IX

a, =

и -- 4

ee ee

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

_ИтТ@

Вторник, 20 апреля 1937 г.

С пурная ra

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ена 30 коп.

\

зет

№21 (657)

Через 8 дня исполняется пятилетие , ского труда — выражением этого бес-
Лостановления ЦК ВКП(б) о пере-  спорного факта было немалое количе»
тройке литературных организаций.   ство хороших книг, вышедщих в свет

Решение Центрального Комитета  за ‘эти годы.

ВКП(б) от 23 апреля 1932 года име- Советская литература имеет немало
по огромное значение для развития   успехов в своем ‘активе. Такие про-
роветской художественной литерату-  изведения, как, «Клим. Camron» a
ры. Ликвидация РАПИ означала же-   «Егор Булычев» А. М. Горького, явля-
ртокий удар по сектантству и 6ес-   ются бесценным вкладом в сокровищ-
принцииной трупповщине, расцвет- ницу нашей культуры. ‘Последние
шим пышным цветом в этой органи-  произведения ‘Шолохова; Фадеева,
зации и ставшим серьезным препят-   Н. `Островского, А. Толстого, Павлен-
етвием к сплочению всех советских   ко, Вишневского, новых писателей
писателей вокруг задач социалистиче-   Вирта, Макаренко и других, стихи и
ского строительства. песни многих поэтов многонациональ-

Отрыв от политических задач сов-   ного Советского Союза, некоторые пье-
ременности, характерный для дея- сы советских драматургов пользуются
нельности РАПИ, сектантский отрыв   признанием и любовью всего советско-
Ее от больших групи писателей, со-   го народа. Но было бы серьезной
нувствующих социалистическому   ошибкой за этими успехами не видеть
етроительству, кружковая замкну-  крупнейших недостатков нашей ли-
гость, применявшиеся в ней «методы»   тературы, множества творческих! не-
вдминистрирования, подмены воспи:   удач видных. советских писателей, по-
кательной работы грубым окриком,   литических срывов в работе литерато-
заклеиванием всевозможных ярлы-  ров.. 06 этом много раз писалось и го-
ков — все это делало практику РАПП   ворилось — и вряд ли нужно снова
ровершенно нетерпимой и вредной.   называть здесь большое количество

Положение усугублялось тем, что   серых, скучных, ненужных, & иногда
большинство руководителей РАПП во   и вредных: книг, выпускаемых наши-
главе с пресдовутым Авербахом си-  ми издательствами.

(тематически культивировало в офга-  Союз советских писателей в целом
хизации грубый зажим самокритики.   нё может похвастаться большими ус-
подхалимотво и групповую склоку.  пехами в области планомерното. и. си-
Группка Авербаха сыграла’ 060б0  стематического влияния на творче-
вредную роль в жизни РАПП. ~ скую жизнь советских писателей; Он
3  Прикрываясь двурушническими   неплохо справился ¢ выполнением
Клятвами в верности линии партии,   очень важной задачи устранения из
Авербах протаскивал в своих писа-  практики литорганизаций сектантст-
ннях и речах троцкистские и буха-  ва, групповой замкнутости, отрыва
ринские идейки. Достаточно вспом-  писателей от политической жизни
нить вреднейший «лозунг», выдвину-   страны. Он преодолел атмосферу груп-
ый «напостовцами»: «союзник или  повой драки, характерную для лит-
враг», чтобы понять, насколько бес-  организаций рапповских времен, уст-
церемонно извращал Авербах линию! ранил, за’ некоторыми исключениями
иартии, действуя по троцкистским   (каковым является, например, дея-
рецептам. Антиленинские извраще-  тельность московской секции драма-
вия красной нитью проходят в пи-  тургов), ранповскую «методику» ад-
саниях Авербаха, в тех ‘«лозунгах»,  министрирования, окрика. и зажима
которые выдвигались и пропагандиро-  самокритики. Но’ союз, как это пока-
зались наиболее ретивыми «напостов-   вали со всей очевидностью собрания
ками». Таков лозунг «за ‘плеханов-  писателей в Москве, Ленинграде, Ки-
6кую ортодоксию», такова пресловутая   еве, Минске, не занимался по-настоя-
теория «живого человека», таково   щему основными творческими вопро-
иротаскивание известной бухаринекой   сами, не организовал систематическо-
концепции о «нации Обломовых» (пре-   го большевистского воспитания писа-

Галактион Табилзе
ЛЕНИН

Смотрит в лицо непогоды.

вознесение грубо ошибочного и вред-  телей на опыте творческих успехов и Тюдям открыт кругозор простор-
ото стихотворения Д. Бедного «Сле-  неудач крупнейших писателей стра- ный.
вай с печки», об’явленного «замеча- ны, не занимался вопросами. воспи-   Страстно взывают к буре у
чельным историческим стихотворени- тания и помощи литературной моло- валторны,

ем», и прокламирование на этой осно-
ве ‘лозунга «одемьянивания» поэзии),
и многие другие «установки» Авер-

дежи. .
Факты политической беснечиости и
ротозейства в писательеких организа-

Кричат фаготы.
В честь этих дней стакан

баха и его труппки. циях, беспечности и ротозейства,! ис- подымаю,
«Теоретические» откровения ‘троц-  пользованных заклятыми врагами на» В. гулах заводов рождается
кистской трупики Авербаха, Мазнина,   рода для своих гнусных. целей, сви- слава,

ТГрудской, Макарьева, Карева и про-  Детельствуют о крупнейших недостат-
мих «теоретиков» встречали должный   ках в политической работе союза. На-
ютпор в партийной и комсомольской! рушения требований устава союза и
печати, со стороны многих литерато:   внутрисоюзной демократии, елабость
ров-коммуниетов. Но обстановка сё-  критики и самокритики в литоргани-

Сдвинута с мест природа немая,
Время пирует р нами.

Тенин — явленье мощного

мейственности, групповщины и зажи-! зациях, склонность к парадным мани- 2 сплава,
ма  самокритики, насаждавшаяся   фестациям успехами, отсутствие ди-  Вождь революций, боев
Авербахом, препятствовала ‘развер-  ференцированного, внимательного ©т-   небывалых,
гыванию самокритики в литературной   ношения к членам союза — вот на  В трохоте войн, в лавинных
организации. Указания _ «Правды»,   что справедливо указывали участни- валах—

критиков-коммунистов на пороки ий  ки писательских собраний.
ошибки организации встречались`ру-  Внутри союза не создано еще ат-
ководством РАПП в штыки. мосферы подлинной творческой кри-
Парадной шумихой, барабанной тре-  тики и самокритики, которые сделали
скотней по поводу «призыва ударни:   бы невозможными зазнайство и чван-
ков в литературу», «левыми» фраза:   ство некоторых «корифеев литерату-
ми Авербах пытался прикрыть и за-   ры», т. е. те явления, которые тормо-
мазать глубоко вредную для всего ли-   зят творческий рост нашей литерату-
тературного дела’ практику ‘HaTpan-  pH, снижают требовательность писа-
ливания одной части советских пи-  теля к самому себе и ответственность
сателей на другую, отбрасывания  перед многомиллионным читателем
больших групп советских писателей   советской страны. Руководить писа-
от участия в жизни литературной об-   телями, критикуя их ошибки и неуда-
щественности, охаивания или превоз-  чи, невзирая на лица, руководители
несения книг отдельных писателей   литературных организаций еще не
исключительно по беспринципным   научились. Не научилась этому, за
трупповым соображениям. : немногими исключениями, и литера-
Все это создавало крупные пренят-   турная критика,‘ организацией и вы-
ствия для развития советской лите-   ращиванием которой также совершен-
ратуры, мешало серьезному размаху   но недостаточно занималось . литера-
художественного творчества, мешало   турное руководство. ‘Такие важней-
вонсолидации сил всех честных совет-  шие центры союзной работы, как ре-
еких писателей для участия средства-   дакции газет и журналов союза, ра-
ми художественной литературы в со-  ботали в значительной мере, деляче-
циалистическом строительстве. ски, забывая о своих важнейших фун-  .
Центральный Комитет нашей пар-  кциях большевистского воспитания
тии ликвидировал РАПП, беспощадно   авторов, творческой помощи им.
вскрыв причины культивирования в  ‘Организация высокопринципиаль-
организации групповой замкнутости,   ной, смелой, свободной от грунпновых
отрыва от политических задач совре-   шор, от расшаркивания и неопреде-
менности и от больших групи писа-   ленных комплиментов критики лите-
Retell, сочувствующих ‘социалистиче-   ратурных произведений членов сою-

Он— наше знамя,

Тянет к нам руки свои уповая
Где-то из дальних снегов ¢
избенка,
И отвечает ей вся боевая
Дружба рабочего класса.

Как по сердцам ударила звонко
Самоотверженность этого часа:
Всем ‘угнетенным. земли, без
из’ятья—
” Наши об’ятья! о
Кончилось время разрух
: и пожарищ.
Провозглашает вождь и товарищ
Лозунг рожденья и жизни.

В пороховом раз’едающем дыме
Сгинули белы, блокады и голод.
Встаньте на Ленинской вахте,
кто молод
В нашей отчизне. :

Перевел с грузинсного
П. АНТОКОЛЬСКИЙ.

©кому строительству. Партия указала   за, критики, воспитывающей писателя

пути сплочения всех советских писа- и помогающей ему, сбивающей спесь Ленин
телей в едином союзе советских пи-  с самоуспокоенных и зазнавшихся =
caTenelt, создав все необходимые уб-  «корифеев», заботливо и без захвали-  . и Горький
ловия для превращения литератур- вания поддерживающей молодые та-

ных организаций в средство наиболь:   ланты, — вот одна из важнейших за-
шей мобилизации литераторов для   дач союза. Решению этой задачи надо
участия в социалистическом строи- посвятить работу правления ‚ССП
тельстве. СССР и республиканских литоргани-
Громадная работа по перестройке   заций, редакций журналов и газет со-
писательских организаций, проделаи-  юза. Каждый писатель должен най-
ная партией, имела своим результа- ти в своей организации такую чест-
том политическое сплочение всех   ную, прямую, способствующую его ро-
лучших писательских сил страны. В  сту критику. Заседания руководящих
борьбе с сопротивлением зарвавшихся   органов литорганизаций и их секций
«генералов от литературы» был с03-  станут по-настоящему творческими,
Дан единый союз советских писате-  когда на них будет обсуждаться имен-
пей с партийной группой в нем. Идей-  но этот круг вопросов.
но-политическое единство советских  Широкое развертывание самокрити-
писателей, их сплочение вокруг пар-  ки в литорганизациях, строгое соб-
гии и советской власти, их предан-  людение принципов союзной демокра-
ность советскому народу й социали-  тии и уставных требований, втяги-
стической родине нашли свое выра-  ванне в творческую работу союза
жение на первом всесоюзном _ с’езде   писательской молодежи — существен-
писателей, прошедшем под руковод:   нейшие предпосылки оживления жиз-
ством товарища Жданова и А. М.  ни литорганизаций.
Горького, ставшем ‘событием боль-  Политическая работа с писателями,
шого политического значения как вну-  включающая систематическую квали-
три, так и вне нашей страны. фицированную политическую агита-
Враги народа Бухарин и Радек пы-   цию и пропаганду, организация марк-
тались использовать трибуну с’езда   систоко-ленинской учебы писателей,
для своей вредительской работы, пы-   особенно молодежи, должны, наконец,
тались под прикрытием лживых сла-  стать основой работы парторганиза-
вословий советской литературе про- ций писателей; как раз этим вопро-
тащить свои капитулянтские идейки,   сам парторганизации уделяли наи-
ориентируя советских поэтов на  «06-  меньшее внимание, исходя HB CO-
разцы» поэзии буржуазного декадан-  вершенно неправильных представле-
са, презрительно“ третируя пролетар-  ний об уровне знаний писателей и из
скую и революционную антифашист-  фальшивых разговорчиков о «специ-
скую литературу за рубежом. Но с’езд фике литературного труда».
разоблачил и отверг вредительские  Нужна радикальная перестройка
Установки маскирующихся двуруш- ДСИ в Москве, Дома им. Маяковско-

об искусстве

шицем.

летариата в области культуры».

скому писателю — А. М. Горькому.

искусстве»: высказывания. Владими-
ра Ильича по вопросам монументаль-
ного искусства, об оформлении горо-
да и демонстраций, о скульптуре и
памятниках, о живописи. Материалом
для брошюры послужили мысли Ле-

‘воспоминаниям Н. К. Крупской, А. В,
Луначарского, Клары Цеткин и. др.

ников. то в Ленинграде и всех писательских г х
Лозунг сопиалистического реализ-  клубов на ИИ м tae:
Ма, сталинский лозунг, исчерпываю-   центры литератур eh nah ate pana

ще определявший политические и и обсуждения новых кийг, в‘ центры
творческие задачи советской литера-  квалифицированной помощи писате“-
туры, был принят подавляющим боль- лям библиотечными, консультацион-
шинством советских писателей как ными и справочными материзлами.

руководство к действию. Постановле-  Мы назвали здесь лишь некоторые
ние ЦК ВКП(б), всесоюзный  с’езд,   ‚ которые неотложно необходи-
Постоянное внимание партии, огром-
ная организаторская и ода аЯ писательских собраниях и на заседа-
фабота А. М. Горького — все это было   ниях руководящих органов op er
Мотучим творческим стимулом  зля Значит, вее дело в том, чтобы по-боль-
передовых писателей Советского Сою-   шевистски взяться за их проведение

тозтбала интенсивность писялель- в жиань.

А. М. Горького по вопросам искус-
ства». В сборнике будут помещены
статьи великого писателя о живопи-
си, скульптуре и кустарно-художест-
венной промышленности, печатавши-
еся в журналах и газетах с 1896 по
1988 гг. Собранные статьи’ помогут
широким массам наших читателей
ознакомиться со взглядами А. М.
Горвкого на реалистическое  искув-
«тво,

‚ Тород сегодня с утра взволнован.
Сборища в каждом саду и сквере,
Высится Ленин над миром новым,

Вихорь стучится в окна и двери.

Выше знамена и флаги подымем.

-  вой эпохе, когда старый мир, осно-

Изотиз выпускает сборник статей
и высказываний Ленина O культуре
и искусстве, составленный М. Лиф-

Книга состоит из трех разделов:
«Вводная философская часть», «Куль-
тура и искусство в капиталистиче-
‘ском обществе» и «Великая социали-
стическая революция и задачи про-

Читатель найдет в ней высказыва-
‘ния Ленина о романтизме и. реализ-
ме, ознакомится с оценкой Лениным
крупнейших наших. писателей: Н. Г.,
Чернышевского, Л. Н. Толстого, Не-
красова, Глеба, Успенского, и.др. 0со-
бая глава книги посвящена отноше-
нию Ленина к велизайшему пролетар-

Изогизом готовится к печати также
брошюра «Ленин об изобразительном

нина из ето отдельных сочинений и
его высказывания, известные, нам по

В конце марта в Нью-Йорке состоялась большёя антифашистская демонстрация трудящихся. На сним-
Ke; колонна американского союза писателей участвует в демонстрации.

Снимок Фото-Лиги ОША (Союзфото).
соо =

ППамянгой Амте IbDAPEIOCcA

Послание Ромэн Роллана

В Париже организовано «Общест-
во друзей и почитателей Анри Бар-
бюса» под. почетным председатель-
ством Ромэн Роллана.

В состав общества вошли наиболее
видные представители литературы,
искусства, науки, общественные и
политические деятели: Леон Блюм,
Эдуард Эррио, Жан Зэй, Пьер Кот,
Марсель Кашэн, Жак Дюкло, Морис
Торез, Леон Жуо, Жан-Ришар Блок,
Жорж Дюамель, Андрэ Мальро, Эйн-
штейн, Генрих Манн, Г. Уэллс, про-
фессора Ланжевен, Леон Брюль и др.

10 апреля с. г. общество устроило
в Париже, в зале Плейель литератур-
но-художественный вечер, посвящен-
ный Анри Барбюсу, сбор с которого
предназначен на памятник велико-
му писателю.

На вечере было оглашено послание
Ромэн Роллана:

«Анри Барбюс вошел в легенды,
веков. Он переступил пределы лите-
ратурной славы, уготованной вели-
ким писателям, Он сохранил свое ме-
сто в борьбе человечества. OH — жив.
Невидимый, шествует он во главе
своей бригады в Испании, защищая
республику против фашизма и реак-
ции, с которыми он боролся вею
жизнь. В борьбе ^ создалась - слава
автора «В › огне». И последующие
двадцать лет были для него все той
же борьбой, самой благородной борь-
бой человечества за мир и свободу.
Та же борьба, проникнутая его духом,
идет теперь вокруг Мадрида. Судьба
нетленными чертами запечатлела в
исторни его гордый профиль рыцаря,
странствующего по всем дорогам ми-
ра, ломающего конья в защиту всех
угнетенных народов, рыцаря, увен-
чанного лаврами.

Он принадлежит великой и суро-

другой — вся освободительная энер-
тия новой жизни.

В этой гигантской схватке дух че-
ловеческий призван занять свое ме-
сто. Ему не дозволено более укры-
ваться в стороне. Он не имеет права
ссылалься на какую-то немыслимую
независимость от человеческой борь-
бы: такая. независимость могла бы
основываться только на идеалистиче-

ха человеческого, вне жизненного по-

как обескровленный, нарумяненный
и набеленный труп.

Великий художник Анри Барбюс
щедро, без остатка отдал всего себя
и все свое искусство делу народа. И
потому он живет и будет вечно жить
в сердцах народов, которые во время
похорон его устроили ему триумф
античного. героя.

храним налие единство во имя его, и
пусть возглавляет он эпопею нового
мира, созидаемого в боях. Другие
впоследствии будут воспевать эту
эпопею. Он же сам пережил ‚ее. Он —
одна из песен этой эпопеи».

От коммунистической партии Фран-

ции выступил вице-предселатель па-
латы депутатов Жак Дюкло.
От имени коммунистической
партии я чествую память Анри Bap-
бюса, — заявил он. — Почесть, кото-
рую мы оказываем ему сегодня—
это почесть народных масс, чьи стра-
дания и надежды он понял... мы ни-
когда не забудем, что он был комму-
нистом, членом нашей партии и что
он понял необходимость защищать
Советский Союз от всех ето клевет-
НИКОВ!

Дюкло напоминает, что автор кни-
ги «В огне» выступал против всех,
посягавших на коммунистический
идеал: «Новый Золя, Барбюс во
время дела Горгулова, организован-
ного Тардье, написал свое «Я обви-
naw». Если бы Барбюс был сейчас с
нами, он стоял бы во главе испанских
бойцов, борющихся за всеобщий мир>.

Дюкло закончил свою речь слова-
ми: «Барбюс всегда останется живым
среди живых». у

ванный на тысячелетнем насилии
и угнетении, в неистовой борьбе стре-
мится подавить молодые ^ надежды
на будущее, чтобы удержать и сохра-
нить свои привилегии.

В последние десять лет антагонизм
между обоими латерями непрестанно
усиливался и расиирялся. Это уже
не только борьба классов. Это смер-
тельный поединок между демократи-
ей и фашизмом: на одной стороне —

IBTOpPOW TOM реомашо
«Tymnenmno».

‚ Беседа с Ю. Н. Тыняновым м

ЛЕНИНГРАД., (По телефону от на-
wero корреспондента). Первый: том
романа «Пушкин» был закончен’
Ю. Н. Тыняновым в последних числах
декабря 1936 года. За три месяца кни-.
Ta въпила тиражем в 170.000 экзем-
пляров, из них Ленгослитиздат. издал
150.000. Однако роман Ю. Н. Тыня-
нова ‘попрежнему остается дефицит-
‘ной книгой, об! этом; заявляют все би-
блиотекари.и книгопродавцы.

Интерес ‘читателей к ‘роману «Пу-
кин» необычайно велик.. Читатели,
прочитавнгие первый том, с нетерпе-
нием ожидают продолжения.

В беседе с корреспондентом «Лите-
ратурной газеты» Ю. Н. Тынянов по-
делился планами своей работы над
вторым томом «Пушкина»,

— Второй том, как и первые части
романа, потребует серьезной исследо-
вательской работы. Многие периоды
в биографии Пушкина изучены явно
недостаточно, в частности таким He-
исследованным периодом представ-.
ляются мне и годы жизни Пушкина
в Петербурге после окончания ли-
цея (1817—1820 гг.).

Участие Пушкина в «Зеленой лам-
пе», дружба с Катениным опроверга-
ют существовавшее долгое время уп-
рощенное представление, будто это
были годы сплошных кутежей и ув-

лечений. Но воссоздать действитель-
ную картину жизни и работы Пушки-
на в тот Нериод, в годы, когда он до-
стигает поэтической зрелости,
очень трудная задача. Для того, что-
бы получить правильное представле-
ние об этом периоде, Недостаточно
`знакомства с внешними событиями,
‘надо уяснить величайшие умствен-
ные влияния, которые оказали на:
Пуикина. такие события, „как. рево-
люция в Испании, и т. д. .

Bee

—

предварительной работой ‚над рома-
ном, требуют значительного времени.
Поэтому сейчас еще трудно назвать
какие-то окончательные. сроки. выхо-.

о том, что эту книгу я надеюсь пе-
редать редакции журнала «Литера-
турный. современник> в 1938 году.

Во второй том войдут третья и чет-
вертая части.

Третья часть начнется с последних
лет пребывания Пушкина в’ лицее,
в котором директорствует уже Эн-
тельгардт (к этому времени относится
дружба Пушкина с Чаадаевым и Ра-
евским), и закончится высылкой Пу-
шкина в 1820 году. Четвертую часть
я предполагаю довести до восстания
декабристов в 1825 году.

В пятую годовщину

ЛЕНИНГРАД, 19 апреля. (Наш
корр.) Пятую тодовщину постановле-
ния ЦК ВКП(б) о перестройке лите-
ратурных художественных организа-
ций Ленинградский союз писателей
отмечает большим вечером, посвя-
щенным литературе народов. ‹Совет-
ского Союза,

Ленинградские писатели на вечере
прочтут новые произведения и свои
переводы с языков народов СССР,

В вечере примут участие приеажа-
ющие в Ленинград украинские поэ-
ты и гостящие, здесь писатели Казах-
стана,

все гнетущие силы прошлого, на

ской фикции. Все, стоящее вне ду-

тока, увлекающего мир, не что иное,

А

Мы, его друзья, его соратники, со-

‚эти -историко-литературные,
исследования, являясь необходимой.

да второго тома. Могу лишь заявить

`ОСталине» (текст М. Рыльского, музы-

наркома» Ю. Хайта.

Be Плоды

равнолушия.

От нашего ленинградского корреспондента.

Весной 1936 года в Ленинграде был
проведен грандиозный смотр народ-
ного творчества: тысячи самодеятель-
ных музыкантов, певцов, танцоров,
художников демонстрировали свое
искусство. В эти дни в Ленинграде
происходил и смотр литературной са-
модеятельности. На литературный
конкурс было представлено 7.000 по-
вестей, рассказов, стихов, — об этих
произведениях говорил товарищ А. А,
Жданов на Чрезвычайном \ИГ всесо-
юзном ©’езде советов.

Писатели, рассматривая конкурс-
ные произведения, обратили особое
внимание на талантливую повесть
«Шадринский гусь». Повесть получи-
ла высокую оценку К. Федина и дру-
тих членов жюри, и автору научному
работнику-коммунисту Е. Федорову
была присуждена первая прёмия.

Казалось, что союз писателей дол-
жен был обратить серьезное внима-
ние на лауреата литературного кон-
курса, заинтересоваться судьбой его
`произведения. Но о т. Федорове руко-
водство Ленсоюза вспомнило лишь...
через тод, ‘на последнем заседании
правления, посвященном молодым
авторам.

— Я оченБ удивлен, — заявил на
заседании К. Федин, — что «Шадрин-
ский тусь» до сих пор не издан, ‘a
Федоров не принят ещев нашу лит-
организацию...

Это «открытие», по правде говоря,
удивительно и тем, что К. Федин —
член правления союза писателей, и
в течение тода у него было не мало
возможностей поставить вопрос о Фе-
дорове и его книге. Но в деловой ра-
боте ленсоюза, как мы знаем, таким
вопросам, как творчество, книги, за-
бота об авторе, — места не находи-
лось. Порой казалось, будто члены
правления, входя в комнату своих за-
седаний, забывали, что они писатели
и вольно или невольно превраща-
лись В КАКИх-ТО «заседателей лите-
ратурной палаты». —

*

Ha последнем заседании правления
ленсоюза М. Козаков сделал доклад о
романе Н. Гирей «Шестьдесят вось-
мая параллель», печатающемся сей-
час в «Литературном современнике»,
Б. Лавренев — о романе Ф. Олесова
«Возвращение», напечатанном ‚в
№ 2 «Звезды», а В. Шишков — о
творчестве Е. Федорова. Эти доклады
о первых книгах были и первыми
обсуждениями в правлении ЛенССИ
творческой работы писателей. Одна-
KO, начало такой... непривычной для
союза работы нельзя еще признать
вполне удавшимся.

Мы онросили членов правления,
присутствовавших на заседании, —
добрая половина из них обсуждае-
мых книг... не читала. Лишь 3—4
члена правления сумели принять
участие в прениях по докладам.

Формальное присутствие на твор-
ческом заседании едва ли можно счи-
тать активной работой в правлении
союза, которое собирается сейчас воз-
главить творческую жизнь литератур-
ной организации.

Авторы обсужденных книг: Н. Ги-
рей — в недавнем прошлом технроп
в Хибинах, Ф. Олесов —`бывший
беспризорный и питомец ЭПРОН —
приняты в кандидаты, а Е. Федоров—
в члены союза. На том же заседании
М. Слонимский рассказал об интерес-
ной книге, присланной ему студен-
том архитектурного института- Ба-
зальтовым. Но, говоря об этих кни-
Tax, писатели обратили внимание на
то обстоятельство, что. молодые авто-
ры пришли в литературу помимо лит-
‘кружков и «литуниверситетов», они
пришли «из. жизни», полные творче-
ских сил, свежих впечатлений и ост-
рых наблюдений.

Существующая в союзе «инкуба-
торная» система воспитания литера-
турной молодежи He обеспечивает
подготовки новых кадров нашей ли-
тературы—это заключение, сделанное
писателями, подтверждает и доклад
“Л. Соболева об итогах обследования

Вечернего литературного университе“
та. ЛенССП. . р

О нетодной и вредной деятельно-
сти ВЛУ «Литературная газета» ужа
писала, (см. статью В. Кремнева «Дин-
лом писателя» в 20 «Л. Г.»). Вы
воды писательской комиссии, обсле-
довавшей ВЛУ, попностью совпадают
с материапами, опубликованными в
нашей газете. Надо сказать, что этот
«литуниверситет» во многом являлся
уродливой иллюстрацией той пута-
ницы в работе с литературной моло-
дежью, которая сохранилась еще ¢
рапповских времен. Четкого различия
между задачами и методами руко-
водетва литкружком, творческой лит-
труппой и воспитанием сформиро-
вавшегоея уже молодого писателя —
все еще нет.

— Литукиверситет, — напомнил в
своем докладе Л. Соболев,—был co-
здан в те времена, когда РАПИ об’яз
вил призыв ударников в литературу.
Правда, первоначальные задачи лит-
университета — «повышение литера-
турной квалификации рабочих-удар-
ников, призванных в литературу», по-
сле постановления ЦК ВКП(б) о пере-

стройке литорганизаций и ликвида-
ции РАПП, были слегка изменены, и
сейчас они сформулированы, как ‹по-
вышенная форма лтературно-творче-
ской учебы литкружковцев и начи:
нающих‘ писателей». Но в сущности
ВЛУ продолжал проводить старые,
исторически — скомпрометировавигив
себя установки РАПП. Чем, напри-
мер, отличался массовый прием н
ВЛУ от’ кампанейских «призывов в
литературу>. Вместе с горсточкой ли-
тературно одаренных людей, в ‹лите-
ратурный университет» попадало
множество творчески беспомощных и
случайных для литературы людей,
уверенных, что из них «инкубатор=
ным способом» можно сделать «дип=
ломированных инженеров  человечв-
ских душ».

довавшая ВЛУ, подчеркнула, что вея
организация учебного процесса и
творческих занятий в «университете»,
как и игнорирование в его работе за-
дач коммунистического воспитания
слушателей, — все это является по-
казателем вредительской работы быв.
директора ВЛУ Майзеля, использо-
вавшего равнодушие и беспечность
правления союза. Небезынтересно
вспомнить, что и после ‘разоблачения
Майзеля (в ноябре 1936 года) это бес-
печное отношение к подтотовке лите-
ратурных кадров мало в чем измени-
лось. Вместо Майзеля директором
ВЛУ был назначен некий Яковлев —
финансовый работник (!) аппарата
союза, не. имевший никакого отноше-
ния ни к литературе ни к педагогике.
Сейчас правленйе ЛенССН постано-
вило Вечерний питуниверситет пин
видировать. Слушателям ВЛУ, кото-
рые пожелают продолжить литера-ч
турную учебу без отрыва от произ-
водства, союз обязался помочь в пе-
реходе в Литературный университет
Ленинградского лектория, у которо-
то, очевидно, имеется больше средств
и умения, чтобы обеспечить товари-
щам литературное образование. Наи»
более способным товарищам союз 066+
щает помочь и в поступлении в ву“
зы’ и техникумы. Что касается не-
большой части слушателей, имеющих
данные для литературно-творческой
работы, то они будут включены в
центральную литературную ‘группу
при ЛенССП.   tae
Надо ли говоритвБ, что ликвидация
ВЛУ потребует особенного внимания
и‘ заботы правления союза и писа-
тельской общественности о централб»
ной литгруппе, работа которой в нал
стоящее время явно неудовлетвори-
тельна? Работу литгруппы . надо

вых началах, превратив ее в подлин-
ный творческо-учебный центр. лите-
ратурной молодежи, обеспечивающий
воспитание новых кадров советской

литературы.
} i `В. РЕСТ.

Навстречу   мая
ПЕСНИ eBCKOrO из кинофильмов «Цирк»,
Музгиз выпустил к 1 мая сборник «Веселые ребята», «Вратарь респуб-

лики» и др.
из 16 наиболее популярных массовых ap

песен. В песенник вошли: «Песня о ПЛАКАТЫ

Изогиз выпустил многокрасочные
художественные плакаты: «Да здрав-
ствует 1 мая — боевой смотр между-
народных сил революционного про-
летариата» художника П. Карачено-
ва, «Жить стало лучше, жить стало
веселее» и «Да здравствует 1 мая»
Г. Шубиной; «Морской флот—моту-
чий страж водных рубежей СССР»
Н. Долгорукова; «СССР — несокру-
шимая крепость социализма» В. Дени
и Н. Долгорукова и плакат «Дадим
оветской стране 150 тысяч летчи-
ков» В. И. Говоркова.

На четырнадцати языках народов
Советского Союза издан плакат худо-
жника Г Клуциса «Выше знамя
Маркса, — Энгельса — Ленина — Ста-
лина»,

ка Л. Ревуцкого), «Все выше...» (слова
Н. Германа, музыка Ю. Хайта),
«Марш» из «Веселых ребят» (текст
В; Лебедева-Кумача, музыка И. Ду-
наевского), «Партизан Железняк»
(поэт М. Голодный, музыка М. Блан-
тера), «Песня о Каховке» (текст
М. Светлова, музыка И. Дунаевско-
го), «Партизанская» А. Александрова
и др. Тираж сборника 450. тысяч
экземпляров. Массовые песни выпу-
щены также отдельными листовками.

Из других новинок Музгиза нужно
отметить очень популярную в Чехо-
словакии антифашистскую песню
«Палач и шут» Иежека, детскую пес-
ню «Весело живем» М. Раухвергера и
новую морскую песню «Под флагом

ближайшие дни выйдут в свет:
«Колхозная песня о Сталине», напи-
санная композитором В, Тариополь-
ским: на слова)лпопулярных народных,
чаотушек, и оборник песен И. Дуна-

В ближайшее время выйдет из пе-
чати плакат художницы Г. К. Шуби-”
ной «Да здравствует равноправие
трудящихся женщин СССР». Плакат
этот печатается на 9 языках.

строить сызнова, на совершенно но-.

...В своих выводах комиссия, обсле-