Литературная

газета №17 (653)

Обсуждаем вопросы перестройки

. К ПАУСТОВСКИЙ _

Сопружество

Союз писателей должен быть ©о-
пружеством людей, создающих под-
линную и прекрасную советскую ли-
тературу, людей честных, мужествен-
вых и скромных.

О содружестве писателей было вы-
сказано много мыслей, но никто так
точно не наметил основные черты
писательского содружества, как Пуш-
RUE.

Если наш союз освободится от зат-
хлых методов учрежденческой работы
и станет действительным / содружест-
вом людей, борющихся за совершен-
ствование социалистического общест-
ва путем художественного слова, 1
он не сможет найти лучшего опреде-
ления. для себя, чем эти пушкинские
строки:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, нераэделим и вечен—

Неколебим, свободен и беспечен

Оросталея он под сенью дружных

муз.

Этого у нас нет, Мне месяцами при-
ходится жить вне Москвы, и я не
энаю во всех мелочах, как проходит
работа союза. Я знаю, что сделано
много хорошего, но все же сумма оши-
бок велика и обесценивает достиже-
НЯ,

Всякое большюе дело, в том числе
м литература, привлекает к себе из-
веотное количество людей случайных,
так называемых «жучков», пытающих-
ся подвести путем литературной воз-
ни твердую материальную базу под
свое более или менее сомнительное
существование.

Этот  окололитературный народ
очень активен, зубаст, ловок и пуска-
ет в ход все средства для достижения
своих исключительно личных целей.

До тех пор, пока союз не избавит“
ся от этих людей со всей  жестоко-
стью, какую они заслуживают, он
будет тратить много сил и средств на
их поддержание в ущерб настоящим
писателям (особенно начинающим),
людям, как водится, скромным и во
лезущим вперед.

Неужели так трудно разгадать глу-
боко чуждую нашему строю и враж-
дебную каждому честному советскому
человеку крикливую, наглую, лживую
позу, которой так ловко владеет при-

Вывод напрашивается сам собой:
нужно очистить союз от таких людей,
нужно, чтобы в союзе было свежо и
легко дышать.

Подхалимство всегда было одним из
опаонейших явлений; сейчас особен-
HO ЯСНО, ЧТО подхалимство льет воду
не мельницу самых заклятых врагов
социвлистического народа,  социали-
стической культуры. Между. тем под-
халимы еще живут в нашей среде,
попирают справедливость и засоряют
жизнь оклоками, бессердечием, тру-
состью.

Они должны быть разоблачены и
изгнаны.

Союзу нужна особая бдительность
именно в этом смысле. Нет надобно-
сти доказывать, что нужно опираться
на честных, хотя бы и резких людей,
а не на угодников, готовых нервыми:
нанести удар своему же вчерашнему
кумиру.

Очень кратко я хочу остановиться
еще на двух-трех оптибках союза.

Первое — это чрезмерное раздува-
ние иных, еще не сложившихся и
сырых писателей. Это губительно: для
них и, кроме того, ставит под сомне-
ние хороший вкус людей, считающих
себя вправе раздавать аттестаты в ли-
тературе. Без хорошего вкуса немыс-
лимо совершенствование социалисти-
ческого общества.

Второе — руководство союза еще.

недостаточно хорошо энает писателей.
Изредка ©сюз сообщает о появлении
новых талантов, но при этом валят в
кучу всех, вплоть до беспомощных
ремесленников, и неожиданно причи-
сляют к лику молодых — шестидеся-
тилетних старцев.

Третье — в с0ю3е все еще суще-
ствует практика отрыва писателей от
их непосредственной работы во имя
всяческих незначительных союзных
дел.

Вот, вкратце, главное. Я уверен,
что в ближайшее же время союз пи-
сателей после испытания жестокой
критикой превратится в то прекрас-
н06 содружество, о котором мечтают
все, призванные создавать советскую
литературу. Он будет союзом подлин-
ной дружбы, работы, мужества, иск-
ренности и тем самым — величайшей

способленец? моральной силы.

А. КУШНИРОВ

ПИСАТЕЛЬ И ЕГО
ОРГАНИЗАЦИЯ

ay hay,

Писатели при организации союза
возлагали на него большие надеж-
ды. Вспоминается последнее заседа-
ние с’езда писателей. Замечательное
заключительное слово Горького, го-
ворящего о великих потенциальных
возможностях многонациональной со-
ветской литературы.

Мы, еврейские писатели, тоже уне-
сли с этого собрания чувство боль-
шой радости. Незадолго до этого бы-
ла напечатана статья предателя Pa-
дека,  осмелившегося презрительно
назвать еврейский язык «языком
ЛОхМОТЬеВ». Язык, на котором напи-
саны великие произведения Шолом-
 Алейхема, Переца, Менделе Мойхер
Сфорим!

И вот выступает Горький п в 6во-
вм заключительном слове говорит тлу-
бокие лирические слова 0 Шолом-
Алейхеме. Понятно то чувство, с ка»
ким мы ушли с этого заключитель-
ного заседания с’езда и на следую-
щий день после с’езда приступили к
работе.

Но через некоторое время нам пре-
поднесли в виде сюрприза назиачен-
306 бюро еврейской секции. Мы не
возражали против том или иного то-
варитща, назначенного в бюро, но кан-
целярский, бюрократический метод

создания этом руководства сделал его
мертворожденным с самого начала,
В eee между еврейскими пи-
сателями и союзом выросло средо-
стекие.

Союз мирился с этим так же охот-
но, как и © тем фактом, что не было
связи между тремя секциями еврей-
ской литературы: одна секция воз-
някла в Белоруссии, другая на Ук-
раине и третья, самая беспризорная,
в Москве.

Надо ли оказать, как снижает т8-
кая обстановка, такие условия pa-
боты онанс еврейской литературы
B — самого жизнеспособного,
самого ценного отряда в еврейской
литературе всего мира?

Нужно коренным образом  пере-
строить работу ССП. Я считаю вред-
ными всякие ликвидаторские «раз-
говорчики» и настроения в отноше-
нии союза. Я глубоко убежден, что
можно добиться такого положения,
чтобы буквально каждый член союза
чувствовал себя крепко связанным 6
ним, чтобы дело каждого, я подчер-
киваю каждого, писателя стало кров-
ным делом союза. Таким образом бу-
дет полностью воплошеко в жизнь
мудрое решение ЦК ВКП(б) or 28
‘апреля 1932 г.

\
\

ФРИ

С. ВАШЕНЦЕВ

Пепе ОРОС ПО .

ЧИЩЕ, ПППОФСАУИТЕ ЛП

Союз писателей надо перестраи-
вать. Многим это было ясно и рань-
ше, Но особенно стало ясно сейчас.
Гениальная сталинская Конституция
помогла глубже втлядеться в жизнь,
непримиримее отнестись в явлениям
разгильдяйства, KOCHOCTH, рутины,
бюрократизма, еще кое-где газ’едаю-
щим наш здоровый организм.

Правление ССП далеко стояло ет
массы писателей. Это основной по-
рок. Опираясь на, небольшую группку
писателей, правление ОСБ было как
бы замкнуто в самом себе. Писатели,
не гхОДЯщЩИе в орбиту его внимания,
питались слухами, пересказами Toro,
что делается в союзе писателей, слу-
хами и пересказами иногда обывя-
тельскими. Писатели не чувствовали
себя хозяевами в. ССП. Дом № 52 на
улице Воровского не был местом,
куда бы очень тянуло писателя, где
бы он хорошо и тепло себя чувство-
зал.

Так тихо шла жизнь. Правление
союза раздавало квартиры, дачи
(принципы этой раздачи часто были
случайными и не деловыми), устраи-
вало встречи, банкеты, но литератур-
ной погоды эта’ сторона деятельности
CCI не делала. А в жизни ССП
этого рода деятельность занимала
большое место часто в ущерб твор-
ческой работе. Правление союза не
возтлатило движения за новые, 60-
лее высокие качественно произведе-
ния, ва вовые требования к литера-
туре, пред’являемые нащей партией
и культурно “возросшим читателем.
Замкнувшись в кругу интересов не-
большой группы писателей, правле-
ние союза писателей просмотрело,
или, вернее, не досмотрело процес-
сов, совершающихея в литературе,

не прирглекло писателей, которые 3
это время выдвинулись своей рабо-
той.

Такие писатели, как Н. Вирта, Юр.
Яновский, Ю. Герман, Вас. Гросоман,
В. Курочкин, конечно, на много го-
лов выше некоторых незаслуженно
«маститых» писателей пользующих
ся вниманием правления ССП.

С другой стороны, пора уже пред’.
явить более серьезные требования к
таким писателям, ‘как Вс. Иванов,
В. Киршюн, А. Безыменский. Это
нужно сделать и для их собственной
пользы.

В дальнейшем с отставанием прав-
ления ССП от требований современ-
ности надо покончить. Мноме можно
исправить сейчас же.

Первое. Союз должен окружить се-
бя творческим массигом жизнерадост-
ных, деятельных, активно гработаю-
щих писателей, и меньше занимать-
ся делами некоторых далеко не луч-
ших писателей, которые сейчаю тес-
нятся вокруг. правления. Им Фудет
полезнее заработать хорошими кни-
тами утерянный авторитет.

Этими критическими замечаниями
я не хочу обвинить в плохой работе
руководство ССП в целом. В руко-
водстве немало людей, имеющих
большой авторитет среди писателей,
зарекомендовавитих себя и своей ли-
тературной и общестеенной работой
(Ве. Вишневский, .  Отавокий,
П. Павленко, А. Сурков, А. Фадеев).
Они должны возглавить движение
за новые качественные требования,
пред’являемые к литературе, за но-
вые формы работы с писателями.

Второе. У союза писателей есть
отряды, которые он сейчас же дол-
жен ближе связать с собой. Это пе-

„подмоченную репутацию.

редовые литературные журналы с их
активом. Правление ССП внешне как
будто ориентировалось на журналы.
Но только внешне. Огтанической
связи не было. А ведь хорошие жур-
налы — это производственные цент-
ры литературы, подлинные организа-
торы писательской работы. В жур.
налах, правильно поставивших рабо-
TY с писателями, правление 60038
должно вербовать свой актив. Работу
журналов проверяет масса читателей,
поэтому отряды писателей, которые
ведут журналы, являются в некото-
рей степени отборными отрядами,
проверенными практической работой.
Журнал естественно не будет дер-
жать в воем ‘активе писателей, ко-
торые не работают, не приносят поль-
зы, тогда как в союзе это частенько
бывает. Плотнее сработаться с руко-
водителями и с активом передовых
журналов — вот вторая важная за-
дача правления союза писателей,
Третье. Я предвижу, что кое-кто
из писателей, заслуженно забытых и
руководством союза писателей и 06-
щественностью, попытается использо-
вать момент и своей огульной красно-
байской критикой правления союза
писателей попробует подправить свою
Это надо
предвидеть. Такие писатели, конечно,
не встретят одобрения, какие бы
«истины» они ни открывали. Их поз-
волительно спросить: & где ваши хо-
ротие книги?
Этот Ропрос

единственно он, должен

разрешать литературные дела.

исателей с хорошими книгами ру-
нашего союза и должно

ководетво
включить в свои первые ряды.

Ф творчее

ГЕННАДИЙ ФИШ

ФМ Cm pew~wmeamacoooo

gf

820 OCHOBE COIWSH .

Партийная установка о том, что ©
каждым членом организации надо
работать индивидуально, особенно
зажна в нашей писательской орга-
низации. Между тем именно здесь
дезо обстоит у нас очень плохо.

С 1982 года я написал пять книг:
«Падение Кимас-озера», «Мы вернем-
ca, Суоми», «Третий поезд», «Ялгу-
ба». (Сейчас выйдет ’ новый роман
«Клятва»). Все они в разной мере
хорошо приняты массовым читате-
лем, несмотря на существенные не-
достатки в каждой.

«Падение Кимас-озера» было напе-
чатано в июле 1932 г. До марта
1933 т., т. е; в течение девяти меся-
Tes после появления этой вещи, не-
смотря на горячий отклик читате-
лей, ни одной рецензии на Hée Fe
было. Но когда узнали, что. М. Горь-
кий хвалит мою книгу, начали меня
рецензенты в своих рецензиях изред-
ка . снисходительно похлопывать по
плечу.

И вот за время написания этих
пяти книг ни разу я не чувствовал,
что союз писателей мне в чем-то по-
мог. Ни в чем, нигде, ни по какому
случаю — в процессе ли создания
или продвижения книг, в процессе
ли обсуждения моих книг — cows
советоких писателей мне ничем не
помог, а, может быть, даже немнов
мешал, потому что, если бы я хотя
бы не посещал очень многих лишних
собраний, a посещал вместо этого
больше собраний красноармейцев или
рабочих, то от этого работа моя могла
бы выиграть.

0б этом я считаю нужным сказать,
пстому что такие явления у нас ке
случайны и не единичны,

Мне союз не помогал, но я иногда
думал, что работает, по крайней ме-
ре, правление, что правление — ‘это
и есть союз.

Сто человек — это все-тажи не ма-
10.
Но теперь выяснилось, что по сути
дела правление занималось лишь от-
раниченным кругом людей, той «обой-
МОЙ», которая правильно отражала
наличие живых сил, какое было в
литературе лет десять назад.

С тех пор произошли колоссальные
перемены, HO правление союза He

привыкло думать о новых людях, не
привыкло работать с литературой и
литераторами. Все еще идет речь об
«обойме», в то время как отдельные
патроны в ней стали холостыми, &
наша живая литература создала уже
большую «пулеметную ленту». Но не-
правильне и даже вредно противопо-
ставлять людей «обоймы» пришед-
шим в литературу свежим силам. От-
влеченные споры должны решаться
в творческом соревновании — книга-
ми, решаться массовым читателем, и
тогда будут побеждать такие произ-
ведения, созданные на материале

реальной жизни творческой страстью”

писателя, как «Педагогическая поэ-
ма», «Как закалялась сталь», «Цуси-
ма», «Мы из Кронштадта», «Депутат

Балтики», «На Востоке», «Поднятая:

целина». . 2 oy
То, что должно произойти сейчас

В с0юзе советских писателей, это, по’

сути дела, отражение тех колоссаль-
ных одвигов, которые происходят в
стране, и к этому нельзя подходить
лишь формально. ;

Сейчас в правлении перегружен
работой один секретарь, и с прохлад-
цей работает при нем аппарат. Но
это типичное положение учрежденче-
ской, а неё коллективной работы прав-
ления живой добровольной органи-
зации.

До сих пор правление было так
составлено, что у членов правления
не было чувства ответственности 38
свою работу.

Однако, с другой стороны, и у чле-
нов союза советских писателей не бы*
ло ответственности за CONS.

У «рядового» писателя было соз-
нание, что ов не имеет возможности
влиять на работу союза, и это не
могло не рождать пассивности, и не
было чувства ответственности за CO-
юз у «рядовых» членов союза.

Теперь, в связи с новым положе-
нием в нашей ортанизации, как и во
всех организациях Советского Союза,
каждый из нас не только должен от-
вечать за наш СОП, но может и
влиять на развитие дел, и поэтому
безусловно всем необходимо теперь
принять участие не только в выбо-
рах и не только в обсуждении кан-
дидатур, но и во всей повседневной
работе союза советских писателей.

Мы должны добиться того, чтобы
союз, как всякая советская органи-
зация, развивался на основе социа-

листического соревнования.

Считаю необходимым сказать не-
сколько слов и о работе «Литератур-

ной газеты»,

Надо жалить и надо бить, поощ-
рять и об’яснять, исходя из интере-
сов советокого читателя, исходя из
интересов движения всей советской
литературы, & не отдельных литера-

должен об’единить
всех, он должен быть двитателем. Он,
правильно

ССП

Евг. ДОЛМАТОВСКИЙ

«Мололые».

О писателе можно судить, как о

каждом человеке, только по его рабо-
те, по его творчеству. 0б этом часто

забывает руководство союза писате-
лей, рассматривая людей «по груп-
пам», не зная творческих и личных
особенностей каждого.

Есть ряд поэтов, к фамилиям кото-
рых всегда приставляют, эпитет «мо-
лодой». Так и говорят обычно: cy нас
есть молодые», «успехов достигли и
наши молодые», «от молодых высту-
пит такой-то».

Совершенно различных людей все-
гда соединяют, Их не забывают в со-
130, не затирают, не зажимают, но
они всегда — «представители». Их
творчество — emo второстепенное,
главное, — чтоб были «предетавите-
ли>. И критерий для них особый. Не-
хорошо это.

Пользуясь тем, что в толпе легче
пройти, пролезали в ореду «моло-
дых» антисоветские молодчики, вро-
де Шевцова Эпитет «молодой» был
для него прикрытием. И сейчас есть
отдельные «молодые» — носители от-
вратительных черт ботемы.

Вместо того, чтобы бороться с ними,
воспитывать каждого человека в от-
дельности, говорят: «молодые набело-
курили, забор какой-то сломали. Не-
благополучно у нас с молодыми».

Надо вспомнить, как употреблял
термин «молодой писатель» Горький,
надо стереть черту, разделяющую
«старых» и «молодых», и судить о
людях конкретно, чутко и бдительно
относясь & каждому.

Союз писателей из учреждения дол-
жен превратиться в союз творческий,
тде будет минимум бумаг со штампа-
ми и печатями и максимум рукопи-
сей, вокруг которых пойдет обсужде-
ние, споры, горячая и принципиаль-
ная борьба,

Многие из нае порой испытывают
чувство оторванности от товарищей.
Я думаю, что это об’ясняется особен-
ностями нашей профессии — «пе-
рышком скрипел я, в комнатенку вса-
жен» (Маяковский), но и эту оторван-
ность можно и нужно разбить.

Хочется чувствовать дружескую
руку руководства союза, руку това-
рищей. Мы привыкли к этому в на-
шей жизни.

На стройке метро я встречал одного
начальника шахты. j

Ночью идешь среди балок, лебедок,
куч песка Начальник стоит где-ни-
буль у ствола, где выгружают поро-
ду, освещенный прожектором.

— Что ты делаешь? — спрашивает
он.

— Дежурю. Иду сейчао в туннель.

туру, за партийность литературы пре-

Se

„Но все это можно делать послело-
вательно лишь в том случае, если
есть четкая, принципиальная линия.
Этой линией должна быть больше-
вистская, боевая партийность. Нель-
зя допускать, чтобы борьба с форма-
лизмом, борьба за народную литерз-

— Ну, спасибо тебе! — говорит он.

вращалась лишь в очередные кампа-
нии, Нельзя’ было предоставлять
страницы газеты, не дискуссируя,
вредной, дезориентирующей теории
0 книгах, «интересных лишь по ма-

териалу» *. дискрелитирующей,

ние самокритики.
Если союз плохо
большая вина и ‹

рошю работал, а этого не было.

Когда развертывается самокритика,
то может быть очень резкая самокри-
тика. Но несмотря на резкость, кри-
тика по отношению к людям, кото-
рые делают советскую литературу,
должна быть товарищеской, заинте-
ресованной в том, чтобы товарищ pa-
ботал лучше, а не в том, чтобы толь-
ко его похлеще ударить, а наш союз
должен быть штабом, организующим
и помогающим творческому соревно-

ванию писателей,

* См. статью` Л. Левина «Это про-
изведение интересно по материалу»,
напечатаниую в порядке обсуждения
(Прим.

в «Л. Г» от 15 мая 1935 т.
ред.).

Жилой дом ‘писателей в Лаврушин-
ском переулке в планах, на чертежах
и проектах имеет пять секций. Между
тем в Лаврушиноком цереулке в до-
ме, что напротив Третьяковской гал-
лерен, секций выстроено всего четы-
ре.. Пятая так и осталась на бумаге,
на ватмане, на кальке. Она He вы-
строена, да и не слышно пока, чтобы
ее когда-нибудь воздвигли. Человек,
привыкший & симметрии, любящий
законченность, готов дополнить в00б-
ажением своим недостающую секцию.

ибатели, имевшие несчастье рассчи-
тывать на квартиру в этой пятой
секции, тоже живут в воображаемых
квартирах, на воображаемых этажах,
хервальных и мало утешительных.

Печально быть жильцом ° пятой
секции...

Еоть большая группа писателей,
которая и в своем союзе жительствует
В некоей «пятой секции» — только
Там им отвело жилилощаль правле-
кие ОСП. На бумаге и в. протоколах
866 выглядит красиво, законченно,
стройно и благополучно. Композиция
сохранена, соотношения выдержаны,
Но в действительности, в деловой,
повседневной работе товарищи из «пя-
ТОЙ секции» окружены лишь фиктив-
ным вниманием, лишь мнимыми 88-

Допускаю, что кто-то из этих пи-
сателей пользовался услутами Лит“
фонда, и еэдил в дома отдыха ССП,
и аккуратно получает приглашения
на вое вечера в Доме писателя. Но
зедь в0е это лишь самое легкое, это
лишь отправление — с®мое простей-
щее — элементарно налаженного кан-
‘целярокого алпарата. Не трулно по-
слать повестку, напоминание или при-
масительный билет. Значительно
сложнее наладить с писателями» тес-
ную творческую, товарищескую связь,
знать не только почтовые алреса чле-
08 союза, но и быть осведомленными
3 рабочих планах, замыслах писателя,
Выяснить, что мешает ему развивать
Chee дарование помочь устранить
помехи и трудности.

ЛЕВ КАССИЛЬ

«ПЯТАЯ СЕКЦИЯ»

помощь, внимание руководства, заин-
тересеванность его?

Очень немногие. Большинство’ оста-
ется жильцами «пятой секции».

Странно распределяются в с0ю03е
писателей между его членами заботы,
внимание и блага, Кто может рассчи-
THIEATH HA это? Это или яркое, неожи-
данно вспыхнувшее, поразившее са-
мим фактом своего появления, при-
шедшее в союз извне дарование (их,
& сожалению, совсем мало, два-три),
или это фигуры, очень маютитые и
Чуточку олиозные, все еще подающие
надежды в области перестройки... Во-
круг этих последних правление неуто-
мимо хлопочет, стараясь обставить их
как можно уютнее и комфортабельнее
как в творческом, так и в простецко-
житейском понимании этих слов. Эти
нежные ухаживания должны доказать
медленно нерестраивающимся тугоду-
мам, что социализм для них очень
приятен, его надо любить и не писать
реакционной бредомути,

Ну, а как же быть с писалелями, ко-
торых не надо уговаривать, которых
незачем охаживать, с писателями, ко-
торые не мыслят себя вне нашей со-
ветской социалистической практики, ©
писателями, к которым уже привыкли
в союзе писателей? Они росли посте-
пенно, мало кого поразили первым
своим появлением в печати, не со-
вершили внезапного прыжка в славу
из мрака неизвестности, но они рабо-
тали, учились, росли. Читатель знает
их, любит, уважает. Читатель забра-
сывает их письмами, требованиями.
Однако правление союза не считает из
об’ектом своей работы. Они уже как-то
примелькались, И критика тоже ред-
ко копла напишет о вих. Невытодно,

‚ Мноще ди ощутили ету желанную. РНе на виду.

Правда, некоторые из этих писате-
лей давно что-то не давали новых
книг, Но интересуется ли правление
союза причиной этой задержки, иног-
да становящейся очень тяжелой, по-
чти трагической заминкой на творче-
ском пути писателя? Читатель инте-
ресуется. Люди, которым вовсе не по-
ложено ведать судьбами писателей,
звонят, пишут, спрашивают, беспоко-
ятся. А руководство союза иногда
просто забывает о том, что. живет-де
такой писатель, выпускал раньше
хорошие книги, был известен и вдруг
замолчал, сошел на-нет. А почему?
Что ему мешает? Как ему помочь?
Созлана ли такая обстановка, что пи-
сатель, тяжело переживающий свои
неудачи или временную остановку в
росте, может сам притти в правление
и поговорить по душам с руфоволи-
телями? Нет, честно говоря, большин-
ству весьма не весело, и тяжко даже
представить себя идущим по унылым
коридорам дома на улице Воровского.
И не легко заставить себя пойти ту-
да; Ибо не знаешь, как тебя TAM
встретят, найдут ли время потоворить
с тобой... А

Что говорить, очень радостны и при-
ятны удачи! И естественно, что каж-
двя большая удача писателя — празд-
ник для всего союза. Естественно так-
же, что когда эта удача достигается
не слишком частым в нашей практи-
ке творческим содружеством автора
с руководством союза, то союз и его
правление разделяют гордость и сла-
ву писателя. Но зв неудачу писале-
лей, за провалы авторов, не. нашед-
ших во-время нужной поддержки,
разве не должно отвечать также руко-
водство союза? ]

‚ Случается, что в ввимание и блага

щедро уделяются в союзе людям, уже
давно свободным от всякого творче-
ства, но зато использующим свое вре-
мя на ежедневные хождения в COWS...
Дел у таких мало, а времени сколько
угодно. Они часами просиживают в
секретариате. Они со всеми дружны и
знакомы. Народ это фамильярный и
напористый, И в конце концов надо
быть камнем, чтобы не порадеть та-
кому человечку...

Молодой талантливый писатель ma.
днях жаловался мне:

— Ну, как я пойлу за советом и
помощью в правление. У Ставокого,
вероятно, времени не найдется. Лаху-
ти меня просто не знает. А Фадееву
` еще, чего доброто, будет скучно и сли-
шком мелко разговаривать со мной...
Сказал же он об этом с трибуны пле-
нума правления по адресу некоторых
поэтов.

В таком положении находится ca-
мый глухой угол «пятой секции», ве
«подсекция» детской литературы. Ли-
тература для ребят — вещь трудная
и мало эффектная. И заглядывает сю-
да правление весьма редко. А ведь и
тут есть кое-какие новости, есть хо-
рошие новые имена. Появление Ми-
халкова, например, его рост, успех у
ребячьего ‘читателя — это явление
не менее радостное и важное, чем на-
рождение какого-нибудь большого но-
вого имени в литературе для взрос-
лых. А оказало ли правление какую-
нибуль творческую — да и бытовую
— помощь этому молодому и столь
обещающему поэту?

оттого, что руководство слабо
энает многих писателей, так легко
распространяются в союзе сплетни,
вадорные слухи oO людях, Человек,
08м Не аная причину, начинает заме-

чать, что его чураются в редакциях,
что его произведения откладываются
из номера в номер. Но никто не по-

говорит с ним по душам, не растол-
кует толком, не поможет ему опро-
вергнуть оговор.

Неприглядно и неуютно в «пятой
секции». И вот так создается чувство

равнодушия к успехам и неудачам
товарища. Как хотелось бы, чтобы у
членов союза писателей, начиная от
правления и кончая только-что з8-
численными в кандидаты, было чув-
ство общей заинтересованчости к ус-

пеху каждого и в удаче всего цело-

то. Ведь есть же это чувство у ра-
ботников газеты — драгоценное и свя.
тое чувство коллектива, которое при
всем разнообразии дарований, обязан-
ностей, характеров, вкусов отдельных
членов дает возможность всем радо-
ваться общей удаче и удаче каждого.

Писатели об’единяются у нас елу-
чайно. За исключением разве жур-
нала «Знамя», сумевшего создать свой
крепкий, единой принципиальной ли.
нии коллектив, вокруг большинства
других журналов писатели группи-
руются в зависимости от того, где при-
HATH к печати их рукописи.

Демократизация всей политической
работы в нашей стране, замечатель-
ные резолюции последнего пленума
Центрального Комитета ВКП(б) и толь-
ко что опубликованная речь товарища
Сталина должны крепко  перетрях-
нуть, до основания перестроить ра-
боту нашего союза писателей. Бюро-
кратизм, ненавистный и об’явленный
у нас вне закона, бюрократизм, нетер-
пимый в любой области нашего стро-
ительства и хозяйства, еще более не-
допустим и омерзителен -в таком де-
ле, как искусство, литература, руко-
водство ею, Е

Страна наша -— большая, умная,
отзывчивая, читающая, читатель наш
советский, с его здоровым, верным и
выроспим вкусом, давно уже прово-
ДЯТ CBO «закрытое» и в то же время
самое открытое, но часто невилимое
критиками, голосование в выборе лю-
бимых авторов,

Ha-
пример, «Цусиму», нельзя было пе-
чатать письмо Сац, это — опошле-

и, TO здесь
тературной га-
зеты». Она является органом союза,
HO не должна быть простым зерка-
лом, позторяющим в своей ‘работе
опгибки союза. Если союз плохо ра-
ботает, то настоящая партийная ли-
тературная газета должна последова»
тельно бороться за то, чтобы о хо-

подлинной

Почему оказалось так, что многие
и многие писатели» упорно работаю-
щие, имеющие большие и прочные
связи с читателями, совершенно не
связаны со своим союзом, более того
— оторваны от него?

Такое положение могло создаться
только потому, aro ССП занялся,
главным образом, материально-быто-
выми вопросами и знал лишь о твор-
честве немногих писателей, в боль-
шинстве — членов своего правления
и одиночек из так называемых