ыы

ТУ пленум правления Союза советских_писателей ‘СО СВ воз
  ON / VOD”

Шуть создания вши
Речь ` тов. П. Павлёвнко

Sana tn литературной
OM Pim nner:

,, — Я примтовил стройную речь,
wo после выступления Бориса Па-
стернака у ‘меня от речи остались
одни междометия. После ею речи
у меня. все. перепуталоеь в голове,
осталось несколько мыслей, которы-
ми я бы хотел и с вами поделить-
ся, потому что мы фаз’едемся и дол-
№ не увидим друт друга.

О моей книге много говорили на
пленуме, и я бы не хотел занимать
ваше внимание своей персоной, если
бы мне не казалось, что некоторые
мысли MOH, автора, только что з8-
кончившего книгу, не будут полезны
для всех нас.

Тут многие товарищи говорили, —
06 этом упомянул в своем докладе
и тов. Отавский, — что. книга эта
является работой своеобразного твор-
ческого коллектива людей, ечитав-
ших эту книгу своей и делавших
ee как свою. И это верно. Отсюда я
делаю для себя вывод, что в наше
время нет личной, единоличной кни-
ги, нет личной, единоличной темы,
нет ничего личного в искусстве, в
TOM смысле, в каком это осущест-
вляет в своей мансарде Борис Па-
стернак. Чем больше людей вклини-
ваются в твою работу, тем больше
она твоя, тем более интимной она
получается. Ничто не может лишить
меня моей личной славы, если тако-
вая придет» © книгой, если в созла-
нии этой книги будут участвовать
десятки и сотни товарищей. Наоборот,
тем лучше, тем интимнее получится
эта книга. Еще Паскаль сказал, что
лучшие книги это те, о которых. ка-
ждый читатель думает, что он мог
бы их написать.

Konya вы написали книгу, в кото-
рой участвовало много людей, кото-
рые внесли в нёе свои оттенки, свои
интонации, книга приобретает Gorat-
ство цветовых оттенков, она стано-
вится необычайно личной: Сегодняш-
ние дни — мой праздник. Я думаю
не © том, как счастлив я, что на-
писал нужную, хорошую книгу, в о
счастье, которое получает человек,
который, читая ее, лумает, что и он
бы мог натисать эту книгу, но не
написал потому, что он строил за-
вод за меня в то время, как я пи-
eh эту книгу за него. (Аплодисмен-
ты).

Я собирался мно товорить о pa-
GoTe Haq PoMaHOM, HO выступления
Сельвинокого и Пастернака перевеля
Rally мысль в другую сторону,. ме-
pee лирическую, более ‘драматичес-
кую. ;

Однажды я читал  командиру-тан-
ЕИСТу Кусок из рукописи, гле описы-
залось танковое сражение. Описано
было утро ранней весны, — ener ¢
дождем, плохие дороги и — танки
идут в 00й. Командир, прослушав
кусок, сказал:

— Этого не было, у

— Положди, я прочту дальше.

Читаю лальше, Он опять товорит:
не было этото. Я подумал: ну что он
привязался. раз я написал, значит
было. (Смех). Е
^ Когда я прочел все, задаю ему
вопрос: чего тут не было? Он отве-
чает:

Шашватшуше воли тфдетвищилитьл
Речь тов. А. Безыменского Mak

— Мы, советские писатели, должны
притти к 20-летию Октября во все-
оружии. Нам надо освободиться от
лени, от нелюбопытства, от кабинет-
ной замкнутости; во-вторых, 0свобо-
диться от мертвых душ, в изобилии
имеющихся в поэтических секциях
союза; и, в-третьих, от враждебных,
мертвых и вредных теоретических
построений и ориентаций.

Я думаю, что каждый из нас поня-
мает, что речь идет о вредных докла-
дах Бухарина и Радекя на первом
всесоюзном с’езде писателей. Разгром
их теорий — для нас важнейшая,
главнейшая политическая и творче-
ская задача. р

Поэтому мне непонятны поэты, ко:
рые выходят сюда на трибуну в

не говорят 0б этом; особенно поэты
из той делегации (грузинской), кото-
рая на первом воесоюзном — с’езде
официально  солидаризировалась с
докладом Бухарина.

Вредные теории Бухарина необхо-
димо разгромить. i

Что это такое было? Попытка зыве.
сти из строя таланты политической
поэзии, охаять путь `Маяковского,
оторвать от нас писателей, которыв
идут к нам, обмануть их и молодежь,
подсунув им в качестве вышки для
ориентации творчество наиболее. дале-
Кого от современности поэта, -

Бухарин и Радек получили отпор и
в официальном выступлении т. Стец-
кого, и в речи т. Жданова, и в вы-
ступлениях отдельных поэтов на все-
союэном с’езде и после него. Но по-
следствия некоторых из идеек Буха-
рина и Радека живут и сейчас, и нам
нужно жестоко разоблачать их во
всех их проявлениях.

Они сказываются и в презрении к
стихам, печатаемым в газете, и в не-
желании некоторых поэтов писать
стихи, которые могли бы передать то,
чем живет и волнуется налиа страна.

На основе разгрома вредных и вре-
дительских теорий, на основе това-
рищеской дружбы, на основе высо-
‘ких требований к себе должна итти
консолидация поэтов всей страны
консолидация всех писателей в Co-
ветском Союзе,

Мы, товарищи, з& последнее время
особенно жестоко критикуем некото-
‚рых людей. Но что это такое? Есть
„Ли в этом желание отсечь от совет-
ской поэзии кого бы то ни было, ска-
‚Жем, Пастернака или Сельвинского?

‚ Нет, и тысячу раз нет.

‚ Сельвинский жаловался на, то; что
‚ берут его 4 строчки*и охаивают на 0с-
новании четырех строк все его произ-
ведение. А сам он взял четыре строч-
ки из выступления в «Известиях»,
четыре строчки, в которых есть на-
правильности, которые мы отвергаем,
и на этом основанпи строит теорию
своей затравленности и говсоит стра-
шные вещи, которые стыдно, стылно
повторять,

Товарищи, мы, советская  общест-
венность, He ем отлельные oe
строчки поэта Сельвинского, хотя мы
можем взять любые четыре строчки
тюбого поэта, если в них ваключают-
ся неправильности. и их раскритико-
вать. По поводу Ильи Сельвинского
мы высказывались не один фаз. Мы,

‘

‚ выступления печатаю

— Такой погоды не было в день
описанного сражения.
— Как не было?

— Такая погода была, может быть,
тогда, когда вы писали ваш отры-
вок, & в день сражения такой по-
годы быть не мотло, потому что при
такой погоде ‘показанное сражение не
могло произойти. И тут ‘для меня
стало яено, что мы часто путаем по-
году, в которбя живут наши repon,
< погодой, которая на нашем пись-
менном столе. Когла описываешь ка-
кое-нибуль событие, нужно ‘думать
0 погоде, сопровождающей событие,
& не о погоде, которая у тебя aa
окном. Вот Борис Пастернак часто
путает потоду, которая сопровождает
описываемое им событие, с погодой
В его мансарде. Я вытравил этот ку-
сок из романа — не та погода была.

Когда, я писал эту книжку, я хо-
тел, чтобы она воевала. Мне хотелось
создать не великое произведение, &
произведение, показывающее великие
события. Я в 11 лет не думал о
том, чтобы стать великим поэтом, и
В 20 лет не думаю о том же, пош-
лость подобных мечтаний была все-
тда ясна, я одного хотел, чтобы моя
книга воевала, чтобы она была по-
хожа хотя бы на олного красною
бойца, а не на всего Пушкина, Я не
обращалея к великим классикам, я
хотел не спорить с Пушкиным, Лер-
монтовым, Толстым, я обращался и
хотел разговаривать с моими совре-
менниками, соревноваться © товари-
Tama,

Котла я писал книгу, я хорел,
чтобы книга была похожа на жизнь,
я понимал, что надо учитьея у жи-
вой жизни. Это есть единственная
школа искусства. Другой школы нет.

В наших чрезвычайно узких ли-
тературных спорах, отягощенных ци-
татами, мы иной фраз готовы отету-
пить к Пушкину, а по существу мно-

тим нужно было бы обращаться к

можем привести не четыре строки, &
гораздо больше строф, свидетельст-
вующих 06 ошибках Сельвинского.
Гомотали ли мы поэту Сельгинско-
му как товарищу? Да, помотали. На
заседании партийной группы, специ-
ально созванном для обсуждения ето
поэмы о Сталине, мы делились мне-
ниями, указывали на отдельные, ме-
ста и ошибки в поэме, одобряя в
целом эту работу/ Поэт Сельвинский
не послушался товарищей и, ничего
Не изменив в поэме, через неделю или
полторы читал это произведение на
минском пленуме и з том же виде
сдал эту поэму в печать. Он не’ вы-
Полний того, что ему товарищи совё-
тогали; и это характеризует его от-
ношение к товарищам.
Мы, большевики, честно и прямо’
говорим поэтам правлу в глаза, ибо
только на этой принципиальной 0с-

нове мы можем и должны солидари-

зироваться.

Нам нужно для успешной работы
К 20-летию перестроить, оживить ра-
боту секций поэтов. Секция в Моск-
ве работала безусловно плохо, и ви-
на в этом лежит на нас всех. Но ду-
маю, что плохо работали секции и На
местах. Мы провели несколько очень
хоропгих начинаний: читки на заво-
лах, читки произведений тех товари-
щей, которые полали. просьбы о пе-
реводе их в члены союза.

Очень плохо обстоит дело © крити-
кой поэтических произведений. Если
исключить имена людей, более или
менее эпизодически разговаривающих
о поэтах, то имена критиков поэзии
следующие: Мирский, Селивановский,
Усиевич и Тарасенков. Сугубо непри-
тлядная картина. (Аплодисменты).

Что такое Мирский вам абсолют-
но ясно. Ясен и Селивановский, даз-
ший яркие образцы двуруптничества
и двойной бухталтерии в критике.

Но вот Елена Усиевич. Она про’
возтлашала П. Васильева — поэта
тысячи и одного хулитанотва — гря:
дущим поэтом народных миллионов.

по сокращенной стенограмме

неа

`контрреволюционеры. Значит ли это,

: лениям.

Сократу, сказавшему: «Познай ca-
мого себя»; Но легче и лучше всего
учиться у жизни, итти в жизнь и
там находить все жанры, все формы,
все откровения. —

Начав писать книгу, я робко ста-
вил себе задания, но как только я
понял, что моя книга нужна,
натисаль ее стало необходимостью.

Правда, бывало ужасно тяжело.

Мною ‘раз бросал я эту работу,
чувствуя, что не справлюсь то с од-
ним, то с другим, то с пятым, то
с десятым, что тема давит ‘меня, Но
для меня все же было ясно, что
не написать эту книгу : невозможно.
И тогда мне стал’ казаться правиль-
ным такой путь создания книги, ко-
гла люди лезут, врываются в мои’
страницы, говорят, что тут не та по-
года; а там этото не могло. быть, и
когда приходится еражатьсл за свою
погоду, отвоевывать о или сдаваться.
Я понял, что только так остро и MO-
жно работать. Уи,

Я уверен, что мы скоро изменим
свое отношение к собственной -pado-
те и работе товарищей ‘и. откроем
пруг другу сунлуки овойх замыслов.
Я уже говорил ‘на оборонном совеща-
нии и здесь’ повторю снова: тов. Ле-
онов, откройте свои сундуки, не бой-
тесь, мы не украдем у вас ни ваших
тем, ни ваших особенностей. стиля.

Мы хотим знать, что‘ пишет Лео-
HOB, H He из простом’ любопытетва.
Нам просто 9т0 нужно’ Надо поша-.
рить друг у друга. У ‘кажлого зава-
лилось MHOTO TeM, — знаете, как в
кармане малоношенното шальто —
какие-то веревки, бумажки, обрывки
старых писем. Это называется зато-
товками. Но жизнь  ботаче наших

Мы очень богаты, настолько бога-
TH, что можем очень щедро делить-
ся друг с другом, не обелняя са-
Mux себя. Много тем ‘мы заготовили
издавна, они лежат в голове, ждут
написания и незаметно для нас Ca-
мих портятся. Темы должно сбрасы-
вать с письменного стола. Кло бу-
дет работать на старых заготовках,
всегда будет нисать плохие вещи,
как бы хорошо: он ни писал. Могут
быть блестяще. написанные плохие
вещи. Больше жизни, больше сегод-
няшнего, только что происшедшего,
— BO в6е темы наших‘ работ. Тема
гениального ‘поэта у Сельвинского —
ошибочна, ложна. Будьте маленьким
поэтом, пишущим о гениальной дей-
ствительности, и, может быть, стане-
те когла-нибудь великим поэтом,

В сегодняшнем выступлении Сель-
винского было как раз много TOTO,
за что его’ и били: чванство. и яче-
ство, которые всех нас в нем нер-
вируют, раздражают,

Тут называли мою книгу лучшей
книгой этого тода. Без всякой ложной.
скромности, но ‘из профессиональной
азартности я хочу сказать: пусть она
будет самой слабой книгой  булуще-
го года и пусть пучшей книгой 6y-.
дет книга Сельвинского, я. буду: ‘рад.
р. как собственной! (Annoquemen-
ты). iyi 4

Товарищи, эдесь на пленуме очень

много говорили 0‘ критике. Критика—
неот’емлемая часть литературы. Bea
развития критики не может быть на-
стоящего, полноценного развития ли.
тературы.
° Критика имеет свои задачи, вполне
самостоятельные. О двух обновных
задачах нашей советской критики
мне хотелось бы сейчас, сказать.

Первая задача — это’ борьба aa
классическое. литературное наслелет-
в0, за правильную линию в критиче-
ском освоении классической литера-
я

`Оторая задача — это борьба за со-
цниалистическую советскую художест.
венную литературу; 3a воспитание
художественного вкуса у широких
масс читателей,

Это-основные задачи, и с этой точ.
ки зрения нужно подходить к вопро-
су о критике,

Можно сколько угодно говорить, ITO
критика ‘не охватывает всей суммы
художественных ‘произведений, что
критика не оценила еще произведений

анова, Петрова и т. д.

Эти недостатки, разумеется, есть,
но разве это главное? :

Вопрос о борьбе за литературнов
наследство, за правильную линию в
освоении классического наслелства—
чрезвычайно. важный вопрос. Не пре.
увеличивая, можно сказать, что это
вопрос жизни. советской литературы.

Мы все говорим, что’ социалистиче-
ский реализм, это — вывод из раз-
вития литературы прошлого. Это. все
понимают, но не все понимают ‚сущ-
ность, смысл этой проблемы. ь

времени очень. большое место, зани-
мала так называемая теория. вульгар»
ного социологизма, которая, по сути,
была рецидивом богдановщины в во.
просах. литературы, в вопросах куль-
туры.

игоны Богданова утверждали, что
советская литература создается на
лом месте, что вся прошлая клас-
сическая культура, вся литература
принадлежит буржуазии, дворянству,
принадлежит эксплоататорским клас-
сам, что советская литератур
кого отношения к этому на
не имеет,

Ведь были такие «теоретики», ко-
торые утверждали, что Шекспир жив
У нас постольку, поскольку живы
пережитки капитализма в экономике

едотву

цией этих пережитков ликвидируется
Шекспир. 1

довольно широко ‘распространены в
нашей. литературе. .
Критики защищали реалистическую
линию классического наследотва в
противовес формалистической  декя-

туры прошлого. т

Достаточно сослаться на 10, YO
сделала критика в связи с юбилеем
Пушкина. К пушкинским дням выш-
ла очень большая литература и, глав-
и ное, литература, в основном правиль-
первое, ^_^ а

ледовательно, в вопросе о борьбе
за правильное освоение литературы
классического наследства критика
сделала очень много, и этого никак
нельзя отрицать. oe :

Правильно ли советские критики
  ориентировали литературу, правильно
ли они направляли отонь, правильно
ли они воспитывали у читательской
  массы художественный вкус? Это
‘самый главный вопрос.

„Начнем с фактов. В. последнее вре-
мя, в течение года, вышел. ряд кри-
тических книг. Вышли книги Юзов-
ского, Альтмана,  Гоффеншефера,
Серебрянского. Перцов налисал» ряд
статей в «Знамени», Лифшиц и лру-
ен.

Кого критика поддерживала и 3a-
щитщала как представителей правиль-
ной линии в развитии советской ли-
тературы? р wi

Она защищала и всячески популя-
ризировала те произведения, которые
правильно выражают основную ли-
нию развития. советской › литературы:
«Как”закалялась сталь», › «Педагогичез
хкал поэма», драматургия Випгнев-

Она об’ярляла Ярослава Смелякова
светлой надеждой советской поэзии.
06а — и Васильев и Смеляков —

что ена Усиевич, наш товарищ,
член партии, причастна к преступ-
асильева или Смелякова?
Ни в коем случае! Но ee политиче.
ская слепота налицо? Налицо! Лжи-
вость эстетических позиций, с кото-
рых велось возвеличение этих поэд-
гов, налицо? Налицо! И этого опро-
вертнуть нельзя. ~ ` % i

Анатолий Тарасенков. — наш това-
ищи член комсомола. Причастен он
хоть в какой-нибудь мере к подлой
делтельности Бухарина? Ни в коем
случае; Не найлется такото’ человека,
который бы это’ утверждал. Но разве
не провозглашал он Пастернака са-
мым лучшим представителем совет-
ской поэзии? Malad, (С этих!
ли эстетических позиций он вел свой
разговор? Да. И эм опровергнуть
нельзя. :

К 2-летию советской власти мы.
поэты, должны оказать свое ‘лириче--
ское слово о людях, построивших ©0-
циализм ‘своими руками. Кое-что в
этом направлении мы уже сделали и
приходим сюда не только с деклара-
цией, ноои © книгами:

Сурков. выпустил две Ениги.

Сельвинский ‘написал. поэму о“Ста,
лине и поэму «Челюскиниана». i

Асеев пишет поэму о Маяковском: .

Гусев пишет пъесу в стихах.

Безыменский кончил поэму, подго-
товил новую книгу. стихов, :

„Луговской кончил книгу стихов,

Алтаузен пишет поэму.

Жаров пишет поэму. st j

Панченко написал целую книгу, по-
священную Испании.

‚Голодный выпустил книту стихов,

Лебелев-Кумач подарил стране пре-
красные песни, : :

лоба написал пьесу в стихах.

Молодые поэты Коваленков, Остро-
вой,, Олендер, `Колычев, Длитач,
Стрельченко выпуетили книги сти-
oper УТ ЕО!

Кирсанов написал большую пеэму.

Поэты Ленинграда тоже ‘не отстают.
Две прекрасные книги стихов выпу-
стил Н. Тихонов. По’ отзывам, совер-
шенно замечателен его сценарий o
Кирове на Кавказе,

ыпустили книги Прокофьев, Ко-
миссарова. Спасский, Лифшиц, Но-
лонокая, Саянов, Браун, Заболоцкий,
Бергольц. Гитович.

Мы тут же заявляем, что главное—
в том, чтобы не успокаиваться ‘на,
этом, двигаться вперед и вперед, вы-
полняя задание — дать к 20-летию
полноценные хуложественные произ-
ведения, достойные нашей страны. .

Нам, поэтам, нельзя забывать о том,
что близки решающие дни схваток ©
врагом. Показ всето того, что связано.
с обороной налтето дорогого отечества,
— наша первейшая и основная обя-
занность. Нельзя забывать о песне, и
тут особый счет всем поэтам. Каждый
должен посчитать для себя делом че-
сти и доблести дать к 20-летию не од-
ну, а, может быть, несколько песен,

На основе крепкой большевистской
дружбы, на основе разгрома враждеб-
ных и чужлых нам течений, на осно-
ве консолидации наших рядов, дви-
таясь творчески к 20-летию, мы ©мо-
Жем выпотЕЙТЬ ОВОИ- Задачи. . я

видностью. показал нам, какую вну-
шительную силу представляет coool
советокая литература после нашего
‘первого с’ездя. в

Каково бы ни было мнение лите-
ратурных снобов, — ясно, что совет-
ская литература в целом и лучшие
представители ее оправдали тот под’-
  @м, с которым ‘мы проводили первый
ces советских писателей. :

>‘

принесет несомненную пользу даль-
нейшему развитию нашей. литерату-
ры. Это — пример работы т. Пазв-
‚ленко над своим романом. Тот, кто

чательной книги, должен убедиться,
что Павленко оправлал один. памят-
ный для каждого лозунг больше-
вистской партии. Большевики тово-

шевика. Павленко доказал, что скром-
ность украшает писателя. (Annofuc-
менты). к }

Павленко доказал, что ‘он не чуж-
дался ни одного замечания, кото-
poe исходило от людей заинтересован-,
ных в дальнейшем развитии нашей
литературы, которые всем своим
сердцем заинтересованы в том, что-
бы наша литература процветала, на-
ши авторы побеждали. . Этот опыт
коллективной проработки произведе-
ний писателей нуждается в дальней-
шем развитии, : {

Не случайно, что т. Отавский на-
чал свой локлад призывом к боль-
шевистской бдительности. № тем
преступлениям, которые зскрывались
на процессе атентов фашизма, измен-
ников, террористов и вредителей,
присоединяется еще гнусная деятель-
ность тех вратов We ae народа
и всех народов Р, чья причаст-
ность к троцкизму, к блоку Зиновь-
ева и Каменева, x блоку Пятакова
и. других была выявлена процессом.!
eet Teo вам известны — 9T0

ивани, шелидзе, ‘арадзе,
Окулжава, Готоберидзе, Атниашвили,

Я д

< Речь: товхМ!! Розенталя!

У нас в дитературе до последнего

Hakar

и сознании людей, и что с ликвида-.

Товарищи, такие «теории» были’

дентокой линии в развитии литера-

`н0- оркентирующая` читателей. Это’

Я хозу обратить валше внимание!
на одно интересное явление, которое!

беседовал с тов. Павленко, тот, кто’
знает процесс создания ‘этой  заме-

рят; что скромность украшает боль-”

‚ведет к отказу от. тех высших идеа-.

‚советская действительность.

ского, «На Востоке» Павленко; «Гос:
подин Фицек», «Последний из удэге»,
рассказы Нлатонова, «Белеет парус
одинокий».

Против кого. критика рёзко’ выету-
пала? В «Литературном критикез
буквально в. каждом номере писали о
Пильняке и только через: три года ‘на
президиуме COI решили, что ‘оценка
творчеству Пильняка была дана пра-
вильная. } 1

Мы резко критиковали! «Книгу для
взрослых» ‘Эренбурга. Критиковали
Сельвинского. , .

Затем. критика выступала ‚против
романа Шухова «Родина», против
Рубинштейня, Евдокимова, Лидина.
Эти факты доказывают, что критика
правильно била, по. произведениям,
которые отклоняются от. социалисти-
ческой линии развития советской ли-
гературы. Е

Следовательно,. на вопрос ‘о TOM,
выполняет ли свои основные задачи
критика, правильно. ли, она борется
за социалистическую линию развития
литературы, нужно ответить в основ-
ном положительно. Это доказывают. и
подтверждают, факты. А. критику
огульно отрицают.

Здесь тов. Безыменский вспомнил,
Что в 1934 году Усиевич написала
статью о Павле.Васильеве, в которой
она критиковал ‚Павла Васильева,
причем. считала, что ‚при условии,
если Васильев будет итти вместе с
нами, он сможет стать большим поэ-
том. Этот прогноз. не оправдался. Ho
почему Безыменский бесконечно вспо-
минает только об этом? Почему Везы-
менский, когда он выступает, обяза-
тельно говорит об этой ошибке? Ведь
Усиевич, писала и правильные вещи,
в частности, она написала о Безымен-
ском, что он пишет . плохие стихи.
(Смех). Безыменский в каждом своем
выступлении вопоминает эту статью,
А мы один только раз скромно ска-
зали, что он пишет плохие, стихи, и
больше не’ вспоминаем 0б этом`в на-
 дежде, что Безыменский ‘станет пи
сать лучше. Тов. Безыменский, вам
нало’ брать пример, с критики.

Я лично более оптимистично на-

строен, чем некоторые товарищи, ко-
торые склонны часто в. своих выету-
плениях говорить о том, что критики
У нас, нет, что критика ничего не де-
лает. В этих выступлениях есть тен-
денции как-нибудь уйти от самокри*
тики, под флагом критики критиков
отвлечься от собственной самокрити-
ки. Это нехорошая: тенденция, и про-
тив нее нужно бороться,
‚Критика у наб молодая, она толь»
ко растет. У нас в среде критиков
есть ‘не мало людей, которые рабо-
тают в литературе только 4—5 лет, —
это. не так уж много.

Имейте в виду, что процесс созда-
ния, формирования, воспитания ‘Но-
вой критики -— чрезвычайно « crom-
ный и трудный: процесс. Критики
должны ‘учиться. И cows советских
писателей должен. всячески поддер-
живать критику, создав условия для
учебы критиков, создав все необхо-
димые условия для тото, чтобы кри-
тика начала лучше выполнять ту
роль, которая ей предназначена,

Речь тов.’ Павле Яшвили

Доклал т. Ставского‘ со всей оче-

Это те фамилии, которые прокли-
нают во всех уголках Грузии, на’ ка-
ждом перекрестке, в каждом доме
Грузии, ибо эти ‘люди готовили по-
кушение ‘на великого Сталина и од-
ного из лучших его учеников -—= ру-
ководителя грузинского народа; т, Бе-
рия. _ : Е к
Я хочу предостеречь молодежь от
повторения налпих ошибок. Каждого
человека, с   которым ты общаешься,
надо проанализировать и проверить.
Нужно быть бдительным к каждому
его шопоту и поступку. Если зор-
кость писателя будет . обращена к
каждому человеку, с которым он 06-
щается, ему не трудно будет разта-

дать врата. Облзанность писателя А

быть наблюдательным, бдительным и
ворким. Этому нас‘учит великая пар-
тия. (Аплодисменты). Е

Наблюдательности мы должны
Учиться также Y великих наших
предшественников, классиков наших
литератур.

Пусть никто не удивляется, что
я коснусь некоторых частных во:
просов: Я являюсь’! прелетавитвлем до-
революционного поколения грузин:
ских писателей. Я являюсь поёдета-
‘вителем ‘того ‘поколения’ грузинских.
писателей, › которые ne ‘могли избе-
жать влияния декадентов; ‘распро-
страненного в начале ХХ века, всю-
ду, в том числе и у нас. Декадент-
ство было связано с богемой.

Я хочу предостеречь молодежь’ от
увлечения ботемой, потому что эта
традиция уводит всегла к врагам, она

лов, которые выражает сейчае наша

Котда я‘ юворю о тражданской
честности, о гражданской морали, то
я имею в виду, что наше ‘поколение,
которое в прошлом ‘было заражено
декадентским грибком, полжно  круто
осудить все рецидивы мелкобуржу -
азной декадентской жизни, от кото-
рых мы не совсем избавились, долж-
но следовать примеру тех писателей,
которые начали свою жизнь в колы-

бели Октябрьской революции, вото-

[yimmenom 0

В башкирском народном творче-
стве есть легенда о певице Шерифе.
  Однажды, потому ли, что ее тоска
заела, пошла Шерифе на реку Be-
лую, села на прибрежные камни и,
глядя на белые гребенчатые волны,
запела. ^.

Ее песня была печальна, Она так
захватывала, что, казалось, а ra
ала течь, ветер затих, а Г
wake, плавающие, на воде, рыбы, гу-
ляющие под и, собрались у 6e-
рега, чтобы послушать песню Ше:

рифе.

¥ By время муллы правоверные,
тарханы (дворяне) и народ должны
были собраться в мечеть на молитву.
Кто-то сообщил им о том, что Ше:-
рифе поет. Все, забыв про’ молитву.
побежали к Шерифе и стали слу-
шать ее песни.

’А Шерифе пела песни 0 свободе, о
тероях, боровшихся за счастье наро-
да, ‘она’ пела о народных героях, ко-
торым отрезали’ ‘уши, носы, языки,
которых сажали на колья, вешали за

“OID,
ны и муллы ей самой отре-
зали язык бритвой за песни O OBO-
боде. :

Судьба А. С. Пушкина напомнила
мне эту легенду. Правительство Ни-
колая Г хотело залуптить жлич с©вобо-
ды этого великого поэта, хотело от
резать ему язык, сломать его перо за
то. что он пел песни о свободе.

Погиб поэт, но его гениальные про-
изведения остались. Эти произвеле-
ния сегодня являются достоянием на-
родов всех стран. Их читают всё на-
циональности. Boe национальности
из творчества Пушкина черпают твор-
ческие силы,

Пушкин — легендарный  Тоэт, Его
песни  зарождают в сердцах людей
доброту и блаторолство. Пушкин —
заря, весна русской литературы,
Пушкин — солнце поэзии. Это солн-
це всего человечества, Родина этом

Сталина.
Башкирский народ, не имевший до
Октябрьской революции ни письмен-

читавший Пушкина, но ий не знав-

В этом году. на башкирский язык
переведен рял произведений велико-
го поэта: «Капитанская дочка», «Дуб-
Говский», «Каменный гость», «Цыга»
ны», «Русалка», «Борис Годунов» и
лирические произведения Пупткйна.
Башкирский государственный акале-
мический театр ставит. «Бориса Го-
дунова»  на баликирском языке. Де-
сятитысячным тиражом издана на

«Жизнь Пушкина», переведены ста
тьи Максима Горького, статьи тт. Кир-
потина и Косарева о. Пушкине.

В печати Баликирии опубликовано
свыше 1000’ статей и литературных
очерков; посвященных Пушкину
ето творчеству. Е

В Уфе недавно открылась пушкин-
ская выставка. На ней. имеется зна-
чительное количество экспонатов, от-
ражающих тот период, в котором жил
Пушкин, ето отношение к декабри-
стам, его творческий путь.

В г. Белорецщке открылась новая
‘полная средняя школа имени [lyme
кина на 880 человек. Одна из улиц
города Белорецка названа именем
Пушкина.

В проведении пушкинских дней
приняли участие все районы Башки-
рии, все предприятия, заводы, фаб-
рики, колхозы и совхозы. В Балики-
рии сне осталось ни одного уголка, где
бы не были заслушаны доклады, лек-
ции, где бы ве были проведены 6е-
седы о творчестве Пушкина.

Среди башкир создаются песни, пи-
пгутся стихотворения, посвященные
Пушкину. Произведения. Пушкина
читаются башкирами с исключитель-
ной любовью.

Любовь бапкирскою народа к
Пушкину характеризует такой эпи-
зол. В 1918 году, когда Советская
республика была окружена белыми
бандами, р KEM красноармей-
aM пришлось проехать через село
Михайловское, пле погребен поэт.
Остановивитись в Михайловском, кра-
онозрмейцы организуют субботник и
ремо: дом няни поэтя—Афи-
ны Родионовны. Это показывает, что

рые свое творчество начали под Ox
тябрьскими знаменами. -

„Одна из самых потрясающих лич:
ностей, которых анает наша дейст-
вительность, это — покойный Ост-
‘ровский. г

Мы знаем, как этот человек скон-
денсиревал в себе всю высокую м0-
раль советского человека. Мы, здо-
ровые люди, которых. судьба награ-
мила всеми возможностями шагать по
этой земле, работать, должны быть
людьми таких же моральных устоев,
которые. носил‘ в себе Островский.
(Аплодисменты).

Кагда я ищу примеров среди моих
товарищей писателей и поэтов, — я
вспоминаю благородное имя Н. С.
Тихонова. ^ : р
‚ © первых же. дней гражданской
войны этот поэт, — который тоже
был ущемлен некоторым влиянием
декадентства, — был на фронте траж-
данской войны. Все эти годы он про-
водил и’ проводит сейчас большую
плодотворную работу. Являясь пре-
красным мастером стиха, он выцолня+

солнца — страна ‘Ленина, страна

ности, ни литературы, не только не

ший его имени, сегодня на своем
родном языке читает произведения
Пушкина,

башкирском языке книга Вересаева

‚ ческой партии,

Bammmpmn

Речь тов. А. Тагирова

даже во время напражеённой борьбы
за советскую власть, за свою родину,
башкирский народ помнил и чтил ве-
ликого русского поэта А. С. Пушки-
на.

Алекоанлр Сергеевич нам, башки-
рам, дорог еще тем, что он в своем
замечательном произведении «Калти-
танская дочка» с большой правди-
востьЮ ‘и мастерством описывает уча-
стие башкир“ в пугачевском движе+
нии,

Пушкин» изображает башкир в их
борьбе против царского самодержа^
вия не только борцами, ‘но и агита-
торами и пропагандистами илей пу-
тачевекого лвижения среди масс.
Это полностью ‘соответствует. истори-
чеоким фактам революционной борь-
бы башкирского народа.

“ Пушкин изучал борьбу башкир не
только за’ время путачевекого восета-
ния; В’ 6 произведениях мы нахо*
дим места, где упоминается изнест-
ное восстание 40-х годов XVIII pera.

‚ Содержание творчества Пушкина
отличается своим  интернациональ-
ным характером. В его произведени-
ях отражены не Только башкиры, но
и десятки других народов и нацио“
нальностей. ;

Расовый шовинизм и узкий нацио-
нализм чужды творчеству Пушкина;
Пушкин — любимый поэт всех на“
циональностей. Он поэт многоязыч=
ный, Мы его любим, уважаем и чтим.

Изучение творчества Пушкина, его
творческих приемов должно помочь
дальнейшему росту‘ литературы и
особенно поэвии Hamel многонацио-
нальной страны, должно помочь пи-
сателям развивать чувство любви и’
дружбы, отыскивать пути к. сердцу
человека. ;

Пушкин бессмертен. Он живет в
своих гениальнейпгих произвелениях,
он живет и занимает достойное ме-
сто в литературе всех народов вели-
кого Советского Союза. Миллионные

массы, осваивая культурное наслед-

ство, радостно встретились с’А. С.
Пушкиным как «младое незнакомое
племя», которое поэт восторженно
приветствовал в своих стихах.

А. С. Пушкин мечтал о радости и

счастье для всех. Но только при co-
циализме осуществимо на деле это
общечеловеческое счастье. Сейчас, ко-.
гда это счастье достигнуто. на налпей
советской земле под руководством ге-
ниального вожля товарища Сталина,
поэтичеекие слова Пушкина зазвуча-
ли с новой силой, засверкали новыми
радужными красками,
‚ Столетняя годовщина смерти гени=
альнейшего поэта А. С. Пупкина от-
мечается в нашем Союзе как явление
крупнейшего исторического значения.
Это ‘стало возможным. только в. ре-
зультате победы Великой Социали-
стической Октябрьской революции,
победы социализма в нашей стране,
осуществленной под тениальным во-
дительством великого и любимого
вождя народов — Оталина,

Да здравствуют коммунистическая
‘партия и вождь всего трудового про
грессивного человечества товарищ
Сталин! (Аплодисменты).

ШАЛИФДАТТТЛЛЬИОО”Ь, BUMTEIbHOCIh M ЗФРЕФСТЬ

ет огромную работу и как гражданин;

И как понятна была вчера боль,
с которой он обратился к поэтам, но
присутствовавшим на ето докладе
и которые не принимали участия в
обсуждении ето доклада о Пушкине,

Тихонов и Тынянов в живых, ос-
трых докладах ‚показали нам вели-
чие пушкинского тения, Я хочу ус-
покоить т. Тихонова: тень Пушкина
была здесь на нашем пленуме и она
вполне заменила тех писателей, ко-
торые не захотели притти сюда, (Бур=
ные дисменты). :

На С’езде Советов, который принял
великую сталинскую  Констйтуцию,
мы слышали предупреждающий гол
исходящий от великой коммунисти=
что военная опао-
ность для нашей родины велика. Эта

‚ война будет одной из самых ужасных

войн. Мы должны встретить ее во
всеоружий, как подобает бойцам.

Очастлив тот современный поэт,
который узнает, что о ето песнями
наши гордые, наши мужественные
красноармейцы двигались вперед по
территории того врага, который по-
смел наласть на нас. (Бурные апло-
дисменты), }

Когда мы говорим о честности и
морали, мы должны брать пример ©
классиков, ибо, несмотря на 10, что
эти люли жили в другой атмосфе-
pe и служили, быть может, друтому
классу, их жизнь, ‘их неустанная ра-
бота, их трудолюбие лолжны быть
для нае примером повседневного под-
ражания.   }

Илья Чавчавадзе, столетний юбилей
которого мы празднуем в этом Tony,
должен быть примером для’ нас;
Этот’ человек ежедневно, ежечасно
боролся ‘за освобождение своею ‘на-
рода. Он не чужлался газетной xpo-
ники,‘ писал фельетоны, письма, изу:
мительные статьи и рассказы.

нас, у том поколения поэтов,
которое заражено грибком ботемщи:
НЫ, «ЧИСТОЙ» ПОЭЗИИ, «самоцельной»
лирики, не изжит страх перед тем:
чтобы расширить свою тематику, что-

бы от. лирических стихов, от стихов

революционных, политических, смело

сделать шаг в сторону прозы, очер-

ОКОНЧАНИЕ, СМ, НА 4 610,