\ Давая в начале доклада развер-
Нутую характеристику политической
обстановки р стране, т, Ставский 00+
бо останавливается на уроках нелав.
них процессов террористических банд
Троцкого, Зиновьева, Каменева, Пя-
такова, Радека и других заклятых
врагов Советской страны, советского
Har ona,

Эти уроки должны быть самым
внимательным образом учтены и всей
литературной общественностью, так
как рраги, изворотливо маскируя свом
истинные намерения, сумели и сюда
пробраться, сумели подчинить своему
влиянию некоторых писателей, пу-
стить в ход кое-какие теорийки, еще
не разоблаченные до конца.

— Вспомним Воронского, эте ана-

мя троцкизма в литературе, Он су-
мел создать свою тро скую труп-
пу «Перевал», сумел воспитать

эту группу, что она долго сохрадяль
свой калры. Было бы наивно не ви.
„деть что поревальцев  об’единяла
‘общность политических установок. Не
случайно то обстоятельство, что имен-
но Воронский, & вслед за ним и Ра-
дек, подсунули Пильняку, по ег с0б-
ственному признанию, тему контрре-
волюционной «Повести о непогашен»
ной луне»,

— В Ленинграде орудовала групп»
ка Горбачева-Лелевича. Если там не.
сколько молодых писателей были еби-
ты с правильных позиций, то вино-
ваты эти заклятые врати и, конеч-
но, литературная общественность, не
сумевшая во-вГемя разглядеть
контрреволюционеров, вырвать  из-
плод их влияния этих писателей,

— А Тер-Ваганян и Фридлянд?
Гри попустительстве бывшего cexpe-
таря парткома писателей эти негодяй
В этом самом зале имели возможность
получить трибуну для выступлений,
Osu подвизались в журналах «Ок-
тябрь» и «Новый мир». Убийца Пи-
ель был ортсекретарем драмсекции
я получил доступ на страницы «Ho-
вого мира». На Украине председа-
телем союза был подлый враг, троц-
кист Сенченко. В Армении в 60036
орудовали такие предатели; как Cu.
монян, Алазан, Бакунци 1. д,

— Наши. писатели, —— заявляет т.
Ставокий, — отлично понимают, ка-
кие сложные задачи стоят перед ня-
ми, отлично представляют себе обста-
Новку, в которой приходится жить и
работать Советскому Союзу. ‘Вместе
©0 Рбем народом писатели готовятся
защите социалистических достиже-
ний, ибо в подавляющем большинст-
ве своем наша литературная среда —
подлинно советская и вдохновляется
подвигами трудящихся нашей вели

Ilymmmumn xopeme smaner ш Азербайдякано

— Товарищи! Азербайджанский на
род в лице лучших ‘мастеров худо-
жественного слава всегда высоко оце.
нигал бессмертные творения великого
сына русского народа — А, С. Пуш-
кина. е сто лет назад, в 1887 го

‚ после знаменитого стихотворения

ермонтова «На смерть Пушкина»,
У нас первым на Востоке откликнул-
ся на трагическую смерть. Пушкина
25-летний  Ахундов — родоначальник
азербайджанской драматургии.

Товарищи. сто лет в сердцах азер-
байлжанского нарола живут эти го-
рячие, искренние, бессмертные ©ло-
ва великого сына азербайджанского
нарола.

хунлов не только грустит по по-
воду безвременной смерти Пушкина.
Он дает знать своему народу, что ги-
бель великого поэта — результат
«сговора убийц».

В этих исторических словах вокры-
та политическая сущность этой траге-
лии. А вскрыть и разоблачить цар-
ское самодержавие в то время было
трудно и для этого нужно было иметь
большое мужество. В этих бессмерт-
вых стихах гремел могучий голос мо-
лолого поэта, который призывал
Азербайджан и весь Кавказ против!

_ Въьпелвфять Да пеариицао,

Художественная литература == ост»
рое оружие классовой борьбы. Есте-
ственно, что и сам процесо развития
и становления литературы есть про-
цесо классовой борьбы,

Наша советская литература выро-
сталь и крепла в жестокой борьбе со
всякого родя классовое вражлебными
теориями, носители которых пытались
свернуть нашу литературу © больше.
BHCTCKOO пути, нытались завладеть
хоть каким-либо участком литерату-
ры, сколотить хоть какой-нибудь от-
ряд писателей и поэтов и противопо-
ставить его пролетарской диктатуре.

Всем известна та борьба, которую
пришлось вести за годы нашей рево-
люции против откровенно буржуаз“
ных теоретиков формализма, против
сменовеховцев, прямо ориентировав»
шихся на новобуржуазную литера»
туру, против контрреволюцщионного
троцкизма, сстремившегося начисто
ликвидировать пролетарскую литера-
туру и предоставить литературную 96.
ласть в монопольное владение «бур»
жуазной творческой интеллигенции»,

Всем известно, что контрреволюци-
онные группировки, боровшиеся про»
тив нашей партии, создавали свою
атентуру и в области литературы. Во-
роншина и литературная труппа Во-
poncroro «Перевал» являлись выра»
зжением троцкизма в литературе.

В своей теории и литературной
практике «перевальцы» боролись про-
тив пролетарской литературы, прота-
скивали идеалистическую философию
«непосредственных, зпечатлений» и
слюнявый гуманизм по отношению Е
влассовому врагу.

Право-левацкий блох создавал в ли.
тературе свою ‘цитадель в виде «Лит.
фронта», стремившегося подменить

подлинную ‚борьбу з& литературу
больших художественных обобщений,
борьбу за социалистический реализм
фактографией и поверхностной атит-
mot, голой публацистикой, a ocBoe-
ние классического наследства вели»
ких реалистов прошлого ваменить

меньшевиотским вультарно»социоло-

гическим отрицанием и третировани-
ем их.

Т/_ пленум правления Союза советс

Рафота. шф-=шфвоФшУу
Из доклада тов. В. Ставского

кой родины, Это обстоятельство и яв.
ляется залогом ‘того, что все чуж-
дые элементы, проникпгие в литера-
турные организации, ве сумеют свить
себе там прочное гнездо и будут при
‘активном содействии ‘гсей писатель-
ской массы полностью разоблачены,

Говоря о творческих задачах, стоя-

щих перед литературной обществен-
ностью, т, СОтавский 06060 выделяет
голь, возлатаемую создавшейся обета-
новкой на критиков.
Е подочитать количество
произведений, которым критика уде-
ляет внимание, то может создаться
внечатление, что у нас и говорить ие
о чем. Между тем действительность
свидетельствует © другом. Ha вниж-
HOM рынке появляется множество
книг, и среди них не. мало. таких,
которые заслуживают самого  при-
стального внимания, таких, которые
дают их авторам право на серьезную
поддержку и помощь.

Для Toro, чтобы покончить © не-
нормальным положением, когда ко-
лоссальная книжная продукция в си-
лу известной неорганизованности кри-
тической среды не получает никакой
оценки, т. Ставокий намечает следую-
Щее мероприятие: организовать при
правлении союза определенную груп-
пу критиков, на которую должна быть
возложена задача делать, P первую
очередь, для правления, систематиче-
ские обзоры литературы по` темам,
по тергиториальным  призкакам и
т. д. 910 явится одним из реаль-
ных средств учета всего нашего от-
ромного литературного ° хозяйства.

Но должны и писатели осознать
©вои обязанности перед литературной
общественностью, перед союзом совет
ских писателей,

— Ведь празам писателей в нашей
стране мотут позавидовать — и им
вавидуют писатели любой капи-
талистической страны. Где еще xy-
дожник слова пользуется таким дове-
рием, как У нас, пло еще созданы
для него такие прекрасные бытовые
и всякие иные условия? Но там, где
большие права, там и большие обя-
занностя, А от них-то иные писатели
часто уходят. Иногда приходится
сталкиваться и с отношением к ССП
как к некоему департаменту, & He
как Е творческой организации: нет
желания помочь союзу изжиать имею-
щиеся у него недостатки, нет боли
за ето работу, нет стремления улуч-
шить его практику, Rak практику
родного! коллектива.

Тов, Ставский подчеркивает, что
творческая среда не должна пони-
маться как такая среда, где нужно
собигаться для того, чтобы говорить
друг другу приятные или неприят-

Речь тов. С. Вургуна а

придворных убийц, против русского
самодержавия, под. холодным дыха-
нием которого тасли, как ночные
лампады, умы и сердца прогрессив-
ного человечества,. :

И не случайно, что первый пере-
вод этого стиха на русский язык был
сделан известным поэтом-декабрио-’
том Бестужевым, личным  друюм
Ахундова,

меющиеся у нас исторические до-
менты свидетельствуют о том, что

ушкин имел близкое отношение и
был друюм крупных поэтов Азер:
байлжана. Он знал и уважал извест-
ного азербайлжанокого поэта Фааи-
лишейла.
`’Пушкин был хорошо знаком ©
крупным просветителем того’ време-
ни — Бакихановым, который посе-
щал Пушкина в Петербург.

Богатое творчество Пушкина до
Октябрьской социалистической рево-
люции не было достоянием а
масс азербайджанского народа. Праз-
да, еще до революции наши класси-
ки, как например, Сеид Азим, Абаю
Сиххат, Сабир и другие, перевели
лишь некоторые стихотворения и по-
эмы Пушкина на азербайлжанский
язык. Советский Азербайджан может

Ф. ЛЕВИН

Всем памятна и меньшевистская
вульгарно-социологическая  перевер-
зевщина 00 всеми ее разновидностя-
ми. Все эти теории были разоблачены
и разбиты в прямой открытой борьбе,
Советская ee eee руководимая
великой партией енина— Сталина,
шла от победы к победе, создавая за-
мечательные, произведения, утверж-
дая боевой социалистический реализм,

Олнако, враг еще стремится назре-
дить нам везде где можно. Остатки
влияния классово враждебных теорий
и антипартийной, антисоветской ли-
тературной практики до сих пор да-
ют 0 себе знать в самых различных
формах и требуют от нашей критики,
от писательското руководства, револю-
ционной блительности и беспощадно.
го разоблачения,

Всем известно, что клеветническая
«Повесть о непоташенной луне» была
буквально продиктована В. Пильня-
ку врагами партии. Но это ведь толь-
во наиболее явный пример. :

Между тем некоторые советские пи.
сатели в течение лолтото времени на-
холились в ядовитой — атмосфере
контрреволюционного обволакивания.
В течение нескольких лет активно
действовали в литературе и Верон.
ский, и Горбачев, и другие троцки-
CTH в зиновъевцы. Они принесли ог
ромный вред тем писателям, которые
попалали в орбиту их влияния,

Задача состоит в том, чтобы векрыть
эти классово враждебные влияния до
конца, и не только в теоретических
высказываниях, но и в хуложествен-
ной практике, чтобы показать самим
писателям, как проявлялись TPO
кистокие антипартийные и антисовет.
ские илейки в художественных обрё-
зах,

Троцкистский фашист Радек выету.
пал на первом всесоюзном ©’езде ©0-
ветсклх писателей с доклалом © 00-
временной мировой ‘литературе.

В этом докладе он изображал раз-
витие и историю советской литерату-
ры не как процесс классовой борьбы
и процесс перевоспитания писателей.
принадлежавших в непролетарокой
интеллитенции, & как «соревнование,
борьбу, взаимное влияние и оплодо-

Речь тов. Г

— Товарищи, dant пленум ‘имеет
исключительно большое значевие. В
центре внимания пленума стояли два
вопроса огромной важности: это” воп-
рос о Пушкине и значении его твор-
чества для нашей. советской социали-
стической литературы и, во-вторых,
вопрос о подготовке к двадцатилетию
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции,

„Товарищи, 20 лет — еров ©’ исто»
рической точки зрения как бы незна-
чительный, но 20 лет создали в ва-
шей стране совершенно новых лю-
дей. $

Великий Энтельо писал, что толь-
ко социализм открывает настоящую
историю человечества, а все предше-
ствующее — это есть лишь предисто-
pus, Ip социализме человек из жи-
вотных условий борьбы перехолит в

es вещи и этим ограничиваться,
а примере того, как. создавалась
книга Павленко «На Востоке», мож-
HO ясно видеть, что наиболее поло-
жительные результаты дают обсуж-
дения не замкнутого, узкопрофессио-
‘нального характера, & такие, в кото-
рым привлекаются в люди другом
опыта, Павленко помогали советами
и конкретными указаниями работни-
ки Красной армии, партийные дея.
тели, писатели, и ато есть то новое,
за что ССП должен ухватиться и
ввести в практику своей повседнев-
ной работы,

Bospamaa против общих слов 06
отставании литературы, т. Статский
дает обстоятельный перечень книг,
вышедших в последние годы, среди
них произведения, прочно вошедшие
в фонд советской литературы: «Как
закалялась сталь» Островского, «По-

следний из Улоге» Фадеева, «Одяно- ни мы a
чество» Вирта, ‚ «Педагогическая   ть oe aie лучшу
поэма» Макаренко «На Востоке» в,

И вот мы созлали эти подлинно че-
ловеческие условия существования,
созлали’ подлинно нового человека,
Вот что’ особенно поражает людей,
приезжающих впервые в напгу стра»
ну. , й
Создание  сопиалистического.: обще-
ства — Это самый, оначительный, ве-
личайтий факт в‘ истории человече»
ства за всю. историю, его. существова
ния, И 20-летие Великой социалистя-
ческой революции является тем эта»
исм, котла все человечество, не толь-
во мы, живущие в стране Советов, не
только наши друзья, но м врали, бу-

Цавленко, романы Тынянова, ПТоло-
хова, Панферова и т, д: -

Убедительным ответом ва упреки
отставании является и огромный
перечень произведений, которые под-
тотавляются писателями к двадцати»
летию Великой Пролетарской револю-
ЦИИ.

Но в ряде случаев нельзя отрани-
читься одним только выжиданием то-
TO, ЧТо дадут писатели: нужно бли-
же подойти к их замыслам, нужно
своерременно сбздать благоприятную
обстановку для mx работы, позабо-

ТИТЬсЯ © ТОМ, Чтобы всю. лучшее, что
создается на языках советских наро-
дов, & также в краевой и областной
литературе, стало как можно екорее
всеобщим достоянием.

=— Нам нужно работать по-новему!
Нам нужно бороться за развитие
традиций великой русской реалисти-
ческой. литературы, традиций Пуш-
кина и Горького. Мы — наследники
опыта Маяковского. Мы окружены
заботой и вниманием партии, прави-
тельстга, всей советской обществен-
ности. Все `в` ваших руках, все от-
крыто для нас, все доступно нам. И
от нас самих, от нашей воли, от Ha-
шем упорства, от, нашей работы над
собой зависят дальнейшие успехи сд-
ветокой литературы: Мы должны
оправдать надежды, которые возла-
тают на вас советские и зарубежные
читатели. Мы отвечаем и за миро-
вую литературу, = это amo пом-
НИТЬ, 2

Стенотраммы доклада и заключи-
тельного. слова т. Ставокото будут
опубликотаны в следующем номере

нашей тазеты.
<

)

тордиться тем, что под непосредствен-
ным руководством отт. Багирова и
Рахманова силями напгих лучших по-
этов уже издан на азербайджанском
языке трехтомник Пупкина.
Перевелены следующие произведе-
ния; «Цытаны», «Кавказский плен-
ник», «Бахчисарайский фонтан»,
«Мелный всалник», «Полтава», «Бо-
рис Годунов», «Капитанская дочка»,
«Повести Белкина». «Станционный
смотритель», «Пиковая дама», «Пу-
тешествие 5 Арзрум», все рассказы
м сказки и десятки стихов.
Кроме этого, вышел из печати 060-
бым изданием «Евгений Онегин».

Постановлением ‘правительства
азербайлжанский Народ’ воздвигает
памятник великому русскому поэту в
Баку, столице. Азербайлжана,

Да вдравствует братство Hallux
счастливых наролов великой совет.
ской земли! (Аплодисменты).

Да здравствует наша могучая сощи»
алистическая` культура! и

Да здравствует учитель и друг ’на-
ших писателей, наш фодной Сталин!
(Аплодисменты). ^

творение», происходящие между «про
летарской латературой... и литерату.
рой попутчиков»,

Иными словами, он, подобно Буха-
рину» изображал ру титературно-
о движения за голы революции не
как область классовой борьбы при
пролетарской диктатуре, & как‘ об-
ласть классового мира и <отрудниче-
ства, устанавливал равноправие про-
летарской и непролетарской литера-
туры, искажал подлинную историю.

адек клеветнически утвержлал, что
наша революция, которая потрясла
мир, не потрясла мировой литерату-
ры. Он попытался замазать тот оче-
видный факт, что вся мировая лите-
ратура раскололась на два латеря
вокруг отношения к Октябрьской со-
циалистичесвой- революции, что на
литературу Запада оказала и пролол-
жает оказывать колоссальное влия-
ние наша советская литература, что
пролетарское литературное лвижение
на Заладе широко развернулось имен.
но после победы социалистической
революции в России, Контрреволюци.
онер Радек замолчал в своем докладе
десятки имен революционных ачти-
фаптистских писателей Германии и
друтих стран, начиная 6 повешекно-
го германскими фашистскими паллча-
ми всемирно известного писателя
Эриха Мюзама и кончая нелявним
гостем ‘Советскоо Союза Лионом
Фейхтвантером ‘и нывешним пленни-
ком фаптиетов, лауреатом нобелевской
премии Карлом Осецким.

В этом сознательном и подлом за-
малчивании сказалось троцкистское
‚отрицание возможности существова»
ния пролетарской культуры и лите-
ратуры, троцкистокое пресмыкатель-
ство перед буржуазной литературой
и культурой. Презренный агент фа-
шизма Радек не упомянул ни одним
словом о тех революционных писате-
лях, антифашистских бойцах, кото-
рые хуложественным словом дралясь
против фаптизма в неимоверно тяжких
условиях, в подпольи, под пулями
фашистских молодчиков.

Нужно ли раз’яснять, что. этим от-
рицанием и замалчиваяием Ралек, вы»
полнял идеологический заказ Геббель-

дут подводить итоги, всето того, что
сделано нами за 20 лет,

На писателей ложится’ задача, Bo-

первых, помочь рабочему классу, всем
трудящимся нашей страны, и не толь-
KO нашей страны, полвести эти Be-
личайшие итоги в создании нового
человеческого общества. Во-вторых,
полвести итоги собственной работы,
собственного творчества и выявить,
что мы можем дать в дальнейшем в
области хуложественного творчества.

Марко говорил, что коммунизм —
это самое практическое движение.

Возьмите речь Ленина на Ш с’езле

комсомола в 1920 году. Он говорил:
«Коммунизм состоит в том, чтобы та

молодежь, те юноши и девушки, ко-

торые состоят в союзе молодежи, ека-
зали: это ваше дело, мы об’единимся
и пойдем в деревни, чтобы ликвиди-

ровать безграмотность, чтобы наше

подрастающее поколение не имело
безтрамотных» 1. Это и есть комму-
изм.

Ленин говорил в другом месте, что
социализм начинается там, где жен-

щина становится равноправной на де-
ле.
наука становится

Социализм начинается там, ‘тле
актически на
службу человечеству. Социализм начи-
нается там, пле люди из низов обще-
ства поднимаются на вершины куль-

туры, на вершины государственного

управления, на вершины искусства.

Социализм — это вся жизнь в пов-
селневном ее бытии,
Вот что такое социализм, который
дал жизнь миллионам людей, открыл
ый путь безпраничною, бе.
конечного развития человеческой ин-

‘дивилуальности.

‚Наша‘ эпоха’ замечательна тем, —
0б этом адесь т. Фадеев: хорошо гово-
рил, — что у нас есть поллинный /16-
мократизм; лемократизм, соответетву-
ющий‘ лучшим чувствам и потребно-
стям человечества, осуществляющий:
ся повселневно в нашей стране,
Что такое лемократизм? Переволя
это` из философских теорётических от-
влеченных определений на язык прак-
тики, ото значит, что человек сетод-
ня, завтра, повселневно чувствует. се-
бя хозяином, знает, что нал ним He
висит плетка, увольнение. Не висит
‘опасность издевательства, не висит
‘опасность беспричинного, без всяко-
го повода, унижения и 1. д. А если
STON случится, он знает, что чайлет
правлу. Это прекрасно выражается у

наптих колхозников, когла они чув-

‘сТвуЮтТ это, они говорят: «ло Калини-
на дойлем». (Аплодисменты),

‚ Это- повседневное чувство’ прав-
ды. Человек, ‘который пять лет тому

+ Ленин. Cov, 7. XXX, orp. 415,

у

сов и Розенбергов — палачей герман-

ских трудящихся масс. В сущности
своей ‘ту же линию завуалированно
пыталея проводить в своем локляте
©’ советской поэзии правый отщепе-
нец Бухарин. г }

Под предлогом высочайших требо-
аний`к нашей поэзии, он об’являл
поэзию Маяковского и Демьяна Бел-
ного устаревшей и исчерпавшей свою

роль, совершенно замалчивал бозвые

халры пролетарских поэтов, действу.
ющих оружием политической поэзии,
барски-пренебрежительно относясь к
политическим тазетным стихам и пГе-

вознося  чуждую социалистической

действительности эстетскую идеали-

стическую поэзию косноязычного Па-

стернака, идеологически  порочную
поэзию Сельвинскога.
В этом скавалось преемыкателкское

преклонение перед буржуазной куль-

турой и идеологией, следы которой
так заметны в творчестве этих поэтов,

Механистически разрывая солержа-
ние и форму, сводя форму поэзни.к
абстрактному техническому мастер-
ству и усматривая его в формалисти-
чески идеалистических кунстштюках.
Бухарин в этом направлении пытал-
ся ориентировать советскую поэзию.

этой позиции легко обнару-
жить в старых теориях Бухарина,
воторый еще в 1925 году пытался ут-
вержлать, что формализм соединим о
марксизмом: стоит только формали-
стам дополнить свою теорию обраще.
нием к социальной сфере, стоит толь.
ко им перестать замыкаться в узких
пределах собственно литературы, п
все будет в порялке, и законы лите-
Татуры, «найденные» формалистами,
окажутся полезной составной частью
марксизма. В литературной «теорий»
фаптистского бандита Тропкого содер-
жатся те же самые элементы: отриця-
ние пролетарской культуры, серви-
лизм перед буржуазной культурой,
сведение формы к техническим при»
емам и т. д. Родство литературных
ватлялов Троцкого и Бухарина здесь
самое близкое,

Надо заметить, что разоблачение
этой бухаринской`попытки дезориен.
тировать советскую поэзию и литера-
туру и разоблачение тропкистского ха-
рактера замалчивания Бухариным и
Радеком пролетарской революционной
литературы далеко еще не исчерпы-
вают задач нашей критики в борьбе
с этими вреднейшими теориями и их
практическими последствиями. Разоб.
лачение наиболее откровенной формы

НИ ЖА

ких писателей СССР т
Mepeemorpenh MeTONET  MénnCH
. Ф. Юдина

назад был неграмотным, сомневался В
советской власти, в социализме, сей-
Чаю Знает, что такое празда. Один
крестьянин при обсуждении Консти-

туции говорил таж: «Я, товарищи му* ‘Е

жички, из тех, кто колебался, и чорт
его знает, сейчас я и сам не об’яс-
ню — почему. Сейчас никаким коле*
баниям нет места, потому что я всю
жизнь мечтал о справедливой жизни,
Она наступила. Я всю жизнь мечтал,
чтобы я видел, что я буду делать
завтра. Это время ‘наступило. Теперь
мне все ясно, Я не колеблюсь и 6у-
ду убеждать тех, кто будет колебать-
ся»,

Это речь рядового колхозника, кре»
стьянина, который очень много вре“
мени. колебался,

Демокрализм — это вначит, YO Hae

род прямо выражает свою волю. OTO—
развязывание всех творческих сил на»
pola, прямое мнение, прямое участие
народа в решении Beex важнейших
политических дело в интересах наро-
ла и для народа, Это главное. Возъ-
MUTe нашу партийную политическую
печать послелнего времени. Возьми»
те передовые статьн «Правды» о по-
литическом воспитании, о демокра-
тизме, как «Правла» бичует подхалим-
ство ит. д. 910 — воспитание под-
линно человеческого достоинства. У
людей, .

Пользуясь отромным влиянием, от-
ромным авторитетом партии, некото-
рые не совсем умные руководители
иногда думают: «Вот я какой, вот до
чего дошел, только я и смогу. ото
делать, без меня все пропадет».

Есть еще люди, у которых в душе
сплит этот старый пережиток капита.
лизмз, пережиток феолалиема н даже
рабокого общества, если уголно. Эти
люди окружают этих не совсем иног-
да умных руководителей. у

Доходит mo смешного. В одном го-
роде проходит пушкинское городское
собрание, и актив горола посылает
приветственную  телепрамму секрета-
рю, который сидит. на этом пушкин-

соком собрании. Это, так сказать, HO-

ВЫе шаги в пушкиноведении. (Смех.
Аплодисменты). Нет ли подобных яв-
лений в среде писателей?

Я вам покажу, в какой форме это
есть, Вот, например, писатель, 3a
которым укоренилась слава корифея.
Ничего не стоит этому писателю зай-
ти в издательство и сказать: такой-то
написал хорошую книжку, — даже не
читая ее. Там сразу решают: раз он
так оказал, значит нужно напечатать.

Если эту книжку потом подвергнут
критике, то писатель, которого кри-
тикуют, идет не в журнал, не в союз
писателей, а именно & этому «пат-
рону». Он подхалимничает, на брюхе
ползает перед ним, славословит и
словоблулит перел ним. Так прин-
ципиальное, илейное отношение в ли-
тературнюму произведению, ем
пристрастная художественная оцен-
ка заменяется мелким личным подха-
лимажем. . ‘

‘Демократия требует от нас вытра-
вить эти настроения. Воздух будет
свежее, каждый будет дышать сво-
 боднее, люли булут лучше расти.

Демократия требует такого отноше-
ния к людям, чтобы человек чувство-
вал, что ему доверяют, чтобы наш
честный советский человек чувотво-
вал, что ему доверяют.

У нас иногла бывают такие рассуж-
‘дения и в партийной среде, — что
сёйчаю никому нельзя верить.

Коммунисты или беспартийные, ко-
торые так говорят, окажутся на деле
теми люльми, которые лопустят са-
мые враждебные. действия,

Влительность возможна только там,
тде есть доверие, доверие к народу,
х каждому честному человеку, где
действуют сообща,

По Конституции выборы будут
преволиться тайным голосованием.
‚Что это такое? Это— величайшее до-
‘верие всему наролу.

Вопреки подлостям и галостям, коз
торые делают наши враги фаши-
сты, троцкисты—наша партия и пра-
‘вительство в ответ на это мворят:
‘мы пойдем 5 народу и народ вас ра-
‚зоблачит.

Я думаю, что такое отношение, та-
кую атмосферу доверия к писателям,
доверия к членам союза писателей на.

вульгарного социологизма — перевер-
зевщины — отнюдь не’ покончило од-
ним ударом с вульгарной социологи:
эй, успевщей заразить немалые: кал-
PH литературоведов и критиков, не
имевших лично никакого отношения к
меньшевизму. И потребовались еще
значительные усилия, чтобы уже в
самые последние годы вульгарному
социологизчу были нанесены решаю.
щие удары, чтобы разрушить, напри-
мер, ‘ту стену, которую вульгарные
социологи годами возлвигали между
советским народом и великими клас-
сиками прошлото, третируя их как
дворян и буржуа...

Точно так же в некоторой части на-
шей. критики, а отчасти и среди пи-
сателей, уворенийось преклонёние пе-
ред произведениями буржуазной куль-
туры, и. имёна Пруста или Джойса
er ны приводить некоторых из них
в состояние, близкое к трансу.

Столь же магическое действие про-
изводит, например, как это видно из
его статей, творчество Пастернака на
молодого комеомольца критика Тара-
сенкова, успевшего уже заболеть бур-
жуазно-эстетским отношением к ис-

В то же время, исходя из некри-
тически унаследованных от буржуаз-
ной культуры, догматически ®0епри-
нятых литературных канонов, неко-
торые критики подходят к литератур-
ным явлениям с готовыми мерками,
Живая советская социалистическая
литература не, подхолит. под’ эти
мерки, и закостенелые критики уже
готовы её отвертнуть. Так происхолит
недооценка интереснейших Явлений
нашей социалистической литературы. .

Наших критиков в таких случаях
поправляли партия, правительство и
выроспгий советский читатель,

Разве это не факт, что замечатель-
ная книга Н. Островского «Как зака-
пялась сталь» была далеко не сразу
напечатана и оценена критикой, и
сначала ее понял, оценил и признал
массовый боветокий читатель.

Отсюла же идет, например, недо-
оценка, на первых порах частью на.
шей критики романа Н. Вирта «Оди-
ночество». Отсюда часто идет и дру-
гое явление — невнимание к очерко-
вой литературе. Многим нашим кои-
THRAM нехватает чутья, чтобы разли-
чить, где перед ними разложение
старого жанра в результате его распа-
ла (так обстоит. дело, например, у
Эренбурга, сознательно отстанвающе-
го отказ от сюжета, сознательно на-

“

до создать и надо заставить следовать
этому каждого работника, работающе-
го в литературе ва большом или ма-
лом посту. Без етого нельзя и шагу
сделать при наших условиях, при Ye-
ловиях социализма. ©

Иногда слышишь такие рассужле»

нид: у нас в союзе писателей такие
люли, с которыми ничего не сдела»
еть.
‚ Обязанности налиею союза перед
страной, перед рабочими, колхозника-
ми, перед партией и правительством
союз должен выполнять. Если так го-
ворят люди, стоящие у руководства,
как в зкурналах, так и в аппарате
союза, то, повидимому, эти руководи-
тели плохи.

Возьмите пример © железнолорож-
никами, Два года тому назад это бы-
ли люли, ходившие с опущенной го-
ловой. Сейчас  железнодорожник. —
почетный человек. В чем дело? Дела
в том, что переделали людей, заста-
вили их работать по-другому. Л. М.
Катанович своим замечательным ста»
линским методом руковолства вложил
в них другую душу. (Аплодисменты),
Надо пересмотреть методы работы в
союзе писателей, {

Каждый должен знать, что он на
месте, — вот основной принципи на-
шей работы в союзе. Если человек
не знает, что он делает, не знает, ну-
жен ли он или не нужен, он болтает-
ся, развивчивается, и таким образом
зарождаются всяком’ рода враждеб-
ные настроения в этой среде,

Мы иногда делаем так в практике
своей работы, в журналах, издатель-
отвах и в органах союза: ‘поручаем
олному сделать то-то, поручаем дру-
TOMY созвать совещание, поручаем
третьему такую-то работу, и создает-
ся такое положение, что человек чув-
ствует, что он обязан это делать. Но
наша Конституция дает гражданам не
только обязанности, но и права, и
давайте булем давать больше прав
тем, кого мы привлекаем к работе,
‚чтобы они чувствовали, что они име-
ют не только обязанности, но и из-
вестные права. Это надо’ провести в
ЖИЗНЬ.

На основе материалов работы наше-
то пленума необходимо решить воп-
росе — как на основе титуции
перестроить работу, союза писалелей
и всех его звеньев,

Писатели наши 6ще мало и плохо
знают жизнь страны, жизнь и ‘рабо-
ту наших замечательных людей. (В
нашей стране воспитьтваетмя и 306-
питан новый, социалистический чело-
век, А этого кового человека писате-
ли знают плохо, полходят к нему со
старой меркой. А между тем поихоло-
пия, строй чувств и мыслей у людей
новые, 3

Олнажды в печати сообщалось, что
среди детей — школьников Польши
и в Советском Союзе была проведе-
на анонимная анкета. В этой анкете
был такой вопрос: «Что бы ты- сле-
лал, если бы был невилимкой?»,

Школьники Польши отвечали так:
я бы обокрал банк, я бы залез в бу-
лочную, я бы залез в колбасную, я
бы того-то убил.

А наши школьники отвечали так!
 я-бы  освоболил Тельмана (аплодис-
менты), я бы уничтожил Гитлера (ап-
подисменты) и т. д.

самый корыюстный ответ, самый
«мелкобуржуазный ответ» дал ‘один
школьник, который написал: я бы
‘все время ходил в кино. (Смех),

громождающего в своих последних
произведениях груды фактов и людей,
мелькающих, как в калейлоскопе), и
где перед ними возникает новый
жанр, как результат нового мировоз-
зрения, нового подхода к материалу,
становления нового стиля. :

Живой литературный процесс ока-
зывается мзого «хитрее» догматиче-
ских критиков, застывших в немом
пидтете перед устаревшими оэстети-
ческими канонами. И ›спразедливо
отвергая ту «революцию» формы,
которую предлагает Эренбург, кри-
тики в TO me время не видят,
как практически изменяется роман,
поэма, как начинают  итрать важ.
ную, огромную роль другие жанры»
{например в поэзии —` песня),

Ведь это же факт, что партия и
правительство вносят в работу лите-
ратурных организаций и критики
весьма’ существенные: поправки, име-
ющие глубоко принципиальное значе.
ние, но для многих критиков и писа-
телей неожиланные. Так, например,
поэт В. Лебедев-Кумач — автор пре-
красных песен, которые поёт вся
страна, был.. кандидатом в члены
Союза советских писателей,

С точки зрения канонов так оно и
выходило, ибо он писал «всего толь-
ко... песенки для кино». А с точки
зрения масс народа, © точки зрения
живых процессов создания народной
литературы, простой и понятной мас.
сам, он оказался подлинным поэтом,

Если влуматься в эти факты, при-
лется сделать вывод, что некритиче-
ское отношение к буржуазной культу-
ре, затипнотизированность ее доктри.
нами и эстетическим кодексом, с ол:
HOH стороны, и недооценка явлений
новой социалистической литературы,
непривычных на вид и цвет, о дру-
той, стороны, коренятся более глубо-
ко и встречаются чаще, чем это мо-

жет показаться на - поверхност
загляд. } и:

Те установки, которые прово,
отношении поэзии в re tal pied
Бухарин и которые ведут к троцкист-
ской теории. отрицания пролетарской
литературы, еще встречаются у. нас,
частью исхоля от классово враждеб-
ных критиков, & частью находя место
в писаниях критиков, теоретически
беззаботных, усваивающих эти взгля-
ды по неломыслию, Совсем еще не-
давно в критическом отделе журнала
«Знамя» была опубликована статья
торбачевокой ученицы Мустантовой.

атурная газе

ra_% 12 (648)

AGG

Это говорит о том, что у людей с

далась новая поихология, Каждый 1
nao, общаясь в детьми, — особезно
это известно детским писалелям, —
знает, что никогда ваш сын или доь
HO спросит: папа, почему мы нэ ву.
пим себе этот дом?

Почему?  Нало задуматься may
этим вопросом. Новая поихология соч»
далась у людей, новый строй чузив,
новый порялок мыслей, начиная 9
яетского возраста. Все это надо по
нять, все это ‘надо отразить в своих
произведениях.

Нашим писателям нехватает дей.
ствительного знания нашей эпохи,
умения быть на уровне нашей поди
тики,

Возьмите классиков, родных, близ.
ких нам, возьмите Пушкина, Тулет»
№. Это не только писатели, во 919
политические бойцы, стоящие в
уровне своего времени не только в

ласти культуры и науки, по из
области политики. Это были страт»
ные бойцы,

Многим нашим писателям недоетаь
ет именно этом. И Сельвинекий, в
Пастернак и целый рял друтих писа.
телей не являются  политическимЕ
бойцами в должной мере. От этою
отралают их произведения.

нелостатки, которые относяте
ся к писателям, в такой же мере 01%
носятся и к критикам. Но надо ска»
зать, что в омыеле политического и
теоретического уровня критики creat
выше писателей,

Критика должна была бы не толь,
ко давать отзывы о произвелениях пи»
сателя; но и показать, ках и что ву.
жно было бы сделаль,

Критик  отраничивается © обычно
тем, что критикует недостатки писал
теля. Но не идет дальше, не указы.
вает писателю пути правильного  +
шения вопроса.

Наша критика фаботает ene Hand
ловину. Она не поднялась на урозень
классической критики, как и многи
наши ‘художественные произведения,
произведения большинотва писателей
не поднимаются на вень Классиче»
ских произведений, нашей критик
ке есть еще люли, нетерпимые в вм
шей среде. Пжколыьку дело пропинь,
я не буду называть людей, Редакто»
ры одного журнала приглашают wa
‘работу заведомо враждебных людей:
один в прошлом — активный , троць
кист, зиновьевец, другой — член пра»
во-левацкой ломиналае-сырцовокой
труппы, выгнанные из партии, из ли»
тературы. Ню почему-то один за дру»
THM приглашаются в журнал па ак.
тивтую работу, в качестве основных
«критиков». Начинают писать и в06.
хвалять людей их  приласкавших,
своих «хозяев», Я имею в вилу жур»
нал «Театр и драматургия», С такими
нравами надо решительно бороться,

Недостатков у нае в литератур
много, в частности организационною
порялка, Возьмите Гослитизлат. Чю
дая него характерно? Он составляет
план. Участники пленума получили
план на руки, смотрели: один нашел
себя, другой — нет, один — в боль
шем, другой — в меньшем количеств
переиздан. Если вы проверите вы
полнение. плана Гослитиадата черз
тод, то увидите, что не «подвели» eh
только классики. Это не’ только 10:
тому, что писатели полводят, но 1
потому, что в издательстве нет куль»
туры в работе с писателями,

издательствами сейчаю идет борья
ба за культурное оформление книг.

Количество опечаток в книгах до
ститает до 20 00, & то м 500 one
чаток на книгу. Это недопустимое я8*
ление, это безобразие, это прямо дол“
жно быть сказано по адресу наших
издательств,

Каждая организация Нашем cons
3a — республиканокая, областная 1
т. д. кажлый участок нашей рабо
ты — журнал, издательство и Т. д,
должны реально предусмотреть, 9
мы дадим действительно‘ к 20-летию
Великой Пролетарской революции.

Надо серьезно, со всей политиче»
окой ответственностью, со всей отвел“
отвенностью советских граждан, ake
тивных строителей социалистическом
общества, обдумать, что мы дадим до»
стойного нашей великой замечатель»
ной социалистической эпохи, (Бурные
аплодисменты).

Эта троцкистская атентша, во-пер-
вых, совсем по Троцкому сводила &
нулю значение дореволюционной про
летарской литературы, во-вторых,
вслед ва своим презренным фашист
ским шефом, призывала учиться у
акменама и, символизма, \ ибо эти по-
рождения буржуазной культуры э1о.
хи империализма будто бы представ»
ляют послелнее слово и вершину [83°
вития стиха.

He за великими классиками рус’
ской поэзии, не за Пушкиным, не 2%
Лермонтовым, не за Некрасовым, 8
за послелышами буржуазно-дворян“
ской литературы приглашала ona Cie
довать советскую социалистическую
поэзию. Тропкистская основа этой яв.
HO дезориентации советской поэзии
совершенно очевидна Это прямой
курс на капитуляцию, это прямой от-
каз от борьбы за социалистический
реализм,

Но вэтляды троцкистки Мустанг»
вой отразились и в писаниях некото’

ых других критиков — поклонников
астернака. Пиэтет к буржуазной
культуре и ее канонам в различных
завуалированных формах еще суше
ствует в литературной среле. 06 руку
с ним идет барски-эстетсекое прене“
брежение к фактам новой, социали“
стической литературы, дешевенький,
интеллигентский скептицизм, при
крывающий по существу защиту ст»
рой культуры,

Эти явления в конечном ечете пред»
составляют продукт ядовитых влияний,
разбитых и разгромленных TPOURHCT-
ских и о бухаринских литературных
«теорий». х нало выкорчевать до
конца в каких бы формах они ни
проявлялись. Надо расчистить дорогу
подлинным бойцам социалистической
поэзии ‘и прозы. Тажова задача #8“
шей критики.

Во избежание кривохолков нужно
эдесь же предупредить, что глубоко
заблуждаются те литераторы, которые
полагают, будто критика эстетско-форя
малистической литературы и борьба
8& развитие социалистической поли“
тической поэзии означают амнистию
для плохих стихов на актуальные 1%
литические темы,

Нет, стихов мы треб

A м хороша

настоящих. т ;
Плохие стихи стоя

никому не yaa

выдать за ростки новой‘ сопиалисти“

р литературы, в особенности по»
му, что литература наша могута #

имеет блестящие произведения.