‘

+

ПРОИ

‚ Среди задуманных Горьким Gores

была книга об изумительных победах
Советского Союза. ней Алексей
Максимович намеревался запечатлеть
образ Сталина. ay

Смерть помешала писателю осуще-
ствить его замысел. Мы не имеем его
книги, но в статьях, речах и письмах
Горького разбросаны отдельные его
высказывания о товарище Сталине,
Они дают как бы контуры того пор-
трета вождя, который собирался на-
писать гениальный художник слова,
«Радостно жить и бороться в стране,
где великая мудрость партии и желез-
ная воля ее вождя Иосифа Сталина
навсегда освобождает человека от
проклятых навыков и предрассудков
прошлого», — писал Горький, и эта
мысль красной нитью проходит через
остальные его статьи и речи.

В речи на открытии с’езда писате-
лей в 1934 г. Алексей Максимович го*
ворил; «Мы выступаем в стране, где
пролетариат и крестьянство, руково-
димые партией Ленина, завоевали
право Ha развитие всех способ-
ностей и дарований своих и где ра-
бочие и колхозники ежедневно, разно-
образно доказывают свое умение
пользоваться этим правом. . BBI-
ступаем в стране, освященной гением
Владимира Ильича Ленина, где неу-
томимо и чудодейственно работает
железная воля Иосифа Сталина»,

В статье Горького «О культурах»
Читаем: «Существует страна.., где вся
масса трудовой энергии вовлекается
в разнообразную работу создания но-
вых условий жизни, т. е.—новой, со-
циалистической культуры. Где про-
петариат, следуя учению Маркса —
Ленина и руководимый Иосифом
Сталиным, освободил крестьянство от
идиотической «власти земли», от по-
корного подчинения капризам приро-
ды...>.

Ряд устных высказываний  Горь-
кого о товарище Сталине записан и
опубликован лицами, встречавшими-
ся с А. М. Во всех его словах звучит
все та же огромная любовь писателя
к великому вождю.

Одно из таких высказываний при-
ведено в очерке Е. Кольцовой «Тесое-
ли», напечатанном в «Комсомольской
правде» от 20 июня 1936 г. —

«—Хороший человек... Рабочий, —
работать умеет! — так он сказал од-
нажды за столом. Потом он отложил
«Правду» в сторону...

— Хороший, хо-ороший человек,—
повторил он еще раз, постукивая мед-
ленно по столу длинными пальцами,

`— Алексей Максимович, о ком вы
это говорите? Кто это такой?

— Сталин. Рабочий человек... Да...
Учиться у него надо... Ра-бо-таль! —
каждый слог этого слова он произнес
напевно медленно, на низкой ноте,
словно пропел строки знакомой пре
красной песни». :

Развернутую характеристику своего
великого друга писатель дал в отатье
«Правда социализма», В ней Алексей
Максимович писал: «Непрерывно “и
все быстрее растет в мире значение
Иосифа Сталина, человека, который,
наиболее глубоко освоив энергию и
смелость учителя и товарища своего,
вот уже десять лет достойно замещает
его на труднейшем посту вождя пар-
тии. Он.глубже всех других понял:
подлинно и непоколебимо революци-
онно-творческой может быть только
истинно и чисто пролетарская, пря-
молинейная энергия, обнаруженная и
воспламененная Лениным. Отлично
проницатель-

организованная воля,
ово

О. ЦЕХНОВИЦЕР

>

- Г. СМОЛЬЯНИНОВ

<

ный ум великого теоретика, смелость
талантливого хозяина, интуиция под-
линного революционера, ‘который
умеет тонко разобраться в сложности
качеств людей и, воспитывая лучшие
из этих качеств, беспощадно бороть-
ся против тех, которые мешают пер-
вым развиться до предельной высо-
ты,— поставили его на место Ленина.
Пролетариат Союза Советов горд a
счастлив тем, что у него такие вожди,
как Сталин и многие верные после-
дователи его».

Горький пишет о безграничной люб-
ви народных масс к Сталину, о крен-
чайшей связи его с массами и о не-
нависти к нему буржуазии. «Умное,
зоркое руководство ленинекого ЦК во
главе’ с человеком, который поистине
заслужил глубочайшую любовь рабо-
че-крестьянской массы, — это руко-
водСтво Н@ ТОЛЬКО «CO скрежетом зу-
бовным» признается, но и восхищает,
& — того более — устрашает капита-
листов, Восхищение, конечно, не ме-
шает росту звериной злобы лавочни-
ков» («Литературные забавы»).

«Никогда за всю историю чёловече-
ства, никогда и нигде «единство вла-
сти и народа» не существовало в та-
ких ярко выраженных и крепких фор-
мах, в каких это единство установ-
лено у нас, в Союзе, тде каждый
честный рабочий и колхозник имеет
возможность непосредственного и тес-
ного товарищеского общения с его
вождями. И никогда в мире, ни один
из прославленных историей «вождей
народа» не говорил -= не смел, не
Mor сказать — рабочей силе; «мы учи-
ли. вас и; в свою очередь, учимся у
вас». Иосиф Сталин сказал это, и это
— огромная, небывалая. подлинно ре-
волюционная правда. Вот эта правда
и является той силой, которая создает
такие удивительные взрывы, каково
творческое движение, носящее имя
Стаханова» («История деревни»).

«Да здравствует простая, ясная
мудрость наших вождей, первых и
единственных в мире вождей, кото-
рые не пошлют, никогда не пошлют
народ свой порабощать манчжуров,
абиссинцев, китайцев, индусов!

Да здравствует Иосиф Сталин, че-
ловек огромного сердца и ума, чело-
век, которого вчера так трогательно
поблагодарила молодежь за то, что он
дал ей радостную юность!» (О ma-
раде физкультурников). ‚,

В статьях Горького мы найдем ‘вы-

сказывания о Сталине как продолжа-
теле дела Ленина, как о вожде пар-

‚тии, ведущей страну от победы к

победе. «Железная Bona Иосифа
Сталина, рулевого партии, превосход-
но справляется с уклонами от прямого
курса и весьма быстро вылечивает от
всяческих «головокружений» команду
партийного судна» («О кочке и о точ-
Ke»). ‘
«Преемник Ленина, Иосиф Сталин,
мощный вождь, чья энергия все воз-
растает, и верные ученики Ленина ус-
нешно продолжают его великую, ре-
волюционную работу» («Работнице и
крестьянке»). `

«Никто никогда не умел так вели-
колепно повышать температуру тру-

довой энергии, как это умеют делаль

партия, организованная гением Вла:
димира Ленина, и современный нам
вождь этой партии» (Доклад на с’езде
советских писателей в 1934 г,).

«Все, что создано в Союзе социали-

стических советских республик, соз-
дано в срок менее двух десятков лет,

Знамя революционной

1. a

Он принадлежал к поколению тех
людей, юность которых протекала в
тоды реакции, охватившей не только
Россию, но и вое страны Европы.
Горький родился в 1868 году, Ромэн
Роллан — в 1866 г, Мартин Андер-
сен Нексе — в 1869 г, и Анри Бар-
бюс — в 1874 г.

Когда эти люди входили в жизнь,
в России правил Победоносцев, a By-
ланже вел Францию к реваншу. Рус-
ские Разуваевы, Колупаевы, Передо-
новы и Морозовы были современни-
ками дельцов Панамы и мракобесов,
организовавших дело Дрейфуса. Как
повествует Роллан в своём «Проща-
нии с прошлым», он около 1900 года,
совместно с горсткой французской
молодежи, «носившей на себе печать
Бетховена и «Воскресения» Льва
Толстого, пошли в атаку против поли-
тики лжи и преступлений-буржуаз-
ной цивилизации». О настроениях
этой передовой молодежи повествует
и Жан-Ришар Блок в своей книге
«Судьба века» (Оезйп du Siécle).

Но взтляды этих юношей, пытав-
шихся вырваться из духоты фран-
цпузской столицы и провинций. про-
биться через толщу мелкобуржуаз-
ных предрассудков, были туманны и
расплывчаты. Они зачастую были
охвачены чувством пессимизма и от-
чаяния. Недаром в эти же годы Бар-
“бюс публикует свой первый, на-

сквозь пессимистический, сборник
стихов «Плакальщицы» («Pleureu-
868).

Название этой книги не случайно.
Эти люди скорбели об уродстве, ди-
стармоничности и преступлениях
своего времени. Они были полны ре-
шимости драться, но не знали и не
видели еще тех идеалов, которые мо-

борьбы

уверенной поступью вошел в литера-

туру новый писатель, представитель

того класса, которому история вру-
чила судьбы грядущего.

Приход Горького в литературу
сразу же приобрел мировое значе-
ние. И в России и за рубежом даже
представители реакционной критики
не могли не признать того большого
‘и нового, что внес с собою в лите-
ратуру Горький.

Передовая русская критика отме-
чала, что с приходом Горького «по-
веяло морским соленым ветром в
удушливой атмосфере русского 06-
пцества», YO «молодое поколение
90-х годов, измученное социологиче-
ским пессимизмом  народничеетва,
убогим мещанством восьмидесятни-
ков, с жадностью приникло запек-
шимися устами к бъющему обильной
струей свежему и бодрому оптимиз-
му Горького».

Буквально все передовые совре-
менные критики приводили одни и
те же образы, характеризующие  по-
явление в литературе молодого пи-
сателя. Все они говорили о том луче
солнца, той свежей струе воздуха,
которая внезапно ворвалась в душ-
ный и темный подвал. Эти же самые
образы были повторены варубежной
прессой, И в это время Горький не
только завоевывает Запад, но и Во-
сток. Он становится одним из самых
популярных писателей в Японии. Его
отдельные произведения переводятся
в Китае.

Горького приветствуют все передо-
вые представители мировой общест-
венности,

В это время В. Ленин в своей ста-
тье «Начало демонстраций» (1901
тод) говорит о Горьком как о «евро-
пейски-знаменитом писателе» *, По-
вести Горького переводятся на все
языки, и его пьесы не сходят с те-

атральных подмостков. В одном Бер-
лине пьеса «На дне> в 1903 голу была
сыграна 500 раз, — цифра совершен-
но для TOTO времени невиданная,
Горький становится популярнейшим
писателем в Италии, причем глав-
ными его читателями являются
итайьянсокие рабочие. Эти симпатии
к Горькому были вызваны ощуще-
нием той силы и веры в грядущее,
той большой человечностью, неустан-
ным исканием справедливости в ©о-
циальных отношениях, борьбой про-
тив порабощения человека, которыми
были отмечены все произведения но-
вого автора. Австрийский критик
Александр Браунер в «Ме Zeit»
(1900 г.) пишет по поводу героев
Горького: «Не они ли настоящие
люди, а мы — бывшие?». Гуго Ганц
B «Neue Freie Presse» (1901 г.) заяв-
ляет, что Горький — «писатель, ко-
торый открывает новые шахты, раз-
рабатывает новые залежи». Француз-
ский критик де-Вогюе отмечает, что
Горький поднял знамя протеста и
что этим надо об’яснить ) Огромный
интерес к нему со стороны европей-
ского читателя: «Знамя протеста —
вот символ его влияния. Разочаро-
вавшиеь в старых вождях, люди,
естественно, ищут новых. руководи-
телей».

2.

Особенно возросло внимание к
Горькому в Европе в связи с русско-
японской войной, я

Революционные бои,  прокатив-
шиеся по всей России, неразрывно

ГОРЬКИЙ... КРЕПКО СВЯЗАЛ СЕБЯ СВОИМИ ВЕЛИКИМИ
ЗВЕДЕНИЯМИ. С РАБОЧИМ: ДВИЖЕНИЕМ РОССИИ И ВСЕГО МИРА...

Ф велшвом вожде

и это всего красноречивее говорит о
даровитости народов Союза, о их тру-
довом тероизме, ‘о том, что в нашей
стране труд становится искусством, о

“TOM, что пролетариат Советских со-

циалистических республик, руководи-
мый учением и партией Ленина и не-
иссякаемой, все растущей энергией
Иосифа Сталина, создает новую куль
туру, новую историю трудового че-
ловечества» («О культурах»).

В статье «Две пятилетки», го-
воря об успехах социалистического
строительства, Горький замечает;
«Это ‘почти чудо, Но — чудес He бы-
вает, и это — естественный резуль-
тат работы людей, которые... смело
принялись за работу, реализацию
указаний истории. Это + люди вы-
сочайшего напряжения творческой
энергии, ученики, соратники и друзья
Ленина. Они во тлаве с Иосифом. Ста-
линым, человеком могучей организа-
торской‘силы, дружески воспитывают
‘в бывшей «варварской» и «нищей»
стране. нового, культурного хозяина-
социалиста»,

Приведем здесь еще несколько мыс-
лей Горького о великом вожде.

«Наше оружие не только в руках
бойцов умной, отличной Красной ар-
мии, оно в мудром, спасительном для
всего мира учении Ленина — Стали-
на...» («Знать прошлое — необходи-
М0»). О

..«человек... ныне становится вла-
дыкой всего сущего. Так, мне кажет-
ся, надо понимать исторический ah
цесс, предуказанный Марксом и Эн-
тельсом, освещенный и углубленный
Лениным и все более углубляемый и.
расширяемый неутомимой работой
Сталина, вожля партии, воспитывяю-
щей вождей пролетариата» («Литера-
турные забавы»).

В одном из писем в редакцию «Кол-
хозника», говоря о развитии познава-
тельных способностей людей ради
победы над, всеми силами природы,
Горький пишет: «Впервые в мире
цель эта поставлена Лениным, Ста-
линым, большевиками»,

Горький в своих работах неодно-
кратно цитирует т. Сталина,

В статье «Рабочим Магнитостроя»,
1931 г, Горький пишет: «Я напомню
то, что сказал т. Сталин в одной из
своих речей, которые он всегда строит
на проверенных фактах, на фактах

Мысли М. Горькою

Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех
чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуще-

ству будущего.

(Предисловие к каталогу издательства ‘«Всемирная
литература», 1919).

*

Цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, под-
нять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться
с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их
душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтобы люди стали

‚ благородно-сильными.

турной революции,

следует понять это.

К этому времени Горький уже’
встретился се Лениным.

Ленин становится наставником и
руководителем художника  револю-
ЦИИ.

Не случайно 06 этой звнаменатель-
ной встрече вспоминал Алексей Мак-
симович на смертном одре.

Лечившему его проф. А. Сперан-
скому он как-то ночью рассказывал:
«Я 0б этом еще не писал, да, ка-
жется, и не говорил, Увиделись мы
в Петербурге, не помню где. Он ма-
ленький, лысый, с лукавым взгля-
дом, а я большой, нелепый, с лицом
и ухватками мордвина. Сначала как-
то все не шло у нас. А потом по-
смотрели мы друг на друга повнима-
тельней, рассмеялись и сразу обоим
стало легко говорить?.

Да, они были родные, и дружбой
с Лениным, так же как в последую-
щем дружбой со Сталиным, отмечена
революционно-писательская деятель-
ность Горького. И недаром Ленин,
когда буржуазные газеты Франции,
Германии и России подняли травлю
Горького, выступил в защиту това-
рища Горького, который «елишком
крепко связал себя`своими великими
художественными произведениями с
рабочим движением России и всего
мира, чтобы ответить им иначе, как
презрением» (Ленин). Эта травля бы-
ла вызвана тем, что именно ко време-
ни классовых боев первой революции
относится ряд блестящих политиче-
ских памфлетов Горького против ка-
питалистов, против буржуазной де-
мократии самых «передовых» респуб-
ликанских капиталистических стран:
Франции и Америки. («Город желтого
дьявола», «Прекрасная Франция»
H Op.).

Примкнувший к большевикам в
годы первой революции, Горький вы-
ступает в своих памфлетах как ме-
ждународный пролетарский револю-
ционер,

Участник Лондонского с’езда пар-
тии большевиков, постоянный ©0-
трудник ее изданий эпохи первой ре-
волюции, Горький разделяет ту же

_щему.

*
Пятилетка строит не только ‘тигантские фабрики, но. и создает лю-
дей колоссальной энергии... Литераторам и критикам не следует за-

бывать, что’ они живут перед лицом и в окружении таких людей, что
тысячи их идут в литературу и прессу, как на боевые участки куль-

*

Когда-то, в древности, устное хуложественное творчество трудящих-
ся служило единственным организатором
идей в образах и возбудителем трудовой энергии

‚то этот день был днем его великой

ности в пользу освобождения pyccko-

33 (669)
“а

}
. ?

ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ
(Ленин)

творчества многомиллионного коллек-
THBA рядовых, «чернорабочих», строи-
телей социализма. Он сказал: «У нас
есть все, об’ективные условия для по-
беды, дело за нашей волей, за нашим
разумом».

о Слова Сталина приводятся Горь-
ким также в заключительной fon на
б’езде писателей, в статье «История
деревни» и в ряде писем.

В заключительной речи на с’езде
писателей в. 1934 г. Алексей Макси-
мович отмечает заботу тов. Сталина
о повышении качества литературы.

Последние дни борца за коммунизм
и беззаветного друга трудящихся.
Максима Горького совпали с днями,
когда страна обсуждала Сталинскую
Конституцию. Проф. А. Д. Сперан-
ский, лечивигий Горькото, в беседе ©
сотрудником «Правды» сообщил сле-
дующее:

«С материалами и лроектом новой
Конституции он ознакомился еще в
первые дни болезни и теперь востор-
женно говорил о них... -

Горячо, с огромным чувством тово-
рил о товарище Сталине, о его мио-
сии, трудах и борьбе, о силе, с кото-

рой ставит и решает он великие
вопросы подлинной культуры челове-

чества»  («Правда» of 20 июня
1986 Г.), ь
Друтой врач, проф. М. П. Конча- ‹

ловский, рассказывает о посещении
больного членами Политбюро.

«Алексей Максимович чрезвычайно
оживился, Приезд ‘великого вождя
народов Советского Союза — товари-
ща Сталина’ и его ближайших сорат=
ников вдохнул в больного новые си-
лы и новую‘энергию. Ему стало зна-
чительно. лучше». (Там же). _

Нами приведены далеко не вов
мысли великого писателя о  великом
вожде. В огромном литературном на-
следстве (как опубликованном, так и
неизданном) Максима Горького имеет-
ся еще немало его высказываний о то-
варище Сталине. Все они говорят о
восхищении Алексея Максимовича
деятельностью тениального вождя, о
безграничной любви великого народ-
ното писателя к человеку, который
ведет народы мира к светлому буду-

- Автограф письма В. И. Ленина к М. en (февраль—март 19191
: Париж).

оао
ПВареппармишипааопат090
A\conenn, [6mppn Mn nnd

Ровно год назад, в день смерти   1901—1902 годах. Жалко мне сн
А. М. Горького, 18 июня 1936 года мне   было. Бывало, скажу Ладыжнико),
довелось быть в г. Горьком у Анны   который в Нижием жил, с Петру
Кирилловны Заломовой — матери работал: «Ничего у вас не выйди,
Петра Заломова, одного из организа-   сына жжандармы арестуют, дазайт {
торов Сормовской рабочей‘ демон-   поеду вместо него». Возьму ведро, п
страции в начале 900-х годов. ложу несколько тысяч листу

Повесть «Мать» она читала сама   внизу листовки накладаны, 8 све]
и читала не раз. кислая капуста. Сажусь на п

Говорит скромно, что образ мате-   а мне и говорят: «Куда прешь сш
ри в повести не с нее списан — «та- пустой?». Я и говорю: «Подарки №
ких матерей много тогда было, а вот ‚ в Сормове такой капусты ие
enna действительно списали». О сы-  Знамена дяже, которые 1 мая вы:
не она говорит с любовью и гордо-   во втором (1902) году возила в (4).
стью: «его все знали», мово из Нижнего. Мне сказали, ти

Но предоставляем слово самой   нужно отвезти знамена, я и пришиа
Анне Кирилловне. к нему, Ладыжникову-то. Он Мио ди
  ) знамена, а сам от меня отошел, 0%
пула я знамена вокруг себя, дани»
ворю: «До свиданья, Иван Павлов, >
А он и говорит: «А вы знамен №.
были». А я кофту отвернула да.
мена и показала — «вот они зд»
Ну, он и похвалил меня.

На демонстрации сын мой Петр
знамя, да еще другие люди зна
несли; Когда скомандовали 60л1ла
стрелять в них, сынок шел 00:
‚ менем, солдаты прикладом вый
знамя из рук и били его приклада ®
до бессознания,

На следующий день соседки ут
говорят: «Ты, говорят, слышала, п
разбойника с флагом взяли на пт
ки, из него кишки так и Выпил
А. я не вытерпела, да им и зи
«Это не разбойник, это мой OHH, &
было этого». Тут все они от меляи
разбежались,

Потом Горький we pana Term i  :
приятельски встречал, говорил; «в.
пги, пиши для молодежи»,

А повесть Горького — правильны
изображает, как должны постутт
матери, которые за дело детей стол
Она правильно изображает жизть
бочего класса, тогда мало кто пе.
ресовался этой жизнью.

Жалею, очень жалею, что пом
Горький. Жалко, очень жалко таги
человека, добродушный, отзыв
вый был.

Записано Н. КОМОВСКОЙ,

{18 июня 1936 года).

— Алексея Максимовича я видела
бдин раз, когда он еще сиротой был,
годов пяти. После смерти отца он с
матерью приходил к нам, в Нижнем
на улице Жуковской, что около Сен-
ной. Алексея Максимовича я знала
со стороны его матери, она. постарше
меня была. Каширин, дед Горького,
был плотником, а летом ходил в бур-
лаки. Каширин был крестным отцом
моей матери, а моя мать была Kpe-
стная матери Горького, Варвары Ва-
сильевны.

15-ти лет сыв мой Петр стал зани-
маться политикой. Когда ему стало
18 лет, поступил в кружок Невзоро-
вой. Там Горький и познакомился ©
НИМ.

25-ти лет Петра арестовали, & в сле-
дующем году его сослали. Горький
помогал средствами ему и всем тем,
кто был сослан. Петру он посылал
по 15 рублей в месяц в ссылку и
обед ему давали от Горького, когда
Петр сидел под арестом в Нижнем.

Слыхала я, но сама не помню, что
Горький елку делал для бедных де-
тей. Учащиеся ходили, помогали
Горькому в бедных кварталах детей
собирать, списывали, сколько детей
и какие, Тогда Горький еще жил на
Канатной улице.

В девятом (1909) году я ездила в
Иваново-Вознесенск с прокламацией.
И из Нижнего в Сормово ездила в

$
E

(«Читатель» 1898).

(«О литературе ‘и прочем», 1931).

Я

их опыта, воплощением

коллектива. Нам

(Доклад на 1 всесоюзном с’езде
‘советских писателей, 1934).

телей мировой интеллигенции. Он
обращается со специальными пись-
мами к Ромэн Роллану и Бернарду
Шоу, он использует все возможности

тором желает видеть «собрата по
оружию». Он пишет, что когда уз-
нал, что во Франции образовалось
«Общество друзей русского народаз,

HITH лучшие представители мпротой
интеллитенции,  Разоблачая буржу  &
азный гуманизм, Горький расвры’
вает его подлинный смысл,
В эти дни Горький пишет: «Иа
нужды доказывать лживость и лиц   :
мерие буржуазного «гуманизм» 1
наши дни, когда буржуазия, орга!
зуя фашизм, сама вышвыривает свой  3
гуманизм, как изпошенную маску,  3
торая уже не прикрывает морду хи $
ного зверя, вышвыривает потому, 9

поняла гуманизм как одну из пр
чин своего раздвоения и рниения»

Эта принципиальность, прямоть
эта сила и мужественноств Горько
и привлекли к нему общую 100%
трудящихся всех стран, недаром
лучшие люди современности вост
няли смерть Горького как непопри
вимую потерю.

легальной прессы для того, чтобы
рассказать массовому читателю прав-

ду о хищнической войне, затеянной
империалистами.

радости. Он просит Анатоля Франса
напрячь все усилия для деятель-

го народа от власти Романовых и их
темной компании,

В эти же дни он помещает в га-
зете «ТЬе МаНоп» обращение к анг-
лийскому обществу, в котором аги-
тирует против займа русскому пра-
вительству и рассказывает правду о
борьбе русского народа с самодержа-
вием, Он публикует открытое письмо
Жан-Ришару, Юлю арти, Рене
Вивиани и другим журналистам
Франции. Он пишет специальное воз-
звание к французским рабочим и об-
ращается с приветом к демократиче-
ской Италии и итальянскому проле-
тариату. Он принимает участие в
организации международного коми-
тета для помощи русским безработ-
ным рабочим и пишет воззвание ко
всем рабочим Европы.

Это. воззвание, подписанное Горь-
ким, было напечатано в бюллетене
«Международного социалистического
бюро» и в социалистических газетах
почти ‚всех стран в июле—автусте
1906 г. Опубликованная вскоре его
историческая повесть «Мать» имела
отромное вначение для ознакомления
читателей всего мира с подлинным
значением и подлинным смыслом. ре-
волюционных боев, охвативших Рос-
сию,

Горький оказывается на голову
выше современных ему писателей.
Ромэн Роллан в своем «Привете
Горькому», написанном ко дню 40-
летия литературно-боевой  деятель-
ности писателя революции, говорит:
«Горький составляет одно целое с со-
вестью пролетариата. Он — интел-
лектуальное ‘его увенчание, Горький
и пролетариат неотделимы друг от
друга. Я не так счастлив: в течение
30 лет мне пришлось тщетно искать
свой народ, чтобы пустить в него
корни... Я ждал его, призывал с са- \
мого детства. Почва кругом меня Ромэн. Роллан, узнав © сми
была истощена, иссушена. Но я про-   ввоего друга и собрата, писал: «Я =
тянул свои корни и достиг под поч-   лишь один из миллнонов, для ко
вой Европы плодородных пластов рых смерть Горького—величайшая п
русского народа, необ’ятной жиа-   теря человечества со времени смерм ¢
i пробужденной в глубинах СССР.   Ленина, Горький был первым, вы
р подземной работы мои   чайшим из-мировых художников сл
И. oe beret с корнями. Горь-   ва, расчищавшим путь для пролер
и, ратски сплелись с ни-   ской революции, отдавшим ей #0

. свои силы, престиж своей славы 1

Корни Горького в годы Великой   богатый жизненный опыт человиа 3
пролетарской революции сплелись  © Детских лет вкусившего ту нищие
с корнями всех честных людей всех  И унижение, которые составляю!
стран и народов. К его голосу прислу-   Удел порабощенного пролетариа”
шиваютоя передовые литераторы За-  Подобно Данте, Горький вышел №
пада и Востока. Он оказывает огром-   ада. Но он ушел оттуда не одит. 0
ное решающее влияние на многих   УВел с собою, он спас своих 108
крупнейших художников слова не РИщей по страданиям».
только нашей страны, но далеко за ее КР pred
пределами. был прав Ленин в   л омэн Роллану присоединя
своем глубоком и п ндре Виоллие, Люк Дюртен, АНД

розорливом опре- Касс)
делении: «Горький громадный ху- Retr ap, eee HABER “aba tte
дожественный талант, который при- и др. Жан-Ришар Блок в эти 1
нес и принесет много пользы всемир- О
ному пролетарскому движению» оролетариату, революции —— МАТ
р образу возрождающегося человече т” р

3 ва, который он носил в себе», т
4 -

Коммунистка, героическая Долор®
В последующие тоды Горький

—

ыы

В неразрывной связи Горького св
большевизмом была его сила. Если
многие. из значительных писатвлей
Европы не выдержали испытаний
мировой войны и примкнули, к шо-
винистам или стали на отвлеченные
пацифистские позиции, то другое мы
видим у Горького,

В эти дни оргий империалистиче-
ского шовинизма; в дни, когда в ла-
герь буржуазии открыто перешли во-

—-

связываются у европейского читателя   судьбу, что и рядовые и руководя-
с именами Ленина и Горького. И не-   щие члены партии. Он в эти тоды
даром в это время мы видим рост   развертывает огромную пропаганди-
переводов произведений Горького иё   стскую деятельность. Горький. обра-
всё европейские языки, Здесь закон-   щается к французскому правитель-
ное стремление со стороны зарубеж:   ству и к французскому общественно-
ного читателя познать русскую рево-   му мнению с призывом не давать де-
люцию через художественные произ-   нег царизму. Он в эти годы связы-
ведения писателя, который сам при-   вается с передовыми предотавителя-
надлежал к тем, кто поднял знамя   ми европейского общества. Он пишет

жди Н Интернационала, когда мень-
щевистское ликвидаторство в Рос-
сии превратилось в социал-шови-
низм, Горький остался на стороне
борцов против войны и породившего
ее капитализма. И в эти дни нацно-
нальной разобщенности народов, раз-
деленных траншеями и колючей про-
волокой, Горький начинает сплачи-
вать вокруг организованного им жур-

Ибаррури (Пасионария) сказала п
своими Горького, что «он был одним из и
литературными трудами
и
выступлениями мобилизует писате-

лей и читателей всех стран на борьбу
с фашизмом. Он учит писателей ре-
волюционной принципиальности и
разоблачает происки врагов социали-
стической родины.

Горький становится подлинной со-

oe всего передового человечест-

гли осветить их жажду подвига. И!
в эти же тоды в России твердой и

* Ленин, собр. соч., т. Г\, стр. 345,

борьбы.

обращение к Анатолю Франсу, в ко-

его голосу прислушиваются

нала «Летопись» лучших предотави-   миллионы. По его пути начинают

ших, человеком нашей партии».

Память этого человека свято Л
не только литераторы Европы, #0
бесстрашные бойцы Испании, и №
роические деятели антифалистско
движения в Германии и Италии.

Имя Горького стало, ие только в1* 4
менем революционной  аитермурч
всех стран, но и знаменем пролета}
ской революционной борьбы.