ИХ

Зы Я. eee

р с 9

ap ee eT

aa rw.

=a Oo ww. зе

Ps Sew ee
hat

Зы. ee

литературна

я газета №7 (643)

В. И, Суриков. Женская голова». Эскиз к картине «Боярыня Моро-

зова»,

соо

Иван НОВИКОВ _

Бак л работал шад романом
«lyme o Mmxartimonmenonm

Роман задуман был мною в самом
селе Михайловском в 1924 году, ко-
тда исполнилось столетие со временя
высылки Пушкина в деревню. Около
десяти лет упьло на, предварительную
работу по овладению отромной пуше
кинской литературой. Материал этот
далеко неё равноценный. Надо было
отчетливо знать, чем можно пользо-
ваться и чем нельзя.

Почти каждый из документов тре-
бовал раскрытия не только степени
‚ его достоверности, но.и разгадки, по-
чему какое-нибуль данное событие
освещается так или иначе. Метод: ©0-
` поставления различных свидетельств
дает очень многое в поисках `подлин-

ной исторической правды.

Часть таких розысков, для провер-
ки самого себя, я докладывал в Пуш-
киНСкой комиссии Академии наук. В
‘результате в романе не мало собет-
венных решений различных момен-
тов из жизни Пушкина той эпохи.

Но, конечно, все это было лишь ча-
стыр задачи, В работе над художе-
ственным произведением далеко не
довольно знать, необходимо все по-
чувствовать изнутри и увидеть ках
‘подлинно бывшее. Решающую роль
в этом сыграло творчество салмюго поз
‚Эта,

Когда я наложил, вели можно так
выразиться, хронологическую сетку
‘творческой его биографии на сетку
‘жизненной биографии, для меня сразу
открылась цельная полнота этой изу-
мительной жизни, и все стало-на ме-
сто. И эти месяцы живого раскрытия
Пушкина, отчасти совпадавитие уж
HC самым процессом нисания poMa-
на, были самою радостной и наиболее
волнующей частью работы.

Каждый день, как почка на дере:
ве, открывалась какая-нибудь новая
‚живая подробность в живом образе
повта. р

Очень мном в этом отношении да
ло мне ознакомление с подлинными
рукописями Пушкина. Иногда один
какой-нибуль перемаранный черно-
вик открывал больше целого иоследо-
вания.

Вообще же надо сказать, что рабо-
та над романом с историческими ли-
цами существенно разнится от рабо-
ты над художественным  произведе-
нием с лицами вымышленными, В то
время как во втором случае автор 09-
зершенно свободен и в выборе пер-
оонажей и в развитии фабулы, в ис-
торической вещи ‘все это уже как

ит

Выставка величайшего русского. ху-
дожника В. И. Сурикова меныше все-
№ похожа на историческое воспоми-
вание. Она ортанически и непосредет-
венно включается в борьбу за боль-
пюе.искуюство напюй. эпохи,
`Рядом с недавними выставками Се-
фова и ‘Репина суриковокая выставка
кажется гораздо более спокойной. На
тех выставках бросались в глаза горя-
чий темперамент, многосторонние и
разнообразные поиски, блестящие аа-
холки, вперемежку с болезненными
орывами. ‘Суриков поражает прежде
всего овоей исключительной целостно-
стью. :

Закончив свою академическую вы-
учку и сбросив с себя ев мертвящие
путы, он в  первом же этюде’ к
оутрельцам» намечает © полной ясно-
стью все основные элементы своей бу-
дущей живописи. С тех пор его твор-
чество развертывается. наподобие не-
коей могучей фути, все глубжа, все
богаче, все неотразимее раскрывая
мерный ритм одной основной, целост-
ЕОЙ темы, Этой темой у него сразу же
стало исключительное, прямо осяза-
тельно ощутимое чувство реальности
каждого предмета, человека, места,
времени. Убелительность образов 0у-
рикова подымается до высокой ясно-
сти классики,

Чувство поллинтости, достоверности
© особенной силой возникает перед
акварельными пейзажами и перед
портретами Сурикова. Его «Сибирский
пейзаж — Торгошино», «Валенсия»,
«Река Обь» вызывают ощущение не-
TORTOPAMOTO — <воеобразия местного
ландитафта, какое возникает только
перед подлинной природой Пропи-
танные солнцем пальмы Валенсии или
мутная, песочно-серая рябь реки Оби
Re зозбуждают, как многие прекрас-
ные пейзажи, желания поехать, по-

бы дано, но зато требуется полное
раскрытие образа и эпохи. При этом
задача — дать все же именно роман,
& не «романизированную биотрафию»
— задача большой трудности, ибо не-
обходимо, булучи верным лействи-
‚тельности и обхолясь без вымынилен-
ных лиц и положений, дать цельное
произведение ©0 своим самостоятель-
ным развитием и внутренней законо-
мерностью.
едует 006060 оговорить ту роль,
какую играли в жизни Пушкина вос-
поминания. Мы знаем 06 ux исклю-
чительной силе по свидетельству са-
мого поэта, но лишь вникая день 3&
днем в его жизнь, начинаешь постиг
тать со всею конкретностью, как стре-
мительно вторгались они, порою дя-
же более живые и страстные, чем са-
ма эта действительность, тем самым
переставая быть только“ воспомина-
ниями, 8 становясь живым настоя-
щим.
‘Так в дерёвенскую глушь привез он
© codom горячее чувство прерванного
романа с Воронцовой; так с огромною

силой вскипали в нем и политические

страсти его юности. Приезд лицейско-
то друга, Пущина, их оживил е но-
вою силой, Так скромная по своей ви-
‚димости деревенская жизнь-подта, ис-
полненная мотучего творчества, бы-
ла неотрывиа от жизни и событий
ролной страны и теснейшим odpa-
зом  переплеталась с событиями лич-
ной его жизни. Она была полна стра-
сти и чувства, любви и гнева, 0б-
щения с природой и напряженней-
шей и высокой творческой ‘работы.
Так прояснялся и вырастали самый
образ поэта, которого «обыкновенная»
жизнь его делала необыкновенным.
В творчестве своем он умел, как низ
\кто, подниматься не только над ок-
ружающим, но и над собою бамим.
Можно оказать, что сам Пушкин,
простой и гениальный, помогал авто“

ру романа разрешать вопрос о поло-
жительном герое, не приписывая ему
никаких специфически украшающих

его, качеств. Пушкина не надо искус-

ственно возносить, он нё боится ни-
какой о себе правды, и с ним каж-
дому легко и радостно расти до все
больших высот, / :

Далекая эпоха, тупая и алая, cBa-
лила простого и гениального челове-
ка, но поэт легко перешагнул свою
эпоху и живет среди нас через сто
лет после своей физической тибели;
живой среди живых. ‚

А. ЧЕГОДАЕВ

смотреть, проверить на месте: эти

скромные и неэффектные акварели,
просто и обобщенно написанные, точ-
но ‘исчерпывают самое основное, са-
Moe важное знание о природе и ощу-
щение ее. В истории пейзажа не мно-
то таких синтетических и в то же вре-
мя пластическичосязательных и кон-
хкретных произвелений. В старой рус-
ской живописи лишь некоторые пей-
зажи Ал. Иванова и Серова лостига-
ют суриковской простоты и силы.

То же чувство вызывают портреты
Сурикова. «Человек с больной рукой»,
«Омеющаяюя девушка», «Портрет ма-
тери», «Автопортрет» 1913 Года, «Го-
рожанка», «Сибирская красавица»? —
не случайно почти что безымянны: они
не могли не получить именно таких
общетипических названий, потому что
вырастают за пределы своей индиви-
дуалыной модели. Они не показыва-
ют ‘интереса к случайным индивилу-
альным особенностям. Люди ико-
ва владеют более долгой, более по-
отоянной жизнью, их каждый может
встретить много раз в своей жизни,
Суриков раскрывает элесь свою при-
наллежность к той большой линии.
реалистического искусства, которая от
времен классической лревности добы-
вала высшее и вернейшее художест-
венное познамие мира.

Только человек, влюбленный в ре-
альную, земную жизнь co всей ее
сложностью, мог создать такой  обая-
тельный, дышащий здоровьем и. мо-
лодостью, одновременно глубоко чув-
ственный, ясный и чистый образ, как
«Омеющаяся девушка» или «Сибир-
ская красавица». Не многие (и не
только срели русских) художники
находили такое количество глубоко
реалистических образов в портретах,
в больших исторических картинах.

Самой основой отоль сильном воз-

И.

ским. Но рядом ©

стороны от могилы

фолюбова, Об
всех тазетах,

этом

вович. Кроме

НИКА»,

следних дней своей жизни.

следующее страстное,

перепогребения Добролюбова: 1

которому память Д

жет быть, даже ближе, чем я.

корбить и унизить его!

того разряда,

_`1 Хранитея в рукописном отделе-
нии библиотеки имени
Щедрина в Ленинграде.

__ Ш Ш Фугитваогв

действия суриковокой истории явля-

етоя не толыко «угадыважие» (как го-
ворил сам зуложник) эпохи, но преж-
де всего абсолютная правливость, тлу-
бокое обобщение реалистических на-
родных характеров.

В этом сказалась больше всего на-
родность искусства Сурикова, Ем ис-
кусство последовательно’ антибуржу-
азно и антиаристократично, как вся-
кое действительно большое реалиоти-
ческое искусство. Суриков не был ре-
волюционером и, вероятно, плохо раз-
биралсея в окружавших его общест-
венных явлениях. Он не знал верно-
то выхода для тех огромных народных
движений, которые изображал в сво-
их картинах. Об этом писалось очень
много, даже с избытком. Гораздо важ-
нее установить, что правдивость и ог
ромная сила суриковского реализма
не зависела от выбора сюжетов, что
его народные тратедии не становятся
менее оолержательными и значитель-
ными оттого, что раскольники и
стрельцы Фбунтовали во имя старого,
а Нрмаком воопользовалось царское
правительство для утнетения народов
Сибири.

Советокий эритель смотрит на «По-
корение Сибири» Сурикова совсем не

теми тлазами, что Алексанлр Бенуа.

Для нас эта картина представляет ©о-
601 вовсе не ‹«торжество православ-
ного воинства», a огромную трагедию
народа, не могущего ничего противо-
поставить грубой силе. огнестрельного
оружия. С нашей точки зрения неве-
лико «геройство» — воевать с пушка“
ми и ружьями против беззащитных
людей, имеющих лишь луки да вакли-
нания шамана! Но Суриков вовсе
и не собирался заниматься прославле-
нием дикого национализма, что пы“
таются прилисать ему некоторые кри-
ТИКИ.

С исключительной внимательностью
ш сочувствием, © неизменной правди-

В ноябре‘ 1861 года рядом с Белин-
юким, в глухом отдаленном месте Вол-
вова кладбища похоронен был Н. А,
Добролюбов. В 1866 году неподалеку
появилась новая могила безвременно
умершего, даровитого Н. Д. Ножина,
а еще через два тода здесь же был
похоронен также безвременно погиб-
ший Д. И. Писарев. Затем — другие
писатели. Таким образом, заброшен-
‘ная могила Белинского послужила на-
чалом русского Некрополя — литё-
рапурных мостков Волкова кладбища,

4 сентября 1883 г. во Франции умер
С.  Пургенев. Умирая далеко от Роб-
они, Тургенев завещал похоронить его
рядом © другом ето молодости, Белин-
Беляноким похоро-
ен был уже Добролюбов, & с. другой
ского шла
дорога. Тогда комиссия купила место
для нескольких могил в так называе-
мой «аристократической» части Вол-
кова кладбища, чтобы похоронить
здесь Тургенева, сюда же было реше-
но перенести прах Белинского и Доб-
сообщено было во

В это дело’ вмешалея М. А. Анто-
Чернышевского, томив-
шегося еще в Вилюйюке, Антонович и
А. Н. Пыпин были тогла последними
из оставшихея в живых товарищей
Добролюбова по редажщии «Современ-
свидетелей разрыва между
Тургеневым и группой писателей-раз-
вочинцев, Антонович свято чтил па-
мять Добролюбова ин Чернышевского.
Пыпин же, близкий родственник Чер-
нышевокого, принадлежавитий в эпо-
ху «Современника» тоже к революци-
онно-демократической труппе писате-
лей, потом постепенно облизилея ©
дворянюво-тиберальной  группюй, оде-
лавитиеь постоянным сотрудеиком, &
затем й членом редакции либерально-
буржуазного журнала «Вестник Евро-
пы», где Тургенев сотрудничал до по-

Антонович налисал Пыпину ниже-

негодующее
письмо по поводу предположенного

«Милостивый государь Длександр
Николаевич! Обращаюсь к Вам с на-
стоящим письмом, как к человеку,
0 Bepo-
ятно, столь же дорога, как и мне, и
который лично был близок к нему, мо-

Скажите, Александр Николаевич,
ужели Вао не возмущает чудовищная
затея нескольких непризнанных гос-
пол, самозванных литературных ста-
рейптин, которые дерзают нарушить
покой дорогого для нас праха и, под
видом оказания ему любезности, ос-

Галантные люди делают Добролю-
бову честь, переводят гроб его из пя-
из плебейской части
кладбища, в аристократическую! Ук
сама по себе эта мыюль крайне дика.
А тут еще, подумайте, эту честь пра-
ху Добролюбова собираютоя оказать
не из-за него самого и Me ид-за за-
слуг тото, чей этот прах, в из-за лю-

BIROBS-

‘Выставка произведений В, И.

Н. БЫХОВСКИЙ

Л

безности к третьему, постороннему
лицу и благодаря тому счастливому
обстоятельству, что это лицо пожелало
быть погребенным на Волковом клад-
бище, так что, не будь этого желания,
могила Добролюбова вечно торчала бы
где-то в заброшенном углу`и без того
уж неважного кладбища, И дело тут
вовсе не в Тургеневе и не в его от-
ношениях к Добролюбову.

Кто бы ни был на месте Typrene-
ва, все равно; во всяком случае уни-
зителен и оскорбителен перевод в выс-
ший класс кладбищенского тарифа и
могильной таксы, сделанный в угоду
и в уважение к третьему лицу. Пред-
ставьте себе, что бы сказал на подоб-
ную светскую любезность сам Добро-
любов и как отнесется к ней, хоть на-
пример Николай Гаврилович! (Черны-
шевский — Н. Б.). Вспомните стихо-
творение Добролюбова: «Пускай умру
— печали мало!»... Он боялся, чтобы
друзья после ето смерти не сыграли
© НИМ «обилные шутки» своим сочув-
ствием, сожалением, слезами, цвета-
ми. Бедный, он не воображал, что
над ним могут сыграть еще более
обилную пгутку, и не друзья, а недру-
ги, или во всяком случае люди более
или менее индиферентные к нему, что
они перенесут его в чистую, дворян-
скую половину кладбища и положат
его в приличном месте среди поря-
дочных людей.

Подумайте, что почувствовали бы
люди близкие к Вам, любящие и ува-
жающие Вас, если бы когда-нибуль
Bare бренное тело из места его успо-
коения перевели бы в лучшее место
только потому, что, хоть например,
Сласюлевич?* пожелал бы быть по-
гребенным рядом с Вами. Что касает-
ся меня, то думаю, что сами мои ко-
сти вознегодовали бы и залтротестова-
ли против подобной и.

Во имя всего этого умоляю Bac,
Александр Николаевич, заявить про-
тест против перенесения праха До-
бролюбова в какие-нибудь лучшие ме-
ста. Жаль, конечно, и Белинского, пе-
ренесенного на чистую половину; но
пусть их переносят его; мы не имеем
права протестовать против этого.

‚ Что же касается Добролюбова, то
пусть прах его вечно покоится в том
месте, пле его похоронили его истин-
ные друзья-почитатели, пусть он ле-
жит в той священной могиле, над ко-
ей плакал, которую благословил и у
которой сказал своему другу послед-
нее прости Николай Гаврилович, в той
могиле, в которую мы 6 Вами, Алек-
сандр Николаевич, опускали дорогой
для нас гроб ‘и бросали горсти земли,
а вместе с нами и вся небольшая куч-
ка друзей и почитателей покойника...

Вопомните эту картину и Вы сами
почувствуете, как нам дорото именно
это место, — если уже место значат
что-нибуль, этот заброшенный, сырой,
невзрачный утол клалбища. Мы лол-
жны гордиться этим местом, этими
прекрасными литературными мостка-
ми. Здесь всего приличнее и почетнее
покоиться нашему учителю и другу,
а чистая, аристократическая половина
ему не к лицу, как она была не к
лицу ему при жизни; ему место не
среди знатного богатства, а среди от-

2M. M. Стасюлевич — редактор и
издатель «Вестника Европы» — Н, Б.

ooo

8. И. Суриков, «Неаполь».

востью и фезлизмом передает он ли-
ца пораженных ужасом сибиряков. Их
привлекательные и яркие типы креп-
&о врезаются в память. Жестокая, ре-
алыная история встает у Сурикова во.
эсей своей непритлялной правде. Не
случайно единственным критиком, по-
нявшим и высоко оценившим это про-.
изведение, был Лев Толстой, как из-
вестно, в 1895 голу никак не рёопо-
ложенный к апологии насилия,

Может быть, случаен выбор сюжета
для «Нерехода Суворова через Алв-
пы», но для нас основным содержа-
нием картины оказывается трагиче-
ское противоречие великой тероиче-
ской энергии народной массы с pac-
трачиванием ее на совершенно 6ес-
смысленное и гибельное действие,

Разве могут пвутки Суворова и смех
пары солдат скрыть холод леляног
пейзажа, и верную смерть для летя-
щих в пропасть испуганных, подав-
ленных людей? Может быть не стои-
ло затевать такую большую работу
для столь беаналежно мрачных ре-
аультатов, но картина производит впе-.
чатление грандиозности, ‘

В таких картинах, как «Утро. стре-
лецкой казни», «Боярыня Морозова»,
«Меншиков в Березове», «Степан Ра-
зин», Суриков свободен от вояких уп-
реков и с точки зрения сюжета. Пусть
по неверному пути направлено воз-
мупение народной массы. против н8-
силия и угнетения (в «Стрельцах» и
«Морозовой»), — напряженность ‘это-
го возмущения перерастает в карти-
нах Сурикова свои мотивировки и по-
хоряет своей силой и советского зри-
теля. ,

Народная героика, не нахолящая се:
бе ло конца реальном фазрешения,
лучше всего выражена Суриковым в
образе задумавшегося Отепана Рази-
на, Много раз Оурикову задавался во-
прое, кула же плывет эта лолка, о
чем думает вожль народного восста-
ния? Может быть, Суриков сам не
анал, может быть, и не мот знать.
Но ведь он писал этот громадный
холот, этого могучего человека, плы-
вущего в бескрайний простор вели-
кой — в годы самой тлухой ре-
акции, в 1907—1910 годах! Много ли
художников в ети годы думали о Сте-

Добролюбова

Сурикова в Государственной Третьяковской галлерее,

верженной бедности. Словом, это пя-
тиразрялное место дорого и священно
для нас, и мы не променяеём ето ни
на какие высшие разряды. И вдр
это место хотят отнять у нас по ка-`
кИМ-То ПОШлымМ соображениям комиль-
фотности! Если самые близкие друзья
Добролюбова © горестью похоронили
его на дешевом пятиразрядном месте,
TO омеет ли какой-нибуль самозван-
ный литератор вообрэжать, что он на-.
шел для праха Добролюбова более
приличное или почетное место!

Я бы и сам выступил ©. протестом,
о котором прошу Вас; и мог бы напе-
чатать что-нибудь вроле настоящего’
письма. Но кто его напечатает? Это’
раз. А во-вторых, этот вопль моего
сердца, эти мои слезы, мою овятыню
непременно осмеяли бы подлецы и
мерзавцы, стоящие во главе нынептней
прессы, и цель Моя ие была бы до-
ститнута, Да, наконец, Вы сами зэнае-
те, что я человек отнетый, сумаеброд-
ный, что я не литератор или же толь-
ко «цепной литератор», который без
толку и без разбора, ках собака, лает
и бросается на всех и на все, и пото-
му слова мои ни для кого не будут
убедительны, /

Григорович два разя отказывал мне
даже в билете на похороны Туртене-
ва и, наконец, дал билет только бла-
голаря заступничеству и ходатайству
Гаевског. Вы — другое дело. Вы ‘име-
ете значение и в их глазах; и они вы-
слушают и могут принять во внима-
ние Ваши резоны. Вы убедите их, что
для нас Добролюбов столь же дорог,
как для них  Туртенев, что и мы так
же щепетильны относительно могилы
нашего учителя и друга, как они ще-
петильны в выборе места погребения
их лруга.

В заключение окажу Вам, что мыс-
ли, изложенные в настоящем письме,
разделяются мнопими почитателями
Добролюбова, с которыми мне прихо-
дилось говорить, и что они, в случае
налобности, мотут’ поддержать Ваш
протест в той или другой форме.

В надежде на исполнение Вами мо-
ей просьбы остаюсь Ваш покорный
слуга

Редакция журнала «Интернацио-
нальная литература» ввела интересное
новшество в свою работу: актив жур-
нала систематически выступает на CO-
браниях критиков и переводчиков ©
подробной информацией о крупней-
ших явлениях западной литературы.

На последнем собрании (1 февраля)
с щие такого рода выступи-
ли тт. С. Динамов и ВБ. Песис.

Большой интерес представляло ©-
общение С. Динамова о новом ромаже
Герберта Уэлса «Игрок в крокет» (пе-
чатается в <«Интернациональной лите-
ратуре» № 2).

Это — фантастический роман, ови-
детельствующий о том, что писатель
начинает видеть болезнь, раз’едающую
самые основы  капиталистического
строя. Отсюда пессимистический
тон произведения, его сверхиндивиду-
алистическая мораль, зовущая уйти в
мир личных интересов, в «сегодняш-
ний день»,

Чрезвычайно красноречиво. звучат в
этом смысле финальные слова `произ-
веления Уэлса: «Мне наплевать! Пусть
‘мир идет ко всем чертям. Пусть воз-
вращается каменный век. Пусть это
будет, как вы говорите, закат, циви-
лизации.. Что бы там ни было, но
в половине первого я ипраю с тетуш-
кой в крокет».

Тов; Б. Песис ознакомил собравших:
соя с содержанием появивптихея не-
давно во Франции романов Анри де
Монтерлана «Девушки» и «Жалость к
женщинам». Романы эти написаны
еще в 1930—81 г. Тот факт, что Мон-
терлан нашел возможным опублико-
вать их сейчаю, после «Холостяков» и

М. Антонович.

18-го сентября 1988 года».

Резкость этого письма вполне умест-
на. Среди членов похоронной комис-
сии только один Григорович был под-
линным писателем. Остальные — лю-
ди, очевидно, нужные Литературному
фонду по своим связям — никакого
отношения к литературе не имели. В
комиссию по похоронам Туртенева они
вошли только для прилания ей боль-
шего веса в глазах высших властей.

Антонович опасался, что на его про-
тест в печати не обратят внимания и
поэтому просил Пыпина помочь ему.
Антонович вел по этому поводу раз-
товоры и в литературных кругах. Ве-
роятно, кто-то утоворил и вдову Be-
линокого протестовать против перене-
сения праха ее мужа, так как вскоре
в тазетах появилось сообщение, что
она решительно возражает против это-
TO, :
При таком положении вещей похо-
ронной комиссии пришлось отказать-
-ся от выполнения. завещания: Тургене-
ва. Тургенев был похоронен отдельно.
Могилы великих критиков-революнио-
неров остались на прежнем месте.

*

Два чувства звучали в этот вечер
в речах жен писателей столицы: гнев
против неслыханных ошеломляющих
преступлений троцкистеких псов и
удовлетворение от сознания, что вер-
хушка троцкистокой банды уничто-
жена. ь ,

Просто и  хоропю рассказали
тт. А. Фадеев и Л, Никулин о ана-
чении суда над тнуоными холуями
фашизма, Но у жен. советских писа-
телей — у советских женщин есть
свой особый счет к этим отребьям
человечества.

— Они хотели отнять у наших
детей, — товорит т, Т. Иванова, —
их очастливое детство. Победы нашей
родины, затисанные в сталинской

+

пане Разине? `Эта замечательная кар-
тина достойно уувенчивает путь Сури-
кова. Ему было тогда 60 лет, а мысли
и работы были моложе, чем у многих
молодых. =

Суриковские исторические картины
общеизвестны, и все же до сих пор
не олелан их настоящий анализ. А
извлечь из них можно было бы мно-
о примечательного.

Сурикову чужда какая бы то ни’
было мистика и религиозность, хотя
«Боярыня Морозова» сплошь ‘заполне-
на церковными главками и другими
явно религиозными деталями. Самым
наглялным свидетельством совершен-
ной неспособности Сурикова к рели-
гиозным чувотвам являются его юно-
шеские работы — фрески со’ «Вселен-
скими соборами», и абсолютно неудав-
шаяся попытка обратиться к ‹утеше-
нию» религией в минуту огромного
личного горя: написанное сразу после
смерти жены «Исцеление слепого».
Тотчас же после «Исцеления» он с0з-
дает прекрасное, увлекательно весе-
лое, наоквовь «земное» произведение
— «Взятие снежного тородка»,

06 изумительном суриковском чузв-
‘стве эпохи писалось достаточно, и сам
он формулировалт свое отношение к
исторической живописи очень ярко.
Но до сих. пор не пролёлана работа
по сравнению суриковской истории ©
той’ безбрежной массой  «историче-
ской» живописи, которая заполнила
собою 19-Й век европейском ‘искус-
ства. Стоило бы вспомнить вее костю-
мированные анекдоты разных Пило-
ти и К. Маковского, всю бульварщи-
ну и пошлость французских салонов,
всю сентиментальную или кровожад-
ную контрреволюционную агитацию
всевозможных Деларошей и Pomrpoc-
сов, чтобы навсегда прекратить раз-
товоры © том, что ROB «цеплял-
ся» за прошлое, чтобы противопоста-
вить его настоящему. 2

Суриков — один из блистательней“
ших мастеров цвета, Выставка, кажет
ся очень суровой и одержанной, она
вся пронизана одним типичнейшим
«суриковским»  серо-голубым тоном,
Но в отой щветовой сдержанности Су-

риков дает самую глубокую в русской
живописи 19-го века цветовую насы-
щенность. Нигде так не сказывается
его влюбленность в красоту реальной
жизни, как в этом скрытом и сдер-
жанном горении цвета в ето’ карти-
‘нах. ‘Эн не забывает не только ни
одного лица, ни одного человека в
своих больших ‚полотнах, но и узор-
ной каймы или расписной детали са-
ней: все это занимает свое место, не
мешзя действовать людям, но ни
одно цветовое ‘пятно не растрачивает-
ся художником впустую. Большие
картины Сурикова и бесчисленные
этюды к ним — это одна из главных
сокровищниц ревлистического искус-
ства, столь же простого и непосред-
ственного, сколько сложного и мощ-
Horo.

Суриков — не музейная ценность,
не история, — он наш современник,
он новый, полный овежей и мололой
силы мастер, неисчерпаемый источ-
ник самых серьезных и самых жизне-
утверждающих чувств и знаний о pe-
альном мире и человеке.

Может быть, не стоит заниматься
похвалами Сурикову? Нужна ли апо-
логия такому художнику?

К сожалению, с точки зрения неко-
торых наших «критиков» Сурикова
хвалить не следует.

Стоит привести несколько цитат,

«Суриков является художником, вы-
ступившим в качестве идеолота мил-
лионных масс патриархального кре-
CTLAHCTBA, HO эволюционировавитим в
условиях реакции 80—90-х толов к
представительству интересов реакци-
онно-монархического = национализма,
опиравшегося на кулачество. В этом
— диалектика развития его творчест“
Ва». .

«Суриков ограничен ках художник
узко-националистической — идеологии,
как идеализатор подвигов российской
военщины, как проповедник религия
и непротивления, смирения крестьян.
ской массы». *

«Разин», оказывается, «отмечает на-
иболее глубокий упадок творческой
мысли художника».

В «Суворове» «талант Сурикова, еще

В. И, Суриков. «Смеющаяся девуш ка», Эскиз к картине «Взятие снеж-

ного городка».
ooo

Шешвые ромагль.Г. Уэлес
ш А. де-Моштерлаша

На собрании критиков в «Интернациональной литературе»

«Бесполезного служения», свидетель-
ствует о том, что власть прошлого еще
довлеет над этим писателем. А в этом
прошлом` не мало эстетского психоло-
тизма и снобистских изысков,

На собрании присутствовал прибыв»
ший на-днях из Америки Айсилор

Шнейдер, писатель и публицист, яв- _

ляющийся олним из редаклоров жуф-
нала‘ «Нью мэссес».

Шнейдер информировал аулиторию
© настроениях американской интеллие
тенции, в частности, о жизни и ра-
боте крупнейших писателей — Уолло
Френка, Теодора Драйзера, Дос-Пассо-
©а, Шервуда Анлерсона, Эрнста Хэ-
мингуея, Эптона Синклера, Синклера
Льюиса и др.

Троцкистокая аг а BO главе ©
пресловутым Максом Истменом пы*
тается втянуть художественную ин-
теллигенцию Америки в орбиту свое-

го влияния, но компартия неутомимо’

и успешно разоблачает всю предатель-

скую практику фалптистско-троцкист-
ской шайки.

Не подлежит никакому сомнению,
что данные, выявленные на послед-
нем процессе террористической банды
в Москве, помогут компартии Амери-
хи до конца разоблачить тнусную при-
роду и намерения троцкистских после
дышей. 06 этом свидетельствуют уже
и те, пока немногие, отклики на про-
цесс, которые успели поступить из-
за океана.

Тов. Шнейдер останется в СССР ma
полтора года и будет релактировать
английское издание журнала «Интер-
национальная литература».

AL 3.

Они хотели отнять у наших
детей их счастливое детство

у На собрании жен писателей 3 февраля

Конституции, сделали советскую
женщину торлой и свободной, слела-
ли е6 самой счастливой матерью B
мире, и этого хотели нас лишить те,
ROTO даже нельзя назвать людьми.
Мудр и справедлив приговор совет
ского суда.

— Они сами о себе написали по-
ворнейшую книгу, — метко замечает
т. Гребнер. :

Полны гнева речи тт. Анисимовой;
Ромалповой, й, Санняковой,
Чалой и др. Они призывают в повы-
шению бдительности, к поднятию
уровня своих политических и воен-

ных знаний.
А. ГОРИН.

но сдававшийся, но уже подточенный
ложной идейной основой в «Покоре-
нии Сибири», показывает такое кру-
тое падение, после которото Суриков
уже не омог более подняться». Ника-
кой трагедии н геронки тут нет, это
всего-навсего «жанровая вещь, раз»
мельченная рядом деталей комедийно-

фа! о характера».

Brot критик, в творчестве Сурико-
ва, великого народного  хуложника,
одного из самых земных, жизнеут-
верждающих, свободных и непокор-
ных творцов реалистического искусст-
ва, — находит все самые реакцион-
ные качества: и «религиозность и да-
Me МИсТиЧносТЬ», и  «илеализацию
старины». и поиски героев «среди
наиболее `консервативных,  патриар-
хальных слоев», и «илею  фатализ-
ма», и «готовность пострадать, подчи-
нитьея предназначенному», и т. д.

Вся эта вздорная чепуха напечата-
на в «Монографии» о Сурикове А, Ми-
хайлова (1935), в пышном облачении
поевдо-маркоистокой фразеологии.
Вульгарно-социологические измышле-
ния А. Михайлова, примитивнейшим
образом «анализирующие» не более.
чем названия суриковских картин и
совершенно искажающие облик ху“
дожника, почти полностью повторены.
BO ean статье к каталогу
(автор Н. Щекотов) и в путеводителе,
по выставке (автор С. Дружинин), 6
добавлением соботвенных «вариаций»
в том же духе.

Статья в. катало и путеводитель
выполняют в данном случае еще 60-
лее врелную роль, чем ‘книга Михай-
лова, хотя авторы и стараются иногла
омягчить его слишком уж воинствен»
ные формулировки: вель их будут чи-
тать все посетители выставки. Если
поверить такой характеристике Сури-
кова, то естественно может возникнуть
лишь один вопрос; зачем устраивает
ся торжественная выставка этакого ху
дожника?

Но мощь и реалистическая тлубнна
суриковскою искусства  настольво
сильны, что вопреки подобным невер-
ным оценкам посетитель выстезки
уносит с собой чувство огромного ува-
жения и близости к этому сутовому 8-
жизнерадостному жтдозаику,