Феликс Эдмундович Дзержинский

ва -

- УЖЖелезный
Феликс

«Когда теперь, у раскрытого гроба,
вспоминаешь весь пройденный путь
Дзержинского — тюрьмы, каторгу,
ссылку, Чрезвычайную Комиссию по
борьбе с контрреволюцией, восстанов-
ление разрушенного транспорта, стро-
ительство молодой социалистической
промышленности, — хочется одним
словом охарактеризовать эту кипу-
чую жизнь: горение, горение и герой-
ская отвага в борьбе с трудностями».
Так писал товарищ Сталин одиннад-
цать лет назад, в дни, когда, весь со-
ветский народ склонял траурные зна-
мена над могилой железного Фелик-
ca.

Дзержинский был верным и бес-
трепетным рыцарем социалистиче-
ской революции. Одна пламенная
страсть владела им всю его созналель-
ную жизнь — страсть борца за дело
освобождения пролетариата, отда-
ющего этой борьбе всего себя без ос-
талка. Семнадцатилетним юношей
вступает он на путь борьбы и до по-
следнего вздоха не сходит с него. Он
не прожил и пятидесяти лет — цар-
ские тюрьмы и ссылки, бешеное на-
пряжение работы послереволюцион-
ных лет подорвали его здоровье, —но
эта жизнь вместила в себя огромный
и прекрасный подвиг преданного и
самоотверженного служения револю-
ции, полного тяжких невзгод и вели-
ких побед.

В 1894 году связался Дзержинский
с революционным движением проле-
тариата и уже через 4 года — первая
ссылка, первые свирепые репрессии
царского правительства. Они не пре-
крашались до падения. царского
строя — более 11 лет пробыл Дзер-
жинский в тюрьмах и ссылках.

Но никогда, ни на один момент не
дрогнуло его сердце, не согнулась во-
ля, не ослабела большевистская вера
в победу пролетариата и классовая
ненависть к врагам революции. Не-
сгибаемым, стойким бойцом нашей
партии прошел он через годы под-
лолья, накопив громадный опыт ор-
танизатора масс, завоевав любовь: и
безграничное доверие всей партии.
Преследования жандармов и труд-
ности борьбы не сломили его, — по-

добно стальной пружине он накап- Жизнь Дзержинского дает множе-
ливал силы, чтобы еще Е ‚ство примеров острой революционной
нее развернуться после поражений.  ’ блительности, , умения разоблачать

Когда прогремели громы Великой  врага и беспощадно разить его. Эти
пролетарской революции, подготов-  качества Дзержинский неуклонно
ленной борьбой партии, его борьбой,   воспитывал во всех своих сотрудни-
Дзержинский ринулся в б0й на Ca-  Kax, воспитывая и выращивая боль-
мых ответственных, опасных, передо-  шевиков-чекистов. Знамя Дзержин-
вых участках. Член Военно-Револю-  ского с честью несут сейчас больше-
WHOHHOTO Komuteta, 0H под водитель- вики-наркомвнудельцы,  возглавляе-
ством Сталина, вместб с ним орга-   мые непреклонным и верным сыном
низует восстание питерских проле-  партии, верным соратником Сталина
тариев и солдат, реализуя гениаль-  товарищем Ежовым. Наведя больше-
ный ленинский план пролетарской   вистский порядок в органах НКВД,
победы.- С первых дней революции! ликвидировав гнусную деятельность
он находится в центре, борьбы, в 60-  предателя Ягоды, товарищ Ежов
евом штабе армии пролетариата. сплотил коллектив преданных чеки-

Молодая советская страна окруже-  стов и повел ero в бой. Лучшие
на кольцом белогвардейских армий,   традиции революционной борьбы
полчища иностранных интервентов! Феликса Дзержинского, его револю-
наступают со всех сторон, многотла-  ционная непреклонность, его боевая
вая гидра контрреволюционных зато-  отвага живут сейчас в делах бой-
воров подымается внутри страны,   цов-наркомвнудельцев, разгромивиих
контрреволюционные партии эсеров и  подлую свору троцкистско-бухарин-
меньшевиков организуют мятежи и  ской контрреволюции, банду наемни-
террористические акты, подсылают  ков японо-германской разведки.
убийц к Ленину. В эти дни Феликс
становится во главе Чрезвычайной
Комиесии по борьбе с контрреволю-
цией и железной рукой беспощадно
разит вратов.

Работой в ВЧК Дзержинский заво-
евал горячую любовь и благодарность
трудовых масс советской страны, Он
возглавлял боевую фалангу чеки-
стов — сынов рабочего класса, фалан-
ту, которую поддерживал весь народ.
Миллионы людей помогали ВЧК, в ее
борьбе, и в этой тесной связи с мил-
лионами была сила ВЧК, сила Дзер-
жинского. Дело борьбы с контррево-
люцией он умел сделать делом всего
народа.

«Октябрьская революция постави-

волюции ярко горел огонь социали-
стического гуманизма, истребляющего
все темные силы, всю нечисть крова-
вого эксплоататорекого строя для то-
го, чтобы радостной, свободной, счаст-
ливой стала, жизнь необозримых мил-
лионов людей труда, чтобы расцвело
свободное общество без эксплоатации
и гнета, чтобы слово «человек» зазву-
чало гордо и вдохновенно.

Он был грозой буржуазии, грозой
врагов народа. Он был верным дру-
том и преданным бойцом рабочего
класса, любимым руководителем всех
трудящихся, ближайшим  соратни-
ком Ленина и Сталина.

Партия послала его руководить
транспортом, находившимся в состо-
янии тяжелой разрухи после импе-
риалистической и гражданской вой-
ны. Партия поставила его во главе
ВСНХ, когда надо было восстанавли-
вать хозяйство страны, начинать
эпоху великих социалистических
работ. И всюду, где появлялся Дзер-
жинский, закипала горячая работа,
вдохновленная его неиссякающей
бурной энергией, ero организатор-
ским талантом, его большевистской
целеустремленностью и напористо-
стью.

Он умер в расцвете духовных сил,
умер на боевом посту, после страст-
ной бичующей речи на Пленуме Цент-
рального Комитета партии, где он
тромил проклятых предателей — зи-
новьевско-каменевскую банду ору-
женосцев Иудушки Троцкого.

Через всю свою жизнь он пронес
величайшую преданность партии,
стойкость и непоколебимость  под-
линного большевика, соратника и по-
мощника Ленина и Сталина. Моло-
дые поколения трудящихся, кадры
большевистской партии учатся на
опыте жизни и борьбы Дзержинско-
то этим большевистским качествам.
Биография железного Феликса, ры-
царя нашей партии и социалистиче-
ской революции, учит беззаветному
служению ‘делу коммунизма, непод-
купному служению партии, борьбе
за ее единство и сплоченность.

до конца. Он не оставит своих попы-
ток вредить и пакостить, предавать
и продавать нашу социалистическую
родину. Образ Дзержинского призы-
вает нае к неустанной бдительности,
к беспощадности в борьбе с врагами
трудящегося человечества.

Суровый и мужественный, встает
перед нами этот образ железного Фе-
ликса, пролетарского якобинца, героя
великой борьбы за социализм. Каж-
дым словом и каждым делом своей
героической жизни он призывает нас
5 преданному служению советскому

народу, к тесном; сплочению вокруг
ла его на тяжелый пост, — на пост pane у ту

руководителя Чрезвычайной Комис-   ПАРТИИ Ленина — Сталина, к новой
сии по борьбе © контрреволюцией.   борьбе и новым победам,

Буржуазия не знала более ненавист- Юноше,

ного имени, чем имя Дзержинского, обдумывающему
отражавшего стальной рукой удары житье,
врагов пролетарской революции. Гро- решающему,

за буржуазии — вот чем был Феликс
Дзержинский». (Сталин).

Да, он был трозой буржуазии, он
тромил и выкорчевывал змеиные гнев-
да контрреволюционных заговоров, он
с корнем вырывал белотвардейщину,
шпионаж, саботаж и вредительство,
спекуляцию и мародерство. В беспо-,
щадности Дзержинского к вратам ре-

сделать бы жизнБ @ кого,
скажу, не задумываясь:
«Делай ее
с товарища Дзержинского».

(В. Маяковский).

Будем стремиться жить и бороть-
ся так, как жил и боролся Феликс
Дзержинский!

Враг разбит, но He выкорчеван еще

1, Кампесино

Вся жизнь Кампесино, командира
‘бригады — это жизнь борца. Мне он
кажется кузнецом героизма, побед, ис-
тин и справедливости. Его присутст-
вие вливает силы, и его суровое ды-
ханье сметает, как ураган, слабости и
помехи, попадающиеся на пути.

Каждый новый день подтвержда-
ет его огромные командирские и ор-
танизаторские способности. Это один
из самых страстных руководителей и
залцитников народа.

В трудные моменты, когда бойцы
начинают падать духом, возникает
Кампесино CO своим взволнованным
и оглушительным голосом, с гранатой
и револьвером в руках и с таким ви-
дом, что, кажется, готов сожрать ка-
ждого; кто сунет нос в его окопы; и
опущенные винтовки вновь гордо. ще-
тинятся, и натиск на врата дает смер-
тельный, победоносный результат,
Он почти не спит; в одной руке дер-
жит кусок хлеба, другой стреляет; он
мечет гром и молнии против трусов,
отстающих и плутов. Слово его жжет,
от взгляда его каменеют, а его черная
борода наводит ужас на марокканцев
и немцев.

Вокруг него, зараженные его силой,
отвагой и верой в победу народа, сра-
жаются около двух тысяч людей и
идут туда, куда он их ведет, и насту-
пают, и гордятся честью бороться под
его водительством. Один из них ртом,
изуродованным разрывной пулей, ус-
пел крикнуть прежде, чем замол-

чать навсегда: «Да здравствует Кам-
песино!»

. 2. Хосе  Алиага

Капитан Алиата — из Картахены.
Он — мбряк. Недавно он был ранен в
окрестностях Мадрида. Он находил-
ся со своей ротой в резерве, в тылу.
Бой был упорным, и неприятель яро-
стно нажимал. Алиага нетерпеливо
дожидался приказа выйти на пере-
довую линию. Приказа не было: фа-
пгистам удалось прорвать фронт на
одном из участков наших окопов, и
четыре фашистских танка наступали.

Алиата видел, что в опасности
жизнь более чем 100 человек. Он бро-
сается под огненный ливень, он вы-
скакивает из траншей с пением «Ин-
тернационала» и с бомбой в руке.

Группа бойцов поет вместе с ним:
ето сопровождает сержант его роты
Кандидо Перес и падает, изрешечен-
ный пулями. Алиага поддерживает
падающего Переса и продолжает, от-
важный и взволнованный, итти на-
встречу танкам, пулеметы которых
упорно его нащупывают. Он чувству-
ет, что ранен в бедро, зажимает ра-
ну, заливающую кровью его зеленые
солдатские штаны; он не перестает
петь: он подползает к одному из тан-
ков и бросает бомбу под его гусеницы.
Танк ‘останавливается. Он видит за-
туманенным от радости взором, что
остальные три танка отступают. Али-
эта подбирает железный обломок раз-

шенного танка и победоносно пот-
рясает им. Когда его проносят на но-

силках мимо Кампесино, он кричит

ему, гордый и радостный;

— Я — не пресноводный моряк,
как ты меня всегда называл! Я —

Дети фесшублюкашенкой

‚ словно написано: «Удаль», и он вечно

Мигель ЭРНАНДЕС

ЛФДШ MEPBOMm
_— УДАРШОШ

моряк из Кронштадта! Я твой сын,
Валентин! !

Он добился от врача, чтобы тот OT-
пустил его раньше времени. Он не
пробыл в госпитале лишнего дня.
Мы крепко обнимаемся. Вспоминаем
провинцию, где оба родились. Он вспо-
минает о смерти Кандидо Переса.

— Он умер так, как не стыдно уме-
реть! — восклицает Хосе. .

Хос6 опять в окопах, с еще неза-
жившей раной, но полный безудерж-
ной силой своих 22 лет. Теперь он
командует уже батальоном,

3. «Ш околад»

Он — шофер Кампесино и не перб-
носит медленности. Ему не нравится
прозвище «Шоколад», и именно по-
этому мы его так зовем. На лбу его

ходит, недовольно выпятив губы. Он
вступает в перебранку со всеми шо-
ферами, нопадающимися на шоссе.
Много раз мятежники: почти держали
ето в своих когтях, но он так приноро-
вился уносить от них ноги (свои и
Кампесино, вместе с машиной), что
фашисты вечно оказываются «с но-
сом», изумленные его дерзостью.

Однажды Валентин и «Шоколад»
заблудились среди позиций. «Шоко-
лад» заметил группу. солдат и напра-
вил к ней автомобиль.

Каково. же было удивление обоих,

когда, под’ехав, они увидали, что это  ‘

фашиеты, поджидающие их, рзяв их
на мушку. «Шоколад», нисколько не
смутившись, повернул руль, переле-
тел через холм, поднялся на друтой,
и когда неприятель открыл огонь, пу-
ли никого не догнали. (Другой бес-
страшный шофер — это Маноло, до
сих пор не имеющий прозвища. Он
проехал через участок нгоссе, охраня-
емый засевшими в засаду мароккан-
цами, и вышел из переделки невре-
лимый и улыбающийся. Это застави-

ло многих из нас укрепиться в вере,
что он и его машина неуязвимы).

4. Росарио и Фелиса

Среди десятка женщин (возможно,
и больше), состоящих в рядах брига-
ды, выделяются Росарио и Фелиса,
06бе — 18-летние девушки; одна —
брюнетка с черными глазами, дру-
тая — брюнетка с`прозрачными тла-
зами. У Росарио — пламенный темпе-
рамент бойца, она воюет, изготовляя
бомбы и бросая их в неприятеля. Ей,
стыдно, что многие женщины начи-
нают в окопах зазнаваться и кокет-
ничать. Динамитом ей оторвало пра-
вую руку, но она говорит, что и левой
с нее достаточно, чтобы продолжать
делать бомбы. Этому-она научилась от
одного астурийского горняка, уже по-
тибшего за народное дело в ущельях
Съерры.

Она не может оставаться праздной,
без дела. Она полезнее с единствен-
ной оставшейся у нее рукой, чем не-
сколько мужчин с винтовками. Она
ссорится с Кампесино, потому что тот
тонит ее из окопов, где она непрочь
была бы остаться хоть на всю жизнь.

— Даже зло берет, что я не мужчи-
на! — сказала она мне со всей ис-
кренностью настоящей крестьянки.

Но в этот миг она казалась мне бо-
лее женственной, чем когда-либо.

Фелиса неразговорчива) Она много
работает. Она не расстается co

Wemanmm

Рисунки юных антифашистов -

«Да здравствует команда «Комсомо ла» — рисунок Висенте Сайас Солер,

— Фашизм терзает республикан-
скую Испанию! Фашизм — злейший
враг культуры! Фашизм превратил
свободную Испанию в сплошное по-
ле битвы!

— Будь проклят фаптизм, лишив-
ший покоя, сна, жилища, еды сотни,
ane детей Испанской Республи-
ки! ‘

Эти мысли — в мозгу и на устах у
всех преданных своей республике
испанцев, подлинных сынов своей
родины — без различия возраста и
пола.

Испанские дети — юные авторы
рисунков, присланных в СССР, изо-
бражают в своих ярких композици-
ях то, что всечасно тревожит их, ме-
шает им жить: войну.

Бой на воде, на, суше. Бой в возду-
хе. В окопах. На фронте. Разрултае-
мый тыл. Вот темы ста семидесяти
рисунков.

Часто на рисунках детей — изобра-
жения развалин в прифронтовых го-

Валенсия).

родах Испании. Они вызывают в нас
чувство возмущения, гнева против
фашизма, глубокого сострадания к
невинным жертвам.

Одна тема волнует почти всех ма-
леньких художников, но каждый из
них решает ее по-своему. Эта тема—
потопление фашистами советского па-
рохода «Комсомол», Фашистские бан-
AUTH потопили пароход, везший
подарки — одежду и пищу от совет-
ских друзей! Будь проклят фашизм,
да здравствует Советский Союз!

Яркой улыбкой юных художников
пронизаны только те рисунки, кото-
рые посвящены СССР.

Один из них поразителен по слож-
ности замысла и композиции, Он при-
надлежит 13-летней Марии дель Кар-
мен Ровира из Валенсии. На рисун-
к6 — испанская земля и край совет-
ского материка, соединенные скре-
щивающимися государственными фла-

39 (67

Литературная газета №

Bc, ВИШНЕВСКИЙ

Мы уничтожим

своей пищущей машинкой) и ее рабо-
ту не прерывают ни бомбы, постоян-
но ее окружающие, ни снаряды, по-
падающие подчас в комнату, где она
печатает слова Кампесино, который
диктует ей, полусонный после жесто-
ких и продолжительных боев.

Котда Фелиса кончает работу — ec-
ли только она когда-нибудь кдичает
ее, — уже 2-8 часа утра. Тогда она
засыпает тут же на стуле; и ее слыш-
но еще меньше, чем когда она бодрет-
вует. Шум исходит только от ее ма-
шинки.

17 дней мы вместе в Валенсии, Мад- 1 взять! Ленин уходил из Poceng, np
риде, на фронте, в Париже, люди 23 нии

стран мира, писатели и гуманисты,   Впереди была к опасное
решившие. словом, делом, примером Балтийского oe Тед. подламыви
показать свою боевую ` готовность,   ся, трещал, черная‘ вода’ шилела
свою верность ‘народным ‘массам,   ног... Ленин шел. с0 льдины на льль
рабочему классу. Этот конгресс—ду-   НУ, ободряя финнов-проводников,
ховная мобилизация интеллитенции   Он не боялся, он жил во имя ве,
мира. На этом конгрессе писатели чайшего дела, во имя всех нас,
под отнем бросили фашизму: He б0-  - Сталин! Наш Сталин! В вто жлан
имся, презираем, обвиняем! Но мало   есть случай, который должен ста
сказать «обвиняю»...Не раз этот воз-  достоянием всей мировой литератур
тлас «ж’аккюз» («Я обвиняю») был   Сталин. водил под огнем первые раб.
слышен в истории Мировой литера-  чив демонстрации более 30 лет то
туры. ‚ На этом конгрессе писатели   назад... В глазах людей горел оюъ
прибавили К «ж’аккюз», к обвинени-   будущей великой Красной apy
ям по адресу реакции, контрреволю- Сталин! В тюрьме он был центру

5. Кандон

ции, историческое   духовного сопротивления, прими

ехал бы. тде он тодил- Ции, фашизма, новое nc

Ue se Е Ties te о Tae слово — они говорят: «Не боимся,   предельной ен и волевой т
риенте. Голос его еще более MOry4, чем   презираем, обвиняем и уничтожим тремленности... Был день, когда ah

тебя, фашизм». Это будет так! И на-
ше слово: ХХ век; век великих ре-
волюций в России, век рождения ми-
рового народного фронта, будет и ве-
ком гибели фаптистских диктатур, ту-
пых, мрачных и человеконенавист-
нических,

Мы были в Испании: в городах, де-
ревнях, окопах... Нал конгресс слил-
ся с бурным и стремительным поры
вом испанского народа. Армия Мад-  шись, не крикнув.
рида наступала и гнала фашистских Наша страна прошла кризис дз
фалангистов, рекетистов, германских   больших войн: империалистичеи
и итальянских наемников... В рядах и гражданской. Последнюю мы Bet
наступающих шли и немцы, интер?) пять лет, пять долгих и незабымь
националисты, батальон Тельмана,   мых лет. Армии 14 держав интериь
шли гарибальдисты, шли полки ге- ционистов хотели поставить Рост
роических внуков Домбровского, шли   на колени, хотели продиктовать и
югославы, болгары, шли американцы   старые, к дьяволу нами BuOpoye,
и англичане, шли, наконец, порыви-  ные законы, хотели сделать из зи
стые и торячие французы. За Испа-  покорных рабов. Россия и брани
нию поднимаются лучшие люди Ев- народы Украины, Белоруссии, №
ропы, лучшие люди мира. Я поднял  зии, Азербайджана, = Узбекит
на поле боя полевую книжку убитого   и других наших республик сиял
бойца, американца-художника. Оце-  порвали в клочья вражеские арут
ните .сами молчаливый подвиг этого   У нас часто нехватало снаряжения,
рядового американца, который без   Мы отнимали его у врага. Ворошиаи
паспорта сквозь кордоны и облавы (и Буденный под Царицыным писал
пересекает океан, чтобы итти в пе- на п осьбу дать патронов: «Таковы
хотную цепь во имя спасения Иепа-   нет. Достать у противника, 06 ито
нии... Идут и гибнут. Нам Байрон дал   нении донести». И Красная ариня yy
пример жертвенного и благородного жет донести трудящимся, в том чи
подвига. Он дрался за независимость   вам, конгрессу, что в пятилани
Греции. Это было редким примером.   войну 1917—1922 г.г. она толода
Прошло немногим более века, и ТЫ-  изможденная, удушаемая  блогали
сячи передовых пролетариев, кресть-  обливаемая клеветой,  предаваеии
ян и интеллигентов поднялись До  иными тенералами — преодолела 34
подвига Байрона. Он существует, ду- препятствия, прошла горы, сн
ховный под’ем человечества! Он тайгу, огонь, добыла оружие, ВЫ
быстр, он стремителен... Человеческая   ла, его руками и зубами у врата ии»
воля, порыв мыслей, порыв сердец   несла его в щебень, в пыль! Помни,
бьют дальше фашистской артилле-  что так дрался усталый от ими»
рии. Берлину и Риму придется пере-  листической войны народ.
смотреть свои военные, тактические  Помните, что таких резуль
и технические расчеты. Фашисты с  достигла «та» Россия — без техни
трудом держатся у окраин Мадрида,   одним горением, дисциплиной, (в
передовой же мир достигает любых   ветной преданностью великой ди
пунктов земного шара: из Чили едут   связью народа с вождями, кота
на конгресс, сам конгресс передви-  сливаются с народом, ведя ет.
тается по Европе с образцовой точ-  Мы добились победы, на не уни
ностью, подвижностью. Наш конгресс! работало вое. В два-три’ пятани
виден и слышен всему миру... За на-  страна наша преобравилась. В
шей работой следит и Северный по-  росло новое поколение... Хлынули 1
люс, ибо там большевики, люди куль-  вые силы. Наша техника идет у
туры и пристального внимания К! но и неотвратимо к мировых вы

жизни. ‚  Там. Наша авиация вам известна: эт
Что запомнил я ‘навсегда, в .Испа-   Москва — Северный ‹ подюс.— бе
нии? Священное горение народа, нё-   Франциско... Завтра это будет пом
иссякаемую,-непередаваемую жизнен-   еще более дальний, и пусть потягат
ную силу масс... Руины, копоть, грязь,   ся.с нами «Капрони», «Фиаты», «№
бой и шипение тяжелых. снарядов,] керсы», «Гейнкели»!.,
ночные нервирующие налеты ави-  Враци — в бешенотве и 31008 и
ации. Но народ живет, Мадрид велиз  факта вободного существования Wh
чествен. Он в шрамах, но он под-  циалистического 170-миллионнохо Bt
тянут, как добрый старый солдат.   рода. Она существует — могучая, 0
Дым пожара затягивает горизонт, но  ромная страна на двух континент
город не меняет своих привычек: он  от Балтики до Тихого океана, от п
живет, ‘работает, любит, танцует, по-  люса до границы Индии. Она суще
ет, дерется... вует — независимая, создавшая сво

Я запомнил навсегда в Испании   ПОРЯДКИ, свой стиль, 6вою литерит
порывистую, трепетную, полную пуль- ру, свое кино, свою музыку, свою тг
сирующей крови и слез любовь к Со- нику, свое хозяйство, свои нрав,
ветскому Союзу, к великой больше:   СЛовечки, привычки... В нее пьытазтя
вистской России. Мы были в дерев-   СТРелять. Нас пытаются продать я
не Мингланилья между Валенсией и   ПРедать... То один, то два, то вое
Мадридом. Старики, старухи, девуш-   ИЗМенников пытаются продать п
ки, дети окружили нас, сжимали в  ДАТЬ новый мир. Одним махом рум
об’ятиях и только повторяли одно   Народ убрал и уничтожил эту дрявь
слово: «Русо, русо». Термин «между-  Солдаты (здесь их много на ков
народная солидарность» здесь был   68, среди писателей) знают: в
дан самой жизнью, самим бытием.   бьют. Мы и бъем. Нам странно: и
Испанские крестьяне братались с на-   В Европе иногда от этого хлопочуг 1
ми Мы смешали пот, слезы, поцелуи   ШУмят. А у нас не меняется ни №
и слова верности. ноту ритм жизни, поступь народа 69

улыбка..: Была попытка шайки трое
Вам трудно представить себе все   кистов и тухачевских. Шайка уши
муки, испытания, через которые про-   тожена. Враг хочет повредить му
шел наи народ... Со временем наша   Ответили мы решительно и прямо;
новая литература раскроет всю эпо-   сделаем так и в будущем. Вр хо
пею, многовековую эпопею русском   телподорвать оборону великой сё
народа и братских народов, пошед-   ны. Народ оторвал толовы измени
ших с ним. Я расскажу вам, товари-   кам.. А. вдобавок в несколько дай
щи, мои друзья и братья, несколько к :.

дал Правительству СССР 4-5 мили
эпизодов из революционной борьбы
руобкото народа. ардов рублей на оборону! Вы знает

что такое СССР в бою! При новой 1

Русский народ. гремел мятежами,   пытке врага, враг будет отброшея К
‘крестьянскими восстаниями с давней   уничтожен. Писатели мира, Вы ди
поры. Во имя освобождения и неза-

жны знать, что в случае новой боль
висимости он шел на пытки сквозь   шой войны СССР.к себе на террито*
костры, He  покоряясь ничьим ино-

рию врага не пустит. Врата мы Sy
земным силам и порядкам. Он pac-

дем бить на его территории. Наш #8
шибая, отшвыривал вражеские пол-  род прошел огромную школу борьбы,
чища и орды. Народ наш с священ-

ряд войн и три революции. Мы знав\№
ным упорством шел к своему освобо-   что, как и почему-мы будем дать,
ждению... Наш конгресс собрался в гр0зовую
Народ наш жил всеми помыслами   ПОРУ. Опасность войны надвимети
передового человечества. Он брал луч- Doce tle tate eae
шее от мысли и дел Франции, Ан:-   конгресс лишь предварительной He
тлии и Германии и вносил свое кров-  шей мобилизационной подготовкой
ное, органическое: размах, напори-
стость, величайшую стойкость, изве-

министрация вызвала войска, чтоб
устроить избиение непокорных пол,
тических заключенных. Их протал
сквозь строй.. Удары сыпались в
плечи, грудь и голову... Или по 1
зам... Сталин Взял книгу, зажал ь
под руку, взглянул на отупелыт, пу,
ных, тяжело дышалщих палачей и.
шел сквозь строй под сотни удар,
Сталин шел молча, ровным магоц,
Так он прошел этот путь, не сотнуь

его тело, & он не из худых. Он коман-
дует одним из батальонов бригады и
обходится со своими людьми с такой
‘образцовой серьезностью и заботливо-
стью, что они повинуются его прика-
зам с полным доверием. i

I $

Это доверие в любых обстоятельст+
вах превращается в победу. В нем ви-
ден человек, закаленный в борьбе и
сжившийся с ней, Он извлекает уро-
ки из каждого боя. Он обрекает на
неудачу самые хитроумные маневры
врага: он всегда следит за малейшим
его передвижением.

Чего ему больше всего нехватает —
это климата Кубы; лицо его сежи-
лось от резкого и пронзительного хо-
лода кастильской зимы, и он жмется

к огню во всех углах временных штаб-
ных помещений, которые занимает.

Самые тяжелые и самые счастли-
вые события мало отражаются на его
тропическом лице. Из спокойных-лю-
дей он — самый спокойный. Поэтому
вспышки его гнева так страшны й
опасны. т

к

.

6. Мануэль Мораль

Шофер, как и «Шоколад». Когда-то
в его родной деревне, в провинции
Хаентражданская гвардия жестоко
била его. Один из гвардейцев сильно
его недолюбливал и каждый миг на-
ходил повод, чтобы избить его`и ис-
портить ему всю жизнь.

— Сколько ужасных ночей я из-за
него провел! — рассказывает мне Ма-
нуэль.

Как только это ему удалось — в на-
чале фапистского движения — он
прикончил врата. И, скитаясь по
фронтам, встретился с Кампесино. Он
управляет его машиной, как редкий
из андалузцев, чистит ее и ухаживает
за ней, словно она живая. Он вечно
поет, и волна волос падает на, его лоб.
Мы с Антонио Апарисио хохочем, слу-
шая его острые словечки. Подчас во-
круг нас свистят и взрываются непри-
ятельские снаряды, но Маноло не
перестает петь и импровизировать
свой «коплас», а мы — хохотать. Од-
нажды мы ехали куда-то, куда не ве-
ла ни одна дорога, и Мануэль, не оста-
навливая мангины, помчался напря-
мик полем, сказав:

— Дороги исходят из моего сердца!
И опять принялся за свёй «коплас>,
Перевод Б. ЗАГОРСКОГО.

нии. Готовьтесь к тому, чтобы выде
жать испытания, еще более глубови
и серьезные, проверяйте и тренируй
те себя для тщательной и больш
борьбы‘ на ‘больших ‘пространствах
Судьба может сделать так, что Bel
нам придется вновь встретиться 1
фронтах. Еще более укрепим се
идейно, профессионально, техниче с
ки и физически для грядущей боры
бы. Поставим себе целью влить в Е*
ши ряды новые сотни новых друзей
писателей мира. Двинем в ход наи
новые книги, поэмы, фильмы... №
будем терять ни одного дня! Пойдех
вперед без страха, отигвыривая вр”
тов, изменников, трусов...

Да будет так, чтобы в час ков
борьбы всемирная организация пис’
телей, защитников культуры, без пр!
нуждения, без промедления обруш!
‘ла на фашизм ряд смертельных уд
ров. Да будет так, чтобы писателя
мира запечатлели эпоху и себя к!
тами, стремительными, как атака, 1
актами могущественного личного у
стия в борьбе. Мы одинаково готов#
писать за столом и стрелять, пуля }
пулю, снайперски, в окопах, вести 17
дей, быть командирами и комисса[
ми.

Братский привет вам из М
вы! Победа среди нас.. Мы мож
ее доститнуть, мы можем ее взят»
Мы сделаем наш 20-Й век веком BY
ликой освободительной мировой pes
JIL, Е

Вы видели лик новой войны в Иса
стную всем.

Из недр этого народа вышли вояж:
ди, которые несли в себе лучшие ка-
чества народа, его тений, его добро-
ту, вечное стремление к правде, тру-
долюбие, пытливость и беззаветную
смелость. Эти вожди — наш Ленин
и наш Сталин...

Вожди нашей революции шли’ 6
бойцами в одних рядах. Вы должны
представить себе Ленина на рабочих
сходках, под смертельной угрозой
шашек, натаек, русской полиции,
близорукой и беспощадной. Вы дол-
жны представить себе Ленина в тюрь-
мах, где он творит свои беосмерт-
ные книги, вы должны видеть его в
сибирской ссылке всегда с товари-
щами, всегда бодрого, всегда рабо-
тающего, ни на минуту не теряющего
общей картины мира. Преследова-
ния, удары, тюрьмы, Сибирь, — ни-
что не могло остановить большеви-
ков... Террор. царя тоже ничего не мог
сделать с ними. 43 тыс. повешенных
и расстрелянных, 100 тыс, сосланных
на север в Сибирь не ‘сломили в 1905
году волю народа и его партии боль-
шевиков. Большевики знали — побе-
да будет, во чтобы то ни стало: надо

14 лет. (Институт Бласко Ибаньес.

тами республик. Мощная фигура ис-
панского бойца, обращенного лицом
к Стране советов, под его ногой —
фаптистская свастика.

«Фашизм падет под натиском на-
рода», — заявляет в подписи к свое-
‚му рисунку юная художница,

В тяжкие дни, переживаемые Ис-
панской Республикой, ее маленькие
граждане, так же как их отцы и ма-
тери, проникнуты ненавистью к фа-
шизму, принесшему им войну, и
бодрой вёрой в окончательную побе-
ду свободной ан Испании.

Центральный дом художественного
воспитания детей им. Бубнова от-
крывает сегодня выставку рисунков
испанских детей.

На выставке будут показаны и ри-
сунки, полученные от маленьких ис:
панских художников до войны и со-
ставляющие часть постоянной меж-
дународной выставки детского ри-
сунка в ЦДХВД.

Речь тов. Вс. Вишневского на зак-
пючительном заседании Второго меж-
дународного конгресса писателей,

BS

959 ==

тебя, фашизм!

ри

ao

>

зы

р

с

Л