Я. ЭИДЕЛЬМАН д

В БОРЬБЕ

ZA XY LOMECTRERMISIO”
ПРАВДУ ~~

Осуществлена прекрасная мысль—
собраны и выпущены сборником вы-
сказывания дооктябрьской «Правды»
0б искусстве и литературе. у

‚ Эта книга примечательна во многих
отношениях: как документ, ярко 80+
скрешающий литературно-обществен-
ную обстановку в России кануна ми-
ровой войны, как незаменимое посо-
бие для тех, кто хочет ближе подой-
ти к истокам современной пролетар-
ской литературы, наконец, как обра-
зец большевистской пропаганды, во-!
сопитывающей в массах любовь к ис-
кусству, понимание путей его разви:
THA.

Не было такого мало-мальски 3Ha-’
чительного явления на фронте куль-
туры, мимо которого прошла бы
«Правда». И, что особенно вамеча-
тельно, обо всем газета умела ужё и
в те годы говорить с предельной про-
стотой и лаконичностью, никогда ие
отвлекаясь в`сторону, всегда беря
сразу упор на существо дела, *

На одной-двух страничках вы на-
ходите содержательную  характери-
стику Дидро (по случаю двухсотле-
тия его рождения), творческого пути
Эмиля Верхарна, Огарева и других
писателей прошлого и современности,
Столько же’места требовалось газе-
те и для того, чтобы пустить острую
полемическую стрелу против ликвида-
торов от литературы, против’ салири?
конствующих обывателей или обыва-
тельствующих сатириконцев с их сы-
тым смехом «четырехкопытных су-
ществ», против мистиков и упадоч-
ников, поднявших дикую свистопля-
ску после поражения революции 1905
Towa. У

Сжалость, краткость высказываний
позволяла полнее довести до читателя
‘партийный смысл, боевое содержание
статей. ;

В этом отношении особенно выде:
ляются статьи А. Витимского (псев-
доним М. Ольминского) и М. Калини-
на (К. Еремеева). ‘

Неутомимо и беспощадно, © боль-
шим темпераментом, часто с пам-
флетной остротой разоблачали эти
талантливые публицисты-большеви-
ки всю гниль и мерзость так называ-
емого декаданса, реакционную сушщ-
ность писаний Сологубов, Арцыба-
шевых, Каменских и Винниченко с
их проповедью половой разнузданно-
сти и клеветническими изображения-
ми революции, с их яростной пропа-
гандой теорий «чистого искусства»,
которые были вполне наруку растз-
рявшимся, напуганным революцией
обывателям.

«Правда» требовала от честных ху-
дожников правдивого, реалистическо-
го изображения действительности, вы-
сокой идейности и связи с народны-
ми массами. Она терпеливо раз’ясня-
ла своему читателю, что искусства
без «тенденций» не существует, под-
тверждая это примерами из  твор-

«чества даже наиболее чуждых реализ-
му писателей. Она громила об’екти-
визм литературных кастратов и на
ряде конкретных‘ явлений современ-
ной литературы показывала, что «ло-
зунг чистого искусства обычно явля-
ется лишь прикрытием для рыцарей
мракобесия, реакции и предательст-
ва» (А. Витимский — «По поводу од-
ного рассказа»),

‚ С необычайной чуткостью и внима-
нием «Правда» отмечала все ростки
новой пролетарской литературы, пря-
мой и нелицеприятной критикой по-
могала рабочим-авторам овладевать
культурой, осознать свою историче-
скую роль в борьбе за обновление
России, преодолевать нездоровые
влияния декадентов, символистов и
других антидемократических и ан-
тиреалистических течений в литерату-
ре («Рабочая поэзия», «А.  Бибик»,
«По поводу одного рассказа», «Лик-
видаторская беллетристика» и т. д.).

Газета воспитывала отношение к
художественному слову как к могуче-
му оружию классовой борьбы и при-
зывала писательскую массу к овла-
дению этим оружием: ~

«Будем тщательно оберегать и дру-
жеской рукой поощрять каждое ра-
бочее дарование, каждый проблеск
рабочего таланта. Начинайте, товари-
щи-рабочие, вырабатывать из себя
редакторов и рабочих-журналистов,
и рабочих — художников литературы.
06 этом надо постоянно заботиться,
на это надо уделять силы и время».

Так писала «Правда» в 1914 году
в редакционной статье «Рабочие-писа-
тели». a

Ясное дело, что, борясь за лите-
ратуру жизнеутверждающую, изде-
заясь над «творимыми легендами»
‘литературных эротоманов и’ ‘кли-
куш, требуя ‘от писателя, в первую
очередь, внимания к жизни и нуждам
народных масс, «Правда» не могла
не возвращаться Часто к практике

‘

Дооктябрьская «Правда» об искус-
стве ‘и литературе, Госпитиздат, 1937,
стр. 358, ц. 5 р. 25 к, Приготовил к
печати С. Брейтбург. Предисловие
Ф. Kona, ;

великого пролетарского писателя
М. Горького, в котором наиболее яр-
ко. и полно воплотились все лучигие
качества восходящего классов.

В Горьком «Правда» видела sanor-
ного выразителя интересов и Чаяний
революционного пролетариата в лите-
ратуре, могучего художника, который
«пытается начертить некоторые. 0с0-
бенности психики «новых  людей»,.
борющихся в современном ‘обществе
ва новую аиду» (М. Калинин —
«Сказки М. Горького»).

В великом «певце демократии», как
именует писателя группа петербург-
‘ских рабочих в «открыто нисьме»
к нему, «Правда» нашла сильнейше-
то союзнийа в борьбе ‚против реакци-
онных настроений русской интелли-
тенции и радостно приветствовала
каждый его удар по всякого рода де-
зертирам и перебежчикам, отравляв-
шим воздух своей незамаскирован-
ной философией ренегатства и ликви-
даторства. :

Когда М. Горький выступил с па-
мятной статьей против решения Мо-
сковского Художественного театра по-
ставить, инсценировку «Бесов» Досто-
евского, «Правда» целиком поддер-
жала протест писателя и открыла
страстную кампанию против либе-
ральных критиков и журналистов,
обрушившихея на Горького. Газета,
дала на своих страницах место кол-
лективным выступлениям учащихся,
рабочих, читательских трупп, резко
заклеймивших все попытки ошелъ-
мовать мужественного художника-
тражданина и осудивших ошибочный
шаг Художественного театра.

Свое большое мастерство полеми:
стов показал в посвященной этому
«инциденту» статье А, _ Витимский
(М. Ольминский). Особенно досталось
в этой статье блудливой «демократи-
ческой» газете, где «бывший почти-
народник Горнфельд, почти-марксист
Батюшков и никогда ничем не быв-
ший Ф. Сологуб» поучали великого
пролетарского писателя «уму-разу-
му>. (и i

Витимский дал уничтожающую ха:
рактеристику той ханжеской морали,
которая лежала в основе горнфельдо-
батюшково-сологубовских поучений, и
прекрасно использовал урок дискус-
сии вокруг «Бесов» для того, чтобы
еще и еще раз показать рабочему чи-
тателю, какие вожделения «обычно
кроются под пышными фразами 0
святости искусства и о чистоте ис-
кусства».

Замечательную’ страницу в исто-
рии «Правды» ваймет безусловно ее

борьба зя литературное наследство.

В постановке вопроса в этой обла-
сти газета, как всегда, шла своим сз-
мостоятельным путем, отказываясь
быть рупором буржуазной критики,
руководиться ее эстетическими и
идейными концепциями. Именно п“:
этому «Правда» уже 25 лет назад су-
мела даль верную оценку наследства
революционно-демократического кры-
па, русской литературы. Она. ориенти-
ровала своих читателей на Салтыко-
ва-Щедрина, разбивая попытки на-
родников и либералов присвоить себе
гениального обличителя строя крепо-,
стников, сатирика, который «беспо-
лцадно отрицал старый мир гнета и
эксплоатации и презирал всякую по.
пытку уступок» (А. Витимский —
«Салтыков-Щедрин», статья Вторая).

Ряд проникновенных статей посвя-
тила «Правда» жизни и творчеству
Некрасова, Добролюбова, Чернышев-
ского\`и других писателей, формиро-
вавших революционное сознание пе.
редового русского общества, выра-
жавших мечты и ожидания много-
миллионного русского народа и по-
тому оказавшихся в «немилости» у
дворянско-буржуааных историков и
литературоведов. 5

Огромное внимание уделяла «Прав:
да» и западной литературе. Читатель
найдет в сборнике интересные ста-
TBH об Эмиле Золя, Верхарне, Камил-
ле  Лемонье, Эптоне Синклере, о
французском ‘ поэте-рабочем‹ 9. По-
тье —авторе «Интернационала», ко-
торого буржуазная критика обходила
полнейшим молчанием, и т, д. В ха-
рактеристиках этих, как и перечис-
ленных вышё писателей, ‘мало что
можно изменить и сейчас. Их можно
дополнить, углубить, пользуясь теми
новыми данными, которые накопи-
лись ва эти годы, но в основе своей
они остаются правильными и неопро-
вержимыми. Вот почему многие стя-
тьи, фигурирующие в сборнике, сохра-
няют свое значение не! только как ис-
торические документы, но и Rak ма-
териалы, помогающие нашей ‘сегод-
нашней борьбе за критическое овла-
дение культурным наследством, са
высокоидейнов искусство  пролета-

1риата, за социалистический реализм.

соо

of

Flognucka Ha’ «3qem укрепления обороны СССР».
проходит среди писателей и в’ литературных

организациях ©

Выпуск «Займа укрепления оборо-\
ны СССР» с глубоким удовлетворе-
an встречен широчайшими масса-

и трудящихся. у

Подписка на заем проходит исклю-.
чительно быстро и эффективно.

Писателвские и литературные орга-
низации Москвы широко развернули
подписную кампанию и в течение пер-
вых двух дней охватили почти весь

наличный состав членов и работни-

ков литорганизаций, издательств, ре.
дакций. : Th
  ‹ k я }

Группной драматургов ССП’ СССР

pet свыше 120 тысяч рублей.
„ Тренев, находящийся в Крыму,

в день об’явления постановления о
выпуске займа прислал телеграмму с
Он подписать его на 5000 руб-
лей,

На такую же.сумму подписался ки
нодраматург 0. Леонидов.

В. Шкваркин поднисался на 4000
уб., А.. Давурин — на 3000 ус.

i. Погодин, — на 15,000 руб., В. Шер-
шеневич — на 6000 руб.

Все драматурги определяют разме-
ры своей подписки средним месяч-
ным, & некоторые даже полутораме-
сячным заработком.

ke

Группком писателей при крупней-
шем нашем издательстве «Художест-
венная
проведит подписку среди своих чле-
нов. 2

4 июля к 3 часам дня охвачено под-
пиской 40 процентов. членов группко-
ма. Сумма подниски — 40.000 рублей,
что. составляет 53 процента месячной
зарплаты.

к -

Местком сотрудников Госпитиздата
провел подписку на сумму 141.570
рубпей. Охвачено подпиской 382 че-
ловека —- 90,7^ процента работников
издательства. j

В грулпкоме при издательстве «Со-
ветский писатель», в который входят
180 членов, подписалось уже 61 чело-
век на 40.150. руб.

Первым прислал свою заявку А. Ги-
даш, подписавшийся на 1200 руб.,
В. Гусев — на 12.000 р., П. Павленко
— Ha 6000 p., У — на 1400 р.

Подписка среди сотрудников изда-
тельства «Советский писатель» дала
в первый день 27.395 рублей.

*

«Горячо приветствуя постановление
советского правительства о выпуске
«Займа ‘укрепления обороны ‘Союза
ССР», — говорится в резолюции со-
трудников Детиздата, — мы, патрио-
ты своей любимой социалистической
родины, отвечаем на это постановле-
ние дружной подпиской.

Пусть трепещет фашистская свора
перед железным единством великого
советского народа.

Среди нас не! будет ни одного не
подписавшегося на новый заем.

Да здравствует налта могучая совет-
ская страна!»

К концу первого цня подписка бы-
па почти окончена. Подписалось на

‚ПИСАТЕЛИ БЕЛОРУССИИ  <

НА УСИЛЕНИЕ
°_ МОЩИ 6007
От нашего

корреспондента

После сообщения по радио поста-
новления правительства о выпуске
Займа укрепления обороны СССР, в
минском Доме писателей состоялся
митинг, в котором приняли yua-
стие писатели, работники  гаве-
ты «7 М» и журнала «Нолымя ре-

волюции», сотрудники ‘Литфонда,
управления по охране авторских
прави др.

Выступавшие на митинге товари-

щи, выражая мнение всей писатель-

ской общественности, единодушно
приветствовали выпуск займа и
подчеркивали его огромное значение
для дальнейшего укрепления мощи
Красной армии,

Из 48 редакционных работников
и сотрудников Дома писателей под-
писалось 44 человека (4 человека в
отпуску) на 14.440 рублей,

Писатели ° подписались. на 9.500
рублей.

Подписка продолжается.

т. Минск.

Правлением колхоза имени Буденного (Наманганский район, Узбекская ССР) организована (ежедневная до-
ставка газет и журналов колхозникам. На снимке колхозный письмоносец тов. Саматов (второй слева)

раздает тазоты волхозникам.

питература» ; (Гослитиздат).

Начало см. на 1 стр.

заем’320 человек на сумму 140535 руб-
лей. Девять внештатных работников
Детиздата подписались на 9.500 руб-
лей. Коллектив Детиздата дал на ук-
репление обороны страны социализма
130 процентов своего трехнедельного
заработка. :
_*

Над входом в издательство «Асайе-
Mia» протянут красный плакат:

«Подпиской на заем еще более уси-
лим мощь великой страны Советов».

Сотрудники издательства собрались
на митинг. Единогласно приняли они
резолюцию, в которой, между прочим,
товорится: «Мы отвечаем гнусным ре-
ставраторам капитализма новой вол
ной ненависти к фашизму и его троц-
кистско-правым наймитам, еще боль-
шим сплочением вокруг нашей пар-
тии,вокруг нашего родного товарища,
Сталина».

Сто четыре работника издательства
из ста семи подписались на заем в
течение первого дня, Подписка дала
32.235 рублей, что составляет 110,5
процента к фонду трехнедельной зар-
платы.

м?

В групикоме при издательстве
«Асаеп1а» из 68 писателей пока ох-
вачено подпиской только 19 (7.700

рублей).
*

Уже подходило к концу собрание
сотрудников Жургазоб’единения, по-

`священное докладу т. Л. Чернявекого

о методах шпионско-диверсионной ра-
боты троцкистских агентов фашизма,
когда было получено сообщение о но-
становлении правительства  выпу-
стить «Заем укрепления обороны
СССР».

Собрание решило провести подпи-
ску на заем в два дня. .

В редакциях, входящих в Жургаз-
0б’единение; подписка прошла очень
активно, К двум часам дня 8 июля
сумма подписки достигла 245.760 руб-
лей, что составляет свыше 100 про-
центов месячного заработка всех ра-.
бочих и служащих.

Местком Жургазоб’единения полу-
чаеттелеграммы от товарищей, нахо-
дящихся в командировках, в отпу-
ску ит. д., в которых они просят под-
писать их на «Заем укрепления обо-
роны СССР». :

+

Очень активно и организованно
прошла подписка на «Заем укрепле-
ния обороны СССР» в издательстве
«Молодая гвардия».

3 июля к двум часам дня подписка
была полностью закончена, Сумма
подписки составляет 123,6 процента
трехнедельного заработка подписав-
щихся. Не охвачены подпиской 12
сотрудников, находящиеся в команди-
ровках и отпусках.

Высокую сознательность проявили
и литературные и технические работ-
ники издательства.

*

Совершенно иную картину прихо-
дится наблюдаль в груплкоме писа-
телей Детиздата и «Моподой reap-
дни», об’единяющем 156 писателей
(председатель  групнкома — Дани-
лыч-Кочин).

;

с ‘исключительным под’емом

Только 3 июля группком приступил
к рассылке писателям извещений о
том, что они могут подписаться в
группкоме на заем. Работники групп-
кома, однако, не обещают быстро за-
кончить подписку, т. к, по их заяв-
лению, многие писатели находятся в

командировках, в домах творчества,

на отдыхе.
*

Местком ССП’ СССР выпустил бюл-
летень, посвященный «Займу укреп-
ления обороны СОСР». {

«С большой радостью сотрудники
ССП и ДОП вместе сб воеми трудя-
щимися нашей страны встретили вы-
пуск займа укрепления обороны
СССР и отвечают на него дружной
подпиской» — читаем мы в передовой
бюллетеня. ;

Работники аппарата союза  совет-
ских писателей, правления ДСП, сто-
ловой ДСП и гаража ССП подииса-
лись па 21.405 рублей.

*

Сотрудники правления Литфонда
и его преднриятий подписались боль-
ше чем на 50 тысяч рублей. Подпис-
ка среди работников Управления по
охране авторских прав достигла
19.440 рублей.

Работники издательства иностран-
ных рабочих с большим под’емом
встретили сообщение о том, что пра-
вительство откликнулось на требова-
ние трудящихся и выпустило «Заем
Укрепления обороны Союза ССР».

2 и 3 июля на заем подписалось 99
процентов сотрудников на сумму, с0-
ставляющую 98 процентов месячного
фонда зарплаты,

*

Многолюдный митинг в издатель-
стве «Московский рабочий» едино-
гласно приветствовал выпуск «Займа
укрепления обороны Союза СОР» и
заявил о своем горячем желании при-
нять участие в его реализации.

К 12 часам дня 3 июля из 132 co-
трудников и рабочих издательства
427 человек подписались на 43.030
рублей при`общем фонде зарплаты
47.058 рубпей.

К концу дня подпиской были охва-
чены вое сотрудники, находящиеся в
Москве.

Прислали свои заявки о подписке
на заем сотрудники, находящиеся в
отпуску! и в командировке.

*

На всех предприятиях и во всех
секторах Изогиза были проведены ми-
тинги и беседы о «Займе укрепления
обороны Союза СССР». Выпущен спё-
циальный номер стенгазеты. 59 луч-
ших  обществёнников издательства
приняли активное участие в проведе-
нии подписки на заем,

На заем подписались авторы Изо-
тиза — Демьян -Бедный, И. Эренбург,
художники Д. Моор, `С. `Телингатер,
Б, Иогансон, А. Родченко и многие
другие. т

*

Сотрудники Музгиза подписались
на 41.320 рублей при общем фонде
зарплаты 51.786 рубпей. ‘a

Кроме того, ‘35 авторов издалель-
ства подписались на 10,675 рублей.

редш украшшевих MMeATenext

Приветственная телеграмма правительству СССР
От нашего киевского корреспондента i

С отромным под’емом прошел ми-
тинг украинских советских писателей,
посвященный постановлению ЦИК и
СНК ОССР о выпуске «Займа укреп-
ления обороны Союза ССР».

Все выступавшие говорили об од-
HOM — о стремлении своим ‘актив-
ным участием в подписке на, заем. ук-
реплять каждодневно. боевую мощь
великого социалистического  отече-
ства.

Собрание, по предложению Л. Пер-
вомайского, послало правительству
приветственную телеграмму:

«Писатели столицы УССР пламен-

‚но приветствуют правительство Совет-

ского Союза, которое в ответ на, тре-
бование трудящихся нашего социали-
стического отечества постановило вы-
пустить «Заем укрепления обороны
СССР».

Советские писатели и служащие
ССП, УЗАП и, Литфонда Украины
считают своей священной обязанно-
стью подписаться не меньшё чем на
месячный заработок с тем, чтобы на-
ши трудовые рубли превратились в
новые эскадрильи самолетов, новые
колонны танков, чтобы границы на-
шей любимой социалистической роди-
ны стали еще более неприступными,
чтобы раз и навсегда отбить охоту
каким бы то ни было врагам поку-
шаться на мирный труд, на мирную,
счастливую жизнь нашего великого
народа.

Да здравствует Haine
ское отечество!

Да здравствует Hama непобедимая
Красная армия!

Да здравствует великий- вождь
трудящихся всего мира Иосиф Висса=

рионович Сталин!»
—-

социалистиче-

Подписка проходит исключительно
успешно.

А. Корнейчук подписался на 12 ты-
сяч руб., М. Рыльский и И. Микитен-
ко — по 3 тысячи руб., Кулик —
2000`р., Кириленко — 1400 р., еврей-
ский писатель Гофштейн — 1500 р.
старейший украинский ‘драматург

Ив. _ Кочерга — 1500 p., ° П.  Панч,
Вл. Сосюраи С. Снляренко — по
1000 р. итд. В

С большой активностью прошло
собрание жен писателей: ‘подписка
дала 3030 руб,

2 июля было охвачено подпиской
70 процентов. киевоких писателей.

— С большой радостью, — говорит
А. Корнейчук, — я встретил поста-
новление правительства о выпуске
займа укрепления обороны нашей co-
циалистической родины.

Считаю ‘своим священным долгом
подписаться на заем, который еще
больше укрепит наши неприступные
границы. Zt т

*

— Нет более благородного, возвы-
шенного чувства, как чувство коллек-
тива товарищей, чувство любви к
своей родине, к своему великому на-
роду, — заявил Ив. Кириленко.

‘Her большей радости, как радость
от сознания, что ты — сын этого на-
рода, готовый в любую минуту\делить
с ним и творческое напряжение. и
триумф побёды. С этим большим чув-
ством я вношу свою долю в заеРук-
репления обороны нашей родины, рас-

цветающей под солнцем сталинского
гения. ,

— Чем 6корее мы реализуем «Зам
укрепления обороны СССР»; — под-
черкивает П. Панч, — тем убедитель-
нев будет предостережение для тех,
кто ищет для себя спасения‘ в войне.

— Я тюржусь тем, — товорит
С. Скляренко, — что своими сбереже-
ниями могу принять непосредствен-
ное участие в творческой работе, ка-
кой не знал еще мир, — в укрепле-
нии оборонной мощи. СССР,

Это сознание накаляет меня жаж-
Aout лучше писать, лучше творить,
каждым рублем и каждой строкой
бить, уничтожать врага,

И. МАРКУС. _

ПОДПИСКА СРЕДИ ЛЕНИНГРАДСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ЛЕНИНГРАД, 4 июдя. (По телегра-
фу от нашего корреспондента). Ленин-
градские авторы и работники изда-
тельств активно участвуют в разме-
щении «Займа укрепления обороны
СССР». Наиболее организованно про-
ходит подписка в Управлении по ох-
ране авторских прав. За два дня сум-
ма подписки достигла 174.450 рублей.
Подписка продолжается.

Заслуженный деятель искусств ком:
позитор-орденоносец И. Дунаевский
подписался на 30 тысяч рублей, ком:
позитор И. Дзержинский на 20 тысяч
рублей, Б. Асафъев на 5 тысяч рублей,
Д. Шостакович — 4.000 р. сценарист
Д. Левин — 4.000 р., И. Зельцер —
2.500 p., JI. Рахманов — .2.000 р,
А. „Ивановский — 5000 р., М. Лозин-
ский — 3.000 р. Б. Тимофеев —
3.000 р. ит. д.

Подниской охвачено 80 процентов
работников Лентослитиздата. Сумма
подписки: 33 тысячи рублей. Такими
же темпами идет подписка. в. ленин-
градском отделении Детиздата ЦК
ВЛКСМ.

Недостаточно развернута работа по
размещению займа в ленинградском
группкоме писателей, Письма о’ по-
рядке оформления подписки разос-
паны писателям с опозданием, мно:
гие писатели не знают, где им следует
подписаться на заем.

Комсод для оформления подписки
привлек группу активистов-общест-
венников, Но почему-то в издательст-
вах, Литфонде и других местах, где
бывают писатели, представителей

комсода не бывает.

Jiu

ee

ная газета №

И На

36 (677)
Е ое

ПОЭТЫ, ДРАМАТУРГИ,

ПРОЗАИКИ

_ ОТВЕЧАЮТ

СОВЕТСКИМ ХУДОЖНИКАМ }

«Сешершая Фашиия»

ЗАО.

С большим интересом прочитал я

письмо художников и скульпторов,
призывающих нас всерьез заняться
оборонной тематикой. Я рад сооб-
щить авторам письма, что на их при-
зыв могу ответить не обещаниями, а
очередной своей работой,

Полтора года назад, во время поз
сещения оборонного семинара в ДСИ
у меня возникла мысль написать
пъесу д будущей войне, о наших бой-
цах и командирах, о мужестве, пре-
данности их народу, партии Ленина
—Оталина, делу социализма,

° Сейчас эта мысль претворена в де-
ло: закончена пьеса «Северная бали»
ня» — сцены будущей войны.

Герой пьебы -— батальон славной
Красной армии: его командир, комис:

Вирта
боец-связист и другие. Место дин

вия — территория фатистокой сту
ны. “

Батальон занял по поручению и
дива замок «Северная башня» п Ih
суток принимал на себя удары в,
га, давая этим самым дивизии Зри
для развертывания сокрушитель
операции против фалтистов, ^

Пьеса принята к постановке Bh
атре им. Вахтангова (nocranop,
В. Е. Захава, художник В, $. р.
дин). и в Театре им. Вс. Мейертоь
(постановщик Вс. Эм, Мейерхольд,
`Она будет показана у BAXTARIODY:
в конце этого года, в Tear к
Мейерхольда — в начале буду»
тода, к двадцатилетию нашей но.

сар, штабиот, ординарец капитана,   кой Красной армии,
- Шаш долг
С. Годинер

Весьма своевременно ‘обращение
советских художников и скульито-
ров к советским литераторам и поэ-
там о создании художественных про-
изведений на оборонные темы.

Священный долг гражданина Со-
ветского Союза — ежедневно, еже-
часно укреплять оборонную мощь
своей родины.

Гдрячо приветствую народную ини-
циативу о выпуске займа укрепления
обороны СССР,-в котором буду уча-
ствовать и личными средствами, и
личным трудом в его. распростране-
нии.

Но этого мало. Нацг долг стране,
славной РККА этим не покрывается.

Точно так же, как от рабочих и
инженеров, промышленности мы. трё-
буем высококачественной продукции,
идущей на вооружение РККА, мы:
должны потребовать и от себя, от pa-
ботников искусств:

Создания вдохновенных, Tpary
вых, идейно-полнокровных и ty
жественно-полноценных — пролз
ний о тероической работе велик
стража благополучия и социалист»
ского процветания народов 000 _
Рабоче-Крестьянской Красной арм

В советских литературах наро
СССР, в частности в еврейской т
ратуре накопилось достаточно (ла!
умения для выполнения э10й (у
шой задачи, у

Необходимо оживить работу и
ронной комиссии ССП. ©

Необходимо. заново nepechorpy /
уже созданные художественные т»
изведения на оборонные темы,

Необходимо стимулировать работ
авторов над новыми произведения

Следует подумать об органиици
выставки художественных прож
дений советской литературы в }1
годовщине РККА,

Mon оФороншшаял пьеса
К. Финн `

Письмо художников и скульпторов
призывает нас, советских. писателей,
к созданию оборонных произведений.

Сейчас, когда фашисты лихорадоч-
но готовят войну, создание оборонных
произведений является. долтом каж-
дото писателя-гражданина,

Но следует предостеречь тех, кто
отнесется легкомысленно к выполне-
нию своего долга: не. поверхностных,
сухих, мелких произведений ждет от
нас страна, а боевых, ярких романов,
повестей, пьес, стихов. я

Новая моя пьеса «Испытание», ко-

торую московский зритель увили\
начале будущего сезона в Таз
имени МОСПС (постановка заслуая
ной артистки республики C, Bip
художник — В, Шестаков), тн
о том, что в случае нападения нат
врага воевать с ним будет не тих
доблестная Красная армия, но ны
трудовой народ нашей страны,

Это значит, что каждый гра
в случае войны, любя свою роди
любя свою партию, сделает во, п
только сможет, для уничиолит
врага.

Шет большей радости

М. Рудерман,

Нет большей радости, чем нисать
о людях Рабоче-Крестьянской Крас-
ной армии, нет большей радости, чем
ставить и разрешать проблемы; свя-
занные с делом защиты мира, с де-
лом обороны нашей прекрасной ро-
Дины,

Написанная ‘нами пьеса «Победа»
— это произведение’ о моральной
материальной победе Рабоче-Кресть-
янской Красной армии над врагом, о
напгих младщих командирах и крас-
ноармейцах, © нашей’ славной, непо-
бедимой пехоте. И вместе с тем это

И. Вершинин

пъеса об интернациональной соли

ности трудящихся, о маскировке зу
Ta, 06 его змеиной хитрости я
пости.

Наш ответ на призыв совете
дожников — сдача оборонной ша
театру и в печать. Повторяем: и
большей творческой радости, и
процесс работы над оборонных
пгироком смысле слова, материи
Мы обращаемся к писателям с тет
призывом — включиться в радости
для каждого художника мир ва

‚ образов и событий.

К 75-летию «Отверженных
Виктора Гюго

Роман «Отверженные». задуман
Виктором Гюго еще в 1839 г. Гюто
работал над романом в 1845—1848 IT.,
затем с 25 апреля 1860 г., а закон-
чен роман 30 июня 1861 г. Первые две
части романа вышли одновременно
в Париже и Брюсселе 3 апреля
1862 т. & последние две части, че-
твертая и пятая, —30 июня 1862 г.
Почти одновременно вышли перево.
ды романа в „Лейпциге, Лондона,
Милане, Мадриде, Роттердаме, Вар-
шаве, Петербурге, Пеште и Рио де
Жанейро. Это было одно из. круп-
нейших событий в истории всемир-
ной литературы ХХ века.

Роман «Отверженные» показывает
«человечество в вечной борьбе с
социальным неустройством», пишет

Гюго в 1862 тоду. .

Гюго совершенно лишен чувства
ночтения к принятым буржуазным
обществом предрассудками тради-
ционным взглядам и оценкам. Он
чувствует, что «поэт-—их судья» и
всегда готов «прибавить к своей лире
медную струну», ту самую, что так
громко и резко звучала в его
«Chatiments» («Кары»). Он дерзко
восстает против всякой `несправед-

ливости и зовет массы к возмуще-
нию,

И не. только вовет—он
уверенность в победе. Пусть реак-
ция будет как угодно сильна, она—
только барка, плывущая против те-
чения, не могущая увлечь реку за
собой. Для энергии человека, тем
более народа, Tem _ более человече-
ства, нет ничего недостижимото.

усть в основе этого оптимизма
лежит не научное наблюдение и тол:
кование исторического процесса, a
метафизическое понятие «естествен-
ного порядка» или даже религиов-
ное верование в «план провидения»
все-таки бодрое, уверенное настрое:
ние заражает и поддерживает чита-
теля, подымая его энергию,так как
У Гюго нет ни ленивого KBHOTHSMa,
ни учения о непротивлении злу, а,

внушает

напротив, постоянная  пропол
деятельного тероизма.

Эта бодрая уверенность в будущи
энергичный призыв бороться за #1
горячее сочувствие всем страдаюла
немало способствуют популярной
произведений Гюго в широких т
тельских массах. По стати
французских библиотек в Пари
его романы ‘в отделе выдачи ии
мают второе место и по спрашя
емости идут непосредотвенио зап?
изведениями  Дюма-отца а И
много ‘значит. Гюго, желавший
дать «литературу для народа»
ствительно сумел найти