ВИ а И ee os, eer in

ателя русского
Сегодня исполнилось сто лет со дня смерти сына великого русского народа, гениального ПТО Ore)

. ~ w : i а.
литературного языка, родоначальника новой русской литературы-Александра Сергеевича Пушкин

енно чт Пушкина-
„Народы Советского Союза, вместе со всем передовым, прогрессивным человечеством, восторж a
ической культУРЫ-

солнце поэзии, нашу’ славу и гордость. Пушкинские дни-—радостный праздник социалист
    ве Ф. ЛЕВИН

ПОНЕДИБЛЬНИКЗ. ТОМ. 1. №.9. ФЕВРАЛЯ то Б. МЕЙЛАХ

IMITEDV DY PHAR PASE.
1830 POAB. oe

[Pan manisn ad Minoan

MOMMIBO [Dy Ces
MMT e [DN T y [Dipl

способен заблуждаться и  обмань.
ваться наочет смысла  последотьый
сатиры, которую OH мог бы ва.
сать. Значение  гоголевекой ann
Пушкин понял больше, чем сам

Сфэздатель руеекого
литературиФгх
ие

В годы общения е деятелями Юж-  нительную функцию не в меньшей ме-
ного общества декабристов Пушкин   фе, чем литературно-лингвистическая
ватисал в одной ив своих тетрадей:   платформа Шишкова. Проблема созда-
«Только юционная голова, подоб-   ния для различных слоев общества

состоящем 23> 7®-хъ
Во., въ С. П. В. $ руб.

СЪ перосылиой @ ровас»
снов 40 рублей.

Возодетть
зрезъ
amano anmo queda

Пушкиным в 1819 году написано
«Возрожление»

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

: 5 ; ная М. Орлову и Пестелю, может лю-   единого языка на народной основе

Bs Февраля Газета веба оъакодитьв ov в шые Inn: 5-20 чмола (вв Среду), — 10-го (въ Помедаламакь „ =ы бить Р к. как писатель толь-   выдвигала необходимость борьбы из  И свой рисунок беззаконный голь.
15-0 (% Субботу) — (00 Четекртока), м 95-го, (2 Вторнику). и ee aces  ве яз oe Bee олжьно   два фронта — и против Шишков. и  Над ней бессмысленно чертит. От Пушкина возникают и ду
: ко может любить ее язык. д ня Но краски чуждые, © летами, важнейшие линии развития козу

творить в этой России и в этом рус-
ском языке». Горячей любовью к ро-
дине ‘и непоколебимой верой в ее
будущее проникнуты ети слова вели-
кого народного поэта, посвятившего
всю свою жизнь героическому подви-
гу создания правдивой, направленной
против самодержавно-крепостническо-
го,тосударства литературы и понятно-
го народу языка. Революционный ро-
мантизм декабристов, сознательно
жертвовавших жизнью для того, что-
бы пробудить народ к активной по-

русской литературы.

«Все мы вышли из «Шинеля», .
сказал Достоевский. Но сама «Ши.
нельз вышла из «СОтанционною смо
рителя». Смотритель обладает едих.
ственной радостью — дочкой Дуней,
Акажий Акажиевич мельче, —ето един:
ственная радость — шинель. Он в
только беден и жалок, но пошл, В
сюжет сходен, Шинель похищена, ках
похищена Дуня. В  «Отанционнох
смотрителе» впервые B литератур
выступает тратедия маленького 1

Спадают ветхой чептуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

На протяжении многих лет после
смерти Пушкина пытались всевозмож-
ные феакционеры и либералы «чер-
нить картину гения», фальсифициро-
вали Пушкина, истолковывали его
вкривь и вкось. В свете новых разы-
сканных материалов, вроде записок
Долгорукова, в свете работ подлинной
марксистской критики «краски чуж-

Во главе этой борьбы и стал Пуш-
кин. Враждебность его в позициям
Шишкова общеизвестна, она прояви-
лась еще в лицейских стихотворениях
и нашла свое наиболее яркое выраже-
ние в незаконченных «Замечаниях на
Песнь © Полку Игореве». Но все это
не дает никаких оснований утверж-
дать, что он отвергая лингвистические
построения Шишкова, о поддерживал
языковые принципы Карамзина. Прав-
да, по ряду причин он в спорах ос-
тавлял в стороне Карамзина. Но. на-

«Литературная газета», основанная ближайшим другом Пушкина, поэтом Дельвигом, издавалась в Петербур-
№601 января 1830 г. по 30 июня 1831 г. Выходила раз в пять дней. Пу шкин был одним из ближайших cor-
рудников газеты и поместил в ней ряд критических статей и заметок, несколько стихотворений и два про-
заических отрывка. В № 61 газеты было перепечатано четверостишие французского поэта Делавиня, посвя-
щенное памяти жертв Июльской рево люции. Шеф жандармов Бенкендорф увидел в этом открыто выражен-
ное сочувствие и запретил Дельвигу прололжать издание. _

Соевая MSMEer POO MOM

Сто лет назад от пули светского проходимца, ставлен-
ника реакции погиб тениальный русский поэт, один из
наиболее выдающихся людей своего времени, родона-
чальник новой русской литературы и создатель pyecko-
то литературного языка Александр ‘Сергеевич Пушкин.

Дантес был лишь физическим исполнителем смертного
приговора, который вынесен был Пушкину крепостниче-
ским режимом царской Россий, той реакционной кли-
кой, которую тневным словом заклеймил Лермонтов:
«свободы, тения и славы палачи». Палачи свободы, ге-
ния и славы, «надменные потомки известной подлостью
прославленных отцов» во главе © коронованным тира:
ном — Николаем [ осудили и затравили одного из луч-
ших сынов века, свободолюбивого поэта, чей тений бу-
дет еще много столетий радостно волновать и BROXHOB-
лять человечество.

Гордый и независимый мыслитель, европейски обра-
зованный, волнуемый передовыми идеями своего века,
Пушкин пронизал все свое творчество страстной мечтой
о человеческом счастье, немыслимом без политической
свободы, о гармоническом развитии личности, о ралост-
ной жизни людей на земле. Деспотический режим нико-
лаевской России, рабство миллионов людей, безжалостно
утнетаемых помещиками, было ненавистно ему.

Увы! куда ни брошу взор,

Везле бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная власть

В стущенной мгле предрассуждений

Воссела — рабства грозный гений

И славы роковая страсть.

Неправедная власть, позорные законы, рабство, бичи и
оковы — такой видел Пушкин николаевокую Россию,
так характеризовал он крепостнический режим.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

Какая беспощадно-правдивая картина крепостной де-
ревни! Основанный на рабеком труде миллионов крепо-
©тнический строй, черная политическая реакция HEKO-
лаевского царствования, разгром декабристов в Росони
и поражение революционных волнений первой полови-
ны 20-х юдов в Европе, хамское торжество. жандармов,
реакционных министров и попов, злобная тупость пред-
ставителей «высшего света», травивших всякое живое’
независимое мнение, — вот с чем постоянно сталкивался
тениальный поэт, воспитанный идеями французоких
просветителей ХУШ века, проникнутый материалисти-
ческими и безбожными воззрениями передовых людей
своей эпохи. Надо было облалать немалым мужеством,
чтобы в этих условиях противостоять мертвящему ды-
ханию реакции. Пушкин обладал этим мужеством.

Умолкни, ропот малодушный!
Гордись и радуйся, поэт:

Ты не поник главой послушной
Перед позором наших лет;

Ты презрел мощного злодея...

Друг декабристов, автор «Гавринлиады», произведе-
ния, 06060 ярко выражающего атеистические и материа-
листические взгляды Пушкина на жизнь, автор оды
«Вольность», Пушкин никогда не склонялся перед тупой
тиранией самодержавия.

Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Не случайно снова и снова обращается он в своем
творчестве к вопросам отношений между помещиками
и крестьянством, изучая исторические материалы, при-
сматриваясь к жизни крестьян во время своих CKUTA-
ний. по России. «Дубровский», «Капитанская дочка»,
«История Пугачева» — свидетельства пристального вЕи-
мания Пушкина к крестьянским революционным дви“
жениям. Наряду © этим, он интересуется положением
рабочих в Англии, с жадным вниманием следит за ре»
волюционной борьбой в Западной Европе: в Испании,
Италии, Греции, во Франции и Германии.

Горячее сочувствие 5 угнетенным, пылкие мечты о
свободе («Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный?»),
открыто-отрицательное отношение к реакционному пра-
вительству и царю — все это делало Пушкина в глазах
жандармов опасным ‘преступником. Поэт прошел через
целую полосу репрессий и преследований со стороны
царского правительства. выдержал множество гонений
и излевательств, подвергся травле со отороны реакцион-
ного и злобного «высшего общества» и был убит им.

Творчество Пушкина, насыщенное исторически-про-
трессивными идеями, глубоким и плодотворным тума-
низмом и свободолюбием, было творчеством писателя-
реалиста. Внервые в русской литературе, жившей по ка-
HOHAM ложноклаюсицизма, а затем сентиментализма и ро-
мантизма, появилось реалистическое изображение дейст-
вительности в ее сложном и противоречивом развитии.
Впервые на широком полотне литературных произвеле-
ний просто и ясно, с гениальным проникновением В
сложность человеческих характеров, изображаются раз-
личные слои русского общества снизу доверху. Впервые
в истории русской ‘литературы правдивость и простота
изображения действительности сочетается с критическим
отношением к ней; впервые ‘писатель, поэт является,
хак писал Белинский, «не просто поэтом только, но и

. представителем впервые пробудившегося общественного

самосознания».
‚ Творчество Пушкина — великий рубеж в исторни

русской литературы, Пушкин — родоначальник новой
русской литературы — литературы реалистической. Бле-
стящая плеяда русских классиков — и первый среди
них Гоголь — росла под могучим влиянием пушкинского
гения, ему обязана русская классическая литература
своим великолепным расцветом.

Родоначальник новой русской литературы, Пушкин
был и создателем русского литературного языка. Пере-
ворот в области литературного языка, произведенный
Пушкиным, был огромен и радикален. Он состоит не
только в том, что Пушкин боролся за очищение литэ-
ратурного языка от иностранщины и церковно-славян-
ских выражений; не только в борьбе Пушкина против“
книжности, шаблона и штампа. Пушкин реформировал
русский литературный язык, утвердив в качестве его
тлавной основы живой язык русского народа во всем
его богатстве и разнообразии. Без преувеличения можно
сказать, что Пушкин впервые в русской литературе
заговорил настоящим, т. е. простым, ясным, народным
русским языком. После Пушкина невозможен стал B3-
врат к языку Державина, Карамзина и Жуковского. Ог-
ромная работа Пушкина по ‹озданию титературного
языка была проникнута стремлением творить для нарэ-
да, быть близким и понятным пгироким народным мас-
сам, Борьбу за простоту и народность литературного
языка Пушкин рассматривал, как борьбу за великую
литературу, просвещающую и воспитывающую нарол.

Задачей поэзии, литературы Пушкин считал служе-
ние своему народу. Он мечтал о том времени, когла
поэзия станет достоянием всего народа, & не верхушки
общества, когда поэт будет выразителем и руковоли-
телем народных масс. Он горячо любил свой народ,
тордилея ето историческим прошлым, и это находило
свое выражение во всем его творчестве.

Пушкин — русский национальный поэт, превосходно
знавший жизнь всех слоев русского общества, внимз-
тельно изучавший историю своего народа, неустанно
приникавший в своей творческой работе к неисчерпае-
мому роднику народного творчества, к сокровищнице
народного фольклора. Он’— замечательный представи-
тель великого русского народа, давшего мировой куль-
туре целую плеяду талантливых ученых, писателей, по-
литических деятелей, `

Одухотворенный великими идеями борьбы за полити-
ческую и личную свободу; полный жизнерадостности
и социального оптимизма, Пушкин был великим гума-
нистом, стремившимся к всечеловеческому счастью, к
расцвету человеческой личности.

Конечно, Пушкин не понимал до конца, что всечелове-
ческого счастья можно добиться лишь путем революци-
онного насилия, что высшим гуманизмом является бес-
пощадное уничтожение всех препятствий, залерживаю-
щих движение передового прогрессивного человечества
к справедливому общественному строю, к поллинному
очастью народов. Но гуманизм Пушкина, его страстная
жажда гармонической, счастливой жизни челозечества
бгизки и дороги нам, хоропю знающим исторические
пути в всечеловёческому счастью, к коммунистическому
обществу и беспощадно сметающим ¢ липа земли всех
изменников и предателей трудящегося человечества.

Пушкин близок и дорог нам своим страстным стрем-
лением к политической свободе, к раскрепощению ye-
ловечества от рабских пут, своими демократическими
идеями и независимостью, своим отнезным протестом.
против гнета во имя счастья всех людей. Мы чтим в нем
замечательного худ ожника-реалиста, чарующего огром-
ной силой, простотой и свежестью стихов, прелестью
живого народного языка,

Социализм, победивший в налией ‘стране, воплотил в
реальную действительность пламенкые мечты и надежды
многих поколений борцов за освобождение утнететного
человечества. «Звезда пленительного счастья», в восход
которой так страстно верил Пушкин, могуче сияэт на
нашем небосклоне. Политическая свобола, справедливый
общественный строй, который только смутно рисовалея
великому поэту. завоеваны нами в тяжелой борьбе с
вратами и записаны на незыблемых  скрижалях cTa-
линской Конституции СССР.

Творческий расцвет личности, торжество подлинного
гуманизма обеспечены великими победами диктатуры ра-
бочего класса под  водительством партии Ленина—
Сталина.

Свободный и счастливый советский народ радостно
и благодарно овладевает, наследством великого русского
поэта, очищенным от фальсификаций и антинаролных
толкований буржуазного литературоведения. Пушкин
стал в социалистической стране всенародно-любимим
поэтом, несущим широким народным массам высокую
радость просвещения и эстетического наслаждения.

Лучшие писатели социалистической литературы учат-
ся у Пушкина простоте и народности поэтической речи,
вдохновляются могуществом чувств и мыслей тени-
ального поэта. Лучший, талантливейший поэт нашей со-
ветской эпохи Маяковский своим поэтическим служе-
нием социалистическому народу, своей борьбой за на-
ролный язык в поэзии продолжил и развил творческое
направление Пушкина.

Наследие Пушкина — неотделимая часть нашей куль-
туры, высоко поднимающей свое знамя над мраком ка-
питалистической ночи, над миром фашистского одичания
‚и изуверства. i :

Юбилейные пушкинские дни — это праздник социа-
листической культуры, праздник свободной от капита-
листическото плена человеческой мысли. И голос. живо-
то Пушкина, певца свободы народа, могуче звучит на
этом всенародном празднике:

«Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

Фб osmamenonanmmm ПФФ-летней годфвициить
Co NM емоертш пеличайшего

руФекого шоэта

А. С. Whymmnemma

Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР

В ознаменование 100-летней головщаны со дая смерти
величайшего русского поэта А. С. Пушкина Цевтраль-
ный Исполвательный Комитет Союза СОР постановляет;

1. Государственному музею изобразительных искусств
в Москве присвоить имя А. С. Пушкина,

9 Переименовать ул, Большую Дмитровку в Москве в
Пушкин ную  улацу.

3. Нескучную взбережную Мосвва-феки  переимено-
вать в Пушкинсвую набережную.

4. Переяменовать Останкино в Москве в Пушкинское,

‚5. Переаменосеть г. Детское Село в г. Пушнин.

6. Государственному Ленингралскому академическому
театру лрамы присвоить имя А. С. Пушкина,

7. Переименовать Биожевую площадь в г. Ленинграде
в Пушкинскую площадь.

Председатель Центрального - Исполнительного
Комитета Союза ССР
М. КАЛИНИН.

Секретарь Центрального Исполнительного Ко-

митета Союза
: И. АКУЛОВ.
Москва, Коемль. 9 февраля. 1937 г.

литической жизни, был ортанически
свойственен и Пушкину. На всем про-
тяжении своей творческой деятельно-
юти он не забывал, что лишь будущие
поколения свободного народа омогут
оценить его труд революционного но-
ватора.

Пушкину было в высокой степени
свойственно понимание политической
необходимости создания русского ли-
тературного языка на широкой народ-
ной основе. В одной из критических
статей он прямо писал о том, что от-
сталость русского. литературного язы-
ка от требований времени задержива-
ет общественное развитие: «просвеще-

размыниления для пищи умов...,
ученость, политика и философия еще
по-русски не из’яснялись... Проза на-
ша так еще мало обработана, что да-
же в простой переписке мы принуж-
дены создавать обороты для из’ясне-
ния понятий самых обыкновенных».
Как мы видим, Пушкин здесь со всей
ясностью обнажает необходимость с0з-
давать язык. В своем понимании задач
литературного развития он был на
уровне передовой общественной мых-
ли своего времени, и упоминание имен
Пеотеля и Орлова в его заметке о
языке далеко не случайно. Именно в
декабристокой и околодекабристокой
среде. культивировалея обостренный
интерес К чоозданию прозы» — «ме-
тафизического языка», — B частности,
натедптий выражение в общении дея-
телей Южного ответвления тайното
общества с Пушкиным и его другом—
Вяземоким. «баймись прозою, вот че-
то недостает у нас», — писал М. Ор-
лог Вяземокому в 1821 г. «Отихов
уже довольно, особливо, что назы-
вается у фганцузов Робз1ез. 169 6тев.
Пора предпринять образование сло-
весности нашей в большом виде; в

философическом смысле, строгими со-.

чинениями или полезными перевода-
ми. Вот поприще, открытое перед то-
бой. Цензура не всегда будет пре-
пятствием»... Это, конечно, не было
только личным мнением М. Орлова,
а отражало определенные установки.
рождатлниеся в литературных и по-
литических спорах деятелей киши-
невской труппы Союза  благоденст-
вия. Прямым отражением этих уста-
новок является совпадающее © цити-
рованным выше письмом М. Орло-
ва следующее место из письма Пуш-
кина к Вяземокому из кишинев-
ской ссылки: «Предприми постоян-
ный труд, пиши в типгине  самовла-
стья, образуй наш метафизический
язык, зарожденный в твоих письмах, &
там что бог даст. Люди, которые уме-
ют читать и писать, скоро будут нуж-
ны в России, тогда надеюсь в тобою
сблизиться»...

Понимание необходимости преобра-
зования языка как олной из важней-
ших задач революционного переворо-
та нашло выражение и в «Русской
правде» Пестеля: «Законы должны
быть ясны, понятны, справедливы и
просты. Ясность. необходима для того,
чтобы каждый гражданин мог их по-
нимать и потом свои постушки © ними
без дальних затруднений сообразо-
вать. Для того должен непременно ка-
ждый закон таким образом быть на-
писан, чтобы он никаких толков не
требовал, никаких недоразумений не
допускал и ни под каким видом в
двояком смысле не мог быть принят».
Это писалось Пестелем о языке госу-
даретвенных актов. Ho требования
CHCHOCTH?, «ПпоНяТности», перекликаю-
щиеся с многочисленными выюказыва-
ниями Пушкина на эту тему, прел’-
являлись декабристами и к хуложест-
венной литературе и были тесно свя-
заны с защитой ими права художни-
ка говорить правду о современной им
действительности,

В эпоху, когда процесс размежева-
ния клаюсов и политических направ-
лений всячески тормозилея феолаль-
но-крепостническим тосударетвом, ско-
вывавшим даже слабые проявления
общественной инициативы, литература
должна была играть ведущую роль в
оформлении революционной идеоло-
тии. Характерная для начала ХХ века
острота полемики по вопросам язы-
ка вполне понятна. Эта полемика вы-
ражала, < одной стороны, стремление
антифеодальных группировок к де-
мократизации государственного строя,
ac другой — стремление консервато-
ров сохранить овои идеологические по-
зиции. Некоторые исследователи и
критики до сих пор прололжают ут-
вержлать, что борьба за, демократизя-
цию русского литературного языка
нашла выражение в борьбе между Ка-
фамзиным и Шишковым. Между тем,
несмотря на все противоречия, суще-
ствовавшие между «старовером» Шиш-
ковым и автором знаменитой акаде-
мической речи Карамзиным, оба они
стремились, кажлый своими методами,
способствовать сохранению существо-
вавшего социального порядка. Борь-
ба между ними являлаюь своеобраз-
ным отражением борьбы фазличных
фражций внутри консервативного ла-
геря. Для того этапа, на котором на-
холилась реконструкция русского ли-
тературного языка в конце ХУШ и в
первые годы ХГХ века, «реформа»
Карамзина сыграла свою положитель-
ную роль. Но © ростом освободлитель-
ного движения и более интенсивным
развитием борьбы клаюсов, идеологи-
ческая ограниченность салонного ка-
рамзинокого стиля стала нести охра^

дые... спадают ветхой чешуей».

В 50-х годах прошлого века разви-
тию новой русской литературы, обли-
чительного критического реализма
«гоголевского» направления, Дружи-
нин, А. Григорьев пытались противо-
поставить «пушкинское» налтравление,
как линию чистого искусства, линию
эстетическую раг ехеЙепсе. Все было
двинуто в ход: презрение Пушкина
к светской «черни» дворянского об-
щества перетолковывалось, каж пре-
зрение к народу, «подите прочь —
какое дело поэту мирному до вас!»
изображалось как пренебрежение к
живым общественным интересам.

«Артистичность» Пушкина проти-

ловека, который после Акакия Ам.
киевича появляется в «Бедных mm
дях». Г

От «Евгения Онегина» идет галле
ped «лишних людей», «кипящих 3
действии пустом». Печорин, Бельюв,
Рудин, Лаврецкий. «Лишний 31.
век» вырождается в Обломова, вчер»
не намеченного во второй части
«Мертвых душ» в Тентетникове, Ho
обломовщину можно утадать во вт
ром варнанте судьбы Ленского, кото.
рый «в деревне, счастлив и ром,
носил бы стеганый халат».

Стихи «Румяный критик мой, па
омешник толетопузый» дают такую

стаивая, что «разговорный язык про-
стото народа достоин глубочайлпих ис-
следований», он выступал и критиче-
скими и художественными произведе-
ниям против карамзинского стиля, на
конкретных примерах показывал необ-
ходимость бороться за точный, прос-
той, ясный язык. Опираясь на крити-
ку изысканности языка Даламбером и
Вольтером, Пушкин выюмеивал карам-
зинистов, которые почитают «за ни-
зость из’яснить просто  вещи самые
обыкновенные, думают оживить дет-
скую прозу детскими дополнениями и
вялыми метафорами». Последователь-
ная критика Пушкиным «робкой» и
«жеманной»’ «французокой поэзии»

по существу направлена против твоф-
ческих принципов сентиментализма.
Отрицательная оценка им влияния н&
русский язык «французской словес-
ности», влияния, особенно сказавшего-
ся в произведениях Карамзина, вовсе
не означала призыва в национальной
ограниченности, Более того, Пушкин
не раз отмечал необхолимость освое-
ния французской литературной речи в
процессе образования русското литера-
турного языка. «Когда нибудь долж-
но же вслух сказать, что русский ме-
тафизический язык находится y Hac
еще в диком состоянии», —писал OH:
«дай бы ему бог котда нибудь обра-
зоваться на полобие французского яс-
ного, точного языка прозы, т. е. язы-
ка мысли». Но самый подход Пушкина
К освоению был иной, чем у Карамзи-
«точность»
французского языка — «языка мыс-
лей», он в то же время боролея с той
салонной русско-французской фразе-
ологией «паркетных дам», в которой

на. Одобряя «ясность»,

эти качества отсутствовали,

Основой создания русского литера-

турного..языка Пушкин считал язык
народа, Эта ориентация Пушкина на-
ходилась в тесной связи о его трак-
товкой понятия «хорошего общества»,
под которым дворянские литераторы
этого времени подразумевали выеший
свет. Высмеивая этих литераторов, он
писал: «Нашим литераторам хочется
нам доказать, что и они принадлежат
& высшему свету... что и им известны
его законы; не лучше-ли было бы им
постараться по своему тону и своему
поведению принадлежать к хорошему
обществу... Хорошие общества мотут
существовать и не в высшем кругу, а
везле, где есть люди честные, умные
и образованные». В соответствии ©
этим он резко выступал против утвер-
ждений, что грубые выражения опре-

деляют характер русского народного

языка. Так, например, в черновой ру-
кописи заметки о критиках «Полта-

вЫ», он писал: «Слова — усы, виз-
жать, вставай, расоветает, ого, пора—

казались критикам низкими, бурлац-
Кими;
я... почитаю те, которые полным обра-
зом выражают какие нибудь понятия,

например, нализаться вместо напиться

пьяным и т. п. Но никогда не по-

жертвую искренностью и точностью

выражения — провинциальной чопор-
ности, из боязни казаться простона-
родным, славянофилом и т. п.». Гени-
альный русский поэт не только в сво-
ей творческой практике следовал этим
принципам, но полагал, что и моло-
дые писатели должны последовать им,
замечая: «Велушайтесь. в простона-
родные наречия; молодые писате-
ли — вы в них можете научиться мно-
Tomy, чего не найдете в наших жур-
налах... Читайте простонародные сказ-
ки, чтобы видеть овойства ‘великого
русского языка». Возражая против
ограничения литературного языка
рамками «письменной словесности»,
Пушкин в то же время указывал:
«Письменный язык оживляется поми-
нутно выражениями, рождающимися в
разтоворе, но не должен отрекатьея
от приобретенного им в течение ве-
ков. Писать единственно языком раз-
товорным, значит не знать языка». И
здесь сказалась враждебность Пушки-
на к какому бы то ни было догма-
тизму. В книжной словесности он це-
нил накопленный передовой русской
литературой опыт создания языка и
добивался синтеза его с «живыми ис-
точниками народного слова».

Так, в упорной борьбе © реакцион-
ными птишкозистами, © салонной фра-
зеологией Карамзина, с официозной
дворянской общественностью, выраба-
тывал Пушкин гибкий и мощный ли-
тературный язык. Из сокровищ соз-
данного Пушкиным языка передовые
русские писатели выбирали и отто-
ченные клинки, разившие врагов на-
рола, и лирическе образы, согретые
любовью, дружбой, оптимизмом. Вели-
кая Пролетарская Революция сделала
прекрасный русский язык дорогим
всему прогрессивному человечеству,
которое чтит сегодня память поэта,
заплатившего жизнью за самоотвер-
женное служение идеалам правды и
социальной справедливости.

признаюсь низкими словами

тическому» искусству Нект:
происходило искажение

ля к Некоасову и ‘до Горького.

А между тем именно Пушкин дал
поэзии В
«Деревне»,
«Кинжале», эпигтраммах. Пушкин вы-
ступил атеистом в «Гавриилиаде»,

образцы вольнолюбивой
«Вольности», — «Моё»,

Пушкин создал реалистические кар-
тины современной ему жизни в «Ев-
гении Онегине» — этой «энциклопе-
дии русской жизни» по выражению
Белинского. Пушкин обратилея к
изображению маленького, униженного
и бесправного человека в «Станцион-
HOM смотрителе», обратился к народ-
ным массам, к народным движениям,
интерес к которым вилен в «Дубров-
ском» и с0 всею силой выступает в
«Капитанской дочке» и в «Истории
Пугачева», переименованной Никола-
ем [Г в «Историю Пугачевского бунта».

Пушкин покончил © подражатель-
ностью русской литературы. Класси-
цизм, сентиментализм, романтизм —
все. они сыграли свою роль в историй
литературы, в распространении про-
свещения, но они не были оритиналь-

ными и самобытными, не были на-
циональными ни по форме, ни по ©0-
держанию, а потому не могли приоб-
рести и мировото значения, следуя
за чужими образцами и не внося в
концерт мировой литературы своей

особой и неповторимой ноты.

Пушкин стал явлением мировой ли-

тературы именно потому, что он был
глубоко оригинальным и самобытлым
национальным тением, Даже в вели-
кой комедии Грибоедова,
пафосом. обличения фамусовской Мо-
сквы и замечательным типизмом pea-
листических персонажей, даже в вей

реалистическая правда порою грубо
нарушается... Лиза, крепостная деву-

шка я слишком похожа на су-
бретку анцузской комедии, Фаму-
сов иногда вдруг говорит языком
Чацкого; зв угоду единствам времени,
места и действия Чацкий является
«с корабля на бал» в 5 часов утра (1!)
с визитом в дом Фамусова после сво.
его трехлетнего отсутствия, В «Нз-
гении Онегине» реализм торжествует
уже свою полную победу.

Можно’ ли противополагать пуш-
кинскому реализму гоголевскую ca-
тиру? письме
12 марта 1825 года из Михайловского
Пушкин писал: «Ты говоришь о еа-
тире англичанина Байрона, сравни-
ваешь ее с моею и требуешь от меня
таковой же. Нет, моя душа, многого
хочешь. Где у меня сатира? О ней и
помина нет в Евгении Онегине. У
меня бы затрещала набережная, если
бы коснулся я салиры...»

Близкий друг декабристов, их со-
ратник, Пушкин не мог дать волю
своей сатире, зная, что «затрещала, бы
набережная», что такая сатира не тви.
дела бы света.

Но он приветствовал  гоголевскую
сатиру, он лучше Гоголя понимал
силу и значение его таланта, об’ек-
тивно революционный смысл этого
изображения «пошлости жизни». Го-
голь имел иные замыслы, он все оби-
жался, что его не так понимают, го-
ворил, что цели его иные, а на леле
сила его сатиры громила основы са-
модержавно-полицейского строя, кре-
постнического общества. Пушкин же
дал Гоголю сюжеты «Женитьбы», «Ре.
визора», «Мертвых душ». Пушкин
политически и теоретически несрав-
ненно превосходил Гоголя и не был

вопоставлялась гражданскому «дидак-
асова. Так
подлинной
преемственности в истории русской
литературы от Пушкина через Гого-

великой

ж——— и —————Э——

А. А. Бестужеву

картину крепостной деревни, 68 ии
щеты, которая как будто  напиема
Некрасовым. Ода «Вольность», «Дь
ревня» и другие вольнолюбивые ст.
хи, вместе с «Румяным критиком.»
создают основу пафоса некрасовской
поэзии, а «Послание в Сибирь» яв
ляется зерном «Декабристок», появив*
шихся, из-за цензурных препятствий,
под названием «Русских женщин»,

Пушкинский гуманизм, неотрызный
от любви великого поэта к жизни #
от его жажды счастья He для одною
себя, а для всех, лишен всяких
черт христианского смирения и вв.
прощения, непротивленческой 6633:
бости и вегетарианекого бессилия, В
записках Долгорукова рассказано, что
Пушкин не останавливался перед тем,
чтобы вязать петли для помещичьи
шей. А в «Дубровском» кузнец Ap-
хип поджитает приказных и удовле-
творенно смотрит, как они горят, но
лезет спасать кошку: «Божья тварь
погибает, а вы одуру радуетесь», —
сердито говорит он мальчишкам, При»
казные — не божьи твари, а враги,
частица крепостническотго деспотизма;
гуманизм состоит в том, чтобы MX
уничтожатв.

В истории русской литературы до
такого маратовского понимания гума.
низма подымались до и после Пуш
кина лишь немногие, самые передо.
вые деятели освободительного дви
жения.

«До Пушкина», — писал Белки»
окий, — русская поэзия была не 60-
лее, как понятливою и переимчивою
ученицею европейской музы, — и
потому все произведения русской
поэзии до Пушкина как-то походили
больше на этюды и копии, нежели на
свободные произведения самобытно“
го вдохновения».

«Но с Пушкиным русская поэзия
из робкой ученицы явилась дарови“
тым и опытным мастером».

Это верно, но это не все. Гениаль-
ный поэт обладал такой широтой
кругозора, таким пониманием обще-
сотвенных проблем своей эпохи, что
его поэзия и проза, ето идеи и чув-
ства явились источником, из которою
последующая литература черпала жЕ-
вотворящую силу. Она воспользова-
лась языком Пушкина, поэтическим и
прозаическим, она последовала за ним
в глубины жизни и быта всех слоев

классов страны, она стала OCBe-

ать и решать поставленные им про.
блемы свободы, отношения личности
и общества, проблемы историческою
развития, она в лучших своих пред
ставителях унаслеловала его реализм,
простоту, народность, ето ненависть к
самодержавию, его жажду свободы и
счастья для людей.

Пушкин основал русскую литерату-
ру, из его школы вышли Лермонтов,
Гоголь, Толстой и Некрасов, Самы:
ков-Щелрин и Максим Горький.
Горький — великий писатель, завер-
шивитий собою плеяду великих [68°
листов досоциалистической эпохи W
открывший собою эпоху новой лит
ратуры — литературы социалистиче-
ского реализма, еще в 1907 голу 0це-
нил подлинное значение Пушкина B
замечательных словах: «..великий
русский народный поэт, создатель
чарующих красотой и умом сказок,
автор первого реалистического романа
«Евгений Онегин» — автор лучшей
нашей исторической драмы «Борие
Годунов» — поэт, ло сего лня никем
не превзойденный ни в красоте ети-
ха, ни в силе выражения чувства И
мысли, поэт — родоначальник вели»
кой русской литературы».

reer

Я желаю, чтобы

распространилась

его слава

Я понимаю очень хорошо важность
юбилея ваше великого поэта, я
присоединяюсь всем сердцем ко всему
тому, что будет сделано, чтобы ето
отпраздновать, я желаю, чтобы pac-
пространилась его слава и его про-

изведения, наконец, чтобы фразвива-
лась среди всех масс СССР любовь к
искусству и культуре.
РОМЭН РОЛЛАН
‚. (И пиеьма президе
Академии наук ВОИ

..неподкупный голос мой
был эхо русского народа.

А. Пушкин

MHEHBHOHSHEBSUESHEREE

Ъ =-

У

en. on Oo ee, ee Oe ee ee ee ee we ew

> оз а

or os с ба ^-54 2 д зло я

и а а о ба вади