апреля 1945 г. четверг. № 80 (1955)

СООБЩЕНИЕ

Чрезвычайной Государственной Номиссии

ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ 3
ЛОДЕЯНИЙ
НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ.

КРАСНЫЙ ФЛОГ

р

\

у

~

Окончание. Начало см. на 2-й стр.

порами: Врастиньш, Эйкен, Легодиньш
Пегерсен и Олоф. Мужчины, имевшие
зонами евреек, вызывалиеь в тесташо и
IM ставился ультиматум: или согласить-
и на стерилизацию жен, или их жены
будут расстреляны,

Подвергшаяся стерилизации граждан-
да Г. показала: «По распоряжению немец-

С] ких властей города Рига, я, как еврейка,

Фашисты замучили и

321 тысяч советск

Для советских военнопленных немец-
ие захватчики организовали в Риге. в
помещениях бывших казарм, располо-
женных по улицам Пернавекой и Рудоль-
фа, «шталаг 350», который просущество-
зал с июля 1941 до октября 1944 года.
(оветские военнопленные содержались в
нечеловеческих условиях. Здания, rye
они помещались, были без окон и не отан.
швались. Несмотря на тяжелую каторж-
ную работу по 12—14 часов в сутки,
паек военнопленных состоял из 150—200
граммов хлеба и так называемого супа из
травы, порченого картофеля, листьев де-
ревьев и разных отбросов.

Бывший  военнопленный Яковенко
Il. Ф., содержавшийся в <шиталате $50»,
гоказал: «Нам давали 180 граммов хле-
ба, наполовину из опилков и соломы, и
один литр супа без соли, сваренного из
нечищенного гнилого картофеля. Спали
прямо на земле; нас заедали вши. От ro-
пода, холода, избиений, сыпного тифа и
расстрелов с декабря 1941 года по май
1942 года в лагере погибли 30 тысяч во-
еннопленных». ,

Немцы ежедневно расстреливали воен-
нопленных, которые не могли’ по `слабо-
ти или болезни отправиться на работу,
издевались над ними, избивали без вея-
кого повода,

Новицкис Г. Б., работавшая старшей
сестрой в госпитале для советских воен-
нопленных по Гимнастической улице, дом
1, сообщила, что она постоянно видела,
как больные, чтобы ослабить мучения го-
лода, ели траву и листья деревьев.

Б отделениях «шталага 350» на tep-
ритории бывшего пивоваренного завода и
в Панцерских казармах от голода, истя-
заний и опидемических заболеваний
только с сентября месяца 1941 тода по
апрель 1942 года погибло более 19 ты-
‘яч человек. Немцы расстреливали и ра-
неных военнопленных, «В августе 1944
года, — сообщила свидетельница Зекун-
де В. М., -—- в Саласпилекий лагерь до-
ставили 370 раменых советеких военно“
пленных; в конце этого месяца днем на
глазах у всех их расстреляли. 25 сентяб-
тя 1944 года из больницы Саласпилекого
загеря забрали всех больных и расстре-
ляли в лесу, недалеко от лагерей».

Советские военнопленные погибали и
в пути следования в лагерь, так как их
немцы ‘оставляли 063 пиши и воды.
Свидетельница Таукулис А. В. показала:

’ «Осенью 1941 года на станцию Салас-

пиле прибыл эшелон © боветекими во-
еннопхенными № составе 50—60 ваго-
нов. Когда открыли вагоны, на далекое
Тасстояние разнесся трупный
Половина людей была мертва; многие
были при смерти, Люди. которые могли
вылезти из вагонов, бросились к воде,
но охрана открыла по ним огонь и pac-
стреляла несколько десятков человек».

Железнодорожный мастер станции
Шкиротава (Сортировочной). Коко А. Ю.
рассказал комиссии, что «немцы застав-
ляли советских военнопленных при 35-
традусном морозе голыми руками пере-
таскивать рельсы. Вольных и падавших
0’ истощения немцы укладывали Ha
снег в ряд по 20 человек, а после, ‚за-
мерзших, тут же закапывали». С 1941
по 1943 гг. на территории железнодо-
рожной станции  Шкиротава . немцы
уничтожили более 2.000 человек. Bee
это подтвердили свидетели Чуксте А. Р.,
железнодорожный рабочий Фолкмая Б. А.,
трелочник Ввач С. П., составитель по-
дов Шереметьев А. В. и другие.

В «шталаге 350» и в его отделениях
немцы замучили м расетреляли более
130.000 советских военнопленных. Ко-
миссия обнаружила в’ Риге и ее окрест-

запах.

состоящая в смешанном браке, подверг-

лась стерилизации в конце мая 194% го-
да».

Аналогичные заявления в комиссию 0
насильственной стерилизации были еде-
ланы свидетелями Левикиной ВБ. М.. вра-
чом Первой городской рижекой больницы

Бриедис К. В... подвергшейся стерилиза-
ции гражданкой Я. и другими,

расстреляли в Латвии
их военнопленных

ностях 12 мест маесового захоронения
трупов замученных советеких  военно-
пченных, из них наиболее крупные в
Саласлилесе. в Зиепниеку-Калнс, ‘на тер-
ритории Панцерских казарм, на новом
оврейском кладбище.

В Доугавцилее (Двинеке) существо-
вал лагерь для советских военноплен-
ных — «шталаг 340», который среди
узников лагеря и жителей города был
известен под именем «лагеря смерти»
и в котором за 3 года погибло от го-
ода,  истязаний и Тасстрелов свыше
124.000 советеких военнопленных,

Расправу с военнопленными немецкие
палачи обычно начинали в пути: следо-
вания в лагерь. Летом пленных отправ-
ляли в наглухо закрытых вагонах. зи-
мой — в полувагонах и на открытых
площадках. Шюди массами погибали от
жажды и голода, летом задыхалиеь от
духоты, зимой замерзали. Свидетель,
путевой сторож Оурбидан С. Ю.. 000б-
щил комиссии: «В июле 1941 года на
раз’езд «214 километр» прибыл первый
эшелон с советскими военнопленными.
Второй эшелон прибыл волед ва nep-
вым. В каждом Barone было по 70—30
человек. Вагоны были закрыты наглу-
хо. Когда открыли вагоны, военноплен-
ные жадно глотали воздух открытыми
ртами. Многие, выйдя из вагонов, пада-
ли от истощения. Тех. кто не мог итпи,
немцы тут же у моей будки расстрели-
вали. Из каждого эшелона ‘выбрасывали
по 400—500’ трупов. Пленные расска-
зывали, что они по 5—6 суток не‘ по-
учали в дороге ни пищи, ни воды».

Свидетель Ycenno T. В. расеказал:
«В’ ноябре 1941 года я дежурит на
станции Мост в качестве стрелочника и
видел, как на «217 километр» подали
эшелон, в котором было более 30 ваго-
нов. В. вагонах ни одного живого чело-
века не оказалось. Не менее 1.500. мерт-
вых были выгружены из’ этого эшело-
на, все они были в одном нижнем белье.
Трупы пролежали У железнодорожного.
полотна около недели».

Коменданты Даугавпилекого  латеря
Ху Маер, Нисин, Зимеон и другие так
же, как и в других немецких лагерях,
морили советских военнопленных  голо-

дом, истязали, подвергали мучительным
пыткам и издевательствам, массами pac-
стреливали.

`Существовавший при лагере госпиталь

также был подчинен задаче уничтоже-
ния военнопленных. Работавшая в гос-
питале свидетельница Ифимова В. А.

рассказала комиссии: «Редко кто выхо-

дил живым из этого госпиталя. При гос-
‘патале работало 5 групп могильщиков
из военнопленных, которые на тележках
вывозили умерших на кладбище. Быва-
ли часто случаи, котда на тележку 0ро-
вали еще живого человека, сверху накла-
дывали еще 6—7 трупов умерших и
расстрелянных. Живых закапывали вме-
сте с мертвыми; больных, которые мега-
‘лись в бреду, убивали в`тгоспитале Mad,
ками».
Зимой 1942—1943 годов
вопыхнула эпидемия  сыпного тифа. В
качестве меры борьбы с тифом, 6005-
щил бывший военнопленный  Дараган
Д. М., фашистские мерзавцы организо-
вали массовые расстрелы: достаточно
было заболеть 3—4 звоеннопленным, как
всех остальных, находившихоя в этом
бараке. немцы выводили в ямам Ba Kpe-.
постной  эспланаде и расстреливали.
Так фаптистекие мервавцы истребили на
крепостной эопланаде у раз езда «214
километр» около 45 тысяч. ‘советеких
военнопленных.

в лагере

К суровому ответу фашистских преступников

Чрезвычайная Государственная Бомис-
шя установила, что кровавые злодеяния
нв территории Латвийской ССР, разгром
торедов и сельского хозяйства произве-
юны по прямому указанию  гитлеров-
(кого правительства и германокого вер-
ховного командования. Виновниками всех
HX чудовищных ‹ злодеяний, помимо
итлеровского правительства, ‚ являются:
помандующие северной группой немецкой.
мии  генерал-полковники Модель и
Шернер, генерал полиции Шредер, на-
чальних полиции «Остланд»  обергруп-
пенфюрер СС Иекельн, рейховомиосар
loge, генеральный  комчесар Латвии
Дрекслер, генеральный директор. Лаг-
ши Данкерс, командир германоекой по-
лиции государственной безопасности Тат.
вии оберштурмбанфюрер СС ШИтраух, на-
Чальник гесташо штурмбанфюрер, доктор
Танге. заместитель командира OLY
безопасности СС штурмбанфюрер Вирсте,
помендант города Рига генорал-майор
Брамберг, начальник полиции’ города
Риго майор Rowe, префект полиции
Штиглиц, начальник Центральной тюрь-
иы Виркхан, начальник  и Ко-
молдант Саласпилекого лагеря Краузе,
начальник концлагеря Межапарк штурм-
банфюрер Зауер, его помощнию р,
фюрер Бруннер, командир. полиции
Тидеман, комиссар города Рига ИН
штурубанфюрер Микке, офицер гестат
Гимлер, организатор, «гетто» И
фюрер СС Шульц, начальник малог

«тет»  Ткель, коменданты «гетто».
унтершарфюрер Рошман, обершарфюрер
Мисге, лейтенант гестало Хесис, началь-

ник <тетто» Гесфер, редактор фатист-
ой газеты &Дейче цейтунг ин Остланл»
Микел, руководитель отдела прессы при
№йхскомиссаре доктор Циммерман, в0-

ПОЛИЦИИ

ства лагеря Лауперт, коменданты

енный комендант города Рига Нахтигаль,
помощник коменданта «гетто» унтершал-
фюрер Гимлих, помощник начальника,
гестало штурмфюрер Метсе, руководитель
отрядов СС’ Зелинтгер, помощниь начахь-
ника концлагеря Межанар врач штурм-
банфюрер Кребебах, обершарфюрер CC
Бухгольц Гане, врач СС доктор Блудау,
в СС Кнабе, унтершарфюрер
СС Клечене Герман, унтершарфюрер Ou
Хоние, штурмбанфюрер СС Зайтлер, лей-
тенант войск СС Руйслер, комендант го--
рода Даугавниле майор Ниссель, началь-
ник полиции безопасности СД Шилае,
окружной комиссар  Швунк, начальник
mada окружного комиссара Гайчель, на-
чальник Даугавпилекого отделения  ге-
стало Таборт, его. помощники Beny, May-
риц,  коменданты . «италага № 210
капитан Хуго Маер, Нисин, Вимсон, офи-
церы штаба <«штолага № 340» капитаны:
Петер, Паулин, Мориц, ‚Паулзин,  заве-
дующий рабочей силой капитан Мартин,
заведующий кухней Роанз, переводчик
и палач Миллер Якоб, заведующий хозяи-
ством Ойген. Дейле, начальник. строитель-
KOHI-
лагеря в` городе Резекне майор Риттер
фон Нелиандер и капитан Данцейзен,
начальник 3-го отделения. гестапо леийте-
нант Клепфман, офицер 3-го отделения
гестапо Штайнер, начальник политиче-
ской полиции Резекнеского уезда майор
войск СС Алберт, унтер-офицеры Пийт-

самер, Ульман, фельдфебели Брик, pan
ман, вахмистры полиции СС Вок. a
лер, Kpenm, Maep, Тухель, Гане, Вон,

Нейман, ефрейторы Айзеле Карл, Штрик-
ле Карл, солдаты Фрай Oran, ‚Вольф
Андре и переводчики Пирог и не

Преступниюов постигнет суровая кар
ва совершенные ими злодейства.

Первый Белорусский фронт. На десятки километров тянутся на подступах к Бер-

лину мощные укрепленные
ными стальными колпаками, соединены

районы. Многоярусные доты,

покрытые огром-
между собой подземными железобетон-

ными тоннелями, по которым проложены узкоколейки. Глубина этих врытых в зем-
лю сооружений доходит до нескольких десятков метров. Перед ними проложе-
ны гряды противотанковых препятствий, так называемые «зубы дракона», глубокие
рвы, проволочные заграждения. Советские войска, оснащенные могучей техникой, с

величайшим ‘мастерством
Берлину. На снимке;

разрушают мощные укрепления
немецкие доты, разбитые нашей артиллерией.

врага на пути к

Фото Ф. Кислова (Т\0б).

т

эрати

Братислава, — древний славянский
город.  Прикрытый в запада Ма.
зыми Карпатами и глубокой ‘рекой
Морава,  обведенный © юга  поано-

водным Дунаем, а с востока его pyxa~
вом — Малым Дунаем, этот город легко,
без естественных рубежей  сообщалел
только 6 северо-востоком, где шарокая
долина реки Ваг раскрывала перед ним
просторы славянских земель. Он был е6-
тественной крепостью на стыке трех го-

сударетв — Австрии, Венгрии и Чехо-
словакии.
Братислава — крунный речной порт,

центр развитой индустрии, важный ysed
шоссейных и железных дорог. Этот ro-
род титлеровцы превратили в сильный
опорный пункт, прикрывающий пути к
Вене. Динамитный, химический, маши:
ностроительный и другие военные заво-
ды, расположенные здесь, еще недавно
казались немцам недосягаемыми зи для
нашей авиации, ни для наземных совет-
ских войск, которые немцы так яростно
пытались остановить на линии Вуда-
nemr—Ecreprom—l pou.

Однако наступление Bolick mMapman
Малиновокого решило в числе Muaornx
городов и судьбу Братиславы. На ‹еве-
ро-востоке наши войска, форсировав
рон, пройдя долину, изрезанную широ-
ко разлившимися реками, столь же стре-
мительно ¢ хода форепровали Нитру и
вышли к бурному широкому Bary, На
этом пути были взяты Новы Замки, Шу-
раны, Комьятица Врабле. На полих ос-
тались сотни разбитых и сожженных
немецких танков, самоходных и полевых

орудий, остатки всякого рода уничто-
женной нами немецкой техники.
Противотанжовые рвы перед селами,

дзоты на перекрестках улиц, траншеи и
стрелковые ячейки вдоль обочин дорог
были преодолены ’напгими войсками в
ожесточенных боях. В широкий прорыв

ринулись советокие танкисты и гварден-

окие казачьи части  генерал-лейтенанта
Плиева. Обходя опорные пункты врата,
составляя их на уничтожение пехоте, ка-
заки и танкисты врывались глубоко в
тыл врага, ‘несли смятение ‘и панику,
срывали все попытки противника оста-
новить наступление наших частей, пе-
ререзали в самых неожиданных местах
вражеские коммуникации.

После форсирования Вага в стреми-
тельном двухоуточном рейде  конно-ме-
ханизированные части пропили всю рав-
нину между Вагом и Малыми Карпатами,
перерезали все коммуникации врага на
этой равнине и, вотупив на восточные
склоны Малых Карпат, нависли над
Братиславой с северо-востока и севера.

Одновременно войска тенерал-полков-
ника Шумилова, форсировавшие Грон в
нижнем его течении и столь же стреми-
тельно наступавшие на Комарно с восто-
ка, ворвались на восточные окраины это-
го города. В 10 время, когда здесь раз-
‘торелись ожесточенные уличные бой, с
запада ворвались в Вомарно войска ге-
‘нерала Горбачева, форсировав  перет
этим Дунай на подручных  сфедотвах.
Вместе с ними принялись крушить про-
тивника с тыла и моряки контр-адмира-
ла Холостякова, прошедшие на свойх ко-

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ

слава

раблях под носом у врага по Дунаю ми-
мо Вомарно и высадившиеся на ceBep-
вом ‘берегу за городом.

Оказавшись под угрозой окружения,
немцы. отступали в единетвенно  остав-
шемея у них направлении—<ю Братиела-
ве. Войска, взявшие Комарно, устреми-
лись вперед, отрезая пути отхода про-
тивника и истребляя ето. Нанося гитле-
ровцам большие потери, советокие вой-
ска приближались к Братиславе между-
речьем Дуная и Малого Дуная. С восто-
ка наши соединения прошли большую
часть пути ‘от Вомарно до подотупов к
Братиславе за двое суток.

После форсирования вражеских рубе-
жей в горах Вэртэшхедынэг, ликвидации
естергомекой группировки  противняка,
взятия Комарома и Дьера наши наступа-
ющие с этого направления войска, прео-
долев Рабу, двинулись по заболоченной
местности, изрезанной  оросительнымя
каналами. По всем дорогам, ведущим в
сторону Вены, советские части продви-
нулись к городу Мадьяровар и взяли его
искусным обходным маневром танковых
трупп в клещи. Сломив в коротких, но
ожесточенных уличных боях сопротев-
ление врага в городе, наши подразделе-
вия, двигаясь дальше’ в том же стреми-
тельном темпе, заполнили в0б0ю весь
20-километровый проход между озером
Ферте (Нойзидлер-3ее) и Дунаем. Таким
образом, была создана прямая угроза
братиславокой группировке противника
ис юга,

Вчера наши передовые части вели бои
на ближайптих подступах к городу, заняв
‘селения, расположенные в четырех ки-
лометрах южнее города. Сегодня,  сломив
сопротивление гитлеровцев и преодолев
сложную систему оборонительных 600ру-
жений, наши войска приблизились вплот-
ную к Братиславе и завязали ожесточен-
ные бои на ее окраинах.

Каруселью кружились над Братиела-
вой эскадрильи «Ильющиных». помогая
наземным частям громить врага. Горели
и взрывались склады боеприпасов про-
тивника. Огромные тучи дыма вздыма-
лись над. железнодорожной станцией.

Артиляерийской и авиационной подго-
товкой начался штурм Братиславы. Под
прикрытием. артиллерийского огня co-
ветские воины ворвались на окраины
города с востока и отвлекли на себя ос-
повные силы противника. В это время
наши другие части спустились по во-
сточным склонам Малых Варпат и на-
несли удар по вражескому гарнизону ©
севера. Немецкие части, поддержанные
танками и самоходными орудиями, поед-
принимали контратаки, но. не смогли за-
держаль натиска советских войск.

Сокрушая ‘оборону противника, нано-
ся ему невосполнимые потери, советские
танкисты, артиллеристы, нехотинны и
кавалеристы при поддержке авиации и
моряков = Дунайской военной фло-
тилии, ‹ продвигаясь к центру горо-
да. очищали от гитлеровцев. квартал з&

кварталом. Сегодня в результате ожесто-

ченного штурма Братислава полность

очищена от гитлеровских захватчиков.

П, ЛУВНИЦКИЙ.

2-й Украинский фронт, 4 апреля. {Снец.

корр. ТАСС).

ПАРТИЙНЫХ И СОВЕТСКИХ

РАБОТНИКОВ. САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Учитывая, что в условиях военного вое-
мени работа по хлебозаготовкам имеет осо-
‘бо’ важное! значение для ‘достижения побе-
ды над. врагом и приравнивается по CBCeMy
звачению к фронтовой работе. Указом Пре-
зидиума Верховного Совета СССР награж-
Ддены:

Орденом Отечественной войны 1! степе-
ни — первый секретарь Первомайского г&й-
кома ВКП(б) Г. А. Войтенко. председатёль
исполкома ‹ Марксовского ‘райсовета’ депу-
татов трудящихся Ф. В. Елагин, уполномо-

ченный Наркомзага ‘по’ Ворошиловскому
району И; В. Кузнецов и другие, всего 37
пеловёк;

Орденом Отечественной войны
ни -- председатель исполкома Краснояр-
ского райсовета депутатов. трудящихся
К. Д. Безруков, первый секретарь: Кури-
ловского райкома ВКП(б) В. В. Григорьев,
первый секретарь обкома ВКП(б) П. Т. Ко-
маров и другие, всего 39 человек.

(ТАСС).

2 степе-

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ РАБОТНИКОВ
КУЗНЕЦКОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО
КОМБИНАТА ИМЕНИ СТАЛИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ТРЕСТА «СТАЛИНСКПРОМСТРОЙ»
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

За успешное выполнение, заданий  Госу-   Задионченко,

дарственного Комитета Обороны, по вара-
ению ‘мощностей, освоению ‘выплавки
новых марок сталей и ‘увеличению произ-
волства металла ‘для. оборонной промыш-
ненностя Указом Президиума Верховеюго
Совета СССР награждены:

Орденом Ленина — директор ‹ комбината
р. В. Белан, главный инженер комбината
Л. Э. Вайсберг, управляющий трестом

«Сталинскиромстрой» Г. А. Гарбузов. сек-
ретарь Кемеровского обкома ВК (б) СУБ,

‚сталевар. И. М. Иваикин,
мастер П. Д. Никитин и другие — всего
16 человек; РН
Орденом   Трудового‘ Красного Знамени—
37. человек; 1
Орденом Красной Звезды — 53 человека;
Офденом «Знак Почета» — 127 человек;

Медалью «За трудовую доблесть» —
104 человека; ь

Медалью «За трудовое отличие» — 55
человек.

(ТАСС).

ПОТОПЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ
ПОДВОЛНОЙ ЛОЛКИ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 4 апреля. (Mo te-
леграфу). В последнее время летчики
Н-ской Ераснознаменной части Северно-
го флота значительно’ активизировали
свою боевую деятельность, усилив поис-
ви подводных лодок противника в Барен-
цовом море. На-днях экипаж Героя Co-
ветского Союза капитана Рукавицина
вместе с экипажем своего ведомого мо-
ходого летчика младшего лейтенанта
Козлова вылетели на разведку морских
коммуникаций. Долгое время поиски вра-
га были  безрезультатными. Но стремяе-
ние летчиков во что бы то ни стало най-
ти и уничтожить врага, упорство и на-
стоичивость в выполнении поставленной
задачи помогли им добиться успеха.

В одном из квадратов штурман лейте-
нант Беляков заметил вражескую  под-
водную лодку.

— Вижу лодку, разверните влево, —-
передал он своему командиру. Капитан
Рукавицин резко развернул машину. Он
также заметил черную точку, езали ко-
торой тянулась белая полоса. Летчик по-
лвилея над немецкой подводной лодкой.
Спустя несколько секунд штурман доло-
жил, что первая серия. бомб сброшена и

цель накрыта. Однако лодка после перво-
го удара еще держалась Ha плаву. Во-
круг нее разрасталось масляное пятно,

— Еще, еще доверни, — передал лет-
чику штурман и, прицелившись, обросих
вторую серию бомб.

Для большей уверенности в гибели не-
уецкого корабля капитан Рукавицин
ввел самолет в резкое пике, нажал на га-
шетку и меткой очередью прошил борт
подводной лодки. Развернувшись и на-
брав высоту, самолеты в течение 40 ми-
нут кружились над местом, где враже-
ская лодка нашла себе могилу. На п0-
верхноети ее уже He было. Только все
увеличивающееся масляное пятно да
поднимавшиеся кверху воздушные пу-
зыри свидетельствовали о гибели врага.

Во всех атаках против вражеской лод-
ки хорошо действовал и экипаж летчика
Козлова. Подетроивииеь в хвост своему
ведущему, он не отрывалея от него. Во
второй атаке т. Козлов проявил фазум-
ную инициативу. Зайдя на подводную
лодку под углом 90 градусов с обратного
направления от ведущего, он не дал вра-
гу уклониться от атаки.

Средства дымовой маскировки
противника

В нынешней войне немцы весьма ак
тивво применяют средотва дымовой мас-
кировки как на сухопутном фронте,
так и на мороких театрах. Немцы uc-
пользуют дымы во всех видах боя, 060-

бенно в обороне, маскируя свои соору-

жения и скопления живой силы и тех-
НИКИ,

Ставить завесы могут как специаль-
ные катера, так и боевые корабли. Наи-
более часто противник применяет ак-
тивные дымовые завесы, которые  при-
крывают корабли на отходе и помогают
им выйти из зоны артиллерийского огня
кораблей и бомбовых ударов авиации.

Что же представляет с0б0й дымовая
аппаратура противника?

Немецкие войска используют артилале-
рийский снаряд, мину, шашки, дымовые
буи, подвижную и стационарную дымо-
вую аппаратуру. Снаряжаются эти  сред-
отва как жидкими, так и твердыми ды-
мообразующими веществами. В качестве
последних применяются желтый фосфор,
хлореульфоновая кислота, серный ан-
гидрид и еровокая дымовая смесь.

В прибрежных районах военные об’ек-
ты маскируютея дымовыми буями, ена-
ряженными бергеровской смесью. Буй
состоит из двух основных частей: ци-
линдра высотой 70 см и диаметром 25
см и круглого поплавка. 06е части из-
готовлены из листового железа. В центре
поплавка имеется отверстие. В нем уста-
навливаетея железный цилиндр, нанол-
ненный дымовым веществом. Буй cHapa-
жается во время изготовления, то-есть
заводским ©пособом. Немцы хранят ды-
мовую смесь на берегу в железных боч-
ках емкостью до 450 литров или тол-
стостенных бидонах емкостью 80—90
литров.

В состав бергеровокой смеси входит
поролиообразный цинк, генсахлоретан и
небольшой процент наполнителей. В
верхней крышке цилиндра имеется ста-
кан, наполненный легко востламеняю-
щимся и быстро горяптим веществом. Вос-
пламенение производится электрической
искрой. Ток подводится по проводам,
присоединенным клеммами к стакану

буя. ‚Дымовые буи могут действовать
группой и по одному.

Интенсивное ‚горение буя продолжает-
ся 4 минуты. Образуется темносерое об-
лако дыма. Оно трудно просматривается,
но легко рассеивается. Вес  дымового
вещества, помещенного в цилиндре Oya,
равен 20—25 кг, а общий вес буя —
50—60 кг. При сгорании смеси видно
небольшое, но яркое пламя. Оно демас-
хирует установку.

ымовыми буями немцы прикрывают
гавани, портовые сооружения, фарватеры
в узкостях, береговые об’екты. Буи уе-
танавливаются как на суше, так и на
воде в некотором удалении от берега.
Иногда они используются и на реках
для маскировки мостов, передвигающих-
вя по берегу войск ит. д.

Второй дымообразователь — жидкая
емесь, состоящая из  хлорсульфоновей
кислоты с добавлением к He раствора
серного ангидрида. Этой емесью снаря-
жается дымовая аппаратура кораблей,
Завеса образуется вследствие выбрасы-
вания мелких капель смеси из фореунох

этттаратурь. При химической реакции с
возлухом образуется облако белого цвета.

Аругие средетва дымовой маскировки
противника не имеют особенного прак-
тического значения. Артиллерийский ды-
мовой снаряд, снаряженный желтым
фосфором или жидкой дымовой смесью,
используется на сухопутных участках
фронта, главным образом для приетрел-
ки и в редких случаях для маскировки.
Средства дымовой маскировки (алтпара-
тура, артенаряды и авиабомбы), которые
снаряжаются. верным ангидридом и не-
‘большим количеством налолнителя, при-
меняются. немцами еще реже. 0б’яеняет-
СЯ ЭТО тем, что они лат слабое белое 00-
лако, представляющее весьма малую б0е-
вую ценность.

В заключение следует подчеркнуть,
что немцы в период после первой мирэ-
вой войны весьма незначительно продви-
нулиеь вперед в области’ усовершенство-
зания средств дымовой маскировки.

Инженер-капитан 2 ранга
К. ГОРДЕЙЧИК.

Торпедные стрельбы подводников

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 4 апреля.
(По телеграфу от корр. «Красного Флота»).
Экипажи подводных лодок офицеров Зуба-
рева и Кучера провели торпедные стрельбы.

Воспитание
на боевых традициях

Политотдел ‘учебкого отряда провел <е-
минар заместителей командиров. по нолит-
части, парторгов и комсоргов школи под-
разделений. Тема семинара: «Воспитание
личного состава на боевых. традициях coe-
динения». С докладами выступили майор
Рыбак, подполковник Бобырев, капитан
Фролов, лейтенант Назаров, старший лей-
тенант Ревин и другие.

Заместитель начальника электромеханя-
ческой школы майор Рыбак рассказал об

опыте сбора материалов о знатных воспи-

танниках школы — Героях Советского Сою-
за и орденовосцах, ранее учившихся. здесь.
На этом материале школа воспитывает мо-
лодых краснофлотцев,

Лейтенант Назаров — заместитель коман-
дира подразделения по политчасти-—изгото-
вил альбом, содержащий 50 фотографий
знатных рулевых — воспитанников Школы.
К портретам приложекы краткие описания
боевых подвигов моряков. Краснофлотцы
часто с интересом рассматривают альбом.

Старший лейтенант В. ПУКАЛО.

Черноморский флот.

Условия были весьма сложными. Личный
состав тщательно подготовился к боевому
испытанию. По оценке командования,
стрельбы ‘проведены на «отлично»,

Выставка картин
советских художников

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 4 апреля. (Пе Te-
леграфу от корр. «Красного Флота»). В До.-
ме Военно-Морского Флота главной’ базы
открылась выставка картин советских ху-
дожников, организованная. дирекцией ху-
дожественных выставок и панорам и Глав-
ным Политуправлением Военно-Морского
Ч лота. Выставка дает североморнам воз-
можность ознакомиться с работами круп-
нейших советских художников.

Внимание посетителей привлекают по-
лотна Игоря Грабаря, Гаповенко, Модоро-
ва, Васильева, Пименова, работы maypea-
та Сталинской премии Шмаринова, Сергея
Герасимова, Бялыницкого-Бируля, лауреа-
та Сталинской премии Савицкого и многие
другие.

Художники -маринисты представлены на
выктавке картинами: Ромаса «Зимние залпы
Балтики», Нисского «Над Баренцовым мо-
рем», Цейтлина «Прощание».

Большая и интересно подобранная вы-
ставка картин советских художников польз
зуется у военных моряков большим успе=
 ХОМ. -