=== АА

1 апреля 1945 г.. воскресенье. №

77 (1952)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

в д

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 31 марта. (По телеграфу от ко
«Красного Флота») Чувствуя beans рр.

. уя безнадеж-
ность попыток отстоять от войск Марша-
ла Советского Союза Рокоссовского ro-
род и порт Гданьск (Данциг), немецкое
командование предприняло отчаянную по-
‚Шытку спасти часть своих войск и фа-
шистоких чиновников. Для этой цели в
юго-западной части Данцигской бухты
было сосредоточено значительное коли-
чество транспортов, быстроходных де-
` сантных барж, боевых. кораблей,

Но попытка сорвалась. Ворвавшиеся
в Гданьск, советские: войска держали под
артиллерийским огнем порт, обетрелива-
ли рейд. Немецкие суда не могли при-
близиться, чтобы принять на борт при-
жалые к береговой кромке войска. Взаи-
модеиствуя с частями Красной Армии
летчики Краснознаменного Балтийского
флота нанесли сильный удар по скопле-
ниям немецких судов,

В районе севернее Il reeren группа
штурмовиков обнаружила тяжело гружен-
ный транспорт водоизмещением 5.000
тонн, охраняющийся значительным чис-
лом боевых кораблей. Сильный зенитный
огонь не остановил балтийских штурмо-
виков. Они обрушили свой бомбовый груз
на немецкий транспорт и потопили его,

Другая группа «Ильюшиных»,  ведо-
мая офицером Ручкиным, атаковала нё-
мецкий караван на переходе из Штесген
к мысу Хела. Летчики отправили на хно
Залтики быстроходную десантную баржу

Крупную победу одержали штурмови-
\ ки, ведомые капитаном Бунетовым. Юж-
нее мыса Хела они обнаружили несколь-
ко эсминцев противника. Они входили в
  крупоировку, которая пыталась  отнем
корабельных орудий остановить наши
2 наступающие части.

Капитан Бунетов отдал приказ ата-
ковать эсминцы. Вражеские корабли
открыли сильный огонь из зенитных
орудий. На пути штурмовиков  вотала
сплошная огневая завеса. Устремившиеь
с разных курсов, штурмовики, подавляя
пушечно-пулеметным огнем зенитные
установки, обрушили весь свой бомбовый
груз на эсминцы. Один из немецких ко-
раблей получил несколько прямых попа-
даний крупных бомб. Сильно накренив-
шись, об’ятый пламенем эсминец через
несколько минут скрылея под водой.

Истребители сопровождения надежно
охраняли штурмовиков. На защиту своих
кораблей немцы вызвали большие груп-
пы самолетов. Над бухтой разыгралось
несколько ожесточенных — воздушных
схваток. Балтийские летчики сбили че-

тыре «Мебсершмитта-109» и один «Фок-

ке-Вуль{-190%;

Моряки-ми

Вместе с частями Красной Армии тро-
мит немцев под Штеттином твардейский
минометный полк моряков гвардии под-
полковника  Пузика.

Победный путь от Вислы до Одера про-
шли военные моряки. Огнем своих гвар-
‚ OM ON MENOMOLVOD OHM. HAMeCih врагу
большой урон в живой силе и технике,
  помогая нашей пехоте и танкам взламы-

вать и сокрушать вражескую оборону.
На счету минометного полка—более двух
тысяч уничтоженных немецких солдат и
офицеров. Помимо этого — моряки
уничтожили 9 артиллерийских и 24 ми-
нометных батарей противника, 12 талков,
6 самоходных орудий, 9 дзотов, около 50
пулеметных точек,

Свой победный путь моряки-гвардейцы

пачали с одного из завиесленских плац--

хармов. Особенно хорошо здесь действо-
вали разведчики гвардии младшего лей-
тенанта Путята. Двигаясь в боевых по-
рядках передовых наступающих частей,
они из личного оружия уничтожили более
40 гитлеровцев. Особенно отличился гвар-
lun краснофлотец Ихарев. Заметив, что
вражеская огневая точка мешает продви-
жению нашей пехоты, Ихарев скрытно
подполз к немецким пулеметчикам и ог-
нем из автомата убил 4 солдат, а шесте-
рых вместе с унтер-офицером взял в плен.

В бою за овладение городом Радом мо-
ряки огнем гвардейских минометов уни-
чтожили 4 танка, подавили 3 артиллерий-
ких и 7 минометных батарей, уничтожи-
ти до батальона живой силы противника.

%

ЧЕРНОМОРСКИЙ . ФЛОТ, 3 марта.
; По телеграфу от корр. «Красного Флота»).

Закончилась проверка оркестров кораб-
`лей и соединений, произведенная инспек-
цией Маркомата Военно-Морского Фяс-
та.

@тигской бухте.

Балтийские летчики наносят сильны

е удары врагу

Bee наши самолеты благополучно вер-
нулись на свои базы,
ках

Сильный удар нанесли балтийские
летчики по каравану противника в рай-
оне Либавы, где зажата крупная груп-
пировиз немецких войск. : :

Около 8 часов утра наша воздушная

разведка обнаружила юго-западнее Либа-

вы караван в составе транспорта, танке-
pa, двух сторожевых кораблей и двух

тральщиков. Корабли шли десятиузловым
ходом. Уничтожить вражеский’ караван
веломым ,

было поручено штурмовикам,
гвардии
еким.

— 0б’ект атаки был сравнительно не-
большой, но хорошо прикрытый эекор-
том, — сообщил в беседе т. Красов-
ский. —— Погода

старшим лейтенантом Врасов-

шая дымка  отлалась над водой. Когда,
по моим расчетам, самолеты прошли не-
мецкие посты ВНОС, штурмовики стали
набирать высоту с тем, чтобы до встречи
с врагом достичь 800 метров. Но едва
достигнув этой высоты, летчики увидели
корабли. Резко увеличив скорость, мы

оставили караван слева, солнце — спра-

ва. Передал самолетам приказ пригото-
виться к атаке. При входе в пике я
увидел, что с двух сторожевых кораблей,
идущих концевыми, открыли ‘зенитный
огонь. Чтобы обеспечить атаку другим
экипажам, я направил на один из сторо-
жевиков свой самолет. Обстреляв ко-
рабль, я пошел в атаку на транспорт
водоизмещением 6.000 тонн.

Абазова устремились Ha танкер водоиз-
мещением 4.000 тонн и на сторожевик,
активно обстреливавший нае, x

Со 100 метров я бросил серию бомб
замедленного действия и сейчас же на
бреющем вышел из атаки, Стрелок мне
передал: «На транспорте взрыв, его
окутало дымом». Отвернув влево, я от-
четливо увидел всю картину: кроме
транспорта, атакованного мною, горел
идущий в кильватер танкер.

На втором заходе я обстрелял из пу-
шек и пулеметов другой сторожевой ко-
рабль. Первый уже погружался кормой
в воду. Самолеты, идущие группами, об-
рушили огонь YO Beem четырем кораб-
лям. Выходя из атаки, я услышал голос
моего стрелка: «Смотрите, горит транс -
порт». Немецкий транспорт и танкер
уже погружались в. воду.

Убедивигись в успешности атахи, я
собран самолеты и’ взял куре на базу,
Гуда мы вернулись ‘без потерь. -

нометчики
В жестоких сражениях за этот важный
узел немецкой обороны и крупный про-
мышленный центр Польши моряки все
время двигались вместе с пехотой, сокру-
шая своим огнем немецкие войска.

Особенно проявили себя твардейцы B
боях на немецкой территории. Громя вра-
га день и ночь, полк одним из первых по-
дошел к Одеру. В борьбе за плацдарм на
левом берегу Одер» твардейцы-моряки
выдержали десятки яростных контратах.
Под селением Аурит на маленьком плац-
дарме моряки, поддерживая одну пехот-
ную часть, за один день отбили 15 контр-
атак отборных эвэсовских частей, уни-
чтожив при этом до 2 батальокев немцев,
3 танка, 2 «Фердинанда» и подавили
огонь 2 артиллерийских и 5 минометных
батарей. ; :

Много отважных воинов вырастил полк.
Моряки гордятся свойми командирами—
твардии майором Нежинским, гвардии
старшим лейтенантом Петровым, гвардии
младшим лейтенантом Путята и другими,
Полк за период зимнего наступления
дважды отмечался в приказах Верховно-
го Главнокомандующего Маршала Совет-
ского Союза товарища Сталина. Высокая
оценка вождя вдохновляет гвардейцев-мо-
ряков на новые подвиги во славу Роди-
НЫ.

Залны наших гвардейских минометов
победно звучат в логове зверя.

Гвардии старший лейтенант
Е. БИСКУПСКИЙ.

Действующая армия.

Лучшие флотские оркестры

Лучшими по культуре исполнения
строевых маршей и художественного ре-
пертуара признаны оркестры: линкора «Се-
вастополь», гвардейского крейсера «Крас-
ный Крым» и соединения торпедных ка-

теров.

благоприятствовала по-’
зету. На море было ясно, только неболь-

Boro me
время штурмовики офицеров Водянова и.

Черноморский

блюдают за воздухом.
Фото А. Соколенво.

флот. ° Зенитчики наз

Сбор флагманских
минеров —

Недавно состоялся 6б0р` флагманеких
минеров соединений и командиров диви-
знонов тральщиков  Нраснознаменного
Балтийского флота.

Участники сбора заслушали доклады о
‘боевых операциях, во время которих ши-
роко применялось торпедное и минно-
тральное оружие для борьбы с вражески-
ми кораблями и минами. Большой интерес
вызвали доклады майора Баранова 06 ис-
пользовании Н-ской гвардейской азиача-
стью торпед и мин против вражеских ко-
`раблей. Капитан 3 ранга Микас сделал
разбор боевых операций торпедных кате-
ров, оперировавших на Балтике во взай-
модействии с авиацией и тральттиками.

Большое внимание ‘на `6боре было уде-
лено задачам борьбы с минами против-
ника. Капитан 2 ранга Гончаренко, капи-
таны 3 ранга Вольский, Копытов и Лив-
шиц рассказали 06 опыте использования
трального оружия в борьбе с минными 5а-
граждениями противника. Они подробно
разобрали операцию по прорыву мощного
минного рубежа противника в Нарвоком
заливе, который немцы считала непрохо-
димым для наших кораблей. Тральшики
капитана 2 ранга Кемаева, Героя Совет-
ского Созоза капитана 3 ранга Пахольчу-
ка,  капитан-лейтенанта  Аводовского,
гвардейцы  капитан-лейтенанта Ярошев-
ского, капитана 3 ранга Еременко, уча-
ствовавшие в прорыве этого минного за-
граждения, уничтожили за короткое вре-
мя тысячи вражеских мин. :

В заключение выступили контр-арми-
рал Курнаков и капитан 1. ранга Валмы-
ков. которые поставили перед. офицера-
ми конкретные задачи Ha 1945 год.

Капитан 3 ранга Ф. МУДРАН.

Краснознаменный Балтийский флот:

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ
НА ФЛОТЕ;

БЕЛОМОРСКАЯ . ФЛОТИЛИЯ, 31 мар-
та. (По телеграфу). Мичман Ефим’ Архино-
вич Емельянов — бывалый, опытный мо:
pax. Службу в Военно-Морском Флоте сн
начал в 1915 году на Балтике. В 1918 году
он участвовал в освобождении советского
Севера от интервентов и белогвардейцев.
С тех пор он на Севере. Тов: Емельянов—
боцман в Н-ском подразделении. Многие
его воспитанники стали командирами ко-
раблей и катеров. :

+

ВОЗДУШНЫЕ ТРАССЫ
МЕЖДУ МОРСКИМИ-ПОРТАМИ

ЛЕНИНГРАД. 31 марта: (Но телефону
от корр. «Красного Флота»). В’ пять. раз по
сравнению < прошлым годом. возрастают в

нынешнем году пассажирские. и грузовые
перевозки на северных  авиатрассах. Воз-
душные трассы пройдут через важнейшие
порты Балтийского, Белого и’ Баренцова
морей. Открываются новые авиалинии, свя-
зывающие Ленинград с Архантельском и
Мурманском, ‘организуются’ ‘регулярные
рейсы Ленинград-—Петрозаводск, Ленин-
рред-_Таллин-_Рига. Воздушные — лчнии
будут обслуживаться новыми  комфорта-
бельными пассажирскими самолетами.

КОРАБЛИ ДОСРОЧНО ВСТУПАЮТ В СТРОЙ

Экипажи многих черноморских кораб-
лей с уважением говорят о плавмастер-`
кой, где начальником инженер-капитан

ранга  Селиверстов. Мастерская была
юздана в период ожесточенных схваток
‚ врагом. Сразу же начали прибывать
мя текущего и аварийного ремонта
тТальщики и катера. Мастерская росла и
коре стала одной из самых крупных на
флоте. ®

После одной из операций в мастерскую
Прибыли на ремонт катера. У двух кораб-
ц8й была серьезно повреждена кормовая
Пасть, Пришлось заново сделать почти
Юловину корпуса калеров. В мастерской
готовили и установили  элевтрощиты,
ебное и рулевое устройства. Через не-
юторое время корабли были бтремонти-
ваны;

Более полутора лёг простоял катер
МОУ на стенке. OH предназначался
№ слом. Но коллектив мастерских за 45
уго произвел работу, которая до воины
Целала бы честь судоремонтному заводу.
тер снова вошел в строй.

Личный состав мастерских непрерывно
вершенствует методы ремонта, органи-

рег усложнял его постройку. Чтобы с0з-
даль уклон, пришлось врезаться в грунт.

Командование и офицерский состав
мастерских, особенно начальники цехов,
псказали немало примеров хорошей орга-
кизации работы.  Моторно-монтажный
цех во главе с инженер-камитаном Баб-
ченко за период войны перебрал боль-
moe количество моторов. — Коллектив
цеха освоил ремонт, новейшей  тех-
ники. Тут выросли отличные  специа-
листы — тлавный старшина  Копша,
краснофлотец Кальченко, моторист Де-

менко,

Электроцдех (начальник т. Остриков)
освоил ремонт всех видов олектрообору-
дования. Под руководством т. Острикова
и ‘его помощников мичмана Кучелева,
главных старшин ДЛубицкого и Малыше-
ва был произведен электромонтаж паав-
мастерской, в том чиеле лебедки кормо-
под‘емника, оборудованы = различные

‘стенды, лаборатории испыгания ириборов

и пр. >
Существенно помогают  мастерекой
экипажи  ремонтирующихея кораблей.

Широко практикуются совместные сове-
щания руководящего состава мастерской

цию и техническое оборудование. Сво-
Ми силами изготовили мощную ферму
Мя нод’ема кормы катера-охотника. ITO
зволило быстрее ремонтировать греб-
1\ю систему хорабля без под’ёма его на
Ченку. Под руководотвом главного инже-
ра т. Амдура сделан слип. Низкий бе-

© механиками и командирами.

Большое внимание уделяется иланиро-
ванию и организации работы. Лефектные
ведомости утверждаются лишь после
тщательной проверки. Составляетсл для
всех цехов график ремонта и затем с0-
общается бригадирам. Исходя из гра-

‘помогает командованию

фика, в каждом цехе накануне рабочего
дня составляется план работы.
Партийная организация существенно
плавмаетерской
в борьбе за дальнейшее повышение каче-
ства и темпов ремонта. На’ одном из 06?-
ектов необходимо было отремонтировать

дизели. Для обсуждения вопроса о
том, как быстрее выполнить зада-

ние, было созвано совместное собрание
коммунистов корабля я дизельного цеха.
После детального обсуждения собрание
приняло конкретное решени”. Парторги
систематически проверяли его выполне-
ние. Все это помогло закончить ремонт
корабля раньше срока.

Около половины вольнонаемпых рабэ-
чих мастерокой занесено на Доску поче-
та. Шесть рабочих,  найболе»  оТличив-
шихея в борьбе за план, награждены rpa-
moto Народного Nownecapa Boenno- Mop-
ского Флота и ЦЕ профсоюза ра
достреительной промышленное”

„ Многие

работники мастерекой получили  прави-

тельственные награды. Недавно команду-
ющий флотом наградил. большую трупну’
военнослужащих и рабочих,

Хорошая. организация . работы, крел-
кая воинская и трудовая диснинлина по-
зволили коллективу мастереких  выпол-
нить план 1944 году к 12 ноября. № 27-й
годовщине Врасной Армия был выпоа-
Hen двухмесячный ллан 1945 года.

Старший лейтенант А, НОРИНСНИЙ.

Черноморский флот.

‚  Свяницы образуют

Евгений ЮНГА

Вдоль Подунавья— значит вдоль Юго-
‚ сдавии. Таково географическое положение.
страны между средним плесом Дуная.
и Алриатическим морем. Подунавьем 30-
вется ее сбверная окраина от границы
с Болгарией и Румынией близ Радуйзва-
ца до Батины возле границы с Венгрией.
Это своеобразный, на протяжении почти
пятисот километров, Фасад Югославии.
  Самые красивые места ереднего плеса
находятся в пределах Подунавья, Pony
нитые ущелья dhexesupix Bopor, Kasana u
! каменную  теснину
  Взиссуры, где склоны горного пика Ми-
роч Нланины подняты над Дунаем, будто
крепостные — километровой вышины —-
отвесные стены. Среди мирных долин,
оживленных водяными  мельницами-ду-
павками,  необозримыми виноградниками
ий еливовыми садами, смотрятся в плав-
ный Дунай руины башен Смедерево —
прославленной в юнацких песнях  ста-
ринной столицы, из которой  разлалея
клич всеобщего восстания сербского на-
‘рода «3a слободу златну» против нена-
‘внетных  кирджалий-порсботителей. За
песчаными приплесками вдоль пологих
берегов неожиданно предстают на гребнях
высоких холмов у слияния Дуная и Са-
вы многоэтажные кварталы современного
города, обрамленного зеленым кольцом
бульваров и парков. Так выглядит Бел-
град, которому досталась честь быть пер-
вой из семи столиц южно-славянских
народов, братеки  об’единенных в годы
освобождения Демократической Федера-
тивной Югославии 0т ига немецких за-
хватчиков. Чем хальше от Нови-Сада,
Апатина, Батины уходит река, нетляя у
крепостей ‘и рыбачьих поселков, Tem
ниже и однообразнее становятся ее бе-
pera, постепенно  теряясь в унылых
плавнях венгерской равнины. Ио все
это — Подунавье, несчетно воспетое юго-
славами в песнях любви к родине, борь-
бы за ве полостноеть’ и свободу.

В. ТЕСНИНЕ _
_КЛИССУРЫ .

Неделю без передышки дула кошова—
сухой, пронизывающий ветер © востока.
Тучи  взвихренного нееку клубилиеь
вдоль Подунавья. Буковые рощи и дома
в. поселков медленно тонули
в песчаном море. Туман колючей пыли
висел над рекой; напоминая рыжеватую.
мтлу  штормового хамоина, когда тот,
сбежав из Аравийской пубтыни, гуляет
a Ерасным морем. о

Накануне отплытия
кошова угомонилась.

Тредотходная ночь была  штилевой,
Bee предвещало хорошую погоду. Пыль
улеглась. Отражаемое рекой небо плыло
в ней бесконечным потоком серебряных.
иск.

еред рассветом звезды исчезли, слов-
но течение безвозвратно унесло их вниз,
к черному морю.

Пасмурное утро едва побороло ночную

тель. Вазалось, что, Дунай насилу про-

нашего караванс

бишся в нам CRBO3b дождевое ненаетье—

грязнокоричневый, в тоскливо  низмен-
ных берегах валашеких долин, в неяе-
ной рамке далеких гор..
‚Дымка, сотканная из мельчайших ка-
пель дождя, затянула вое, что осталось
позади каравана, как только он покинул
причалы румынекого
‘зерина,

Река сужалаь на глазах. Сквозь
сппошные — в длину салона — стеклян-

города Турну-Се-

ные стены 0ббих бортов перемещались
вилы панорамы, постепенно разверты-
вавмой движением корабля.

- Без устали вверля горы, Дунай рас-
кручивал видовую ленту. be:
Повитые туманами темные коридоры
стремнин, горные кручи с яркозелеными
ааа заоблачных пастбищ, где
снежными прожилками были рассыпаны
отары овец, чередуясь, плыли навстречу
  нам, чтобы уступить место просторам
es и пойм в долинах. На грани
цуйм и реки весело трудились в пене вод-
ной толчеи мельницы-дунавки. Подетать
отеренью увядших садов и придорожных
ee пестрели желтые, бурые, коричне-
вые, серые крыши рыбачьих  побзаков,
Е на обоих берегах. Селения
были редки и настолько удалены от реч-
HOTO фарватера, что взгляд не мог обна-
ружить признаков жизни в буковых ро-
Шех, оберегающих строеняя от ‘песчаных
итормов кошовы. Да, пожалуй, мы и не
упезали осмотреться в живописном сме-
щении цветов, которыми природа разук-
расила долины. Мрачные утесы  ущегий
опять заслоняли все, почти вплотную
сдвигаясь над кораблем. Но их влажным
of постеянных туманов и сырости ребри-
тым уступам змеями спускались иепо-
ленские корни вековых дубов. Силошны-
ми золотыми пластами тянулись по’ екло-
нам гор кроны буковых лесов, перемежа-
явь. с черными пропастями. На самом
краю пропастей чудом держались в тре-
щинах и расшелинах одинокие ели, а в
глуби, в непроглядном мраке боковых
ущелий, серебряными нитями свисвали -с
вершин и облаками радужных брызг виз-
вергались в Дунай водопады и горные
ручьи. Тропинки, едва намеченные ред-
кими путниками, с обеих сторон кружили
влоль реки под навесами скал, кое-где за-
ботливо отгороженные от нее каменными
балюстрадами, кое-где превращаясь в у3-
кие лошатые мостки, иногда проложен-
ные на расстоянии километра. Излали оли
казались абсолютно непригодными даже
для пешеходов и напоминали неясную
черту предельно высокого урозня реки,
дважды в году проводимую на скалах по-
‘ловодьем. Время от времени торные

бочих су-

‘клоны обрывались неприступными с. Ду-
ная мысами, которые замыкали вход в

Своими силами,

БЕЛОМОРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ, 31 маг-
та. (По телеграфу). С под’емом ремонти-
рует свой корабль экипаж тральщика, где
командиром старший лейтенант Синдюков.
Котельные машинисты под руководством
сгаршины 1 статьи Розмакова заканчивают
сложный ремонт котла. Машинисты, воз-
главляемые старшиной 1 статьи Афанась-
евым , привели в порядок главную ма-

шину.

‘очередную
‘фоне безжизненных скал глазу с трудом

стремнину. Тогда на темном

удавалось найти неотличимые. пока не
подойти к мысам, развалины древних
крепостей. Их вековые стены были cao-

иены из обломков скал и увиты ползучи-

ми растениями черного цвета, похожими
на скопища неведомых гадов, закинутых
на орлиную высоту. Дунай поспепено orn-
бал такие места, словно желая поскорее
выбраться из теснины и подальше уйти
от угрюмых стражей былой эпохи, но
зеюду натыкался на кладбищенские руй-
ны мыюов-крепостей, воздвигнутых ту-
рецкими кирджалиями на границах НБ-
мадии —— югославского Полесья и разру-
шенных вольными сербекими гайдуками.

Однализ них целиком сохранилась:

`Мы увидели ее на закате, когда’ ветер
очистил небо, а кровавые отеветы легли
на вершинах гор у выхода из Клиссуры.
Вначале никто не поверил, что это Ha-
стоящая крепость. Дунай показал нам
столько чудес, что виление замка на

`крайней вершине было принято всеми за

прихотливую игру природы. Слишком вы-
с0ко над рекой вознеслась крепость. вен-
чая собой отвесную вершину, чтобы сра-

зу признать ее подлинность. В OaexHew-

щем предвечернем небе четко вырисовы-
вались плоским абрисом семь сторожевых
башен и зубчатые крепостные стены, гор-
ло возведенные над окрестными горами.
У подножья их, под скалой-замком, беле-
ло пятно сквозного туннеля. С каждым
мгновением оно ширилось, затем вдруг
исчезло...

Корабль повернул.

Раздались, как занавее, мрачные ска-
Перед нами раскинулась широкая, по-
дернутая дымкой долина. Посреди ec
расплылаеь, удивляя размерами  лполо-
водья, неожиданно плавная и тихая река.
Страва от реки сиял в прощальных лучах
солнца крест белой, точно маяк, церков-
ной колокольни, а вокруг, будто отара у
ног чабана, среди багряно-зеленых рощ
и садов, кучились домики прибрежного
села.

— Добрались-таки, — облегченно вы-
дохнул старший лоцман, закрывая цвет-
ную карту побледней стремнины, разост-
ланную на столе музыкального салона.—-
Самый опасный участок пройден благо-

гполучно. Спасибо тральшикам. Это —
Молдаво-Вехе. 3
ЮГОСЛАВСКАЯ
КЛЯТВА.

В Молдаво-Вехе наши пути разошлись.
Продолжать плавание с караваном даль-
ше Клиссуры было напрасной потерей
времени. Скорость кораблей, идущих за
тральщиками по засоренной минами ре-
ге, настолько замедлена, что дней, потра-
ченных нами на переход тесниной, © из-
бытком хватало для того, чтобы успеть на
обыкновенной  <полуторке»  проехате
вдоль Дуная из Турну-Северина в Бел-
град и обратно и енова настичь караван.
И если великолепные виды Клиесуры не-
сколько вознаградили нас, примирив ©
вынужденно черепашьим движением, TO
за Молдаво-Вехе путь по реке” превра-

‘знался в пытку терпением для всех, кто

зависел от жестких сроков.

Это решило выбор. Сожалея, мы сме-
нили кресла уютного салона и прочие
Удобства комфортабельного теплохола на
более привычный за три года бытия па
военных дорогах кузов попутной автома-
шины. Лучней оказии трудно было же-
лать. Нас догнала машина, шедитая вря-
миком в базу бронекатеров Героя Совет
ского Союза Державина, куда направля-
ЛИСЬ И МЫ.

— Завтра будем на месте, — пообе-
щал шофер-краснофлотец.

Набирая скорость, машина покинула
пристань и помчалась в сельской околи-
це. Стены домиков, разноцветные фаса-
ды слились в сплошную пеструю ленту.
Она оборвалась за поворотом. который
скрыл от нас Молдаво-Вехе. Обсаженная
ровными шеренгами шелковиц дорога то
‘вилась на кручах у реки, то Пересекала
долины, то опять возврашалаеь к Лунаю,
чтобы в’ последний раз прокружить под

скалами Базиаша и за ним уперетьея в

шлагбаум перед мостом через речку Неру.
Мост был границей. Румынский чаеовой
в двурогой нилотке. торопливо поднял пе-
рекладину и пропустил нас. Румыния бы-
ла позади. Отсюда и ло самой границы с
Венгрией на обоих берегах реки лежало
ютославское Подунавье — Шумалия, как
в старину называлась обильная лесами
‘Сербия, Банат, Воеводина. Еше много ин-
тересных встреч предвиделось нам, но
первая из них сразу же запала в память,
как только шофер затормозил машиву по
ту сторону моста через Неру.

Длинноусый человек в лохматом дере-
венском свитре из козъей шерсти ивкожа-
ных лаптях-постолах, с гранашей за поя-
сом, трофейным немецким автоматом на
груди и красной звездочкой на лилотке-
TUTOBKE: — югославский стражарь-погра-
ничник из местного партизанского отря-
да — подошел к машине, козырнул, как
полежено, улыбнулся и запросто сказал:
Поздрав, совиетски друже. Добро
дошли за Июгославию!*

—- Спасибо, товарищ. — откликнулся
наиг шофер. — А Петро Еняжен дома?

Улыбка погасла в глазах погранични-
ка. Он утвердительно кивнул.

— Сегодня похороны. Слышите?

Мы, ‘недоумевая, поглядели на него и
прислушались.

Вдалеке, на горе, Tae раскинулось
большое село, непрестанно звонил пер-
ковный колокол. печально и монотонно,
как всегда при погребении.

* Привет, советские товарищи. Добро по-
жаловать в Югославию!

ле Загойица,

Я

В Загойице партизан хотонят, ——
0б’язнил шофер. — Петро Еняжен-—коман-
дир здешнего отряда. Я ночевах у Hero,
когда ехал из нашей базы в Тгрну-Севе-
рин. Нохож на Чапаева. Такая же шап-
ка, усы, а за поясом два пистолета. В ту
ночь в его дом мертвого сына привезли.
Сын тоже был в партизанах. Разведчик.
Вчетвером пошли в разведку, недели за
две ло нашего прихода. Немцы поймали
их. Мучили, понятно, ‘потем убили. Где
закопали, — никто не знал. Партизаны
сбыскали весь район между Белой Церк-
вой-и Загойицей. пока naman. B ty же
ночь привезли. Страшно смотреть, до
чего изуродованы люди. Их при мне: енз-
чала по домам развезли, чтобы в послед-
ний раз у себя побывали, а ноутру пере-
несли в церковь. Совсем молодые ребата.
Самый молодой — Вук, сын Петро Кня-
жена. У него дочурка осталась. Красивое
имя— Рада. Еще трех лет
Лесь. Я ей туфельки везу, купил в Турну-
Сезерине, а то немцы обворовали село—
нечего надеть ни взрослым, ни детям.

Шофер приподнял сиденье и вытаныю
пару маннатюрных бапохачков с бавтя-
ками.

— Для Рады, — коротко
пограничнику.

Сверкнув черными глазами.
крепко пожал руку шоферу.

`Тот сунул бащчалюн в карман и. про-
щально козырнув стражарю. повел мали-
ну по дороге в тору, на вершине котерей
лепились один к другому нарядные доми-
ки пограничного села Загойины, похожие
на опрятные украинские мазанкя.

Одолев крутой пол’ем, машина вы-
бралась на главную улицу, ведуную в
площади у церкви. Нечальный звон кс-
локола нарастал в безмолвии ненастного
дня. По сторонам замелькали яркие на-
дпиеи. На свежевыбеленных стенах огром-
ными буквами были выписаны лозунги.
Они повторялись на фасадах всех строе-
ний: -
«Щивио маршал Стальин!».

«Яивио маршал Титу!».

«Живио наша ослободилочка Црвена
Армия. :

«Смрт фашизму — слобода нароту!».

На воротах, над окнами с выступами
боковых стекол, сделанными для того,
чтобы человек в комнате мог видеть пер-
спективу улицы, даже на трубах и камы-
шевых крышах, чтобы каждый разглядел
издалека, были нарисованы суриком
гятиконечные звезды разных размеров.
Чистота домиков, украшающие их 10-
зунги и звезды создавали впечатление,
что жители Загойицы принарядили село к
всеобщему празднику. И странными на
фоне праздничного убранства казались
безлюдье и унылый погребальный звон
церковного колокола. Никто не стоял у
ворот, ничьи лица не виднелись в окнах.
Село выглядело покинутым.

Bee 0б’яенилось, едва машина сверну-
ла на площадь. -

Шофер резко затормозил.

Небольшая сельская  плошадь
полна людей. Женщины с мокрыми

сказал он

была
от

слез лицами, в траурных одеждах, ребя-

тишки в лохматых высоких шапках и бо-
сиком, старики, как один, вислоусые,
вумрачные, опираясь обеями руками на
палки, ‘теснились вокруг‘ бугорка не-
подалеку от церковной ограды. Волокол
уже не звонил, и слова человека, напом-
нившего нам портрет, нарисованный шо-
фером, когда мы останавливалиеь у моста
через Неру, были слышны в могильной
тишине.

— Вот он, — шепнул шофер, непри-
метно показывая в сторону бугорка. —
Здешний командир Петро Княжен. Нем-
цы за его голову сто тысяч динаров еу-
лили... :

На бугорке, обнажив седую голову,
стоял низенький человек в полушубке на-
распашку и вышитой рубахе. Его лило,
обрамленное спадавшими на подбородок
усами, было необычайно выразительно,
особенно в профиль. Такими художники
всегда изображали сербских борцов 3a
свободу. -

У ног Петро Вняжена черным квадра-
том зияла разверстая братекая могила.
На краю ее выделялись четыре голубые
полоски: окрашенные в голубой цвет за-
крытые гробы. Замыкая их и могилу в
круг, плечом к плечу выстроились воору-
женные люди в пилотках-титевках—пар-
тизаны загойицы и. окрестных селений.

Пока мы обторожно ‘проталкивались
через толпу, траурный митинг закончил-
ся.. В тишине вехлипывали женщины —
матери, жены, сестры партизан, замучен-
ных немцами. Несколько мгновений все
безмолветвовало. Затем снова сквозь паач
и горестное безутешное бормотанье жен-
лцин послышался голое Петро Вняжена.
С ледяным спокойствием, почти бэсстра-
стно, что никак не вязалось с экспансив-
ными жестами, командир отряда, будто
разрубив кулаком воздух. двумя словами
заключил надгробную речь перед телами
погибших, среди которых находился его
единственный сын:

— Смрт фашизму! é

Партизаны хрипло подхватили:

—— Слобода народу!

Потро Ёняжен, повысив голос, вторич-
но проговорил:

—- Смрт фашизму!

— Слобода народу! — дружно отзети-
ли люди в пилотках-титовках.

В третий раз, теперь с нескрываемой
ненавистью, яростно выкрикнул человек
на бугре:

— Смрт фашизму!

И тогда отозвалась тысячью
вся площадь:

— Слобода народу!

_ ..Это была священная клятва ютоела-
вов. слышать которую нам довелось в се-
межлу Белой Церквой и
Панчево, на пути вдоль Подунавья.
Турну-Северин—Белград.

голосов

«Морской сборник» № 2—3

Вышел из печати и рассылается «Мор-
ской сборник» № 2—3 за 1945 год.

В журкале помещекы: приказ Верхов-
ного Главнокомандующего № 5 от 23 фев-
раля 1945 года, сообщение о Конференции
гуковолителей трех Союзных держав —
Советского. Союза, Соединенных Штатов
Америки и Великобритании в Крыму.

Кроме того, в «Морском сборнике» опуб-
ликованы статьи адмирала флота И. С.

Исакова «Приморские крепости» (продол-
жение), капитана   ранга М. И. Мешерско-
го «Тулоксинская десанткая операция Ла-
дожской военной флотилии», академика
Е. В. Тарле «Экспедиция русского флота
в Архипелаг в 1769—1774 гг», капитана
1 ранга 1. П. Глазкова «Определение пу-
ти корабля по пеленгам неподвижного
ориентира и времени». В журнале поме-
щена также «Морская хроника».

He MCuOAHM-

отослав