[РОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОВДИНЯЙТЕСЫ

ИТ ©

Вторник, 6 апреля 1937 г.

Великий Исканлер

Седня пополняется сто двадцать
пять лет 00 дня рождения замеча-
тельного революционера, публициста
и писателя, основателя вольного рус-
ского печатного станка, страстного `6ор-
ца против крепостного права Алек-
санлра Ивановича Герцена,

Воесторонне образованный человек,
который в отсталой Росоии середины
прошлого века сумел подняться до
уровня величайших мыслителей своей
епохи, Герцен овладел философией
Гегеля и двивулся от нев далее, к
А великолепно знал исто-
рию России и Западной ЕЮвропы, рус-
скую и мировую литературу, владел
несколькими иностранными языками,
ознакомился с политическими уче-
ниями овоего времени. За время пре-
бывания в тюрьме и в лвух ссылках
он накопил огромный запас наблюде-
ний над тупым, азиатоким бытом по-
мещиков, вплотную столкнулся с про-
HOBOIOM власти и пролажностью чи-
новничества, видел ужасное положе-
ние крепостного крестьянства, на са-
мом себе испытал гнет полицейщины,
й жандармерии.

Вырвавились 34 границу из дупвной
ктюрьмы наролов», какой была цар-
ская Россия, Герцен явился свидете-
лем и участником европейских рево-
июционных движений, завязал друже-
ские связи с деятелями политической
эмиграции. Он воочию увилел и го-
рячо приветствовал тероизм и му-
жество народных масс, борющихся. за
6806 Освобожление, с неголованием и
ужасом наблюлал варварскую рабира-
ву торжествующей буржуазии над на-
родом и победу контрреволюции, и
проклял лакеев и холуев либерализ-
ма, способствовавших победе Кавень-
Яков, .

Отрезанный от России и официаль-
Но из нее изгнанный, Герцен в 1853 т,
основал в “Лондоне первую русскую
вольную типографию и обратился к
населяющим Россию наролам ¢ воль-
ным русским словом. Всю свою ог-
ромную эрулицию, весь свой опром-
ный жизненный и политический опыт
в соединении с великой революци-
юнной страстью, пламенной ненави-
етью к деспотизму и крепостниче-
ству Герцен вложил в дело своей
usm — борьбу против крепостно-
г права. Ею журнал «Полярная звез-
па» имел огромное влияние на всю
переловую Россию. Созданная Герце-
fou тазота «Колокол» набатом 0сво-
божления звучала в плухой ночи по-
рабощенной и валавленной России,
иЗову живых» написал Герцен на
Юювоем «Колоколе», И голов его был
услышан. Новые люли — разночин-
цы — вступили в революционное дви-
жние, ‘сменяя в нем плеяду ‹дво-
фянских революционеров», лучшим
представителем которой был Герцен.
Чернышевский и Добролюбов, вели-
кие революционеры шестидесятых
тодов, разбуженные и воспитанные

ерценом, продолжили дело освобо-
дительной борьбы, которому он са-
Моотверженно отдавал все свои си-
пы в течение сорока лет.

Публициотическое и литературное
наследство Герцена огромно. Ero po-
ман «Кто виноват?» занял почетное
место в литературе русското критиче-
кого реализма. Варварское бытие по-
мещиков и чиновников, трагические
условия гнусной российской лействи-
тельности, в которой задыхаются и

ля и художника. В образе Бельтова,
типически воплощена характерная
фигура «лищнего человека», для ко-
торого нет и не может быть в цар-
ской России никакого дела, кроме
борьбы против азиатского самодер-
жавия или бессильного увядания’ пу-
стоцвета. Роман, изданный Герценом
под псевдонимом Искандера, неот-
вратимо поставил перед тогдашней
молодежью на выбор обе эти пер-
спективы,

К замечательнейнтим произведениям
публицистической мысли, не только
русской, но и мировой, относятся гер-
ценовокие «Письма из Франции и
Италии» и «С того берега», в кото-
рых, как живая, ‘встает перед чи-
тателем французская революция 1848
года, Шаг за шагом рисует Герцен
современную ему Францию, дает не-
обычайно выпуклое, меткое и кра-
сочное описание революционных с0-
бытий, набрасывает портреты поли-
тических деятелей, вдохновенно изо-
бражает энтузиазм масс.

Герцен. хотя и не сумел в своем

развитии полняться до уровня науч-
ного социализма Маркса и Энгельса,
не смог до конца разобраться в исто-
рическом и политическом смысле ‘этой
первой великой битвы между пролета-
риатом и буржуазией, оказался все
же на много выше современных ему
буржуазных демократов и подверг
жесточайшему пересмотру, переоцен-
ке и разоблачению фалынивые иллю-
зии буржуазной демократии.

Венцом литературно-публициетиче-
ской деятельности Герцена являют-
ся его знаменитые мемуары «Былое
и думы» — настольная книга рево-
люционной молодежи вплоть до на-
ших дней. Герцен — революционер,
демократ, мыслитель и художник —
весь в этой книге, }

Жизнь и деятельность Герцена зв
истории освободительной борьбы в
России имеет огромное значение. Гер-
цен явился звеном в цепи“ револю-
ционной борьбы or 30-х до’ 60-х
ron XIX ‘века Сын  велико-
го русокого народа, он и в Европе по-
всюду выступал как защитник рево-
люЮционного национально-освободи-
тельного движения. Он смело вы-
ступал против николаевской деспо-
тии в защиту борющихся, за  на-
циональное освобождение венгерцев и
поляков. Он выступал против Меттер-
ниха и папства в защиту. порабо-
щенной Италии, Он был мыслью и
словом детища русского нарола — фе-
волюционной демократии, Ero дело
унаследовали великие шестилебятни-
ки. от них оно перешло в руки рево-
люционного класса — пролетариатя.
который осуществил мечту лучших
людей освободительного движения,
уничтожив царское — самодержавие,
свергнув тупое, зверское и жалное вла-
дычество дворянства и буржуазии,
построив на освобожденной земле со-
циалистическое государство рабочих
и крестьян.

Мы чтим в Герцене нашего вели-
ком прелшественника, великого ма-
отера революционной агитации, заме-
чательного художника, Мы чтим в нем
мужественного борца за дело народ-
ных масс, пример которого ярко ло-
казывает, что  «беззаветная прелан;
ность революции и обращение с ре-
волюционной проповедью к народу не
пропадает даже тогда, когда целые

pe

становятся «умными ненужностями»
уюди, подобные Бельтову, — все это
подверглось в романе сатирическо-
му обличению, заклеймено уверен-
Ной и беспощадной рукой мыслите-

десятилетия отделяют посев от жат-
вы,.» (Левин).

Мы учимся у Герцена великому уме-
нию влалеть оружием художественно-
то и политического слова.

BOMUPIMEBNCTCROE —
OCHMMTATIIME MMCATEIEM—
OCHOBA PABOTE CCI .

Основной недостаток и доклада  тель всю сумму коренных вопросов
ов. Ставского на общемосковском   общественной жизни в новых усло-
Фобрании писателей, и прений, раз- виях, созданных введением Сталин:
Вернувитихся по докладу, состоял в   ской   Конституции. Нельзя создать
OM, что вопросы творческие, произ-   правдивое произведение о людях и
водственные, не были в центре вни-   делах нашего времени, не поняв,
мания и докладчика, и выступав-  не освоив во всей глубине реше-
тих в прениях писателей. Непомер-   ний Пленума ЦК партии.
но большое внимание было уделе- Возьмите, например, указание то-
Но мелким организационным вопро- варища Сталина о проверке руко-
рам, немало выступавших занима-   водителей руководимыми, о необхо-
ось изложением личных обид. За- димости соединить проверку сверху
ко очень мало товорилось о книгах,   с проверкой снизу. ожет  ли  пи-
почти совсем нё было критических  сатель показать правдиво ‚жизнь
фценок литературных явлений по-   любой нашей организации, любого
следнего времени, недостатков  на- предприятия, создать
mek литературы, критики нездоро- образ руководителя без всесторонне-
Вых явлений в писательской среде   то понимания глубокого смысла и
и в их работе, мешающих успеш-   огромного значения этих указаний?

ному. развитию и росту литературы.

Писатели резко критиковали ра-

ту правления ССП ‘и особенно се-
хретариата, справедливо указывая
На бюрократические извращения B
РТОЙй работе, на‘ бездеятельность сек-
ий, на незнание руководителями
работы и запросов большинства
членов союза, на вопиющие проры-
вы в деятельности Литфонда. Ко-
нечно, эта критика важна и необ-
ходима, и она сытрает серьезную
уюложительную роль в устранении
крупнейших недостатков деятельно-
сти правления ССП. Но, увлекшиеь

‹ той стороной дела, большинство
выступавших мало касалось корен-
ных творческих вопросов. Между
тем, именно здесь особенно нужна
большевистская критика и самокри-
Гика. Выступление т. Фадеева, рез-
Ко и остро поставившего \ вопросы
воспитательной работы св писателя-
ми, борьбы с чванством и зазнай-
Ством, с недобросовестным отноше-
нием писателей к своему труду,
вопросы развития настоящей лите-
ратурной критики, которая не боя-
пась бы товорить писателям прав-
ду, — это выступление показало,
Насколько важно и плодотворно 06б-
суждение писателями важнейших
уворческих вопросов. Но таких вы-
етуплений было мало — в этом по-
BHEHE и сами участники собрания,
и докладчик, почти совсем. не кос-
Бувшийся этих вопросов.

Решения пленума ЦК ВКП(б), ва-
Шечательные . указания товарища
Сталина должны быть глубоко и
всесторонне осознаны советскими
писателями, которые хотят правиль-
Но отразить в своих произведениях
поворот в политической жизни
етраны на основе широкого развер-

и самокритики недостатков литера-

мократии — важнейшие предпосыл-

Конечно, не может. Но с таким же
точно требованием писатель встре-,
тится в любой области нашей жиз-.
ни, при обдумывании любой пробле-
мы нашей эпохи, при создании об-
раза любого героя социалистиче-
ской эпохи.

На общемосковском собрании пи-
сателей было уделено совершенно
недостаточное внимание этому кру-
гу вопросов в их непосредственной
увязке с творческой, производствен-
ной работой писателя. Не была раз-
вернута в этой связи критика конк-
ретных произведений литературы,
не были поставлены конкретные за-
дачи. Между тем, именно в этом
заключается основная политико-вос-
питательная работа союза писателей,
руководство и помощь всем его чле-
нам в овладении большевизмом.

Правление ССП, писатели-больше-
вики должны извлечь необходимые
выводы из этого факта. Большеви-
стское воспитание членов союза —
основа. его работы. Под этим углом
зрения необходимо теперь же пере-
смотреть планы работы правления
ССП, всех ero органов, секций,
парторганизации писателей, редак-
ций. На этой основе должна вес-
тись работа по разоблачению чуж-
дых и враждебных влияний в ли-
‘тературе, разоблачение подрывной
работы ‘врагов народа, проникающих
в литературную среду, мобилиза-
ция революционной бдительности
писателей.

Систематическая политико-воспи-
тательная работа с членами союза,
развертывание подлинной критики

туры, развитие внутрисоюзной де-

ки повышения идейно-художествен-
} ного уровня советских писателей.
и

тывания советского  демократизма.
rHOBOMY должен осмыслить писа-

А. И, ГЕРЦЕН, Портрет работы Н. Ге. 1867

г» (Государственная

Третьяковская галлерея в Москве).

А И Герцен

у

лет со дня

ярскому . роду. т:

он придумал фамилию Герцен, в’ до-
казалельство, что это дитя его серд-

‘путем оформления своего брака с’ его
ская смесь мешала ему официально
Яковлев позаботился о пришиске сы-
Ha в дворянству и, умирая, оставил

стояния, Eats ae nias
Герцену: с большим трудом ‘удалось

получить в 1829 т. разрешение отца’

на поступление в университет. Mo-

влиянием бродивших в обществе сво-
бодолюбивых идей, распробтраняв-
шихся незадолто до того. декабриста-
ми. Вокруг Герцена вскоре’ образо-
валаюь группа студентов, интересовав-

другими. науками, вопросами общест-
венного устройства, возненавидевших
крепостнический строй. ~

Вскоре после ‘окончания универси-
тета, в июле 1834 г., Герцен был ape-
стован. Следственная комиссия, . рас-

правдивый   смотрев переписку Герцена, налила,

что он смелый вольнбдумец, весьма
опасный для общества. Через 8 ме-
сяцев он был выслан в Пермь, за-
тем переведен в Ватку на службу в
губернское правление. АЯ

Е размышлениям Герцена! 0 госу-

сии тюрьма и ссылка прибавили. мно-

ских «порядках», Он часто был. сви-
детелем истязания крестьян и рабо-
чих, порутания их личности, совер-
шенного ‹ бесправия трудящихся,
стралиного, произвола властей.

‚Уже в эти годы, в период вят-
“Chol ссылки началась ‘профессио-

40-х гг..— по возвращении его’ в
столицу. Однако,
вынужден был. пройти еще ‘двух-

Владимире. В

}

Государственному
музею за несколько лет своего суще-

ствования улалось приобрести много
ценных документов, связанных с име-
нем ‘великого русского писателя-рево-
люционера А. И; Герцена.

ЗВ архиве, музея хранятся письма к
Герцену М. А. Бакунина, Н; А. Нек-
расова, H. П. Огарева, ИП. А; Бахмв-
тева и др., переписка родных писате-
ля (корреспонденции его брата, сына,
дочерей) и др.

Большой интерес’ представляют
шесть дело А. И. ‹Герцене. В’ числе
их «Дело Правления’ Московского:
университета об увольнений Герце-
на из университета», «Дело по про-
шению Герцена об определении его
на службу по министерству внут
ренних дель, «Дело о наложении

6 апреля 1937 т. исполняется. 125)
рождения Александра
Ивановича Герцена. Отец его, бога-
тый помещик И. Я. Яковлев, гордил-:

ся принадлежностью к древнему 60-

Своему сыну от немки Луизы Гааг

ца. Но дать этому сыну все права.
матерью Яковлев не решался. Бар-

жениться ‘на простой немке.! Однако

ему значительную ‘часть ‘своего, с6-

лодежь его поколения находилась: под’

шихся, наряду ‘с естествознанием, и’

дарственном строе помещичьей Рос-°

го практических сведений 0  фроссий-

нальная ‘литературная деятельность
Герцена, широко развернувшаяся в

‚до того Герцен

летнюю ‚принудительную ‘службу во

В марте 1840 т. Герцен переехал: в
Петербург. Он ‘Числилея на службе,
но чиновничьим делом не был Ba-
нят. Дом его слал центром кружка
образованной молодежи из передовых
дворян и начавших входить в обще-
ственную жизнь разночинцев — пре-
имущественно литераторов. Филосо-
фия Гегеля была главным предметом
‘бесед и споров участников кружка.
Вначале здесь преобладало консерва-
тивное толкование гегелевской фило-
софии, с которым резко воевал. Гер-
цен. Вскоре Герцен и ето ближай-
шие друзья были захвачены Mory-
чим влиянием учения Фейербаха.

изволе мелкого полицейского чина,
 Дело. дошло до царя. Он велел вы-
‘слать вольнодумного. чиновника на
службу. в провинцию. Герцен‘ попал! в
 Новгород, сдесь в ‘общем было  не
лучше, чем в Вятке. Благодаря свя-
зям Герцену удалось получить в мае
1842 (т. отставку; * вскоре ему позво-
лили переехать в Москву. Друзья
снова сплотились вокруг него. :

`’ Ввиду усиливающегося разложения
феодально-крепостнической России и
развивающихся  капиталистических
‘отношений, а также под влиянием.
растущего революционного движения
в странах Запалной Европы, в мо-
лодой и малочисленной русской ин-
теллитенции происходило расслоение.
Завязалась борьба между кружком
западников, в основном — конститу-
ционалистов, и течением‘ слявянофи
лов — В ОбНОвНой массе ‘проповедни-
ков монархически-поментичьей \вла-
‚сти и церковной религиозности. Гер-
цен принадлежал к числу самых
крайних западников.

Вскоре все «разладилось» в круж-
ках бывших друзей. Запалники рас-
кололись на либералов, в том числе
будущих реакционеров, и маленькую
группу, в которой были Герцен и
Белинский. Герцен понял, как Робес.
‚пьер мог «подписать приговор Камил-
лу Демулену», Им овладела мысль о
поездке в Запалную Европу. -

С большим трудом удалось’ полу-
чить паспорт, и в январе 1847 т. Tep-
цен со всей семьей выехал за граниз
цу. Здесь он примкнул к европейско-

запрещения на имение Герцена, ня-

ходящегося во Франции, по воз-
вращении ‘его в Россию», «Дело ми-
нистра“ внутренних дел о Герцене,
с донесениями томского и вятского
тражданских губернаторов», «Дело
канцелярии попечителя Московско-
го учебного округа о‘ недозволении
Терцену отправиться за границу» и
наконец «Дело о выдаче Герцену
заграничного паспорта». В первых
двух бумагах находятся автографы
писателя. ;

Особой ценностью музея являются
письма Герцена (частью неопублико-
ванные), отрывки из «Былого и
дум» и рукопись диссертации «Ана-
литическое изложение солнечной си-
стемы Коперника». Письма адресо-
ваны Н, П. Orapesy, украинской

’ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

му революционному. движению; пути.
возвращения на родину были ему от-
резаны. В середине 1849 гола Герцен

стал политическим эмигрантом.

e

газет

Цена 30 коп,

%

*

5 апреля
Вчера закрылось продолж ршееся
четыре дня общемосковское собрание

членов и кандидатов союза советоких
писателей,

С утра возобновились прения по
докладу т. Ставоком. Но очень мало
ораторов, выступивших в первой поло-
вине дня, сумели сделать свои, вы-
сказывания O работе литературной
организации интересными, конкрет-
ными, принципиальными.

‚ С большим вниманием собрание
выюлушало выступление А. Макарен-
ко — автора «Педагогической поэмы».

— До сих пор, — говорит А. Ма-
каренко, -- я был. читателем и учи-
телем, а учителя, как известно,
большие поклонники литературы № и
благоговеют перед ‘писателями. Став

бываль в литературной организации,
посмотреть, послушать больших лю-
дей — мастеров нашей литературы.
Но когда я пришел в писафельскую
организацию, я увидел ‘лишь длин-

родками канцелярий. «

А. Макаренко рассказывает и
впечатлениях от прений по докладу
т. Ставокого. То и дело в речах ора-
торов склоняется слово «помощь».

творческого коллектива. Но наш кол-
едва ли можно назвать и Коллекти-
ском Союзе таких принципиальных

наша единоличность начинает пере-
растать в одиночество, .
элементы, которых
Когда я слушал
И. Прута о драматической секцин,

надо бояться.

о творческом‘ коллективе драматур-
гов,
живет только своей 0с0бой, только

ми устремлениями. Быть инженером
человеческих душ — это
воспитывать людей. Это значит, что
советский писатель

вадачу, если мы сами ‘одиночки?

нужен подлинно творческий центр, и
дело не в том, будет ли это самостоя-
тельное московокое

канцелярии. :

Эти же вопросы — о творческом кол-
лективе -— были затронуты в речи

торая до сих пор не вытравлена из

писателем, я, естественно, хотел по-

ные коридоры с фанерными перего-

се
хотят, чтобы союз помогал отдельным
писателям, но надо говорить не о
помощи, & об организации работы

лектив — замечает т. Макаренко —
вом. Пожалуй, нет сейчас в Совет-
единоличников, как писатели. И эта
возникают
выступление

мне казалось, что говорят о каком-
то «драматургическом хуторе», a He

чень плохо, когда писатель
своей славой, только своими личны-
значит

должен выпол-
нить государственную задачу  воспи-
тания коллективиста, человека новой
эпохи. Можем ли мы выполнить эту

Многие высказывания на этом соб-
рании не дают гарантии, что мы ско-
ро избавимся от этого громалного. не-
достатка, Нам нало найти новый прин-
Tn нашей’ ‘организации -— именно
принцип коллективной работы. Нам

отделение, а в
том, что. таким центром не могут быть
коридоры с фанерными перегородками

С. Мотиолавского, говорившего © мел-
кособственнической психологии, ко-

№ 18 (654).

ОБЩЕМОСКОВСКОЕ
СОБРАНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ!

Он напомнил, YO те ошибки
партийных организаций, о которых
товорил. товарищ ‘Сталин в своем
докладе на Пленуме ЦК ВКП(б),
связаны с забвением наличия капи-
талистического окружения нашей
страны. O6 этом факте забыли
и партийная организация ССП и
многие из наших писателей.

Тов. Ангаров рассказывает о той
идейной подготовке будущей вой-
ны, которую ведет фашистская ли-
тература. Военные писатели капита-
листических стран подчеркивают
особое значение в будущей войне
химии и авиации, разрушения про-
мышленных центров и, наконец, ди-
версии и шпионажа.

Факты проникновения  термано-
японско-троцкистских шпионов и
диверсантов В литературную среду
пред’являют 060бо серьезные требо-
вания к каждому писателю. Но, как
видно из прений, не все еще это
понимают.

Далее тов. Ангаров останавливает-
ся на проблеме положительного ге-
роя, считая, что создание этого‘ об-
раза, показ, как действует наш по-
ложительный герой в условиях ка-
питалистического окружения, — на-
сущнейший вопрос, стоящий перед
советской литературой.

Работа союза  неудовлетворителБ-
на не только в мелочах, но и в
основе. Писатели слабо участвуют в
работе союза. ee

Существует ‹ неверная точка вре-
ния, что хорошие книги можно
создать, только будучи освобожден-
ным от каких бы то ни было обя-
занностей. Следствием этой теории .
и является то положение, когда лю-
бую работу в союзе писатель счи-
тает канцелярщиной, и всю работу
в союзе ведет технический аппарат.
Пренебрежение писателя к 00-
юзной работе — ‘препятствие для
действительной перестройки ССП.

В последней части своего выступ-
ления т. Ангаров говорит об ответ-
ственности писателя за свою работу.

Писателям надо самокритично поз
смотреть на свое творчество, на свою
работу. Это необходимое условие. для
создания книг, отображающих жизнь
социалистической страны, готовой
защищать свои завоевания от любо-
то врата. : ;

Тов. Сурков, считая  правилБ-
ной ‘критику деятельности т. Став-
ского, высказывает мысль, что от-
ветственность с т. Ставским делит
все‘правление в целом. Факты, при-
веденные Сурковым, ярко иллю-
стрируют равнодушное ‘отношенив
некоторых членов правления к. ме-
роприятиям, имеющим большое
принциниальное значение,

— Это зачтется товарищам” при
ближайших выборах нового правле-
ния, —-ваявляет Сурков’ под гром
аплодисментов.

Большое место уделил в своей
речи т. Сурков вопросам работы ©
молодежью.

` Жандармы ‘перехватили в ноябре.
] 1840 т. письмо Герцена к отцу о про-

Герцен ‘стал основателем русского
вольного ‘печатного станка, В статье
«Памяти Герцена», напечатанной в
1912 году в «Социал-демократе» по
поводу столетия со лня ‘ето рожде-
ния, В. И. Ленин пишет 0б этом:
«Герцен создал вольную русскую
‘прессу за границей — в этом его ве-   ночки.
ликая заслуга. Рабье молчание было
нарушено... Герцен первый поднал  Требует серьезного внимания часть
великое знамя борьбы путем обраще-   Речи т. Мотиславокого, в которой он
ния к массам” с вольным русским   Справелляво и обоснованно критику-
словом». (Соч. т. ХУ, стр. 466—9).  6еТ работу правления союза © и

И в других своих работах В. И. ак а ан
Ленин часто ‘вспоминал. Герцена и   РеОПУОТИК.
отмечал его’ огромное значение Bj} Чем, если не поразительной бес-
развитии революционной теории и  печностью, незнанием людей можно
революционного движения, _  об’яснить такой факт, что из четы-
Кроме отдельных книг и брошюр   Рех консультантов, посланных прав-
атитационномю содержания, Герцен   Лением ССП для помощи туркменско-
иэлавал с`1855 года непериолические   МУ <0юзу писателей, двое были ape-
историко-революционные сборники ваны,

«Полярная звезда» и «Голоса из. Рос- До обеденного перерыва выступили
сии». ae Р. Ивнев. Д. Петровский, Любомир-
_С 1857 года он вместе © Н. П.   ский, Е ‘Полонский, С. Левман, Да-
Отаревым  иадавал революционную нилич-Кочин, Ю. Слезкин, Хашин,
двухнедельную  тазету «Колокол»,   0. Войтинская, Г. Тарпан, Ю. Соко-
имевшую ! огромное влияние на раз:   лов.

витие , общественною движения в I мл
России. Значение «Колокола» охарак- Оолелним Выступил М. Jeanne,
agate говоривший о своих опгибках.

теризовано в ениальной статье В. И.
 Ленина «Памяти `Герцена». ve

В 60-х rr. Tepnen sazanca novu

писательских рядов, психологии
кустаря-одиночки. Не случайно; на
собрании большое место уделено
материальным вопросам, личным
  обидам, интересам кустаря-одиночки,
который ищет поддержки своей кор-
порации только в своей работе оди-

Стихи многих молодых поэтов от-
личаются вялостью, бесстрастностью,
бескрасочностью.

Все это — результат отсутствия
биографий у молодых поэтов, ре-
зультат их слишком ранней профес-
сионализации. Это большое зло, и
оно должно встретить серьезнейшее
противодействие.

Практика  непротивления этому
злу нередко приводит к тому, что
молодые, даровитые люди заходят в
тупик, скатываются ‹ в богему, где
их иногда подстерегает «некто! в
сером», или вернее, как. выражает-
ся т. Сурков, — «некто в коричне-
BOM>.

После речи Гронского © заключи-
тельным словом ‘ выступил тов.
В. Ставский. .

Он осудил ряд нездоровых на-
строений, проскользнувших в BH-
ступлениях ‘Овалова и Сейфуллиной.
Речи этих писателей показали, что
они плохо понимают задачи само-
критики, что они привносят в этот
вопрос много мелочного, непринци-
пиального.

Указав на ряд неправильных по-
ложений в выступлениях Киршона,

исключительно  писанием ’ мемуаров,
начатых HM, впрочем, еще B cepe-
дине  60-х, годов. Так, была создана
книга «Былое и думы», занимающая
одно   из‘ первых - мест в мировой

художественной литературе:

Последние четыре гола своей жиз-
ни Герцен провёл в раз’ездах по paa-

личным городам Западной. Европы.

В конце 1869 года Герцен приехал
в Париж, тде предполагал поселиться

на продолжительное время.
В начале января 1870 да он пра

студилед и 21 января умер в Пари-
же. Похоронен он в Ницце, где’ про-

живаЛ с семьей до переезда в Лон:
дон.   ° , Rae ,

Ha могиле Герцена’ поставлен” па-

мятник работы II, Il. Бабелло.

Рукописи и письма Герцена.

литературному. писательнице. Марко-Вовчок, Прудо-

ну, А. И. Тургеневу и др.

В музее хранится фотография, по-
даренная писателем, своей дочери
„Лизе  во время путешествия п9
Швейцарии. На фотографии ‘изобра-
жен памятник Вильгельму‘ Теллю.
В письме, посланном одновременно
с фотоснимком, Герцен говорит до-
чери, чтобы она полюбила Вильгель-
ма Телля так же, как любит она
Гарибальди. .

Эта, лаконическая фраза чрезвычай-
во ярко характеризует Герцена как
друга и поклонника всех, кто бес-
страшно выступал’ в защиту инте-
ресов своего народа против гнета и

насилия.

Вечернее заседание открывается
речью А. Афиногенова. Собрание
напрасно ожидало, что т. Афиноге-
нов будет говорить о своей творче-
ской работе, в которой он допустил
ряд политических ошибок. А

Заведующий издательством «Совет-
ский писатель» — тов. Лазарь го-
ворит о недостатках № работе изда-
тельств и.о взаимоотношениях изда-
тельских работников с писателями.

Oparop приводит ряд случаев, сви-
детельствующих о полном отсут-
ствии самокритики у некоторых пи-
сателей и об их неумении и неже-
лании прислушиваться к чужим
мнениям.

Очень малое внимание уделяется
вопросу о редакторском аппарате.

Редакторов не воспитывают, для
них не созданы ‘еще условия нор-
мальной работы, их значение за-
частую  недооценивается. Особенно
следует подумать о той работе, ко-
торую издательства ведут с моло-
дыми писателями. В сущности го-
воря, молодежь здесь не выращи-
вают, не воспитывают, а скорее раз-
‚вращают неумеренными захвалива-
ниями и слишком большими тира-
жами даже тогда, когда их книги
этого не заслуживают. :

Тов. Лазарь пред’являет от имени
издательских работников счет пи:
сателам,

Есть писатели, с которыми дого-
воры заключены еще в 1932/33 году,
но которые еще и не думают о реа-
лизации этих обязательств.

После тт. В, Шкловского и немец-
ких писателей В; Бределя и Ф. Воль-
фа выступил А. И. _- Антаров,

Березовского, Уткина и др., Став-
ский со всей резкостью и остротой
выдвигает вопрос о новом типе
писателя — активного строителя но-
вой жизни, писателя — борца за со-
циализм, Г

На примере Шолохова и Павлен-
ко Ставский показывает, как помо-
тает художнику его неразрывная
связь с жизнью, его общественная
деятельность:

Но иногда перед писателями стоят
и элементарные, на внешний взгляд,
задачи — задачи учебы, овладения
русским языком, культурой, Неко-
торые выступления на собрании
явились доказательством ‘политиче-
ской и культурной отсталости писа-
телей. Решения пленума ЦК партии.
несомненно, помогут литературной
общественности мобилизоваться и
выполнить все стоящие перед ней
задачи. ка

Общемосковское собрание писате-
лей приняло резолюцию, полностью
одобряющую решения Пленума ЦК
партии. Как и весь советский народ,
писатели одобряют и поддерживают
решения Пленума ЦК 06 исключе-
нии Бухарина и ‚Рыкова из рядов
ВКП(б) за их антипартийную, из-
менническую деятельность,

лей поручило президиуму собрания
разработать на основе’ стенограмм
резолюцию © планом предстоящих
работ ССП с тем, чтобы представить
ее на обсуждение и утверждение
общемосковского собрания  писате-

%

Подробный отчет о заключитель-

лей.

ном заседании будет помещен в сле-
дующем номере.

* См, стр. 3—4.