циалистическую Республику, немецко-
фашистские оккупанты ликвидировали
ве самостоятельность и стремилисв по-
работить латышский народ. Они об’яви-
ли Ригу главным городом  «0стланд»
(«Восточная территория») и резиден-
цией штаба рейхеминиетра Розенберга,
рейхскомисвара Прибалтики Jose и
тенерального комиссара Лалвии  Дуек-
слера.

В своей преступной деятельности не-
мецкие захватчики  руководствовались
директивой  рейхефюрера CC Г. Гим-
Miepa He просто колонизироваль: a
превратить «Восточную тёрриторию» ‘в’
немецкие ‘области и заселить их немца-
ми

Захватив ЧТалвийскую Советекую

В центральном берлинском органе.
эсэсовцев «Дас шварце Кор» в августе
1942 года была помещена передовая
статья: <Германизировать ли?» В ней
говорилось следующее:

«Для одного из номеров журнала
«Дейче Арбайт», посвященного задани-
ям по заселению Востока, рейхефюрер
СС написал следующий лозунг: «Наша
задача не германизироваль Восток в
прямом смыеле этого  слова..., а 6по-
соботвовать тому, чтобы Восток, населя-
ли люди только немецкой, германской
крови»... .

Й далее:

<...Мы должны создать почву для
того, чтобы поселенцы, которых Hall
народ посылает на Восток... развивали
бы биологическую силу, которая в бу-
дущем пропитает собой область и ета-
нет управлять ею и формировать ее».

<..В широте пространств,  приобре-
таемых им (немецким солдатом) для
своего народа, в том изобилии, которое
они ему открывают, не будет больше ни
понижения рождаемости, ни забот о

КРАСНЫЙ ФЛОТ

G4 O.b dF £ AH EE

Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников
О преступлениях немецких захватчиков на территории Латвийской Советской Социалистической Республики

ле тюрьмы немцы расстреляли свыше 40
тысяч мужчин, женщин и детей.

пропитании, ни ограничений в жилило-
шади, ни чахлых городских детей, ни
ухода от естественного развития в му-
чительные узкие ‘рамки цивилизации.
В естественных условиях немецкие ма-
тери снова будут в состоянии рожать
своим мужьям детей в большом  коли-
честве...>

Захвалывая землю латышеких крёсть-
ян для баронов и помещиков, немцы
беспощадно истребляли мирное  населс-
ние мужчин, женщин и. детей.

Комиссия в составе; депутала Bep-
ховного Совета ‘CCCP Калнберзина
Я. 9.. председателя СНК Латвийской
ССР. Лациса В. Т., писалелей Рокпель-
нива Ф. Я., Судрабкалнса Я. К., пред-
седателя Рижокого городекого исполко-
ма Деглава А. Ф. и представителя
Чрезвычайной Государственной  Комис-
сии Дымова Н. Н., с участием судебно-
медицинской экспертизы в составе: на-
чальника санитарной службы армий
Асатуряна А. А., армейского судебно-
медицинского эксперта Кривцова С. Н,,
начальника армейского  судебно-меди-
цинекого диагностического отделения
Вузема В. А. и палолого-аналома Иль-
инского С. П., расследовала факты зло-
деяний немцев. :

На основании данных расследования
и многочисленных показаний  свидете-
лей, Чрезвычайная Государственная Во-
миссия установила, что немецкие зах-
ватчики причинили городам Рига, Дау-
гавниле, Резекне огромные paspymenua,
разгромили научные и культурные уч-
реждения Латвийской ССР, разорили
сельское хозяйство, преднамеренню ист-
ребили: свыше 250 тысяч мирных жи-
телей, 327 тысяч советских  военно-
пленных и ‘угнали в немецкое рабство
175 тысяч граждан Латвийской ССР.

Немецкие захватчики разрушили в Латвии города,
разгромили учреждения науки, культуры
и искусства

В течение более трех лет немецкие
захватчики разрушали предприятия, ком-
мунальное хозяйство, библиотеки, му-
se, жилые дома в городах Латвии.
Титлеровцы пытались уничтожить все,
что связано с национальными традици-
ями латышекого народа. Улицы, ‘буль-
зары в городе Рига, носившие имена
латышеких писателей и общественных
деятелей — Райниса, Вальдемара и дру-
гих, были заменены немецкими назва-
ниями. Улица Бривибас (Свободы) была
переименована в улицу Адольфа Гитле-
ра. Государственным языком был об’яв-
лен немецкий язык.

В Лалвии немецкие захватчики раз-
грабили ценнейшие библиотеки. Они раз-
рушили в Риге 8 зданий государетвен-
ной библиотеки, & зданме по Англикан-
ской улице — выдающийся памятник а)-
хитектуры ХПЕ_ХГ\“ веков — превра-.
тили в казарму. Штабом Розенберга уве-
зено в Германию 100 тысяч томов книг
и 70 ящиков старинной периодической
литературы и ценных монографий,

Немцы сожгли Рижекую городскую
библиотеку, основанную в 1524 году, в
которой хранились редчайшие книги и
рукописи. В этой библиотеке погибло
около 800 тысяч библиографических
единиц, чем нанесен латышекому нало-
ду огромный ущерб в области нащио-
нальной культуры.

Вартинную галлерею Рижекого город-
екого музея гитлеровцы превратили в
еклад и казарму, картины же известных
латышеких, русских и иностранных ху-
дожников увезли в Германию. Многие
картины латышских художников — Po-
зенталя, Страля и других, были расхи-
щены представителями немецких  окку-
падионных властей. Генеральный комис-
сар Дреколер украл 10 картин, генерал
полиции Шредер — 4 картины, гебитс-
комиссар Медем — 6 картин, доктор
Беннер — 9 картин, доктор Циммер-
ман — 4 картины.

‚Немцы. разграбили Академию Худо-
жеств, Государственную консерваторию,
Музыкальное училище и превратили их
B казармы; взорвали здание бывшего Ре-
‘месленното общества с крупнейшим кон
цертным залом; разрушили в Риге 65
икол. Экопонаты музеев, Государетвенно-
исторического, Рижского Думекого и

Военно-исторического немцы вывезли в
Германию..

Многих представителей  латышокой
интеллигенции немцы заключили в тюрь-
мы и концентрационные лагери, замучи-
ти в застенках гестапо и расстреляли;

многих насильно угнали в Германию, Не-

мецкие палачи расстреляли одного из
крупнейших деятелей народного образб-
вания, депутата Верховного Совета ЛТат-
вийской CCP Лиекниса Я., художника
Айжене Яниса,  писателя-драматурга
Чукса Роберта, артиста Перова Б. К.,
известного историка профессора Дубно-
ва С. М., инженера Полонского Г., врача
Тинзбурга, учителя Тат М., депутата
Верховного Совета Латвийской CCP
Струповича Т. Молодому писалелю Лею Ф.
немцы произвели насильственное  выка-
чивание крови, после чего он заболел
острой формой туберкулеза.

Немецкие захватчики разрушили в
Риге крупнейшие предприятия: государ-

ственный  электротехничекий — завод
«ВЭФ», государственный  вагонострои-

тельный завод «Вайрого», завод резино-
вых изделий «Взвадрат», 13 гостиниц;
привели в негодность водопроводную и
телеграфно-телефонную сеть. Они взор-
вали Негумокую  гидроэлектростанцию
мощностью в 55 тысяч киловалт, разру-
шили Рижекий порт и железнодорожный
узел, уничтожили. 300 километров же-
лезнодорожных и 6 километров трамвай-
ных путей, 100 километров воздушной
электросети, повредили 330 трамвайных
вагонов, вывезли в Германию 200 авто-
бусов.

Немцы разрушили в Риге 2.789 жи-
лых домов; уничтожили целые кварталы
© ломали, хоетроенными в ХУ—ХУП ото-
летиях.

В Даугавтилее (Двиноке) гитлеровцы
взорвали Народный дом, вокзал, вагоно-
ремонтные мастерские, депо, электро-
станцию; уничтожили 40 предприятий
местной промышленности, городекую би-
блиотеку со всеми книгами; разрушили
32 школы, 4 гостиницы, 15 бань, теле-
фонно-телеграфную сеть, 2.896 жилых
домов. В своей звериной ненависти к ча-
тышекому народу немецкие захватчики
при своем отступлении жгли, взрывали,
разрушали школы, библиотеки, больни-
цы, жилые дома и промышленные пред-
приятия.

Немецкие захватчики разорили
сельское хозяйство Латвийской республики

Сразу же после оккупации Латвийской
Советокой республики немецкие захват-
чики разорили сельское хозяйство, Они
отобрали от сельекохозяйственных рабо-
чих, безземельных и  малоземельных
крестьян около 600 тысяч гектар земли,
которой они были наделены  советоким
правительством Латвии, Немцы отобра-
ли У крестьян скот, весь сельскохозяй-
ственный инвентарь, на обзаведение ко-
торым советоким правительством Лат-
вии был выделен крестьянам кредит в
сумме 27.179 тысяч рублей. Немецкие
захватчики стали восотанавливать поме-
щичьи и кулацкие хозяйства, заселять
Латвию людьми «только немецкой, гер-
уманекой крови». Более 75 тысяч семей
латышеких крестьян немцы лишили зем-

Немецкие душегубы

Следуя своей неизменной
массового истребления свободолюбивых
народов, немецкие палачи убили в Риге
более 170 тысяч мирных граждан —
мужчин, женщин, детей, стариков. Во-
круг города Рига немцами были opra-
пизованы концентрационные лагери для
мирных граждан: в Саласпилсе, Межа-
парде, в Страздумуйже, Бишу-Муйже,
Мильгравие и других местах.

Тысячи

ли и прикрепили‘ их к немецким баронам
И латышежим помещикам и кулакам.

Немцы разграбили в Латвии вое ма-
шинно-тракторные станции и, по далеко
не полным данным, вывезли в Германию
700 тракторов, 180 автомашин, 4.057
плугов, 2.815 культивалоров, 3.532 б0-
роны, 10.600 жаток и сенокосилок, 506
молотилок и ‘другой инвентарь; отобра-
ли у крестьян 628.329 тонн разных.
сельскохозяйственных продуктов,  уни-
чтожили 3 млн, голов домашней птицы,
В результате разорения немецкими за-
хватчиками сельского хозяйства в Лат-
вии уменьшилось поголовье скота: на
127.300 лошадей на 443.700  толов
крупного рогатого скота, на 318.200
свиней, на 593.800 овец.

истребили 250 тысяч
мирных граждан Латвии

политике

граждан были арестованы и заключены
в тюрьмы: Центральную, Срочную, «Ци-
тадель» и другие.

В лагерях и тюрьмах немецкие пала-
чи подвергали заключенных истязаниям,
пыткам и расстрелам. Центральной
тюрьме заключенных били и пытали.
Б течение круглых суток в камерах
были слышны крики и стоны. Ежеднев-
но от истязаний умирали 30—35 чело-

Lex. Кто оставался в живых после истя-
заний и пыток, возвращался в камеру
неузнаваемым: в крови, обожженный, ©
изорванными частями ‘тела.  Медицин-
ской помощи’ истязуемым не‘ оказывали.

06 истязаниях сообщили комиесии оче-

видцы, бодбржавшиеся в заключении в
Центральной тюрьме: Глузде А. 10., За-
ранкин’ С. Е. Лауко Р.; Якобсон М. Я..,
Ванаг В., Трифонов Я. Я., адвокат
‚Мункевич В. Г. и многие другие.

Истязаниям и ‘пыткам гитлеровцы
подвергали советеких людей во всех. го-
родах Латвийской ССР.

Свидетель Осипов Г. М., cozepman-
шийся немцами в. тюрьме в городе
Даугавпиле (Двинск), показал: «Немец-
кие палачи избивали меня резиновой
трубкой, пытали при помощи электри-
ческого тока. Избиениям и пыткам под-
вергались все заключенные, подозревае-
мые в сочувоствии советской власти.
Многим во время допросов  скручивали
на руках узлом колючую проволоку».

Немецкие извёрги не щадили нико\о.
Они убивали мужчин и женщин, здоро-
вых и больных, детей и стариков. В
Центральной тюрьме в Риге они убили
более 2.000 детей, отобранных от ро-
‘дителей, и в Саласпилеком лагере—бо-
dee 3.000 детей. В Первой и Второй
рижских психиатрических больницах
они убили всех душевнобольных,

Как показал врач Второй психиатри-
ческой больницы Хермание Салтупе,
немпы вывезли из больницы 29. января
1942 года свыше 350 душевнобольных
и испребили их. Врач Первой пеихиат-
рической больницы Лрикитие В. И. по-
казала: «14 апреля 1942 года в. боль-
ницу прибыли эсэсовцы и увезли более
200 больных. По указанию администра-
ции, на историях болезни я сделала от-
метки:  <Эвакуированы СС полицией».
В октябре 1942 года немцы вывезли
еще около 100 душевнобольных». Все
душевнобольные. были расстреляны’ нем-
цами в Бикернекеком лесу.

Ниже публикуются немецкие  доку-
менты, найденные в помещении «Депар-
тамента командующего полицией безопас-
ности и СД», которые подтверждают
кровавую расправу гитлеровцев с душев-
нобольными:

«Командующий
полицией SATIRE и

Латвия.
Рига, 19/У—1942 г.
Отд. П. ДВ № 109/42 г.

Секретно

В бюро гражданских запиеей г. Рига
Отн.: Извещение о смертных случаях.
Свылка:
Приложений: 10.

Сим удостоверяю, что перечисленные
в прилагаемом списке 368 неизлечимых
душевнобольных умерли 29.1.1942 года,

Исполняющий обязанности Кирете
СС штурмбанфюрер».

К этому рапорту приложен поименной
список расстрелянных больных.

И еще два точно таких же документа,
во сисвками за подписью того же Кир-
cre: or 28 maa 1942 roma — о «cMepri>
14 апреля 1942 года 243 дущевноболь-
ных и от 15 марта 1943 тода — 0
«смерти» 22 октября 1942 года 98 ay-
шевнобольных.

22 августа 1941 года в местечке Ar-
лонь были расстреляны душевнобольные
из Даугавпилекой психиатрической боль-
ницы — около 700 взрослых и 60 ле-
тей, в том числе 20 здоровых детей; на
время переведенных в помещения боль-
ницы из детского дома.

Арестованный советскими органами
соучастник расстрела душевнобольных
полицейский Мотисан А. А. на допросе
показал: «Во время расстрела я с лопа-
той стоял у ямы. Расстрел длилея около
6 часов. Люди кричали и плакали, но
пощады не было. После расстрела для
палачей привезли две бочки пива, нача-
лась попойка».

В 1942 году на территории старого
гарнизонного  стрельбища, в 18 кило-
метрах от Риги, немцы организовали.
Салаопилекий лагерь для мирных граж-
дан. Режим этого лагеря  предетавлял
продуманную систему умерщваения  лю-
дей. В бараках, рассчитанных на 100—
150: человек, содержалось по 500—600
мужчин, женщин и детей. Бараки не
отапливалиеь. Из-за  отоутетвия места
часть заключенных находилась и зимой
цод открытым небом.

Заключенных мучили непосильной ра-
ботой. Рабочий день длилея 12—14 ча-
сов. Больных направляли к врачу, и, ес-

of

Немцы старались всячески замаскирозать следы

a

ли врач находил, что по состоянию здо-
ровья они работать не могут, заключен-
ных расстреливали.

В начале 1943 года немцы пригнали
в Саласпилекий лагерь граждан из
енинградекой, Калининской, Витебской,
Орловской областей. Скученноеть в ла-
гере достигала ужасающих размеров,
люди умирали каждый день сотнями.
Для борьбы с эпидемическями заболева-
ниями немцы организовали так называе-
MBL «карантин». Свидетели Лаугалай-
тие В. А., Яскевич А. Н. и другие с00б-
щили, что немцы, в целях соблюдения
этого «карантина», заставили «всех за-
ключенных в лагере раздеться, потом го-
лых, По грязи и снегу, погнали в ‚баню,
находившуюся на расстоянии 600—800
метров от ‘бараков. Во дворе бани у жен-
щин ножницами стритли волосы, причем
издевательски оставляли клочья волос, &
местами до кожи выстригали. Стригли,
как овец... В бане заставляли мыться
холодной водой. После мытья всех ‘за-
ключенных пригнали обратно в бараки,
тде была оставлена. одежда.  Олнако
‘одежды уже не было. Раздетых людей
продержали в бараках с выбитыми окна-
ми в течение 4-х суток, после чего вы-
дали разное тряпье». В результате тако-
го истязания в Саласпилеком лагере по-
гибли сотни советских людей.

‚-Заключенных в лагере подвергали все-
возможным пыткам. Бывшая заключен-
ная Виба 9. сообщила комиссии, что ко-
мендант лагеря Ёраузе «независимо от
времени года, заставлял заключенных
ложиться на землю и моментально вота-
вать и прыгать на корточках. Раздава-
лась команда:  «Ложиеь»,  «Вотавай»,
«Прыгай», а в это время собака комен-
данта лагеря Краузе нападала на заклю-
ченного и рвала его. Краузе и другие фа-
шисты наблюдали сцену наказания и по-
тешались над жертвой. Часто после та-
кого истязания заключенный уже не мог
подняться ‘с земли, тогда полицейские
били его резиновыми палкали».

Расстрелянных и погибших в Салас-
пилском лагере от голода, болезней, пы-
ток и избиений гитлеровокие палачи 3a-
рывали на старом гарнизонном клалбя-
ще, невдалеке от лагеря. Там комиссией
обнаружено 9 отромных могил-рвов 00-
щей площадью в 3.043 кв. метра.

Судебно-медицинекой экопертизой ис-
следованы места захоронения, произве-
дены обмер могил и экогумация трупов.
На основании данных экспертизы, а
также многочисленных показаний овиде-
телей, в том числе бывших заключенных
лагеря Бакше Я. А., Зекунде В. М.
Кузьмина Ф. Т., Трифонова Я. Я.; Еро-
ниш И. И. и.других, комиссия установи-
та, что в Саласпилеком лагере немцы за-
мучили более 56 тысяч мирных rpam-
дан,

< Нителей города Рига и его окрестно-
стей немцы истребляли также в Викер-
некском лесу, Дрейлинеком лесу и Рум-
бульском лесу.

В Бикернекеком лесу, расположенном
на окраине города Рига, гитлеровцы рае-
стреляли 46.500 мирных граждан. Сви-
детельница Стабульнек М, проживающая
недалеко от этого леса, рассказала: <В
пятницу и в 6\6боту перед паехой
1942 года автобусы с людьми круглые
сутки курсировали из города в лее. Я
насчитала, что в пятницу с утра до по-
лудня мимо моего дома прошел 41 авто-
бус. В первый день пасхи многие жите-
ли, ия в том числе; пошаи в лос ко ме-
сту расстрела. Мы там увидели одну
открытую большую яму, в которой были
расстрелянные — женщины и дети,
голые и в нижнем белье. На трупах
женщин и детей были следы пыток и из-
девательств — у многих на лицах кро-
вяные подтеки, на головах ссадины, у
некоторых отрублены руки, пальцы, вы-
биты глаза, распороты животы». ;

Факты массовых расстрелов в Бикер-
некском лесу подтвердили свидетели,
проживающие вблизи мест . расстрелов:
Карклыньш М. Я., Алекение 3., Циемгале
М. Т., Шапочка А. И., Берзиным Ю. А.
Дзедулыс 3. Ф. и многие другие.

На месте расстрелов комиссия обнару-
жила 55 могия общей площалью в 2.385
квадратных метров.

‚ В Дрейлинском лесу, находящемся в
5—7 километрах восточнее города Рига,
по Лубанскому шосее, немцы расстреля-
ли свыше 13 тысяч мирных граждан и
военнопленных. Свидетель Гану В. 3.
показал: «Начиная © августа 1944 года,
немцы ерганизовали раскопки могил и
жгли трупы в течение недели. Tec бых
оцеплен немецкими часовыми, вооружен-
выми пулеметами. В 20 числах августа
из Риги отали приходить черные закры-

THe автомашины с гражданами, среди
которых были женщины, дети, так на-
зываемые «беженцы», их расстреливали,
а трупы сразу же сжигали... Я, епрятав-
шись в кустах, видел эту страшную кар-
тину. Люди ужаено кричали. Я слышал
крики: «Убийцы, палачи!» Дети крича-
ли: «Мамочка, не оставляй». Пули убийц
прерывали крики»..

Массовые расстрелы мирных жителей

гор. Рига немцы производили также в
Румбульском #6е6у.
На основании произведенного комис-

сией расследования и показаний свидете-
лей: Круминьый Ц, И., Лутрын М. С.,
Спуль Е А. aaconc J. C., Приеда
И. Я. `Цейрулие Ф. А. ‘Калеоне М. М.
и многих других установлено, что в
этом лесу немцы расстреляли 38 тысяч
мирных жителей,

В Даугавпилее (Двинске) немцы еже-
дневно расстреливали сотни советских
людей, заключенных в тюрьмы и лагери.
На территории «Золотая Горка», между
дер. Погулянка и дачей Будревича, воз-

5 апреля 1945 гз, нетверг: № 80 (1955)

Участник немецких зверств в Даугав-

пилее, могильщик Вильцан 1. А., пока-

зал: «Массовые расстрелы мирных граж-
дан в Даутавиилое начались в конце
июля 1941 года. Мне, как могильщику,
пришлось работать. на Средней Погулян-
ке. Мы приготовили могилу длиной 100,
шириной 3 и таубиной 2». метра на
$00-—1.000’ человек. К рассвету к этой
могиле немцы пригнали обреченных, в
том числе женщин с детьми различных
возрастов, Началось раздевание и от-
рабление обреченных граждан. , Раздава-
лись крики, стоны, плач детей, Малери
вели своих детей к могилам за, руки. Рае.
стреливали группами по 10—12 человек
в затылок. Я видел окрававленную мас-
су людей с размозженными головами,
Потом полицейские принялиеь за дележ-
ку одежды, обуви и прочих вещей рас-
стрелянных. Мне, как могильщику, вы-
дали несколько пар ботинок, брюки,
фревч и головной дамский платок».

Hemeyxue бандиты сожгли деревню Аудрины
и уничтожили всех ее жителей

В январе 1942 года в Резекнеском
(Режицком) уезде немцами была унич-
тожена деревня Аудрины со вбем насе-
лением якобы 8a помощь крабноармей-

‘нам. В городах Латвии по этому поводу

было вывешено следующее извещение на,
немецком, латышеком и русском языках:

«Командир германской полиции го-
бударственной безопасности Татвии сим
извещает следующее:

2. \ители деревни Аудрины, Режиц-
кого уезда, более четверти года скрыва-
ли у себя краоноармейцев, прятали их,
давали им оружие и воячески ¢cnocod-
ствовали им в  противогосударотвенной
деятельности.

В борьбе с такими элементами были
расстреляны ‘латышские полицейские,

3. Вак наказание я назначил вледую-
щее:

А) Смести © лица земли деревню Аулд-

рЕНы.

Б) Жителей деревни Аудрины аресто-
РАТЬ.

С) 30 жителей мужекого пола дерев-

ни Аулрины 4.[-—42 г. публично. расстре-
лять на базарной площади гор. Режицы.

И впредь приму’ ‚строжайшие меры
как против лиц, которые думают настоя-
щий порядок саботировать, также про-
тив лиц, которые! этим элементам оказы-
вают какую-либо помощь.

Командир германской полиции
государственной безопасности
Латвии

Штраух, СС оберштурмбанфюрер».

Деревня Аудрины, в которой имелось
41 хозяйство, была подвергнута ограб-
лению и полностью сожжена. Все ее жи.
тели в количестве 194 человек, в том
числе женщины, старики, дети, были аре-
стованы и заключены в  Резекнескую
тюрьму. Из них 30 человек  мужекого
пола были публично расстреляны на ба-
зарной площади в городе Резекне (Ре-
жица), в том числе мальчик 12 лот,
Все остальные арестованные были выве-
зены в Анчупанские горы и там расстре-
ляны,

Beero в городе Резекне и в уезде
немцы истребили 15.200 мирных rpam-
дан, в том числе свыше 2 тысяч детей.

Кровавая расправа немцев с еврейским
населением Латвийской ССР.

С первых же дней оккупации немцы
приступили в кровавой расправе с ев-
рейским заселением Латвийской респуб-
лики. Евреев истязали, подвергали изде-
вательствам и пыткам, расстреливали
в тюрьмах, на улицах городов, в с0б-
ственных квартирах. Юврей обязаны бы-
ли носить желтую звезду на груди и епи-
не, не имели права показываться в 0б-
щественных местах, производить покуп-
ки в магазинах «для арийцев», ходить
по тротуарам. Немцы загоняли евреев в
синагоги” наглухо запирали вое выходы
й затем сжигали здания вместе с людьми,
Так были сожжены вместе © 2.000 ев-
реев синагоги: на Столбовой и Гоголев-
ской улицах, на Старом еврейском клад-
бище ив Югеке.

В октябре 1941 года в Риге было ор-
танизовано «гетто», куда гитлеровцы
загнали 35 тысяч евреев. «Гетто» было
‚оцетлено двумя. рядами проволочных за-
граждений и доступ туда был закрыт.
Заключенных из «гетто» выпускали в
город только в рабочих колоннах, под
охраной полиции. Скученность в <тет-
To> была ужасающая, вызывала эпиде-
мические заболевания и отромную смерт-
ность.

Свидетель Баринбаум Г. Л. сообщил:
«На работу нас водили в колоннах под
надзором полиции. После работы поли-
цейские у входа в <тетто» всех нае обы-
скирали и при этом избивали резиновы-
ми дубинками или просто кулаками. Сте-
циально избивались те лица, у которых
немцы находили куски хлеба мили пати-
росы. Но ночам в «гетто» приезжали эе-
эсовцы. Они грабили и избивали людей,
глумились над девупкалги».

В ноябре 1941 тода немцы отобрали
в «тетто» 4.500 работоспособных муж-
чин м 300 женщин, a остальных
30 ноября и 8 декабря 1941 тода рас-
стреляли.

Свидетельница Долгицер Л. следую-
щим образом отисывает картину расетре-
ла евреев ‘из «гетто»: «Люди с малень-.
кими детьми, старики и старухи высы-
пали на улицу, где их выстроили в фя-

своих

граждан немцы ставили старые кадмогильные памятники с кладбища. На снимке:
трупы расстрелянных немцами советских граждан. Справа—одна из ‘улиц «старого

отступлении.

зверств. Над зарытыми трупами расстрелянных ими советских

надмогильный камень 1895 года, под ним

города». в Риге, разрушенная немцами при

ды. Отправка совершалась в’ автобусах,
но большей частью людей гнали пешком.
По улицам тянулись бесконечные колон-
ны евреев. Отправка продолжалась с
субботы, с 5 часов дня, всю ночь и 3а-
кончилась в воскресенье. ‚к вечеру. Ha
улице была гололедица, люди падали, и
их тут же на месте расстреливали. Ули-
цы «гетто» окрасились кровью.  Беело-
щадно расстреливались дети, матери.
Тюди совершали свой последний, смерт-
ный путь... Маленьких детей немецкие
звери вырывали из, рук матерей, хватали
за ноги и разбивали о столбы и 3a00-
ры...»

Евреи были расстреляны в Румбуль-
ском лесу, расположенном в 12 километ-
рах от Риги.

О расстрелах евреев в Румбульском
лесу случайно спаснаяся от смерти Фри-
де Ф. 3. рассказала, следующее: <Я по-
пала вк яме первого декабря 1941 года.
Перед рассветом нае заставили раздеть-
ся до нижнего белья. Пьытавшихся 00-
противляться беспощадно избивали pe-
зиновыми палками. Одежду надо было
класть отдельно от обуви. Не доходя до
ямы, я умышленно упала; охрана приня-
ла меня за убитую, & обреченные на ра-
стрел, проходя мимо, забросали обувью.
В течение всего дня до вечера мне приш-
тось слышать душераздирающие крики и
вопли расстреливаемых. Пролежав до но-
чи, я незаметно для охраны подползла к
одежде, оделась и, пользуясь темнотой,
Убежала в лес...»

В Даугавпилее (Двинске), как пока-
зали свидетели Бляхман А. С., Рожан-
ский В. В., Ляк С. Г. Яковлев В. В.,
Гравец И. 1. и другие, в июне и мюле
1941 года немцы арестовали около 3.000
евреев и расстреляли их возле тюрьмы в
железнодорожном садике. Всех осталь-
ных евреев — стариков, женщин и де-
той гитлеровцы заключили в «тетто».
Сюда же были помещены евреи из близ-
лежащих городов и местечек — Вышки,
Ераслава, Догда и др.

Б даугавпилеком «тетто» немецкие па-
тачи организовали 5 массовых расстре-
хов евреев, Последний массовый ‘pac-
стрел был произведен 1 и 2 мая 1942
года. Из 30 тысяч евреев в «гетто» oc-
талоеь только 400 человек, которые бы-
ли переведены в крепость,

Комсомолец  Шиунгин С. И. показал
комиссии: «Все, что творили немецко-
фашистекие изверги, не поддается опи-
санию. Людей избивали и живыми бро-
сати в яму. Детей разрывали пополам на
главах ‘малерей. Трудно описать траше-
дию 1 мая 1942 года. «Гетто» предетав-
ляло ужаснейшую картину. На полу ва-
лялись изуродованные трупы детей, вею-
ду была застывшая кровь убитых людей.
30 человек, которые отказались напра-
виться в грузовик, были расстреляны во
дворе «геттох.

Изобретажельность немцев в издева-

Тельствах над людьми не имела границ.

Немецкий комиссар города Рига Виттрок
овязал воех женщин еврейской нацио-
нальности, состоящих в смешанных бра-
вах, произвести стерилизацию (обеслао-
жение). Стерилизация производилась в
Первой рижской городежой больнице док-
Е ЕЙ eee Ane ENE
Окончание см, на 3-Й стр.

„а.
Fes

rok у

a