8 итерату!

Л
о али

is ee : ,   ИО    pee :
— Opnager Gonbwepysion, РУОСЕХ =   “Литературной

30 марта 1937 г.

Пленум  Центрального ° Комитета

ПИЗИС АА  ТА /ТЕВО

(По телефону от нашего корреспондента) 2

ликвидировать беспечность

Доклад товарища Сталина на пле-
вуме ЦК ВКП(б) «0 — недостатках
партийной работы и мерах ликви-
дации троцкистских и иных дву-
фушников» представляет собой доку-
мент исключительного аначения. Ох-
ватывая основные проблемы социа-
пистического строительства, давая ис-
черпывающий анализ крупнейших
недостатков нашей работы, указывая
пути преодоления этих недостатков,
доклад товарища Сталина ставит пе-
ред партийными, советскими, хозяй-
ственными организациями, перед все-
ми большевиками задачу овладения
большевизмом, политического воепи-
тания кадров, ликвидации нашей по-
титической беспечности.

С отромной широтой и полнотой
в докладе товарища Сталина пока-
‚заны ‘основные факты из области
международного положения COCP,
охарактеризовано лицо современного
трошкизма, давно  превратившегося
из политического течения в бесприн-
ципную и безыдейную банду вреди-
телей, диверсантов, разведчиков,
шпионов, убийц, ‘банду  заклятых
врагов рабочего класса, действующих
по найму у разведывательных орга-
нов иностранных государств. В док-
Wale исчерпывающе показаны при-
чины и корни недостатков нашей
работы, причины возникновения в на-
ших рядах идиотокой болезни поли-
тической беспечности, забывчивости,

благодущия и политической слепо-
ты.

С большой силой напоминает то-
варищ Сталия о тех фактах, которые
вабыли или которых не заметили
многие наши партийные товарищи,
будучи увлечены хозяйственными
кампаниями и убаюканы нышими не-
сомненными убпехами: о капитали-
стическом окружении, постоянно а8-
сылающем в наши тылы троцкист-
ских агентов, наемников международ-
ных охранок; о разнице между троц-
кизмом в прошлом и троцкизмом в
настоящем; о разнице между стары-
ми и новыми вредителями, между
шахтинцами, обманывавшими наших
людей технически, и троцкистами,
двурушнически втирающимися в до-
верие и обманывающими  политиче-
ски, под прикрытием партбилета,

Чтобы разоблачить маскирующего-
ся и двурушничающего врага, чтобы
разгромить и выкорчевать его змеи-
ные гнезда, нам нужно острое поли-
тическое чутье, ‘настоящая полити-
ческая прозорливость, неусыпная ре-
волюционная бдительность, умение
разглядеть подлинное лицо врага,
как бы хорошо он ни маскировался.

О необходимости пронизать всю ря-
боту наших партийных, советских,
профсоюзных и общественных opra-
визаций неусынной революционной
бдительностью многократно  преду-
преждала партия всех партийных ру-
ководителей, всех членов партии.
Революционной бдительности — это-
му неот’емлемому свойству каждого
большевика постоянно на множестве
конкретных фактов учили нзе Ленин
и Сталин. Но, как оказалось на деле,
наши успехи убаюкали многих пар-
тийных товарищей, создали у них

настроения я, успокоенно-
сти, зазнайства, хвастовства и 6ec-
‚ печности.

«Успехи и достижения — дело,
конечнр, великое. Наши успехи в 0б-
ласти социалистического строитель-
ства действительно огромны. Но уб-
пехи, как и все на свете, имеют и
свои теневые стороны. У людей, ма-
ло искушенных в политике, боль-
шие успехи и большие достижения
нередко порождают беспечность, бла-
тодушие, самодовольство, чрезмерную
самоуверенность, зазнайство, хвастов-
ство. Вы не можете отрицать, что за
последнее время  хвастунов $ Hac
развелось видимо-невидимо. Неуди-
вительно, что в этой обстановке боль-
ших и серьезных успехов в области
социалистического строительства с03-
даются настроения бахвальства, на-
“строения парадных манифестаций на-
ших успехов, создаются настроения
недооценки сил наших вратов, на-
строения переоценки своих сид и,

как следствие всего этого, — появ-
ляется политическая слепота».
Именно вследствие политической

слепоты и ослабления большевист-
ской бдительности некоторые наши
руководящие товарищи как в центре,
так и на местах «не только не суме-
ли разглядеть настоящее лицо этих
вредителей, диверсантов, ипионов и
убийц, но оказались до того беспеч-
ными, благодушными и наивными,
что нередко сами содействовали про-
лвижению атентов иностранных 1-
сударств на те или иные ответствен-
ные посты».

Товарищ Сталин, вскрыв co всей
силой серьезные недостатки в рабо-
те наших ортанизаций, ясно и четко

Другуз=пииеателию

ПИСЬМО А. С. НОВИКОВУ-ПРИБОЮ ОТ КРАСНОФЛОТЦЕВ
И КОМАНДИРОВ ОКДВА

В день 60-летия А. С. Новикова-
Прибоя в газете ОКДВА «Тревога»
помещено письмо к юбилару красно-
флотцев и командиров передового ко-
рабля Амурской Краснознаменной
военной флотилии.

«Поздравляя вас с юбилеем, — пи:
шут авторы письма, — мы сердечно
 благодарим вас за то, что вы в своих
произведениях рассказали нам прав-
Ду об ужасах царского флота. Вы cy-
мели раскрыть перед нами картины
безотралного прошлого, потому что
сами на своих плечах вынесли всю
тяжесть матросской жизни и знаете
цену правде в произведениях совет-
ской литературы.

Неприглялным и страшным рисует-
сЯ нам быт затравленного матроса.
Сжимаются кулажи, когда читаешь 0
подлых зверских расправах офицера
над беззащитным матросом.

Читая и перечитывая страницы

«Цусимы», мы все больше ненави-

uM TO, — еще совсем как будто не-
давнее, но канувшее в вечность, что

отравляло человеческую жизнь, и все

наметил пути и способы преодоле-
ния этих недостатков, пути и с10со-
бы борьбы против идиотской болез-
ни беспечности, против ротозейства
и политической слепоты. Он развер-
нул программу работы по ликвида-
ции последствий пнусной подрывной
деятельности врагов народа, указал
мероприятия, необходимые для того,
чтобы разгромить врата, ликвидиро-
вать троцкистских и иных двуруш-
ников, создать условия, при кото-
рых они не могли бы больше вре-
ДИТЬ.

Никогда не забывать о том, что мы
находимся в капиталистическом ок-
ружении, засылающем к нам своих
наемников — троцкистоких атентов;
беспощадно разить эту банду вреди-
телей, шпионов и диверсантов, гро-
мя и выкорчевывая до конца эмеин-
ные гнезда современного троцкизма;
вооружить наши кадры большевиз-
мом, политически воспитывая и про-
свещая Hallux людей, закаляя их
большевистекую бдительность, ликви-
дируя политическую беспечность и
доверчивость, — вот основное содер-
жание тех мероприятий, которые
должны быть неотложно реализованы.
Политическое воспитание кадров,
большевистокая закалка их — цент-
‘ральная задача партийной работы.

«Необходимо дополнить старый ло-
зунг 06 овладении техникой, соот-
ветствующий периоду шахтинских
времен, новым лозунтом о полити-
ческом воспитании кадров, об овла-
дении большевизмом и ликвидации
нашей политической  доверчивости,
лозунгом, вполне соответ ющим
нынешнему переживаемому. периоду»
(Сталин).

Этот новый лозунг партии опре-
деляет основное звено всей нашей
работы. Большевистское воспитание
кадров, вооружение их большевизмом
требуют развернутой борьбы © тни-
лыми теориями, разматничивающи-
ми wally бдительность, требуют ши-
рочайнего развертывания критики и
самокритики, раскрытия всех и вся-
ческих недочетов работы, борьбы ©
благодущием и самоуспокоенностью.

Партийные организации писателей
и весь союз писателей в целом еще
только приступают ^ к перестройке
своей. работы в соответствии ев ре-
шениями Пленума Центрального Ко-
митета ВКП(б) и указаниями доклада
товарища. Сталина.

Политическая беспечность и рото-
зейство, благодушие и самодовольст-
BO, оклонность к парадным манифе-
стациям и толовокружению от успе-
хов — все эти вреднейшие явления
весьма характерны для работы писа-
тельских организаций.

Критика и самокритика у нас не
в’ почете, зато хвастовства и треску-
чих деклараций хватает © избытком.
Настоящая работа, по большевистско-
му воспитанию и политическому про-
свещению писательских кадров, 0со-
бенно калров писательской ‘ молоде-
жи, по повышению их революцион-
ной бдительности не стала до сих
пор центральным моментом в pado-
те партийных и общественных ор-
ганизаций писателей, занимающихся
еще очень много всевозможной cye-
той по мелким поводам, ‹ чрезмерно
увлекающихся материально-хозяйст-
венными и бытовыми вопросами в
ущерб политической работе,

Огромное непочатое поле деятель-
ности открывается в этом смысле пе-
ред. руководящими  писательскими
организациями. Для того, чтобы пё-
рестроить союзную работу, нужно,
прежде всего, беспощадно вскрыть
ее недостатки. Собрание ленинтрад-
ских писателей, поставившее под
отонь большевистокой критики и са-
мокритики работу всего союза писа-
телей, свидетельствует о серьезных
одвигах в сознании широкой массы
писателей, о желании взяться за ра-
боту по-новому. К сожалению, нель-
зя` оказать того же о союзе писате-
лей на Украине и в Белоруссии.

Предстоящее общемосковское собра-
ние писателей должно пройти под
знавом большевистской самокрити-
ки, вокрывающей Bee Halim недо-
стат и провалы, помотающей делу
большевистского воспитания кадров.

Только на этой базе мы сможем до-
биться успехов в деле овладения
большевизмом, в борьбе с болезнью
политической  беспечности. Пусть
каждый писатель-большевик — пар-
тийный и непартийный — помнит о
своей ответственности в этой борьбе,
помнит слова товарища Сталина:

«И когда мы разделаемся © этой
идиотской болезнью, мы можем ска-
зать © полной уверенностью, что нам
не страшны никакие враги, ни внут-
ренние, ни внешние, нам не страшны
их вылазки, ибо мы будем их раз-
бивать в будущем так me, как раз-
биваем их в настоящем, как разбива-
ли их в прошлом». }

больше любим новые дни нашей
счастливой жизни.

Мы любим своих командиров пото-
му, что они — наши учителя и хо-
рошие товарищи. У нас одна мечта,
одни желания, одни радости: Мы —
сыны одного трудового народа, sa
счастье которого краснофлотцы выхо-
‘дат на вахту. Эскадра Рожествен-
ского погибла в водах Тихого океана.

врат заставит нас повернуть в
его сторону башни, мы уничтожим
врала». ,

В конце письма амурцы просят
А. С. Новикова-Прибол налисать но-
вую книгу о сегодняшнем радостном
дне могущественного красного флота.

«Вы — нали родной краснофлотец
и писатель, — пишут товарищи, —
от души желаем вам долгой. плодо-
творной творческой жизни».

В том же номере «Тревоги» опуб:
ликованы. отклики старом матроса,
ныне батальонного комиссара т. Моя-
сеева, млалшего командира Тужили-
на, приветствие китайского поэта
Эми-Сяо и других,

ХАБАРОВСК, По телеграфу.

нении под названием вроде
жизнь», «Юность и мечты», «0 ‹ебе»
и т, п. где должно быть рассказано
многое. «Я решительно хочу, — пи-.
mer он 27 апреля, — в каждом со-
чинении
часть жизни дупги моей, Пусть их
совокупность будет иероглифическая
биотрафия моя... Пусть впечатления,
которым я подвергался, выражаются
отдельными повестями, где вое вы-

А, И. Герцен

соо

С. ШТРАЙХ

НОВОЕ ИЗДАНИЕ.
«БЫЛОЕ И’ ДУМЫ»

(К 125-летию со дня рождения А. И. Герцена)

Сочинения Герцена подвергались
преследованиям царской цензуры по-

Чти с самого начала ето выступлений
в литературе. После переезда Герце-
на за траницу его публицистическая
и вообще писательская деятельность
приняла явно революционный харак-
тер, и все вообще произведения Гер-
цена стали запретными
`Самодержавие старалось искоренить
из памяти русских читателей даже
самое имя Герцена. Многочисленные
попытки рыпустить в царской Poc-
сии его
книгами приводили либо к их сож-
жению, либо к полному искажению

в России.

произведения отдельными

герценовской мысли жандармской
цензурой. Изданное во время первой
революции 7-томное петербургское

собрание сочинений Герцена пред-
ставляет собою образец того, как вар-
варски
классы с одним из лучших русских
писателей, с произведениями челове-
ка, который прославил русское имя
во всем культурном мире. А затем
произведения Герцена снова сжига-
лись на кострах.

расправлялись правящие

Только после Великой Пролетар-

ской революции читатель мот нако-
нец получить полное собрание сочи-
нений Герцена в том виде, как оч
их написал. Издание вышло в 1918—
1925 тг. в 22 томах под редакцией
М. К. Лемке, которому удалось осу-
ществить это огромное литературное
предириятие потому, что пролетариат
Страны советов, борясь в годы гра-
жданокой войны под руководством
великой партии Ленина—Сталина ©
разрухой и интервенцией, заботился
также о сохранении культурного Ha-
следства.

В литературном наследстве Герце-

на совершенно исключительное  ме-
сто занимают его художественные
мемуары «Былое и думы». Мысль о
воспоминаниях этого ‘типа зародилась
У Герцена еще в 1836 г. В письмах
из
Захарьиной, ставшей

Ватки к Наталье Александровне
впоследствии
его женой, Герцен товорит о сочи-
«Моя

моем видеть отдельную

мысел, но основа — истина». Через

два месяца, 27 июня, Герцен воёвра-

maetca к этой теме: «Я писал тебе

когда-то. что намерен составить бро-
шюрку под заглавием «Встречи»; Te-

перь план этого сочинения расши-
рился. Все яркое, цветистое моей
юности я опишу отдельными статья-
ми, повестями, вымышленными по
орме, но истинными по чувству,

статейки вместе я назову
«Юность и мечты». И дальше —
план мемуаров, почти буквально
совпадающий с содержанием первых
двух частей «Былото и дум», наши-
санных через 17 лет.

Юношеский план возник у Герце-
на во время его первой разлуки ©
Натальей Александровной. Ему было
не до этих планов, когда он присту-
пил в 1852 г. к составлению очерка
© овоей жизненной драме, представ-
лявш ‚первоначальный набросок
«Был и дум». Едра Герцен при-

ступил к этому очерку, как «воспо-
минания былого нахлынули» на не-
го, и ему стало «жаль упустить эти
воскреснузшие образы с такой под-
робностью, что друтой раз их не пой-
мать» (письмо к М. К. Рейхель от
5 ноября 1852 г.). Дальше в этом
письме — связанные с детством Гер-
цена имена и местности, о которых,
через три года, рассказано в первых
трех частях «Былого. и дум». ‘А те-
перь Герцен «целый день» сидит и
думает, «как писать»: большой том,
Т, е. обширные воспоминания обще-
ственно-политического содержания,
типа тетевокой «Поэзии и правды»,
или краткий «мемуар о своем деле»,
т. е. очерк событий двух последних
лет — о личной семейной драме.

Победила идея художественных ме-
муаров. Сообщая М. К. Рейхель 14
ноября, что он будет «писать и о
первой части» своей жизни, Герцен
добавлял, однако, что будет писать
06 этом «коротко». Но как ни борол-
ся он с искушением дать большую
картину своето ‘развития на фоне об-
щественной жизни, как ни старался
сузить рамки и размах повествова-
ния, а полотно ширилось и разра-
сталось. Залуманный в виде ©жато-
‘TO мемуара рассказ о личном деле
превратился в многотомную художе-
ственную повесть,

Герцен умер, не успев закончить
свои мемуары и выпустить все напи-
санное отдельным изданием. Ho 8
разных главах «Былого и дум», в 8-
метках на рукописях он дал целый
ряд указаний о том, как и в какой
последовательности должны быть ©0-
ставлены отдельные части этого про-
изведения. Однако go ящего
времени нет окончательно ‘установ-
ленного текста «Былото и дум». Все
вышедшие до сих пор издания зна-
менитых мемуаров составлены по раз-
личным планам, и на каждом из них
так или иначе отразилось усмотре-
„ние редактора. Некоторые из этих из-
даний даже искажают мысль автора
и совершенно нарушалот его волю от-
носительно состава и расположения
отдельных частей,

Для нового издания «Былою и
хуи: выпускаемого государственным

‘итературно-художественным  изда-
тельством под редакцией тт.. ХФ. М.
Левина, И. С, Новича и С. Я. ПШиярай-
Xa, произведена тщательная парал-
лельная сверка текста во всех пред-
шествующих публикациях и отдель-
ных изданиях, главным образом при-
жизненных терценовских, а также
изучены хранящиеся в Москве руко-
писи Герцена.

В расположении глав и отдельных
‘частей «Былого и дум» редакция сле-
довала точным и определенно выска-
занным указаниям Герцена в публи-
кациях отрывков, в отдельных. изда-
ниях, в частной переписке и в замет-
Kax’ Ha ero p у

При еверке текста по всем перво-
печатным изданиями дошедшим до
Hac рукописяф восстановлено не-
сколько десятков фраз и несколько
сот отдельных слов, пропущенных
или замененных в последних изда-
ниях «Былого и дум»; порою эти
пропуски и замены искажали герце-
новскую мысль. Восстановлены, при
соблюдении правил новото правопи-
сания, этимологические особенности
герценовского стиля, придающие ме-
муарам своеобразие эпохи;

Сезу conerexnmx mmearemert

Товарищи, от моего имени и от
имени Марии-Тересы Леон я сердеч-
но благодарю вас за тот ласковый
прием, который вы нам оказали, 4
88 Te выражения валпей любви к нам,
которой вы нас окружили.

Спасиб 3a выражение  валтих
чуветв к Испании, свидетелями ко-
торых мы постоянно являлись.

Спасибо з& тот интерес, который

вы ежедневно проявхяете к нашей
борьбе, за привязанность к нашей
культуре, за понимание наших про-
блем.

Мы хотели бы видеть вас в бли-
‚жайшее время в ‘нашем освобожден-
ном от натиска врага Мадриде, в
нашей побелившей Испании.

Братоки обнимаем rac.

РАФАЭЛЬ АЛЬБЕРТИ,

ВОКС получило из Испании’ с0об-
щение о том, что в Валенсии созда-
но Общество культурной связи с Со-
ветоким Союзом. Председателем, ето
избран извествый ученый, профессор
мадридского университета Мануэль
Маркос. В чисйе членов  президиу-
ма — наи недавний гость писатель:
революционер Рафаэль Альберти. В
состав ‘общества входят виднейшие
представители науки и искусства
Испании.

Общество культурной связи © Co-

Культурная связь Испании
с Советским Союзом

тетским Союзом предполатает устро-
ить в Испании ряд выставок, демон-
стрирующих достижения -CCCP в
различных областях культурного
юительства.

скором ‘времени Общество пред-
полатает отправить в ССОР делега-
цию, которая привезет’ сюда экепо-
налы, характеризующие культурную
жизнь Испании, а также экспонаты
для выставки «Борьба испанского на-
рода против фашистоких интервен-
ТОВ».

25 марта в Доме писателя в Мин-
ске открылось собрание советских пи-
сателей Белоруссии. На собрании
присутствовали писатели Минска,
Витебска и других городов, работни-
ки театра, Академии наук, Нарком-
проса, художники. С докладом об
итогах пленума правления ОСП СССР
и задачах ОСП в связи © полготов-
кой к 20-й годовщине Великой Про-
летарокой революции выступил зам.
председателя правления ССП Бело-
руссии т. Александрович.

Докладчик варисовал неутешитель-
ную картину бездеятельности прав
ления и указал, что отсутствие в ССП
большевистской критики и самокри-
тики и ослабление классовой бдитель-
ности привели к тяжелым  послед-
ствиям. Тов, Александрович отметил,
что правление союза увлекалось пре-

имущественно организационной суе- -

той, подменяя ею основное: полити-
ческое воспитание писателей, созда-
ние условий для творческой активи-
зации, оказание конкретной творче-
ской помощи в работе. писателей,

Все это не преминули использо-
вать, и не безрезультатно, заклятые
враги народа троцкисты и нацдемы,
долгое время безнаказанно орудовав-
шие в рядах союза советоких писа-
телей Белоруссии (Дунец, Жилуно-
вич, Зарецкий, Вольный, Сташев-
ский, Ходыко, Дудар, Клясторный,
Чарот, Микулич). Махровый национа-
лист, подлый троцкист Дунец в этих
условиях чувствовал себя безнака-
занным. Жилунович (Tuma Гарт-
ный), работая в государственном из-
дательстве Белоруссии, организовы-
вал и выпускал книги, враждебные
рабочему классу,

— Жилунович, — говорит т. Алек-
санлрович, — с первых же дней со-
ветской власти был ее заклятым вра-
гом. Прячась за ‘десятки псевдони-
мов, он протаскивал в печать враж-
дебную нацдлемовокую болтовню 0
том, что будто корни коммунистиче-
ской партии Белоруссии идут от так
называемой белорусской социзлисти-
ческой громады — этой архибуржу-
азной националистической ортаниза-
ции; он фальсифицировал историю
революционной борьбы белорусского
народа.

В своей низкопробной литератур-
ной писанине Жилунович выступал
с враждебной теорией, будто в доре-
волюционной Белоруссии не было
классов. :

Эти же контрреволюционные «тео-
рии» последовательно протаскивал в
литературу нацдем Зарецкий. Ряд его
произведений — это выразительная
программа действия национал-фа-
шизма. По пути Жилуновича и За-
рецкого полз ядовитой кулацкой та-
диной юродетвующий» Баранавых,
культура которого стояла на уровне
дореволюционного коновала,

Врати народа, старались разложить
ряды писателей, заражая их быто-
вым разложением, пьянством, боге-
мой.

От богемы до фашизма — раюстоя-
ние Короткое. 06 этом свидетель-
ствуют \факты. Вольный, Ходыко,
Клясторный и им подобные мерзавцы,
пролезая временами в печать со сво-
ими никчемными  подхалимокими
стишками и прикрываясь ими, вели
подрывную контрреволюционную ра-
боту и приносили большой вред на-
шей стране. ,

В еврейской литералуре долгое Bpe-
мя орудовал троцкист ельсон; пе-
чатал свои контрреволюционные «про-
изведения» атент Гестало, троцкист-
ский шпиот Л. Зускинд.

Эти врази, отравленные бешеной
ненавистью к белорусскому народу,
таскали из государственной казны со-
ветские деньги. Дудар ухитрилея по-
лучить в Госивдате Белоруссии не-
<колько десятков тысяч рублей, при-
чем не напечатал ни одной строчки.
Сташевский, состоя в драматической
секции формально только секретарем,

& фактически ваправилой, бесконт-

ролыно выписывал себе денъги за не-
существующие произведения.

своей озверелой борьбе против
нашей страны нацдемы, пользуясь

ГЕРЦЕНОВСКИЕ ДНИ

В Москве

Герценовскую выставку организует
8 Доме советского писателя Государ-
ственный литературный музей. i

Выставка отразит весь творческий
и жизненный путь великого писате-
ля, публициста: его детство, Юность,
жизнь в ссылках, сначала в Перми,
Вятке, Владимиге, а потом в Новто-
роде, участие Герцена в западно-
егропейском революционном движе-
нии 1848—49 тг, революционную де-
ятельность писателя в Лондоне, его
работу над книгой «Былое и думы»,
«Письмами 0б изучении природы»,
«Кто виноват?», «С того берега» и др.

В числе оэкопонатов — портреты
Герцена, портреты его политических
и литературных друзей и sparos,
письма, рукописи, в том числе от-
рывки из «Былого и дум», диплом-
ные работы Герцена, книги ‘с ею
автографами, дело Ш отделения а
разрешении писателю в’езда в ПГе-
тербург и др.

Московский городской дом пионе-
ров и октябрят ортанизует 6 апреля
большой утренник, посвященный па-
мяти А. И, Герцена. ‘

Такие же утренники будут органи-
зованы во всех районных домах пи-
онеров Москвы.

*

Всесоюзная библиотека им, Ленина
в дни герценовского юбилея ‘органи-
зует экскурсии читателей в отдел ру-
кописей, тде находятся автографы
писателя, рукописи его произведений,
портреты, изображающие Герцена в
различные периоды его жизни и ео
современников.

Сейчас в отделе рукописей идет
оживленная работа, саново  пересо-
ставляется научный каталог всего
терценовского фонда и. составляется
научное описание рукописей.

дел принимает активное участие
в организащия юбилейных выставок,

*

В читальном ‘зале библиотеки им.

Ленина устраивается выставка, Hal

которой будут представлены  женев-
ские издания сочинений А. И. Гер-
цена (60-е и 70-е годы), издания
«Вольной ее типографии», ком-
плекты ‹ ла» и «Полярной
звезды», документальные материалы

организационной енностью В

i ‚ притупление
едакции «ЛМ» и при :
большевистской бдительности, высту

неприкрытыми контрреволюционными
Oe Ban damned — товорит т. Алек-
сатдрович, — свидетельствует о том,
что и сейчао классовый враг кое-где
продолжает свое подлое дело. Только
этим можно об’яснить вопиющие про-
рый работе
2 и. переводов Пушкина
сокий язык.

кинь подвергает резкой кри-
тике бездеятельность секций hay
(еврейской, поэтической, детской,
секции критиков и прозаиков и др.).
Он приводит ряд фактов подхалим-
ства, утодничества,

щих о нездоровой &

Ha

тмосфере семей:

eM AL,

Тов. Александрович отметил,
несмотря на ряд крупнейших недо»
статков в работе союза, белорусская
литература в 1936 году добилась ве-
которых успехов. Успехи эти — из-
вестное письмо белорусского народа
вождю, изложенное в стихах группой
поэтов, песни о Красной армии, кол-
лективная книга истории граждан-
ской войны и принты
едакцией «Истории. гражданск
Spe новая пьеса Якуба Колаея
«Война — войне», большая поэма
еврейского поэта Харика «На чужом
пиру» и некоторые другие произве-
дения. Докладчик прочитал переченъ
произведений, которые готовят писа-
тели к 20-й годовщине Великой Про-
летарской революции.

Доклад т. Александровича, продол-
жавшийся три часа, бесспорно пре-
тендовал на самокритичность,

Десятки раз возвращаясь к вопро-
су о бездеятельности правления сою-
за, докладчик беспрестанно и неисто-
во бичевал себя, «самокритиковалса»,
как он выразился, призывал  «само-
вритиковаться» друтих, ‘но.. доклад
получился похожим на самобичева-
ние, ибо серьезного алализа работы
правления т. Александрович не дал.

Хотя доклад и именовался докла-
дом «об итогах работы пленума праз-
ления СОП >, НО 0б этих итогах
и вообще о пленуме не было про-
изнесено ни одного звука,

26 и 27 марта собрание продол»
жалось, происходили прения по до-
кладу. Выступления многих товари-
щей свидетельствуют о том, что под-
линной ` большевистокой критики и
самокритики в ОСИ Белоруссии не
было, ибо и ети выступления по-
ловинчаты, нерешительны, ‘Однако
все выступавшие признали полную
бездеятельность правления союза.
(Подробный отчет о прениях будет
дан в следующем номере газеты).

странное поведение газеты «Л!М»,
которая попрежнему продолжает за-
малчивать плохую работу правления
союза. Мало этого, она совершенно
не реагирует на резкую критику га-
зеты «Звязда» (орган ЦК КПБ(6б), ко-
торая абсолютно правильно обвиняет
«ЛМ» и ето ответственного редакто-
ра Гурского в политической слепоте
и озействе. i

0 сих пор писательским › делам
«Литература 1 мастацтва» посвятила
всего-навсего две статьи.

В первой из них (в передовой от
23 марта, то-есть нажануне собрания
писателей!) редакция все разтоворы
раюсуждениям о зада-

свела к общим
чах союза. _

Во второй статье (тоже передовой,
от 26 марта), снабженной ответствен-
ным заголовком «Под огонь больше-
вистокой самокритики всю работу со-
юза писателей», газета, правильно
‘отмечая недостаточную самокритич-
ность доклада т, Александровича и
  бездеятельность союза, вое же не

что особенно удив-
ляет, тазета «ЛМ» совершенно не
говорит о себе, о своих серьезнейших
политических оптибках и провалах.
С. ДЕЛЬ

© ссылке А. И. Герцена, фотокопии
рукописей м иллюстративный мате-
риал, характеризующий эпоху 40 —
60-х годов. й

На выставке будут проводиться 66-
седы с читателями. :

*
на Тверском бульваре
(№ 25), которому присвоено имя
Герцена, до сих пор сохранилась
комната, в которой 125 лет назад
родился великий  писатель-револю-
ционер, .

В день юбилея в этой комнате’ бу-
дет. открыта выставка, устраиваемая
Литералурным институтом ОСП.

Среди экспонатов посетители уви-
AAT: подлинник первом издания po-
мана «Кто виноват?» (1847 г.) < над-
писью-посвящением автора П. Я. Ча-
адаеву, снимок © рукописи «Былого
и дум», чек «Вольной русской типо-
графии» на 200 франков за подпи-
сью А. И. Герцена, редкие издания
40—60-х годов и немало других ин-
тересных материалов.

*

Литературный институт ССП, ко-
торый помещается в Доме Герцена,
в день. юбилея устраивает ест-
венное заседание. С докладом о жив-
ни и творчестте Герцена выступит
проф. Ф, М, Головенченко,

Студенты старших курсов критиче-
ского отделения института сделают
доклады 0б А. И. Герцене на раз+
личных предприятиях Москвы.

В Лепвинграде

В доме

т о сдал в печать од-
ТОМ. дожественных п зведе-
ний А. И. Герцена, ure

В книту вошли роман «Кто вино-
ват?», рассказы и повести, в том чис-
ле и недавно опубликованный в ебор-
нике «Звенья» рассказ «Толпа».  Ox-
нотомник выходит. под редакцией и
CO вступительной статьей Л. Плотки-
на.

Ленингралекий педагогический aH.
ститут им. Герцена организует 6 ап-
реля торжественное заселание. Засе-

и литерату-
ры откроется герценовская выставка.

м   всей

пали на страницах ‘этой газеты ©

свидетельствую-

ственности, существовавшей и oyme-
ствующей в союзе и по настоящее

что,

Вызывает удивление чрезвычайно

большевистской партии поставил %
остротой вопросе © развертыва»
нии большевистской, критики и 6
мокритики.

В литературных офтанизациях ci
мокритика долгое время была не ъ
почете и некоторые руководители
почили на хаврах бесспорных уст.
хов советской литературы. Пользуясь
самоуспокоенностью и политической
слепотой некоторых  руководитьй

Госиздата, в Частности   писательских оргатизаций, как это

было, например, в Москве, Ленинтра-
де, Ереване, Минске, Горьком, враги
народа проникали ‘в и творила
свое подлое и предательское дело,

атурная печать, ках правило,
ры на высоте тех требований,
которые пред’являлись ей партией,
не отвечала тем задачам,  воторые
ставил новый этап в развитии Совет,
ской страны. «Литературный Ления-
град» — орган союза ленинградских
писателей — не разглядел враждеб
HO деятельности троцкистоких нем,
дяев, пролезтих к руководству Лея,
отделением СОП, не’ вокрыл © при.
сущей большевистской печати нато»
ристостью неудовлетворительное со-
стояние организации.

Киевская «Литературная газету,
подхалимствуя ‘и ванимаясь пустыми
славословиями, не могла: разоблачить
  вредительской,  контрреволюционной

деятельности врага народа Сенченко,
И больше того, бездарную драматур.
тическую мазню вновь испеченномю
«драматурга» Сенченко газеть пре.
вознесла до небес, потеряв элемен»
тарное чувство ответственности 38 19,
что подается на ее страницах,

Белорусская тазета «Литература
мастацтва» восхваляла выдуманную
ею самой деятельность белорусском
правления союза советских писате»
лей, работавшего из рук вон плохо,

Отвечает ли наша «Литературная
газета», являющаяся органом правле-
ния ССП СССР, тем высоким требо-
ваниям, которые пред’являют сейчао
партия, страна, растущая культурво
масса советских „читателей?

На этот вопрос приходится отве
тить отрицателыно. Работа союза 6-
‚ветских писателей страдает множе
ством недостатков. Возглавила ли гд»
зета критику и самокритику в работе
писательской организации? Нет, не
возглавила. Попытки критики conse
на страницах нашей газвты были до
последнего времени редки и нереши
тельны.

Это в значительной мере было
следствием слабой связи «Литератур+
ной газеты» в основными кадрами
советских писателей: Мы не прислу»
шивались к писательским голосам,
выражающим ‘’неудовлетворение 0+
стоянием работы союза писателей,

«Литературная тазета» недостаточ“
HO помогала союзу писателей в ра
зоблачении враждебных вылазок в
литературе. Так, например, мы лишь
после статей в «Правде» и в «Изв.
стиях» дали материал о вреднейшем
романе троцкиста Ивана Макарова,
опубликованном в. «Новом мире». Та.
кое` запоздание особенно нетерпимо
со стороны «Литературной газеты»,

Факты, подобные этому, отнюдь ие
<пособотвуют мобилизации бдительно“
сти, & они бывали в практике газеты,

Газета не ставила по-настоящему
многих вопросов большой, подливно
социалистической литературы: неко
‚торые хорошие книги проходили не
зазгеченными, 6 друтих мы не умеля
сказать читателю по-настоящему —
горячо и страстно, делая широкие
обобщения и выводы из фактов усле*
хов и неудач наших писателей.: Так,
не налиел достаточного отражения 18
страницах газеты творческий опыт
Шолохова, Павленко, отчасти Фале-
ева и др. Вместе с тем мы не зали:
мались сколько-нибудь удовлетвори*
тельно работой молодых писателей,
особенно на периферии, мы не заме. °
тили роста многих молодых дарова“
ний нашей литературы.

На последнем заседании. презилиуь
Ma правления ССП СССР товарищи
Сурков и Ивантер справедливо упре-‘
кали нас в том, что мы уделяем He
достаточное внимание вопросам CO
веткой поэзии и проблемам детской
литературы. Котда мы говорим о оо-
ветской поэзии, речь должна итти нв
только 0 том, откликнулись ли мы
на книгу стихов томо или иного по-
эта, хотя и это важно.

Речь идет о том, ¥TO MH fo ora
вили систематически и последова
тельно основных проблем нашей по-
эзии, не вели борьбы за освоение
творческого опыта Маяковского, 38
политическую поэзию против антина-
родных, формалистических  тендей“
ЦИЙ. f

Мы уделяли мало внимания росту
и развитию литератур братских pec
публик. Нельзя очитать достаточным
освещение этой жизни лишь в лни
гдовщин и юбилеев. Это было пря-
мое следствие слабой связи редакции
с писателями братских  республяк,
незнания жизни писательских орга-
низаций и их работы, страдавшей,
как известно, многими серьезными
недостатками. :

Сейчас как никогда вырастает роль
газеты, в деле перестройки литератур»
ных организаций, в делё большевист“
ского воспитания кадров литерату-
ры. Надо поднять газету на высоту
тех задач, которые диктует поворот
в политической жизни всей страны,
которые встают в связи © перестрой*
кой ССП на основе широкого развер-
тывания внутрисоюзной демократии,

Без помощи писателей, без их ак-
THEHOTO и живого участия в работе
«Литературной ‘тазеты» мы о этими
задачами не справимся.

Второго апреля состоится общемо-. +
сковокое собрании» писателей, на ко
тором будут. обсуждалься вопросы
работы правления союза. Мы жлем
от писателей большевистской крити»
ки наших недостатков и ошибок x
помощи в деле преодоления их.

Работа литералурно-художествен»
ных журналов и газет, как рычагов,
© помощью которых союз писателей
осуществляет свое. руковолство, дол“
жна подвергнуться развернутой кр»
тике и самокритике.

Это поможет сделать органы лите
ратурной. общественности живыми #
оперативными, ведущими серьезную
и успешную борьбу за создание в@а
ликой социалистической литературы
воспитывающей * MEOTOM ALI MOME B®
массы в духе идей Ленина —Оталикь