в т

чо. we

sev

=

Лит

Пубихуемый ниже. отрыток ЛТуш-

ина из #0 предварительных нёброс-   Туманским,

ув’ истории Петра
зиервые; он представляет собою сжа-

#8 изложение исторических событий,   кин

‚Литературная газета № 30 (68 р
Meomy Gams

печатается   библиотеке Пушкина.

*

ook

‚ Собрание бумаг, опубликованных
также, сохранилось в

Когда рассказ
Голикова вызывал сомнение, Пуш-

проставлял в скобках знаки во-

ианных с деятельностью Петра В   проса и другие пометы с целью вос-

1097 т,
` Пушкин составлял свои. конспек-

yw по «Деяниям Петра Великого»
1. И Голикова. Для 1697 г. он взял
ти де источник, использовав по пер-
poy toMy «Деяний Петра Великого»
(издания 1788 г.) страницы 284—316.

Впрочем не все сведения, изложен-
1ые в публикуемой тетради, имеют-
(а у Голикова, — в двух случаях Пуш-
ин привлек и другие книги; 1) рас-
(каз 0 том, что Петр, не дождавшись,
ни приехал в дом Соковнииа‘и дал
тощечины заговорщику и + опоздав-
ему Лопухину, заимствован. из кни-
зи анекдотов Штелина,—анекдот № 5.
Книга сохранилась в

Петре Великом, собранные Я. Штели-
ко, часть 1. М. 1830, стр. 32—88.
3) Другой использованной Пушкиным
верх Голикова книгой является «Со-
(ранне разных записок и сочинений,
ыужащих к доставлению полного
иления о жибуи и деяниях Петра
Миликого», изданное Ф. Туманским,
35; отсюда Пушкиным взяты сведе-
111 0 заговоре Соковнина и Цыклера.

(хольничий Алексей  Соковнин,
‘ильник Федор Пушкин и стрелецкий
поьовник Цыклер сговорились   убить
focylapa на пожаре 22 янв. 1697
[01а].

Иные писатели утверждают, что
лена Федора Пушкина донесла на му-
да своего государю, но Но ‘делу вид-
1, что доносителями были два стрель-
1: пятисоцкий‘ Ларион Елизаров и
итидесятник Григорий Силин.

В истории Менщикова сказано, что
HROTOPHIC из опозиционных вельмож
приближились к нему, стараясь и его
ивлечь на свою сторону: что. та-
ку образом узнал он о заговоре, и
нес о том государю. (Невероятно.

Петр приказал гвардии капитану
пухину в назначенный час быть
‹ командою в такой-то дом (к Соков-
ину?), а сам, не дождавшись, при-
ил туда же‘с одним! деньщиком.
(xcs произошел славный ° случай:
ropa? — нет, не пора! и две поще-
чины, одна -——заговорщику, другая
— вщедшему Лопухину.) Заговор-
цики захвачены были в Преобра-
женск и казнены четвертованием 5
vapTa,

Петр во время суда занемог горяч-

300; многочисленные друзья и род-
овенники преступников хотели вос-
тильоваться положением государя
я иопрошения им помилования.
() челов.) их.
- Но Петр был не преклонен; слабым,
урающим голосом отказал он прось-
”@ и сказал: надеюсь более угодить
гу правосудием, нежели потворст-
HM,

При сем случае: Голиков рассказы-
мет анекдот о царском лекаре Тир-
не, в запальчивости убившем слу-
Гсвоего и прощенном у государя с
уловием тем, чтоб он утешил и
еспечил жену’и детей убитого.

Петр поручил - правление тосудар-
ства боярам кн. Ромодановскому и Ти-
ху Никитичу Стрешневу, придав к
ув помощь бояр: Льва Кириловича
Аарышкина, князя Голицына (?) и
зиязя Прозоровекого. —

Внязю Ромодановскому дан титул
икаря и величества, и Петр относил-
як нему, как подданный ‘к. госуда-
№. Преображенский и Семеновский
полк, с несколькими другими (?) oT-
AHH под начальство боярина Шеина
1 Гордона. Учредив таким образом
‘травление, Петр отправился путеше-
CIBORATS, в нони
` Иззначено было Петром посольство
в Рвропу. Главной особою был генерал
Франц Яковлевич Лефорт, тайный со-
ьтник Федор Алексеевич Головин и
‚статский секретарь ^ (думный дьяк)
Прокофий Богданович. Возницые: «При
Fax 4 секретаря; ‘40 господсних. д9-

библиотеке   на
Пилкина: «Подлинные анекдоты ®   ными.

ий знатных родов» (в. том числе и!

полнить или уточнить приводимые
данные. Скобки Пушкина воспроизво-
дятся в виде обычных круглых ско-
бок, квадратные скобки замыкают до-
полнения редактора, вставляемые для
удобства, чтения. Черновики к неза-
конченной поэтом истории Петра 1
относятся к 1835 г.

Наброски эти не были напечатаны
после смерти Пушкина; их просмат-
ривал Николай [Г и не доНустил их
к опубликованию ‹по причине многих
неприличных выражений на счет
Петра Великого», как. бформулировал
отзыв ‚Николая Т В. А. Жуковский,

В. царское время рукописи Пушки-

затерялись и считались утрачен-
ыявлены они были в нача-

ле революции и будут впервые цели-
ком опубликованы под редакцией пи-
лцущего эти строки во Х томе акаде-
мического издания Пушкина, выпу-
скаемого в связи с столетием со’дня
смерти поэта. Печатаемый ниже от-
рывок’ является продолжением моей
публикации в «Известиях ЦИК» от
9 февраля нынешнего тода,

ПАВЕЛ ПОПОВ.

Менщиков) и 70 выборных солдат
гвардии с их офицерами, всего 270
человек. Петр скрылся между дворя-
нами посольства. Посольство, отпра-
ae из Москвы 9 марта 1697: [го-
да].

Путь лежал через Лифляндию, при-
надлежавшую тогда Швеции. Королю
дано было предварительное известие
0 путешествии (через шведского ре-
зидента Книпер. Крона) государя с.
требованием безопасного проезда без
церемоний, подобаемых его сану.

Шведский ‘двор принял слова сии`
в буквальном смысле и, когда посоль-
ство вступило в Шведские владения,
то оное принято было простым  дво-
рянином, присланным ген. губёрна-
тором русским Дальбергом. По доро-
ге не было ни малейшего наряду, так
что. посольство принуждено было всё
нужное доставать с трудом и за боль-
шие деньги. Шведской же дворянин
имел за посольством присмотр и с0-
держал его как бы под честным кара-

® -

ряд?)- На замечание недовольных: по-
слов ‘он отвечал, что поступает 10
‘приказанию ‘начальства.

‚ По приезде в Ригу губернатор не
встретил посольства, не отвел квар-
тир — и оно принуждено было на-
нять негодные дома в предместии; бы-
‘aM около- их ‘расставлены карзулы,
умножены дозоры, учреждены” разъ-
езды. Послы’ дот себя’отправили Губер-
‘натору жалобы и просили, чтобы с ни-
ми поступали по древнему обычаю, но
тубернатер подвидом болезни извиня-

] ясь, что не посетил. послов, принял

посланного. в постеле, а для покупок
позволил в крепость входить только
6 человекам вдруг, и то под присмо-
трем военных людей и с тем, чтобы
они к валам и к укреплениям близко
не подходили. Послы вторично тре-
бовали объяснения столь неприлич-
ным. и грубым  подозрениям о знат-
мейших особах государства. На сие
тубернатор отвечал прямо, что подо“
зрения его имеют многие основатель-
ные причиньв ибо получено уведомле-
ние, что пол видом посольства CKDBI-
ваетсятайное намерение, За сим обид-
ные поступки губернатора усилились.
Русских. останавливали у мостов, 0с-
матривали, приста[вляли  к каждому
по два человека в ружьями. Болве
ЛВУХ часов не дозволялось им оста-
ваться в городе. Олнажды Петр пое-
хал осматривать голландекие корабли,
с`намерением нанять один из них для
переезда, ‘& как дорога’ шла около
контраскарпа, TO расставленные на
валу часовые закричали ему, чтоб он
мимо крепости не ездил и‘ хотели в не-
го стрелять. Им отвечали, чтоб они по-
казали другую дорогу, другой. не было,
и государя наконец пронустали./Ту-

‘улом (следовательно был военный. от-

`стфальские владения.

бернатор жаловался, говоря, что лю-

ДИ русские, идучи мимо крепости, ени-
мали с нее чертеж и грозился, что в
подобном случае впредь прикажет по
ним, стрелять. — В это время изве-
стили Петра, что губернатор намерен
ето задержать: и что ‘уже’ заказано *
никого из русских за реку не’ пере-
возить. Петр, оставя посольство, на-
нял за 60 черв; два малые бота и тай-
но выехал в опасное время оттепели
в Курляндию и в Митаве › дождался
своего посольства, которое. и было ©
великою  честию. принято.

Феофан пишет, что когда из Кур-
ляндии послан был курьер Суровцев,
то был он 3 дня задержан губернато-
ром, который, расспросив. его, 0боб-
рат, обругал и едва отпустил. .

Посольство из Курляндии. ‘намере-
валось отправиться” морем в_Голлан=
дию, но Любавские жители. предета-
вляли об опасности плавания, по при-
чине Французских каперов. Но Петр
не утерпел и [с] 6 особами, сев на
корабль, уехал тайно в. Кенигсберг,
где имел свидание с Бранденбургским
курфирстом Фридериком Т°` (1со-
51Но).

‚Послы не знали, куда девалея го-
сударь; наконец известились, что он
в Кенигеберге, и отправились туда-
же. Их приняли с пушечной паль-
бою, дана им аудиенция. Послы. оде-
ты были в русское платье с брилли-,
антовым гербом на шапках; поелы от
имени Петра благодарили курфирста
за присланных инженеров, уверяли
его в высокопочитании и искренней
приязни царя. Курфирст слушал, стоя
без шляпы, и спросил их о здравии
государя (стоявшего от него в не-
скольких шагах). Послы отвечали, что
оставили его в_Москве в добром здра-
вии. Потом послы вручили царекую
грамоту, поднесли дары и торжествен-
но были отпущены.

13 мая была конференция. Взече-
ру созжен фейерверк — с вензелем
царя и с гербом России, транспарант
представлял взятие Азева, Петр под
именем оберкомандира (он имел тогда
чин десятника, см. Журнал Петра
Великого) посещал часто курфирста
и имел с ним откровенные разговоры;
он обучался артиллерии. Записывал
все достопамятное в свою ‘лиевную за-
‘писную книжку; разговаривал с ре-
месленниками и с профессорами ес.
‚ Между тем послы протестовали о
обидах Рижского губернатора.

22 мая послы имели прощальную
аудиенцию и, отужинав в Фридерихс-
Гаме, отправились в Амстердам через
Бранденбургские, Люнебургские и Ве-

* Переделано из: запрещено.

Вышедшие отдельным изданием
первая и вторая’ части романа Ты-
Вянова «Пушкин» еще при появле-
нии журнальных публикаций были
оценены и читателями и критиками,
как большое и радостное событие, в
‘советской литературе. Отромный ин-
Tepec K этому произведению Тыня-
хова вызван уже самой темой. Юби-
лейные пушкинские торжества’ про-
демонстрировали всему ‹ миру, как
Дорог народам Советского Союза. 06=
Раз поэта, поставившего целью своей
Жизни высокий подвиг создания ну-
ЖНОЙ и понятной народу литературы,
борца за свободу/ правду и разум.

тюбовной заботливости, с которой
30 всех уголках страны, связанных
© именем Пушкина, собирались .ма-

Териалы о его жизни, в колоссальном
распространении произведений Пуш-
КИН сказалась замечательная сила
‘оцналистической революции, приоб-
цившей к сокровищам классическо-
№0 наследства миллионные массы
Трудового народа.

оявление в советской литератур

Тудожественного произведения о жи-
зни Пушкина давно ожидалось нами,

а едва ли какой-либо иной писатель,
мел такие права на эту. тему и та-

16 возможности осуществления ее,
мк Тынянов. Тонкий мастер, широ-
№ известный читательским” массам
произведениями, построенными на
Матернале пушкинской эпохи, соче-
MICH в нем с исследователем, 060-
итивтим пушкиноведение рядом от-
Крытий и наблюдений первостепен-
Fore значения.

оман о Пушкине в творчестве Ты-
Жлнова является новым этапом.
де художник освобождается от

Фмалистских тенденций «Смерти

Б. МЕЙЛАХ

———.

Вёзир Мухтара», от ошибочных трак-
товок исторического процесса в «Во:
сковой персоне». В новом романе
Тынянов синтезирует романтический
пафос «Кюхли» с широким реалисти-
ческим изображением эпохи. Первые
две части романа о Пушкине явля-
ются ярким свидетельством роста пи-
сателя, преодолевшего трудности изо
бражения наименее документирован-.
ного периода жизни Пушкина — его
детских лет,

В романе сказалось во всей полно-
те умение Тынянова художественно
изобразить конкретные биографиче-
ские факты, придав им большую CH-
лу убедительности.

ые наброски KHHCKO-
slanmaapE р a   висти ко всем проявлениям лжи, ма-

го плана автобиографических записок,
немногочисленные и скудные мему&-
ры и письма современников ‘© дет-
стве Пушкина, ранняя лицейская ли-
рика поэта — все это нашло у ‘Tsr*
нянова внимательное и верное истол-
ование.
i Правда, в уже законченных двух
частях романа Пушкин еще не зани-
мает места центрального героя, и изо-
бражению окружающей 6то среды
уделено‘ несравненно больше места»
чем.ему самому. Однако, едва-ли это:
случилось, только‘ потому, что о дет-
ских. тодах Пушкина сохранились

очёнь скудные материалы. Задумав.

воспроизведение пути поэта на ши-

и лите-.
оком фоне общественного.
4 движения этих лет, Тыиня-.

атурного
Oe повидимому, раслтиряет рамки
создания обрава ‘центрального героя
соответственно! росту его идеологиче-
ского и литературного самоопределе-
ия.   4
: Веесторонне осветив окружавшую
поэта общественную среду, родных,

Начало романа о Пушкине

товарищей, Тынянов показал истоки
формирования его характера несрав-
ненно тактичнее и ярче, чем этого
можно было бы достигнуть путем им-
провизированного раскрытия «внут-
реннего мира» мальчика. Сергей Льво-
вич, Василий Львович, Мартин Пе-
лецкий, Гауеншилд, крепостник-те-
атрал Варфоломей Толстой — все эти
характеры обрисованы не только в
их прямых отношениях к Пушкину.

Сквозь изображение присущей им
узости, презрения ко всему, что не
укладывается в рамки светских ус-
ловностей, непонимания искренних,
свободных порывов и больших чело-
веческих страстей, Тынянов показы-
вает зарождение той горячей нена-

нерности, неуважения к достоинству
человека, которая горела в Пушкине
‘до самой его гибели. На фоне этой
среды по-новому раскрываются чер-
‘ты замкнутости, угрюмости, «дико-
сти» Пушкина-мальчика. Становится
понятным его одиночество, явившее-
ся результатом неприязни к какому-
бы то ни было стеснению и пода-
влению личной свободы.

—` Прекрасно показано в романе, как
  после от’езда матери «движенья его
стали вдруг свободны и, быстры», как
жизнь его стала вдруг полна, как пе-
ред сном он смеялся от счастья, 00-
знавая свое освобождение от навяз-
чивого и в то же время внутрение
равнодушного контроля. Угловатый
и дичившийся. окружающих, маль-
чик, с первых же ‘лет своей жизни
не подошедший под установленные
‘для «светских» детей мерки, жил на-
пряженной и настоящей жизнью,
уединяясь в чтении или слушая сказ-
ER ESEE. ;

CbinmmEt-omprmndns yn
Moe -Inetapomn Wena Tee

В Берлине Петр остановился и 38-
`нимался там артилерией. и ‚получил
атестат. Посольство везде принято бы-
лос честию. Но в Гановере был не-
доволен. приемом. Петр зато никогда
не любил бывшего курфирста, ав
последствии ‘Английского короля Ге-
оргия [. . у

Во время сего путешествия гоеу-
дарь однажды в. пьянстве выхватил
шпагу противу Лефорта и ‘пробил по-
том у него ‘прощения.

Петр выходил часто‘ из коляски, об-
ращая ‘свое внимание на земледелие,
срисовывал незнакомые орудия, раб-
спрашивал, и записывал...

В Дюбеке и в Гамбурге начальники
городов (бургомистры)’ старались уго-
стить  и угодить посольству, выгады-
вая пользу себе в торговле с Архан-
тельском. —= Но государь спешил в
‚ Голландию. Он отправил наперед изве-
тительную- грамоту к’ Штатаята сам,
оставя Чюсольство, [с] 7 из своих хво-
PAH отправился по почте в Амстер-
дам, и прибыл туда 14 дней прежде
посольства.

Приехав нарядился он во своею
свитою в матросское платье и отпра-
вился в Сардам на ботике; не. доез-
жая увидел он в лодке рыбака, He-
когда бывшего корабельным плотни-
ком в Воронеже; Петр ‘назвал его по
имени и объявил, что намерен оста-
новиться в его доме. Петр вышел на
берег с веревкою в руках и не 0об-
ратил на себя внимания. На другой
день оделся он в рабочее платье, в
красную байковую куртку и хол-
стинные шаровары и вмешался с про-
` чими работниками. Рыбак, по прикз-
занию Петра, никому не об’явил о его
настоящем имени, Петр знал. уже по
толландеки, так что никто не заме-
чал, или не захотел дать вид, будто
его замечает. Петр упважнялся с утра
до ночи в строении корабельном. Он
купил буер и сделал на нем мачту
(что было его изобретением), разъез-
жал из Амстердама в Сардам и обрат-
но, правя сам рулем, между тем как
дворяне его исправляли должность
матросскую. Иногда ходил закупать
‚припасы на обед и: в отсутствии хо-
зяйки сам готовил кушание. @н сде-
ал ‘6606 кровать из своих рук и запи-
салея в цех плотников под именем
Петра Михайлова. Корабельные масте-
ра звали его РИег Ваз, и сие название,
напоминавшее ему деятельную, весе-
лую и странную его молодость, сохра-
НИЛ 0H ВО ВСЮ ЖИЗНЬ.

Петр жил в Сардаме полтора меся-
ца; побле переехал он в Амстердам и,
наняв близ Адмиралтейства домик,
жил в нем под именем корабельного
мастера. Тут заложил 0H собствен-

=

}

Начавигуюся е ранних детских лет
пушкинскую страсть к чтению Тыня-
нов не трактует, подобно некоторым
своим предшественникам, как уход от
трубой действительности в мир от-
влеченной поэзии. чкадно. поглощая
одну за другой книги из отцовской
библиотеки, он обогащал свои зна-
ния об окружающем мире, учился с8-
мостоятельно смотреть на людей,
сравнивал литературные образы с
ЖИЗНЬЮ.

«Разрушительная» французская
литература срывала © действитель-
ности флер. условности и внешней
благопристойности: «Блаточестивые
старушки, ханжи, девотки напомина-
ли тетушку Анну Львовну, & мать в
тостями жеманничала, как мадам Де-
`вульер». Эту. свойственную Пушкину
особенность реального, действенного
восприятия не только литературных
образов, но и различных теоретиче-
ских поетроений, Тынянов оттенил
на’ ряде важных деталей. В импрови-
зированной «Тетради Александра
Петровича Куницына» — лицейского
профессора, ‘тонко и вполне правдо-
подобно рассказан ‘следующий! эпи-
зод. о ;

«Я рассказал им о первобытной: сво-
боде, естественном состоянии человека
о ‘младенчестве его, когда‘еще не был
заключен общественный ‘договор’ и
тем паче’ не был осквернен тирана-
ми. Они слушали на сей раз с внима-
нием, и некоторые, кажется, были по-
ражены. Кюхельбекер и Вальховский
записывали. Пушкин, который никог-
да не задает никаких вопросов, вдруг
спросил меня после классов: есть ли
еще на земле народы, находящиеся
вэтом состоянии? Я ответил ему, что
некоторые дикари сохранили перво-
начальную невинность, но их стано-
вится все меньше: образованность
проникает в шалаши, & вместе с .0б-
разованностью — пороки, общие: всем;
дики и невинны, как, кажется, ин-
дийцы, о которых пишет Шатобриан.
Я был несколько удивлен этим во-
просом: @ни не только мыслят, EO

ооо a

}

*
t -

НЫ, руками-.6 0-ти’ пушечный ko-
‚ рабль`и ‘ежедневно ходил на работу
‘© топором’ за поясом. «Мы, последуя

сЛову божию (пибал он к патриарху

от 10 сен,), бывщему к праотцу Ада-
‚му, трудимся; ‘что чиним неот, нуж-

ды, но доброго. ради приобретения мор-
ского. пути, дабы искусяся совершен-
но‘могли возвратиться и противу-вра-
гов имени’ Иисуса Христа’ победите-
лями. благодатию его быть». —

` Народ знал его и всегда толпилея
около него. Петр однажды. в. Сардаме
оттолкнул мальчика, который бросил
в него-гнилым яблоком, ‘что Петр: пе-
ренес терпеливо. !>
’ 15- сентября‘ посольство въехало в
Lary, Herp ‘соединился в ним за 2 вер-
сеты. от города. Встречены ‘были, послы
двумя из генеральных штатов; 50. ка-
рет,. запряженных пугами, ‘ожидали
их. Петр сел в одну из них с молодым
кн. Голицыным. Въезд был ветречен
пушечной пальбой. Народ провождал’
послов до самого ‘их дома. Председа-
тель с 7 генер. штатами прибыл в
6 каретах для поздравления. Послы
встретили их у крыльца — предее-
датель угощал их столом. 16-го при-
ехал г. Витсен, бургмистр Аметердам-
ский с двумя штатами. и также yro-
щал, что и продолжалось до‘дня ауди-
внции. a
’Аудиенция происходила таким 06-
разом: послы в русских платьях еха-
ли в великолепной карете; перед кото-
рой шли 10 пажей и 25 лакеев. Дво-
ряне посольства ехали в след по два
человека в карете. Петр сидел опять
с князем Голицыным в самой послед-
ней. При въезде на ‘двор’ (?) караул
отдал честь при барабанном бое и
музыке. Два штата приняли послов у
крыльца. 37 сидевших за столом в
аудиенц-зале ген. штатов встали при
входе послов и посадили их за свой
стол, а дворяне стали за их кресла-
ми, Послы говорили речи, а Возни-
цын подал грамоту. По прочтении гра-
MOTH послы поднесли в дар штатам
600 соболей и провожены обратно
двумя-же штатами. В тот-же день все
штаты посетили послов; и послы на-
ши были у штатгалтера.
Министры иностранных  хворов,

бывшие в то время в Ризвине на кон-
грессе, съехались в Гагу из любопыт-
ства и посетили наших послов. Один
французский министр не приехал.
 Двор его досадовал на Петра за прет-
почтение Августа перед принцем Кон-
ти в деле о Польской короне.

Когда после взаимных визитов по-

слы наши отправились домой из те-
атра, то провожаемы были гвардией
штатгалтерной и двадцатью факелами.

т 1 my J г wn

сразу же и прилагают мысли к на-

стоящему». *
Такой подход к раскрытию психо-

логии Пуликина не только. помогает

об’яснить некоторые черты его’ пове-

‚дения в лицее, но и-дает возможность

понять позднейшее отрицательное

отношение поэта ко всяким ложным,

оторванным от. живой жизни прояв-
лениям идеализации. В сопоставле-
нии с ‘показанным в романе отрица-
тельным отношением
подаванию «Аристарха» Кошанского,
пытавшегося навязать воспитанни-
кам нормы «пиитики» классицизма,
эпизод, описанный в «Тетради Куни-

цына»  со всей ясностью показывает,

почему Пушкин считался одним из
худших ‘учеников. По всему складу
своей натуры он не мог, подобно Гор-
чакову или Вальховскому, стать на-
четчиком и усваивать понятия, хотя
и казавшиеся возвышенными, но ло-
тически несостоятельные и практиче-
ски бесполезные. а 5
’ Одним из’ несомиенных` достоинств
романа является стремление Тыняно-
ва изобразить Пушкина, в различных
‘проявлениях ето ‘своеобразного, не-
уравновешенного характера. Хорошо
переданы моменты мгновенных вспы-
шек Пушкина (в особенности столк-
новение с воспитателем Руссло), бы-
стрых ’ переходов ето‘ настроений,
первые мучительные борения с труд-
ностью стиха.

В отличие от ‘многочисленных би-
‘ографов Пушкина, сглаживавших Cy-
щественные моменты в характеристи:
ke юного поэта, Тынянов касается
значения и ранних пробуждений в
нем любовной страсти и возныкшего
еще во время пребывания в лицее
интереса к «вольной» и эротической
литературе, следетвием которого явя-
‚лись его поэмы . «Тень Баркова» и
«Монах». ‚ Желанием избежать как
сглаженности, так. и .преувеличений
отмечены также сцены, изображаю-
щие отношение, Пушкина к «просто-
му народу» -—— Арине, дворовым дв-
вушкам, и др.

$80008

Лейден, где осмотрел университет и

¢ моими;
жида».

‘  еким тербом в 10 фунтов,

ушкина к пре-

+ `

Петр на другой день отправилея в

анатомический театр. Профессора пол-
несли ему описание оному па латин-
ском языке. Возвратяеь в Гагу; Петр
ездил с Лефортом в карете, заплачен-
ной 1800 червонцев, со всею свитою
Р загородные сады, при стечении мно-
течисленного народа. 28 октября
праздник, фейерверк и иллюминация.

Петр потом ездил в Амстердам. где
осмотрел, Кунст-Камеру, математиче-
ские инструменты и минц-кабинеты,
звериные и птичьи дворы (ménage-
11е5), церкви, между коими: полюби-
‚лась ему квакерская; в синагоге ви-
дел обрезание младенца: посетил он
и зазорные дома (бардели.с их сала-
ми), видел 20 сиротских домов, дом
сумашедших, собрание ученых; слу-
шал их диспуты. В главном трактире
обедал со’ своим посольством. (За сто-
лом сидело 32 чел. и за стол заплз-
чено 207 ефимков.) Наконец Амстер-
ламекие чины дали морское примерное
сражение. После того государь был в
Ротердаме, где заметил он статую
Эразма, в Лейдене и Дельфе и возвра-
тился в Гагу, где снова принялея за
корабельное строение, ‘посещая’ меж
тем фабрики, на коих ‘делались якори,
канаты ес., везде принимаясь сам за
работу. На бумажной фабрике, обмо-
треб и иселедовав раствор, он сам
вычерпнул лист бумаги, который все
мастера нашли удивительно тонким
и чистым. Государь обучался анато-
мии, хирургии, инженеретву, геогра-
фия, физике, ес. Получив известие,
что в Польше произошли смятения в
нользу принца Конти, Петр из плот-
нического сарая послал повеления
войску своему двинуться на помочь
Авгуету. !

В 1о же время получил он язве-
стие от Шеина, который ‘1. августа
разби» соединенных турков и татар,
иедших противу Азова. Калга-Салтан
предводительствовал Крымскими, Но-
тайскими, Черкесскими и Кубансками

Сражение продолжалось 11 часов.
Русекие взяли город Кубань. Татаре
через Шефкала и Аюку-Хана просили
дазволения ночевать у какой-нибудь
реки, сбешаясь в случае нужды елу-
жить России и выставить до 100 900.
Татарэкий флот, состоящий из множе-
ства гальотов и саем, подходил к А30-
ву, но с уроном также был прогнан.

° Корабль Петра был готов. Царь, на-
именовав Петр- и Павел, отпра-
Bua его в Архангельск. Сей корабль
был первый из российских, явивиеях-
я в Белом море. В Сардаме госудать
голюбил матроса no имени Мусе
(Mousse?) n, Baap ero B Россию, опре.
делил шкипером на одном военном ко-

рабле. Под. его ведомством. Петр. про-
Wen Ree степени морской-нижней слу--

жбы, начиная с должности каютного
хлопца, (См. Голик. Ч, I—313).

В Амстердаме государь часто бесе-

рый и посвятил ему изданную им ге-
ографическую карту Северо-восточной
Татарии. Витсен однажды просил Ам-
стердамским жидам позволения вёе-
литьеся в Россию и заводить там свою
торговлю. «Друг мой. Витсен, отвечал
государь, ты знаешь своих жидов, а
‘я споих русских; твои не уживутся
русский обманет всякого

Карты Менгдена и Брюса были то-
гла напечатаны на голландеком язы-
ке у Иоганна Тесинга.

Послы протестовали перед Респуб-
ликой 0б обидах Далберга. А бывший
там Шведекий посланник барон Рот
узерял, что от ПТведского. короля. пе-

, лучат они удовольствие, Но того не

исполнено,
Петр, узнав, что морская архитек-

тура в Англии более усовершенствова-

на, чем в Голландии (см. Голик., стр.
315) повелел посольству иметь ‹про-
щальную аудиенцию. Послы получи-
ли: Лефорт золотую цепь в толланд-
Головии’
в 8, Возницын в 51 и все прочие —

a

В напечатанных двух частях ро-
мана образ поэта только намечен.
Пушкин показан тлавным образом
внимательно наблюдающим и изуча-
ющим окружающую’ жизнь. Психоло-
тия его только ете`‘начинает высту-
пать отдельными штрихами в общей
канве повествования, Поэтому было
бы неправильно пред’являть к писа-
телю те требования широкого и. все-
стороннего ` изображения характера
героя, которые должны быть в пол=
ной мере реализованы, начиная уже
с следующей, третьей части романа:

В обрисовке окружавшей Пушкина
бытовой и литературной атмосферы
Тынянов достигает большого художе-
ственного эффекта. Социальная среда,
в которой возник русский сентимен-
тализм с его стремлением к успокое-
нию от «жизненных бурь» в тихом
мирке идиллического ’ «уединения»,
поверхностность и внутренная лжи-
вость салонной поэзии, борьба «ка-
рамзинистов» с топорной архаикой
«шишковистов», триумфальное BOC-
хождение Батюикова, возникновение
возглавленной Жуковским моды на
стихи о платонической любви и уны-
нии, первые этаны формирования
труппы будущих”“«арзамасцев» — вее
это изображено верно, сильно ин. во
многом свежо. Как, и в других своих
произведениях, Тынянов в совершен-
стве пользуется умением через де-
таль раскрыть типическое в явлении
и в характере.

“Такихарактеризуя изменение быто-
вого’ «антуража» разорившейся дво-
рянской семьи, он отмечает: «Сель-
ский букет стоял на круглом столе:
Лет! десять такой букет не поставили
бы на стол», и продолжает далее:
«Время было тревожное и неверное.
Каждый! стремился теперь к деревен-
ской тишине и тесному кругу, пото-
му что в широком кругу некому бы-
ло довериться». Избегая прямого’ вы*
ведения бытовых и литературных
интересов из моментов экономиче-
ских, Тынянов в 10 же время доста-
точно полно характеризует почву,

орлами, был прогнан до` Кагальника. ,

ловал с бургомистром Витсеном, кото-.

цепи в 120 червонных/ я :

sy

cxasierine
bit Пу :

WKH

Пушкивист В. Вересаев вадался
целью раз’яснить сущность пушкин-
ской трагедии «Каменный гость»
Для этого он написал ‘статью, озагла-
влейную «Второклассный Дон-Жуан».
Статью напечатали в пушкинском
номере журнала «Нрасная новь», вы-
шедшем с очень большим опозданием.

Что же доказывает здесь В. Вереса-
ев? Рассматривая либретто оперы
Моцарта «Дон-Жуан», В. Вересаев на-
ходит, что образ Дон-Жуана в этой
оперв вырастает «до размеров титё»
на, достойного стать рядом с героями
античной трагедии». Не то у Пушки-
на, Пушкин, по. мнению В. Вересае-
ва, предельно ‘снизил этот образ по
сравнению с его трактовкой -во всей
мировой. литературе.

В. Вересаев приводит заключитель-
ную сцену «Каменного гостя»:

«Входит статуя `командо
Донна Анна падает.

Статуя. Я на зов явился.

Дон Гуан. О боже! Донна Анна!
‚; Статуя. Брось ее. з

Все кончено. Дрожишь
Tyan?

Дон Гуан. ЯЗ. Нет, я звал тебя и
рад, что вижу. wee

Статуя. Дай руку.

_.Дон Гуан. Вот она... 9 тяжело.

Пожатьё каменной его десницы!
Оставь меня, пусти-пусти мне.ру-‘
ку— т
Я гибну — кончено о, Донна Анна!

Провзаливаются.

В этом финале полностью раскры-
вается мужественный облик пушкин-
ского ‘Дон Гуана; Перед нами образ
смелого, полного жизни человека, бес-
страшного перёд лицом самой смер-
ти. Читателя и особенно зрителя пу-
шкинской трагедии не ‘может неё вол-
новать необычайная сила этого че-
ловека, наказанного 33 свои пороки,
но’ погибающего с именем возлюблен-
ной на устах, :

В немногих тениальных строчках
Пушкиным ‘переданы все те. черты
образа Дон Гуана, которые растянуты
на целую страницу в приводимом
В. Вересаевым либретто моцартовской .
оперы. Lt

Но вот как «раз’ясняет» В. Вереса-
ев финал «Каменного гостя»:

«Пришел &омандор, взял Дон Гуа-
на за шиворот, как напакостившего
щенка. И щенок, визжа от испуга,
кувырком полетел в преисподнюю»>.

В. Вересаев находит конец пуш-
кинского ‘Дон Гуана  «смехотворно
жалким», В чем же дело? Откуда этот
более чем парадоксальный вывод?

В. Вересаев пытается доказать, что
эта‘ «сниженная» трактовка Дон Гуз-
на будто бы вытекает из общего ха-
рактера поэзии Пушкина:

Для этого он настойчиво подчер-
кивает, что «Пушкин в существе. сво-
ем был далеко не так ясен, гармони-
чен и жизнерадостен, как его обычно
изображают». (Любопытно, что в этом
‚же. номере. «Красной нови» помеще-
на статья’Д. Благого, который дока-
зывает, что. «но,своей натуре Пуш-
кин был детски-непосредственен, жиз-
нерадостен, доверчив, исключитель-
но отзывчив, общителен, весь открыт
навстречу людям....).

В, Вересаев прямо сравнивает. Пу-
шкина с Бодлэром, а затем, переходя
к образу Дон Гуана, заявляет, что
«его неодолимо тянет все’ время к та-
кой любви, которая соприкасается
со смертью...» «Пушкинский Дон Гуан
полон совершенно упадочных нас-
троений, резко отличающих ‘ето ‘от
здорово-чувственного образа других
донжуанов?. с та №

Великий. жизнелюбец Дон Гуан ‘в
этой трактовке выглядит утончён-
ным декадентом, которого волнует. в
любви соседство трупа.

‚ Когда-то Белинский чисал о том,
‚что ‘тему «Каменного гостя» «можно
или ‚понять глубоко или вовсе не по-
нять». Повидимому, на страницах
«Красной нови» мы встречаемся с по-
следней из, двух. предусмотренных
Белинским возможностей,

Разумеется, можно ‘спорить 6
проблемах поэзии Пушкина. Но надо
прямо указать на неверность и вред-
ность точки зрения, предложенной
В. Вересаевым. Сближая Пушкина в
декадентами, / изображая его певцом
извращенной любви, связанной с об-
разами, смерти и тления, эта точка
зрения искажает и опошляет Пушки-

на. ;
Ю. ДОБРАНОВ.

pa,

tH, loz

на которой выросло в дворянской
среде «презрение к роскоши», любовя
К «нежным переливам» и убеждение
в том, что только печаль доставляет
удовольствие, :

‚Тыняновские характеристики. раз-
личных персонажей превосходны по
своему насыщенному лаконизму. Жи-
выми предстают пред читателем об-
„разы Сергея „Львовича, двуличногд
себялюбца,. на словах способного ввя-
заться в любую оппозицию и в то же
время постоянно обнаруживающего
полное ничтожество своего фрондер=
ства; своенравной и ревнивой Надеж-
ды Осиновны; поэта и министра
Дмитриева; пребывавшего под бреме-
нем собственного. величия; директора
лицея Малиновского, который ‘погиб,
таки не осуществив своих вольнолю-
бивых стремлений, деда Пушкина
Осина Абрамовича Ганнибала. Sa-
помнятся читателям тепло нарисован-
ный:0браз. Арины также лицейскив
товарищи Пушкина ==; Пущин; Дель-
виг, Кюхельбекер, Горчаков.

В изображении общественно-поли-
тического: фона десятых годов ХХ
века хотелось бы видеть более широ-
кую и конкретную: обрисовку Нойны
1812 г., имевшей, как известно, огром>
ное влияние на формирование миро-
воззрения не только Пушкина, но и
всего поколения декабристов. ИсполБ-
зуя позднейшие, изумительные по
остроте, характеристики самого, Пуш-
кина, следовало бы показать фальши-
вый «патриотизм» ‘консервативных
слоев русското ‘дворянства — с одной
стороны, и рост в народе иациональ-
ной гордости с друтой,

Появление первого тома нового po-
мана! Тынянова является одним из
значительнейших событий пушкин-
ского юбилейного тода.  Вместе с тем
он знаменует’ новый этап развития
жанра советского исторического ро-
мана, который должен в правдивых,
художественных образах отразить ге-
роическое прошлое великой родины
социализма, а, также создателей е9
замечательной культуры.