Четвертый Украинский фронт. Советские саперы разминируют ул

В Кенигсберге

Черный, тяжелый дым висит над го-
ризонтом, сливается © белой грядой пе-
ристых облаков. В этот прозрачный сол-
нечный день странно видеть на голубом
небе мрачную трозовую тучу. Там, в пла-
мени и хыму, Кенигсберг — оплот не-
мецкого фашизма на Балтийском море.

Каждый город имеет свое лицо. Один
славится учебными заведениями,  дру-.
гой — театрами, музеями, третий — за-
водами. Кенигеберг —= город казарм.
зоенных складов и фортов. Чтобы понять
это, достаточно взглянуть на план го-
рода. Его опоясывает кольцо кремост-

ных фортов, модернизированных, насы-

щенных до предела огневыми средетва-
ми. Лоты, противотанковые рвы, беско-
нечные траншеи заполнают промежутки
между фортами. Внутри города разбро-
сано еще 11 фортов. `

Когда наши войека обложили Кениг-
сберг, гитлеровекая пропаганда стала
усиленно вдалбливать немцам, что этот
тород-крепоствь” нельзя взять штурмом.
Но вот наступил жень и 986, когда одно-
временно грянули сотни советеких ору-
дий. Небо загудело от сотен моторов
краснозвездных самолетов. Из укрытий,
скрежеща гусеницами, вышли советские
танки и самоходки) из траншей  подня-
лась нехота, и зашатались неприступные
стены города-крепости, То на одном, то
на другом участке рупгилаеь возводимая
десятилетиями вражеская оборона.

События в эти дни развивались на-
столько стремительно, › что через 2—3
часа свежие записи в блок-ноте уже ста-
‘рели. Штабы не только частей, но и 60е-
динений приходилось разыскивать уже
на новом месте, где-нибудь в полуразру-
шенных зданиях или в только что отби-

КРАСНЫЙ ФЛОТ.

‚

ь

тых у врага укрытиях. Оперативные ра-
ботники то и дело узнавали, как измени-
Tach обстановка на соседних участках,
и переносили на полотнища карт все
ближе и ближе к центру города — его
цитадели — красные и синие условные
обозначения, без конца меняли данные
для артиллеристов и летчиков, которые
своими снарядами и бомбами проклады-
вали путь‘ пехоте.

Мы вехали в город на второй день
штурма. Широкое асфальтированное п06-
се, идущее от приморского городка Гран-
ца, незаметно перешло в одну из глав-
вых улиц. Злесь, возле пригорода Ной-
хуфен. на протяжении трех километров
находятся два форта. Один из них был
взят несколько часов назад. В стенах
трехэтажного форта зияют пустые глаз-
ницы многочисленных амбразур. Из. них
гарнизон форта, насчитывавший свыше
300 солдат и офицеров, зел бешеный
огонь из пулеметов, отнеметов, орудий.
Каменная кладка форта опускаетея от-
весно в ров, наполненный водой. Bee
подступы в форту прикрыты двухамбра-
зурными дотами,
длительной обороне каменными домами.
Фортом овладели штурмовые группы
офицеров Федорова и Дзюбы. Когда бло-
кировавшие форт транатометчики, пуле-
метчики, стрелки ослепили своим огнем
амбразуры, бойцы-штурмовики  BopBa-
лись в укрепления и завязали рукопат-
ный и гранатный бой. В результате форт
был захвачен нашими воинами.

Навстречу потоку тягачей © тяжелыми
орудиями, автомашин с боеприпасами и
пехотой, повозок  бредут колонны плен-
ных немцев, грязных, обеыпанных кир-
пичной пылью. Чемолодой, заросший
щетиной ефрейтор со страхом озирает-

Вручение орденов и медалей

Заместитель Председателя Президиума
Верховного Совета СССР и Предсе-
датель Президиума Верховного Совета

Карело-Финской ССР тов. О. В. Куусинен
вручил вчера ордена и медали награжден-
ным.

За успешное ‘выполнение специального
задания п ьства ордена и медали
получает большая групаа офицеров Крас-
ной Армии, работников Народного комис-
сариата государственной безопасности и
Народного комиссариата внутренних дел.

В числе вагражденных подполковника
А. К. Акимов и Н. К. Самусь, получив-
и Красной

пе ордена Красного Знамени,
ЕЕ SEE == и

Sana ae

Звезды, полковники Б. Г. Бабин и А. Ф.
Васильев, ‘полковник административной
службы С: Л» Маков, подполковник гос-
безопасности Ш. К. Меламедов и др. От
имени награжденных со словами горячей
благодарности за высокие награды высту-
пнли старший лейтенант госбезопасности
Н. М. Астахов и майор А. П. Шиницин,

Награды за образцовое выполнение спе-
циальных заданий в тылу противника и
проявленные при этом отвагу и мужество
были вручены ефрейтору Д. И. `Червякову,
получившему енно орден Ленина
ий орден Славы Ш степени, гвардии стар-
шему лейтенанту Г. Д. Авдееву, млад-

ee eet ee ae

приспособленными к

ИЕ ES НЕО

ицы занятого частями Красной Армии города Зорау.
. @ota M. Ausuepra (TACO).

ся и, видя вокруг’ сотни чалтих орудий,
растерянно качает головой:
— Колоссаль! Колоссаль!.
Колонну пленных сменяет

`  вант

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ
СУВОРОВА, КУТУЗОВА И БОГДАНА
МЕЛЬНИЦКОГО ГЕНЕРАЛОВ
И ОФИЦЕРСНОГО СОСТАВА
КРАСНОЙ АРМИИ

За умелое и мужественное руководство
боевыми операциями и за достигнутые в
результате этих операций луспехи в боях с
немецко-фашистскими захватчиками Ука-
зом Президиума Верховного Освета
  награждены:

Орденом Суворова 1 степени — гене-
`рал-нолковник П. И. Батов, генерал-лейге-
артиллерии И. С. Бескин, генерал-
полковник А; Н; Боголюбов, ‹ генерал-пол-
‘ковнык авиации К. А, Вершинин, гвардии
тенёрал-полковник танковых воЁск В. Т.
Вольский, генерал-лейтенант Н, И, Гусев,
  Тенерал-лейтевант К, С. Колганов, генерал-
лейтенант Ф. П. Озеров, гвардый генерал-
лейтенант Н, С. Осликовский, генбрал-лей-

нерал-лейтенант В. 3. Романовский, гене;
гал-полковыик артиллерии А. К. Соколь-
ский генерал-лейтенант Н. 5. Субботин,
тенерал-нолковник И. И. Федюнинский;
Орденом Кутузова 1 степени — генсрал-
майор авкации А, Н. Алексеев, renepas-
лейтенант И. Ф. Баринов,  тенерал-майор
инженерных войск Б. В. Благославов, пол-
ковник Д. С. Вайсбанд, генерал-майор
И. А. Гарцев, генерал-лейтенант М. В. Ива-
WeuKHH, генерал-майор артиллерии К. П.
Казаков, генерал-майор С. И. Киносян, Ге-
нерал-лейтенаит П. И. .Кокорев,
лейтенант интендантской службы Ф. Н. Ла-
 гунов, гвардии генерал-майор  артиллерни
В. М. Лихачев, . генерал-лейтенант П. И.
Ляпин, генёрал-лейтенант В. С. Поленов,
генерал-майор артиллерии И. М. Пядусов,
тёнерал-майор тавковых войск М. Г. Сах-
но, `генерал-лейтенант А. Н; Сидельников,

гвардии генерал-майор  таыховых войск
М. Д. Синенко, генерал-лейтенант артил-

лерии И. И. Тимотиевич, генерал-полковник

1 К. П. Трубников, ‘генерал-майор танковых

войск А. Н. Фирсович, генерал-лейтенант
Я. С. Фоканов, генерал-майор И. Н. Хабз-

ров, генерал-лейтенант танковых войск
М. Л. Чернявский;

‚ Орденой Богдана Хмельнинкого 1 степе-
Wa — генерал-лейтенант М, В. Бобков, ге:
нерал-майор войск ‘связи Н. А, Борзов, ге-

больная   верал-майор И. В. Виноградов, -гёнерал-

труппа сонетских людей, освобожденных   Майор интендантской службы А. К. Кесаев,

из немецкой неволи. Много страмтнотго
пережили эти люди за тоды рабства! Они
измозждены. измучены. Ho ралость

aaa,

Baer улицу. Языки пламени жадно обли-
зывают стены. В подвале дома размес-
тился штаб советской ‘танковой части.
Бойцы еще убирают груды разбросанно-
го хлама, все. что, убегая, бросили не-
мецкие солдаты, & в углу,
мерцающей свечкой, уже сосредоточенно

работает радист. Возле него расноложил-   ни — 37 человек,

ся гвардии подполковник Охрименко. Он
командует отсюда штурмовыми и танко-
выми группами. Карандашом Охрименко
отмечает на карте путь танков.

Несколько групп танков идет вдоль

берега Прегеля, другие удалилиеь еще,
дальше. Охрименко ежеминутно  отвле-
кают.

— Извините, — говорит он, — 6ей-

час трудно беседовать, приходите к ночи,
Надвигаются сумерки. Грохот артил-

освещенном   век;

зенерал-майор И. М. Котов-Легоньков, ге-
зерал-майор интендантской службы И. В.
Сафронов, генерал-майор Д, П; Семейов, ге-

06-1 нерал-майор Д. И. Смирнов, - генерал-лей-
зобождения расцветиль улыбками ИХ   тенант_ Е

В. А. Сычев,  генерал-лейтенант

тонант танковых войск А. П. Панфилов, ге-   ст уюкоторое сходство © первыми шага-

renepaa-

В. Г.`Терентьев, генерал-майор Н. Е. Чу-.
Вот м вам город. Едкий дым заволажи-   ваков;

) Орденом. Суворова 2 степени — гвардии
полковник Ю. М. Абдулаев, генерал-майор
С. Н. Борщев, гвардий генерал-майор ар-
тиллерий И. В. Владимиров, полковник
М. Н. Волков и другие-всего 63 человека;
Орденом Кутузова 2 степени — 80 чело-

<7

Opxenom Borgana XmenbunuKxoro 2 ctTene-

(ТАСС).

eee

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ
Й МЕДАЛЯМИ РАБОТНИКОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
ИНСТИТУТА № 10
НАРКОМСУДПРОМА
За успешное выполнение заданий прави-

тельства по созданию новых видов боевой
техники для Красной Армии и Военно-

лерии не утихает. Немецкие части, ‘сдав-   Морского Флота научно-исследовательским

ленные на узком участке, еще пытаются
югрызалься. Налиа «эмва», е трудом про-
бираявь между встречным потоком авто-
машин и колоннами пленных, везет нас
на север. Пока еще приходится ехать

уч
ипститутом № 10 НКСП Р Указом
‘Президиума Верховного Совета СССР на-
граждены:
Орденом Ленина — начальник лаборато-
рии НИИ, секретарь партийного бюро ин-
г а Н. С. Зайцев, директор институ+

охружным путем. Несколько позже На   та В. Д. Калмыков;

одном из командных пунктов мы узнаем,
что остатки гарнизона во главе с гене-
ралом Дяш сложили оружие.

Капитан Н. СУХИН.
Кенигсберг. (Спец. корр. ТАСС).

‘CCCP

шему лейтенанту госбезопаюности И, М.
Таранченко и др. 6 ts

Уполномочанный Наркомзага по Табо-
ринскому району И. А, Красивин, предсе-
датель Чучковского райисполкома Д. Ф.
Рощупкин и др. получают ордена за ус-
пешное выполнение государственного пла-
на хл , ok 1944 года.

Ордена и медали были вручены также
некоторым другим группам награжденных.

Тов. О. В. Куусинен сердечно поздра-  активвый участник научного кружка

Орденом Трудового’ Красного Знамени —
7 человек;

Орденом Красной Звезды — 23 человека’

Орденом «Знак Почета» —26 человек;

Медалью «За трудовую доблесть» — 10
_ человек;

Медалью «За трудовое отличие» — 10

человек. (ТАСС).
СТАЛИНСКИЕ
СТИПЕНДИАТЫ

ЛЕНИНГРАД, 10 апреля. (По телефо-

ну от корр. «Красного Флота»). Олдиннад-
цать отличников учебы Военно-Морской
Медицинской Академии стали сталински-
ми стипендиатами. Среди них курсант 5-го
курса Кейзер, ведущий научно-исследозя-
тельскую работу при кафедре нормальной
анатомии, курсант 5-го курса Смирнов —
при

вил награжденных с получением орденов   кафедре инфекционных болезней: Сталин-

и медалей и пожелал им дальнейших ус:  <

пехов в их работе. (ТАСС).

Контр-адмирал В. Ф. ЧЕРНЫШЕВ

Траля

Появление и непрерывное _совершен-
ствование мин заграждения вызвало не-
` обходимость изыскания и развития
средств борьбы с ними. Вначале эти
средства были весьма ‘примитивны. В
ним относились так называемые контр-
мины, работа с которыми была сложной
и занимала много времени, и тралы,
крайне несовершенные и трудно приме-
нимые в боевой обстановке. Специаль-
ных кораблей для траления мин не бы-
10, и для этой цели пользовались кора-
бельными шалюнками и отчасти минонос-
вами,

Во время русско-японской войны 8B
качестве средетва борьбы в ммнами при-
менялись тралы, причем в Порт-Артуре
пришлось истользовать для траления
портовые пловучие средетва, в частно-
CTH суда землечерпательного каравана.
Однако, как ‘показал опыт войны, эти-
ми средствами можно было в лучшем
случае обеспечить очистку фарвателов
от мин лишь в непосредственной близо-
сти от базы. Поэтому потребовались
дальнейшая работа по изысканмю HO-
вых, более эффективных средетв борь-
бы с минной опасностью и постройка
специальных кораблей для траления.

После русско-японской войны  про-
должалось дальнейшее ‘совершенствова-
ние тралов, появились новые типы под-
сокающих тралов, менее сложных в 06-
рашения и допускавших  траление с
большей скоростью. Заклалкой в России
з 1909 году двух первых тральнейков
«Минреп» и «Взрыв» было положено
начало новому классу кораблей, специ-
ально приспособленных для траления мин,
Ероме пяти небольших тральщиков,

вступивших в строй в 1911 1912 тг.
для русекого флота были построены в
Англии три 500-тонных тральщика. Они
были спроектированы по образцу рыбо-
овных траулеров и обладали хорошими
ореходными качествами.

Русский флот, занимавший передовое
место в использовании минного оружия,
стал, таким образом, пионером и в по-
стройке тральщиков.

В других флотах до войны 1914
1918 гг. приспосабливались для трале-
ния рыболовные траулеры и мелкие ус-
таревшие боевые корабли. Однако коли-
чество тральщиков, имевшихся к нача-
лу первой мировой войны как в русском,
так и в иностранных флотах, оказалось
совершенно недостаточным. Огромный
размах использования минного оружия в
первую мировую войну потребовал неот-
ложных мер по организации  противо-
минной обороны. Пришлось увеличить
число тральщиков,  приснособляя для
траления старые миноносцы,  канонер-
ские лодки, рыболовные траулеры, тор-
говые суда. Одновременно началась по-
стройка онециальных тралящих  кораб-
тей.

Е началу первой мировой войны Рос-
сия имела на Балтийском море  веего
восемь тральщиков. По мобилизации. в
число тральщиков были включены мино-
`Босцы . типа «Циклон». В дальнейшем,
несмотря на потери, число тральщиков
неизменно росло, и к концу войны в со-
ставе дивизии траления  Валтийекого
флота было: до 80 тральных судов. Та-
KOC He количество в конце войны было на
Черноморском флоте, и 40 тральщиков
входило в состав флотилии Северного
Тедовитого океана.

пие корабли _

Англия имела в строю в августе 1914
года лишь 7 тральщиков (бывшие тра-
улеры) с большой осадкой (3—4,5 м)
и скоростью хода 6—7 узлов. В резерве
состояло 7 таких же траулеров и
старых канонерских лодок,  пристособ-
ленных для траления. Но к концу года

кую стинендию получают также курсанты
3-го курса Комаров, Рудаков и другие,

Потери в тральщиках от взрыва на
зкинах были значительны, причем анализ
этих потерь показывает преимущества
тралящих ‘кораблей специальной по
етройки. Например, для мелкосидаящ
тральщиков Балтийского флота оли
случай гибели приходился прамерно на
50 уничтоженных мин, & для тихоходных
тлубокосидящих тральщиков, переобору-
дованных из одновинтовых пароходов,
один случай гибели приходился на три
вытраленных эины.

Война 1914 1918 тг. показала необ-

число тральщиков в английском aore   XAUNOCTS готовить материальную часть
увеличилось до 250 единиц, & к оконча-   Кадры для траления еще в мирное

нию войны тральные флотилии,
живавшие только отечественные
включали 726 единиц.

Германия имела в 1914 году 45 траль-
щиков, переоборудованных из старых
миноносцев типа <«Т», а к концу войны
число их возросло до 222. Острая по-
требноеть в ‘тральщиках специальной
постройки заставила немцев приостано-
вить в 1916 году, т. е. в самый разгар
подводной войны, постройку некоторого

0бслу-
воды,

количества подводных = лодок, чтобы
строить за их ечет тральщики,
Огромные трудности возникали и 6

пополнением кадров, которое приходи-
лось осуществлять за счет мобилизован-
ных моряков торгового флота и личного
состава боевых кораблей. Так, напримет,
немцам пришлось снять © 6-й эскадры
линейных кораблей значительную часть
моряков, направив их на укомплектова-
ние новых тральщиков.

Тральные работы уже в пермод первой
мировой войны приняли большой размах.
Так, например, за неполных три года
некоторые районы балтийского театра
были покрыты тралами до 80 раз. Траль-
щики. Дуврекого патруля 3a время с
1914 по 1917 год протралили расотоя-
ние, в 12 раз превышающее окружность
земного шара,

Опыт войны подтвердил значение ско-
рости хода тральщиков, которое еще б0-
лее возросло с изобретением в 1916 го-
ду параван-трала и параван-охраните-
ля. Не меньшее знамение для траления в
отдаленных районах имели дальность
плавания, автономность и морехолность
тральщиков. Кроме того тральщики дол-
жны иметь; умеренную. ^осадку, устрой-
ства и средотва, обеспечивающие непо--
топляемость, соответствующее ‘вртилие-
рийское вооружение и хорошие навига-
ционные средетва.

В ходе войны 1914 1913 гг. доста-
точно ясно определилась диференциация
класса тралящих кораблей на несколько
подклассов, а именно:

#

1) быстроходные (эскадренные )
тральщики для обеспечения противомин-
ной обороны своих боевых кораблей при
деиствиях в море и осуществления
тральных работ в удаленных районах
театра; .

2) базовые  тральщики,  предназна-
ченные для тральных работ в своей опе-
рационной зоне, не требующих большой
срочности;

3) катерные тральщики для трале-
ния моткопоставленных мин и прикрытия
больших тральщиков, & тавже для про-

RRS SSS ЕЖЕЙ SI ee

we По окончании первой мировой войны
1 завершении послевоенного траления   МИННой опасностью,
м ‚Наличныей. состав тралящих кораблей под-

‘aed l

апреля 1945 г., среда. № 85 (1960)

Рест мастепства офицера.

Отарший лейтенант Довбня— один из   зиться на зтрелвбе, несмотря на то, чт

тех офицеров, кто любит артиллерию до
самозабвения, хотя в свое время он меч-
тал быть штурманом. Правда, в училище
он изучал все морские специальности в
одинаковой степени. Но все-таки лишняя
задача по навигации, усердие, © которым
он.орудовал транспортиром и наразлель-
ной линейкой, красноречиво говорили 0
его стремлении. Обстоятельства  сложи-
лись так, что Довбне пришлось стать ар-
тиляеристом, И молодой - офицер
найти в своей специальности столько ин-
тересного и увлекательного, что теперь он
то и дело доказывает: нет на корабае
ничего лучиюго, чем артиллерия.
Начало службы флотского офицера име-

ми по скользкой палубе. Нравла, в учили-
ше предупреждают, что настоящая пко-
ла начнется только на корабле, и тем не
менее мнстие мз нас, надев офицерскую

форму, склонны преувеличивать  10-
лученные знания. В этом отношении
Довбня не был исключением и, только

очутившись на командном пункте, он по-
чувствовал фазницу между училищем и.
кораблем. Там преподаватель был готов
каждую минуту притти на помощь. Он
мог поставить плохую оценку, HO B TO
же время всегда 00 ACHAT  ненонятное.
Влесь почти все надо решать самому. 0т-
ветственность велика — каждое слово
офицера воспринимается как приказание
и тотчас же выполняется на боевых по-
стах.

Встречаются еще среди молодых офи-

церов самовлюбленные люди, которые, с0-   ложениями, часто просили

вершив промах, стремятся искать причи-

сумел   ность, к устранению неисправности,

Волчков отлично знал свою
ность.

Так вот командир орудия Волаков до-
ложи, что один из механизмов на орудии
неисправен. Довбня сказал: надо испра-
вить, & старшина ответил, что ото незоз-
можно. Он изложил суть дела настолько
грамотно и убедительно, что не остава-
з6бь, кажетоя, никаких сомпевий в ero
правоте. Довбня пытался найти возуож-
HO,
смутно предетавляя cede ‘детали орудия,
не смог указать, в Чем неправ старшина.
Тем He менее он He соглавилея со
стариной, & пошел вместе 5, них
к орудию и предложил ему на месть
повторить  об’яенение. Лишь после
этого  Довбня дал исчертывало-
щиз указания. Но этим он не отрани-
чился. Молодой офицер основательно
взялся за изучение материальной  чабти,
стал больше общаться с личным составом
Rak в служебное, так и в свободное зре-
мя. Офицер понял, что прежние офини-
альные разговоры с Волчковым в каюте
были недостаточны. Он ‘убедился, чт
можно с людьми беседовать в дружеском
тоне, не теряя своего офицерского дост-
инства, не снижая требовательноети. При
этом краснофлотцы никогда неё будут злоз
употреблять доверием офицера, а проник-
путся к нему еще большим уважением,

Дальнейшая работа аряизллериетов по-
шла дружно и организованно. Красно-
флотцы и старшины смело обращались к.
офицеру с различными вопросами и пред-/
совета чаи
помоши. Нет слов, нелегко сочетать вос-

специаль-

и в продолжавигихея изысканиях в о0т-

HY неудач в отибжах других или прини-   питательную работу и обучение лично
мают обиженный вид непризнанных та-   го состава по специальности с собетвен-
лантов. Ловбня оказалея не таким. Нос-   ным соверенотвованиезх. Довбня засижя-
ле первой тренировки он и 01 кого не   вался нал правилами артетрельбы, черте-
услышал ни слова упрека, но сам эту трё-   жами и расписаниями до двух-трех ч-
нировку оценил, как свою неудалу. COB HOU, a после короткого сна вотуная
«Что ж, придется начать еначала», —   в новый напряженный трудовой yew. daro
решил он. ‘   сёйчае, когда он стах командиром боевой
Уже одно это значительно облегчило части, он чувотвует на каждом Mary
ему дальнейшую работу. Довбня сблизил-  ОЛЬЗУу 01 этих бессонных ночей. —
ся с артиляеристами, ретил лучше осво-  Первым серьезным испытанием была
ить организацию службы, Вмость со   дая него одна из стрельб. Ее нужно было
старитинами он обошел боевые посты.   провести так же, как в боевых условиях.
Старшины охотно рассказывали офицеру   Во у Довбни не было данных из опыта
о своих заведываниях. В результате его   подобных стрельб на действующих фло-
расспросов’ и последовавших об’иснений   тах. Схему связи, организацию работы
У Довбни появилиеь схемы боевых  но-   личного состава — все надо было ‹озда-
остов, связи между ними, расположения   Вать заново. Конечно, старшие  началь-
приборов управления стрельбой. Перечер-   ники могли облегчить работу артиллерл-
TH OH Bee это © готовых образцов, полу-   (Ta. Ho они справедливо решили, что луч-
чилось бы ©08сем не то. Теперь в голове   е заставить его самого найти пути вы-
артиллериста прочно уложилаеь вся ор-  Поанения этой задачи. Если офицера при-
ганизация боевой части. Он состазихл пер-   Учить самостоятельно мыслить во время
вое представление и © людях. Плоды это-   УЧебы, то он He рабтеряется и в 601.
го сказались на ближайших тренировках:   Довбня приступил к работе. Из прошед-
краснофлотцы ‘начали лучше понимать   Их стрельб он успел извлечь немало
своего командира, да и. он сам теперь   практических навыков, которые вместе с
представлял, вто и как выполняет его   Пытом, приобретенным в Отечеетвен-
раслоряжения. ную войну, дали хороший we
Воспользовавшись постановкой кораб-  териал для творчества. Офицер pas-
яя в док, Довбня попросил старшину од-   Работал схему «стрельбы, ee организа-
ной из групи пятой боевой части пройти   Цию. Это была’ только часть дела, пред-
с ним по кораблю. Они обошли все поме-   стояло еще подготовить личный состав.
щения. Видя, е каким старанием их коман- Все чаще повторялись тренировки, про-
дир исследует каждый уголок на корабле,   игрыши стрельб, которые помогали ему
артиллеристы стали относиться к нему ©   Выявлять упущения, ошибки й тут же их
большим уважением. Вскоре Дозбня мог   Убтранять. Довбня успешно справился co
без заминки перечислить все помещения,   сложными стрельбами,
механизмы и устройства от носа до кор- Командиры орудий Величко, Грушни-
мы, от киля до клотика. Всё это, разу-  ков и другие хорошо помнят еще одну
меется, достигалось не в один день. Надо стрельбу. Предварительно командир bve-
было параллельно учиться по смециаль- ВОЙ части тоже составлял документацию,
ности, работать с людьми. учиа старшин, а те-—— краснофлотцев. По
Охвалить за короткое время всю много-   Условиям  стреляющий корабль и цель
образную службу на корабле не так про-   Должны были маневрировать. Много рабо-
сто. внительно легко можно освоить Ты предотояле управляющему огнем, на
механизмы, быстро научиться расечиты-   Водчикам, установщикам прицела и це-
Баль исходные данные, но значительно   Лика, а также дальномерщикам, Офицер
труднее научиться воспитывать людей,   тренировался в управлении ofipN UB
добиться, чтобы они тебя понимали так   пересчете исходных данных для разных
случаев стрельбы и сумел добиться X0-
роших результатов.

же, как ты их. Насколько 970 важно,
Довбня убедился на одном случае, кото-
рый, кроме того, показал молодому офи- Старший лейтенант Довбия не успокан-
церу, как мкого ему еще нало сделать.   в®ется на достигнутом. Он подготовился к
Как-то пришел к Довбно командир   Тому, чтобы, если это потребуется, вету-
орудия Волчков. Надо сказать. что он  ПИТЬ в любую офицерскую доажноеть на
слыл  нодиоциплинированным.  Довбня   Корабле, Командир корабля считает Дов-
не один раз беседовал 6 HUM, оню одним из лучших офицеров. Но зна-
Но в6ё это получалось Как-то слишком чит ли это, что он почерпнул весе необ-
натянуто, официально. Разговоры повто-   ходимое из сокровищницы боевого опы-
рялись, а Волчков оста№алея прежним.  Та? Нет. Да и сам товарищ Довбня да-
Молодой офицер знал, что недисциилини-   ЛеБ от этой мысли.
рованность командира орудия, его своево-

Капитан-лейтенант АД. ТАРАН,
лие могут когда-нибудь серьезно отра-  Тихоокеанский флот.
Tee Е Pr ee ee ay

Sra

изводетва тральных работ в узкостях   борьбы е ним.

Новые средетва ие-
(пгхерах), в каналах и устьях per. oe ap

мы использования мин потребовали и но-
вых средств и новых методов борьбы с

Это привело к созданию на каждом
вергея постепенному сокращению. Одна-   Морском театре сложной системы проти-
во надо отметить, что количество траль-   Воминной обороны, составными элемен-
щиков, оставшихся в строю, было зна-   тами которой были: организация ноблю-
чительно больше довоенного. В этом, как   дения, борьба с постановкой мин про-
тивником, обнаружение поставленных
ношении новых образцов тралов и новых   Мин, прокладка сети тральных фарвате-
типов тральщиков, можно усмютреть не-   ров и контроль за мх состоянием, 0без-
сомненное влияние опыта войны. вреживание обнаруженных минных  3a-
Сравнивая. элементы траляних кораб-   ТРаждений, а также уничтожение сор-
лей, построенных во время первой миро-   Ванных и дрейфующих мин. Хотя одно
вой войны, с кораблями, построенными   ТОЛЬКО траление мини не решает всех
в период 1918—1939 тг. можно сле.   Перечисленных задач, оно осталось 0.
лать следующие заключения: новным и важнейшим звеном в цепи Me-

: х С оприятий п 0 ii не.
1) во времени второй мировой войны ae 0 Ирина, Ор

повсеместное развитие получил тип бы-
строходного тральщика со скоростью хо-
да 17—20 узлов, большой мореход-
ностью»_и сравнительно сильным артил-
лерийским вооружением ‘при стандарт-
HOM водоизмещении 600—1.000 т;

2) новые базовые тральщики  ене-
цлальной постройки со скоростью хода
11—12 узлов в периол между войнами
почти не строились. Можно
жить, что эту категорию тральщиков рас-
очитывали получить мобилизацией рыбо-
ловных траулеров и других судов;

3) значительное развитие
малые (катерные) тральщики. Их  сво-
рость хода увеличилась в полтора— два
раза при одновременном увеличении мо-
реходности, дальности плавания и усиле-
нии вооружения. Легкие дазели заменили
моторы, работавшие на бензине man Ree
росине. Водоизмещение катерных траль-
щиков  соотвётственно возросло до
90—100 т.

Вторая мировая война характеризует-
CH широким применением мин с самого
начала вобнных действий. Развитие мин-
ного оружия опередило развитие средств

Характеризуя новые моменты, сущест-

венно влияющие на выполнение траль-

щикахми их задач, необходимо
еледующее:

1) появление новых

отметить

образцов мин:

магнитных, магнитных © фотоэлементом,

акустических и др., а также развитие
противотральных устройств, что крайне
усложнило борьбу с минами и потребова-.

предполо-   10 создания новых образцов тралов, но-

вых методов траления и новых типов
тралящих кораблей;

2) развитие самых мин и средетв их

получили   постановки, в особенности появление ми-

воносной авиации, привело к широкой
активизации минной войны и дало в03-

MORHOCTS распрестранения минно-загра-

дительной деятельности во всю гаубину
операционной зоны противной стороны
ВИлотЬ до её баз и внутренних тыловых

коммуникаций;

3) болыной удельный вее совместных
операций флотов и сухопутных войск,
протекающих по преимуществу в при

o————

Окончание см. на 3-й стр.