= ке

Выставка, открывшаяся 18 февраля

здании Исторического музея, это —

we «пушкинский увиверси-
ет»,

Здесь можно отлично изучить впо-
ХУ, В которую жил, творил, страдал
Ш погиб великий поэт. Здесь можно
воочию постигнуть, каким великим
тружеником был Пушкин, которого
верхогляды попрекают в «моцартиан-
стве», легком и беспечном отношении
х долгу поэта. Рукописи, щедро пред-
составленные на выставке, рассеивают
‘эту легенду. Сколько усилий потраче-
во на каждую строку, какой сложной
паутиной‘ помарок и. переделок - n0-
крыта каждая страница! Зрелище,
поучительное ‘для наших литерато-
ров.

А как трудился поэт над своим раз-:
витием, как жадно, неистово изучал
OH самые различные дисциплины,
стремясь «в просвещеньи стать с ве-
ком наравне». В. библиотеке Пушки-
на были носящие следы вниматель-
HOMO штудирования книги по фило-
софии, географии, истории, . явыко-
знанию, теорни. литературы и т. д.
Поэт покупал книги целыми тране-.
портами, не жалея на это никаких
средств, даже в период, когда он
остро нуждался, котла приходилось
закладывать все, что. только было
возможЕо — вплоть до серебряной
Солонки. Е i

Столь me ‘усердно он’  отлавал-
ся изучению языков.  Совершенное
знание. французокого языка, умение
читать. свободно. на антлийском, ита-
льянском не удовлетворяли его. Ему
необходимо еще поближе ознакомить-
ся о литературой чешокой, польской,
испанской, и’он упорно овладевает
этими языками; но он хочет также
усвоить и культуру восточных наро-
дов — и он изучает арабекий, древ-
нееврейский, турецкий языки. Ha
выставке представлены листки в 3a-
писями ‘еврейских и арабоких букв,
сделанных рукою Пушкина,

Множество экспоналов. воскрешают
детство и юность поэта, его лицей-
ские годы. Портреты первых друзей,
ранние рукописи, отзывы 06 е-
хах и поведении Пушкина, ный
поэт не удовлетворяет требованиям
лицейских надзирателей, для коих
смиренномулрие и почтение к Ha-
чальству составляют высшую добрэ-
детель. Вот как аттестуется Пушкин
в отчете о ето поведении: :

«Имеет более блистательные, не-
жели основательные дарования, 60-
лее пылкий и тонкий, нежели глу-
бокий, ум. Прилежание его к ‘уче
нию посредственно, ибо трудолюбие
еще не сделалось ero добродете-
ЛЬЮ...» /

Между тем у орленка крылья’ ра-
стут и крепнут. Произошли уже
первые встречи ‘и разговоры с Чаа-
даевым. Уже втягивается он в бои
© ревнителями славянщины — Шиш-
ковым, Шаховским и другими. Вот
портреты этих столпов литературной
реакции и издания их упражненяй,
В том числе «Урок ‘кокоткам, или
Липецкие воды» князя А. Шаховско-
г, произведение; высмеивавитее  Жу-
ковоКог  и’ послужившее = внешним
толчком к созданию «Арзамаса». И
тут же убийственная эпиграмма пят-
налнатилетнего Пушкина:
`` Угрюмых тройка есть певцов: _

Шихматов, Шаховской, Шишков

Уму есть ‘тройка супосталов:

Пишков ^ наш, Шаховской,
Шихмалтов.

Но кто тлупей из тройки злой?

ПТишков, Шихматов, Шаховокой.

Пупкин кончает лицей. Он зачие-
лен на службу в министерство ино-
странных дел коллежеким секрета»
рем. Он окунается в жизнь, неисто-
вый, вольнолюбивый, любимый дру-
зъями и вдохновенно  воспевающий
дружбу. Из рук в руки нереходят его
эпитраммы, притвождающие к позор-
ному столбу царских сатрапов ‘и ¢a-
модуров, издевающиеся нал ханжест-
вом и лицемерием непрошенных опе-
кунов ‘народа, Яростью и гневом на-
поены строки «Вольности», звучалцие,
хак набат, отдающие громами Вели-
вой французской революции:

Тираны мира, трепещите!

А вы мужайтесь и MITE,
Восстаньте, падшие рабы!
И: днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды,

’Олесса, село Михайловское... Пусть

©

НА. ПУШКИНСКОЙ

И вот воаникает «Дело об отправ-
лении коллежекого секретаря Алек-
сандра Пушкина в главному попечи-
телю колонистов южного края Рос-
сии генерал-лейтенанту  Ин805у» —
первое из той непрерывной цепи
«дел», которая сковывает   каждое
движение поэта, волочится за ним
всюду, куда ни ступит ето нога. Пули-,
кин — пленник Аракчеевых и Бен-
вен;
‘не’ властен над собой, Нушкина, как
езродного, как беспаопортного.. бро-
дяту, перебрасывают о, места на’ :ме-:
сто, м Е
Мучительной болью отзываются в
сердце: все. эти документы, донесения,
приказы, снимки, создающие жуткую
картину травли человека, к. которому:
‘уже’устремлены взгляды всего пере-
довото, что ‘есть в русском обществе,
Екатеринослав, Киптинев, Бендеры,

советская молодежь внимательно изу-.
‘чит эти документы позора, этот мар
шрут пыток, которого мы никогда не
простим даже раздавленному, уни-
чтоженному строю крепостников и
фельдфебелей.
„Вот она, презренная орда’ палачей
и преследователей лучезарнейшюего из
поэтов  человечнейшего ue людей:
Александр — :
Плешивый щеголь, ‘враг труда,
Нечаянно пригретый славой,“
Николай; в котором «много прапорщи=
ка и мало Петра Великого», рядящий-
ся под Николая Бенкендорф, Дуб-
бельты, Уваровы, Долгоруковы и пр.

Вот одесский «шеф» Пушкина, над-

менный «полумилорл» Воронцов, ве

снушающийся доносами на поота.

„ «Здесь есть много людей, — читаем
мы в одном из этих доносов, — а 6
эпохой мороких купаний число их
еще увеличится, которые, будучи во-
сторженными поклонниками его поэ-
зии, непомерным восхвалением спо-
собствуют затмению его толовы и
признанию себя отличным писателем,
между тем как он в сущности только
слабый подражатель не совсем по-
чтенного образца — ‘лорда Байро-
На...» , :

А в это время Пушкин выпускает
в свет поэму «Кавказокий пленник», ,
породившую эпидемию подражаний.
Образцы этих подражательных опу-
сов демонстрируются ‘здесь же на вы-
ставке: «Киргизский пленник», «Мо-
оковокий пленник»,  «Датестанская
узница»,. «Пленник Турции» и т. д.
А в это время Пушкин закончил
«Бахчисарайский фонтан», приступил
Е работе над «Цыганами», начал про-
изведение, которому суждено было
стать «энциклопедией русской жиз-
НИ», — «Ювгений Онегин»,

Для Воронцова Пушкин, однако,
продолжал оставаться слабым «сочи-
нителем», да к тому же еще осмелива.-
ющимся. иронизировать над аристо-
кратизмом овоего начальника. И воз-
никает новое «Дело о высылке из
Одессы в Поковокую губернию кол-
лежокого секретаря Александра Пуш-
кина». Документ, преп енный
одесскому начальнику Гурьеву, гла-
сит:

«Государь император по дошедшим
до его величества многим сведениям
изволил усмотреть, что. коллежский
секретарь Пушкин, к нещаютью, не
только не переменил поведение: и
дурных правил, кои ‘ознаменовали
первые шаги его общественной жизни;
HO даже распространяет в письмах
своих предосудительные и вредные
мнения».

И тут же обязательство, подписан-
ное  Пушкиным:

«Нижеподписавнтийся сим обязы-
вается по данному от господина, одес-
CKOTO градоначальника мартируту без
замедления отправиться из Одессы к
месту назначения в губернский город
Псков, He останавливаясь нигде на
пути по своему произволу, а по при-
бытию в Псков явиться лично к гое-
полину гражданскому губернатору».

Начинается эра михайловского за-
точения. Гений Пушкина входит в по-
ру величайшего расцвета. Он создает
Be ns обравцы своей лирики.

н создает женчужину й 109
зии и драматургии — «Бориса Году-
нова». Крепнет письменная связь ©

Наши ближайшие задачи

орфов; ‘Пушкин, каж’ невольних,  .

без внутренне содрогания

ВЫСТАВКЕ

Г:

друзьями. На выставке люд. стеклом
хранятся подлинники писем к Расв-
скову, Вяземокому, Рылееву, Бестуже-
‘ву-Марлинскому и др. Пушкин © го-
ловой окунается в стихию народного
творчества, общается с ‘массами, с
упоением слушает сказки няни Ари-
‘HE Родиеновны, В письме к бралу
имеются анаменитые, столь часто
 щитируёмые, строки:

‚-«..Вечером слушаю сказки A в08-
награжлаю тем недостатки проклятого
моего воспитания,. Что за. прелесть
‘эти сказки! Каждая из. них есть и0э-
ма. Ах, боже мой, чуть не забыл! Вот
‘тебе задача: историческое сухое из-
вестие о Стеньке Разине, единствен-
ном поэтическом лице в русской
истории».

В Михайловском Пушкина застает
‚известие о событиях на Сенатской
площади, о казни пяти декабристов,
В тетрали поэта — следы печального
Гразлумья, мучительных пережлваний;
‘зарисовки виселицы. в пятью пове-
`итенными. И незаконченная, но ‘легко
`угатываемая мысль: «И я бы мог...»

В этом же зале — подлинные ма-`
териалы следствия ‘по делу декаб-
ристов. Ужасом  застенков, беспросвет-
ным мраком инквизиции веет от них.
Жаль, что в пушиинские дни неко-
торые из этих документов не были
опубликованы в нашей печати пол-
ностью. Они лучше многих специаль-
ных исследований помогли бы совет-
ской молодежи уяснить себе истин-
ную атмосферу, окружавиую в Te
tots Пушкина. Трудно, например,
ЧИТАТЬ
постановление, призванное показать
«туманность» николаевоких судей:
они всенаролно об’являют о великой
милости в ‘отношении осужденных на
смерть- декабристов: четвертование ва-
меняется им виселицей. Трудно без
ярости читать и друтой документ —
«высочайший ажт»,  последовавтиий
после казни декабристов. В истории
не найти такого «шедевра» подлости,
ханжества, лицемерия и лжи.

После подавления воссстания но-
вый царь делает попытку перетянуть
Пушкина на сторону самодержавия.
Но очевидно Николай Налкин и сам
мало верил в свой успех. И ов при-
думывает новую инкяизиторскую ме-
фу: милостиво назначает самого себя
цензором Пушкина. Бенкендорф рев-
ниво следит за тем, чтобы Пушкия
свято соблюдал волю царя. Даже чте-
ние новых произвелений в дружеском
кругу до санкции Николая считается
предосудительным. А 0 художест-

венных вкусах коронованного вахми-.
его,

стра свидетельствует решение
последовавшее ‘после ознакомления с
рукописью «Борис Годунов»:

«Переделать... комедию, по’ нужно-
му очищению, в историческую повесть
или роман, наподобие Вальтер Скот-
та».

Учитывая царское ‘отношение к.

творчеству Пушкина, соответствую-
щий тон берут, конечно, и разные
уголливые журналисты, изо всех сил
пытающиеся доказать, что период ве-
личайшей поэтической эрелости Пуш-
хина является периодом его полного
падения, Появляется эпиграмма:

И Пушкин стал нам скучен,

И Пушкин надоел,

И стих его незвучен,

И тений охлалел.

«Бориса Годунова»

Он выпустил в народ. —

Убогая обнова,

Увы, на новый год.

В «Северной пчеле» дается следую-
щая оценка Пупкина после михай-
ловского периода:

«В № 3 «Московского ‘телеграфа»,
между прочим, сказано: ныне тре-
буют-от писателей не одной подписи
знаменитого имени, но достоинства,
внутреннего... Справедливо! Холод-

‚ный прием, оказанный публикой ноэ-

ме «Полтава», служит ясным доказа-
тельством, что очарование исчезло.
И в самом деле, можно ли требовать
внимания публики к такмм произве-
дениям, как, например, VII тлава
«Евтения Онегина»? Мы сперва по-
думали, что ото мистификация, птут-
ка или пародия...» i
Прекрасно раскрывает выставка
послелние тоды жизни поэта, em
огромный интерес к истории, ето ра-
Ooty по. собиранию материалов о Пу-

Вступительное слово тов. Ставского
на совещании оборонных писателей 17 февраля

— Я думаю, что нет особой нужды
траняться поводу харак-
‚ терных черт той тановки, в кото-
рой мы находимся. Я только в тезис-
ной форме напомню относительно 06-
новных моментов этой обстановки,
о которой говорилось на с’ездах сове-
тов и исчерпывающий, изумительный
анализ которой дан в докладе това-
рища Сталина, в речи председателя
Совнаркома тов. Молотова, в с00б-
щенни тов. Литвинова.

В странах. катитала, штурмуя оста
тки буржуазной демократии,  истреб-
JAA передовых предетавителей рабо-
Чего класса, готовят войну оголтелые
фаптисты — эти современные. людое-
ды, На территории Испании героиче-
ский испанский нарол борется за
свою независимость © полчищами
Франко, с «добровольцами» -фащиста-
ми из Германии. и Италии,

В Лондоне — комедия в комитете
по невмешательству, в котором наши
советские ‘представители, вопреки
этой комедин, отстаивают принципы
мирной политики нашей страны.

На фоне бешеной подготовки миро-
вой войны СССР высится непоколе-
бимо, как оплот мировой демократии,
как радость и надежда всего челове-
чества. В нашем родном СОСР. — ве-
личайшие успехи во всех областях
страительства. Мы приняли сталин-
скую Конституцию — кодекс завое-
ваний трудящихся нашей страны пол
руководством партии, под. руковод»
ством великого Оталина, пример вое
му, человечеству, пример, который
вдохновляет и окрыляет трудящихся
всех стран. Победы наши неисчисли»
мы и необозримы. Нас ведет от п0б9-
ды к победе великий Сталин,

В нашей стране самый ценный ка-
питал, это — люди. Внимание к лю-
дям, забота о калрах, 06 их воопита-
ний, 0б их культурном росте — эт
основная отличительная черта кашей

—-

т `Уполном. Главлита В—26110

что а ТОП ТО Алло дм ча wees « gay

жизни. Возьмите, скажем, эти дни —
пушкинские дни. Возьмите пушкин-
скую выставку как ‘выражение этого
культурного роста, Ведь в пушкин-
ской выставке принимает участие вся
страна. И нельзя переоценить значе-
ния этой пушкинской выставки, как
нельзя. переоценить и значение пуш-
киноких дней, которые проводила
вся страна, трудящиеся всех наро
дов СССР, принявигие великого рус
окого поэта, создателя русском лите-
ратурного ‘языка, родоначальника но»
вой русской литературы — как сво-
его родного и бесконечно близкого,

Перед фактом нашей мощи, мощи
нашей великой родины, враги ищут
путей борьбы против нас. Они 0об’е-
диняются. Уже сговорились между
собой фашистские Германия и Япо-
ния, у

Два процесса над злейшими врага-
ми нашей родины показали, что троц»
кисты и зиновьевцы превратились в
лакеев Гитлера и японской развелки,
договорились с ‘ними.

Эти два процесса вскрыли всю мер-
80CTb троцкистеко - зиновьевокой
швали, всю беспредельную ненависть
Троцкого и его банлы — этих закля-
тых врагов народа — к народу на-
шей страны, Взрывы на шахтах в
Кемерово, на наших химических заво-
дах, крушения на железных дорогах,
спуск под откос поездов, все это —
цепь частичных атак на мощь нашего
Союза. р \

А. баклериологическая война, ‚ кото-
рую готовили в тесном
японцы и троцкисты.

Заклятые враги, они для Наших
детей тотовили рабство сроей про-
траммой реставрации лтитализма.
Нет сомнения, что несмотря на все
тнуеные старания, они никогла не
омотли бы повернуть историю вспять,
реставрировать калтитализм в стране.
Социалистический строй могуч и н®-

единении `

поколебим. Но они «убили Кирова>
Они поднимали руку. на радость и
надежду всего. человечества, — нашето
товарища Сталина. Ни на секунду
нельзя забывать 0б этом. И пусть
звенят в напгих сердцах проникновен-
ные слова поэта:

Берегите вождей, коммунары! Бе-
регите вождей! :

Народ стоит стеной вокруг товари
ma алина, вокруг партии. Народ
потребовал уничтожения врагов по
примвору советского суда.

Расстрел лроцкистокой банды —
высшее проявление нашего советского
социалистическото гуманизма, Но есть
еще у нас врати — правые, Они дол-
жны отвечать перед судом за все их

`сговоры, за все попытки, налтравлен-
ные против партии, против Советеко-
го_ Союза,

У нас на литературном фронте есть
враги, есть остатки влияния врагов.
Бухарин на нашем с’езде советских
писателей в своем докладе замаски-
рованно проводил «установку» — «до-
лой политическую поэзию». Смыел
его доклада был в том, чтобы овер-
нуть е пути политической работы на-
ших поэтов. Радек, виляя и маски-
руясь, по существу заявлял; «Долой
пролетарскую литературу».

Они хотели вышибить из рук пар-
тии. поэтическое оружие, оружие ху-
дожественного слова, они хотели от-
нять ето у’ партии, На данном. сове-
шании и на пленуме правления ССП,
который будет через 2—8 дня, мы
должны разоблачить эти тнусные
происки врагов.

Товарищ Сталин говорил, что сла-
бых бьют. Мы должны быть силь-
ными. Наше оружие — поэтическое
слово — в общей мощи Советекого
Союза играет большую роль. Необхо-

димо проверить, каково это политие.

ческое оружие художественного слб-
ва, как оно действует, решить — как

Путь великого поэта.

\ т 3    .
‚ тачеве, тяжыле малернальные усло»
вия, в которых жил Пушкин.

устал. от петербуртокой светской суе-
ты, от необходимости соблюдать пред»
писанный ему Николаем и Бенкен-,

режим, ему трудно пережи-
вать ‚свое унижениое положение, В,
которое поставило его  «пожалован-.
ное» ему авание камер-юнкера. Он хо-

`чет уйти в отставку. Он рвется в де

ревню, ‘переживая чузства припич

санные Татьяне: .
А мне, Онегин, пышность эт =
Постылой жизни мишура,
Мон успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчае отдаль я рада“
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за тихий сад...

Но Николай разгневан этими меч

таниями. Никаких  ототавок! Поэт
должен всегда быть в поле его зре-
ния, И Пушкин остается в Петербур-:
те, где прилворная челядь, кучка ве-
ликосветоких негодяев энергично ‘Ста!
рается затравить ненавистного им!
поэта. И вог — знакомая с детства’
картина Наумова, навсегда ранивигая!
душу жгучей горечью обиды, боли,
састралания: Пушкин, сраженный пу“,
лей `Дантеса! Тут же тщалельные,
печатными буквами выведенные, сло-)
ва RHYCHONO анонимното о пасквиля,,
приведшего к дуэли. С нескрываемым!
волнением все вчитываются в состав-:
ленный из клочьев черновик письма
 Пушкина Геккерену. Маска, снятая
с мертвого поэта. Царь. испутан мао-
совыми. проявлениями любви к по-
гибшему тению, Ведь кто-кто, HO OH-
то больше всех знает, что Пушкин нэ
примирилоя © самодержавием, что
Пушкин до гроба остался жестоким и
опасным врагом тиралга. Если бы дело
обстояло иначе, к чему было бы похи-
щать тело поэта и тайком увозить в

Михайловское? . К чему было бы за-

прещать печати поминать заслуги
поэта? Вот свидетельство. Никитенко.
В своем дневнике он записал:

«Греч получил стротий выговор от
Бенкендорфа. 38 слова, напечатанные
в «Северной пчеле»; «Россия обязана,
Пупткину благодарностью за 22-лет-
ние заслуги его на поприще словес-
ности», Краевский, ред. «Лите-
ратурных прибавленний к «Русскому

», тоже имел неприятность
за несколько строк, напечатанных в
похвалу поэта. Я получил прикава-
ние вымарать совсем несколько таких
же строк, предназначенных для
«Библиотеки для чтения».

И все это делалось среди всеобщего
участия к умершему, среди всеобще-

To 1 сожаления. Боялись —
но чето?»

Бенкендорфы знали, чего они боя-
лись. Они Знали, что Пушкин один

из тех, которые ‘своим творчеством
подтачивают основы крепостнического
строя, один из тех, кто приближает
торжество народа, его грядущую по-
беду. Эта победа оказалась неотвра-
тимой. Ею чудесные письмена мы
читаем в залах, непосредственно сле-
дующих за той, гле окончился земной
путь поэта. Здесь дышишь иным
воздухом. Здесь на каждом птагу. по-
трясающие свидетельства любви! во-
скресшей, возрожденной страны к
своему величайшему певцу и провид-
цу. и изданий на языках совет-
‘ких народов, бесконечные исследо-
вания о жизни и творчестве Пушки-
Ha, сводки о пушкинских конферен-
циях, докладах, диопутах по всему
необ’ятному Союзу. Народ. хочет знать
вс6 о Пушкине. Рабочие обращаются
к лекторам и к литературным opra-
низациям © просьбами провести лок-
лады на темы: «Кто был прообразом
Евгения Онегина?», «Что писал Ча-
адаев в своем «Философическом пись-
ме» и почему он был об’явлен сумас-
шедшим?», «Чем об’яснить сочетание
в Пушкине просвещенности и суеве-
рия?» и т. д—ло бесконечности. Де-
ти всех советских народов вдохнов-
‘ляются пупгкинскими произведения-
ми, Рисунки детей на пушкинские
темы изумительны и незабываемы.
Какие чудесные краски, какие слож-
ные композиции, какое непостижимое
проникновение в дух пушкинских
сказок!

В этих залах радость возвращается
в душу людей, прошедитих только что
с Пушкиным вевь его скорбный путь.
Здесь мы начинаем вместе сним но-
вый путь—в наше ‘прекрасное завтра»

в коммунизм.
; ` Я. ЭЙДЕЛЬМАН

работать дальше. Эти вопросы опре-
деляют круг задач, стоящих перед
налиим совещанием. ^ ‘7 }

Если ‚сравнивать ‘развитие ‚ литера-
туры с теми величайшими успехами,
которые мы имеем в любой отрасли
социалистического ‘строительства, на-
до сказать, что’она еще не идет вро-
вень со ‘всей страной, она. отстает. :

Но нам надо разобраться, кто же
отстает, отчего. отстает, в кто и He
отстает. ие

На учаотке ‘оборонной литературы
У нас есть и. победы. Первое . слово

нашей, гордости и радости мы долж-

ны сказать о Ве. Вишневеком, кото-
рый внес цевнейший вклад’ в наше
советское: искусство -- «Мы из. Ерон-`
штадта».

’В Испании бойцы омотрят эту кар:

НР и, вдохновленные ею, идут в

Я не понимаю «реплики» Ильин
Эренбурга в алрес «Мы из Кронпигад-
та», пишет, что испанские зри-
тели смеются в кино над этой кар-
тиной. Что это-ва-зрители? Если мел-
кий буржуа омеется, тах об этом и
надо сказать, А разве пролетарий бу-
дет над этой картиной смеяться?

„В чем же успех Вишневского? У
нас на повестке стоит творческий от-
чет его, он будет рассказывать о сво-
ей работе, и нам нужно внимательно
вдуматься и разобрать этот творчес-
кий опыт нашего товарища с тем,
чтобы сделать его достоянием всей
нашей писательской среды.

Затем — работа Павленко’ «На Во-
стоке», Это прекрасная работа. Ora
работа имеет особое значение, она от-
крывает новые горизонты для работ-
ников советской питературы не толь-
ко в смысле тематики. Он берет тему
войны на границах нашето , Союза и
на территории врата, кула мы пере-
несем эту войну Тотчас, как враг
чападет на’ нас, как обзэтом ярко,
красочно записано в новом Полевом
Уставе РККА. : oe

У нас есть и еще mpomapereHns, KO-
торые играют положительную роль в
укреплении обороноспособности стряа-
ны, Налтример, пьеса «Большой день
В, Киршона. Мы разбирали. это про-
изведение в своем коллективе, ука-
зали на некоторые слабости произ-

Типография газеты «За индустриализацию», Москва, Цветной бульвар, 30

Поэт`

Питературная/ газета № 10 (646)

«Пушкин ‘за работой, Рисунок Н, Ульянова. (Всесоюзная Пушкинская выставка),

Пленум правления ССП отложен,

Пленум правления Союза советских спасателей ОСООР. открытие воторого
было назначено ну 20 февраля, отложен на 2 ев 3 дня. 0 времени отЕрычия
пленума будет сообщено дополнительно. . }

° Мы гордимся вашей работой
Мадрид. Михаилу Кольцову

Совещание оборонных ‘писателей
Советокого Союза шлет вам братский
привет. Каждый день мы читаем в
«Правде» ваши замечательные кор-
респонденции о боевых тероических
буднях испанского народа, борюще-
тося с мировым фальизмом за свобо-
ду, хлеб, труд. С передовых позиций,
с воздуха, из окопов, от баррикад.
Мадрида идет к нам через вапти стро-
ки дыхание войны, в которой фапгизм
должен свернуть себе шею. Ваши
корреспонденции составят великолеп-
ную книгу, на которой мы будем
учиться, учиться тому, как должны
будут вести себя писатели нового ти-

ood

па, бойцы социализма, в будущей
войне с озверелым фашизмом, в по-
следней войне коммунизма, строяще-
тося в налпей стране под руководством
партии Ленина—Оталина.
`Мы гмюрдимся валией работой, мы
гордимся тем, что вы — славный
член, сталинской партии в наших ра-
дах.
Ставский, Джавахишвили, Виш-
невский, Вирта, Рейзин, Янов-
ский,  Вашенцев, — Павленко,
Л. Соболев, Г. Фиш, Рудерман,
Шкловский, Луговской, Карцев,
Рахилло, Киршон,  Шипачев,
Панов, Барто.

Музей и архив

Для сохранения материалов, остав-
шихся после А. М. Горького (руко-
писи, переписка и др.), по. решению
Президиума ЦИК СССР при Инсти-
туте литературы им. А. М. Горького
ортанизуются архив и доступный для
широкого обозрения музей,

В архиве А. М. Горького будут со-
средоточены  все находящиеся в го-
сударственных учреждениях и орга-
низациях подлинные и документаль-
ные материалы: рукописи. и письма
А. М. Горького, цензурные экземпля-
ры ето произведений, рукописи дру-

: 7

В целях  увековечения памяти
умеритего пирателя-орденоносца Ни-
колая Алексеевича Островского Сов-
нарком Союза СОР постановил -opra-
низовать в доме Н. А. Островского в
Сочи (в личных комнатах писателя)
музей его имени как филиал Госу-
дарственного Литературного .-музея,
закрепив этот дом за матерью и се-
строй писателя. .. katy

Московскому Совету предложено:
переименовать Мертвый переулок в

‚ тг, Москве, в котором. писатель-жил

ведения. Я считаю, что. начальник
политотдела — это художественное
выражение партийной работы — oc-
новы нашей Рабоче-Креотьянекой
ЖЮрасной армии -—— этот характер. Кир-
‚шону не удался, он недоработан. Ho
отмечая. недостатки, ‹ которые автор
‚должен и может преодолеть, нельзя
отрицать большого положительного,
мобилизующего значения этой пьесы,
которая вдохновляет зрителя, подни-
мает вго, укрепляет его. силы, зовет
на бой, учит его поведению бойца
за честь родины, i
Есть у наю еше произведения та-
кие, как книга’ Н. Вирта и др. ©
которых мы будем здесь говорить,
Мы должны потолковать “и -OTHOCH-
тельно критики. Вообще с литерату-
рой и ‘критикой: дело; обстоит неваж
но. Нужно выделить тех критиков}
‘которые не отстают и хорошо рабо:
тают, и нужно прямо оказать, кто ме
шает в работе. пе
‚ например, мотло случиться,
что критик Игорь Сац мог сказать,
‚Что мы. будем  руководствоваться
принципом «малой крови» в отноше-
нии врата? Как будто надо беречь
не только бойцов Красной армии, но
и бойцов врата! Вот как критик Сац
понимает ‘уставное положение РККА
о том, что где бы мы ни встретились
с врагом, мы должны вступить в oft
и уничтожить его. ’
’ Такая «критика»
хо помешать.
Товарищ Сталин, делая свой исто-
рический доклад на УШ Чрезвычай-
ном С’езде Советов, говорил о’ мол-
чаньи, как форме критики. ‚
О целом ряле произведений наши
критики просто молчат. Это тоже фот-
ма критики. Например, о работе Чуц-
рунова, «Джунаид хан» -нали критики
промолчали, а в Ташкенте эта кни-
т& выдержала уже два издания. В ней
дается ‘представление 0 ‘корнях 6э-
мачества, которые удалось ликвидиро-
вать в результале очень больших
wee Почему об этом критика мол-
чит :

может нам. толь-

Почему критика прошла мимо та-
кого события, как появление целото
ряда песен, принятых всей страной,
песен, которые народ раслевает, вы-
ражая этим свои чувства? Правитель-

Увековечение - памяти

писателя Н. А. Островского
В Совнаркоме Союза ССР

А. М. Горького.

тих авторов © правкой Алексея Ма-
ксимовича.

Ортанизация архива и музея долж.
на быть зажончена к 1 сентября о. г.
На ремонт’и приспособление отведен-
Horo под музей и архив здания, на
оборудование архива и музея и нА
их содержание в текущем тоду пра-
вительством отпущено 1.190.000 руб-
лей.

Директором музея А. М. Горького
утвержден т. Нрючков П. П., заве-
дующим архивом — т, Розмирович

ряд лет, в переулок Н. А, Остров-
ского, & Сочинскому горсовету — пе-
реименовать Ореховую улицу г. Сочи
в улицу Н. А. Островского.

На литературном факультете мо-
сковокого Педагогического института
им. Бубнова устанавливаются две
стипендии имени Н. А. Островското.

Литературный архив, книги и ру-
‚кописи Н. А. Островского передаются
Государственному Литературному му-
зею.

ство награждает Лебедева-Кумача ор-
деном, а почему мы проходим мимо
‘этого? г i
Почему. мы не говорим о . песнях
Суркова, Асеева, Гусева,  Острового
и других? › р
Нам надо рассказать и об этом, Мы
< трибуны этого совещания можем
сказать, 910 при вех наших недо-
статках нам есть Чем гордиться!
Опыт всех товарищей мы должны
сделать общим достоянием, чтобы
двигать вперед нашу поэзию, боевые
оборонные ‘песни.
Возьмите Кольцова — писателя и

журналиста. Иногда в шутку у нас

говорят, что мол одно товарища
критики считают поэтом, & поэты —
критиком, В случае с Кольцовым—
как раз наоборот: журналисты 6у-
дут считать ‘его журналистом и 0у-
дут» драться за нем как за журна-
листа, а мы булем драться ва Коль-
цова как з&А писателя.

Бесспорно, для нас и для my pra
листов одинаково дорого, что. Кольцов
своей героической работой в Испакии
является реальным выражением пи-
сателя нового типа, который можно
считать примером и в смысле вла-
дения художественным словом, и в
смысле политических его горизонтов,
и в смысле его большевистской бое-
BHTOCTH, которая чувствуется во всем.

(С места: Послать  Кольцову привет-
ственную телеграмму!).

Я как раз 06 этом и хотел оказать!

Далее я обязан вспомнить о романе
Шпанова «12 часов войны». Это ра-
бота, которую необходимо как можно
скорее сделать достоянием читателя,

Кое-кто за последнее время и не
работал. Обсулим, чем мы можем по-
мочь товарищам, Kak им оргайтиео-
вать свою работу.

Давайте смело покритикуем

работу,

нашу
наметим практические пред-

Пушкинская
сессия ИКП
литературы

16 февраля открылась пушкинскы
сессия Института красной ‘професо» :
ры литературы, посвященная столы
тию со дня смерти Пушкива.

На повестке дня сессии — 8 д»
кладов, освещающих различные с
роны пушкинского творчества.

‘© докладом об етических вагляя
дах Пушкина Tunis проф. М. В
Хралченко. Основываясь на много“
численных высказываниях поэта 19
вопросам искусства и литературы, до-
кладчик ‘утверждает, что одной 1
проблем,  привлекавших внимание
Пушкина, была проблема взаимоот
ношения искусства с социальной дей»
ствитеяьностью. Гениальный nos
уже в начале 19 века правильно раз-
решал ее: он понимал, что между
явлениями литературы и социальной
обстановкой, в которой они вырос
существует кровная связь.

Пушкин считал, * что придворные
слои, аристократическое — обществ
оскопляют, ограничивают искусство,
В веках останется жить только ис
кусство, созданное в народе, связан»
ное с ним неразрывными узами, —
эта мысль красной нитью проходит
в пушкинских письмах, дневниках в
статьях,

Пушкин нанео сокрушительный
Удар классициаму. Поэт боролся co
всякими условностями, стесняющимя
подлинное изображение ‘жизви. 0
всепда, во все периоды своего TROD:
чества, требовал-от художника прав»
дивого отображения действительности
во всех ее противоречиях. Пушки
резко возражал против грубой tex)
денциозности, назидательности, мора
лизирования. По ешо мнению худоя
ник должен ‘«воскресить минувший
век в его истине», должен дать вещи
так, чтобы они сами говорили 3a Ce
бя, сами, всем ходом своего разви“
тия, убеждали читателя, заставлял
его делать правильные выводы,

На первых заседаниях сессии бы
ли также заслушаны доклалы проф.
Л. И. Тимофеева — «Стих Пушкина
и С. М. Нелье — «Юмор Пушкина»

06060 следует отметить тот радость
ный факт, что в работе сессии акти»
© участвуют молодые советские и
‘следователи — слушатели Институт,
Интересный доклад прочел  дисее
тант Д. Гершенвон о том, хак оцени
вали творчество тениального русском
поэта революционные демократы 60-1
годов — Чернышевский и Доброле
бов. Слушатель 0. Резник сделал до
Клад .0 ‘критической ‹ деятельноем
Пушкина.

Работы. сессии будут продолжены
© 25 февраля 1937 Toya.

ложения, как лучлце созлать дружн
екую среду, в которой была бы пм
мощь, знание друг друта,

Это еще необходимо: и ‘потому, чм
надо, выявить чуждые элементы, р“

воблачить их, выбросить их, Это очень

важный и большой вопрос, и на, пле
нуме мы хотим 06 этом поговорить,
Глубочайшее мое убеждение — 410
У ряда товарищей писателей неуд“
чи об’ясняются тем, что в их твор
честве сказываются  классово-враже
дебные влияния, )
Нам ясно, что если в фуководетв
правления союза советских писате
лей Армении проникают троцкисты
дашнаки, которые становятся во riage
союза, то они влияют на писателей,
Нам ясио, что Радек и Бухари
ков-кому вывихнули модги, постав
ли их на бекрень. Нужно разоблачить
классовото врага, это ната задача,
Товарищи, ^ враги-фолиисть тотови
против нас бешеными темпами вой
ну. Мы должны быть тотовы к эй
войне, Это значит, что мы должиы
быть сплоченным коллективом, дол’
ны анать друг друга, для того чтобы
во-время друг друту помочь, опре
лить место, где товарищ лучше вое
может себя проявить как боевая 3
дожественная сила.

Мы должны весь опыт ‘лашей pe
боты, особенно опыт успешно раб
тающих товарищей, изучить для TOM
чтобы двинуть вперед вею нашу №
боту и к решающему моменту поли
ти сплоченным, мобилизованным Bor
лективом.,

Нет никакого сомнения в том, W
мы с этим делом оправимоя. Bet
нами руководит Ленинская партия #
лучший друг трудящихся, который
знает все стороны жизни и дея»
ности писателей — великий м
ной Иосиф Виссарионович СТА?
(Бурные аплодисменты),

а Mtg oe

Ответственный редакт

ИЗДАТЕЛЬ:

РЕДАКЦИЯ:

Мос
и 4-34-60. ква, Сретенна,

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Москва, Страстной бульвар,

Журнально-газетное об’единение,

\

ор Л. М. СУБОЦКИЙ.

мы.

Последний пер. д. 26, ron 69-Й

11, тел, 4-68-18 и 5-51-6%