Литературная газета № 17 (653)

}

i

О недостатках партийной работы и мерах
ликвидации троцкистских и иных двурушников
“_ Доклад т. СТАЛИНА
на Пленуме ЦК ВКП(б) 3 марта 1937 г.

. лозунгом 09 политическом воспитании
кадров, об овладении большевизмом и
ликвидации нашей политической довер-
чивости, лозунгом, вполне соответству-
ющим нынешнему переживаемому пери-
оду.
Могут спросить: разве нельзя было лет
десять тому назад, в период шахтин-
ских времен, дать сразу оба лозунга,
и первый лозунг об овладении техникой,
и второй лозунг о политическом воспи-
тании кадров? Нет, нельзя было. Так
У нас дела не делаются в большевистз
ской партии. В поворотные, моменты ре-
волюционного движения всегда выдви-
гается один какой-либо основной лозунг,
как узловой, для того, чтобы, ухватив-
пись за него, вытянуть через него всю
цепь. Ленин так учил нас: найдите ос-
новное звено в цепи нашей работы, ух-
ватитесь за него и вытягивайте его. для
того, чтобы через него вытянуть всю
цепь и итти вперед. История революци-
онного движения’ показывает, что эта
тактика является единственно правиль-
ной тактикой. В шахтинский период сла-
бость наших людей состояла в их тех-
‚нической отсталости. Не политические,
а технические вопросы составляли тог-
да для нас слабое место. Что касается
наших политических отношений‘ к тог-
дашним вредителям, то они.были совер-
шенно ясны, как отношения большеви-
ков к политически чуждым людям. Эту
нашу техническую слабость мы ликви-
дировали тем, что дали лозунг об овла-
дении техникой и воспитали за истек-
ший период десятки и сотни тысяч. тех-
_нически подкованных болышевистоких
кадров. Другое дело теперь, когда’ мы
имеем уже технически полкованные
большевистские кадры и. когда в роли
вредителей выступают не открыто чуж-
’дые люди, не имеющие к тому же ни-
каких технических преимуществ в срав-
нении с нашими людьми, а люди, обла-
дающие партийным билетом и пользую-

щиеся всеми правами членов партии. Те-.

перь слабость наших людей составляет
не техническая отсталость, а политиче-
ская беспечность, слепое доверие к лю-
дям, случайно получившим партийный
билет, отсутствие проверки людей не
по их политическим декларациям, а по
результатам их работы. Теперь узловым
вопросом для нас является не ликвида-
ция технической отсталости наших ка-
дров, ибо она в основном уже ликви-
дирована, а ликвидация политической
беспечности и политической доверчиво-
‘сти к вредителям, случайно заполучив-
ним партийный билет.

Такова коренная разница между узло-
вым вопросом в деле борьбы за кадры
в период шахтинских времен и ‘узловым
вопросом настоящего периода.

Вот почему мы не могли и не долж-
ны были давать лет десять тому назад
сразу оба лозунга, и лозунг об овладе-
нии техникой, и лозунг. о политическом
воспитании кадров.

Вот почему старый лозунг об овла-
дении техникой необходимо теперь до-
„полнить новым лозунгом об овладении
большевизмом, о политическом BOCTIH-
тании кадров и ликвидации нашей поли-
тической беспечности,

7) Необходимо разбить и отбросить _

прочь пнилую теорию о том, что с ка-
ждым нашим продвижением вперед клас-
совая борьба у нас должна будто бы
все более и более затухать, что по ме-
ре нааних успехов классовым враг ста-
новится будто бы все более и более
ручным.

Это — не только гнилая теория, но ‚и
опасная теория, ибо она усыпляет на-
пвх людей, заводит их в капкан, а клас-
совому врагу дает возможность опра-
виться для борьбы с советской властью,

Наоборот, чем больше будем продви-
гаться вперед, чем больше будем иметь
успехов, тем больше будут озлоблять-
‘ся остатки разбитых экоплоататорских
классов, тем скорее будут они итти на
более острые формы борьбы, тем боль-
ше они будут пакостить советскому го-
сударству, тем болыше они будут хва:
таться за самые отчаянные средства
борьбы, как последние средства обре-
. Надо иметь в-виду, чзо остарки раз-

- Окончание. Начало см. стр.

битых классов в СССР неодиноки. Они
имеют прямую поддержку со стороны
Hallux врагов за пределами СССР. Оши-
бочно было бы думать, что сфера клас-
совой борьбы ограничена пределами
СССР. Если один конец классовой борь-
бы имеет свое действие в рамках СССР,
то другой ее конец протягивается в пре-
делы окружающих нас буржуазных го-
сударств. Об этом не могут не знать
остатки разбитых классов. И именно по-
тому, что они 0б этом знают, они бу-
дут и впредь продолжать свои отчаян-
ные  вылазки.

Так учит нас история. Так учит нас
ленинизм.

Необходимо помнить все это и быть
на-чеку.

8) Необходимо разбить и отбросить
прочь другую гнилую теорию, говоря-
щую о том, что не может быть будто
бы вредителем тот, кто не всегда вредит
и кто хоть иногда показывает успехи
в своей работе. —

Эта странная теория изобличает на-
ивность ее авторов. Ни один вредитель
не будет все время вредить, если он не
хочет быть разоблаченным в самый ко-
роткий срок. Наоборот, настоящий вре-
дитель должен время от времени пока-
зывать успехи в своей работе, ибо это
— единственное средство сохраниться
ему, как вредителю, втереться в доверие
и продолжать свою‘ вредительскую ра-
боту. /

Я думаю, что вопрос этот ясен и не
нуждается в дальнейших раз’яснениях.

9) Необходимо разбить и отбросить
прочь третью гнилую теорию, говоря-
щую о том, что систематическое выпол:
нение хозяйственных планов сводит буд-
то бы на-нет вредительство и резуль-
таты вредительства; 1

Подобная теория может: преследовать
лишь одну цель: пощекотать ведомст-
венное самолюбие наших работников,
успокоить их и ослабить их борьбу ©
вредительством.

Что значит — «систематическое вы-
полнение наших хозяйственных пла-
нов»?

Во-первых, доказано, что все наши
хозяйственные планы являются  зани-
женными, ибо они не учитывают огром-
ных резервов и возможностей, таящих-

ся в недрах нашего народного хозяй:
- ства.

Во-вторых, суммарное выполнение хо-
зяйственных планов по наркоматам в
целом еще не значит, что по некоторым
озень важным отраслям так же выпол-
няются планы. Наоборот, факты гово-
PHT, что целый ряд наркоматов, выпоя-

нивих ‘и даже  перевыполнивших го-

довые хозяйственные планы, системати-
чески не выполняет планов по некото-
рым Очень важным отраслям народного
хозяйства.

В-третьих, не может быть сомнения в
том, что если бы вредители не были
разоблачены и выброшены вон, с вы-
полнением хозяйственных планов дело
обстояло бы куда хуже, о чем следовало
бы помнить близоруким авторам раз-
бираемой теории.

В-четвертых, вредители обычно при-_

урочивают главную ‹вою  вредительскую
работу не к периоду мирного времени,
а к периоду кануна войны или самой
войны. Допустим, что мы стали бы уба-
юкивать себя гнилой теорией о «систе-
матическом выполнении хозяйственных
планов» ‘и не трогали бы вредителей.
Представляют ли авторы этой гнилой те-
ории, какой колоссальный вред нанесли
бы нашему государству вредители в слу-
чае войны, если бы дали им остаться
в недрах нашего народного хозяйства
под сенью гнилой теории о «системати-
ческом выполнении хозяйственных пла-
HOB>.

Не ясно ли, что теория о «системати-
ческом выполнении хозяйственных ‘пла-
нов» есть теория, выгодная для вреди-
телей? у

;10) Необходимо разбить. и отбросить
прочь четвертую гнилую теорию, гово-
рящую о том, что стахановское движе-
ние является будто бы основным сред-
ством ликвидации вредительства.

Эта теория выдумана для того, чтобы
под шумок болтовни в стахановцах и

стахановском движении отвести удар от
вредителей.

Тов. Молотов в своем докладе демон-
стрировал целый ряд фактов, говоря-
щих о том, как троцкистские и не-троц-
кистские вредители в Кузбассе и Дон-
бассе, злоупотребляя доверием наших
политически беспечных товарищей, си-
стематически водили за нос стахановцев,
ставили им палки в колеса, искусствен-
но создавали целый ряд препятствий для
их успешной работы и добились, нако-
Hell, того, что расстроили их работу.
Что могут сделать одни лишь стаханов-
цы, если вредительское ведение капи-
тального строительства, скажем, в Дон-
бассе привело к разрыву между подго-
товительными работами по добыче угля,
которые отстают от темпов, и всеми
другими работами? Не ясно ли, что са-
мо стахановское движение нуждается в
реальной помощи с нашей стороны про-
тив всех и всяких махинаций вредите-
лей для того, чтобы двинуть вперед де-
ло и выполнить свою великую миссию?
He ясно ли, что борьба с вредитель-
ством, борьба за ликвидацию вредитель-
ства, обуздание вредительства является
условием, необходимым для того, что-
бы стахановское движение могло раз-
вернуться во всю ширь?

Я думаю, что вопрос этот так же ясен
и не нуждается в дальнейших раз’ясне-
ниях,

11) Необходимо разбить и отбросить
прочь пятую гнилую теорию, говоря-
щую о том, что у троцкистских вреди-
телей нет будто бы больше резервов,
что они добирают будто бы свои пос-
ледние кадры.

Это неверно, товарищи. Такую теорию
могли выдумать только наивные люди.
У троцкистских вредителей есть свои.
резервы. Они состоят прежде всего из
остатков разбитых  эксплоататорских
классов в СССР. Они состоят из целого
ряда групи и организаций за пределами
СССР, враждебных. Советскому Союзу.

Взять, например, троцкистский
контрреволюционный ГИ интернационал,
состоящий на две трети из питионов и
диверсантов. Чем это’ не резерв? Разве
не ясно, что этот интионский интерна-
ционал будет выделять кадры для шпи-
онско-вредительской работы троцки-
СТОВ?

Или еще, взять, например, группу
пройдохи Шефло в Норвегии, ‘прию-
тившую у себя обер-шпиона Троцкого и
помогавитую. ему пакостить Советскому
Союзу. Чем эта группа не резерв? Кто
может отрицать, что эта контрреволю-
ционная группа будет и впредь оказы-
зать услуги троцкистским шпионам и
вредителям?

Или еще, взять, например, другую
группу такого же пройдохи, как Шеф-
ло, группу Суварина во Франции. Чем
она не резерв? Разве можно отрицать,
что эта группа пройдох также будет по-
могать троцкистам в их ниионско-вре-
дительской работе против Советакого
Союза?

А все эти господа из Германии, всякие
там Рут Фишеры, Масловы, Урбансы,
продавшие душу и тело фашистам, —
чем они не резерв для троцкистской
шитионско-вредительской работы?

Или, например, известная орда писа-
телей из Америки во главе с известным
жуликом Истменом, все эти разбойники
пера, которые тем и живут, что клеве-
шут на рабочий класс СССР, — чем они
не резерв для троцкизма?

Нет, надо отбросить прочь гнилую те-
орию о том, что троцкисты добирают
будто бы последние кадры.
` 12) Наконец, необходимо разбить и
отбросить прочь еще одну гнилую тео-
рию, говоряшкую о том, что так как нас,
большевиков, много, а вредителей мало,
так как нас, большевиков, поддерживают
десятки миллионов людей, а троцкист-
ских вредителей лишь единицы и де-
сятки, то мы, большевики, могли бы и
не обращать внимания на какую-то куч-
ку вредителей.

Это неверно, товарищи. Эта более чем
странная теория придумана для того,
чтобы утешить некоторых наших руко-
водящих товарищей, провалившихся на
работе ввиду их неумения бороться с.

этого достаточно

2)

вредительством, и усыпить их бдитель-
ность, дать им спокойно спать.

Что троцкистских вредителей поддер-
живают ‘единицы, а большевиков десят-
ки миллионов людей — это, конечно,
верно. Но из этого вовсе не следует,
что вредители не могут нанести нашему
делу серьезнейший вред. Для того, что-
бы напакостить и навредить, для этого
вовсе не требуется большое количество
людей. Чтобы построить Днепрострой,
надо пустить в ход десятки тысяч рабо-
чих. А чтобы его взорвать, для этого
требуется может быть несколько десят-
ков человек, не больше. Чтобы выиграть
сражение во время войны, для этого мо-
жет потребоваться несколько корпусов
красноармейцев. А для того, чтобы про-
валить этот выигрыш на фронте, для
несколько человек
шпионов где-нибудь в штабе армии или
даже в штабе дивизии, могущих вык-
расть оперативный план и передать его
противнику. Чтобы построить большой
железнодорожный мост, для этого тре-
буются тысячи людей. Но чтобы его
взорвать, на это достаточно всего не-
сколько человек. Таких примеров мож-
но было бы привести десятки и сотни.

Стало быть, нельзя утешать себя тем,
что нас много, а их, троцкистских вре-
дителей, мало.

Надо добиться того, чтобы ‘их, троц-
кистских вредителей, не было вовсе в
наших рядах.

Так обстоит дело с вопросом о том,
как ликвидировать недостатки нашей
работы, общие для всех наших органи-
заций, как хозяйственных и советских,
так и административных и партийных.

Таковы меры, необходимые для того,
чтобы ликвидировать эти недостатки.

- Что касается специально партийных
организаций и недостатков в их рабо-
те, то о мерах ликвидации этих недо-
статков достаточно подробно говорит-
ся в представляемом на ваше усмотре-
ние проекте резолюции. Я думаю, по-
этому, что нет необходимости распро-
страняться здесь об этой стороне дела,

Хотелось бы только сказать несколько
слов ‘по вопросу о политической подго-
товке и усовершенствовании наших пар-
тийных кадров.

Я думаю, что если бы мы смогли, если
бы мы сумели наши партийные кадры,
снизу до верху, подготовить идеологи-
чески и закалить их политически таким
образом, чтобы они могли свободно
ориентироваться во внутренней и ме-
ждународной обстановке, если бы мы
‚сумели сделать их вполне зрелыми лег
нинцами, марксистами, способными ре-
шать без ‘серьезных ошибок вопросы
руководства страной, то мы разрешили

бы этим девять десятых всех наших за-`

дач.

Как обстоит дело с руководящим со-
ставом нашей партии?

В составе нашей партии, если иметь
в виду ее руководящие слои, имеется
около 3—4 тысяч высших руководите-
лей. Это, я бы сказал, — генералитет на-
шей партии.

Далее. идут 30—40 тысяч. средних ру-
‘ководителей. Это — наше партийное
офицерство;

Дальше идут около 100—150 тысяч
низшего партийного командного соста-
ва. Это, так сказать, наше партийное
унтер-офицерство.

Поднять идеологический уровень и
политическую закалку этих командных
кадров, влить в эти кадры свежие силы,
ждущие своего выдвижения, и расши-
рить таким образом состав руководя-
щих кадров, — вот задача. ©

Что требуется для этого?

Прежде всего необходимо предложить
нашим партийным руководителям, от
секретарей ячеек до секретарей област-
ных и республиканских партийных орга-
низаций, подобрать себе в течение из-
вестного периода по два человека, по
два партийных работника, способных

быть их действительными заместителя- _

ми. Могут сказать: а где их достать,
двух заместителей на каждого, у нас
нет таких людей, нет соответствующих
работников. Это неверно, товарищи.
Людей способных, людей талантливых
У нас десятки тысяч. Надо только их

знать и во-время выдвигать, чтобы они
не перестаивали на старом месте и не
начинали гнить. Ищите ‘да обрящете.
Далее. Для партийного обучения и
переподготовки секретарей ячеек необ-
ходимо. создать в каждом областном
центре четырехмесячные «Партийные

`‘курсы». На эти курсы надо направлять

секретарей всех первичных партийных
организаций (ячеек), а потом, по прохо-
ждении курсов и возвращении их на
место, — их заместителей и наиболее
способных членов первичных парторга-
низаций.

Дальше. Для политической переподго-
товки первых секретарей районных ор-
ганизаций необходимо создать по
СССР, скажем, в 10-ти наиболее важ-
ных центрах, восьмимесячные «Ленин-
ские курсы». На эти курсы следует на-
правлять первых секретарей районных
и окружных партийных организаций, а
потом, по прохождении курсов и воз-
вращении их на место, — их заместите-
лей и наиболее способных членов район-
ных и окружных организаций.

Дальше. Для идеологической перепод-
готовки и политического усовершенство.
вания секретарей городских организаций
необходимо создать при ЦК ВКП(б) ше-
стимесячные «Курсы по истории и по-
литике партии». На эти курсы следует
направлять первых или вторых секрета“
рей городских организаций, а потом, по
прохождении курсов и возвращении их
на место, — наиболее способных членов
городских организаций.

Наконец, необходимо создать при ЦК
ВКП(б) шестимесячное «Совещание по
вопросам внутренней и международной
политики». Сюда надо направлять пер-
вых секретарей областных и крабвых
организаций ‘и центральных комитетов
национальных коммунистических пар-
тий. Эти товарищи должны дать не од-
ну, а несколько смен, могущих заме-
нить руководителей Центрального Ко-
митета нашей партии. Это необходимо,
и это должно быть сделано,

Я кончаю, товарищи.

Мы изложили таким образом основ-
ные недостатки нашей работы, как те;
которые общи для всех наших органи-
заций, хозяйственных, административ-
ных, партийных, так и те, которые свой-
ственны лишь специально партийным
организациям, недостатки,  используе-
мые врагами рабочего класса для своей
диверсионно-вредительской и шпион-
ско-террористической работы.

Мы наметили, далее, основные меро-
приятия, необходимые для того, чтобы
ликвидировать эти недостатки и обезвре-
дить диверсионно-вредительские и шпи-
онско-террористические вылазки троц-
кистско-фашистских агентов иностран-
ных разведывательных органов.

_ Спративается, можем ли осуществить
все эти мероприятия, есть ли у нас для
этого все необходимые возможности?

Безусловно, можем. Можем, так как
У нас есть в нашем распоряжении все
средства, необходимые для того, чтобы
осуществить эти мероприятия,

Чего же нехватает у нас?

Нехватает только одного: готовности
ликвидировать свою собственную бес-
печность, свое собетвенное благодушие,
свою собственную политическую близо-
рукость.

В этом загвоздка.

Но неужели мы не сумеем разделать“
ся с этой смешной и идиотской бо-
лезнью, мы, которые свергли капита-
лизм, построили в основном социализм
и подняли великое знамя мирового ком-
мунизма?

У нас нет оснований сомневаться в
том, что безусловно разделаемся с ней,
если, конечно, захотим этого. Раздела-
емся не просто, а по-большевистски, по-
настоящему,

И когда мы разделаемся с этой иди-
отской болезнью, мы можем сказать с
полной уверенностью, что нам не страли-
ны никакие враги, ни внутренние, ни
внешние, нам не страшны их вылазки,
ибо мы будем их разбивать в будущем
так же, как разбиваем их в настоящем,
как разбивали их в прошлом. (Аплодис-
менты).