кан все его друзья, был
в оппозиции, и в последние годы цар-
ствования Александра выпустил в
свет несколько эпиграмм против его
личности и правления. Он написал
даже оду «Кинжал». Эти летучие
стихи в рукописях пробежали Рос-
сию от Петербурга до Одессы; их
всюду читали, толковали, восхваля-
ли. Они принесли поэту больше по-
пулярности, чем позднейшие ero
произведения, имеющие гораздо
большую ценность. Но правда, чтобы
написать что-либо подобное, в Рос-
сии требуется большее мужество,
нежели поднять мятеж на упицах
  Парижа или Лондона, Так с тех пор
Пушкин стал считаться главой интел-
пектуальной оппозиции, политиком,
опасным дя правительства. Царь
счел нужным запретить ему пребы-
вание в столице и улалить в про-
винцию, что спасло ему жизнь, ибо
вскоре был раскрыт большой заго-
вор. Мятеж в Петербурге был ликви-
дирован, восстание в южных про-
винциях было подавлено, и несчаст-
ные ревопюционеры погибли на
эшафоте, либо навсегда пропали в
сибирских рудниках». -

Мицкевич указывает далее в своей
статье, что некоторые круги выража-
ли свое неудовольствие по поводу
приема Николаем Пушкина после
ссылки и «начали обвинять Пушкина,
в измене патриотическому дёлу; &

к ногам его величества, всероссийско-.

в виду того, что возраст его и опыт
стали возлатать на него обязанность
проявлять большую меру и осторож-
ность в словах, большую рассуди-
тельность в поступках, перемену эту
стали считать честолюбивой pacuet-
THBOCTLD>.

Далее Мицкевич восторженно пи-
шет о произведенилх Пушкина «Цы-
таны» и «Мазепа» (как называет он
«Полтаву»), называя их «выдающи-
мися произведениями, свидетельству:
ющими о прогрессивности природы
таланта Пушкина», о «Евгении Оне-
Тине», считая его «наиболее прекрас-
ным и наиболее национальным его
произведением», а о «Борисё Годуно-
ве», между прочим, пишет: ‹...Драма
эта содержит в себе не только изу-
мительные подробности, но ‘и целые
изумительные сцены. Особенно про-
лог кажется мне столь оритинальным
и величественным, что я не коле-
блюсь признать, что он является
единственным в своем роде и не могу
улержаться, чтобы не оказать о нем
несколько слов».

Передав` содержание пролога, Миц-
кевич продолжает: «Драма эта, как
И все, что Пушкин тогла писал, во-
все не является мерилом его истин-
ного таланта; в ту эпоху, о которой
мы эдесь говорим, он прошел лишь
часть того пути, который он был
способен пройти. Ему было всего
тридцать лет. Те, которые его тогда
знали, замечали в нем знаменатель-
ную перемену. Вместо того чтобы
жадно поглощать романы и иност-
ранные журналы, которые: некогда его
почти исключительно интересовали,
он предпочитал теперь слушать на-
родные былины, песни и историю
своей страны. Казалось, он навсегла
покидает чужеземные оферы (обла-
сти), внедряется в русскую почву и
срастаетсея с родной. своей землей.
Одновременно в разговорах его, но-
торые становились все и серьез-
ными, можно было часто заметить
зародыши будущих его произведе-
ний. Он любип обсуждать высокие
религиозные и общественные вопро-
сы, которые соботечественникам его
mee и не снились, Очевидно в нем

роисходило = какое-то  внутре
преобразование, Как, вы А
художник, он изменил бы, 6ез co-
мнения, свое предыдущее направле-
ние, а скорее всего — нашел бы свое
собственное. Он перестал даже писать
стихи, опубликовал лишь несколько
исторических произведений, которые
можно было бы считать лишь пол-
тотовительными работами. Но к чему
он готовился? егольнуть ли ко-
гда-либо своей зрудицией? Наверно
нет, Он презирал авторов, пишущих

без цели и стремлений; он не любил
философского скептицизма и художе“
ственного холода, который видел в
Гете. Что творилось в этой душе?
Пробуждался ли там в тишине дух,
воодушевляющий произведения Ман“
зони или Пеллико, оплодотворяющий
размышления Томаса Мора, который
тоже умолк? А может быть его во
ображение работало над тем, чтобы
воплотить мысли в духе Сен-Симона
ипи Фурье? Не знаем, В его летучих
стихах и в его разговорах встреча“
лись следы обоих этих направлений,
Как бы то ни было, я убежден, чю
его поэтическое. молчание было счаст»
ливым предзнаменованием для рус»
ской литературы. (Я ожидал, 919
вскоре он вновь появится на сцене,
совершенно новым человеком, 10
всей сиде своего таланта, с созрев»
шим опытом, окрешиим в длительной
работе.” Все, кто его анал, разделяля
мои желания. Пистолетный выстры
разрушил эти ожидания.

Пуля. поразившая Пушкина, 14
несла интеллектуальной России
страшнейший удар. Есть у нее и тё*
перь. знаменитые‘ писатели., Но ни“
кто из них не заменит Пушкина. Ни
одной стране не дано, чтобы в ней
больше, нежели один раз, мог по-
явиться человек со столь выдающи-
мися и столь различными способно“
стями, которые, казалось бы, обычно
исключают друг друга.

Пушкин, читатели которого pooxt
щались 60 поэтическим талантом,
изумлял своих слушателей жиростью,
ясностью и тонкостью свобто ума, У
него была удивительная память, уве“
ренное суждение и изысканный вкус.

пушая его рассуждающим, об ино
странной политике или политике с80-
ей страны, можно было его принять
за мужа, постаревшего в обществен-
ных делах и ежедневно читающего
прения всех парламентов, Овоимя
эпиграммами он создал себе мою

м которые за. это мстили клевё»

Я знал русского поэта близко #
довольно дол: я считал его чело»
веком характера слишком впечатли-
тельного, иногда беспечного, но все
гда искреннего, благородного и склон»
ного к душевным излияниям. Недо“
статки его находились как бы в 28*
BHCHMOCTH от обстоятельств и от 96
are в котором он жил, но то, ITO
было в нем хорошего, вытекало 18
ee te его сердца.

н умер на тр
eae р  Дидцать восьмом мя
ДРУГ ПУШКИНА».
Перевод с французском
С. Людкевича,.