Литерат

о ——-

Н. НАКОРЯКОВ

«озоеде» ПозупеФИвФДИЙТ
TAIN Penang

«Правда» — центральный орган ве-

aime партии рабочего класса,
дартии Ленина — Сталина, привед-
дей одну шестую часть земли к по-
беде социализма. Голос «Правды» зву-
хит на Весь мир, возглавляя борьбу
зкех трудящихся за освобождение че-
повечества из смрадной тюрьмы капи-

за.

Ponta в связи с 25-летием «Прав-

› просматриваешь ее страницы да-
gee 38 самый последний отрезок вре-
Мени, то видинть, как много она уде-
зяет и места и времени нашей лите-

ной работе.

Вот важнейшие вопросы освоения
улассического наследства литерату-

н — Пушкив, Белинский, Черны-
пезокий, Добролюбов, их значение

я нашего времени... Именно «Прав-
дой» они выдвинуты перед всей стра-
ой не только как юбилейные даты,
зв порядке социалистического освое-
уня литературного наследства прош-

то,

т то время как в литературных ор-
внизациях литературоведы барахта-
уксь в маленьких спорах об отноше-
уни к отдельным этапам творчества
великих писателей в это время
«Правла» © предельной большевист-
кой ясностью раскрыла значение ве-
уикой русской литературы для нашей
действительности и отношение народ-
ых масс страны социализма к гени-
зльному наследству литературы и
критической мысли.

Таким образом многократно «Прав-
qa» выводила нас, в том числе и Гос-
тятиздат, к большим проблемам лите-
фатуры, давала большевистское реше-
ие литературных проблем.

Так было в вопросах фольклора, в
исторических проблемах, в вопросах
оборонной литературы, в вопросе о
тие большевика в’ художественной
литературе и т; д., ит. п.

На примерах ряда ошибок редакто-
pos, редактировавших и комментиро-
завших Пушкина, «Правда» не раз
учила нас, как нужно редактировать
и комментировать основоположников
великой русской литературы.

Наша

Чему научила нас работа в «Прав-
er?

ar первую очередь хочется отме-
hath, что «Правда» налатает на’ каж-
до своего работника, в том числе
и на Hac, большую политическую и
Хоральную ответственность за пору-
ненное дело. «Правда» для нас — по-
уитический вуз.

До прихода в «Правду» очень мно-

О

recs ‘i

«Новости из свежего источника». Рисунок художников Кукрыниксы

урная

газета № 24 (660)

:

Вопросы качества редакционной ра-
боты ставились «Правдой». и в свя-
зи с изданием Добролюбова, Белин-
ского, Герцена и др. классиков лите-
ратуры. Эти же вопросы с особенной
остротой выдвигались «Правдой» в
связи с грубейшими политическими
ошибками в редакции произведёний
современной художественной литера-
туры (Орлов—«Искатели“ славы». Зал
рудин — «В народном лесу», Сельвин-
ский — «Умка — белый медведь»
и др.).

Даже чисто издательские дела не
раз были предметом обсуждения на
страницах «Правды», и мы ‘не раз по-
лучали суровые, но справедливые
уроки. Недостатки в оформлении

вниг, опечатки, переиздания ненуж-

ных массовому читателю произведе-
ний, вопросы издательского хозяйст-
ва, отношений с авторами; вопросы
гонорарной политики и практики —
все это не ускользало от внимания ор-
tana IJK партии, все это было пово-
дом для уроков, как надо по-боль-
шевистски работать. `

«Правда» не только сяма уделяет
внимание вопросам литературы, она
организовала и организует контроль
нашей работы во всей периодической
прессе, она окружила нас вниманием
своего удивительного ‹правдистского»
читателя-большевика.

Через «Правду» лично я получаю
ежегодно 300—400 писем от читате-
лей. Г

Эти письма всегда говорят о каких-
нибудь ошибках, неполадках в тех
тысячах книг, которые издаются из-
дательством, эти письма всегда бьют
«не в бровь, а в глаз», они раскрыва-
WT TO, что не можешь или не успе-
ваешь рассмотреть через аппарат, они
являются той единственной критикой
миллионов, которая необходима, как
воздух, для всякого честного советско-
го работника. }

«Празда» не просто помогает в де-
ле издания художественной  литера-
туры, а действительно и повседнев-
но руководит нашей работой.

школа

Toe ME изображали легковесно и ино-
тда зубоскальски. «Правда» же за-
ставила нас думать о более внима-
тельном и глубоком политическом от-
ношении к наптим темам. ’’
Каждый из нас всегда помнит, что
«Правду» читают многие миллионы
читателей: и колхозники, и работни-
ки искусства, и ученые.
КУКРЫНИКСЫ

a

(«Правда» от 13 февраля 1937 г.).

С ясторией «Правды>—«внаменос-
па революционной борьбы пролета-
ата за коммунизм» (Сталин) —имя
орького связано самым теснейшим

образом.

‚ Виотраф писателя Илья Груздев,
®оторый в своих работах вообще уде-
ляет совершенно недостаточное вни-
макие фактам, показывающим связь
Горького с партией, в биографиче-
ском очерке, предпосланном однотом-
нику изд. 1936 г., даже не упоминает

в сотрудничестве в «Правде».

ежду тем, ясно, что участие в ор-
тане большевистской партии не было
случайным эпизодом в политической
биографии Алексея Максимовича —
оно явилось естественным результа-
том всей его литературной и револю-
Ционной деятельности. Ибо жизнь ве-
никого народного писателя была не-
разрывно  спаяна с борьбой рабочего
класса. Роль Максима Горького ва»
влючалась не только в том, что он
печатал на страницах «Правды» свои
произведения, но и в организацион-
Ном участии в создании газеты и в
62 работе. В составленной делартамен-
том полиции в 1912 г. записке о CO-
циал - демократической литературе

уитаем:

`В связи с’ ленскими событиями
®реди петербургских рабочих силь-
о повысилось желание создать соб-
Агита-
ция в пользу тазеты велась давно, но
осуществлялась идея только сейчас,
8 именно в связи с «Леной». Газета
под заголовком
«Правда», Газету «Правда» ее руково-
дители намерены поставить `несколь-
ко иначе, чем ставились рабочие газе“
ты до сих пор. До сих пор в рабочих
тазетах главное место отводилось *06-
вощению фактов», то-есть руководя“
щим статьям. В «Правде» редакцион-
уделять

широчайшее место веяким информа»

ственную «рабочую газету».

начнет выходить

вый комитет предполагает

Г. СМОЛЬЯНИНОВ

циям вообще и информациям «из
сферы трудящихся масс» в особен-
ности. Для этото необходимы большие
денежные средства, & их пока B Ta-
зете не имеется...

Между прочим  товорят, что на
«Правду» дал 2000 рублей Максим
Горький, обещавший газете свое фак-
тическое сотрудничество» (Ден. поли-
ции, 0606. отд., д. 5, том 3, лист 111).

Другим документом, товорящим ©
том, что на издание газеты для рабо-
чих писатель смотрел, как на свое,
родное дело, и партия могла расечи-
тывать на его деловую помощь, AB-
ляется письмо Ленина. Владимир
Ильич писал Горькому 25 июля
1913 г., вскоре после временного пре-
кращения излания «Правды».

«Свидеться нам бы очень надо. За-
крытие «Правды» создает чертовски
трудное положение. М. 6., кое-что и
придумали бы. Затем в Берлине Вы
могли бы очень много для нас сде-
лать, т. е. для «Правды»,

Поэтому очень прошу  черкнуть
тотчас хоть 2. слова о том, возможно
ли наше свидание...> («Письма Ле-
нина Горькому?)-

К сотрудничеству в
кий был привлечен Лениным.
бы поддержать тазету»— пишет он
Алексею Максимовичу, и последний
откликается посылкой «Сказки».
«Сказка» была напечатана в № 131
«Правды» 3a 1912 Г. Читатель най-
дет ее в четырнадцатом томе «Собра-
иия сочинений» М, Горького.

23 декабря 1912 Г. Ленин вновь в08-
вращается к этой же теме: «Надеюсь,
Вы тоже примете участие в агитации
ва подписку, чтобы помочь «вывез»
ти» газету. В какой форме? Ежели
есть сказка или что-либо подходящее,

гда об’явление
oie: хорошей агитацией. Если нет,
пошлите обещание дать в близком
будущем и именно в 1918 году. Har

«Правде» Tops-

‘зали адрес конторы,‘ где работал

‘ниям произвела в рассказе несколько
`«смягчающих» купюр. В. заглавии

‘такова.

«А надо

об этом будет

А. БОГДАНОВ:

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

В период 1912—1914 тг. я жил
нелегально в Финляндии по паспор-
ту В. Ф. Карпинекого.

Однажды в’Куоккале ко мне зашла.
Конкордия Николаевна Самойлова
и сообщила, что вместо «Звезды» бу-
дет выходить другая газета, массовая
рабочая. а

Мы стоворилисв относительно тем.
Узнав, что я жил и работал. не толь-
ко в тороде, но и в деревне,  Наташта
обрадовалась: ,

— Вот и хорошо, давайте нам по-
больше из деревенской тематики»

Для пересылки произведёний ука-

Л. Б. Красин. мА

Для первого номер& мной был на-
писан рассказ «Красный цветок».
Рассказ был помещен в № 2 «Прав-
ды». м

Редакция -по цензурным соображе-,

был ‘выброшен эпитет «красный».

Несмотря на это, ‘все же 2-й номер
«Правды» был‘ конфискован за рас-
сказ «Цветок» и стихи А. Колючего
«Сильная грудь и. колюяие руки»...

Цензурные условия -того -времёни
были жестоки, у

* 2

Революция’ 1917 года открыла ши-
рокие ‘возможности и перспективы
для пролетарских писателей.

Совершенно логично и неизбежно
было, что теперь не кто-либо другой,
а именно газета «Правда» взяла в
свои руки инициативу и стала во.
тлав6 пролетарских писателей. и. ху».
дожников. По почину «Правды» в се-
редине 1917 года было’ создано первое
об’единение пролетарских художест-
венных сил.

Вкратце история Этого об’единения

Как-то в бредине мая К. С. Ере-
меев предложил мне написать воззва-
ние к поэтам, беллетристам и худож-
никам./

Это воззвание появилось в № 51
«Правды» от 20 мая н; с.

«К ПОЭТАМ, БЕЛЛЕТРИСТАМ.
ХУДОЖНИКАМ.

„Полного расцвета, пролетарское ис-
кусство достигнет, конечно, только в
социалистическом строё, но уже те-
перв, когда сброшена частБ оков, ле-
жащих на пролетариате, искры сво-
бодного искусства должны разгореть-
ся в яркое пламя.

Этого властно требует жизнь. Этого
требует революция. Призызаем поз-
тов, беллетристов‘и художников спло-
титься при издательстве «Прибой» в
кружок пролетарских искусств. Круж-
ком будет издан ряд художественно-
литературных сборников. Присылай-
те свои. произведения, рассказы и
стихотворения редакции «Правды» и
«Прибоя»,

К чести смелого и талантливого
В. В. Маяковского следует отметить,
что‘ он явился на первое, заседание
 Об’единения пролетарских писателей
и присоединился к нашему лозунгу
интернационализма.

Так создалась вокруг «Правды»
первая организация, названная «0б-
ществом пролетарских искусств». 0б-
щество разделилось на секции,

Во время выборов в районные думы
особенно энергично работала секция
рабочих-художников, давая плакаты,
лозунги.

Был подготовлен к печати сбор-
ник. «Под знамя «Правды». Июльские
дни и разгром «Правды» помешали
выходу сборника, и наша организа-
ция на время рассыпалась, возродив-
нтись уже после октябрьских дней.

\

\

[, Topnmmmiciparmmen

конец, просто несколько crpoK Ba-

поддержать активно (подпиской, рас-
пространением, сборами) рабочую та-
вету были бы тоже прекрасной аги-
тацией. ;

Черкните, пожалуйста, то или дру-
‘тое—прямо в редакцию «Правды»
(Ямская, 2. С.-Петербург) или мне сю-

а». 2
a И Горький вновь откликнулся. В
первом номере «Правды» за 1913 г.
появился отрывок из его повести
«Большая. любовь». Владимир Ильич
и редакция придавали большое зна-.
чение сотрудничеству пролетарского
писателя. В‘ ноябре 1912 г. Ленин co-
общает Алексею Максимовичу: «На
днях получил из редакции «Правды»
в Питере письмо, в котором они про-
сят меня написать Вам, что чрезвы-
чайно рады бы были постоянному Вз-
шему сотрудничеству. «Хотим де
предложить Горькому 25 Kom. 3a
строчку, да боимся, чтобы он не оби-
делся»—так очи мне пишут...

Я уверен, что опасения питерской
редакции «Правды» совсем неоснова-
тельны и что ее предложение Вы
иначе, как по-товарищески не встре-
тите. Черкните или им прямо в редак-
цию пару слов или мне>.

Максим Горький продолжает сот-
рудничать в «Правде». В номере
от 10 марта 1913 г. он печатает рас-
сказ «Вездесущее» (этот рассказ He-
давно был перепечатан в «Литератур-
ной газете»), а в номере от 14 апре-
Jim OH помещает новую «Сказку». По-
следняя вошла в ХГУ том «Собрания
сочинений» под номером 25. «Прав-
да» печатает также телеграммы Горь-
кого по поводу смерти Бебеля (4 ав-
густа 1913 г.) и Отриндберга (4 мая
1914 г.).

По письмам В. И. Ленина видно,
что он интересовался мнением Горь-

шего письма к рабочим о важности:

й

«Таймс». Рисунок. Д;  Меора ‘из. серии ‘Газеты», опубликованный в _ «Правде» в 1928 году

Вокоре после тражданокой войны
я вступил в число сотрудников” га-
зеты «Правда». И если ‘в граждан
скую’ войну пригодились всё запасы
моих знаний и. моего ‘темперамента,
накопленные в прошлом, ‘то’ «Прав-
да» ‘потребовала от меня новых ена-
ний, новых накоплений, нового тем-
перамента, новых эмоций.

«Правда» часто посылала наю на
фабрики и заводы,

Художественная форма стала, пре-
терпеваль у меня большие измене-

Мои рисунки

ком стала коллективной, Она оказа-
лась под’ сильным давлением масс,
под давлением тысячи глаз, прони-
зывавших мой зарисовки,   рисунки’
и композиции,

Рисуешь, ‘а’ кругом большая ‘тол-

п&. людей: «9, не похож!> или «Вот,

здорово!» «Иван Иванович, поди-ка

‚ сюда, ‘как тебя’ художник отделал!»

Работая и часто встречаясь с Демь-
яном Бедным, фимовичем, Ми-
хаилом Кольцовым, я вместв с ними
добивался точности и выразительно-

ния, потому что работа над рисун-   сти формы.

$

;

[Sane pom) mentonomsnso

Из воспоминаний старого правдиста.

Историческая заслута газеты. «Прав-
да» в том, что, привлекая к сотруд-
ничеству немногие художественные
силы из наиболее. демократической
части интеллигенции, она, в отличие
от ликвидаторов, смело ставила во-
прос о создании своих большевист-
ских кадров рабкоров и писателей из
среды пролетарской художественной
самодеятельности, 4 {

Она сумела идеологически и орга-
низационно собрать вокруг себя рас-
пыленные силы пролетарских. писа-
тёлей, воспитать их в большевист-
ском духе и заложить прочные‘ осно-
вы самостоятельной и боевой проле-
тарской художественной литературы.
_ С цервого же номера «Правда» при*
зывала рабочих выдвинуть из своих
рядов рабкоров и писателей и вся-

4 чески поддерживала на своих страни-
цах организацию клубных

художе-
ственных, музыкальных и драматиче-
ских кружков.

Под ее знаменем пролетарское ис-

кусство становилось могучим оруди-

ем пролетарской классовой борьбы,

отнюдь не теряя своей художествен-

ной ценности, а творческие кадры ра-
бочих превращались в активных уча-
стников общей большевистской пар-
тийной работы. Почти все они явля-
лись и правдистскими организатора-

ми, и пропагандистами, и сборщека-

ми, и рабкорами, и распространите-
лями «Правды». Е

Почти все они, в том или ином ви-
‘де, подвергались царским репрессиям.

Одним из самых значительных ли:
тературных кружков, возникших по
инициативе «Правды», было об’еди-

нение правдистских писателей при
Лиговских вечерних классах — в

нардоме ПНаниной. В этот кружок
входило до 30 пролетарских писате-
лёй-правдистов: Поморский,  ‘Top-
ский, Одинцов, Воинов, Кириллов, Ло-
тинов,. Малышев, Бердников. Груз-
дев, пищущий  эти ‘строки и др. С8-
мая форма существования кружка

— сочетание большевистской неле-

тальной работы с легальными’ в03*
можностями — была одним из лозуи-
тов «Правды».

Кружок правдистов был тесно евя-

ла мая 1913 г. Ленин. спрашивает:
«Как нашли юбилейный № «Прав-
ды>?, а в другом. письме (от 30 сен-
тября. 1913 г.) он сообщает: «Слышал
(от редактора «Просвещения», видев-
шего Ладыжникова), что Вы недо-
вольны «Правдой» за сухость? Это
верно». у

Учитывая огромный интерес рабо-
чих к творчеству и жизни писателя,
«Правда» поместила в 1913 и 1914 тг.
свыше двадцати’ заметок о Горьком.
В связи с возвращением из эмигра-
ции на родину. Горький получил мно-
то приветствий от читателей. В «Прав-
де» от 23 октября и 15 января 1914 т.
были напечатаны письма рабочих к
нему. Когда в сентябре 1913 г. Мак-
сим Горький выступил со статьями
«О карамазовщине», в которых. про-
тестовал против постановки на сце-
не инспенировки  «Бесов» Достоев-
ского, считая роман произведением
«садическим и болезненным», ‘бур
жуазная печать подняла вой в защи-
ту Достоевского. Тогда «Правда»,
выходившая под названием «За
правду», в` статье «Поход против
Горького», напечатанной 4 октября
1918 г.. раз’яснила рабочим“ читате-
лям истинный смысл кампании.
Статья была написана т. Ольминским.

В «Правду» поступало значитель-
ное количество стихов, написанных
рабочими. Часть из них была напеча-
тана в газете. В редакции возникла
мысль издать сборник произведе-
ний рабочих. В «Пролетарской прав-
де» от 21 января 1914 г. было напе-
чатано следующее обращение:

«В непродолжительном времени
предполагается выход в свет перво-
го сборника пролетарских поэтов, пе-
чатавшихся в газетах «Звезда», «Нев-
ская звезда», «Правда», «Рабочая
правда», «Северная правда», «Правда
труда», «За правду» и «Пролетарская
правда». В сборнике будут помеще-
ны как лучшие, уже напечатанные,
так и новые. еще не бывшие в пе-
чати. Тт. рабочих просят ‘присылать
свой стихи для сборника в ред; «Прол.
правды». j

Редактирование сборника взял на
себя Максим Горький. Он провел не-
сколько бесед с рабочими авторами.

‚Кого о газете. Так в письме от нача-  Один. из участников встрези © Горь

МАШИРОВ-САМОБЫТНИК

зан в московскими . пролетарскими
писателями.

Заветной его мечтой было издание
сборников, об’единяющих .пролетар-
ское творчество.

Еще до- выпуска первого сборника
пролетарских писателей этот кружок
сделал попытку издать несколько
брошюр с пролетарскими стихами,
Узнав из «Правды» о предполагае-
мом приезде знаменитого бельгийско-
го поэта Верхарна, кружок рентил во
что бы то ни стало отметить этот
приезд выпуском сборника. С пре:
великим трудом было собрано три-
дцать рублей на издание сборника.

Сборники «Наши песни» достигяи
своей цели.

Один из них, с посвящением. Вер-
харну, был’ вручен бельгийскому. ноэ-
ту при его посещении «Правды».
Этим сборником мы, писатели-прав-
дисты, хотели’ показать, какую гро-
мадную работу проделала «Правда»
по созданию пролетарской художест-
венной литературы, которая в цар-
ской России стала уже фактом.

Но самым выдающимся событием
был выпуск, по инициативе «Прав-

ды», первого сборника’ пролетарских.

писателей.

Главным руководителем этого дёла
и редактором сборника был А. М
Горький, который только что приехал
‘из-за гравицы и взял на себя заве-
дывание художественным отделом
большевистского журнала «Просве-
щение». :

‘Однажды на собрании кружка нам
сообщили о предполагаемом издании
сборника и о желании Горького
встретиться с пролетарскими писате-
лями.

Через некоторое время такая встре-
ча состоялась. Собрание было тща-
тельно законспирировано: даже при-
тлашенные поэты узнавали © нем
только в тот же вечер.

В заботливой ‘и товарищеской 06-
становке пролетарские писатели, сму-
щенные и радостные, в первый раз
в тот вечер пожимали широкую, му-
жественную руку великого пролетар-

ким так вспоминает о ней: «Собра-

лось человек пятнадцать пролетар-
ских писателей, преимущественно тех,
которые участвовали... А. М. своим
ровным и спокойным баском присту-
пил к предварительному докладу, в
котором кратко об’яснил нам законы
литературного мастерства, роль и
значение писателя, а затем перешел
к разбору произведений для сборни-
ка... Когда А. М. все тем же ровным
баском, но еще любезнее, еще заду-
игевнее стал характеризовать каждое
произведение, стало видно, что так
разбирать и критиковать может толь-

ко человек, который глубоко верит в.

свое дело, который любит и ценит
человеческое слово и только хочет,
чтобы оно блестелогеще чище и ярче.
Разбирая произведения и указывая
на отдельные недостатки, он тут же
‘двумя-тремя красочными мазками
показал, как надо их исправлять».
Горький действительно верил в
свое дело, в плодотворность своей
деятельности по воспитанию проле-
тарских литературных кадров. В пре-
дисловии к сборнику он писал, обра-
щаясь к рабочим: «Написанная валти-
ми товарищами, эта книжка— новое
и очень значительное явление вашей
трудной жизни, оно красноречиво
товорит 0 росте интеллектуальных
сил пролетариата.. Кто знает буду-
щее—возможно, об этой маленькой

книжке со временем упомянут, как об  .

одном из первых шатов русского про-
‘летариата к созданию своей художе-
ственной литературы.—Фантазия! —
недоверчиво скажут мне—такой ли-
тературы никогда не было! Много не
было, что есть теперь,—ведь раньше
не было и рабочето класса в тех фор-
мах, © тем духовным содержанием,
каков он в наши дни... Я крепко
убежден, что пролетариат может с0з-
дать свою художественную литерату-
ру, как он создал—е великим тру-
дом ‘и отромными жертвами — свою
ежедневную прессу. Это убеждение
мое выросло на ‘почве  долтолетних
наблюдений моих за усилиями, ко-
торые сотни и сотни рабочих,  ремес-
ленников, крестьян упрямо тратят в
попытках изложить на бумаге ‘свои
думы о жизни, свои наблюдения и
зувства».

‘ского писателя, который cam был
‘смущен и взволнован не менее нас...

СЛАВНЫЙ
ПУТЬ

ПРАВДИСТСКИЙ
НОМЕР ЖУРНАЛА
«БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ПЕЧАТЬ»

25-летию «Правды» посвящена выч
ходящая в свет пятая книжка жур“
нала «Большевистская печать».

В статье «Славный путь» Ем. Яро*
славский пишет:

«Образцом исключительного внимя-
ния к большевистской печати, к еб
руководству могут служить Ленин, к
Сталин. Ленин и Сталин всегда при-
давали особенно. большое значение
руководству большевистской печатью,
всегда вникали во все «мелочи» ра»
боты печати, внимательнейшим обра
зом исправляя ее недочеты, постоян-
но заботясь о повышении ее идей“
ного уровня, о выращивании больше-
вистеких кадров работников печати,
о расширении их кругозора».

Эта забота и внимание к печатн
сопутствовали всему историческому,
пути центрального органа партии
«Правда». :

Один из старых работников «Прав-
‚Ды» т. М. Савельев вспоминает, как
руководивший тазетой Владимир’
Ильич «писал подчас резкие письма,
критикуя недостатки газеты, но затб
и приветствовал каждый удачный
шаг нового детища, не скупясь на
похвалы, когда редакторы были на
высоте», у :

«Огромную помощь, — читаем мы
в воспоминаниях т. М. Савельева, —
в деле постановки газеты на правилБ-
ные, большевистские рельсы оказы-
вал товарищ Сталин, работавший
тотда в Питере в очень тяжелых усло-
виях., Скитаясь по ночевкам, он одно
время руководил «Правдой», зани-
маясь в то же время вопросами изби-
рательной кампании и общим рук
водством работой фракции большеви-
ков в Государственной Думе, не го-
воря уже о руководстве питерской
партийной организацией».

В статье М. Савельева мното Любо-
пытных деталей, восстанавливающих
бытовой фон, атмосферу, в которой
жили и работали первые правдисты,
рисующих их крепкую и прочную
связь с„массами и в первую голову
с революционными рабочими Питера.

Идея создания своей массовой га-
зеты была встречена рабочими Пите-
ра с энтузиазмом.

«22 апреля (1912 г.) с 3 часов утра
в типографии на Ивановской улице
был сверстан первый номер легаль-
ной большевистской газеты «Правда»,
ав 6 часов утра (с трехчасовым -01103-
данием против намеченного плана)
ротационная машина. начала выбра-
сывать первые номера газеты. „Еще
пахнущие свежей краской, они сразу
же попадали в руки дежуривиших всю
ночь рабочих — представителей за-
водов, делегатов профессиональных и
культурно-просветительных  органи-
заций».

У колыбели «Правды» стояли В. И.
Ленин, И. В. Сталин, в непосредст-
венном руководстве газетой прини-
мал участие Я. М. Свердлов. Одно
время секретарем «Правды» был то-
варищ В. М. Молотов. :

В той же типографии, * где печата-
лась «Правда», печатались черносо-
тенная и меньшевистская газеты,

«Ночная редакция  «Нравды», —
рассказывает т. М. Савельев, — была
каким-то оазисом среди враждебного
латеря других газет, которые печата-
лись в той же типографии. Выска-
киваешь с какой-нибудь заметкой,
мчишься на всех парах в наборную
и видишь, как из соседней комнаты,
из ночной редакции. черносотенной
«Земщины» выплывает фигура како-
то-нибуль маститого обер-фискала,
чуть ли не самого Глинки.

А из комнаты рядом, где была ноч-
ная редакция ликвидаторского «Лу-
ча», проскальзывала лисья фигура
небезызвестного ликвидатора Дана».

25-летие «Правды» является и юби-
лейной ‘латой работы в «Правде»
Демьяна Бедного, который начал пе-
чататься в ней с первого номера.

Большевистская печать помещает
стихотворный монтаж Демьяна Бед-
ного под названием «Рождение «Прав-
ды». На примёре трех своих стихо-
творений, напечатанных в свое время
в «Правде», поэт показывает, в каких
тяжелых условиях цензурного гнета
и преследований рождалась и рабо-
тала. большевистская газета.

Старый правдист А. Потехин при-
водит интересный детали из редакци-
онной работы В. М. Молотова:
°_ «Веех поражало, — пишет он, —~
как внимательно нали. секретарь, не-
смотря на множество посетителей, су-
толоку редакционной работы и на-`
пряженность обстановки, просматри-
вал весь газетный материал и Kak
тщательно правил перед сдачей в на-
бор не только’ ответственные статьи,
но, казалось бы, и незначительные,
маленькие заметки и сообщения».

Материалы, посвященные славной
истории «Правды», с огромным инте-
ресом будут прочитаны не только ра-
ботниками  печати, но и каждым, кому
дорого и близко великое дело боль-
шевистской партии.

у Л. ЗОРИН.

=

i 1 i #

Равз’езжая в Маяковским во время
издания первого правдистского жур-
нала «Бовз, Я следил за проница-
тельным глазом и исключительно
ро словом этого громадного по-
an

«Правда», воспитавшая поколения
борцов-коммунистов, людей великой
партии Ленина-Сталина, марксистов,
вегнущихся ‘и мудрых, воспитала
и меня, рядового художника,

Д. МООР
Заслуженный деятель искусств

Я коснусь только той стороны 6е-
седы, которая связана непосредствен-
но с «Правдой», Г

Алексей Максимович поражался ог-
ромной деятельностью «Правды» и
ростом рабочего класса, сплотивше-
гося вокруг большевистской партии
и ее газеты.

Мы, рядовые участники рабочего
движения, рассказали любимому пи-
‘сателю 06 отдельных героических
‘эпизодах нашей борьбы и обрисовали
значение руководящей роли. в. этой
борьбе «Правды», особенно в борьбе
за большевистскую партию.

Алексей Максимович был букваль-
но потрясен картиной под’ема рабо-
чего движения в России.

os
— Я сразу заметил по приезде, —
говорил Горький смущенно, — что
все изменилось, а что — ‘понять не
могу. Смотрю на страну, — не та
страна, смотрю на рабочего — не тот
рабочий... Да, будет время, когда не
только молодое поколение, но весь
мир станет с изумлением перед этой
героической эпохой рабочего класса,
свидетелями и участниками которой
были вы...

С. Малышев рассказал Горькому о
том громадном авторитете, которым
пользуется «Правда» в широких ра-
бочих массах.

Первый сборник пролетарских поз-
тов еще до выхода в свет был раскун-
лен по предварительной подписке
рабочих, и «Правда»  поздравляла
своих писателей с новой книгой, о
которой они могут сказать: «Это
плоть от плоти нашей и кости от ко-
стей. наших».

А руководитель еборника — Алек-
сей Максимович заключил свое пре-
дисловие к сбарнику исторической
фразой: ,

«Возможно, об’ этой маленькой
книжке со временем вспомянут, как
0б одном из первых шагов пролета-
риата к созданию своей художест
венной литературы».

«Сборник пролетарских писателей»
вышел в свет 10 июня 1914 г. Из
тридцати двух участников сборника
семнадцать сотрудничали в «Звезде»,
«Правде»; из нятидесяти стихотворе-
ний, напечатанных в сборнике, де-
вятнадицать первоначально напечата-
НЫ в «Звезде» и «Правде». Из участ-
ников сборника многие проявили се-
бя впоследствии как талантливые
„писатели. , о

Как и следовало ожидать, эта пер-
вая попытка пролетарской литерату-
ры организовать свои силы была
враждебно встречена буржуазной
прессой.

Горький поддерживал связь с ушед-
шими в ссылку, после разгрома
«Правды», правдистами. Он писал
им о новостях общественной жизни.
Письма Горького размножались и
рассылались правдистами группам
ссыльных, находящимся в Турухан-
ском, Нарымском и других краях, как.
бы заменяя газету. В одном из писем
(26 января 1915 г.) он сообщал: «За-

`’По «Правде»
учимся и растем

Мы чутко прислушиваемся к каж-
дому слову «Правды», касающемуся
нашей ‘литературной жизни,  во-
просов литературы и искусства.

Такое слово — непреложный авто-
ритет для ‘нас,

тевается` интересная тазета «Север:   ty crag А р
ный > С .
толос», кричать сей голос на-   В ‘непосредственной творческой

строен правду. В ковычках и без
оных». В другом письме он, `обра-
щаясь к сосланным большевикам,
писал: «Благодарю Вас и вам по-
добных за то, что вы живете, Вели-
кая эта радость для меня, что вы
есть>. у

Первым произведением  Горькото,
напечатанным в «Правде» после Ве-
ликой сониалистической революции
была статья о субботниках «Путь к
счастью», опубликованная 1 мая
1920 т. В этой статье М. Горький пи-
сал о значении труда и знания; о сво-
бодном труде, как пути к счастью.

Максим Горький печатался в «Прав-
Де» до последних дией своей жизни,
напечатав в ней около ста пятидеся-
ти статей, художественных произвеё-
дений и писем в редакцию.

В 1927 г, в номере, вышедшем в
день нятнадцатилетия «Правды».
Алексей Максимович напечатал ‘вос-
поминания о  большевике-подполь-
щике Михаиле Вилонове. А в нись-   лея «Правды» шлем ей свои лучшие
ме, опубликованном в том же номе-   пожелания и свой скромный больше-
ре, он писал: «Вижу, какое огромное   вистский привет! a
дело неутомимо делает «Правда» и М!ХАСЬ ЛЫНЬКОВ,
как хорошо она его делает». ПЛАТОН ГОЛОВАМ,

работе, в осмысливании ‘далекого и
недавнего прошлого «Правда» оказы-
вает нам громадную и существен-
ную помощь. Помещаемые в «Прав-
де» материалы об империалистиче-
ской войне, войне гражданской, по-
становка вопросов об’ отношении к
народному творчеству, к героическо-
му прошлому народов, ряд статей
и высказываний по вопросам искус-
ства, по отдельным постановкам в те-
атрах, — все это — прекраснейший
материал, на котдром мы учимся и
растем.

Для нас, писателей братских рес-
публик, «Правда» — неоценимое ру-
ководство и в вопросах националь-
ной политики, национального искус-
ства. }

«Правда» для нас — боевое зна-
мя пролетарского интернационализ-
ма, братской дружбы народов и рес-
публик великой советской родины.

В день двадцатипятилетнего юби-