-“ Литерату

О недостатках партийной работы и мерах

рная газета № 17 (653)

ликвидации троцкистских и иных двурушников.

_ Докладт. СТАЛИНА _
на Пленуме ЦК ВКП(б) 3 марта 1937. г.

Продолжение. Начало см. стр. Т

Можно ли сказать, что нынешний
троцкизм, троцкизм, скажем, 1936 го-
да, является политическим течением в
рабочем классе? Нет, нельзя этого го-
ворить. Почему? Потому, что совре-
менные троцкисты боятся показать ра-
бочёму классу свое действительное ли-
цо, боятся открыть ему свои действи-
тельные цели и задачи, старательно пря-
чут от рабочего класса свою политиче-
скую физиономию, опасаясь, что, если
рабочий класс узнает об их действитель-
ных намерениях, он проклянет их, как
людей чуждых, и прогонит их от себя.
Этим, собственно, и об’ясняется, что ос-
новным методом троцкистской работы
является теперь не открытая и честная
пропаганда своих взглядов в рабочем
классе, а маскировка своих взглядов, по-
добострастное и подхалимское восхва-
ление взглядов своих противников, фа*

рисейское и фальшивое втаптывание в.

грязь своих собственных взглядов.

На судебном процессе 1936 года, ес-
ли вспомните, Каменев и Зиновьев ре-
шительно отрицали наличие у них ка-
кой-либо политической платформы. У
них была полная возможность развер-
нуть на судебном процессе свою полити-
ческую платформу. Однако они этого
не сделали, заявив, что у них нет HH
какой политической платформы. Не мо-
жет быть сомнения, что оба они лга-
ли, отрицая наличие у них платформы.
Теперь даже слепые видят, что, у них
была своя политическая платформа. Но
почему они отрицали наличие у них
какой-либо политической платформы?
Потому что они боялись открыть свое
подлинное политическое лицо, они боя-
лись продемонстрировать свою дейст-
вительную платформу реставраций капи-
тализма в СССР, опасаясь, что такая
платформа
отвращение.

На судебном процессе в 1937 году Пя-
таков, Радек и Сокольников стали на
другой путь. Они не отрицали наличия
политической платформы у троцкистов
и зиновьевцев. Они признали наличие у
них определенной политической плат“
формы, признали и развернули ее в сво-
их показаниях. Но развернули ее не для
того, чтобы призвать рабочий класс,
призвать народ к поддержке троцкист“
ской платформы; а для того, чтобы про-
клясть и заклеймить ее, как платформу
антинародную и антипролетарскую. Ре“
ставрация капитализма, ликвидация кол:
хозов и совхозов, восстановление си-
стемы эксплоатации, союз с фашистски*
ми силами Германии и Японии для при-
ближения войны с Советским Союзом,
борьба за войну и против политики ми*
ра, территориальное расчленение Совет-
ского Союза с отдачей Украины немцам,
а Приморья — японцам, подготовка во’
енного поражения Советского Союза
в случае нападения на него враждебных
государств и, как средство достижения
этих задач, — вредительство, диверсия,
индивидуальный террор против руково-

дителей советской власти, шпионаж в
_ пользу японо-немецких фашистских сил,
— такова развернутая Пятаковым, Ра-
деком и Сокольниковым политическая
платформа нынешнего троцкизма. По-
нятно, что такую платформу не могли
не прятать троцкисты от народа, от ра-
бочего класса. И они прятали ее не
‘только от рабочего класса, но и от
троцкистской массы, и не только от
троцкистской массы, но даже от руково-
дящей троцкистской верхушки, состояв-
шей из небольшой кучки людей в 30—
40 человек. Когда Радек и Пятаков по-
требовали от Троцкого разрешения на
созыв маленькой конференции троцки*
стов в 30—40 человек для информации
о характере этой платформы, Троцкий
запретил им это, сказав, что нецелесо*
образно говорить о действительном ха-
рактере платформы даже маленькой
кучке троцкистов, так как такая «опе-
рация» может вызвать раскол. -
«Политические деятели», прячущие
свои взгляды, свою платформу не только
от рабочего класса, но и от троцкист
ской массы, и не только от троцкистской
массы, носи от руководящей верхушки
троцкистов,— такова физиономия совре:
менного троцкизма,

вызовет в рабочем классе _

Но из этого вытекает, что современ-
ный троцкизм нельзя уже называть по-
литическим течением в рабочем классе.

Современный троцкизм есть не поли-
тическое течение в рабочем классе, а
беспринципная и безыдейная банда вре-
дителей, диверсантов, разведчиков, шпи-
онов, убийц, банда заклятых врагов ра-
бочего класса, действующих по найму
У разведывательных органов иностран-
ных государств.

Таков неоспоримый результат эволю-

ции троцкизма за последние 7—8 лет.

Такова разница между троцкизмом в
прошлом и троцкизмом в настоящем.

Ошибка наших партийных товарищей
состоит в том, что они не заметили этой
глубокой разницы между троцкизмом в
Они не заметили, что троцкисты давно
уже перестали быть идейными людьми,
что^троцкисты давно уже превратились
в разбойников с большой дороги, спо-
собных на любую гадость, способных
на все мерзкое вплоть до шпионажа и
прямой измены своей родине, лишь бы
напакостить советскому государству и
советской власти. Они не заметили это-
го и не сумели поэтому во-время пере-
строиться для того, чтобы повести
борьбу с троцкистами по-новому, более
решительно.

Вот почему мерзости троцкистов за
последние годы явились для некоторых
наших партийных товарищей полной

` неожиданностью.

Дальше. Наконец, наши партийные то-
варищи не заметили того, что между
нынешними вредителями и диверсанта-
ми, среди которых троцкистские агенты
фашизма играют довольно активную
роль, с одной стороны, и вредителями
и диверсантами времен шахтинского пе-
риода, с другой стороны, ‹ имеется су-
щественная разница.

Во-первых. Шахтинцы и промпартий-
цы были открыто чуждыми нам людьми.
Это были большей частью бывшие вла*
дельцы предприятий, бывшие управля-
ющие при старых хозяевах, бывшие
компаньоны старых акционерных 06:
ществ, либо просто старые буржуазные
специалисты, открыто враждебные нам
политически. Никто из наших людей не
сомневался в подлинности политическо-
го лица этих господ” Да и сами шах-
тинцы не скрывали своего неприязненно-
го отношения к советскому строю. Нель-
зя то же самое сказать о нынешних вре-
дителях и диверсантах, о троцкистах,
Нынешние вредители и диверсанты,
троцкисты, — это большей частью лю-
ди партийные, с партийным билетом в
кармане, — стало быть, люди формаль-
но не чужие. Если старые вредители
шли против наших людей, то новые вре-
дители, наоборот, лебезят перед нашими
людьми, восхваляют наших людей, под-
халимничают перед ними для того, что-
бы- втереться в доверие. Разница, как
видите, существенная.

Во-вторых. Сила шахтинцев и пром:
партийцев состояла в том, что они об-
ладали в большей или меньшей степени
необходимыми техническими знаниями,
в то время, как наши люди, не имевшие
таких знаний, вынуждены были учиться
у них. Это обстоятельство давало вре-
Дителям шахтинского периода большое
преимущество, давало им возможность
вредить свободно и беспрепятственно,
давало им возможность обманывать
наших людей технически. Не то с ны-
нешними вредителями, с троцкистами.
У нынешних ‘вредителей нет никаких
технических преимуществ по отношению
к нашим людям. Наоборот, технически
наши люди более подготовлены, чем ны-
нешние вредители, чем троцкисты. За
время от шахтинского периода до на-
ших дней у нас выросли десятки тысяч
настоящих технически — подкованных
большевистских кадров. Можно было
бы назвать тысячи и десятки тысяч тех-
нически выросших большевистских ру-
ководителей, в сравнении с которыми
все эти Пятаковы и Лившицы, Шестовы
и Богуславские, Мураловы и Дробнисы
являются пустыми болтунами и пригото.
вишками с точки зрения технической
подготовки. В чем же в таком случае
состоит сила современных вредителей,
троцкистов? Их сила состоит в партий-

ном билете, в обладании партийным би-
летом. Их сила состоит в том, что пар-
тийный билет дает им политическое до-
верие и открывает им доступ во. все
наши учреждения и организации. Их
преимущество состоит в том, что, имея
партийные билеты и прикидываясь дру-
зьями советской власти, они обманы-
вали наших людей политически, зло-
употребляли доверием, вредили втихо-
молку и открывали наши государствен-

ные секреты врагам Советского Союза. _
«Преимущество» сомнительное по своей.

политической и моральной ценности, но

’ всё же «преимущество». Этим «преиму-

ществом» и об’ясняется, собственно, то
обстоятельство, что троцкистские вреди-
тели, как люди с партбилетом, имеющие
доступ во все места наших учреждений
и организаций, оказались прямой на-
ходкой для разведывательных органов
иностранных государств.

Ошибка некоторых наших партийных
товарищей состоит в том, что они не
заметили, не поняли всей этой разницы
между старыми. и новыми вредителями,
между шахтинцами и троцкистами, и,
не заметив этого, не сумели во-время пе-
рестроиться для того, чтобы повести

борьбу с новыми вредителями по-ново-

му. ,
IV
Теневые стороны.
хозяйственных
успехов

Таковы основные факты из области
нашего международного и внутреннего
положения, о которых забыли или кото:
рых не заметили многие наши партий-
ные товарищи.

Вот почему наши люди оказались за-
стигнутыми врасплох событиями послед-
них лет по части вредительства и дивер-
cui.

Могут спросить: но почему наши люди
не заметили всего этого, почему они
забыли обо всем этом?

Откуда взялись все эти забывчивость,
слепота, беспечность, благодушие?

Не есть ли это органический порок в
работе наших людей?

Нет, это не органический порок. Это
— временное явление, которое может
быть быстро ликвидировано при нали-
чии некоторых усилий co стороны на-
ших людей,

В чем же тогда дело?

Дело в том, что наши партийные то-
варищи за последние годы были все-
цело поглощены хозяйственной работой,
они были до крайности увлечены хозяй-
ственными успехами и, будучи увлечены
всем этим делом, — забыли обо всем
другом, забросили все остальное,

Дело в том, что, будучи увлечены хо-
зяйственными успехами, они стали ви-
деть в этом деле начало и конец всего,
а на такие дела, как международное по-
ложение Советского Союза, капитали-
стическое окружение, усиление полити-
ческой работы партии, борьба с вреди-
тельством и т. п. — че стали просто
обращать внимания, полагая, что все
эти вопросы представляют второстепен-
ное или даже третьестепенное дело.

Успехи и достижения — дело, конеч-
но, великое. Наши успехи в области со-
циалистического строительства действи-
тельно огромны. Но успехи, как и все
на свете, имеют и свои теневые сторо-
ны, У людей, мало искушенных в поли:
тике, большие успехи и большие до-
стижения нередко  порождают беспеч-
ность,  благодушие, самодовольство,
чрезмерную самоуверенность,  зазнай-
ство, хвастовство. Вы не можете отри-
цать, что за последнее время хвасту-
нов у нас развелось видимо-невидимо.
Неудивительно, что в этой обстановке
больших и серьезных успехов в области
социалистического строительства созда-
ются настроения бахвальства, настрое-
ния парадных манифестаций наших ус-

пехов, создаются настроения недооцен-’

ки сил наших врагов, настроения пере-
оценки своих сил и, как следствие всего
этого, — появляется политическая сле-
пота.

Тут я должен сказать несколько слов
0б опасностях, связанных с успехами,

06 опасностях, связанных ‘с достижени-
ями. `

Об опасностях, связанных © трудно“
стями, мы знаем по опыту. Вот уже не-
сколько лет ведем борьбу с такого рода
опасностями и, надо сказать, не без ус
пеха. Опасности, связанные с трудно-
стями, у людей нестойких порождают
нередко настроения уныния, неверия в
свои силы, настроения пессимизма. И,
наоборот, там, где дело идет о том, что-
бы побороть опасности, проистекающие
из трудностей, люди закаляются в этой
борьбе и выходят из борьбы действи-
тельно твердокаменными большевика-
ми. Такова природа опасностей, связан-
ных с трудностями. Таковы результаты
преодоления трудностей.

Но есть другого рода опасности, опа-.

CHOCTH, связанные с успехами, опасно-
сти, связанные с достижениями. Да, да,
товарищи, опасности, связанные с ус-
пехами, с достижениями. Опасности эти
состоят в том, что у людей, мало ис-
кушенных в политике и не очень много
видавигих, обстановка успехов — успех
за успехом, достижение за достижением,

перевыполнение планов за перевыполне-

нием, — порождает настроения беспеч-

‘ности и самодовольства, создает атмо-

сферу парадных торжеств и взаимных
приветствий, убивающих чувство меры
и притупляющих политическое чутье,
размагничивает людей и толкает их на
то, чтобы почить на лаврах, Z

„Неудивительно, что в этой одуряю-
щей атмосфере зазнайства и самодо-
вольства, атмосфере парадных манифе-
стаций и шумливых ‘самовосхвалений
люди забывают о некоторых существен-

`ных фактах, имеющих первостепенное

значение для судеб нашей страны, лю-
ди начинают не замечать таких неприят-
ных фактов, как капиталистическое ок-
ружение, новые формы вредительства,

опасности, связанные с нашими  успеха-.

ми и т. п. Капиталистическое окруже-
ние? Да это же чепуха! Какое значе:
ние может иметь какое-то капиталисти-
ческое окружение, если мы выполняем и
перевыполняем наши хозяйственные
планы? Новые формы вредительства,
борьба с троцкизмом? Все это пустяки!
Какое значение могут иметь все эти ме:
лочи, когда мы выполняем и перевыпол-
няем наши хозяйственные планы? Пар-
тийный устав, выборность парторганов,
отчетность партийных руководителей
перед партийной массой? Да есть ли вод
всем этом нужда? Стоит ли вообще во-
зиться с этими мелочами, если хозяй-
ство у нас растет, а материальное поло-
жение рабочих и крестьян все более и
более улучшается? Пустяки все это! Пла-
ны перевыполняем, партия у нас непло-
хая, ЦК партии тоже неплохой, — ка-
кого рожна еще нам нужно? Странные
люди сидят там в Москве, в ЦК партии:
выдумывают какие-то вопросы, толку-
ют о каком-то вредительстве, сами не
спят, другим спать не дают...

Вот вам наглядный пример того, как
легко и «просто» заражаются политиче-
ской слепотой некоторые наши неопыт-
ные товарищи в результате головокру-
жительного увлечения хозяйственными
успехами.

Таковы опасности, связанные с успе-
хами, с достижениями,

Таковы причины того, что наши пар-
тийные товарищи, увлекшись хозяйст-
венными успехами, забыли о фактах ме-
ждународного и внутреннего характера,
имеющих существенное значение для
Советского Союза, и не заметили целого
ряда опасностей, окружающих нашу
страну.

Таковы корни нашей беспечности, за-
бывчивости, благодушия, политической
слепоты.

Таковы корни недостатков нашей хо-
зяйственной и партийной работы,

у Vy,
Наши задачи
Как ликвидировать эти
шей работы?

Что нужно сделать для этого?

Необходимо осуществить следующие
мероприятия:

1) Необходимо прежде всего повер-
вуть внимание наших партийных това-

недостатки на-

ie

°

рищей, увязающих в «текущих вопро“
сах» по линии того или иного ведом‹
ства, — в сторону больших политиче
ских вопросов международного и внум
реннего характера.

2) Необходимо поднять политическую
‚ работу нашей партии на должную высо.
ту, поставив во главу угла задачу по+
литического просвещения и большеви
стской закалки партийных, советских и
хозяйственных кадров.

3) Необходимо раз’яснять нашим пар.
тийным товарищам, что хозяйственные
успехи, значение которых бесспорно
очень велико и которых мы будем до.
биваться и впредь, изо дня в день, из
года в год, — все же не исчерпывают
всего дела нашего социалистическом
строительства.

Раз’яснять, что теневые стороны, свя.
занные © хозяйственными успехами и
выражающиеся в самодовольстве, бес
печности, в притуплении политического
чутья, могут быть ликвидированы лишь
в том случае, если хозяйственные успе
хи сочетаются с успехами партийного
строительства и развернутой политиче
ской работы нашей партии,

Раз’яснять, что сами хозяйственные
успехи, их. прочность и длительность це
ликом и полностью зависят от успехов
партийно-организационной и партийно.
политической работы, что бёз этого ус
ловия хозяйственные успехи могут ока
заться построенными на песке,

4) Необходимо помнить и никогда He
забывать, что капиталистическое окру‘
жение является основным фактом, опре
деляющим международное положение
Советского Союза.

° Помнить и никогда не забывать, что
пока есть капиталистическое окружениь
— будут и вредители, диверсанты, шпи“
оны, террористы, ‹засылаемые` в тылу
Советского Союза разведывательнымя
органами иностранных государств, пом

нить об этом и вести борьбу с теми.

товарищами, которые недооценивают
значения факта капиталистического ок
ружения, которые недооценивают силы
и значения вредительства.

Раз’яснять нашим партийным товари
щам, что никакие хозяйственные успе
хи, как бы они ни были велики, He MO
гут аннулировать факта капиталистиче
ского окружения и вытекающих из это’
го факта результатов,

Принять необходимые меры для то.
го, чтобы наши товарищи, партийные
и беспартийные большевики, имели воз.
можность знакомиться с целями и 34
дачами, с практикой и техникой вреди
тельско-диверсионной и шпионской 9
боты иностранных разведывательных
органов.

5) Необходимо раз’яснить нашим nape
тийным товарищам, что  троцкисты,
представляющие активные элементы ди
версионно-вредительской и шпионской
работы иностранных разведывательных
органов, давно уже перестали быть по
литическим течением в рабочем класса
что они давно уже перестали служит
какой-либо идее, совместимой с интеры
сами рабочего класса, что они преври
тились в беспринципную и безыдейную
банду вредителей, диверсантов, шпис“
нов, убийц, работающих по найму!
иностранных разведывательных органов

Раз’яснить, что в борьбе с современ
ным троцкизмом нужны теперь не ста“
рые методы, не методы дискуссий, а н0*
вые методы, методы выкорчевывания #
разгрома.

6) Необходимо раз’яснить нашим nap
тийным товарищам разницу между 608
ременными вредителями и вредителями
шахтинского периода, раз’яснить, чт9
если вредители шахтинского период8
обманывали наптих людей на техника
используя их техническую отсталосты
то современные вредители, обладающий
партийным билетом, обманывают наших
людей на политическом доверии к ним
как к членам партии, используя поли
тическую беспечность наших людей,

Необходимо дополнить старый лозу
Об овладении техникой, соответствую“
щий периоду шахтинских времен, новый
И и

Окончание см, стр, 3

alee