„пом и все большее число писателей

Ито

*

if

Понедельник, 26 апреля `1937. г.

т

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Цена 30 коп,

С)

№ 22 (658),

_Y DORM
M BhIBO wy

Г Пятв лет, истекшие со времени по-
Ртановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля
1932 года‘о перестройке литературно-
художественных организаций и о лик-
зилации РАПП, наглядно показали,
какой огромный смысл заключался в
этом постановлении, как велико было
вго значение, насколько благотворно
было-оно для развития советской ли-
гературы,

Сейчас уже всякому ясно, чем была
% литературе авербаховщина, во что
превращала она’ РАПП. Тайное стало
Явным, и все события последнего пя-
хилетия наглядно показали, что Авер-
бах и его школка были троцкистской
втентурой `в нашей литературе.

К 1932 году нала страна добилась
иромных успехов в социалиотиче-
ком строительстве.

К этому же времени относится рост
хадров новой интеллигенции из рабо-
них и крестьян и поворот огромного
большинства старой интеллигенции к
воветской власти, к социализму. Этот
процесс происходил и в литературной
среде:

РАПП, которая в свое время сыгра-
иа значительную роль в собирании
сил пролетарской литературы, к 1932
году превратилась в тормоз развития
советской ‚ литературы, ‚особенно
вследствие той гнусной роли, ‘кото-
рую играла в РАПИ оказавшаяся в
ее руководстве авербаховская школ*
ха.

В то время как в нашей стране про:
ясходил бурный рост социалистиче-
кого строительства и пролетарской
социалистической культуры, Авербах
в своих писаниях, представлявнгих
20бою смесь троцкизма и невежества,
противопоставлял пролетарскую куль-
туру социалистической и отрицал со-
циалистический характер  пролётар-
ской культуры.

В то время как беспартийные со-
зетские писатели устремлялись к не-
посредственному участию в нашей
жизни, к непосредственному изуче-
нию социалистической действитель-
ности, Авербах отталкивал их от со-
ветокой жизни, выдвигая схоластиче-
ский лозунг «диалектико-материали-
стического творческого метода», тре-
буя от писателей, чтобы они, прежде
чем писать, засели за многолетнюю
учебу, отложив творчество, отражение
жизни до тех пор, пока они не овла-
деют этим изобретенным им схоласти-
зеским «методом».

Вто время как в среде старой пи-
вательской ‘интеллигенции происхо-
лил важнейший политический пере-,

ироникалось глубоким интересом -к
боциалистическому строительству, ак-
тивно становилось на сторону социа+
иизма, Авербах, выдвигая лозунг *60-
юзник или враг», стремился расколоть
беспартийных писателей, натравить
их друг на друга, затруднить их слия-
ние в единую семью советских писа-
телей.

Вто время как остатки разтромлен-
EHX классовых врагов внутри Совет-
кото Союза становились все свире-
ее и кровожаднее и все более оже-
сточались в своем сопротивлении по-
бедоносному социалистическому стро-
лтельству, в это время Авербах со
своей троцкистской школкой выдви-
Тал лозунг «за живого человека», при-
зывая показывать «доброе в злом» и
пролагая этим путь гнилому буржуаз-
ному гуманизму в изображении клас-
сового врага, и призывал искать «лов
в добром», пролатая путь клевете на
большевиков. В популяризации этой
тнилой и вредной «теории» немало
постарались’ Киршон и Афиногенов.

Немало подобных лозунгов и «тео-
рий› выдвигал и насаждал Авербах с
помощью Макарьева, Мазнина, Груд-
ской, Карева и других закоренелых
троцкистов, вратов народа, обнаглев-
MX до того, что они пытались про-
тивопоставить линии партии в лите-
ратуре «тенеральную линию РАПП».

Авербах привел РАПИ в ‘тупик
труповщины, кружковой замкнуто-
ти, сектантской ограниченности, К
ртрыву от практики социалистиче-
ского строительства.

Мудрое решение ЦК ВКП(б)’ от
23 апреля 1932 г., принятое по иници-

ативе товарища Сталина, положило  .

конец этому нетерпимому положе-
нию, сломало узкие рамки РАПП,
ВОАПИ, РАМП и других подобных
организаций и открыло широкий про-
‘тор развитию советской литерату-
фы и искусства. Постановление
ВКП(б) дало’ директиву «об’единить
вех писателей, поддерживающих
платформу советской власти и стре-
мящихся участвовать в социалисти-
ческом строительстве, в единый союз
Фоветских писателей с  коммунисти-.
ческой фракцией в нём».

Авербах и его присные, несмотря на
отчаянное сопротивление, были. ре-
‘шительно отстранены от участия в
Руководстве литературой.

Истекшие пять лет покязали боль-
ой рост советекой литературы. Зна.
Нительное количество ценных художе-
ственных произведений создано с0-
ветскими писателями именно за это
время. Материалы, печатаемые ‘в сего-
днящнем номере нашей газеты, ’ста-
тья М, Серебрянского «Советская ли-
тература за пять лет», опубликован-
ная в «Правде» 28 апреля с, г., пере-
HECIAWT десятки художественных
произведений, ‘созданных ‘литерато-
рами Советского Союза; именно бла-
тодаря той творческой атмосфере, ко-
Торую обеспечило создание” единого
союза советских писателей. Подобный
ие рост мы наблюдаем: и в других об-
ластях искусства, —в музыке, ‘теат-
ре, живописи, скульптуре, архитек-
Type.

Значит ли это, что в нашей литера-
Туре за эти пять лет всё проходило
Тладко и благополучно и что ‘можно
ры почить на лаврах? Отнюдь нет.

стория этого пятилетия показала,

визалея презренный
бандит Пикель, фашистские ‘агенты

что идеологический ` фронт; и в! часть

ности литература и искусство, был и
остается трм участком, на, котором не-
обходима “сугубая’. большевистская
бдительность, участком, на котором
пытается утнездиться и пустить кор:
ни классовый враг.
Между тем в литературе мы видим

немало фактов притупления больше-

вистской бдительности. До самого по-

следнего времени «Новый мир» печа-

тал пошлые, бездарные и контррево-
люционные произведения. В нем пох-
зиновьевский

П. Васильев и И. Макаров.
Недавно закрытый журнал «Театр

и драматургия» послужил ареной то-
му же Пикелю, подхалимствующему
перед «драматургическим  начальст-

BOM>, Зонину и др. ;
‘ Троцкистбкие ублюдки под видом

писателей и критиков порою прони-
кали и на страницы других литера-
турно-художественных

журналов.
Враги народа проникали в руководя-

щие ‘органы союза советских писате-
лей на местах: в Ленинграде, Арме-
нии, Грузии, на Украине, в Белорус-
сии ит. д. В партийной организации

московских писателей уже после про-

верки и обмена партдокументов было
разоблачено и исключено из партии

14 человек троцкистов, их пособников

и чуждых партии элементов.

Bee эти факты требуют от писатель:

ских организаций усиления больше-

вистской бдительности, тщательной
проверки литературных кадров, все-
мерного развития советской демокра-

тии, большевистской самокритики, не

взирая на лица, чтобы обеспечить та-

кую атмосферу, такую обстановку, в

которой бы ни одна антисоветская га-

дина не могла укрыться от взора-ли-

тературной общественности.
Союзу советских писателей необхо-

димо далее вплотную взяться за на-
стоящую деловую организацию твор-

ческой работы. Творческое соревнова-
ние писателей, большевистская вза-
имная критика, чуждая подхалимствь
и славословия;, критика, которая емо-
трит прежде ‘всёго на.само произведе-
ние и в своей оценке руководится не
именем, которым произведение под-
писано, а его идейным и художествен-
ным качеством,—вот что, как воздух,
необходимо нашей литературной сре-

де. Тогда не смогут повторяться Та-  :

кие факты, когда подлинно народная

книга Николая Островского «Как aa-  ’

калялась сталь» пробивалась к чита-
телю через бюрократические рогатки,
отвергаемая закоснелыми издатель-
скими работниками, а в то же время
«Похождения факира» Всев. Иванова,

роман, признанный впоследствии пло-

хим даже самим его автором, услуж-

ливо издавался сразу в двух издатель-

ствах, да еще массовым тиражом.

При беспристрастной и безбоязнен-
ной критике, чуждой всякой кон’юнк-
турщины, станет невозможной та бес-
принципная групновщина, которая
еще имеет у нас. иногда место, в ко-
торой, как, рыба в воде, чувствуют се-
бя проходимцы, авантюристы и пря-
мые враги народа из троцкистско-
зиновьевских убийц.

Нам нужна высокопринципиальная
большевистская критика. За повыше-
ние идейного уровня и принципиаль-
ности наших критических кадров с0-
юз советских писателей должен креп-
ко бороться. Такая критика в повы-
шении идейного и художественного
уровня `литературы, в большевист-
ском ‚воспитании писателей имеет
первостепенное значение, и критиче-
ские кадры для этой работы ‘должны
быть во всеоружии.

Перед ‘советской литературой стоит
задача создать произведения, которые
по своему содержанию и художествен-
ности были бы достойны нашей соци-
алистической эпохи, явились ‘бы во-
площением той великой созидалель-
ной социалистической работы, той
героической борьбы; которую великий
советский народ ведет за торжество
коммунизма.

Этой задачи нельзя. решить 6e3
упорной творческой работы, без глу*
бокой личной заинтересованности B
ввликих делах социализма. Писатели
должны жить одной жизнью с норо-
дившим и выдвинувшим их народом.

Не могут создать мировых произве-
дений искусства люди, которые, утра-
тив живую связь с действительно-
стью, уныло роются в пустоте co6-
ственного мелкого существования.

Творческой ‹ животворящей силой
обладает только такое искусство, ко-
торое живет передовыми идеями
своей эпохи и кровно связано с борь-
бой народов за социализм. ;

Наша социалистическая эпоха от-
крывает художнику небывалые, неви-
данные возможности, предсказанные
еще основоположниками ‘марксизма.
У нас есть всё условия для творче-
ской работы, для создания замечя-
  тельных произведений всемирно-исто-
рического значения. oe

Советские писатели до сих пор еще
не реализовали эти имеющиеся у них
возможности. Союз советских писате-

то для осуществления задач, постав
ленных перед ним. в решении ЦК
ВКП(б) от 23 апреля 1932 года.
Повышение большевистской бди-
тельности, очищение от враждебных
и чуждых элементоя, развитие кри“
тики и самокритики на основе совет-
ской демократии, большевистское
воспитание кадров, борьба за овладе-
ние большевизмом— вот задачи, кото-
рые. стоят ‹ перед союзом советских
писателей. `В их ‘выполнении—ключ
к колоссальным творческим победам,

этому — успехи
туры з& истекшее пятилетие, успехи,

доститнутые на основе мудрого ста^
линского решения ЦК партии о пе“
рестройке литературно-художествен-
вых организаций.

лен еще не сделал всего необходимо-

которые будут достигнуты. Порукой
советской литери-

Лозунги к 1 Мая 1937 года ^

22. Привет. работникам промышленности и железнодорожного транс-

Т. Да здравствует 1-е Мая — боевой смотр революционных сил меж-

дународного пролетариата!

2. Пролетарии всех crpan, coexunafitecs! Становитесь ‘под знамена Вом-

мунистического Интернационала!

3. Да здравствует социалистическая революция во всем мире!

4. Братьям по классу, жертвам фашистского террора, узникам капита-
лизма в день 1 Мая’ наш пролетарский привет!

5. Фашизм — это террористическая политика‘ капиталистов и поме- ›
щиков против рабочих и крестьян. Фашизм`= это захватническая война.
Фашизм -— это натравливание народов друг на друга. Мобилизуем силы

на борьбу с фашизмом!

6. Рабочие, работницы, крестьяне и трудящиеся всех стран! Расши-

ряйте и укрепляйте народный фронт

борьбы против фашизма и войны.

За мир, за демократические свободы, за социализм!

7. Братский привет рабочим Испании,
против фашизма и иностранных интервентов.

ведущими героическую борьбу
Да здравствует народный

фронт в Испании! Долой явных и скрытых врагов народного фронта!
8. Большевистский привет революционным пролетариям Германии. Да
здравствует героическая коммунистическая партия Германии! Да здрав-

ствует товарищ Тельман!

9. «Мы стоим за’ мир и отстаиваем дело мира. Но мы не боимся угроз.
и готовы ответить ударом на удар поджигателей войны» (Сталин).

10. Да здравствует наша родная, непобедимая Красная Армия — м0-
гучий оплот мирного труда народов СССР, верный страж завоеваний Вели-

кой Октябрьской Революции!

11. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР!
12. Боевой привет молодым бойпам Красной Армии, присягающим 1-го
Мая на верность советекой власти, на верность нашей великой социали-

стической родине!

13. Привет бойцам ‘пограничникам, зорким часовым советских границ!
14. Пусть растет и крепнет, пусть овладевает техникой и закаляется

наша ролная, могучая Красная Армия!

15. Да здравствуют советские летчики — гордые соколы нашей социа-

листической родины! /

16. Да здравствует новая Конституция СССР, Конституция победившего

социализма и подлинного демократизма!

_ 17. Да здравствует союз рабочих и
сти!

крестьян — основа советской вла-

18. Да здравствует братский союз и великая дружба народов СССР!
‚ 19, Укрепим диктатуру рабочего класса СССР. — государственное руко-.
водство рабочего класса всем нашим обществом!

20. Многомиллионной армии ударников и ударниц промышленности и
транспорта; стахановцам, знатным людям нашей страны, большевистский

привет!

21. Добъемся выполнения и перевыполнения хозяйственного плана 1937
года — двадцатого года Великой пролетарской социалистической револю-
\

ции!

порта, досрочно выполнившим второй пятилетний план!

23. Поднимем культурно-технический уровень рабочего класса до
уровня работников инженерно-технического труда!

.24. Привет стахановцам социалистических полей, по-большевистски вы-

полняющим план весеннего сева!

25. Колхозники и колхозницы, агрономы и работники совхозов! Боритесь
за образповое завершение весеннего сева и высокий урожай!

26. Шире развернем критику и самокритику наших недостатков! Еще
больше укрепим ‘мощь социалистического государства рабочих и крестьян!

27. По-большевистски подготовимся к выборам в советы, улучшим ра-
боту советов, окружим их новыми слоями актива рабочих, крестьян, интел-

лигенции!

28. «Связь © массами, укрепление этой связи; готовность прислуши-
ваться в голосу масс, — вот в чем сила и непобелимость. большевистского

руководства» (Сталин).
29. Привет работникам науки и

честно выполняющим свой долг перед советской родиной!
30. Ла, здравствует равноправная женщина СССР, активная участнина
в управлении государством, в управлении хозяйственными и культурными

хелами страны!

31. Вырастим здоровых, жизнерадостных советских детей, преданных

своей родине!

32. Пионеры и пионерки, овладевайте знаниями и учитесь стать бор-

цами за дело Ленина!

33. Славным физкультурникам и физкультурницам советской страны —

первомайский привет!

34. Да здравствует комсомольское племя — могучий резерв и надежный
помошник большевистской. партии! Да здравствует трудящаяся молодежь

нашей родины!

35. Усилим революционную бдительность!

беспечностью в нашей’ среде!

техники, искусства и литературы,

Покончим. с политической

36. Разоблачим до конца ‘всех и всяких двурушников! Превратим нашу
партию в неприступную крепость большевизма! , р

37. Искореним врагов народа, японо-германо-троцкистских вредителей и

‚ липионов! Смерть изменникам родины! ^^ И

38. Да здравствует” Всесоюзная Коммунистическая партия (большеви-
ков) — передовой отряд трудящихся CCCP! ,

39. Да, здравствует Коммунистический Интернационал — руководитель
и организатор борьбы против войны, фашизма и капитализма! Да здравет-

вует коммунизм!

40. Да здравствует великое непобедимое знамя Маркса—Энгельса—

‚ Шенина! Да здравствует ленинизм!.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков).

«Слово о полку  Фефльшая творчееная победа

и гореве»

—

Выставка в Ленинграде

Литературно-лингвистический ин:
ститут открыл’ выставку, посвящен-
ную 750-петию «Спова о полку Иго-
реве».

Две книги занимают центральную
витрину выставки.

На пожелтевшем титульном листе
одной ‘из них напечатано: «Ироиче-
ская песнь о походе на половцев
удельного князь ’Новгорода-Север-
ского Игоря Святославовича, писан-
ная старинным русским языком на
исходе ХИ столетия с переложением
на употребляемое ныне наречие»,

Это — редкий экземпляр первого
печатного издания «Слова», вышед-
шего в 1800 г.;
земпляров этого издания сгорела во
время московского пожара. в 1812 г.
вместе с древнейшей рукописью ге-
ниального произведения старинного
русского эпоса.

Вторая книга в той’ же витрине,
огромный том, сверкающий яркими
красками чудесных иллюстраций па
лехского художника И. Голикова.

Это — последнее издание «Слова»,
вышедшее несколько лет назад в из
дательстве «Асафети1а».

Эти две книги как бы начинают и
завершают выставку.

Насчитывается 70 научных изданий
«Слова о полку Игореве» и около 750
научных исследований. Конечно, всю
эту огромную литературу выставка
не охватывает. Но если учесть, что
это — первая выставка; посвящен-
ная «Слову о полку Игореве», а с03-
дана она по инициативе студента
3-го курса литфака В, Малышева,
располатающего лишь. фондами двух
библиотек (университета и Литера-
турно-лингвистического о института),
выставку надо признать достаточно
интересной.

Посетитель найдет в выставочных
витринах много, редких изданий
«Слова», основные научно-исследова-
тельскиё работы 0 великом памят-
нике древней русской литературы, в
том числе и первое исследование
Н. Граматина, изданное в 1823 г.

Большой раздел выставки состав»
ляют стихотворные переводы и воль-
ные переложения «Слова, © полку
Игореве», сделанные многими, поко-
лениями поэтов. я

Среди других материалов здесь
имеется белорусский перевод. «Сло-
ва», сделанный Янкой Нупапой и
напечатанный. в 1921 г. в минском
журнале «Вольны сьцяг». oa

«Слово о ‘полку Игореве» переведе-
но на многие иностранные языки:
французский, английский, немецкий,
венгерский, шведский, болгарский,
сербский, польский, чешский и др.

На выставке показано первое за-
транизное издание «Слова», вышед-
нее в 1811 г. в Праге на немецком
языке.

Особый раздел’ посвящен «Слову
о полку Игореве» в искусстве.

Здесь главным образом‘ собраны
материалы, связанные с оперой
«Князь Игорь»; либретто, клавиры,
эскизы декораций.

В день открытия выставки состоя-
лось научное собрание. С докладами
выступили проф Кудряшев и проф.
Никифоров, доклад которого . носил
остро дискуссионный характер.

В научном заседаний приняли уча-
стие акад. Орпов, проф. Пиксанов,
проф. Яковлев, преподаватели и сту-
денты ‘института,

РЕСТ

большая часть эк-

MXAT CCCP

moni.” T opmnsere

На премьере «Анны Карениной»
присутствовали товарищи Сталин, Молотов,
Каганович, Ворошилов и Жданов

с

21 апреля Московский Художественный Академический театр CCCP um.
Горького показал премьеру спектакля «Анна Изренина» по роману Л. Н.
Толстого (инсценировка Н. Д. Волкова).

Спектакль захватил зрителей; замечательные актеры — заслуженные
артисты РСФбР-А. №. Тарасова и Н. П; Хмелев потрясли’ своей вдохновен-
ной игрой и глубиной переживаний. Глядя на Тарасову — Каренину, зри-
тели с предельной ясностью’ видели и переживали трагедию ‘русской жен-
щины, раздавленной невыносимой тяжестью собственнического строя. Иг-
ра Хмелева поднимала ненависть к Каренину, который выведен в гени-
альном творении Толстого как олицетворение всей мерзости реакционной,
бюрократической России и лицемерия церковной морали.

Успех премьеры был исключительный. Присутствовавшие на спектакле
товарищи Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов и Жданов горячо апло-

дировали вместе се всем залом.

По окончании спектакля в зале долго не стихали бурные овации. Пуб-
лика. неоднократно вызывала постановщиков — В. И. Немировича-Дан-
ченко и В. Г. Сахновского, автора инсценировки Н.`Д. Волкова, востор-
женно рукоплескала А. № Тарасовой, Н. П. Хмелеву и всему актерскому

коллективу.

i
Московский Художественный Академический театр СССР им. Горького
одержал большую творческую победу. Бережно сохранив основные психо-
логические линии романа Толстого, режиссура — народный артист Союза
ССР В. И. Немирович-Данченко и В. Г. Сахновский — создала. блестящий,
волнующий спектакль, который является торжеством аи ис-

кусства.

ее ЕЕ

Ко всем
‘организациям

а

В связи с постановлением прави-
тельства от 14 февраля с. г. об орга-
низации в Москве при Институте ли-
тературы им. А. М. Горькото архива
и музея А. М. Горького, секретариат
союза советских писателей и дирек-
пия Института обращаются ко всем
организациям союза, ко всей литера-
турной общественности и ко всем чле-
нам союза с просьбой принять актив-
ное участие в деле еоздания музея и
архива великого писателя.

Секретариат союза советских писа-
телей и Институт литературы им.
А. М. Горького заинтересованы в том,
чтобы в музее и архиве Алексея Мак-
симовича Горького были наиболее
полно и исчерпывающе отражены вся
его многогранная жизнь и деятель-
ность и его гениальное творчество.

Необходима общественная товари-
шеская помощь, необходимо активное

содействие всей литературной обще-,

ственности.

Для этого секретариат предлагает
организациям, с привлечением пи-
сательского актива, выявить BCE
находящиеся в учреждениях, об-

щественных организациях, издатель-

ствах, а также у отдельных литера-

‘торов и лиц, знавших А. М. Горького,

цокументальные материалы (рукопи-
ви, письма А. М. Горького, рукописи
прутих авторов с правками (А. М.
Горького, автографы; фотографии, ил-
люстрации; редкие и старые изда-
ния сочинений А. М. Горького и дру-
тие материалы об А. М. Горьком) и
передать их в Институт литературы
для музея и архива Горького.

Всем лицам, передавиим. в Инсти-
тут письма и автографы А. М. Горь-
вого, обеспечиваются фотокопии.

Вместе с этим секретариат обра-
щается к. товарищам, которые лично
знали А. М. Горького, с просьбой на-
писать свои воспоминания и выска-
зать конкретные. пожелания по орга-
низации музея и архива А. М. Горь-
кого.

По всем вопросам, связанным с пе-
редачей материала, следует обращать-
ся по адресу: Москва, Москворецкая
yn., д. 11, Институт питературы им.
А. М. Горького,

‚ Секретарь союза советских писа-

телей СТАВСКИЙ.

Директор Института питературы
им, А, М, Горького ЛУППОЛ.

1.200:000
`посетителей

—

В музее В. И. Ленина.

45 мая исполняется год со дня от-
крытия Центрального Музея В. И. Ле-
нина, собравшего в своих 22 залах
ботатейшие материалы по истории
большевистской партии и биографии
великого вождя’ трудящихся. Музей

завоевал‘ широчайшую популярность

во всех уголках “Советского. Союза.

Со дня его открытия, т. е. с 15 мая
пропглого года, музей посетило около
4.200 ‘тысяч человек. Цифра исклю-
чительная в музейной практике.

Из самых отдаленных окраин на:
шей страны в Москву приезжают
экскурвии и одиночки.

Партработники, пропагандисты,
комсомольцы, хозяйственники, инже-
неры, ученые. Это не праздные тури-
сты. Внимательно и серьезно обхо-
дят они ‘вое огромные залы, воору-
женные блокнотами и каранделнами,
записывая интересующие их факты,
даты, фамилии. 4

Тысячи искренних друзей обра-
щаются с предложениями о присыл-
ке экспонатов.

Дети проявляют огромный интерес
к музею. Они шлют письма с просъ-

бой рассказать о музее. Почему бы.

нашим детским писателям не напи-
сать хорошую занимательную книгу,
а Детиздату ее не издать?

Советскими писателями также еще
не разрешена великая -
запечатлеть в высокохудожественной
форме образ гениального вождя тру-
дящихся и угнетенных всего мира.

Тем мастерам пёра, которые поста-
вили бы перед собой эту ответствен-
нейшую творческую задачу, музей
Ленина всегда готов приттги на по \
мощь. % :

Л. ЗОРИН, ©

`ния водой.

соединения её с верховьем р. Вол-

задача —

«Волга идет
в Москву»

В ближайшие дни будет открыт ка-
нал Волга—Москва — грандиозней-
шее‘ тидротехническое сооружение,
построенное в такие рекордные сро-
ки, о которых не могут мечтать даже

] самые передовые по технике капита-

листические страны,

Этой колоссальной победы мы суме-
ли добиться только благодаря мощной
индустрии: социализма, которая во-
оружила строителей канала всем 60-
гатством современной строительной
техники.

Канал Москва—Волга создает пря-
мой судоходный путь, соединяющий
Москва-реку с Волгой, обеспечивает
полное бесперебойное снабжение сто-
лицы питвевой водой и превращает
Москва-реку в тлубоководную маги-
страль, связанную с‘ крупнейшими
водными путями страны,

Разрешена, таким образом, истори-
ческая проблема огромного народно-
хозяйственного значения для нашей
великой социалистической родины;
где великие народы созидают под ру-
ководством партии большевиков во
главе с т. Сталиным замечательную
жизнь на земле,

Попытки сооружения каналов и са-
мое строительство их в старой Рос-
сии имеют свою многовековую исто-
рию. Так, например, еще при Петре
Первом голландский адмирал Корне-

лий Крейс пытался соединить Волгу

с Доном. Но проект этот осуществлен
не был.

Несколько позже англичанин Джон
Пэри предложил Петру Первому пе-
ренести строительство канала значи-
тельно севернее и соединить уже
не Волгу, а Оку — с Доном, исполь-
зовав для этого Ивановское озеро. В

1707 тоду канал был построен. Через

ето 20 шлюзов прошло 800 судов. Но
тем «дело. и закончилось».

Вскоре каменные шлюзы развали-
лись, канал зарос осокой и ряской.

Не более успешной была построй-
ка канала между Сестрой — прито-
ком реки Дубны, впадающей в Волгу,
и Истрой, притоком Москва-реви.

Работы эти начались в 1826 году и
тянулись 25 лет,

За это время было построено 33
каменных шлюза и прорыт канал в

восемь с половиной километров. Но и

этот канал существовал недолго. Его
значение затмила Николаевская, ны*
не Октябрьская, железная дорога.

Москва-река была как бы черной
лестницей купеческой Москвы. -
лионный тород выносил сюда свой
мусор,. сваливал грязь, спускал сточ-
ные нечистоты и пил отравленную
воду из реки.

Новая, советская Москва не могла
мириться с прежним положением.

Столица Страны. советов требовала  .

решительного изменения всего водно-
го баланса. Были осуществлены ко-
лоссальные работы по расширению
водопроводной сети Москвы. Во мно-
го раз увеличено снабжение населе-

Но всей задачи это не решало.

И вот в 1931 году, июньский пленум
Центрального Комитета партии поста-
новил:

«..коренным образом разрешить за-
Дачу обводнения Москва-реки путем

ги...>.
Эти короткие скупые строки поста:
новления предлагали повернуть Вол-
гу к Москве, раз навсегда ликвидиро-
вать водяной голод столицы и пре-
вратить ее в портовый город.

Славная история канала Москва—
Волга подробно рассказана в книге
П. И. Лопатина «Волга идет в Мос-
кву», которую выпускает на-днях из-
дательство «Московский рабочий».

В евоей книге П. И. Лопатин много
внимания. уделяет людям, строителям
канала.

зидиума. СС
о положении в литературной opra-
низации Чувашии. (См. «Литтазету»,
сегодняшний номер, стр. 5).

Союза писателей Чувашии. тов.
нилов, с содокладом старший инст-

‚1111 В ПОСЛЕДНЮЮ. МИНУТУ

ЗАСЕДАНИЕ

‚ ПРЕЗИДИУМА

“ASCP CCEH

Вчера ere на saceyqanun mpe-
был обсужден вопроб

С докладом выступил я
Be

руктор ССП СССР тов. Аршаруни,

обследовавший положение на месте.

В прениях выступили тт. Золотов,
Кузнецов (Чувашия), Н. Погодий,
П. Панч (Украина), И. Фефер и др.

На этом же заседании было при-
нято постановление о книге поэт&
Вл. Луговского, печатаемое ниже.

О книге поэта
‚ В. Луговского

Постановление Президиума
Правления Союза Советских
Писателей 25 апреля 1937 г.

Президиум Правления Союза Co-
ветских Писателей считает, что ‘поэт
Вл. Лутовской допустил крупную
ошибку, некритически подходя K
переизданию старых своих произве-
дений. В результате — в «однотом-
ник» и сборник «избранных ¢TH-
хов», вышедшие в 1935 г. в Гослит-
издате, оказались включенными сти-
хотворения, политически вредные.
Так, в стихотворении «Дорога», ону-
бликованном в обоих сборниках и
затрагивающем тему родины, тов.
Луговской пишет: —

И нет еще страны на зеленой

земле,

Где мог бы я сыном ‘

; пристроитьея,

И глухо стучащее сердце мое

С рожденья в рабы ей продано.

Мне страшно назвать даже

имя еб —

Свирепое имя родины.

В стихотворении «Жестокое прб-
буждение», говоря о «стране духа
русского снега и русской природы»,

поэт дает совершенно недвусмыслен-

ные строки:
Уходят калоши идущих

на службу,
В мозгу зачинается новый
зародышт,
Не я тебя предал, не я тебя
wei HAHBUET, .
Не я тебя славил стихом
благородным}
— Будь проклят ь
после
3 нынче.
и раньше
Дух страшного сиёга и страшной
природы.

В стихотворении «Повесть» тот жа
враждебный мотив.

‚.Деревни, как чертовы очи.

И страшная русская, злая земля

Отчаяньем сердце точит. Г

Поэт В. Лутовской в своих стихо-
творениях последних лет и особенно
после постановления ИК ВКП(б) от
23. апреля 1982 г. © ликвидации
РАПИ и перестройке литорганиза-
ций показывает, что он отбросил.
свойственные ему в прошлом клас-
сово враждебные представления. He
тем более недопустимо было переиз-
давать стихотворения, в которых от-
ражены эти классово враждебные
настроения.

Президиум Правления ССП осуж- .
дает этот поступок Луговского и
ждет от него признания ошибки и
исправления ее.

На ряду с этим Президиум Прё-
вления ОСП осуждает практику но-
‘этической секции, в течение двух
лет ни разу не обсудившей книг
В. Луговского.

Абсолютно нетерпима и практик
критических органов Союза Совет-
ских Писателей: «Литгазеты», «Лит-
критика» и «Литобозрения», прошед-
ших мимо книг В. Луговского © от-
меченными стихами.

Особо следует подчеркнуть, чтб
зам. редактора «Литгазеты» Плиско
редактировал сборник. «Избранные
стихи» и пропустил врелные стихи,
сонроводив сборник аллилуйским
предисловием.

Президиум Правления ССП счита-
ет необходимым появление критиче-
ских статей о сборниках т. В. Лу-
говского. Президиум принимает в
сведению сообщение тов. Вс. Вишнев-
ского, о. том, что в журнале «Знамя»
будет помещена обстоятельная ста-
тья-ответ В\ Лутовского. `

Наконец, \Президиум Правления
ССП. предлагает всем своим органи-
зациям обсудить это постановление
и сделать из него все необходимые
выводы.

НИ

Навстречу
1 мая

Партиздат выпустил сборник ста-
тей, речей, листовок, проектов ста-
тей и рефератов Ленина о великом
пролетарском празднике. В сборник
входят все работы, написанные те-
ниальным вождем мирового пролета-
риата, начиная с 1901 года и кончая
последней статьей 1920 года, посвя-
щенной всероссийскому субботнику-
маевке.

Тираж сборника — 50 тысяч эк-

земпляров.

Гослитиздат выпускает «молнией»
сборник советских песен.

В сборник вошли: «Интернапио-
нал», «Варшавянка», «Песня о Ста-
лине» М. Рыльского, «Песня про Кя-
рова» Павло Тычины, «Песня о Сер-

то» С. Третьякова, «Песня о родине»,

«Ну, как не запеть», «Марш весе-
лых ребят» поэта-орденоносца В. Ле-
бедева-Кумача, «Возьмем ‘винтовки
новые» Вл. Маяковского, песни
М. Голодного, Н. ‘Асеева, А. Сурко-
ва, Л. Квитко, а также испанских
поэтов: П. Гальотте—«Мы идем» и
Луис де-Тапиа—«В атаку, пятый
полЕ!» и «Стальные колонцы».

ee ee >