Laer © © г >

<= ee ЧР. ФР a $

ee ee

хз

—.

are ee.

; My3en A.-M. FoppKoro._.

poropuvecke ‘MaTepHaIbI Myses ли-

> =

Литературная газета .№ 40 (676)

И. ЛУППОЛ

[о постановлению правительства
(ОР в Москве при Институте лите-

ы им. А. М. Горького органи-
зуется музей А. М. Горького. Как
зато сказано в постановлении, му-
yet Горького создается «для ознако-
удния трудящихся с его жизнью и

рорчеством»,

елка роль музеев в освоении
умами культурного наследства. В
wre of книжного текста, музей-
экспозиция непосредственно вы-
вает Наглядные представления; в
wwe OT словесного материала ре-
п музейные предметы «говорят»
вит 38 себя, не нуждаясь в посред-
Ke; B отличие от театра, подлинно

цейское крещение» — жандармское
дело должно рассказать об этом пер-
вом аресте Горького. Соответственно
обработанная географическая карта
асскажет о скитаниях Пешкова по
оссии до 1891 года. Тифлис, Н.-Нов-
город, Самара и опять Нижний —
«Макар Чудра», годы газетной рабо-
ты Иегудиила Хламиды, А. П. и Мак-
сима Горького. «Самарская газета»,
«Нижегородский листок», «Одесские
новости» с корреспонденциями о все-
российской промышленной выстав-
ке — таков не только подневольный
жизненно необходимый труд, но и
путь врастания Горького в большую
литературу.

Под портретом Горького того вре-
мени напрашивается для этих лет
текст 1895 года: «Безумству храбрых
поем мы славу! Безумство храбрых—
вот мудрость жизни. 0, смелый со-
кол! В бою с врагами ибтек ты
кровью... Но будет время — и капли
крови твоей горячей, как искры,
вспыхнут во мраке жизни. И много
смелых сердец зажгутся безумной
жаждой свободы, света!».

1897 год характеризуется сопостав-
лением того, что писали в то время
В. И. Ленин и А. М. Горький. Ленин
в «Задачах русских социал-демокра-
тов» констатировал: «Пробуждение
русского рабочего класса, его стиз
хийное стремление к знанию, к об’е-
динению, к социализму, к борьбе про-
тив своих эксплоататоров и угнета-
телей проявляется с каждым днем’
все ярче и шире». Как бы подхваты-
вая’ эти слова, Горький ‘написал в
«Коновалове»: «Они все только стро-
ят, вечно трудятся, их пот и кровь—
цемент всех сооружений на земле; но
они ничего не получают за это, от-
давая. все свои силы вечному стрем-
лению сооружать, стремлению, ко-
торое создает на земле чудеса, но все-
таки не дает людям крова и слиш-
ком мало дает им хлеба».

pens какой бы то ни было бутафо-
и. Во всем этом кроются причины
звычайной «доходчивости» My-
yea до сознания посетителей, необы-
одной популярности наших музеев
р невиданной колоссальной посещае-
yorTl BX.

QquaKo советские музеи — и бу-
дущий музей А. М. Горького в том
иле — отнюдь не могут быть про-
ами собраниями, любительскими
змлекциями вещей. Музей, конечно,
указывает вещи, предметы, но‘ в
ии вещах и через них музеи дол-
яны «показывать» идеи, должны. вы-
зызть у посетителя определенный

# идей. Музейные вещи мертвы,
=) а своем языке они должны рас-
сизывать посетителю об определен-

уых общественных отношениях, 06
оределенном историческом движе-
ик В 9т0м — трудность организа-
ции музеев,

Перед этими трудностями   стоит
т музей А. М. Горького. Его основ-
‘зыми средствами являются: произ-
зедения Алексея Максимовича в ру-
улисном (манускрипты—автографы,
письма) и печатном (книга, журнал,
паета) виде, портреты (живописные,
фтографические и т. п.), докумен-
ты (бнографические, жандармские и
ценвурные- дела), вещественные ре-
ИКВИИ, художественно-изобрази-.
зльный материал (картины, иллю-
циции к произведениям), и, как
обходимое дополнение, тексты и
инкетаж, С помощью этих материа-
в нужно рассказать посетителю
{ отношениях Горького к окружа-
тщей его действительности, пока-
ть движение и развитие его твор-
зества, т. е. передать то, что само
8 является вещью, доступной ося-
мнию, нужно исторически раскрыть
жизнь А. М. Горького и вскрыть со-
пржание и значение его творчества. ,
Too все это было рассказано на
(пецифическом музейном’ языке, не-
(бходима очень большая предвари-
тльная научно-исследовательская ‘и’
иузайно-собирательская работа. Кра-
чная биография Алексея Максимо-
зича нашими горьковедами еще да-
ко He изучена, богатейшее содер-
зание его литературного творчества
вшими литературоведами еще как
следует не проанализировано; между
ты музей ждать не может и в уста-
поваенный правительством срок дол-
жен открыть свои двери трудящим-
(4 Советского Союза. и

КЮюнцепция музея А. М. Горького
ина. Ее дал ЦК партии в своем тра-
рвом сообщении о смерти Алексея
ксимовича. Она полностью разви-
пв речи т, В. М. Молотова на траур-
ви митинге на Красной площади.
Фоле Ленина, — говорит т. .Моло-
ив, — смерть Горького — самая тя-
зая утрата для нашей страны и
ия человечества». «Рабочие и все
тудящиеся видят в Горьком себя,
его человека, свою эжизнь-судьбу,
0 будущее». Лаконичные ‘и вместе
(1ем предельно четкие формулиров-
и речи т. Молотова дают окраску
испозиции музея:

Горький — великий сын велико-
№ народа».
Горький — беззаветный друг тру-

щихся и вдохновитель борьбы 3a
KOMMYHHSM>,

Горький — гениальный художник
лова».

Торький создал бессмертные 06-
зы людей своего времени».

Горький «является подлинным ро-
доначальником пролетарской социа-
листической литературы в нашей
ране и в глазах трудящихся всего
apa»,

Эти установки должны пронизать
юр экспозицию музея Горького,
Измещаемую в одиннадцати залах
«обняка на ул. Воровского.

В первых восьми залах размеща-
ся экспонаты, характеризующие
алзненно-творческий путь Алексея
Уксимовича. Историческая и исто-
ико-революционная, <= биографичес-
ия, литературно-творческая нити
‘сливаются в единую экспозиционную
нию, отрезками которой являют-
(Я отдельные темы.

Первая тема — детство А. . М.
Торького. Виды Н.-Новгорода и Сор-
Ува 70-х годов прошлого века, ка-
пиринский дом, в котором протекли
диские годы Алеши Пешкова, Сло-
деко-Кунавинское приходское учи-
ЕЩЕ, где он ‹вкусил» от плодов на-
ум, магазин обуви Пархунова, где
[и был «мальчиком на побегушках»,
‚Е другие подобные экспонаты долж-
   напомнить о поистине горьком
етстве Алексея Максимовича.

0%бый шкаф познакомит посети-
  ¢ теми книгами, по которым
  Торьий обучался грамоте и которые
  читал в детстве. Эта «библиотека»
‘увчательна по своему составу:
Иь и псалтырь, и часослов, здесь
 1 лубочные «Францыль Венециан» и
988 русских с кабардинцами»,
И и Авантюрный «Рокамболь», и
«Приключенческие» 9. Габорио и
 1. Эмар, и наряду с ними — Баль-
и Флобер, Стендаль, великий Пуш-

Еще не будучи лично знакомы,
В. И. Ленин и А. М. Горький «встре-
тились» на страницах № 10—11 «Но-
вого слова», где первый опубликовал
статью «По поводу одной газетной
заметки», & второй напечатал рассказ
«Бывшие люди».

Второй зал’ охватывает период
1901—1904 гг. Начало его совпадает
с началом больших политических де-
монстраций, в которых Горький был
и участником, и «об’ектом» — следу-
ет вспомнить демонстрации в связи
с третьим арестом Горького в 1901 г.

‚Далее следуют темы: Горький в
Крыму в 1901—1902 тг., его знаком-
ство с Л. Толстым и дружба с А. П.
Чеховым, «академический инцидент»
1902 г, ссылка в Арзамас, сближе-
ние с социал-демократией, литера-
турная работа, первая литературная
слава, успех «Мещан» и «На Дне».
Руководящим текстом этого зала яв-
ляются слова Горького из «Песни о
буревестнике» 1901 года: «Буря! Ско-.
ро грянет буря! Это смелый буревест-
ник гордо реет между молний над
ревущим гневно морем; то кричит
пророк нобеды: пусть сильнее грянет
буря!».

Буря, действительно, грянула! 3-й
зал открывается экспонатами первой
революции 1905 года. Первая тема—
«9 января», далее следует новый
арест. Горького, заточение. его в Пет-
ропавловской крепости и его работа
там — «Дети солнца», дальше: «Ле-
нин и Горький в 1905 году», в част-
ности, «Новая жизнь» 1905 г., Горь-
кий и декабрьское восстание в Мо-
скве, от’езд Горького в Америку,
борьба, Горького против французско-
го займа царскому правительству по
поручению ЦК партии, пребывание
и работа Горького в Америке, приезд
на Капри. В особые темы оформля-
ются: «Горький на Лондонском пар-
тийном с’езде» и «Горький на Кап-
ри».

4-й зал охватывает такие значи-
тельные темы, как «Горький во вре-
мя  империалистической войны»
(здесь, в частности, показывается его
работа над первыми сборниками про-
летарской литературы, над сборни-
ками национальных литератур, зн&-
комство © В. Маяковским, «Лето-
IHC», защита еврейских беженцев‘ и
т. п), «Горький в февральскую рево-
люцию> и «Октябрьская социалисти-
ческая революция и Горький».

‚ Следующий раздел, охватывающий
период 1921 `— 1928 тг., посвящен
главным образом литературной рабо-,
те Горького и его переписке с совет-
скими корреспондентами. Период
1928—1933 гг. — время регулярных
приездов Горького в СССР — харак-
теризувтся двумя основными тема»
ми: «Поездки Горького по CCOP»—
путешествуя по тем местам, какие не-
когда исходил пешком, он нашел со-
вершенно иную, качественно новую,
социалистическую родину, —и < би-
лей Горького в 1932 году», когда вся
страна единодушно приветствовала
своего любимого великого писателя.

Начиная с этого зала, экспозиция
дается в крупных, монументальных
формах. Так, в-центре следующего
6-го зала — показан всесоюзный
с’езд’ писателей, проходивший под
непосредственным руководетвом
Горького, с этой темой координиру-
ются темы, характеризующие работу
Горького с молодыми писателями, ра`
боту по пропаганде и развитию с0-
ветских национальных литератур,
участие в строительстве советской
детской литературы, & также ряд ли-
тературных и культурных начина-
ний Горького. Особо выделяется, само
собой разумеется, «История граждан-
ской войны», предпринятая по ини-
циативе товарища Сталина и А,
Горького.

Небольшой 7-й зал посвящен‘ теме
о, если так можно выразиться, ин-
тимном Горьком. Однако «интим-
ность» эта вся проникнута, обществен-
но-политическими мотивами. Точнее,
может быть, следует назвать этот
зал: «В гостях у Горького». Кто же
эти гости? И вожди народа — руко-
водители партии, и рядовые рабочие
и ‘крестьяне, и великий друг Совет-
ского Союза — Ромэн Роллан, и ма-
впервые ленькие’ друзья Горького — совет-
А НЕ вели-   ские дети, и писатели из братских

ee : национальных республик, и стаха-

, Дыее идет тема о работе Горького   новцы из родного Н.-Новторода. Горь-

железной дороге — на ст. Добрин-   кий вышел из народа и теснейшим
в Борисоглебеке, на ст. Крутой.   образом был с ним связан — это мож
ВН 1889 г. Алексей   но показать на групповых ‚фотогра-

“Новгороде в i
CMMOBHY получил первое «поди-   фиях «тостей» Горького, на т

Первый зал охватывает период ис-
аний Горького до 1899—1900 гг. Ka-
ИЛЬ 1884—1888 тг, уже полна про-
воречий: казанский университет,
да мечтал поступить А. Пешков;
 Марусовка», куда попал ‘будущий
‚“. Горький; Федосеев“— руководи-
революционного кружка в Ка-“
Ten которого знали тогда и В.
Гении А. М. Горький, не знакомые
Ще в то время друг другу. Отзывы
К о Федосееве как бы сближают

сленных письмах его самым разнооб-
разным адресатам — учителям, писа-
телям, ученым, детям, правонарущи-
телям ит. д, ит. п.

8-Й зал охватывает два последних
года жизни А. М. Горького — 1935
и 1936; здесь две центральных темы:
«Горький и буржуазно-капиталисти-
ческий Запад» — борьба Горького
против фангизма, руководство меж-
дународным антифашистским движе-
нием революционных и радикальных
писателей мира, и «Горький и соци-
алистическая родина» — гимн, в по-
следние дни жизни слагаемый Горь-
ким Сталинской Конституции. Изве-
стно, что уже больной Горький, уви-
девов газете опубликованный текст
проекта Конституции сказал: «Сегод-
ня и камни поют».

Следующий за этим 9-Й зал — зал
траура и народной скорби по’ почив-
шем великом писателе и друге всех
трудящихся. Экспозиция этого зала
не должна быть ни пышной, ии на-
рочито печальной. Скупыми, подлин-
но документальными средствами
должны вызываться в посетителе те
эмоции, которые владели всем совет-
ским народом в памятные июльские
дни 1936 года.

`Ваключительный зал должен пока-
зать, что, хотя Горького физически
нет уже с нами, но творчество его
‚живет в умах и сердцах трудящихся
и действенно зовет к овладению
культурным наследством, к развитию
литературы социалистического реа-
лизма, к строительству социализма,
к будущему коммунистическому об-
ществу. Коротко, это — зал показа
творческой художественной мысли
Алексея Максимовича. Ведущим тек-
том являются слова,Горького из его
статьи «Десять лет», написанной им
в 1927 году в связи с десятилетием
советской власти: «Всю мою жизнь я
видел настоящими героями только
людей, которые любят и умеют рабо-
тать, людей; которые ставят себе
целью освобождение всех сил чело-
века для творчества, для украшения
нашей земли, для организации Ha
ней форм жизни, достойных челове-
kar,

В этом заключительном зале — три
больших темы: 1) Ленин и Сталин,
партия и рабочий класс в творческой
жизни А. М. Горького; 2) Горький о
культуре, науке, искусстве и лите-
ратуре (так же, как и наука, искус-
ство литература о Горьком); 3) твор-
ческая лаборатория Горького.

Задача создания музея А. М. Горь-
кого трудна, ответственность велика,
сроки до крайности малы, помощь в
работе требуется огромная. Со сторо-
ны руководящих органов коллектив
работников музея чувствует повсе-
дневную заботливость и поддержку,
союз советских писателей проявляет
к музею большое внимание и оказы-
вает значительную помощь, отдель-
ные товарищи приносят в дар музею
ценнейшие экспонаты... К сожале-
нию, этого нельзя сказать о ряде на-
учных и музейных учреждений.

Казалось бы ясно, что постановле-
ние правительства об организации
музея Горького обязывает эти уч-

‘реждения к передаче в музей уни-

кальных экспонатов, ‘без которых
Центральный  горьковский музей
просто не может быть открыт. Это
относится, например, к таким исто-
рическим портретам Горького, как ре-
пинский или серовский; это отно-
сится, ко всем экспонатам горьков-
ских выставок 1928 и 1932 гг., пере-
шедшим в свое время в Литератур-
ный музей.

Однако нужно думать, что при под-
держке всей советской общественно-
сти музей А. М. Горького преодоле-
ет сопротивление некоторых учреж-
пений и сосредоточит в своих. залах
и фондах весь необходимый истори-
ческий, литературный и художествен-
но-ценный материал. Постановление
правительства должно быть выпол-
нено, оно будет выполнено, и Совет-
ский Союз обогатится еще одним му-
зеем, достойным памяти великого пи-
сателя Алексея Максимовича Горь-
Koro.

To CTPA

В № 5 «Костра> нет даже намека
на такое историческое событие, как
завоевание Северного полюса  боль-
певиками. № 6 журнала еще не вы-
шел. Таким образом читатель «Кост-
ра» на весьма длительный срок ото-
двинут от эпопеи, на которую успел
уже откликнуться весь мир.

Между тем при известной поворот-
ливовти можно было бы избежать та-
кого провала; Это доказал другой еже-
месячный журнал для детей «Пио-
нер». Он в майском номере сумел дать
не только информацию о полете на
Северный полюс, но и поместить
портреты участников экспедиции и
статьи М. Водопьянова и, коменданта
аэродрома полярной авиации т. Tlo-
тосова. А в № 6 «Пионера», котати,
давно уже вышедшем в свет, читатель
может ознакомиться с текстами те-
леграмм, которыми обменялись ре-
дакция , «Пионера» и зимовщики
дрейфующей станции «Северный по-
JOC,

Этот факт в значительной мере ха-
рактеризует всю систему работы
редакции «Костра». ° Чрезмерное
спокойствие, медлительность, отсут-
ствие организаторского, «нерва» ска-
вываются не только в запоздалых от-
кликах на важнейшие события, но ни
в «жанровой» и тематической ограни-
ченности журнала. Мы думаем, не
случайно то обстоятельство, что пре-
обладающее, место в журнале «Коз-
тер» занимают статьи и очерки.

= Художественный отдел труднее ор-
танизовать, он требует больших уси-
anit, и редакция предпочитает итти
по линии наименьшего сопротивле-
HHS.

Вполне понятно, что при такой. ус-
тановке за бортом остаются важней-
шие темы и проблемы нашей. совре-
менности, к которым «Костер» не су-
мел привлечь внимание своих авто-
ров. Достаточно указать, что в дет-
ском журнале совершенно отсутет-
вует рассказ о, школе. Нет ни одного
художественного произведения о со-
временной Красной армии (граждан-
ской войне посвящен лишь очерк
Успенского о Ворошилове «Три бое-
вых эпизода»). Обойдены Дальний Во-
сток, комсомол. Антифашистская те-
матика представлена всего двумя
очерками Л. Варшавского (в №1 ив
№ 3), в которых он рассказывает о
борьбе испанского народа, его героях,

Выставка в ЦПКиО, посвященная Сталинской Конституции. — Щит с
; о Сталинской Конституции.

высказываниями крупнейпгих писателей Запада о нашей стране,

‘Выставка. шоевящешшая
` Сталшнекой Бошетитущиш

Музей народов СССР открыл 24 ию-
ля в Центральном парке культуры,
и отдыха им. А. М. Горького боль-
пгую выставку, посвященную Ста-
линской Конституции.

В просторном вестибюле выставки
— гигантское панно работы художни-
ка С. Соколова: «Сталин делает до-
клад о Конституции Чрезвычайному
УШ с’езду советов».

Над входом в красиво декорирован-
ный зал выставки — государствен-
ный герб СССР и огромный алый
стяг. На нем написано. золотом:

«Да здравствует Сталинская Кон-
ституция — Конституция победивше-
то социализма и подлинного демокра-
тизма!»

В двухсветном зале стоит величе-
ственная ‘скульнтура Сталина рабо-
ты заслужениого деятеля искусств
С. Меркурова.

По стенам, на мраморных досках—
цитаты из великой Сталинской Кон-
ституции, новые гербы союзных рес-
публик, художественно-выполненные
фигуры в национальных костюмах
народов Советского Союза.

десь, в этом зале, отображены ве-
ликая дружба народов  Советекого  .
Союза, культурные и хозяйственные
достижения Страны Советов.

В разделе выставки, посвященном
строительству социалистического го-
сударотва рабочих и крестьян, собра-
ны десятки исторических докумен-
тов, текстов, фотографий, живопис-
ных полотен.

Вот знаменитая «Декларация прав
народов России», подписанная 2 но-
ября 1917 г. В. И. Лениным; брошю-
ра «Конституция (Основной закон)
Российской Социалистической Феде-
ративной Советской Республики», из-
данная в 1918 году. На ее обложке .—
синий штамп: «Прочти, товарищ, и
дай тому, кто не читал!»

Рядом, на большом стэнде, собра-
ны сотни газет нашего Союза — от
«Правды» и «Известий» до «Тихооке-
анской звезды» и «Бакинского рабо-
чего>.

На страницах этих газет миллионы
наших читателей обсуждали новую
Конституцию СССР. —

=
В ЦПКиО
им. А. М. Горького
2?

Экспонаты этого раздела характе-
ризуют этапы развития советской
конституции, этапы роста нашей ве-
ликой страны, показывают огромную
роль в победоносном строительстве

‘социализма вождей народов CCCP -—

товарищей Ленина и Сталина.

Специальный раздел выставки да-
ет яркую картину экономической мо-
щи СССР, нашей индустрии, сель-
ского хозяйства, транспорта.

Величайшие в истории науки и тех-
ники победы СССР — завоевание:
Северного полюса и перелеты Москва
—Америка — также нашли здесь свое
отражение.

а двухметровом стеклянном вра-
щающемся глобусе красной чертой
проложены трассы исторических стз-
линских маршрутов. Здесь же пор-
треты героев двух исторических пе-

‘релетов —_тт. Чкалова, Байдукова,

Белякова, Громова, Юмашева, Дани-
лина, нортреты славных завоевате-
лей Северного полюса.

На хорах, окружающих выставоч-
ный зал, размещены экспонаты, ил-
люстрирующие отдельные статьи Ста-
линской Конституции, Положения о
выборах в Верховный Совет СССР,
вновь разработанные схемы по изби-

рательной ‘системе СССР; схема изби-
рательных округов в Совет Союза и
Совет национальностей, схема изби-
рательных  комиесий по выборам,
схема «Как москвичи будут избирать
своих депутатов» по Сталинской Кон-
ституции,

На выставке будут собраны луч-
шие образцы народного творчества—
вышивки, изделия из кости и дерева,
работы палешан, ковры и т. д, а
также стихи национальных поэтов,
посвященные Советскому Союзу и
его великому вождю — товарищу
Сталину.

В центральном зале выставки
«Сталинская Конституция» висит щит
с высказываниями крупнейших пи-
сателей Запада о нашей стране, о
Оталинской Конституции,

Над щитом — как заголовок —
тордые слова Маяковского:

«Читайте,

Завидуйте,

Я— гражданин Советского Союза»...

Среди высказываний писателей
мира — замечательное утверждение
Ромэн Роллана:

‚«Эта Конституция. покажет ‚всему
миру, что СССР окончательно побе-
дил косные силы, оставшиеся от ста-
рого строя. Это установление настоя-
щей демократии, которая может су-
ществовать только в бескласеовом
обществе: это проведение в жизнь ве-
ликих лозунгов, до сих пор являв-
шихся только мечтой человечества, —
свободы, равенства и братства».

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ КНИГА`

Музей народов СССР недавно вы-
пустил в своей типографии отдель-
ным изданием текст «Конституции
(Основного Закона) Союза Советских
Социалистических Республик».

Книга роскошно ‹ оформлена. Фор-
мат ee — 50X70 om. Tupam — 70
нумерованных экземпляров.

Несколько экземпляров этого за-
мечательного издания экспонируется
на выставке материалов по Сталив

ШОЦАЮО ДЕТСЕШХ ЯВУРША

ской  Конституции в Центральном
парке культуры и отдыха им. Горь-
кого.

Музей народов СССР посылает
«Конституцию «(Основной Закон)
СССР» в подарок правительствам
союзных и автономных республик,

Экземпляры книги переданы Му-
зеем народов СССР — ЦИК CCCP
и Совету национальностей ЦИК
СССР. (

«Koctep» NN 1-5 3a 1987 ron»
в,

интернациональной бригаде. Но даль-
ше газетного репортажа эти очерки не
идут,

Говоря о недостатках журнала, мы
не можем не отметить его удивитель-
ное равнодушие к истории русского
народа и других народов CCCP. В
рецензируемых номерах нет ни одно-
то рассказа, ни одной статьи об ис-
торическом прошлом России, ее теро-
ических фигурах, о поворотных собы-
тиях в жизни народа, о его борьбе
против многочисленных иноземных
вратов. и т. д.

Неужели редакция «Костра» не по-
нимает, как много помогает изуче-
ние прошлого в воспитании патрио-
тических чувств молодежи, в расши-
рении ее кругозора?

Но что уж говорить о прошлом, ко-
гда журнал не в состоянии показать
и важнейших событий современной
действительности. Не странно ли, что
«Костер» ни словом не обмолвился
о февральском пленуме ЦК ВКП(б),
06 историческом докладе товарища
Сталина «О недостатках партийной
работы и мерах ликвидации троцки-,
стских и иных двурушников», Жур-
нал не рассказал читателю о гнусных
уловках врагов народа, спевигихся
с иностранными разведками и подло
предающих интересы социализма. Это
— серьезнейшие политические про-
валы журнала.

Не странно ли также, что «Костер»
не рассказал читателям о канале Мо-
сква -— Волга? Несколько строк в
«Очерках о родине» М. Ильина — вот
все, что сумел ‘сказать журнал за
полгода 0б одном из самых удиви-
тельных достижений социалистиче-
ской страны!

Не говорит ли все это об отсутст-
вии системы в работе журнала, о став-
хе на самотек, наконец, об отрыве лю-
дей, возтлавляющих редакцию, от на-
шей действительности?

Мы убеждены, что именно этими
особенностями редакции и можно об`-
яснить появление на страницах жур-
нала повести Яна Ларри «Необычай-
ные приключения Карика и Вали».

«Фантастика» Ларри весьма деше-
вого свойства. Она идет ие от худо-

*
жественного воображения ‘и научных
познаний, которых, очевидно, у ав-
тора нет, & от равнения на плохие ли-
тературные образцы. Получается эта-
кое «мироприключенческое» произве-
дение! облегченного типа,

Иного’ качества, рассказы! С. Безбо-
родова — «Степан Андреич — «Мед-
вежья смерть» и И. Мильчика — «На
речке Шайтанке» (оба в № 1).

Несмотря на несложные, казалось
бы, сюжеты, читатель не остается, ра-
рнодушным. В первом случае он
взволнован глубокой человечностью
отношений в нашей стране, которые
Безбородов сумел показать в исто-

‚рии о колхознике-охотнике, получив-

шем тяжелые увечья и спасенном,
вопреки сомнениям его скептических.
земляков, самолетом, специально вы-
сланным в тлушь из Ленинграда.

Рассказ написан сочно, с хорошим
знанием быта, без навязчивой моря-
ли. Некоторые сцены сделаны пре-
восходно, в особенности сцена ожи-
дания и встречи самолета в. колхо-
зе.

Рассказ Мильчика возвращает нас
к страшным ‘дням дореволюционной
России. С большой убедительностью:
Мильчик показывает жуткий быт
тлухого волжского городка, бесправие
и нищету русских и татарских рабо-
чих, безрадостное детство, картины
тнусного тлумления полицейщины
‚над бедным людом. › :

Эти рассказы, пожалуй, лучшее из
того немногого, что помещено в ху-
дожественном отделе журнала. По
силе впечатления с ними конкури-
рует только отрывок из повести дат-
ского писателя Кнута Беккера «Кай
пойман» (№ 5). Беккер провел своз
детство в «воспитательном» заведо-
нии, предназначенном для детей
бедных родителей. В своей повести
Беккер дает исчерпывающие пред-

ставления о том, что представляли

(и представляют собою и сейчас) вос-
питательные методы буржуазии.
Нельзя без гнева и ужаса читать
страницы, в которых описывается ди-
кая расправа директора Монрада с
9-летним Каем, не выдержавшим кз-
торжного режима заведения и бежав-

и

шим вместе с товарищем. Какую не-
нависть к капитализму пробудят эти
страницы в сердце советского ре-
бенка, не имеющего представления о
таких нравах, воспитывающегося в
атмосфере любви, всеобщего внима-
ния ко всем его нуждам!

Наиболее полно представлен в «Ко-
стре», как мы уже отметили, отдел
очерков и научных статей. Несомнен-
ной заслутой редакции является при-
влечение к работе в этом отделе вид-
ных партийных и научных работни-
ков, крупных писателей, выдающих-
ся специалистов. С интересом будут
‘прочитаны всеми воспоминания о том
«Как Ленин спасался от сыщиков Ке-
ренского» (№ 1) и о знаменитом пер-
вомайском выступлении рабочих
бывш. Обуховского завода в 1901 го-
ду (№ 5), очерк Героя Советского Со-
юза Слепнева о парижской авиацион-
‘ной выставке, профессора Визе — о
буйковой почте и т. д.

Особое место занимают в журнале
«Очерки 0: родине» М. Ильина и
С. Безбородова «Товарищ Серго» (рас-
сказы`о Г. К. Орджоникилве).

В своих очерках Ильин ставит’ се-
бе задачей раз’яснить детям. сущ-
ность. Сталинской Конституции. Де-
лает он это со свойственной данно-
му писателю  добросовестностью и
умением облекать цифры в плоть и
кровь живых фактов. Ильин’ собрал
огромный материал, прекрасно им
использованный для того, чтобы. от-
тенить резкий контраст между нашим
настоящим и прошлым, между социа-
листическим ‘укладом. и зарубежной
действительностью. Он дает своему
читателю яркое представление о бур-
жуазном «патриотизме», буржуазной
морали, демократии, умело привлекая
в качестве свидетелей ‘крупнейших
представителей буржуазной мысли,

Конкретизируя. положения Консти-
туции о праве на труд, отдых, обра-
зование и т. д. Ильин извлекает из
архивов страшный документ, кото-
рый лучше многих книг показывает,
какова была цена человеку в старой
России. Речь идет о своеобразном
«прейскуранте», вывешенном около
40 лет назад на Обуховоком заводе.

Накануне
юбилея
Шота Руставели

“Редакция библиотеки Жургазоб’е-
динения «Жизнь замечательных лю“
дей» выпускает популярную биогра-
фию автора поэмы «Витязь в титро-
вой шкурё> и анализ этого бессмерт-
ного произведения грузинской клас-
сики.

Книга будет снабжена большим ко-
личеством иллюстраций, начиная от
старинных грузинских миниатюр ХИ
века и кончая иллюстрациями совре-
менных грузинских художников, в
юбилейному изданию поэмы, выходя-
щему на грузинском языке в Тбили-

си.
иж

На азербайджанский язык перево-
дят поэму Руставели поэты Самед
Вургун, Сулейман Рустам и Мамед
Рагим. Работа над переводом должна
быть закончена к началу сентября,
чтобы книга, в оформлении художни-
ка И. Ахундова, была выпущена Е
ноябрю этого года.

Азербайджан отмечает юбилей Ру-
ставели устройством специальной вы-
ставки. Для организации и художе-
ственного оформления выставки вы-
делена бригада художников,

*

Тбилисский научно-исследователь-
ский институт им. Руставели приоб-
рел рукопись словаря к поэме Шота
Руставели, составленного покойным
профессором М. Джанашвили.

Словарь заключает в себе до 7.000
слов и фраз из поэмы «Витязь в тиг-
ровой шкуре» с пояснениями точно-
го их смыела.

На территории, где некогда был
древний город Дманиси — крупней-
ший центр средневековой Грузии —
ведутся археологические раскопки.

Удалось найти много ценных исто-
рических памятников: предметы до-
машнето обихода, грузинские и араб-
ские надписи на камнях,

Находки будут представлены на
выставке, открывающейся к юбилей-
ным дням в Тбилиси.

JIB

Таблица эта предусматривала разме-
ры возмещения за то или иное повре-
ждение на производстве. Так, за по-
вреждение черепа, вызывающее ду-
шевное расстройство и т. д., преду-
смотрено было вознаграждение в раз-
мере ста рублей, за сотрясение мозга
(«в зависимости от’ последствий» )—
85—60 рублей, за потерю зрения на
оба глаза —. 100 рублей, на один
тлаз — 35 рублей, за потерю слуха—
50 рублей, за глухоту на одно ухо —
10 рублей ит. д. .

С неменьшим интересом будут про-
читаны и очерки Безбородова об Орд-
жоникидзе (№ 3—4). Очерки эти ох-
ватывают различные вериоды заме-
чательной деятельности Серго, начн-
ная от первых дней его участия в ре-
волюционном движении и кончая
эпохой гражданской войны на Кав-
казе.

Будет очень жаль, если автор не
продолжит своей работы об Орджо-
никидзе, не сделает попытки охва-
тить и дальнейшую многостороннюю
деятельность этого пламенного боль-
шевика, верного соратника Ленина и
Сталина.

Из других сотрудников «Костра»
обращает на себя внимание Л. Успен-
ский. Это, безусловно, весьма одарен-
ный журналист, с хорошей хваткой,
остроумный, ‘находчивый, умеющий 1
по-своему поставить взятую тему. С
одинаковым интересом читаются его
статьи о происхождении имен, об от-
крытии хеттской письменности и
очерк о гибели французского парохо-
да «Филиипар».

Общий вывод: журнал «Костер»
еще не имеет своего лица, еще не об-
рел своего языка. В журнале попа-
даются интересные материалы, но
они Часто производят впечатление
возникших самотеком, случайно, они
не сцементированы единством воли
и вкусов. людей, делающих журнал.

Что особенно тревожит,—это очень
узкое поле зрения. редакции, ее не-
умение отразить нашу жизнь в ее
основных проявлениях. Трудно ска-
зать, отчего это: от политической ar-
раниченности или от неповоротливо-
сти? <

Но’факт остается фактом. Об этом
красноречивее всего свидетельствует
художественный отдел журнала,
сильно отстающий от всех остальных
его отделов. Я. ЭЙДЕЛЬМАНЬ