14 апреля

1945 г., суббота. № 88. (1963)

2   КРАСНЫЙ ФЛОТ

МОСКВА, КРЕМЛЬ

От участников Первого с‘езда трудовых крестьян Литовской ССР

_ Маршалу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ.

Дорогой товарищ Сталин!

Собравшиеь на первый наш с’езд в
нашей древлей столице Вильнюсе, мы,
трулевые -крестьяне Советской Литвы,
посылаем Вам, нашему любимому вож-
тю, учителю и освободителю, наш пла-
менный привет и желаем Вам здорозья и
долгих лет жизни на благо Советокой
Родины.

Многие века томился и бедетвевах
трудовой крестьянин Литвы. го терза-
ли немецкие псы-рыцари, угнетали кре-
востниви, царские сатрапы и сметонов-
ские помещики. г

В 1918 году литовский народ 6 по-
мощью пролетариата России создал ра-
боче-крестьянскую республику Совет-
скую Литву. Но литовская буржуазия..
помещики и кулаки е помощью  кэйзе-
ровеких захватчиков задушили совет-
скую власть в Литве и создали буржуаз-
пую республику, в которой с 1326 года
утвердился реакционно-фалнистский строй.

Поправ все лозунги свободы и демо-
кратин, реакционная власть ЧФТитвы ли-
шила народ всех прав. В целях обмана
трудящихся крестьян буржуазная, власть
провела земельную реформу, однако
‘ссуществила ее так, чтобы она пошла
На пользу только помещикам и кулакам.

Когда наступил экономический кри-
BHC и цены на сельскохозяйственные
продукты пали, бедняцкие и середняц-
кие крестьяне увязли в долгах. Из  ме-
calla в месяц все больше разорялось
крестьянство, его хозяйства  продава-
лись с торгов. За время существования
буржуазной Литвы с торгов было прода-
но около 25.000 крестьянских хозяйств.

Кто владел землей в фашиетекой Лит-
ве, видно из следующих цифр. Согласно
статистическим данным, в конце 1939
тала крестьянских хозяйств размером от
32 до 10 ra земли насчитывалось
140.598. т. е. 49,05 процента. или около
половины всех хозяйств. Этим неболь-
шим крестьянским хозяйствам принад-
лежало 700.586 га земли, или 16,8 про-
цента всей земли. В то же время 27.427
крупным хозяйствам,  насчитывающим

_ по 30 га и больше (9,32 процента, всех
хозяйств), принадлежало 2.185.242 га
земли. Значит, половина хозяйетв Тит-
вы имела в три раза меньше земли, чем
сдна десятая часть крупных хозяйств.

Поэтому разочарованные трудящиеся
Литвы десятками тысяч оставляли свою
родину и уезжали на заработки в чужие
страны: в Южную Америку и другие
дальние края.

Не раз трудовые крестьяне Литвы
восставали в старину против чужезем-
ных захватчиков и своих господ. Еще в
ХШ веке произошло  восетание литов-
ского племени пруссов под руководетвом
Теркуса Мантаса. Оно продолжалось
лет. Восставшие  пруссы истребили
РТоргнувшихся ‘на их землю немецких
грестоносцев и осадили Кенигеберг. Од-
нако литовские воины не смогли устоять
против собранных со всех концов Евро-
пы сил крестоносцев и были зверски по-
давлены. Мотя за это восстание, немцы
уничтожили весь прусский народ. Не
раз против немецких крестоносцев и
своих господ восставали  жемайтийцы
как и в самой Жемайтии, таки в Во-
сточной Прусеии.

Не раз фабочие и крестьяне Титвы
пытались свергнуть также muro фави-
стекого господотва, HO эти попытки
зверски подавяли полиния и войска.
Фашистекая власть Титвы не жалела,
для помещиков миллионов, чтобы под-
нять еще выше их благоссотояние, &
лля крестьян она не жалела пуль и на-
таек, когла они пытались бороться 3a
свои права, за землю. и свободу.

Труловые крестьяне Литвы вое боль-
ше убеждались в том, что они ничего не
добьются до тех пор, пока будет гоенод-
ствоваль плутократический фашистекай
строй, пока власть не нерейлет в руки
самих рабочих и крестьян. Ноэтому ©
такой огромной радостью трудящиеся
Литвы встретили события июня и июля
1940 года, когда был сметен фашизм и
всенародно избранный Народный Сейм
об’явил Литву Советской Социалиетиче-
ской Республикой, входящей в семью

братских республик  Советекого Союза.
Только Народный Сейм полностью осу-
ществил чаяния трудовых крестьян Лит-

вы 0 том, чтобы землей владели лишть те,-

которые ee обрабатыватот. Народный
(Сейм в деклатации о земле об’явил, что

вся земля Литвы с ее недрами, вое леса.

и воды принадлежат народу, т. е. перс-
ходят в государственную собственность.
Земля перестала быть предметом спеку-
тяции.

Правительство Советской Литвы  на-
делило землей трудовых крестьян в и6-
включительно короткие
сколько месяцев. Мощь помещиков и ку-
лаков была полностью. подорвана, & свы-
ше 75.000 трудовых крестьян наделены
землей. Советекая власть освободила
трудовых крестьян от целого ряда нало-
rep и штрафов. Врестьянам, получивлим
землю. был выделен кредит в 20 миллио-
нов лит на строительство и приобрете-
ние племенного скота и  сельскохозяи-
етвенных машин. (коло 20.000 трудо-
вых крестьян были обеспечены поровал
ми. Для сельского хозяйства Литвы
было получено из братских республик

560 тракторов, 50 тысяч тонн  концен-.
: трированных кормов, 80 тысяч тонч ми-

неральных удобрений. Трудовые кресть-
яне повседневно и на каждом шагу мог-
ди убедиться в TOM, что
власть—9т0 своя настоящая власть
трудящихея, что советский отрой 0бе-
спечивает трудовым крестьянам путь Е
благосостоянию, к светлой жизни.

Столетиями  тонимый, столетиями
жаждущий земли, литовский трудовой
крестьянин Начал радостно пахать и
сеять на своей свободной земле. В од-
ной из наших народных песен говорится
в белном крестьянине:,

«Жемайтис вотает на работу чуть свет

И не расстается © трудом, .

Сначала напоит гнедого коня,

А солнце разбудит потом».

Так он работал, обрабатывал чужую
землю, идя-на барщину во времена кре-

постного права или обрабатывая землю”.
‘yep в 1999 году. Героическая Красная

кулака. В свободной Советской Фитве
трудовой крестьянин готов был еще
раньше вотавать и еще больше работать,
woo OH знал. что работает для себя, для
своей семьи, для своей Родины трудя-
щихся, что не сидит у него на горбу ни
хозяин, ни управляющий.

Олнахо порожденная немецким  фа-
шизмом война, развязавшая все темные
силы реакции, временно нарупила cBo-
бодную жизнь Советской Литвы и еще
раз принесла литовекому трудовому кре-
втьянину тяжелые испытания. Как хищ-
ные звери, набросились немецкие окку-
панты на литовских креетьян, разоряя
и уничтожая их добро. Явились немец-
кие колонисты, которым оккупанты от-
дали землю трудовых крестьян. Снова
подняли голову все враги трудовых
крестьян—литовеко-немецкие национали-
CTH, помещики и кулаки. Вместе с нем-
цами они отбирали у трудовых крестьян
все, чего трудовые крестьяне добились
при советекой власти. У трудовых Kpe-
етьян были отобраны земля, скот, Toce-
вы, постройки, а сами они снова превра-
шены в бесправных крепостных. Девят-
ви тысяч трудовых крестьян были рас-
стреляны и замучены немцами и их по-
собниками, десятки тысяч  мучилиеь в
тюрьмах и концентрационных  тагерях.
Многие тысячи трудовых крестьян были
оккупантами угнаны в Германию на ка-
торжные работы.

В этом подлом деле немецким захвал-
чикам оказывали полную поддержку пре-
зренные предатели литовекого народа—
литовеко-немецкие националисты воех
мастей, которые помогали гиглеровеким
оккунантам грабить и уничтожать и-
товекий народ. Однако трудовые кре-
отьяне не покорились немцам — своим
извечным врагам, не поддались обману
титовско-немецких националистов. Они
бойкотировали все об’явленные врагом
мобилизации, всячески противилиеь ок-
купантам, поддерживали советеких Wap-
тизан и сами вотупали в партизанекие
отряды, где с оружием в руках боролись
против оккупантов. Советекая Литва

сроки — в He-.

советская‘

‚названия тавих

всегда жила в сердцах наших трудовых
крестьян, и никогда они не теряли на-
дежды на освобождение от немециого
тнета. Они знали, что их поддерживают
ве братские народы Советокого Союза,
во главе е великим русским народом,
что. им окажет помощь героическая
Красная Армия, в рядах которой борют-
ся и сыны, трудовых крестьян Литвы,
что о HMX ни на минуту не забывает
великий вождь и защитник трудящихся
товарищ Сталин.

° Разгром  немецво-фажиетеких
дитеких армий под Москвой, под
линградом, на Дону, на Днепре,

бан-
Ста-
под

нелалек день полного освобождения
Литвы от немецкой оккупации. (Мы
тордимел тем, что и сыны  литовового
народа бок о бок с. воинами других co-
ветских народов героически боролись, за
освобождение  советових земель, что
тысячи воинов литовского соединения
Красной Армии награждены орденами и
медалями Советского Сотоза, что из их
среды вышли Герой Советекого Союза—
красноармеец Яценявичюс и лейтенант
Бернотенае. Славные страницы в ието-
рии борьбы литовекого народа вписали
советокие партизаны, которые взорвали
сотни немецких воинских эшелонов И
‘уничтожили тысячи солдат и офицеров
противника. итовокий народ будет
вечно помнить 0 славной партиванке,
Tepoe Советского Союза— Марии Мель-
никайте, о партизанах Владасе Варона-
се, © депутатах, выбранных нашим Ha-
родом Мескупае, Домае Ponwe, Tamy-
лявичюс,  Паунконие, погибших в
борьбе за дело трудящихея, о тысяче
других партизан, боровшихся за  сво-
боду Советовой Литвы:

В результате знаменательных I
руководимой Вами славной Красной
Армии, мы сегодня видим свободной
всю нашу Советскую Литву со столицей
Вильнюс и древним портом Клайпеда,
которую. гизлеровцы. захватили у литов-

побед

Армия изгнала немецких захватчиков и

`из Восточной Пруссии; которая © дрез-

них веков была литовекой землей. 00
этом красноречиво говорят  литовекие
: городов Восточной
Пруесии, как Тильже (Тильзит). Ниль-
кальнис (Пвалкаллен), Скайсгирие
(Скайсгиррен), Иерутие (Инетербург),
Тумбине (Гумбиннен), Велува (Велау),
Лабгула (Лабъяу) и др.

Любимый наш вождь и учитель това-

рищ Сталин!
Примите от нас, трудовых крестьян,
сердечную благодарность за освобож-

дение нашей дорогой, родной Советской
Титвы, за разгром извечных врагов
налнего народа — немецких захватчиков,
Мы выражаем нашу бесконечную  пре-
данность советокому строю.

Сегодня мы 60 всей полнотой можем
оценить те полные энтузиазма слова,
которые еще в 1940 году сказала напга,
поэтесса Саломея Нерис:

Вещает Сталинское имя у
Подобно грому— смерть вфагам.

Навеки близкими, родными ты

Красноармейцы стали нам.
Нас греет Сталинское пламя,
Открыл дорогу в солнцу он.
Земля с цветущими полями
Клалет ему земной поклон.

- 0 нем везде легенды снова,

Творит народная молва,
И славит Сталина родного
Освобожденная Литва,

В Вашем лице мы привететвуем муд-
рую ЁВоммунистическую Партию. под
знаменем тоторой трудящиеся “завоева-
ли победу, мы  привететвуем славную
Врасную Армию; привететвуем вое брал-
ские народы Советского Союза во главе

‚в великим русским народом.

В освобожденной Советской Литве
трудовые крестьяне снова заняли наето-
ящее свое место, мы снова стали хозяева-
ми своей земля. Уже свыше 60 тысяч
трудовых крестьян вновь получили

Ленинградом свидетельствовал о том, что.

oe весеннего сева.

“Merrie

землю, которая была у них отобрана
оккупантами; трудовые крестьяне вновь
получили также скот, инвентарь, посев-
ной материал. Советская власть предо-
ставила получившим землю новоселам
кредит в 15 миллионов рублей на обза-
ведение сельскохозяйсотвенными построй-
ками, на приобретение скота и инвен-
Taps.

Советская власть заботится 0 развитии
сельского хозяйства Советокой Литвы.
С этой целью уже восстановлены 42
МТС, 200 МЕПП, приступила к работе
сельскохозяйственная Академия, учеб-
ные корпуса и лаборалории которой
были взорваны немецкими варварами.
Нашим детям обветекая власть открыла
широкий путь к начальному, среднему и
высшему образованию, ‘расширив сеть
школ. На заботу партии и правитель-
ства наш долг и обязанность ответить
ешё’ более ускоренным восстановлением
сельского хозяйства, усилением помощи
фронту. Только так мы можем выразить
нашу благодарность за свое освобожде-
ние. Трудовые крестьяне работают

не
мокладая рук, чтобы приблизить час
окончательного разгрома врага. Они

участвовали в’ восстановлении железных
и шоссейных дорог, мостов, в ‘строи-
тельстве аэродромов и других военных
об’ектов. Государственные поставки за
1944 год выполнены и значительно пе-
ревынолнены. В трудных условиях
военного времени крестьяне Советокой
Иитвы перевыполнили план сева ози-
мых.

Силами трудовых крестьян произведе-
на заготовка лесоматериалов на нужды
угольных шахт Донбасса.

Трудящиеся ° крестьяне Советской
Читвы широко участвовали в еборе
средств на постройку танковой колонны
«Жальгирис» и эскадрильи самолетов
«Советская Литва», в подписке Ha го-
сударственный заем и реализации де-
нежно-вещевой лотереи,

Собравшиеь на первый с’езд, трудовые,
престьяне Советской Литвы

Мы заверяем Вас, дорогой товарищ
Сталин, что напряжем вое свои силы для
того, чтобы образцово, по-военному,
провести весенний сев, чтобы выполнить
и перевыполнить государственный план
сельскохозяйственных работ и эбеспе-
чить получение высокого урожая.

Мы будем делать всё для того, чтобы
собрать богатый урожай технических
культур и обеспечить сырьём нашу про-
мышленндсть, которую разрушили  не-
мецкие варвары и тоторую литовский
парод восстанавливает ¢ помощью брат-
ских советских республик.

Мы не пожалеем сил для того, чтобы
восстановить и развивать в нашей рое-
публике животноводство, которому не-
захвалчики ‘нанесли
нейший ущерб.

Мы еще активнее включимся во осу-
ществление закона о земле, обеспечим
ещё более широкую поддержку органам
советекой власти, в деле наделения зем-
18й  безземельных и малоземельных

‘крестьян в тем, чтобы в кратчайший рок

заверитить проведение в жизнь закона о
ликвидации последствий немецкой ‚ ок-
купации в сельском хозяйстве.

Сталин, что ещё  решительнее будем
вести борьбу против презренных вырод-
вов и предателей налнего нафола-—литов-
ско-немецких националистов. Мы выр-

вем @е корнем этих подлых немецких
наецников.

0т имени всех трудовых (крестьян
нашей республики мы заверяем “Bac,

товарищ Сталин. что трудовые креетья-
не Литвы ФХостойно выполнят свой дол
перед Родиной, чтобы быстрее восста-
новить нашу Советскую Титву, чтобы
оказать ещё большую поддержку Крас-
ной Армии, выполняющей Ван истори-
ческий  приказ— добить  фалнистекого
зверя и водрузить знамя победы над
Берлином,

Бдиногласно принято Первым с’ездом трудовых крестьян Литовской

=

ССР на заседании 29 марта 1945 г. ,

ПРИЕМ МАРШАЛА И. БРОЗ-ТИТО ВО ВСЕСЛАВЯНСКОМ КОМИТЕТЕ

Вчера, 13 апреля, во Вееславанском
Комитете состоялась встреча славянской
общественности с Председателем Совета
Министров Югославии Маритатом
И. Броз-Тито. На вотрече присутствовали
виднейшие представители советекой  на-
уки, искусства и литературы, генералы и’
офицеры Красной Армии, общественные
деятели народов СССР и всех славянских
государств. Среди присутствующих заме-
стители. Народного Комиссара Иноетран-
ных Лел ОССР С. А. Лозовский и С. И.
Кавтаралзе. заведующий 4-м европейским
отделом HRW CCCP А. А. Лаврищев,
Г. М. Димитров. Г. Ф. Алекезндров, чрез-
вычайный и полномочный Посол Поль-
ской республики в СССР 3. Модзелев-
ский, представитель Болгарии Д. Миха-
лчев, начальник Чехословацкой Boen-
ной Миссии в СССР ген. Г. Пика, Герой

Советского Союза — генерал-полковник
Н. Е Чибисов, В. С. Гризодубова, юго-
славокий Миниетр mo делам Черногории
М. Джилае, Глава Военной Миссии Юго-
славии в СОСР генерал-лейтенант Р. Нри-
mopar, академики Б. Д. Греков, А. В.
Шусев, А. Р. а народные артисты
ОСТ И. М. Москвин. В. В. Барсова, пи-
салели Н. Тихонов, В. Симонов, Л. Лео-
нов и др.

Присутетвующие почтили  вотаванием
память покойного Президента США
Франклина Делано Рузвельта.

Во вступительной речи Председатель
Всеславянского Комитета генерал-лейте-
Haut А. С. Гундоров подчеркнул роль
Красной Армии, спхотившей на борьбу
с фаптизмом вов славянокие народы. Тов.
Тундоров приветствовал от имени всего

славянства тероические нарохы / Югосла-
вии в лице Маршала И. Броз-Тито.

Председатель Совета Министров Юго-
славии Маршал И. Броз-Тито выступил
с речью, посвященной боевому единетву
славян. С исключительным  под’емем
встретили присутотвующие слова Марша-
ла о великой дружбе, навечно еплотив-
шей славянские народы, и о великой
миссии Красной Армии, которая вместе
© армиями свободолюбивых етран 06в0-
бождает народы Европы от гитлеровекой
тарании,

И. Броз-Тито выразил глубокую бла-
годарность Воеславянскому Комитету,
способствовавшему духовному ^ сплоче-
нию славянства.

Приветствуя Маршала И. Броз-Тито,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Польской республики г-н Модзелевекий,

Третий Украинский фронт, В Вене. Н.

а 2

а снимках 1. Советские войска направляются к центру города. а

Площадь

Шварценбергилац,
ото Л. Леонидова и ®,.

глава Военной Мисени Чехословацкой
республики ген. Пика и представитель
Болгарии т-н Михалчев заявили, что на-
редная освободительная борьба в Юго-
славии была примером для всех славян-
ских стран, оказавшихся под пятой гит-
леризма,

С. А. Лозовский, Г. М. . Димитров,
С. Блатоева, В. В. Мочалов, Н. Е. Чибя-
сов, Н. С. Тихонов в своих речах выра-
зили глубокое восхищение героизмом и
самоотверженностью, проявленными на-.
pe Югославии под руководством
Маршала И. Броз-Тито, вписавшими за-
мечательные страницы в историю борь-
бы всего свободолюбивого человечества
против германокюой агрессии,

Вотреча пролила в исключительно дру-
жеской, теплой обстановке.

(ТАСС).

Халдея _

i будили   ода Годонин на северо-восток.

громад-^

(ТАСС). Снимки — доста®лены летчиками гвардии старшим лейтенантом

2s 45

}

Т СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО.

-- Оперативная сводка за 13 апреля

` Войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта, продолжая наступление, 13 апреля овла-

дели на территории Чехословакии городом гелонин —
немцев на западном
ТВАРОЖНА ЛГОТА, ПЕТРОВ, СУДОМЕРЖИ-

сильным опорным пуннтом обороны
а также заняли населенные пункты

важным узлем дорог и
берегу реки МОРАВЫ,

‚ Северо-восточнее и севернее
ЦЕ, РОГАТЕЦ, ТВРДОНИЦЕ, НКОСТИЦЕ, ЛАНЖГОТ

ВЕНЫ! войска Фронта © боями. заняли на территории Австрии населенные пункты
Е НИДЕР-АБСДОРФ, НИЛЕР-ЗУЛЬЦ, ГРОС ШВАЙНБАРТ, ВОЛЬ-

НЕРСДОРФ, МЮНИКШТАЛЬ,

ГРОС ЭБЕРСДОРФ

и Железнодорожные станции

МАРТИНСДОРФ, ГРОС ЭБЕРСДОРФ, ХАГЕНБРУНН.
а, при содействии войск 2-го Украиненого

Войска 3-го УКРАИНСКОГО фронт

фронта, после упорных уличных боев, 1

3 апреля овладели столицей Австрии горо-

лом ВЕНА — стратегически важным узлом обороны немцев, принрывающим пути

к южным районам Германии.

В ходе боев за подступы к ВЕНЕ и за город ВЕНУ‘ 16 марта по 13 апреля

войска фронта разгромили одиннадцать танковых

6 танновую армию СС, взяли в плен более i
245 танков и самоходных орудий, 2.250 полевых ору-

уничтожили и захватили 1

дивизий немцев, в том числе
130.000 солдат и офицеров’ противника,

дий и много другого венного имущества,

На других участвах фронта—-поиски

местного значения. : @

разведчиков и в`ряде пунктов бои

За 12 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 40 немецких танков и
самоходных орудий. В воздушных боях и огием зенитной артиллерии ‘сбито 37 са-

мелетов противника.

~

жж

+

Удары авиации Краснознаменного Балтийского’ флота
по кораблям и транспортам противника

11 апреля авизпия Краснознаменного
Балтийского флота нанесла удар по ко-
рабаях и военным траненортам немцев

в порту Пиллау и в открытом море севе-›

ро-западнее Пиллау. В результате этого
удара потоплены: один миноносец и три

Войска 2-го Украинского фронта про-
должали наступление. Советские части,
продвигаяоь по заболоченной и трудно-
проходимой местности, заняли населен-
ный пункт Мала Буда и под прикрытием
артиллерийского отня форсировали реку
Мораву.  Преодолевая сопротивление
противника, нами подразделения гефре-
резали железную дорогу, идущую из го-
Другие
ваши части сегодня на рассвете Tepe-
правились через Мораву южнее города
Тодонин и стремительным ударом Tepe-
резали железную. и шоссейную дороги,
идущие ст.города на юго-запад. Пы-
таясь удержать Годонин в своих руках,
немцы предприняли ряд контратак. Они
подготовили город к круговой обороне и
построили на его окраинах артиллерий-
ские и пулеметные доты. Стремительной
алакой советские части ворвались в го-
род с северо-востока и юго-запада. .
ожесточенном уличном бою наши вои-
ска разгромили гарнизон нротивника и
к полудню овладели городом Годенин-—
пайонным центром Чехословакии и важ-
ным узлом путей сообщения. В бою 3a
город разгромлен омецкий пехотный
полк. Захвачено 350 пленных и много
трофеев.

kok Oe

Северо-восточнее и восточнее Вены
гойска 2-го Украинского фронта с 60я-
ми продвигались  ”внеред и заняли не-
сколько населенных пунктов. Пехота
противника, усипенная танками и caMo-
холными орудиями, оказывает упорное
сопротивление. На одном участке поль
немецкой пехоты, при поддержке тан-
ков, вклинилея в боевые порядки наших
войск. Немциг были зажаты в тиски и
разгромлены, На поле боя осталось мно-
то трупов гитлеровнев и до 30 сгорев-
ших и подбитых немецких танков. Сло-
MHB сопротивление ‘противника наши
войска овладели железнодорожной стан-
цией Хагенбрунн, находящейся в 8 ки-
лометрах севернее Вены.

} ххх
Войска 3-го Украинского фронта, при
содействии. войск 2-го Украинского

фронта, сегодня овладели городом Вена.
В боях за освобождение столицы Ав-
рии от немецко-фапгистских захват
чиков советорие части покрыли свои
знамена неувядаемой славой. По замые-
лам немецкого командования город дол-
жен был стать ареной затяжных  боез.
Еще в 1944 голу противник развернух
строительство оборонительных сооруже-
ний вокруг Вены. Природные уеловия
местности благоприятетвовали обороня-
ющейся стороне. С запаль город при-
хрывает гряда гор, а с севера и воето-

}

предприятия.

‚ мительный обходный

транспорта противниха общим водойз-
мещением в 23.000 тонн. Кроме того
прямым попаданием бомб подожжен один

транспорт водоизмещением в 7.000 тонн,

и поврежден транспорт водоизмещением
в 8.000 тонн.

xk Kk *

ха широкий и многоводный Дунай. На
южных подетунах к городу немцы по-
строили мощный укрепленный район, 50-
стоящий из противотанковых рвов, ши-
роко развитой системы окопов и тран-
пей и большого количества дотов и дзо-
тов. Каждый населенный пункт в пред-
местьях Вены был приспособлен jaa
длительной круговой обороны. В ходе
сжесточенных боев войска 3-го Унраин-
ского фронта прорвали внешний оборо-
нительный обвод и 7 апреля завязали
узичные бои в южной части города. Од-
новременно советекие подвижные соеди-
нения и пехота, совершив по горам crps-
маневр, вышли к
Дунаю северо-западнее Вены и начали
штурм города с запада и веверо-занада.
В 10 амреля наши войска
противника большую чаоть города, рае-
положенную на западном берегу Дунай-
ского: канала. Бои переместились в район
города, расположенный между канатм
и рекой Дунай. Здесь немцы оказали
особенно упорное‘ сопротивление. Мод-
тянув крупные силы танков и пехоты,
они цеплялиеь буквально за каждый JOM
и часто переходили. в яростные контр-
атаки. Советокие отряды, усилезные а7-
тиллерией. штурмом брали каждое зда-
ние. Вчера наши части прорвались к 66-
верному вокзалу и, завязав бои на тер-
ритории крупнейшего в Вене эжелезно-
дорожного. узла, прижали. с гитлеровцев
к Дунаю. Один наш боец случайно обна-
ружил подземный ход, ведущий в Ду-
наю. Через этот ход советские  подраз-
деления проникли в тыл противника п
внезапно атаковали немцев. Вою ночь,
не утихая ни на одну минуту, шли упор-
ные уличные бои. Сегодня наши войска
подавили последние очаги сопротивае-
ния немцев и очистили австрийскую 0т0-
лицу от противника.

Титлеревцы намеревались превратить
Вену в груду развалин, Они хотели под-
вергнуть жителей города узжасам дши-
тельной осады и затяжных уличных
‘боев. Умелыми и решительными де
ствиями наши войска сорвали преетул-
ные планы немецкого’ командования.
течение нескольких дней столица `Ав-
стрии—Вена освобождена от немецео-
фалиистоких захватчиков.

) Вена— один из крупнейших в Евро-
пе промышленных центров, В городе co-
средоточена большая. часть австрийской

промышленности. Ироме того, за время
войны немцы перевели в район Вены
ряд военных заводов из Германии, В
городе имеются крупные авиационные,
танковые, автомобильные, п&ровозо-и
вагоностроительные заводы и. Jpyrie,

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
И НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
` БЕЗОПАСНОСТИ

За успешное ‘выполнение заданий Пра-
вительства Указом Президиума Верховного
Совета СССР награждены:

Орденом Красного Знамени — майор гос-
безопасности Г. В’ Алтухов, полковник ‚гос-
безопасности А. -П. Демидов, комиссаз
госбезопасности Д. И. Есипенко, капизан
уилиции И. Е. Забияка, лейтенант милиции
В. Д. Лутинский и другие, всего 39 чело.
век; i

i. Bysnenonam .1

Орденом Отечественной
ни — 61 человек;

Орденом Отечественной войны И степе-
ни — 176 человек; -

Орденом Красной Звезды — 320. человек;

Медалью «За отвагу» — 98 человек;

Медалью’ «За боевые заслуги» — 110 че:
ловек,

войны 1 степе-

(ТАСС),

твардии лейтенантом В, Калапииковым.

очистили от.

>

amend аш

—-

Braye -