``

‚ вритики и литературоведения, проде-

ОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

Литературная газета

Пятница, 5 марта 1937 г.

MeoOxonmnibe
[BIDINBO Gul

,
) Pasora mpomegureto 4-ro mrynrKnE-
ском пленума праваения союз& ©0-
ветских писателей, и, в частности,
обсуждение доклада о подготовке к
двадцатилетию Великой `Пфолетар-
ской революции примечательны во

многих отношениях.
Всенародные пушкинские торже-
ства и плодотворная работа советской

Ном ко всяким чуждым и вражлеб-
ным влияниям. В этом же напразле-
нии должна итти и конкретная твор-
ческая помощь писателю в работе над
произведением — организация кон-
сультаций, поездок, исторических и
иных материалов, библиотек и т, п,

Между тем, как раз в области вос-
питательной работы с писателями —
наибольшее количество недостатков,
прорех и прямых прорывов в писа-
тельских организациях сверху дони-
зу. Печальная история чзахирения»
ленинградского отделения ССП изо-
билует множеством примеров прене-
брежения к этой важнейшей задаче
союза, особо подчеркнутой в ето уста-
ве и неустанно выдвигавшейся А. М.
Горьким в ero выступлениях. Под-
мена воспитательной работы голым
администрированием, ’ортанизацион-
ная суета и шумиха вместо политиче-
ской работы в секциях, оторванность
руководящих органов литорганизации
от писательских кругов, семействен-
ность и отсутствие самокритики 3
ортанизации и в печатном ортане ее,
обволакивание отдельных руководи-
телей подхалимствующими вратами,
притупление большевистской бди-
тельности — вот что создало в ле-
нинградской организации ССП, об’е-
диняющей немало крумнейших ху-
дожников слова, такое положение, ко-
торое потребовало смены руководства
и ряда оздоровительных мероприя-
тий. Выводы из этой истории долж-
ны извлечь все организации ССП.

Перестройка работы ССП на базе
большевистского воспитания писате-
лей немыслима без широчайшего
развертывания самокритики. Между
тем в союзе есть еще множество то-
варищей, в том числе и немало руко-
водителей, которые более склонны к
пышным ламентациям о оплошных
успехах организации, нежели к пря-
мому и резкому раскрытию серьезных
недостатков р союза, непосред-
ственно влияющих на все .литера-
турное дело, задерживающих его раз-
витие. Писатели еще не научились
прямо_и резко говорить о плохой рё-
боте, плохих книгах товарищей по
союзу и еще менее — о недостатках
или плохой работе руководителей ор-

ланная в связи с ними, по-новому
поставили, выяснили и уточнили мно-
гие актуальные вопросы современно-
TO литературного движения, в 000-
бенности вопросы борьбы ва народ-
ность литературы, за политически
активную и целеустремленную поэ-
вию, за простоту и ясность поэтиче-
ской речи. Пленум подытожил это
н030е, и в ряде выступлений были
четко сформулированы творческие за-
дачи литераторов.

В докладе о подготовке к великой
годовлцине, давшем общий очерк со-
стояния литературного фронта, была
подчеркнута задача борьбы со вся-
кими чуждыми, враждебными влия-
ниями в среде советских писателей,
валача повышения бдительности и
зкестокого отпора врагам народа, про:
пеззющим в писательские ортаниза-
Rud.

Наряду с обзором наших несомнен-
ых успехов в литературе и драма-
тургии, докладчик правильно под-
черкнул необходимость диференциро-
ванного подхода к вопросу об отста-
вании художественной литературы:
надо конкретно разобраться — кто
именно и почему отстает. Пленум про-
делал здесь серьезную работу, вокрыв
на примерах деятельности поэтов
Пастернака и Сельвинского большое
количество различных причин, пре-
пятствующих общественно-политиче-
кому и творческому росту шекото-
рых литераторов.

С большой силой прозвучали нА
пленуме речи, разоблачающие вред-
нейштие «установки» Бухарина и Ра-
дека на первом с’езэде писателей, в
частности «установки», пренебрежи-
тельно третирующие советскую поли-
тическую поэзию, превозносящие 1109э-
тов, чуждых советской дейетвитель-
ности, проповедующие двурушниче-
ство в поэзии, Пленум разоблачил я
тех критиков, которые — одни по
вражде, другие по недостатку `бди-
тельности и младенческому недомые-
TH — стремились, как это совершен-
но правильно указала «Правда»,
жовернуть нашу поэзию с правильно-
Ро пути. Они говорили поэтам: по-
дальше от повседневной жизни, в
особенно подальше от газет. Это бы-
{10 направлено к тому, чтобы лишить
партию техото острото оружия, как
политическая поэзия». («О политичё-
ской поэзии» — «Правда», № 59).

Борьба с враждебными вылазками
8’ поэтической критике должна быть
Воемерно усилена, — здесь очень ча-
GTO проходили безнаказанными OT-
кровенно рёакционные упражнения
ккритиков» вроде ныне разоблачен-
пой Мустанговой, проповедывавшей
реставрацию буржуазного декаданса
В Поэзии и «ооблазнившей» своими
пживыми и враждебными писаниями
немалое количество ротозействующих
редакторов и критиков. Пленум прав-
ления ССП положил начало этой не-
обходимой работе.

Обсуждение на пленуме значения
пушкинской поэзии и горачие спо-
ры о задачах современной поэзии
всколыхнули поэтическую обществен-
ность. Это очень важно, особенно по-
тому, что в поэтической секции в Мо-
скве, так же как ив поэтических
еэкциях на местах, уже долтое вре-
ия царила довольно засушливая ат-
мосфера. После прошлогоднего мин-
ского пленума ОСП, на котором поз-
ты занимались главным образом вза-
имным расшаркиванием и компли-
MeHTaMH, ничто не смущало покоя
руководителей секции, и настроения
блатодущия и самотека были весьма
распространены, \

В прениях на пленуме большин-
отво выступавигих снова и снова во8-
вращалось к вопросу © творческой
среде, о работе писательской органи-
вации. Сейчас, в эпоху великой ста-
пинской Конституции, передовые пи-
сатели особенно остро ощущают не-
обхолимость в коренной перестройке
литературных ортанизаций, в первую
очередь в целях создания внутри

настоящей ‘творческой среды.
Широкое демократическое ‘обсужде-
ние важнейптих политических и твор-
ческих вопросов, правильная органи-
зация обмена опытом крупнейших
мастеров всех литератур ОСОР, пра-
вильные отношения между писателя-
ми и критиками, творческая взаимо-
помощь, деловая, а не декларатив-
Had, помощь литорганизаций писа-
тельской молодежи — вот чею pe-
шительно требуют литераторы от сво-
ей ортанизащии.

Но работа руководящих литорга-
низаций 10 созданию настоящей
творческой среды в союзе писателей
есть, прежде всего, работа по боль-
штевистскому воспитанию членов сою-
ва. Политическое воспитание членов
союза, воспитание в них социали-
етическото отношения к труду и обя-
вательствам перед советской родиной,
высокопринципиальното и честного
отношения друг к другу и к:литера-
турному делу, борьба с пережитками
пропьлого з сознании литераторов —
© элементами буржуазной конкуфен-
ции во взаимоотношениях, с бесприн-
ципной групповщиной, с чванством,
зазнайством, «ячеством», с подхалим-
ством и пиэтетом перед «именами» —
В этом основа деятельности  литера-
турных ортанизаций. Все разговоры
© творческой среде останутся беспред-
метной болтовней, если не будет на-
лажена широкая, многообразная, учи-
тывающая своеобразие литературно-
го труда, работа по большевистскому
воспитанию писательских кадров. Py-
воволдащие органы союза писателей
совместно © издательствами и релак-
Циями журналов обязаны повседиев-
HO работать над повышением идейно-
политического уровня членов союза,
над воспитанием в них мыслей и
Чувств ‹социалистического человека,
беспредельно преданного своей роди-

ценавидащцего ее вралов, бдитель*

ганизаций. Ничем иным нельзя об’-
яснить, например, продолжительную
безнаказанную «деятельность» безлар-
ного троцкистского ублюдка Майзеля,
настойчиво пролезавшето в руково-
дящие органы ленинградского отде-
ления ССП и не получавшего отпора
своим наглым притязаниям со сто-
роны руководителей правления; ©
том, что Майзель. — бездарное ничто-
жество, знали ‘все, но никто не ука-
зал полным толосом на преступный
либерализм А, Горелова, покрови-
тельствовавшегм ‘натлому врагу. Та
кие примеры можно умножить; —по

бывшим секретарем московского парт-

из партии Марченко троцкистки Се-

ния»; аналогичные факты имели ме-
сто и в украинской организащии ССП,
и в армянской. x

Большевистская самокритика Hé-

ность подобных фактов.

телей явллется неуклонноё соблюде-

боты; В той же ленинградекой ортга-
низации ССП правление ‘не считало
себя обязанным отчитываться в ра-
боте перед членами: ортанизации. Ра-

общественности подменялась кабинет-
ными решениями всевозможных «на-
кооптированных»
бюро, о которых широкие круги пи-
сателей ничего не знали. На этой

повщина. Вопиющие нарушения
принципа коллективной работы вы-
борных ортанов союза приводили к
отрыву руководителей от массы чле-
нов союза, предопределяли такой же
«метод работы» секций, руководители
которых назначались тем же каби-
нетным способом.

Нужно ли доказывать, что работа
писательской офтанизации только то:
да может быть успешна, когда она
строится на основе широкого вовле-

ею всех литераторов, что метод ко-

вания совершенно недопустим , что
всесторонняя подотчетность выбор-
ных органов и настоящая ‘советская
демократия должны определять весь
стиль работы органов союза?

Под знаком этих само собою ра-
вумеющихся требований, естественно
вытекающих из основ сталинской
Конституции, надо перестроить прак-

союза сверху донизу. Было бы ошиб-
кой полагать, что только в ленин-
градской или украинской ортаниза-
циях ССП мы сталкиваемся с нару-
шениями социалистического демокра-
тизма, — отдельные элементы таких
нарушений бытуют в практике мно-
тих организаций.

Доклад на пленуме о подготовке в
зеликой годовщине Октября и пре-
ния по ‘нему обнаружили единую
велю руководства Союза и широких
‘писательских кругов в перестройке
работы по-новому. ,

Четвертый пленум правления ОСП
показал, что писатели Советской отра-
ны, преданные идеям коммунизма,
сплоченные вокруг партии Ленина—
Сталина, не хотят мириться © серьез-
ными недостатками и прорывами B
работе своей писательской ортаниза-
ции. Дело руководящих органов co-
03a — эту елинолушную волю лите-
раторов к перестройке своей органи-
зации на новых началах, к превра-
щению ее в могучий творческий кол-
лектив, воплотить в конкретные по-
литические и организационные меро-
приятия, За них надо приниматься
немедленио. я

казательна в этом омысле поддержка
хома писателей, ныне исключенным

ребряковой, шумно рекламировавшей
свои вредные и пошлые «произведе-

взирая на лица, жестокая борьба с
подхалимством и семейственностью—
важнейшая предпосылка создания
внутри союза такой атмосферы, кото-
рая иоключала бы самую возмож-

Другой важнейшей предпосылкой
оживления всей работы союза писа-

ние‘ демократических принципов ра-

бота выборных органов писательской
секретариатов и

почве процветала неприкрытая груп-

чения в жиень союза и руководство

мандования и голого администриро--

тическую деятельность всех ортанов-

телей над исторической тематикой,

исторической науки огромно.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ` СССР

Испанские писатели Рафаэль Альберти и Мария Тереса Леон в Музее Революции в Mocune
: г Фото В. Бабст.

сос

Madpud—samo OTT?
. i я
ты.. Небольшие алитационные груп-
пы  раз езжают по деревням и фрон*
ту. Они распространяют литературу,
распределяют атитационночпропаган-
диотокие материалы, демонстрируют
передвижной и кукольный театры,
кции. пропаганды большую но-
мощь оказывают художники — wWie-

В Валенсии и в Барселоне театры
работают под’ руководством Макса
Аубе; пьесы ‘идут не только на’ ис-
панском языке, но и на каталонском
H Ha валенсийском наречиях...

Киносекция выпустила три фильма:
«Защита деревни», «Защита Мадри-
да» и «На фронте». Эти товорящие

На-днях в Москгу приехали наши
друзья — известная испанская жур-
яалистка Мария Тереса Леон и по-
пулярнейший поэт Рафаэль Альбер-
ти — бойцы народной армии героиче-
ской Испании.

В беседе с нашим сотрудником они
поделились первыми своими москов-

скими впечатлениями, радостью вотре-   ны союза. i фильмы показываются на фронтах в
чи с Москвой, с людьми Советской    Интернащиональная организация   Испании; их демонстрируют в Аме-
страны — второй родины испанских   писателей подарила агитационной   рике. }

Ha эти фильмы оильное влияние
оказала прекрасная картина «Мы из
Кронштадта». 5

секции атитавтомобиль; который по-
является на боевых участках фронта
как символ революционной солидар-
ности: и

Кажльй день в Мадриде от 6 до
7 часов дня проходит фадиочае —
«Вооруженный Мадрид». В это время
весь мир оповещают © том, что в
действительности происходит в Испа-
нии, опровергая бешеную клевету ®
ложь фапгистских извещений. В этих

революционеров.

— Еще в 1932 Tony, — рассказыва-
ет Мария Тереса Леон, — в Испа-
‚нии ортанизовалась небольшая груп-
па реголюционных писателей. В этот
союз вошли революционные писате-
ли и художники. Своей работы они
не прекращали я в период тяжелых
репрессий, когда в Испании одержа-
ла временную победу реакция, 6ее-
пощадно преследовавшая защитников

Рассказ Марии Тересы Лебн пре-
рывает телефонный згонок: Мадрид!
У телефона Мих. Кольцов...

Взволнованно и радостно говорит
< ним Мария Тереса Леон... по-испан-
ски. Рафаэль Альберти, улыбаясь,
об’ясняет:

свободы испанского народа, радиопередачах участвуют Р афаэль — Мих. Кольцов уже научился

Никто не дезертировал из револю-   Альберти, Артуро `Серрано  Гляха,   хоропю говорить по-вспански! 870
ционного союза писателей, — © гор- Мария Tepeca OH H другие писа-  наш любимый верный друг!
достью добавляет Мария Тереса Леон.   тели. : pe ‚ Мария ‘Tepeca Jeon передает
— союзу писателей вначале гра-  Литературная, секция. союза изда-   р. ‘Альберти трубку. ^^

ет в Мадриде революционную“ лит6-
ратуру, выпускает фгонтовую газету
«Синяя блуза». В этой тазете есть
постоянный отдел, посвященный ро-
мансеро — песне, которая оздает-
ся на фронте `пюд огнем дружинни-
хами и  профессисналами-поэтами.
Это песни о тражданской войне, бое-
вые и лирические, эпические и нас-
мешливые; это эпопея гражданской
войны в Испании. Создание роман-
серо — крупнейшее явление культур-
ной жизни зв стране, об’ятой отнем`

жданской войны присоединилась ре-
спубликанская интеллигенция, ранее
не занимавтта: определенных поли-
тических позиций. Сейчас союз o6 e.
диняет не только писателей и ху-
дожниког, — в него вошли предета-
вители интеллигенции различных
профессий. Союз насчитывает около
тысячи членов; в Мадриде — 300
человек, организованы также тру >

и-

пы и в Барселоне, Валенсии,
Секции революционного союза ве-

отважному  журналисту-большевику
Мих. Кольцову торячий привет от
«Литературной газеты» и сказать, что
мы с любовью и волнением читаем
каждое его слово, переданное им из
Мадрида.

Мих. Кольцов передает  отРетный
привет и просит поблатодарить, «Ли-
тературную тазету» за большое вни-
мание к нему.

После краткого разговора е Мадри-
дом Мария Тереса Леон сказала:

канте.

дут работу, согласованную © мини-   борьбы. a fil So bat en Hat
стерством народного . mpocBemenua. ` ee и Bee oe Sait
Хесус Эрнандес — министр народно- ’ Рафаэль Альберти  раюсказывает, в военной форме. На фронтах наши

то просвещения — в одной из своях
Гечей заявил © том, что еоюв рего-
люционной интеллигенции представ-
ляет подлинную культуру Испании,
что в дни героической борьбы Рес-
публики против испанского фашизма
и интервентов союз создает культу-
ру, которая растет и будет развивать-
ся в освобожденной Испании.

— В нашем союзе, — продолжает
Мария Тереса Леон, —= работают céx-
ции: литературы, пластических ис-
кусств, музыки, театра, кино, эконо-
мики, политики и пропаганды, Вея
работа союза призвана служить делу
революции и защите Испанокой рес-
публики; руководит союзом товарищ
министра народного просвещения Вен-
сеслаю Росес;:

Важнейшая секция consa — это
секция пропаганды. Мария  Тереса
Леон, ее секретарь, взволнованно рас-
оказывает о той большой работе, ко-
торую нроведит секция во тылу и на
фронтах. Воззвания, листовки, плака-

aL Дея ten Vere chere 64 ea Fy: awa

что он сам пишет сатирические ›поэ-
мы. и стихи и записывает боевые пес-
ни-романсеро: у него уже собран ма-
териал для большой книги..

— В Валенсии, — ‘продолжает Ра-
фаэль Альберти, — куда правитель-
ство -эвакуировало из Мадрида вид-
нейших деятелей науки и искусства,
выходит  философско-литературный
журнал «Современная Испания».
нем сотрудничают революционные пи-
сатели старшего поколения и моло-
дежь; среди них — Антонию Мачадо,
Прадос,. Рафаэль Альберти я др.

— Хорошо работает театральная
секция союза, — сообщает Mapua
Тереса Леон. — Эта секция получила
самый больпюй мадридский театр. Но
сейчас Мадрид. —‘ это фронт, и все
тезтры в тороде закрыты, се же
секция успела осуществить постанов»
ку трех. пьес: «Ключ» Рамона Х, Сен.
дера; «Спасители Испанни» Рафаэл
Альберти и «На рассвете» Рафаэля
Диестэ. :

ры писатели: Мих. Кольцов,
юдвиг Ренн, Густав Реглер, Канто-
Тович, Андре Мальро, сын известно-
то испановеда — англичанин Келли...
Пал в бою смертью храбрых Ральф
Фокс. Последние. двадцать ‹ дней
перед от’ездом Альберти и я провели
на фронте Прадо, в штабе. Шли же-
стокие бои. это время был убит
Ториенто.. он встал в окопе, чтобы
произнести речь, и в это мгновение
пулемет врага сразил его, перерезав
надвое. До следующего дня не прек-
гащался бой и нельзя было подоб-
рать тело погибшего героя...

— У ac, испанских писателей,
кроме счета, который пред’являет фа-
шизму весь наш народ, есть еще
свой особый счет. Мы не забудем

ийства Федерико Гарсия Лорки;

мечательный поэт погиб мучени-
ческой и теройской смертью в плену
у фаптистов. Мы отометим...
А. М.

пк я Ме неее ба ди.
Aah on Laon te wants

за В

4 ah ins Mead F 3 :

Мы приветствуем © торячей признательностью «Литературную геаету» и воех ‘ее сотрудников “ga TY padory,
зоторую они < энтузиазмом проводят в, защиту нашей страны.
3. марта -1937 т, ny ; Ms ‚РАФАЭЛЬ АЛЬ БЕРТИ, МАРИЯ ТЕРЕСА ЛЕОН. и

SM MCTOPMUIRCISMO PanAn
допустил, так как в «Диком камне»
он ‹показывает не современную _фа-
шистекую Польшу, а ‹ Польшу. ХУП
столетия, которая стояла на более
BLICOKOM культурном уровне, чем
Россия. Отсюда вывод, правда, точ-
но не сформулированный автором, но
неизбежно вытекающий из его слов —
завоевывая Россию, Польша соверша-
`ла,, прогрессивное дело,

Отвечая Давыдову, т. Фадеев empa-
ведливо указывает, что завоевание
цивилизованными нациями. < менее
культурных народов никогда не яв-
лялось для послелних. прогрессивным
актом. OG этом. свидетельствует вся
история человечества. В наши дни это
ярко подтверждается . хищническим
захватом полуфеодальной Абиссинии
«цивилизованной» Италией.

Прения по докладу т. Фадеева me-
ренесены на 9 марта.

Состоявшееся 3 марта открытое   ют точные и ясные указания, как ну-
собрание партийной организации   жно писать историю, не искажая и
московских писателей было посвяще-   не обедняя ее. Они начисто отмета-
но вопросам работы советоких шиса-   ют все вредные антиленинские «кон-
цепции» и теорийки, в плену кото-
рых до самого последнего времени на-
ходилась вместе с некоторыми исто-
риками часть наших романиотов
поэтов, Ва

Тов; Фадеев ‚далее подробно rae

бирает пьесу Демьяна Бедного. «Бо-
татыри» и роман 3. Давылова «Ди-
кий камень». ,
‚ Положения, выюказанные т. Фаде-
евым, нашли свое дельнейшее разви-
тие и конкретизащию в оботоятельном
выступлении Ал. Суркова

Доклад © советском историческом
романе сделал т. Фадеев.
’ — В нашей  отране, — товорит
докладчик, — истории принадлежит
почетное место в ряде других наук.

Партия и правительство а
большое внимание исторической нау-
ке. В мае 1934 roma CHK CCCP a
ЦК ВКП(б) вынесли специальное по-
становление © преподавании истории
в средней школе. Позлнее были опу-
бликованы замечания товарищей
Сталина, Кирова и Жданова о кон-
спектах учебников по новой истории  . Выбтупивший затем писатель 8. Да-
и по истории ОСОР. Значение этих   выдов оделал  неуда попытку
документов для развития советской   оправдать свой роман. По его мне-
Они да-   нию, никакой большой ошибки он не

‘  кладчиков, но и в творческих отче-

писателя в нашей стране,

Наш сотрудник просит ‘пвредать.

жизни и тем самым

Иена 30 коп.

г ан № 12 (648)

На !М пленуме правления ССП

UWpenmsa mom lornnmany
Tom IB Crarmerora

тересуются творчеством друг другая
Большой остротой отличались форму“
лировки Герасимовой . по этому во=
просу. Она указывала, что борьба з&
творческую среду должна.пониматься
только как борьба за об’единение,
сближение, сотрудничество творчески-
родственных элементов. 7

Именно это явится’ сильнейшим
Ударом по беспринципной груштюв»
щине, на платформах которой неред*
ко самым подозрительным образом
сходятся люди разных творческих на-
правлений в и

Не было такого поэта, братоких
республик, который, выступая на
трибуне пушкинском пленума, He
подчеркивал бы, чо работа над Пуш-
киным являлась для всех замеча-
тельной, в своем роде единственной,
школой.

Можно смело утверждать, что уче-
6a у Пушкина продолжалась и Ha
camom пленуме. Жизнь великого поэ-
та, поразительное многообразие его
интересов, особенности его труда, на-
пряженного, повседневного труда ли-
тератора-профессионала, идейное и
художественное содержание ето твор-
чества раскрылись с большой пол-
Goro не только в выступлениях до-

Ответственнейштая работа ложится
здесь Ha редакции налших журналов.
Не может быть такого положения,
чтобы актив журнала составлялся
стихийно. Это приводит Лишь к той
обезличенности, которая так харак-
терна для многих журналов. В
сожалению мало кто из редакто-
ров, выступавших на пленуме, 3%
исключением Г ювой (журнал
«Смена») и Рейзина (журнал «Знах
мя»), останавливался на этом вопро- ‹
се; предпочитая итти, главным обра-
зом, по линии информации о приня-
тых или заканчиваемых для них ру“ ~
кописях. эта, конечно,
нужна и интересна, но еще важнее,
чтобы редакторы попытались сфор-
мулировать принципы, которыми они
руководствуются при составления
своих портфелей.

Полное недоумение вызвали BEI
ступления Ермилова и Гронокого.
Первый вообще говорил тоном мла-
денца, не чувствующего за собою ни=
каких прегрешений. ‚

В «Красной нови», редактируемой
Ермиловым, были пригреты такие
тнусные прохвосты, как Мазнин и
Тер-Ваганян, была напечатана такая
пошлая, клеветническая повесть, как
«Искатели славы», такой возмути-
тельный, искажающий русскую исто-
рию роман, как «Дикий камень» Дал
выдова, такая плохая пьеса, как
«Глубокая провинция» Светлова,

И 060: всем этом’ Ермилов счел
возможным умолчаль, пуотив в то же
время пыль в глаза перечнем буду-
щих «достижений» журнала.

По следам Ермилова пошел и ре-
дажтор «Нового мира»  Гронский.
Здесь печатались порнографические
и антисоветские упражнения, литера
турная заваль, просто непроходимая
серятина, это — «огонечек», на кото-
рый олетались  контрреволюционные
выродки и проходимцы. Редакция ве
видела врагов революции там, где
можно было их заметить невооружен-
вым глазом.

О чем это. свидетельствует, как не
0 полной идейной слепоте, о полной
потере политического чутья, о пол-
ном отсутствии какой-либо принци-
es линии в практике журна-
ла

Но Гронский не нашел ничего луч-
шего и более достойного, как co-
слаться на то, что врага трудно рас-
познать во-время, ибо он... маскирует-
ся. Пронский, видите ли, будет жлать,
пока враг снимет маску и предстанет
в0 всей своей откровенной отврати-
тельности, тогда он, пожалуй, начнет
дотадываться, с кем имеет дело,

se

К вопросу о творческой среде воз-
вращались в своих выступлениях и
тт. Виртанен (Карелия), Деметрадзе
(Грузия), Шамиль (Азербайджан),
Петро Панч (Украина), Г. Корабель-
ников и др., речи которых были по-
священы полготовке к 20-летию Ве-
ликой Пролетарской революции.

Особенное внимание уделялось В

тах переводчиков, в теоретических
обюбщениях писателей, [участвовав-
ших в прениях, и в совершенно ис-
ключительном фильме «Рукописи
Пушкина», продемонстрированном на
пленуме. .

Образ Пушкина дал и дает исчер-
пывающий ответ на множество вол-
нующих нашу литературную совре-
менность вопросов и, в первую оче-
редь, на основной вопросе — о типе

Тов. Отавокий в своем докладе и
тт. Фадеев, Панч, Корабельников в
своих выступлениях призывали имен-
но у Пушкина, как и у его достой-
ного наследника — А. М. Горького
учиться пониманию задач, стоящих
перед писателем, учиться жить це-
ликом и орочно высшими: ин-
тёресами своей эпохи, учиться бла-
городной скромности, суровой требо-
вательности к себе и отказу от «‹яче-
ских» наклонностей.

О том, что эти, казалось бы, уже
элементарные для советоакого писа-
теля истины следует еще и еще раз
повторять, свидетельствуют выступле-
ния на пленуме И. Сельвинокою и
Б. Пастернака.

Сельвинский недоволен критикой,
считает, что его бездоказательно и
грубо ругают. Он пришел на пленум
для того, чтобы заявить свой протест
против бездоказательной критики.

Но путь, избранный Сельвинским,
He мог встретить сочувотвия со сто-
роны пленума: в речи поэта было
тораздо больше от состояния аффек-
та, чем от понимания причин, заютав-
ляющих критику резко говорить о
ето’ творчестве. Сельвинский взял не-
верную ноту, говоря о себе как о не-
коей «жертве» многолетней «травли»
ий впадая тут же «в, противоречие с
caamm codon, ибо непосредственно
тосле слов о травле он говорит: «Ко-
гда меня били 38 определенные
ошибки ‘и предлагайи мне выход на
большую дорогу, на исторический
путь большого революционного твор-
чества, это было очень сильной ком-
пенсацией ударов. Поэтому я не чув-
ствовал себя угнетенным».

Значит, ‘вопросе о «многолетней
травле» отпадает. Значит, Сельвин-
окий и сам признает правильность
тех суровых счетов, которые ему
всегда пред’являлись советской: кри-,
тикой и литературной общественно-
тью. Может быть, Сельвинский пой-
мет, что если этот суровый разговор
критики с ним продолжается и по-
ныне, то только потому, что счета
еще не оплачены?

Правильное определение речи Сель-
винокого дали тт. А. Фадеев и П. Паз-
ленко: они увидели в ней то, что при-
суще м творчеству Сельвинекого и
вызывает такую неблагоприятную
реакцию у читателя, — избыточный
индивидуализм, чрезмерное ячество.

© У
„т.   Их речах проблеме борьбы за авто-
т   рилотвую, иделную иритину,

Одним многих достоинств пле-
нума явилось то, что на нем уже не
авучали набившие оскомину  голо-
словные утверждения об отставании
критики, не звучали и нотки прене-
брежения к ней. Есть недостатки, бы-
вают срывы, нехватает часто теоре-
тической глубины, но налицо уже,
несомненно — м на это указывают
тт. П. Юдин, М. Розенталь, Ф. Пан-
феров и_др. — определенное ялро,
правильно ориентирующее литерату-
ру на социалистическую народность,
умеющее поднимать обсуждение аж-
туальных вопросов на принципиаль-
ную высоту.

Эта критика, между прочим, сы
трала не последнюю роль в том, что
образ Пушкина начинает вырисовы-
ваться перед широкими массами BO
всей своей реальности и величии,
Иначе говоря, советская критика на-
щупала верные пути в борьбе sa oc-
воение классического наследства,

Но было бы, конечно, нелепо бить
в литавры. й критике еще
предстоит серьезная борьбы за каче-
ство. Она ещё не мало страдает. от. та.
кой, например, серьезной болезни,
как плитературщина, являющаяся ре-
зульталом  самоотстранения многих
критиков от живой жиани.

Не меныше, чем вое художники
лоза, -— напоминает т. Панферов, —
должны советские критики елиться
<’ социалистической  действитёльно-
стью, активно строить ее и научить-
а проверять творчество писате-
лей.

`Такая критика сумеет безошибочно
разглядеть малейшие проявления
фальши, приспособленчества, враж-
дебной контрабанды в литературе,
сумеет полнее и быстрее разоблачить
все вредные эстетические концепции,
рассчитанные на затемнение писа- и
тельского и читательского сознания,
И В 1т0 же время по-новому стимули-
роваль могучий расцвет всего социа-
листического искусства. ‚

Под знаком Пушкина начала co-
ветская литература текущий год.

Пленум показал воочию, что пуш-
кинокие дни — это не календарная
случайность, не простая юбилейная
дата, а выражение больших процес-
сов, происходящих во веей нашей
жизни и, в частности, на фронте
культуры.

Тень’ Пушкина усыновила замеча-
тельных строителей этой культуры
и Олагословила, их на, новые подвиги

) AG

они — совершенно различные инди-
видуальности, и творчество их разви-
вается различными путями.

Пастернак, ках об этом свидетель-
ствовало ето выступление на плену+
м9, все еще не в состоянии‘ найти
связи © действительностью, как мот
это делать поэт, о котором он говорит
с благоговением, —Пушкин; Пастер-
нах все еще живет в строю старых
видений и ассоциаций, ставитих его
интимным внутренним миром, и на-
ивно думает, что от него ждут. де-
клараций о любви к советской роди-
не. к социалистическому строитель-
CTY.

Дело не в общих и —
выоказывая эту мысль, В, Киршон
выражал отнюдь не только свое лич-
вое мнение.

Мы за такую любовь, которая
He позволяет стоять в отдалении
и созерцать свой собственнуй пуп, за,
такую любовь, которая презращает
поэта в активного участника нашей
оплодотворяет
ето поэзию; сообщая ей ясность мых-
ли, страстность и действенность.

Паютернак же прелпочитает оста-
ваться в своем замкнутом, изолиро-.
ванном мирке и расплачивается за
это мертворожденными строками He-
понятных и мало кому нужных CTH-
XOB.
Яркий контраст с речами Сельвин-
ского и Пастернака представляло co-
бою выступление П. Павленко,

В каждом его слове чувствовалась
кровная заинтересованность в успе-
хах всей советской литературы, в ра-
боте всех товарищей по перу и’ глу-
бокал ненависть к кабинетному твор-
честву, к «сундукам», в которых не-
которые писатели выдерживают свои
замыслы, свои планы, боясь по-

оннето глава. -
а опыте последней своей работы—
«На Востоке»—Павленко лично убе-
‚ какую помощь может прине-
сти художнику общение- с. товарища-
ми, вовлечение в работу возможно
большего количества людей. И он го-
рячо призывает писателей «раскрыть
сундуки», спуститься на землю, быть
проще и доверчивее в отношениях со
своей средой, почувствовать себя
живой, органической частицей всего
коллектива, От этого выиграют все
и, в первую очередь, сам писатель.

Вопрос о творческой среде подни-
малоя на пленуме неоднократно, — в
связи с положением В. СОтавского 0
том, что слишком мало знают писа-
пели друг друга, слишком‘ мало ин-